что делают с угнанными машинами в казахстане
Новая схема автоугона: машину невозможно вернуть, даже если ее найти
Схемы угона автомобилей с каждым годом приобретают все более изощренный характер. Но если угнанная машина не покидала границы России, то шансы найти ее все-таки есть. А вот если автомобиль вывезли в Казахстан или Таджикистан, вернуть его законным владельцам практически невозможно. В последнее время таких историй все больше.
Главная проблема состоит в том, что автомобили, которые угоняют в России, не добавляют в базу Интерпола. И когда ворованная машина попадает в Казахстан, там ее с легкостью ставят на учет. Об этом Autonews.ru рассказал один из основателей компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов.
«Действительно, складывается печальная ситуация, когда автомобиль ставится на учет в сопредельном государстве и особых инструментов для его возврата уже нет. Были случаи, когда владельцы угнанных машин через связи и с большим трудом пропихивали свои автомобили в базы Интерпола, потому что автоматически этого не происходит», — объяснил Курчанов.
Эксперт считает, что неотлаженная система международного поиска позволила злоумышленниками использовать лазейки в правилах Таможенного союза и дырки в законодательствах других стран.
«Если машина после угона в России встала на учет в Казахстане, то местные с большой неохотой идут на то, чтобы возвращать такие автомобили. Скорее всего, на местном уровне это даже законодательно не особо предусмотрено. Сейчас практика очень разношерстная — может повезти, а может не повезти», — рассказал эксперт.
Более того, собеседник Autonews.ru знаком со случаями, когда службы по поиску угнанных автомобилей приезжали в Казахстан и находили нужные машины, но видели их уже на других номерах, после чего разворачивались и уезжали. Специалисты по поиску угнанных автомобилей считают, что после постановки на учет в другой стране заниматься возвратом машины в Россию уже бесполезно.
Из-за недостаточной законодательный базы по совместному поиску угнанных автомобилей, в соседних государствах возникают препятствия по возврату таких машин настоящим владельцам. Например, в Казахстане для постановки автомобиля на учет не нужно иметь при себе ПТС, достаточно чтобы на руках был договор купли-продажи и СТС автомобиля. Но даже обязательное предоставление ПТС не добавила бы преступникам проблем, объяснил эксперт.
«ПТС легко подделать, они в Интернете продаются. Это уже давно не проблема. И машина спокойно ставится на учет на местном уровне. С Казахстаном вообще сейчас сложная история — оттуда к нам идет очень много контрафакта, там есть целые фабрики по контрафактному производству сигарет и других товаров. И поскольку мы все находимся в едином таможенном пространстве, то нет никаких ограничений по ввозу и вывозу чего-либо», — считает эксперт из «Угона.Нет».
При этом Курчанов уверен, что трафик по угнанным автомобилям работает в одну сторону. В Россию угнанные в Казахстане автомобили не перегоняют, так как нет такой потребности. А вот из России в Казахстан и Таджикистан ворованные автомобили уезжают с концами регулярно.
Эксперт по противоугонным системам объяснил, что найти автомобиль в подобной ситуации сможет только маячок-закладка. Но в установке таких систем есть много нюансов, кроме того они делятся по категориям и бюджету. Чем дороже закладка, тем сложнее ее найти и тем больше от нее будет пользы при поиске машины.
«Если закладка устанавливается на потоке, как в прокатных машинах, то ее легко обнаружить. А есть системы более сложные, которые устанавливаются в недрах автомобиля и подают редкие сигналы. Их найти гораздо сложнее. Но в прокатных машинах есть еще один минус — ключи от автомобиля находятся на руках у пользователей. И какая бы тут ни была охранная система, когда у вора есть ключ, то почти все можно сделать. Либо надо вставить в ключ специальный счетчик. Туда также записывается информация об автомобиле и его передвижениях. Но в большинстве машин, особенно японских марок, ключи не имеют такого функционала», — объяснил Autonews.ru Алексей Курчанов.
По его словам, прокатные компании, у которых чаще угоняют автомобили, могут обезопасить себя только качественными поисковыми системы. Главное правило такой системы — ее невозможно найти.
«Есть устройства, которые выходят на связь редко, установлены глубоко в недрах машины, с фантазией. Это стоит дороже — около 15-20 тысяч рублей. Но прокатные компании зачастую работают на субподряде, когда приезжает один человек и ставит эти маячки на все машины. Стоит такой потоковый маячок около 10 тысяч, их устанавливают и сразу в салоне», — считает эксперт.
Минусы потоковых спутниковых систем в том, что их устанавливают на стандартные места в автомобиле и обычно это маяки с постоянным питанием, которые легко обнаружить.
«Те машины, которые в Казахстане все-таки находили, имели качественные закладки, потому их и находили», — отметил Курчанов.
Авто из РФ: платить или вывозить?
Казахстанские владельцы купленных в РФ авто вновь протестуют: их возмущает, что полицейские отправляют их машины на штрафстоянки.
В начале недели около сотни водителей собрались перед спецЦОНом в Нур-Султане, а другие даже перекрыли проезжую часть между столичными улицами – Кунаева и Сарайшык. Их требования звучали просто: оставьте нас в покое и разрешите ездить на российских машинах по казахстанским дорогам! До этого подобные выступления прошли в Уральске, Актобе, Семее и Костанае. Что же так возмутило людей? Ответ прост – требование поставить приобретенные в РФ автомобили на учет в Казахстане.
Казалось бы, ну поставьте, что вам мешает? Оказывается, существенной помехой стала цена этой, вроде бы совсем несложной, процедуры.
По словам 2 моих знакомых, которые купили автомобили в Омске, чтобы поставить транспортные средства на учет в РК, им придется заплатить утилизационный сбор, налог и таможенный сбор. А это, на минуточку, выходит около 4 миллионов тенге!
У других получается еще больше, если машина посвежее и классом выше! Из-за этой, весьма немалой для большинства покупателей машин из России, суммы весь сыр-бор и разгорелся.
Но, с другой стороны, о том, что ввозимые из Армении, Кыргызстана и РФ авто придется регистрировать, власти предупреждали еще в январе 2020 года. Всё в полном соответствии с законом от 2014 года, который требует, чтобы транспортное средство владелец зарегистрировал в течение 10 дней после приобретения. А те, кто привез авто меньше 1 года назад, не зарегистрировал и катается на нем по доверенности, должны вывезти машину за пределы Казахстана на 1 календарный месяц или же продать куда-нибудь за границу. Однако расставаться с довольно свежим и купленным в РФ “за недорого” автомобилем большинство приобретателей не пожелало. Но закон есть закон, и казахстанские власти требуют его неукоснительного исполнения. Однако люди не хотят платить или же не могут, поэтому и возмущаются.
В ситуацию вмешался министр ВД РК генерал-лейтенант полиции Ерлан ТУРГУМБАЕВ. Он объяснил, по какой именно причине инициированы проверки владельцев машин с российскими номерами. По его данным, около 80 тысяч авто, которые привезли в Казахстан из РФ, не состоят на учете ни в РФ, ни в РК. Когда их покупали в России, сняли там с учета, а в Казахстане не зарегистрировали. По свидетельству генерала Тургумбаева, на территории РК находится около 210 тысяч машин с российским учетом. Из них свыше 100 тысяч – вполне законно, так как их приобретатели ездят по доверенности, а 600 авто, согласно спискам, переданным российской стороной, числятся в угоне. Но самую большую головную боль сотрудникам налоговых органов и МВД причиняют как раз те 80 тысяч авто, которые были сняты с учета в РФ по договору купли-продажи, но не поставлены на учет в РК и не прошли у нас техосмотр. Юрист – МВД: Сначала докажите вину водителей машин с российскими номерами, а не отбирайте автомобили
– У них у всех на руках есть документы о приобретении авто в РФ. Надо в ЦОН обратиться и на свое имя оформить. Но дело в том, что многие не хотят на себя оформлять и ставить на учет, – пояснил министр Тургумбаев.
Получается, владельцам недорогих машин из РФ надо либо оплачивать их недешевую регистрацию в РК, либо этим авто – скатертью дорога из Казахстана!
Некоторые автолюбители заявляли, будто согласны платить, но не более 500 тысяч тенге. Другие же просили, чтобы государство пошло им навстречу и отменило или хотя бы снизило суммы выплат.
По информации “Хабар 24”, с недовольными автолюбителями встретился заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Серик ТУСУПОВ. И во вторник вечером он заявил, что автомобили с российским учетом инспекторы дорожной полиции без причин останавливать больше не будут. Только в случае нарушения ПДД. Если авто остановят безо всякой причины, водители могут позвонить по номеру “102” или в сall-центры: +7(708) 382-13-76, 7172-71-69-77, 7172-67-75-75.
Впрочем, это не означает, что регистрировать машины, завезенные из РФ, не надо. Ведь закон о регистрации никто не отменял и надеяться на это вряд ли стоит…
Что делать, если у вас угнали автомобиль
Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC
Итак, автовладелец обнаружил, что автомобиля не оказалось на месте, что же ему делать?
Как советуют эксперты, нужно прекратить панику, мыслить трезво и сразу же попытаться ответить на следующие вопросы:
Где припарковано авто? В разрешенном ли он припаркован месте? Имеет ли кто-нибудь доступ к нему?
Возможно, автомобиль вовсе не угнан. Ответы на эти вопросы помогут в такой ситуации.
Если ответов все же не нашлось, как и автомобиля, то его действительно могли угнать. Тогда нужно приступать к решительным действиям.
Что нужно указать в заявлении?
Будет еще лучше, если потерпевший укажет и дополнительную информацию:
Как только заявление подано, нужно попросить у сотрудников полиции постановление о возбуждении уголовного дела и справку об угоне. Она пригодится для остановки начисления налога на транспорт.
2. Затем нужно сообщить об угоне в свою страховую компанию.
Сделать это можно, просто позвонив в колл-центр.
3. Проверьте записи с камер
Если на месте, где был припаркован автомобиль есть камера, то обязательно нужно проверить записи с нее.
4. Подключить к поиску всех знакомых и не только
Эксперты пояснили, что профессиональные угонщики, скорее всего, направят угнанный авто в «отстойник», там он будет стоять, пока шум не уляжется. Поэтому обязательно расскажите своим родственникам, друзьям и знакомым об угоне, пусть сообщают, если заметят похожий на ваш автомобиль. Не лишним будет распространить информацию в соцсетях.
Стоит систематизировать свои поиски!
Что же делать если автомобиль все же не нашли?
Нужно обращаться в страховую. Если полис с опцией «угон», то сотрудники компании попросят написать заявление и предоставить им все необходимые для запуска процедуры выплаты документы.
Заявление об угоне и постановление о возбуждении дела станут основаниями для получения выплаты.
Что нужно предоставлять в страховую компанию?
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Мерседес уходит в Казахстан. Как машины уезжают от хозяев и почему их не вернёшь
Угон автомобиля — явление нередкое, но что если машину не угнали, а взяли в аренду? А после скрылись в неизвестном направлении. По такой мошеннической схеме уголовные дела не возбуждаются месяцами. Авто перепродаётся несколько раз, а похитители совершают новые преступления. Владелец автомобиля может годами добиваться его возвращения, даже зная, где и у кого его «ласточка». Как опознать мошенника заранее и не остаться без машины, рассказывает Лайф.
Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain
Вернуть автомобиль, который перепродали несколько раз, особенно если он уже за рубежом, крайне сложно. Особенно если авто не угнали, а взяли в аренду и арендатор внезапно пропал — мало ли что с ним стряслось. И такое дело по горячим следам не открывают, а владельца машины просто отправляют в гражданский суд.
Для потерпевших начинается настоящее хождение по мукам. Можно даже знать точно, где и у кого твой автомобиль прямо сейчас, но, пока потерпевший судится и строчит жалобы с просьбой всё-таки возбудить дело, авто перепродают снова и снова. А безнаказанность может вдохновить преступника на ещё более тяжкие преступления.
Арендовал — похитил — убил
Подозреваемый Марат Ахметвалиев на следственном эксперименте. Фото © СУ СК РФ по Свердловской области
Лайф писал о жестоком убийстве Ксении Каторгиной, которое потрясло всю страну. Один из её убийц — таксист из Челябинска Марат Ахметвалиев, до совершения преступления около месяца передвигался на похищенном автомобиле Volkswagen Polo. Он взял авто в аренду с последующим выкупом у местной фирмы «Купикар», а потом пропал.
Учредитель компании «Купикар» Николай писал заявление в полицию, но уголовное дело никак не возбуждали. Кто знает, как сложилась бы судьба Ксении, если бы похищенную машину объявили в розыск, а Ахметвалиева задержали.
Николай объяснил журналистам, что уже не первый раз сталкивается с нежеланием следователей возбуждать дело о хищении авто.
В апреле этого года «Купикар» сдал автомобиль, причём тоже Volkswagen Polo, в аренду с последующим выкупом. Но арендатор уехал в Оренбург по семейным обстоятельствам. А потом перестал выходить на связь и вовсе пропал. Дело не хотели возбуждать месяц — следователи «сдались» только после жалоб в прокуратуру.
Как рассказывает Николай, ни машина, ни арендатор до сих пор не объявлены в розыск. А сейчас, через полгода после хищения машины, потерпевший узнал, что мошенник за это время совершал и другие преступления. Вероятно, их тоже можно было предотвратить, если бы преступника задержали сразу после первого хищения авто.
Простая схема, но работает!
Преступники действуют по отлаженному и крайне удобному для них алгоритму, у них всегда есть запас времени. Это не классический угон, поэтому машину не объявляют в розыск сразу после пропажи.
Арендатор-мошенник, например, может предъявить владельцу авто поддельные документы — не все заметят разницу. Далее автомобиль передают сообщникам, которые могут снять с него приборы спутникового и сотового слежения. Бывает, что их даже переставляют на другое авто, чтобы создать видимость передвижения. Какое-то время владелец авто спокоен за своё имущество, а когда догадается наконец, что машину похитили, следы преступников уже теряются во времени и пространстве.
Дальше бывает по-разному: какие-то авто продают внутри страны, какие-то перегоняют через границу России, например в Республику Беларусь или Казахстан. Этому способствует открытое единое таможенное пространство. Кроме того, поиск похищенных автомобилей в той же Средней Азии затрудняется отсутствием общей базы угнанных машин.
Даже если автомобиль удаётся найти, вовсе не обязательно, что владеет им мошенник. Наоборот, часто авто успевает приобрести добросовестный покупатель, который в итоге тоже теряет свои деньги, ведь машину могут изъять, а найти виновного и потребовать с него компенсацию — почти невозможно.
Оренбург находится у самой границы с Казахстаном и часто фигурирует в делах о похищенных авто. Например, предприниматель Александр из Санкт-Петербурга знает, что его «Мерседес Е 200» сейчас в Казахстане, и даже знает, кто его водит, но вернуть свою машину так и не может с 2017 года.
«Мерседес» уходит по рукам
Александр, владелец петербургской логистической компании, рассказал Лайфу, что осенью 2017 года он отдал в аренду новенький «Мерседес Е 200» Евгению Громову, с которым у Александра даже были общие знакомые. Евгений должен был платить по 42 000 рублей еженедельно. Ударили по рукам и разошлись.
«Мерседес Е 200», принадлежащий Александру. Фото предоставил потерпевший
Проблемы с оплатой начались почти сразу. Арендатор Громов выплатил Александру всего 100 000 рублей, почти в два раза меньше обещанного, а потом перестал присылать деньги и внезапно уехал на арендованном «мерседесе» в Оренбург, к себе на родину.
Александр безуспешно пытался получить деньги или вернуть «мерседес». Поначалу Громов тянул время — говорил, что по личным обстоятельствам не может вернуться, но уладит вопрос в ближайшее время. Но потом арендатор заявил, что авто у него отобрали… Создавая видимость такого же обманутого человека, Громов даже дал Александру контакты того, кто якобы отобрал у него машину.
Пока истинный владелец «мерседеса» Александр разбирался, почему автомобиль переходит из рук в руки, машину перегнали в Казахстан. И сейчас на ней — уже совершенно другие номера. «Мерседес» ещё и помолодел — годом выпуска теперь указан 2017-й вместо 2016-го.
Новые казахстанские номера на похищенном «мерседесе». Фото предоставлено потерпевшим
— Я самостоятельно выяснил, что мой автомобиль — в Казахстане и даже у кого, — разводит руками Александр. — Рассказал об этом следователю, но до сих пор нет никаких результатов. Дело тоже возбуждали неохотно. Сначала мне объясняли, что отыскать машину вряд ли получится, советовали идти в гражданский суд, подавать иск на Громова. Оказалось, что у него даже имущества нет… Взыскивать нечего.
Первый раз в возбуждении уголовного дела отказали, мол недостаточно данных, Громова дома нет, допросить невозможно. Получается, завели дело только в декабре 2018 года и то после того, как депутат, которому я написал, пожаловался министру МВД Владимиру Колокольцеву… Тогда уже больше года прошло с момента хищения. Время было потеряно, — разочарованно вздыхает Александр.
Александр объяснил Лайфу, что всё ещё надеется на возвращение автомобиля, но не исключает, что когда следователь наконец пошлёт поручение в Казахстан на изъятие авто, его уже перепродадут кому-нибудь другому.
Страховая компания тоже отказалась выплатить компенсацию, поскольку страховым случаем считают только угон, а дело возбудили о мошенничестве.
Да и то в деле фигурирует не арендатор Громов, а некие неустановленные лица. Ведь чтобы установить причастность Громова к преступлению, нужно его найти и допросить, но с поиском у петербургских следователей проблемы.
Кто ищет — тот найдёт. Если вправду ищет
С момента заявления Александра в полицию, то есть с августа 2018 года, следствие так и не смогло отыскать Евгения Громова для допроса. В следственных документах указано: «В ходе проведения проверки опросить гр. Громова по указанным фактам не представилось возможным, его контактный телефон не отвечает. Направлена повестка по месту регистрации гр. Громова в г. Оренбурге о необходимости дачи объяснений по указанным обстоятельствам, однако установить местонахождение гр. Громова в настоящий момент также не представилось возможным».
Похоже, поиск Громова ограничивается звонками на выключенный телефон и направлением повесток в Оренбург. Ведь, как выяснил Лайф, в базе разыскиваемых полицией Громов не значится.
Лайф провёл собственное расследование и обнаружил на сайте судебных приставов 13 исполнительных дел на имя Евгения. Его долги тянутся ещё с 2014 года. Кредиты, штрафы, задолженности. Из выписки видно, что приставы ищут Громова, но не могут найти, да и взыскать с него нечего.
Последний исполнительный лист по Громову вынесен совсем недавно (в июле 2019-го) мировым судом Дзержинского района Оренбурга.
Последнее исполнительное производство в отношении Евгения Громова. Фото © ФССП
Получается, что Александр мог избежать ситуации, всего лишь проверив Громова по открытым базам госорганов. Стал бы он отдавать Евгению автомобиль в аренду, если бы знал, что тот в долгах? Вряд ли.
Лайф выяснил, что в отношении Громова Евгения Владимировича в том же Дзержинском районе Оренбурга райсудом вынесено решение о его выселении из квартиры. Родственники подали иск, чтобы снять Громова с регистрации, так как он ушёл из семьи, а последний раз его видели в феврале 2018 года.
В этом же решении есть сведения о том, что Евгений Громов находится в СИЗО-3 Ростовской области — в том самом, где когда-то дожидался приговора маньяк Андрей Чикатило.
Сбой правоохранительной системы
Скоро пойдёт второй год с момента хищения «мерседеса». Хозяина машины — Александра уверяют, следствие работает. Но, даже зная точное местонахождение авто, его не изымают. И ни один фигурант из мошеннической цепочки до сих пор не найден.
И это явно не единичный случай. Существует негласное правило следователей — не возбуждать уголовные дела по сомнительным фактам до установления всех обстоятельств. Ведь в делах с арендой вполне могут оказаться самые обычные гражданско-правовые отношения. Что делать, если арендатор, например, попал в больницу или машину у него угнали? Осторожность следователя можно понять, ведь именно ему придётся это дело прекращать, когда окажется, что состава преступления нет.
Но, если присмотреться, у этой на первый взгляд разумной осторожности, есть и другая сторона — фатальная потеря времени для потерпевших. Пока следователи и их руководство освобождают себя от «висяков» и «прекращенок», утрачивается реальная возможность разыскать преступника и похищенное имущество.
Житель Миасса (Челябинская область) Егор МУХОРИН 28 января 2021 года обратился в полицию с заявлением о хищении принадлежащего ему автомобиля Renault Logan. Эту машину Егор, у которого свой таксопарк, предоставил в аренду Александру Савушкину, но работник на линию не вышел, а платежи вносил всего три раза.
Когда-то синий Renault Logan был частью таксопарка Егора
Мухорин предъявил Данияру оригинальные документы на автомобиль и вызвал полицию. 5 февраля зарегистрировали досудебное разбирательство по факту подделки документов. Машину поставили на стоянку на территории ОП в Жезкагане.
9 февраля по нескольким обращениям жителей Миасса, в которых фигурировал Александр Савушкин, следователь отдела МВД России также возбудил уголовное дело по факту хищения автомобилей.
3 апреля начальник отдела дознания ДП Карагандинской области прекратил производство по делу, о чем Егора Мухорина не уведомили.
Егор Мухорин: «Полиция надо мной просто издевается, перекладывая ответственность друг на друга»
Сейчас автомобиль Мухорина находится на спецштрафстоянке в Жезказгане
2 июня прокурор Костаная продлил срок досудебного расследования до 5 июля. А 4 июля старший прокурор отдела Костанайской горпрокуратуры согласовал постановление о прерывании срока досудебного расследования «в связи с неустановлением личности мужчины по имени Серега».
В сентябре Егор позвонил начальнику отдела дознания ДП Карагандинской области и выяснил, что может забрать свой автомобиль, но для этого нужно взять разрешение на выдачу ТС со спецстоянки от дознавателя ДП Костанайской области.
В Жезказгане он обратился в органы досудебного расследования ДП Карагандинской области с просьбой вернуть автомобиль, руководствуясь ст. 118 УПК РК, но его снова направили за справкой в Костанай. Мухорин решил написать жалобу в прокуратуру Жезказгана, но ему ответили, что все вопросы должны решаться в Костанае.
18 октября в пресс-службе ДП Костанайской области «НГ» пояснили, ссылаясь на постановление специализированного следственного суда Костаная от 4 октября 2021 года: решения должностных лиц Северного отдела полиции УП г. Костанай об оставлении без удовлетворения ходатайств Мухорина о передаче ему автомобиля не противоречат действующему законодательству.
Окончательное процессуальное решение будет принято по результатам расследования уголовного дела с уведомлением его участников.
То есть, как пояснили в пресс-службе ДП, пока не найдут Серегу, забрать автомобиль со штрафстоянки Егор Мухорин не сможет.
Фото из личного архива Егора МУХОРИНА