что делают с землей с канавки дивеево дома
Канавка Богородицы: обыкновенное чудо Дивеевского монастыря
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
«Святой» именуют ее, ведь принадлежа земле, место это еще причастно Царству Небесному. Освященное присутствием Самой Пречистой, оно именуется также – «Поясом Богородицы».
Где находится
Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, находящийся в самой южной Нижегородской области, близ границы с Мордовией.
Внешний вид
На фото, сделанных с высоты, хорошо виден ров, опоясывающий часть обительской территории. Внутри огражденного насыпью пространства долгое время были корпуса обители, часовня прп. Серафима. Ныне же, согласно завету прп. Серафима Саровского, здесь высится еще великолепный Благовещенский собор, строительство которого завершилось в 2013 г.
История создания
Она непосредственно связана с повелением прп. Серафима, духовного наставника обители.
Роль Серафима Саровского в жизни монастыря
Общение преподобного с сестрами имеет давнюю историю. В июне 1789 г. инокиня Александра (в мире – Агафия Мельгунова), которой Сама Пречистая еще с 1760 г. повелела учредить в Дивеево женскую обитель, обратилась с просьбой позаботиться о сестрах к настоятелю Саровского монастыря иеромонаху Пахомию. К тому времени община – еще не монастырь – была совсем мала. О. Пахомий, как м. Александра, уже престарелый, посоветовал ей просить о духовной поддержке иеродиакона Серафима – недавнего Саровского постриженика, уже выделяющегося своей духовностью. О. Серафим согласился не только «за послушание», но благоговению к м. Александре.
Иеромонаху Серафиму пришлось, согласно обещанию, принять на себя попечительство об общине не ранее 1794 г., когда скончался о. Пахомий. Впрочем, первоначально отношения сестер и нового духовника складывались непросто. Устав Саровской обители, на который опиралась община, показался прп. Серафиму превышающим слабые женские силы. Однако наставница сестер, Ксения Михайловна, отнюдь не хотела менять установлений, так что о. Серафиму пришлось отступиться.
К тому же образ жизни его – тогда совершавшего подвиг затворничества – тоже не располагал к духовному наставничеству.
Мельничная девичья община
Но Пречистая ждала от того, кого именовала «любимиче Мой» точного выполнения завещания м. Александры, чем сказала преподобному во время Своего явления, которое последовало 22 декабря 1826 г. Мягко укорив святого, Богородица повелела:
Она указала точно число сестер – восемь, а также повелела выстроить для них особый храм и мельницу – для пропитания. Дело, за которое взялся преподобный, было для того времени небывалым: государственная политика ограничивала женское монашество. Но преподобный не смущался ни косыми взглядами, ни тем, что новая община часто почти нищенствовала, а сестрам долгое время было негде жить. Ведь они имели благословение Самой Богоматери. Видимо, во время одного из ее явлений святому Она дала распоряжение о Канавке.
«Стопочки Царицы Небесной»
«Дивны святые… Кто подобен им из мира сего!» – так говорил о прп. Серафиме составитель его жития, митр. Вениамин (Федченков).
«Мельничные сестры» считали преподобного своим духовным наставником, во всем доверялись, но некоторые его распоряжения, как люди, понять не могли.
Великое и небывалое рассказал преподобный: видел он, как Сама Царица Небесная обошла место, где жили сестры, беря его себе «в удел».
Но верили ему не все. Смущение сестер вызвало:
Девушки медлили. Тогда святой вразумил маловерных чудом: поздно вечером 2 июня 1829 г., накануне Дня Святой Троицы одна из сестер увидела батюшку с лопатой на том месте, где он указал делать Канавку.
Канавка Богородицы в Дивеево
Выбежав приветствовать нежданный приход духовного отца, сестры, однако, никого не нашли – лишь раскопанную землю да оставленный инструмент.
Судьба канавки
Хотя прокопать канавку удалось, ее размеры соответствовали указаниям святого только на первых 150 метрах. Далее ров был куда меньше – 70-90 см ширины и глубины. Однако уже в первые годы сложилась традиция проходить здесь с Богородичной молитвой.
Около 20 лет община пережила не лучше времена. Противное завещанию святого и воле Богородицы объединение с Казанской, смуты, нестроения – многие считают виновником всего этого Саровского иеромонаха Иоасафа (Толстошеева). Пренебрежительно относясь с наследию прп. Серафима, он велел строить близ Канавки корпуса, сама она постепенно стала скорее тропой.
Но вот стали сбываться слова преподобного о наступлении гонений на Церковь. В последние годы перед закрытием обители еще раз довелось сестрам убедиться в несомненности слов своего духовного отца о том, что ежедневно здесь проходит Сама Пречистая:
После закрытия монастыря Канавку постарались уничтожить, однако еще в 1980-е многие помнили, где она проходила, к тому же сохранялись отдельные ее фрагменты. Но все же, когда с 1997 г. началось восстановление святыни, ее по большей части пришлось создавать заново.
Сейчас Канавка точно соответствует плану преподобного. Кроме того, ее благоустроили: забетонировали дно, укрепили склоны, предотвращая осыпание грунта. Здесь построена часовня, установлены поклонные кресты.
Почитание
Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:
Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.
Народные и церковные традиции
Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:
Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.
Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:
Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:
«Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!»
Светское мнение
Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:
Духовный смысл (мнения священников)
Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:
Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.
Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.
Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.
Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.
Игум. Петр (Мещеринов) говорит:
Как изображают на иконах
Развитой иконографии святыни пока нет. Существует лишь несколько ее иконописных изображений:
Когда приезжать
Монастырь принимает паломников круглогодично. Особенно торжественные крестные ходы по Канавке проходят во дни памяти прп. Серафима, по Богородичным праздникам, воскресным дням. Если есть желание поучаствовать, приурочивать приезд стоит к этим дням.
Как правильно пройти
Уставных правил молитвы здесь нет. Большинство паломников следуют совету прп. Серафима, читая 150 раз или столько, сколько получается, молитву Пречистой. Многие также следуют монашескому обычаю, кроме Богородичной молитвы, поминать живых, усопших.
Можно также встретить совет, обычно исходящий от опытных иноков или священников, молиться на Канавке ночью, как принято у монахов. Однако, это совет, а не правило, следовать ли ему – каждый решает сам.
Текст молитвы, которую читают
Как использовать землю с канавки?
Землю прикладывают к больным местам, иногда – растворяют водой небольшую часть, пьют как благословение.
Дивеевские чудеса
О них есть множество свидетельств паломников. Вот, например, рассказ Владимира из Саранска, сотрудника храма:
Однажды боль усилилась до такой степени, что я половину ночи не спал, держал руку вытянутой вверх: так было немного легче. Под утро вспомнил, что, будучи в Дивееве, я накопал земли в канавке и привез ее домой. Разыскав сумочку с этой святой землей, о которой я, к стыду моему, забыл, лег в постель. Опустив руку в сумочку, я зарыл ее в землю. Боль сразу утихла и через несколько минут совсем затухла. Сон сразу же окутал меня. Я блаженно спал, а рука покоилась в сумочке с целебной землей. Проснувшись утром, я не узнал свою руку. Нарыв был прорван, и земля вытянула из руки весь гной. Опухоль спала, и рука была совершенно здорова. Я смотрел на руку и не верил своим глазам…»
Отзывы паломников
К святыне приезжают люди разной степени воцерковленности и уровня веры. Потому можно увидеть здесь как истинное благочестие, так и теплохладность, непонимание. Вот отзыв паломника Антона Жоголева от 1 сентября 2006 г.:
Таких тут множество. А кто-то идет — и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка. Может быть, и они получают свою меру благодати…
А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла…»
А вот отзыв от пользователя с ником Cantarela, написанный уже 25 мая 2020 г. (стиль и орфография сохранены):
«Вступив на Канавку я думала мне не удастся прочитать 150 раз, было шумно, но начинаешь читать и уходишь в себя, в свои мысли, толпа не мешает, каждый сам по себе. Видела многие шли на босые, либо в носках.
А ты идешь и наслаждаешься видом, духовностью и каким то уединением. И в этот раз я успела прочитать 150 раз молитву. О своей беременности я узнала через месяц после посещения Дивеева и Канавки. Думаете совпадение, я не думаю так. Почему? Я не первая кто там был с таким желанием. Я знаю двоих кто вернулся с малышом…»
Каждый увидевший святыню, понимает, что здесь встречаются земное и небесное, сердца касается благодать Самой Богородицы. А вот принять ли этот дар – уже выбор каждого.
Святая Канавка — ограда до небес
Обыкновенные чудеса Дивеевского монастыря
В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.
Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Свеча старца
Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.
Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.
После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.
«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».
Чудеса на канавке
Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).
Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».
Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.
«Мы ничего не просили»
Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.
Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту. А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».
Святые источники
Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сергиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.
«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».
Как применять землю с канавки богородицы. Что делать с землей со святой канавки в Дивеево? Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево
В мире есть большое количество православных святынь, которые известны своими чудодейственными свойствами, а также прочими феноменами. Многие считают, что именно в таких святых местах происходят исцеления от самых сложных недугов. Есть много мест, которые славятся дивными рассказами об этом, можно даже сказать легендами. Такие святые места стали местами паломничества, куда приезжает большое количество верующих. Все они молятся и ожидают сотворения чудес. Не является исключением и такое место как Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево.
Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам. Путеводитель
Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос — зачем вообще приезжают в Дивеево? Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой. Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.
В статье:
Особенное место — история Дивеевского монастыря и Святой Канавки
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три — Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.
25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь. Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка «представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».*
«Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).*
Как появилась Канавка и что это такое
Считается, что Канавка – это была последняя воля Царицы Небесной. Предание гласит, что в 1823 году батюшке Серафиму было явление Богородицы. она показала ему место в Дивеево, где нужно было сделать обитель.
Где находится Канавка Богородицы? Также ею было велено обнести данную обитель канавой и валом. Так и появился монастырь. За несколько дней до смерти Серафима была построена Канавка.
Так же читайте: Молитва Кизическим мученикам о работе
Как она выглядит? Это семиугольник, длина которого по периметру составляет 777 м. При жизни было выкопано 6 сторон, а на седьмой должен был быть большой собор на честь иконы Богоматери «Умиление».
После смерти отца Серафима пришли скрутные времена для обители. Стройка практически прекратилась и уход за канавкой не проводили должным образом, кроме того по ней даже начали ходить и ездить. Со временем началось возрождение обители и канавку расчистили.
Так как к данной святыне приходили множество верующих, то слава о ней распространялась далеко за пределы поселка. Цветы, трава и земля с данного монастыря считается чудодейственными и целебными.
Обустройство святыни
Много духовных подвигов совершил преподобный старец Серафим Саровский и неоднократно становился свидетелем явления Божьей Матери, которая даровала ему благодать.
Официальной датой очередного явления Богородицы считается 25 ноября 1825 года. Тогда Божья Матерь повелела старцу образовать новую общину, которую следовало обнести валом.
Речь идет о мельничной общине, которая начала действовать на следующий год после явления старцу Богородицы, только вот святая канавка в Дивеево появляться не спешила.
Познавательно!Выбираем иконы по дате рождения человека
Согласно словам самого старца, рыть могли только послушницы из обители, а мирские люди допускались только для того, чтобы вал насыпать и землю носить. Конечно, создание этой ландшафтной формы требовало определенного подвига от послушниц, которые и так вели весьма аскетичное существование.
Тем не менее, старец особо радел об этом деле, фактически оно завершило его земной путь. Есть свидетельства самих послушниц, которые видели, как он сам копает канавку. Казалось бы, ничего странного, точнее, почти ничего, ведь старец проживал относительно далеко от женской обители, но:
Такое видение невероятно взволновало и вдохновило женщин, после чего была создана святая канавка Богородицы в максимально короткий период.
Сам старец Серафим почил практически сразу после окончания чудесного строительства. Он благословил всех верующих проходить по тропинке, которой ходила сама Богородица и читать для Нее молитву.
Внешнее описание
Внешне пространство выглядит весьма обыденно. Перед паломниками предстает обыкновенный вал, над которым идет облагороженная тропинка, а сбоку располагается та самая канавка. Протяженность ее составляет 777 метров. Длина выбрана абсолютно разумно, ведь в православной традиции семерка представляет собой полноту и является числом божественным.
Обратите внимание! Число 666 трактуется как недостаток и незавершенность, число дьявола, то есть лишенного божественной полноты. 777 — положительный сакральный символ в православной традиции.
Святыни Дивеево — канавка Богородицы.
Еще была я в Дивеево — но текст и фото беру у подруги — она тоже там была совсем недавно.
«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево. Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….
Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.
«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).
Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские, украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы, американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.
По Канавке мало просто пройти. Нужно еще успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути, а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти — успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие, напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь. Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а впереди и нет ничего. Все! Приехали…
И только монахини идут по канавке особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти — всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва!
А опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят, помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в свой, отмеренный только им, срок.
Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну:
«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!».
– сказал Владыка Серафим со слезами.
Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.
Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой Канавке. 10/23 августа 1997 года, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой Канавки – от начала до первого поворота.
Использование святой земли
Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.
Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.
В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.
Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.
Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:
Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.
Подведем итоги
Чтобы приехавшему под Саров паломнику набрать немного земли, нужно непременно прочитать молитву, пройдя по самой канавке. Стандартным вариантом является прочтение 150 раз подряд «Богродице Дево, радуйся».
Также некоторые указывают на следующие молитвы:
Каждую читают не менее пятнадцати раз подряд, хотя не всегда нужно следовать каким-то формальным предписаниям, а нужно молиться так, чтобы взрастить в себе веру и ощутить благодать Господа.
Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево
В мире есть большое количество православных святынь, которые известны своими чудодейственными свойствами, а также прочими феноменами. Многие считают, что именно в таких святых местах происходят исцеления от самых сложных недугов. Есть много мест, которые славятся дивными рассказами об этом, можно даже сказать легендами. Такие святые места стали местами паломничества, куда приезжает большое количество верующих. Все они молятся и ожидают сотворения чудес. Не является исключением и такое место как Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево.
Возрождение после советской эпохи
Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево за годы Советской власти почти исчезла, была засыпана мусором.
В 1988 году началось постепенное возрождение Дивеевский обители. Восстановление Святой Канавки было завершено к 2004 году. Работы велись вручную сестрами монастыря.
В настоящее время Канавка Пресвятой Богородицы отклоняется от плана, составленного во второй половине 19 века. Однако она полностью создана по указаниям преподобного Серафима (по размерам и глубине). Ранее в силу технических причин сделать это было невозможно. Сейчас протяженность рва составляет 775 метров, а внутренняя территория имеет площадь 2.995 десятины (размеры территории Мельничной общины).
На внутреннем валу создана тропа из бетонных кирпичей. Ров огорожен металлическим забором, дно забетонировано. Для укрепления откосов рва установлены деревянные распорки.
Дивеево и Канавка
Дивеево – это монастырь, который стал местом паломничества большого количества верующих, которые просят о самом необходимом в данный момент. Самым известным чудом данного монастыря есть Канавка Пресвятой Богородицы. Именно к ней приезжает большое количество верующих, а также туристов.
Отличие между ними заключается в том, что паломники знают что делать и куда идти. Туристы же воспринимают эту особенность как еще одно туристическое место для фотографий. Если не быть готовыми к приезду в данное место, то для туристов будет сложно увидеть чудеса Канавки Богородицы. Они могут созерцать только храмы, облагороженную территорию, красивый ландшафтный дизайн и толпы людей, которые постоянно что-то произносят себе под нос.
Итак, главная святыня Серафимо-Дивеевского монастыря – это Канавка. Эту обитель считают четвертым уделом Святой Богородицы. Сюда приезжают чтобы: