что делают ревизоры в поездах
Ревизор на железной дороге: кто он и зачем нужен?
Аслан Кудабаев
На железной дороге много важных специалистов. И у каждого из них свои функции. От слаженных и профессиональных действий зависит бесперебойная работа всей огромной железной дороги.
Одна из таких специальностей – ревизор. Чтобы испытать на себе каково это, я целый день провел в «шкуре», а точнее, в форме сотрудника ревизора департамента безопасности движения Костанайского региона.
Сразу следует сказать, что первое чувство, которое возникает, когда на твоих плечах оказывается форма ревизора – это громадная ответственность. Ведь это та самая главная инстанция, контролирующая безопасность движения поездов. И сотрудник ревизорского аппарата должен знать все нюансы, все так называемые «слабые места» железной дороги, чтобы проверить их, выявить, проанализировать – и потребовать соответствующие структуры принять необходимые меры, чтобы любые выявленные недоработки тут же исправить. А затем эти меры проконтролировать.
Сразу следует сказать, что команда ревизоров, возглавляемая главным ревизором департамента безопасности движения Костанайского региона Сергеем Оспановым, в которой я оказался, состоит из высококлассных специалистов, досконально знающих свое дело.
На любой мой вопрос (а что делать в таком-то случае, а к чему может привести такое-то событие) я немедленно получал ясный и исчерпывающий ответ от своих «коллег». В этот непростой, но очень насыщенный будничными для ревизора делами день, мы ходили по путям, осматривая их состояние и уровень растущей между шпал травы, изучали документацию, поступающую в ревизорский аппарат из различных подразделений и инстанций, делали другую работу, от которой, откровенно говоря, у меня с непривычки голова кругом пошла.
Но главный вывод, который я вынес за этот день, проведенный в ревизорском аппарате, это не только то, что работа ревизора не простая и трудная. А то, что от этих людей в темно-синей форме с золотистыми нашивками в большой мере зависит самое главное на железной дороге – безопасность движения поездов.
Ревизоры на железной дороге
Ревизор на железной дороге – специалист, который контролирует соблюдение требований технической эксплуатации железнодорожных путей, обнаруживает проблемы и требует от соответствующих структур их оперативного решения. Его миссия – обеспечить безопасное и стабильное движение железнодорожного транспорта.
История зарождения профессии
Эту должность официально внедрили в 1937 году. Импульсом к этому послужило снижение эффективности работы ж/д сотрудников и увеличение количества опасных ситуаций. Согласно статистическим данным 1934 г., только за этот год в СССР произошло 62 тыс. происшествий на железных магистралях. Властями было принято решение организовать спецслужбу дорожной инспекции, задача которой следить за ситуацией на железнодорожных путях, выявлять недочеты и предотвращать их. Принятые меры показали положительные результаты: работники созданной службы успешно справились с возложенными на них обязанностями, а число аварий снизилось.
Как стать ревизором: путь к успеху
В связи с утвержденным приказом Минтруда РФ от 9.01.2017 года № 4н стандартом, появилось обязательное условие – ревизор должен не менее 3-х лет проработать на руководящих должностях по соответствующему профилю деятельности. Он обязан быть экспертом: знать организацию технологических процессов, нормативно-правовые документы, технологию проведения ремонтных работ, ж/д инфраструктуру.
Ревизор на железной дороге должен обладать определенным комплексом личностных качеств:
Специалист должен иметь аналитический интеллект, гибкое и динамическое мышление. Ему постоянно приходится обрабатывать огромный объем информации, ведь ежедневно поступает множество сводок от разных ж/д предприятий. Среди этого информационного потока он должен выявить «слабое звено», которое может нарушить стабильность всей ж/д системы. Он должен оставаться сосредоточенным, стрессоустойчивым и беспристрастным, поскольку регулярно выезжает на места для проведения проверок и расследования нарушений.
Будущее профессии
Аналитики прогнозируют востребованность профессии железнодорожного ревизора, поскольку обеспечивать безопасность и профилактику происшествий – приоритетные направления ж/д отрасли. В результате активного развития и внедрения прогрессивных цифровых технологий специалисты станут существенно мобильнее и продуктивнее. Это уже сейчас дает возможность оптимизировать временные затраты на контроль, повысить уровень качества обнаружения и устранения несоответствий, автоматизировать процессы выполнения запретных мероприятий.
Поезда лидируют по безопасности среди остальных видов наземного транспорта. В этом есть безусловная заслуга ревизорского аппарата. От компетентности, решений и качества выполняемых функциональных обязанностей ревизоров на железных дорогах зависит безопасность и жизни людей: как пассажиров, так и ж/д сотрудников.
Бывший ревизор на железной дороге рассказал, зачем нужны были проверки и где проводники прятали зайцев
Я родом из города Сланцы Ленинградской области. После окончания школы в начале восьмидесятых годов мы с другом детства решили стать железнодорожниками и приехали в Таллинн. Первоначально подали документы в училище им. Мюрисеппа (ныне транспортная школа — прим.ред.), а в результате выбор пал на Техникум железнодорожного транспорта, был такой в Копли на улице Марати.
Однажды весной 1984 года я ехал поездом номер 16 из Таллинна до Кингисеппа, чтобы попасть в Сланцы. Состав поезда посетили ревизоры. Я проявил интерес к контрольным щипцам, компостеру, которым пробивали билеты. С виду очень строгая женщина-ревизор вдруг дала мне ”пощелкать” компостером… А затем предложила прийти к ним на работу. Так в 1984 году я пришел в коллектив ревизорского аппарата Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги.
Песня про ”зайцев”
Наш руководитель был очень мудрым и опытным ревизором. Но самым опытным работником была Херма Августовна Карлсон. Среди железнодорожников ее называли ”мама Карлсон”. Эта женщина 1910 года рождения работала на железной дороге с 1940 года. В ревизорском аппарате — с 1944 года. Поистине, мама Карлсон была для всех ревизоров, а коллектив включал в себя 23 сотрудника, не просто наставником, но и в какой-то мере ”ходячей энциклопедией”.
Работа ревизора заключалась не только в проверке билетов. На дальних пассажирских поездах ревизоры осуществляли надзор за работой поездных бригад. Чтобы попасть на поезд дальнего следования, мы добирались до различных станций чуть ли не на перекладных, чтобы возникнуть на одной из остановок поезда внезапно. Потому что проверять поезд на выезде из Таллинна совсем не интересно.
Что греха таить, в то время поезда пустыми не ходили. Проводники иногда позволяли себе поднять уровень адреналина: брали в рейс ”зайчиков”, получив с них наличными, и тряслись, высматривая на каждой станции ревизоров. Еще один вид дополнительного дохода происходил от размещения в спальном вагоне пассажира с билетом в общий вагон. С пассажира взыскивалась разница оплаты проезда, и тот становился нелегалом в вагоне повышенной категории. Были и другие виды халтуры, на что должен был обращать внимание ревизор. Среди них повторное использование постельных принадлежностей. Для ревизоров этот вид нарушения был самым тяжким.
За долгие годы работы было очень много забавных случаев. Однажды проводник так нервничала, не знала, что делать, что прямо при нас съела объяснительную записку, в которой признавалась в зафиксированных нарушениях.
Про солидарность проводников
Мобильных телефонов тогда не было. На определенных станциях встречные поезда пересекались, и проводники не просто приветствовали друг друга, но и предупреждали о предстоящей ревизии. Если ревизоров не было, то проводники рукой помахивали, как бы стирая пыль в разные стороны. Если были ревизоры, то на пальцах показывали количество проверяющих или кричали их имена и клички. Когда составы проходили между собой на скорости, то к окну служебного купе проводник приставлял фонарь: белый свет — ”чисто”, красный — ревизоры.
Если ожидались ”гости”, то поездная бригада начинала за считанные минуты наводить порядок: экстренно выписывались билеты, квитанции доплат, заполнялись надлежащим образом рейсовые документы, прятались ”зайчики” и т.д. После суматошного аврала по прибытии поезда на станцию, где садились ревизоры, в составе все резко затихало и изображался глубокий сон и отдых. Перед ревизорами представали зевающие проводники и создавалось впечатление, что безмятежная обстановка в поезде хранилась начиная от станции отправления. Должность ревизора обязывала быть и немного психологом.
Предприимчивые проводники прятали свою добычу, безбилетников, куда могли!
Таких пассажиров можно было найти и в багажной нише, как под полкой, так и сверху под потолком. Были случаи, когда обнаруживались ”зайчики” и в котловом отделении, и висячими за входными дверьми вагона.
Однажды проверяли с мамой Карлсон поезд до Москвы. В вагоне студент-проводник, предъявляя билеты из папки, очень нервничал. У окна стоял мешок с использованным бельем. Карлсон присела на этот мешок, и тот… заорал. Оказалось, проводник провозил без билета пассажира на третьей полке. Когда узнал, что в поезде ревизоры, ”упаковал” пассажира в мешок для белья, обложив его со всех сторон простынями.
Были и такие случаи, когда входишь в служебное купе проводника и видишь в окне отражение верхней ниши, где, скрючившись, разместился пассажир…
Про призрака Старого города
В 1992 году я получил возможность стать руководителем отдела. Этому помогла чистая случайность.
Каждый месяц в первых числах ревизоры собирались в Таллинне на техучебе. Одним из атрибутов этого мероприятия была сдача отчетов за прошедший месяц. Были новогодние праздники. Немного приболев, я попросил отгул в день техучебы. Руководитель согласился, и свою отчетность я понес в контору на следующий день. Придя к руководителю, я был ошарашен: мой начальник выглядел болезненно. У него случился инсульт, и всю ночь он провел в кабинете…
Так получилось, что общий отчет по ревизорской работе пришлось уже делать мне.
В те времена вся отчетность еще передавалась в Ригу. Рижане из Управления дороги помогли мне пройти курс ”молодого бойца”. С этого периода мне пришлось исполнять обязанности ревизора-инструктора по контролю поездов, т.е. выступить в роли руководителя ревизорского аппарата.
Очень много легенд и слухов ходит про всякие приведения и духов, обитающих в домах Старого города. В то время наш офис находился на Лай, 43. Кроме ревизоров на третьем этаже дома располагалась техническая библиотека и отдел железнодорожного водоснабжения. Работать на линии в поездах теперь начал редко, основным местом работы стал кабинет. Коллеги из других отделов постоянно боялись находиться на этаже в вечернее время. Поговаривали, что в доме бродит дух девушки, погребенной под строительным материалом дома. Но эти разговоры порождали больше смеха, чем веры.
Однажды мы проводили рейдовый перронный контроль в Палдиски на ранних утренних электропоездах. Приехав после рейда, я решил закрыть дверь в кабинет и прилечь на диване на часик. Впав в сонное состояние, я вдруг со стороны увидел себя, спящим на диване, и увидел, как в кабинет вошла девушка в кремовой одежде. Наблюдал я за ней сзади. Она подошла к моему рабочему столу и, увидев много бумаг на столе, покачала головой, как бы понимая, что работа ведется на все сто.
В это время зазвонил телефон. Я лежал с широко открытыми глазами, а моя гостья исчезла. Эта встреча меня немного напугала. Однако на следующий день меня вызвал к себе руководитель железной дороги и уведомил о том, что меня утвердили в должности постоянно. Вот так, с загадочного кивания головой моей гостьи я стал руководить отделом полноправно.
Про нелегкие времена железной дороги
Передо мной открывались возможности не только проявить свои организаторские способности, но и оптимизировать ревизорскую работу. Но в начале девяностых железная дорога переживала нелегкие перестроечные времена. Профессионалы-железнодорожники смещались с руководящих должностей. На их места приходили неопытные работники, имеющие профессии из других сфер. Именно они пытались внести свои коррективы в отлаженную цепь пассажирского движения, что на деле отрицательно сказывалось на работе всех служб.
Среди профессий и должностей есть и такие, которые существуют в ”одном экземпляре”.
Таковой была и моя должность. Прибалтийской дороги не стало, а развалившиеся на отдельные части объекты железнодорожного транспорта старались учиться жить самостоятельно друг от друга.
Несмотря на произошедший разрыв, мне удалось тогда объединить снова своих коллег. После совместных встреч и конференций по обмену опытом ревизоры Эстонии, Латвии, Литвы и России снова объединились. И будучи коллегами, мы какое то время дружили, общались, встречались и обменивались опытом.
С рождением планов по отмене поездов дальнего следования аппарат ревизоров стал не нужен. Отдел был ликвидирован. А вскоре после отмены всех проверок отменили и поезда, так как доходность от перевозок упала. С железной дорогой я распрощался в 1996 году.
Поездная работа, полная общения и романтики, оставляет свой след навсегда.
Если однажды поработал на железной дороге, то навсегда заболеваешь ею. И даже время не лечит, когда с тоской видишь пролетающие поезда.
Что делают ревизоры в поездах
— Татьяна Германовна, начнем с сакраментального вопроса: зачем нужны ревизоры?
— Вы и разъездных кассиров проверяете?
— Естественно. Например, в течение 2002 года на работу разъездных кассиров контролерами-ревизорами было составлено 111 актов, в числе нарушений такие, как присвоение денежных сумм, недорыв катушечных билетов пассажирам и т. д.
Требуют систематических проверок и пассажирские поезда дальнего и местного сообщения, так как в ряде случаев действия поездных бригад ведут к снижению доходов от пассажирских перевозок. В течение 2002 года на нарушения в работе поездных бригад пассажирских поездов дальнего и местного сообщения были составлены 4166 актов, в том числе 633 акта на провоз безбилетных пассажиров (взыскано провозных платежей на сумму 251,8 тысячи рублей), составлены 447 актов на провоз неоплаченной ручной клади, багажа и грузобагажа (провозных платежей взыскано на сумму 531,4 тысячи рублей). В наступившем году положение аналогичное. Касается это и поездных бригад, обслуживающих пассажирские поезда формирования Свердловской дороги. Так, например, 10 марта выявлено сразу три случая массового проезда безбилетных пассажиров в поездах формирования Серовского ДОП. При этом ущерб составил 9,5 тысячи рублей.
Не надо нас путать с разъездными кассирами. У нас разные функции. И вот непонятно, на каком основании в Перми сторонняя организация ООО «Адель», где работают разъездные кассиры, вписала в должностные инструкции не только право продажи, но и право проверки билетов у пассажиров? Выходит сами себя проверяют!
Главное, не только найти недостатки в работе пассажирского хозяйства, а проанализировать и дать предложения по совершенствованию технологии продажи билетов, учета мест и укреплению производственной дисциплины работников поездных бригад и других работников пассажирского хозяйства.
Если руководители на местах без амбиций, все это понимают и исправляют, тогда и не возникает вопрос, зачем нужны ревизоры.
Ревизоры на РЖД
Основные обязанности ревизоров РЖД – контроль технической эксплуатации ж/д путей, обеспечение безопасности движения поездов, обнаружение проблем и их своевременная ликвидация.
Как появилась профессия
Официально профессия появилась в 1937 году. Причиной этого стало большое количество опасных ситуаций на железной дороге и снижение уровня эффективности работников. По статистике, за 1934 год в Советском Союзе на железной дороге произошло порядка 62 тысяч аварий. Именно поэтому правительством было принято решение разработать особую службу железнодорожной инспекции. Стоит отметить, что принятые меры обеспечили необходимые результаты, и число происшествий заметно уменьшилось.
Как устроиться ревизором на РЖД
Согласно приказу Минтруда РФ от 9.01.2017 года № 4н обязательным условием получения должности ревизора, является работа на руководящем посту по соответствующему профилю сроком от 3-х лет. Кандидат на вступление в должность должен быть специалистом и досконально разбираться в организации технологических процессов и ремонтных работ, нормативной документации, железнодорожной инфраструктуре.
Кроме того, ревизор должен быть стрессоустойчивым, беспристрастным, ответственным, принципиальным, честным, обращать внимание на детали, уметь концентрироваться, иметь аналитический склад ума и логическое мышление.
Работа ревизора заключается в анализе сводок от различных секторов ж/д и выявлении «слабого звена», которое может негативно повлиять на работу всей железнодорожной структуры.
Что в будущем ждем профессию ревизора
Согласно аналитическим данным, потребность РЖД в профессии ревизора с каждым годом будет только возрастать, поскольку обеспечение безопасности и профилактика аварий – основные направления железнодорожной сферы.
Стоит заметить, что поезда – самый безопасный вид наземного транспорта. Разумеется, по большей части надежность железных дорог России связана с уровнем компетенции ревизоров.