что делают с бюллетенями после выборов
Что делают с бюллетенями после выборов
Статья 67. Избирательный бюллетень
1. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, когда по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этих целях используются конверты.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 143-ФЗ)
3. В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
1) фамилия, имя и отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в избирательном бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) если кандидат выдвинут политической партией, слова «выдвинут политической партией» с указанием наименования соответствующей политической партии;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово: «самовыдвижение»;
(см. текст в предыдущей редакции)
8) если кандидат в соответствии с пунктом 8 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона указал на свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению, наименование данной политической партии, данного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объединении.
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат.
(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае, если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
6. Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кандидата, которые вносятся в избирательный бюллетень на основании соответствующих документов, поступивших в избирательную комиссию до утверждения его текста.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
8. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене. Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Количество избирательных бюллетеней определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Избирательные бюллетени изготавливаются в два этапа:
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку избирательных бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количестве, соответствующем договору, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия, осуществившая закупку избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам этой избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комиссии осуществляется в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вышестоящие избирательные комиссии передают территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территориальным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций. На основании решения территориальной избирательной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, подавших заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, на котором зарегистрировано менее 500 избирателей и используются программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней, количество избирательных бюллетеней по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть увеличено. В участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, осуществившей их закупку, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.
15. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах. При необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, либо в случае, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи, эти изменения и дополнения по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть внесены в избирательные бюллетени членами территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. В случае регистрации кандидата менее чем за десять дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
18. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем соответствующей избирательной комиссии в опечатанном виде вместе с другой документацией избирательной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. В случае проведения повторного голосования сроки, указанные в настоящей статье, могут быть сокращены по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, но не более чем в три раза.
(п. 20 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
Как посчитают Что происходит с бюллетенем после того, как его опустили в урну
Завершается голосование на выборах депутатов Госдумы России седьмого созыва. Большинство тех, кто собирался поучаствовать в выборах, уже опустили бюллетени в урны. Что произойдет с этими документами о волеизъявлении дальше, рассказывает «Лента.ру».
Подсчет бюллетеней начнется сразу после окончания времени голосования, то есть в большинстве случаев — после 20:00 по местному времени. К этому моменту все избиратели должны покинуть участок. В помещении, где ведется подсчет, могут находиться только члены комиссии, наблюдатели, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо.
Руками и КОИБами
Бюллетени считают как вручную, так и при помощи системы автоматического подсчета, так называемых электронных урн, или КОИБов.
Внешне комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) выглядит как обычная урна, на крышке которой расположен сканер, считывающий информацию с бумажного носителя. Полученные данные передаются через интернет в государственную автоматизированную систему ГАС «Выборы».
Первые сканеры избирательных бюллетеней (СИБ) россияне увидели в 1990-х годах. Спустя десять лет им на смену пришли более современные устройства — КОИБы. Они были протестированы на выборах в декабре 2003 года на 22 избирательных участках Москвы и Санкт-Петербурга. Уже на следующий год в России начался серийный выпуск КОИБов.
На нынешних выборах используется усовершенствованная модель, сконструированная в 2010 году. По утверждению разработчиков, КОИБ-2010 распознает бюллетени с надежностью 99,9 процента. В качестве эксперимента на двух избирательных участках в Москве опробуют перспективный программно-технический комплекс, так называемый КОИБ-2015.
Во время голосования электронные урны работают в паре, обращаясь к общей дублированной базе данных. Если один КОИБ выходит из строя, голосование продолжается с использованием второго. При поломке сразу двух приборов выборный процесс осуществляется при помощи стационарной урны.
Сотрудник участковой избирательной комиссии вскрывает переносную урну для подсчета голосов
Фото: Вадим Жернов / РИА Новости
Несмотря на внедрение технологий автоматизированного подсчета, в большинстве случаев бланки все же считают вручную. К примеру, в Челябинской области работают больше 2,2 тысячи избирательных участков, и только 5 процентов из них оснащены КОИБами. В Алтайском крае этот показатель составляет 11 процентов. Больше всего КОИБов на участках в Подмосковье (870), Свердловской области (640), Москве (612) и Красноярском крае (384).
Причины для брака
Процесс подсчета голосов начинается со вскрытия переносных ящиков. Особое внимание уделяется целостности пломбы. Если печать на избирательной урне повреждена, все бюллетени признаются недействительными.
Затем члены комиссии отделяют бюллетени неустановленной формы (без специальных маркеров) и недействительные бланки, которые не содержат отметок о выборе избирателя. Все эти бланки при подсчете голосов не учитываются.
Действительность или недействительность бюллетеня — самый частый повод для возникновения спорных моментов. Но если таковые появляются, в комиссии решают их путем голосования.
Бланки в очереди
После того как все бюллетени отсортированы, начинается подсчет голосов — комиссия суммирует голоса избирателей, поданные за каждого кандидата. Однако из-за увеличения количества бюллетеней в этом году, порядок подсчета усложняется.
18 сентября избиратели голосуют как минимум по двум бюллетеням: за партийный список и за отдельного кандидата в одномандатном округе. До девяти бюллетеней пришлось заполнить жителям некоторых регионов, где, помимо думских, проходят губернаторские выборы, а также формируются местные заксобрания.
Сотрудник избирательного участка гасит неиспользованные бюллетени после окончания выборов
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Председатель ЦИК Элла Памфилова признала, что возвращение длинного избирательного бюллетеня усложнит работу участковых комиссий. Она призвала участников выборного процесса действовать последовательно и избегать суеты.
«Прошу вас процесс подсчета голосов, независимо от количества избирательных кампаний в субъекте Федерации, провести одновременно. Чтобы не было ситуации — посчитали по федеральной кампании, приостановили работу и повезли в территориальную комиссию. Не надо этого делать … Посчитайте все последовательно, все бюллетени», — сказала она.
В России были эпизоды, когда бюллетени терялись — как перед началом голосования, так и после подведения итогов. В декабре 2011 года в городе Ревда Свердловской области были потеряны избирательные документы при перевозке к месту хранения. Инцидент произошел, когда все голоса уже были подсчитаны, официальные итоги выборов подведены.
Все в протоколе
После завершения подсчета голосов избирательная комиссия заносит результаты выборов на своем участке в протокол об итогах голосования. Заверение документа печатью и подписями членов комиссии означает завершение процедуры подсчета голосов.
В протоколе фиксируется число бюллетеней, полученных участковой комиссией, а также выданных избирателю, неиспользованных, испорченных, но главное — число голосов, поданных за каждого кандидата или политическую партию. Протокол результатов голосования от каждого центра подсчета голосов направляется в региональный или общенациональный центр подсчета.
При использовании на избирательном участке КОИБов данные с них автоматически переносятся в протоколы. Когда последний человек проголосовал, КОИБ начинает считать количество действительных и недействительных бюллетеней, суммирует голоса избирателей и выдает готовый протокол. Тогда бумажные бюллетени извлекаются из электронных урн, без сортировки запаковываются и передаются вышестоящей избирательной комиссии для хранения в архиве.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Всего регионы должны представить в ЦИК два протокола об итогах голосования — по списку и по одномандатному округу. По закону это необходимо сделать это до 22 сентября.
Изменения в протокол нельзя вносить без заседания участковой комиссии.
Документы с доставкой
После завершения подсчета голосов рассортированные бюллетени упаковываются в мешки или коробки для доставки в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Все транспортируемые документы фиксируются в дорожной накладной. В ТИК сообщаются данные водителя, тип транспортного средства, номер машины, количество перевозимых бюллетеней и урн.
По прибытии в ТИК водитель отчитывается о грузе. А сотрудник, ответственный за прием избирательной документации, должен подписать накладную и указать время и дату ее прибытия. О любых расхождениях, обнаруженных при приемке груза, избирательный орган оповещается незамедлительно.
Для транспортировки используются как грузовые, так и легковые автомобили. В одном из предвыборных интервью Памфилова пообещала упростить процесс доставки документации в территориальную избирательную комиссию. Для этого на автомобили должны были установить систему ГЛОНАСС, «чтобы не петляли эти бюллетени с протоколами четыре часа из участковой комиссии к территориальной».
Считаем на автомате
Данные протоколов со всей страны поступают в ГАС «Выборы». Задача системы — автоматизировать избирательные процессы, начиная с уровня территориальных избирательных комиссии.
Государственная информационная система применяется с 2003 года и предназначена для автоматизации избирательных действий. Регионы заносят результаты подсчета голосов по участкам в систему, а она передает данные в ЦИК. Вся вводимая информация сверяется избирательной комиссией с бумажным оригиналом протокола. А после проверки промежуточные итоги голосования отображаются на огромной мультимедийной стене в Центризбиркоме.
ГАС обеспечивает среди прочего составление списков избирателей и проверку сведений о них. Но, что главное, система фиксирует итоги голосования, а затем формирует графическое отображение этих итогов.
На заключительном этапе она выдает протоколы и сводные таблицы избирательных комиссий об итогах голосования, причем для всех уровней избиркомов. ГАС, кроме того, просчитывает распределение депутатских мандатов и даже печатает удостоверения для депутатов.
В нынешнюю избирательную кампанию в ЦИКе решили усилить защиту электронной системы. «Наша система ГАС «Выборы» обладает высочайшей степенью защищенности, это было проверено в прежние избирательные кампании, а сейчас мы ее еще значительно усилили, так что мы этого абсолютно не боимся, спокойно к этому относимся», — заявила Памфилова, отвечая на вопрос журналистов о возможных хакерских атаках.
Дождемся итогов
В 21:00 по мск, когда последний избиратель в Калининградской области опустит бюллетень в урну, начнется подведение итогов. Данные об избирательной активности будут в режиме онлайн выводиться на экран в Центризбиркоме.
19 сентября около 10 часов ЦИК обнародует официальную статистику по парламентским выборам. На табло покажут число голосов, поданных за каждую из 14 партий, а также число мандатов, которые получат политические силы, преодолевшие проходной барьер.
Окончательные результаты станут известны после обработки 100 процентов протоколов, но не позднее первого заседания Госдумы седьмого созыва, которое предварительно наметили на период с 3 по 7 октября.