что делают с ампутированными конечностями
Реабилитация после операции
Ампутация конечности
Причинами ампутации могут служить различные явления: гангрена, связанная с физическим, химическим или инфекционным воздействием на организм; трофические язвы; злокачественные новообразования; деформация конечности и так далее.
Этапы операции
Ампутация, в большинстве случаев, проходит в несколько этапов:
Послеоперационный период
Чаще всего ампутация конечностей проходит гладко, без каких-либо осложнений. Тем не менее, многим пациентом приходится сталкиваться с рядом послеоперационных последствий, такими как:
Для того, чтобы как можно быстрее преодолеть все трудности и избежать тяжелых осложнений, нужно следовать предписаниям врача и медперсонала. Для помощи пациенту в восстановлении после операции применяется ряд процедур: массаж культи, перевязка эластичными бинтами, фантомно-импульсивная гимнастика и другие.
Вообще, реабилитация пациента имеет в своей основе несколько задач:
Этапы послеоперационного периода
В частности, рассмотрим первые два этапа, а также то, какие процедуры они в себя включают.
Этап ранней реабилитации начинается уже в первые сутки после проведения операции. В данный период человека сопровождают высококвалифицированные врачи, проводится медикаментозное лечение пациента, перевязка ран, дыхательная гимнастика. Важно не забывать и о психологической поддержке индивида. Если состояние пациента стабильно, то перевод в реабилитационный центр будет оформлен на 3-4 сутки после проведения ампутации.
Перед этапом создания полноценного протеза существует необходимость в раннем лечебном протезировании. Данная фаза необходима для восстановления двигательной активности человека, так как происходит перестройка двигательного стереотипа. К первичному протезированию можно приступать уже через 3-4 недели после окончательного заживления послеоперационной раны с момента снятия швов.
Перед созданием и соответственно использованием постоянного протеза, пациент знакомится с временным протезом. Временный протез помогает:
Гильза временного протеза должна быть удобной и не создавать лишнее или неравномерное давление на культю, благо это стало возможно в условиях современного производства.
Действия, необходимые для быстрого восстановления
С первого дня после операции нужно следовать предписаниям врача. Это главное правило. Для профилактики контрактуры и восстановления работы мышц конечности нужно проводить массаж культи, сначала под надзором врача, а затем самостоятельно. Это можно делать при помощи массажного мячика, иногда можно использовать жесткое полотенце.
Важно следовать указаниям врача на данном этапе и не прекращать уход за культей. Постепенно и не спеша нужно приучать человека к самостоятельности, для начала в самых простых действиях.
При возникновении каких-либо осложнений нужно незамедлительно обратится к врачу и не пытаться “прикрыть” проблему. “Сигналами” к этому могут послужить:
Реабилитация после ампутации: выводы
Если Вы хотите получить качественную консультацию, советуем обратится к нашим специалистам.
Как и зачем хоронят ампутированные конечности
С древнейших времен до наших дней существовали практики погребения отдельных частей тела. Как нетрудно догадаться, в прошлом людям приходилось терять конечности в бою, а с рождением медицины появилась хирургическая ампутация – один из исторически первых типов медицинской операции. В большинстве культур в этих случаях предусматривался обряд, в ходе которого отнятая от тела конечность предавалась огню или земле – с тем, чтобы после смерти человек смог воссоединиться в загробном мире. По этой и другим причинам погребение отдельных частей человеческого тела производится и сегодня – данному вопросу и будет посвящен наш материал.
Утилизация или погребение
Хотя ампутация как тип хирургического вмешательства всем хорошо известна, большинство людей не задумывается о том, что происходит с отторгнутыми от человеческого тела органами после. По большому счету, существует два пути дальнейшего распоряжения ими: они либо утилизируются как медицинские отходы (путем сожжения), либо предаются погребению. В странах, где последнее разрешено, пациенты нередко просят медиков передать им ампутированные конечности и внутренние органы с целью последующего погребения – в частности, подобное является обычным делом в США и некоторых европейских странах. Достоверной статистики о количестве и частоте подобных случаев в настоящее время не существует, однако мы точно знаем, по крайней мере, что является источниками подобных запросов со стороны пациентов: это религиозные традиции, народные традиции, а также необходимость в ритуализированной форме примириться с потерей. В том числе по последней причине в некоторых странах хирургам рекомендуют предвидеть подобные пожелания пациентов и заблаговременно решать этот вопрос с ними.
В тех странах, где есть возможность захоронения конечностей и внутренних органов, у медицинских учреждений, как правило, есть три подхода к решению вопроса о захоронении мертвых тканей:
В последнем случае, как правило, медицинские учреждения предусматривают, что они сами выходят на контакт с ритуальными службами, которым будет передана конечность для погребения, и отслеживают её дальнейший «путь», чтобы убедиться, что ампутированный орган окажется погребен согласно санитарным нормам. В ином случае может предусматриваться договор с пациентом, согласно которому тот признает себя ответственным за то, чтобы связаться с ритуальным агентством и организовать погребение извлеченных тканей в течение конкретного периода времени. В некоторых медицинских учреждениях вопрос о последующем распоряжении ампутированными тканями является частью документа о согласии на хирургическую операцию. Если медицинское учреждение предусматривает возможность прямой передачи ампутированных тканей пациенту или его представителю, то они подписывают дополнительные документы, в которых подписываются под знанием всех сопряженных с этим вопросом рисков и признают свою ответственность за погребение потенциально опасных медицинских отходов.
Религиозные традиции
Погребение конечностей во многих странах связано в первую очередь с религиозными традициями иудаизма, хотя аналогичным образом к погребению конечностей нередко прибегают христиане и мусульмане. В иудейских ритуальных традициях обычай предавать погребению ампутированные конечности весьма древний – ему по меньшей мере полторы тысячи лет. Как следует из Вавилонского Талмуда, на кладбищах были зоны, где были погребены отсеченные конечности. При этом у нас не может быть уверенности, что изначальной мотивацией к погребению конечностей были какие-либо богословские основания: скорее всего, конечности хоронили потому, что с ними надо было делать что-то, и древние последователи иудаизма не нашли лучшего способа избавиться от частей тела таким образом, чтобы при этом воспрепятствовать осквернению останков людьми или животными – в этом смысле погребение глубоко под землю выглядит вполне рациональным решением задачи. В пользу этой гипотезы также говорит и тот факт, что в священных текстах иудаизма не встречается описаний особых ритуалов для погребения конечностей, и у нас нет исторических свидетельств, что подобные ритуалы существовали в древности.
Сегодня данный вопрос решается по-разному в зависимости не только от страны, но и от раввина: некоторые раввины, ссылаясь на те или иные теологические аргументы и исторические прецеденты, велят своей пастве в обязательном порядке добиваться выдачи им ампутированных органов для их последующего погребения, однако другие раввины могут считать это скорее желательным, чем обязательным, в то время как третьи в принципе склонны оставлять этот вопрос без окончательного урегулирования, предоставляя каждой семье решать его на свое усмотрение. Также разнятся мнения иудеев касательного того, обязан ли человек быть погребен в одной могиле со своей ампутированной конечностью, или это могут быть разные участки для захоронения.
В исламе можно встретить схожую диверсификацию мнений касательно погребения конечностей. Разные имамы в разных странах будут по-своему трактовать эту ситуацию и, аналогичным образом, кто-то может заявлять об обязательности погребения конечностей, а кто-то скорее считать её желательной. Для христиан же этот вопрос долгое время был проблемным – в частности, для католиков вплоть до конца двадцатого века действовал запрет на кремацию, так что медицинская утилизация внутренних органов и конечностей посредством сожжения также становилась проблематичной. Сегодня многие христиане настаивают на том, чтобы предавать земле потерянные органы, а затем перезахоранивать их в ту могилу, в которую в конечном итоге ложатся сами – некоторые считают, что это необходимо для того, чтобы воскреснуть во плоти, когда настанут последние дни.
Народные традиции
Помимо религиозных традиций, предписывающих погребение конечностей и внутренних органов, существуют и традиции народные. Во многих странах – например, в США, – существует поверье, что фантомные боли, испытываемые человеком в уже несуществующей конечности, происходят от того, что она не была должным образом похоронена – это поверье восходит к девятнадцатому веку. В исследовании Д. Б. Прайса «Чудесное восстановление потерянных частей тела» перечисляется тридцать девять версий этого мифа в одной только Америке. Нужно полагать, что в других регионах также существуют подобные домыслы, которые подталкивают людей к погребению конечностей.
Терапевтический эффект погребения органов
Следует понимать, что процесс переживания и привыкания к новому состоянию после потери конечности или иного органа может затянуться и что в этом процессе человеку требуется помощь и поддержка. В конце концов, нужно помнить, что конечности и иные части тела в значительной степени позволяют человеку ощущать в мире своё “я”, так что при их утрате человек может ощущать, что потерял часть собственной личности или души (если он религиозен). Следовательно, ритуализированное погребение потерянного органа в присутствии семьи, священнослужителей соответствующей религии и т.д. может в значительной степени помочь человеку примириться с его потерей и справиться с тревогой перед грядущим.
Возможно, вам будет интересно:
Похороны ампутированных конечностей
Все мы привыкли к проведению классических похорон. Но что делать, если у живого человека перестает функционировать какой-либо орган? В прошлом конечности, отсеченные на поле боя или ампутированные в результате ранения, закапывали в месте общего захоронения или отдавали владельцу. Каждый был волен распорядиться «собственностью» по своему усмотрению, что нередко приводило к абсурдным, пугающим и эстетически неприемлемым ситуациям. Поэтому современные законы устанавливают четкие границы того, как поступать с отнятыми органами.
Медицинская утилизация
Как правило, шок от потери и переосмысления будущей жизни так велик, что сразу после операции люди редко задумываются о дальнейшей судьбе своих рук, ног или внутренних органов. Но что же на самом деле происходит с отторгнутыми частями человеческого тела? Большинство стран придерживается санитарно-эпидемиологических норм при решении подобных вопросов. Независимо от назначения и размера органа, любые удаленные ткани отправляются на утилизацию. Происходит она двумя способами: сожжение или погребение в специально отведенном месте совместно с другими медицинскими отходами.
Согласно законодательству, медперсонал не обязан разъяснять пациенту дальнейшую судьбу его конечностей или указывать способ утилизации. Однако в ряде стран дела обстоят иначе.
Погребение в частном порядке
В США и некоторых европейских государствах после ампутации какого-либо члена организма его владельцу предлагают на выбор утилизировать орган или организовать погребение. В последнем случае предусматривается несколько вариантов его проведения, в зависимости от характера местного законодательства:
Чаще всего причиной выдачи мертвых тканей становятся религиозные верования. Однако иногда на захоронении конечностей может настаивать психолог, наблюдающий пациента.
Ампутированные конечности относятся к потенциально опасным медицинским отходам. Они могут являться источником распространения инфекционных заболеваний, нарушать нормы санитарии. Поэтому человек обязан предпринять все меры по захоронению или безопасному хранению отчужденных органов.
Психологический аспект
Далеко не все люди спокойно переживают операции по удалению частей тела, особенно если речь идет об ампутации конечностей, которые позволяют человеку ощущать себя частью этого мира. Верующие люди считают, что вместе с рукой или ногой они теряют часть души. Чтобы пережить потерю и научиться жить в новых реалиях, психологи рекомендуют проводить классические похороны удаленных тканей: с отпеванием, прощанием и установкой памятного надгробия.
На психологическом уровне эта процедура позволяет пациенту быстрее наладить связь между материальным и духовным миром. Визуализация процесса захоронения дает возможность осознать и принять потерю. Некоторые ученые утверждают, что так людям проще справиться с фантомными болями – ощущением дискомфорта на месте несуществующей конечности.
Верования и традиции
Религиозный аспект один из самых древних. До сих пор подобные взгляды практикуются у последователей иудаизма и ислама. Особое значение этому процессу придают и христиане. С незапамятных времен люди верили, что для воскресения в судный день их тело должно быть целым. Только погребение утраченных частей дает возможность воссоединиться с ними в ином мире.
Если в прежние времена часто встречались могилы с конечностями солдат, то после того, как медики для спасения человека от заражения крови научились отсекать конечности, таких захоронений стало на порядок больше. При любом серьезном повреждении решение об удалении тканей операбельным путем принималось незамедлительно. Еще 1,5 тысячи лет назад на иудейских кладбищах создавались специализированные зоны, на которых хоронили конечности.
Первопричиной таких действий могли стать не только религиозные верования, но и элементарные представления о санитарных и этических нормах, так как какие-либо указания или особые ритуалы в священных писаниях отсутствуют. Помещая отсеченные конечности глубоко под землей, люди защищали их от надругательства со стороны животных и не допускали распространения инфекции, а также трупного яда. Сегодня духовные наставники иудеев и мусульман по-разному рассматривают погребение конечностей, что в большей мере зависит от законов государства. Одни называют процедуру необходимой, другие озвучивают ее как одну из возможностей для разрешения ситуации.
Самые известные захоронения
Мистическими подробностями обросла могила Берта Барретта, похороненного в западной Виргинии. В возрасте 13 лет ему прострелили руку, чтобы спасти ребенка от заражения, конечность пришлось ампутировать. Операция прошла успешно, и Берт прожил еще 61 год. Но случилось так, что его тело захоронено в 11 милях от руки. Суеверные жители штата уверяют, что по ночам рука Барретта поднимается на поверхность и ищет своего хозяина.
Томас Джексон генерал американской армии был ранен в бою. Медики приняли решение об ампутации руки, но мера не спасла военного. Зато послужила поводом для того, чтобы увековечить его имя. При организации погребения, которое проходило в городе Лексингтоне, руку Джексона по какой-то причине не привезли вместе с телом. В итоге стали ходить слухи о месте реального погребения руки. Считалось, что руку похоронили в общем захоронении, но солдаты из роты генерала устроили для нее особую могилу. Затем солдаты севера якобы перезахоронили конечность назло врагам. Хотя некоторые поговаривали о том, что руку попросту украли. Так или иначе один из солдат, ходивших под командованием Джексона, в 1903 году в городе Фредериксберге возвел монумент в честь руки генерала, тем самым увековечив его имя в истории.
Еще одна легенда связана с ногой американского фермера Бенджамина Уолдрона. Поранив ногу молотилкой и лишившись конечности, он похоронил ее на семейном кладбище, но продолжал испытывать фантомные боли. Как утверждают очевидцы, фермер был уверен, что причина кроется в неправильном расположении ноги в могиле. Только после того, как конечность извлекли и перезахоронили, Уолдрон смог жить спокойно.
Что делать после ампутации?
После ампутации любой части тела человеку предстоит процесс реабилитации и оформление необходимых документов, которые будут сопровождать как все выздоровление, так и определять последующие действия.
Что это означает? Для нормального восстановления пациенту понадобится техническая поддержка — следует проходить обследование, чтобы получить заключение об инвалидности. Участие в различных социальных программах по получению протезов возможно, когда на руках имеется индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
В любом случае пациенту, или его официальному представителю, необходимо начать оформление необходимых документов. Что именно понадобится после ампутации и каковы ваши действия?
ИПР: для чего нужно?
Индивидуальная программа реабилитации представляет собой специальный документ, который определяет комплекс мероприятий по восстановлению пациента.
Делится программа на несколько разделов в соответствии с требованиями человека:
Существуют дополнительные виды реабилитации, которые возникают в процессе создания ИПР. Для правильного оформления программы используется полностью вся информация о жизни человека до операции по ампутации. Это помогает специалистам составить максимально четкий план восстановления.
Главная цель ИПР — это помощь пациенту в быстром восстановлении и легкой социализации. Комплекс мероприятий направлен на демонстрацию полноценной жизни. Врачи и психологи показывают, что жизнь после операции ничем не отличается — она способна быть такой же, как и прежде, но с некоторыми нюансами.
Для оформления ИПР необходимо медико-техническое заключение докторов в поликлинике, центре, где вы проходите наблюдение. После этого необходимо обратиться в бюро медико-социальной экспертизы, где полностью оформляют ИПР.
Порядок оформления документов. Cправка № 088/ у-06:
После выписки из больницы (после ампутации нижней конечности) пациент с выпиской из стационара обращается в поликлинику (по месту жительства) – к хирургу или травматологу (в зависимости от причины ампутации). Врач-хирург (травматолог-ортопед) оформляет справку № 088/ у-06 для прохождения комиссии.
Оформление индивидуальной программы реабилитации:
Со справкой (направлением) № 088/ у-06 он обращается в бюро медико-социальной экспертизы, где ему оформляется ИПР. ИПР оформляется в бюро Медико-Социальной Экспертизы (МСЭ) (в филиалах МСЭ или Главном бюро МСЭ).
Адрес Главного бюро МСЭ и полное его наименование:
Федеральное казённое учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
125040 г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 13, стр. 1
Телефон горячей линии +7 (499) 251-10-45
E-mail: info@gbmsem.ru
Часы работы учреждения: Понедельник — пятница с 8.30 до 17.30
http://www.gbmsem.ru
Внимание! Проконтролируйте, чтобы врачи в Вашей поликлинике наиболее полно прописали пакет мер по реабилитации.
Перечень мер, который должен быть в указан в индивидуальной программе по реабилитации:
Оформление пенсии
В соответствии с правками от 1 января 2015 года, не выдаются пенсионные удостоверения, которые подтверждают инвалидность. Вместо них теперь используются специальные справки о назначении пенсионных выплат.
Отмена пенсионного удостоверения как отдельного документа в какой-то степени облегчило и усложнило жизн. Но при этом изменение вида документа не повлияло на льготы и другие социальные права граждан.
Алгоритм получения справки прост. Сначала нужно получить направление на медико-социальную экспертизу, которая подтверждает наличие инвалидности и ее степень.
Существует три организации, где можно получить направление:
После прохождения экспертизы и получения заключения на руки, необходимо снова обратиться в Пенсионный Фонд России. Есть возможность зарегистрироваться на сайте госулуг и в личном кабинете запустить процесс оформления всех документов.
При этом, в соответствии с новым постановлением Правительства России Постановление «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» увеличивается скорость оформления документов по признанию инвалидности — теперь получить необходимые подтверждающие этот факт документы можно в течение трех дней.
Что нужно знать дополнительно?
Первичное протезирование необходимо сразу после заживления раны. Происходит это в том же учреждении, где проходила операция по ампутации конечности. Время привыкания человека к протезу сокращается при наличии первичного протезирования. Его цель заключается в постепенной нагрузки культи и запуске адаптационных процессов.
Постепенно у пациента вырабатывается уверенность во время ходьбы, движения координируются и становятся четкими. При наличии у пациента индивидуальной программы реабилитации, покупка протезов и ортезов оплачивается за счет государственных средств.
Деньги выделяются из федерального или регионального бюджетов. В нашем центре «Ортопорт» существует собственная протезная мастерская, где вы можете заказать необходимые протезы.