что делают рестораны если клиент не платит
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Памятка о правах потребителя при посещении предприятий общественного питания
Памятка о правах потребителя при посещении предприятий общественного питания
Учитывая современный ритм жизни, мы не всегда можем поесть дома, часто нам приходится пользоваться услугами предприятий общественного питания.
Данная памятка написана с целью напоминания потребителю о его правах при использовании услуг общественного питания.
Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Потребитель, помни!
1. Если Вы уже определились с выбором блюд, забронировали место заранее и внесли предварительную оплату, но вдруг по каким-то причинам Вам пришлось отказаться от услуг кафе или ресторана, то исходя из ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. и норм, предусмотренных Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, следует, что потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
На практике следует четко определить, что включается в состав фактически понесенных расходов. При отказе от получения качественного приготовленного блюда в сумме фактически понесенных расходов должны учитываться не только стоимость работ и услуг персонала кафе, но и полная стоимость использованных продуктов питания.
Иными словами, будьте готовы к тому, что аванс, отданный Вами, может обратно и не вернуться.
Теме алкоголя тоже стоит уделить должное внимание в связи вступлением в силу Федерального Закона от 18 июля 2011года № 218-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который предусматривает запрет розничной продажи алкогольной продукции, включая пиво после 23 часов и до 8 часов местного времени, за исключением продажи в местах общественного питания. Из него следует, что для того чтобы в кафе или в ресторане алкоголь не реализовался для распития за пределами кафе/ресторана, Вам должны принести уже открытую бутылку.
Но в этом случае уже Вы будете не застрахованы от того, что Вы платите деньги именно за тот напиток, который выбрали.
Поэтому Вы можете предложить принести Вам закрытую бутылку с вином и попросить открыть ее при Вас.
Если закуски, блюда и десерты окажутся ненадлежащего качества, то рекомендуем действовать по следующей схеме:
а) Если в блюде были обнаружены посторонние предметы (мухи, стекло), то применим пп. 4 п. 26 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, т. е. потребитель вправе потребовать безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.
Как гласит п. 2 ст. 31 Закона, это требование должно быть удовлетворено в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежаще исполнен (другими словами, в первоначально установленный срок).
б) Если Вам просто показалось, что еда приготовлена некачественно, то на основании пп. 2 п. 26 Правил Вы вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).
Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
2. Вполне возможно, что Вы можете столкнуться с отказом в допуске граждан в организации, оказывающие услуги общественного питания, без внятного объяснения причин. В ряде объектов общественного питания размещены объявления такого содержания: «Охрана имеет право отказать в посещении без объяснения причин», нарушающие права и потребителей, и граждан. Дело в том, что Исполнитель, в соответствии с п. 5 Правил оказания услуг общественного питания, вправе
устанавливать в местах оказания услуг правила поведения потребителей, но не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).
Таким образом, применяемое организациями ограничение допуска граждан, так называемый «фэйс-контроль», является противозаконным, ущемляет права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.
3. Ряд организаций общественного питания может «обрадовать» Вас тем, что не несет ответственность за сданные на хранение, например, в гардероб, вещи. Размещены даже соответствующие объявления об этом.
За эту услугу посетители деньги обычно не платят. Хотя следует помнить, что в действительности все затраты организации входят в цену услуги, а значит потребитель оплачивает уже и услугу гардероба. В соответствии с ГОСТом Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» в составе помещений для потребителей на предприятиях общественного питания в кафе, ресторанах, барах, в столовых вместимостью свыше 50 мест обязательно должно быть помещение для гардероба. Из числа предприятий общественного питания только в закусочных наличие гардероба не обязательно.
В соответствии с абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 924 ГК РФ (Хранение в гардеробах организаций) хранитель вещи, сданной в гардероб, или вещи, оставленной без сдачи ее на хранение в месте, специально отведенном для этой цели в организации, независимо от того, осуществляется такое хранение возмездно или безвозмездно, обязан принять для обеспечения сохранности оставленной вещи все меры, предусмотренные ст. 891 ГК РФ.
Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах, во всяком случае, принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).
Положения ст. 924 ГК РФ применяются к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях (например, вешалки в столовых, закусочных, кафе).
4. Еще, следует обратить внимание на то, что организации общественного питания пытаются возложить ответственность за нечаянную порчу имущества (бой посуды и т.д.) на посетителей. Однако, в соответствии со ст. 210 ГК РФ именно собственник (организация или индивидуальный предприниматель) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено договором или законом, а в соответствии со ст. 211 ГК РФ собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Однако, при выборе потребителем услуги перед заключением договора, информации о том, что он несет ответственность за порчу имущества, как правило, не предоставляется. А узнаёт он об этом только из меню (последняя страница), когда практически выбор услуги уже сделан. Вследствие этого, все риски случайной порчи имущества лежат на собственнике. Применение штрафных санкций возможно только уполномоченными на то органами в соответствии с КоАП РФ. Таким образом, условие о взимании штрафных санкций ущемляет права потребителя, установленные ст. 210, 211 ГК РФ, и на основании ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» является недействительным
5. И последнее, что касается входной платы, как условия посещения заведения. Мало того, нередко при входе размещено объявление о том, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ, в т.ч. «Выходить из клуба во время проведения программы», или что «при повторном входе в клуб необходимо ещё раз оплатить входную плату». Данные условия противоречат положениям ст. 27 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на свободное передвижение и выбор места пребывания, и на основании п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» являются недействительным. Кроме того, плата может браться только за какие-то услуги, например, за развлекательную программу, но если потребитель уже один раз её оплатил, то он имеет право с билетом выйти и вернуться в течение этой программы. Второй раз требовать деньги за уже оплаченную услугу незаконно. Кроме того, полная информация о программе должна быть представлена так, чтобы потребитель сразу мог оценить, хочет он её смотреть или нет (исполнитель должен в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей при заключении договоров необходимую и достоверную информацию, в т.ч. за что берется плата при входе, т.е. перечень таких услуг и условия их приобретения, что предусмотрено ст. 8, 10 Закона).
Что реально грозит, если не заплатить по счету в кафе (ресторане)
На днях один из пользователей сайта задал мне вопрос «Действительно ли могут «посадить» если не заплатил за обед в ресторане?».
В результате общения выяснилось, что пользователь пришел в ресторан пообедать, заказал бизнес-ланч, но еда была отвратительная, хлебу было несколько дней, кусок оказался суховат и с плесенью, суп холодный и без мяса, после чего он возмутился и отказался платить. Официант начал грозить уголовной ответственностью и статьей за кражу. В итоге, клиент все же оставил деньги и ушел, но теперь хочет наказать этот ресторан, и его начал беспокоить этот вопрос.
Рассмотрим более подробно с точки зрения закона, что вообще может грозить, если отказаться заплатить по счету в кафе или ресторане.
Мнения рестораторов
Как ни странно, но в большинстве случае, рестораны не идут на конфликт в подобных ситуациях. Многие рестораторы стараются решить вопрос мирно, не привлекая особого внимания. Правда, зависит и от причины, по которой клиент не оплачивает счет. Чаще всего, клиент просто забыл денежные средства, либо не имеет наличности, а терминал для оплаты картой не работает. В таких случаях, как правило, администратор просто записывает данные клиента и отпускает его – практически всегда в этих случаях, клиент возвращается и оплачивает счет.
Бывают случаи, когда клиент недоволен сервисом или качеством блюд, либо считает, что счет завышен. Ну и конечно, просто не хочет оплачивать счет.
Что по закону могут сделать сотрудники кафе (ресторана)
Если такая неприятная ситуация произошла, то самостоятельно сотрудники ресторана ничего сделать не смогут. Удерживать силой клиента или применять какое-либо воздействие они не имеют законного права. В таких случаях остается только вызвать полицию, чтобы зафиксировать данный факт.
Уголовный состав преступления тут неоднозначный. К административной (например, ст. 7.27 КоАП РФ) привлечь тоже маловероятно, поскольку тут нет тайного хищения, да и доказать умысел вряд ли получится, ведь клиент может сказать, что хотел расплатиться, но забыл деньги, или их потерял по дороге в ресторан. В данном случае применяются нормы гражданского законодательства.
Клиент, придя в ресторан, изучив меню и сделав заказ, фактически соглашается на условия публичной оферты. Между клиентом и рестораном наступают гражданские правоотношения. Таким образом, клиент, отказываясь платить по счету, нарушает принятые на себя обязательства, тем самым нарушив ст. 309 ГК РФ. Следовательно, ресторан может лишь обратиться в суд и требовать взыскать с клиента денежные средства за услугу, которая была ему предоставлена.
И доказательством в таком случае будет протокол, составленный сотрудниками полиции и постановление об отказе в возбуждении дела.
Конечно, в большинстве случаев кафе или рестораны не будут инициировать судебные процессы по данному поводу, особенно, если сумма чека небольшая. Таким образом, максимум, что будет грозить такому клиенту – это порицание со стороны официанта, и возможно посетителей. За это точно не посадят.
Тем не менее, злоупотреблять не стоит. Если обслуживание или качество еды оказалось на низком уровне, то можно потребовать книгу жалоб и предложений, где зафиксировать ваши недовольства, а также обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Что делать, если ресторан не принимает карты?
Рассказываем, как вести себя в такой ситуации, чтобы найти компромисс!
Содержание
С началом пандемии использование карт и отказ от наличных актуальны как никогда. Но и без этого многие уже давно предпочитают безналичный расчет, ведь это удобно и быстро. А как быть, если вы пришли в ресторан, а там карты не принимают? Рассказываем, кто виноват и почему в принципе администрация ресторанов может так поступать.
Кто виноват и что делать?
Владелец ресторана обязан оборудовать свое заведение терминалом для безналичной оплаты, если выручка за отчетный предыдущий год больше 30 миллионов рублей (с 1 июля 2021 года – больше 20 миллионов рублей). О возможности расплатиться картой чаще всего сообщают соответствующие наклейки или объявления, которые можно увидеть на входе.
Почему могут не принимать карты?
Есть несколько причин отсутствия возможности заплатить картой (при условии, что в общем случае она есть).
Что делать, если вы пропустили сообщение о том, что нельзя заплатить картой?
Если информация о невозможности заплатить картой предоставлена, а вы ее не заметили (прослушали слова официанта или не увидели объявление), предложите поискать компромисс. Есть несколько вариантов выйти из неприятной ситуации:
Может ли администрация заставить вас заплатить своим трудом (помыть посуду, убраться и т. д.)? Нет, это запрещено! И за принуждение к такого рода «оплате» можно привлечь к ответственности по ст. 127 УК РФ.
Что будет в худшем случае, если вы откажетесь платить любым из доступных способов? Представитель ресторана может вызвать полицию, зафиксировать факт отказа от оплаты и потом на основании этого документа обратиться в суд. Поэтому не стоит агрессивно реагировать на подобные неловкие ситуации, гораздо проще найти решение, которое устроит обе стороны.
Как быть, если вам не сообщили о невозможности заплатить картой?
Если вас заранее не предупредили о том, что оплата картой не предусмотрена, вы вправе отказаться платить. В сущности, в такой ситуации ресторан нарушает условия публичной оферты, то есть, не предоставляет всю информацию до того, как определенная услуга будет оказана. Если вас силой принуждают заплатить, можете вызвать полицию и сообщить о неправомерных действиях персонала. Также в дальнейшем вы можете обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести расследование.
При таких обстоятельствах вы даже можете получить компенсацию за нарушение условий публичной оферты.
Что делать, если ресторан не принимает карты?
Безналичная оплата товаров и услуг становится привычнее и проще, чем «обычная». Очень многие предпочитают вообще не иметь при себе купюр и везде расплачиваться картой. Однако как поступить в ситуации, если ресторан или магазин карты не принимает?
Оборудование платежным терминалом — это добровольное решение кафе, ресторана или магазина. Но могут быть и ситуации, в которых безналичная оплата как бы заявлена, но при этом «не работает», «сломалась», «сейчас недоступна», и так далее.
В этом случае администрация организации должна предупредить клиентов о том, что безналичная оплата в текущий момент недоступна. Эта информация должна быть доведена до сведения всех потенциальных клиентов ранее того, как они воспользовались услугой или приобрели что-то.
Например, администрация обязана распечатать объявление и разместить его таким образом, чтобы клиент без дополнительных вопросов мог ознакомиться с условиями оказания услуг и продажи товара. Если речь идет о ресторане или кафе, обслуживающий клиента официант должен дополнительно и до того, как заказ сделан, предупредить, каким образом возможно осуществить оплату.
Обсчитали при оплате. Что делать?
Что делать, если клиент узнает о невозможности оплаты картой постфактум?
Многие, следуя стереотипу, представляют себе, что администрация может попросить «отработать» обед: помыть посуду, убрать в зале, и так далее. В реальности никто заставить сделать посетителя не может, потому что в таком случае инициатора «отработки» ждет ответственность по ст. 127 УК РФ.
Что может сделать заведение, если клиент категорически октазывается платить и искать компромисс? Вызвать полицию, чтобы та зафиксировала факт отказа оплатить счет. На основании этого представитель заведения может обратиться в суд с требованием взыскать средства с потребителя.
Соответственно, только суд может обязать клиента ресторана или кафе заплатить за обед.
Почему ресторан или кафе может заявлять о том, что карты не принимаются, хотя терминал исправен?
В некоторых ситуациях заведения питания идут на хитрость и заявляют, что оплата принимается только наличными. Для этого у них может быть несколько причин:
1. Кафе или ресторан экономит на эквайринге (то есть, на комиссии банку, который обеспечивает проведение платежей по карте в конкретной торговой точке, с этой точки за подобные операции берется комиссия).
2. Владельцу ресторана или кафе по какой-то причине требуются наличные (заплатить работникам, за аренду, и так далее).
3. Заведение часть денег не проводит официально. В данном случае речь уже идет о нарушении законодательства, потому что часть выручки не учитывается нигде. К сожалению, проверить наверняка посетитель не может.
Ваши права в ресторане. Советы юриста
Будет ли им что-то за это?
Нет, если посетитель не докажет, что имеет место уход от налогов или обман банка-эквайера (что сделать практически невозможно). Ресторан или кафе имеют право выбрать, каким способом принимается оплата с посетителей. Но их обязанность, повторимся, — донести информацию о том, каким образом они готовы принять деньги, чтобы потребитель мог заранее решить, подходит ли ему такая оплата. Если это не сделано, правда на стороне клиента.
Кафе регулярно не принимает карты по выходным. Это законно?
У меня такой вопрос: есть одно кафе, в которое я регулярно хожу почти два года. Меня устраивают цены, обслуживание, качество еды, да и сотрудники уже как родные. Но вот беда — постоянно по выходным в кафе отказываются принимать карты к оплате. Каждый раз заранее говорят, что проблемы с терминалом. Но я не пользуюсь наличными.
Понятно, что можно дойти до банкомата и снять нужную сумму. Но по карте у меня кэшбэк за такие операции. Плюс я контролирую расходы через мобильное приложение, и мне удобно в нем смотреть, сколько и когда я там платила.
Более того, я пару раз видела, как в выходные сотрудники все-таки приносят терминал некоторым посетителям.
Почему так происходит? Законно ли так делать? Зачем это самому заведению и как на него повлиять?
Торгово-сервисные предприятия с выручкой свыше 40 миллионов в год обязаны принимать к оплате банковские карты: ст. 16.1 закона «О защите прав потребителей». Исключение — только если предприятие находится там, где нет интернета, но это точно не ваш случай.
Раз карты не принимают регулярно и в определенные дни, то проблема не в терминале. Давайте разберемся, почему так происходит и как быть.
Заведение экономит на эквайринге
Сразу скажу, что это самый вероятный вариант.
Чтобы проводить оплату по картам, у заведения должно быть специальное оборудование. Набор банковских услуг и оборудования для безналичных платежей называют эквайринг.
Банк, который отвечает за проведение платежей по карте в конкретной торговой точке — кафе, магазине, кальянной, — называется банком-эквайером. За работу с платежами банк берет с торговой точки комиссию, она обычно составляет 1,5—3,5% от оборота. Для каждого заведения условия обслуживания устанавливают индивидуально. Они могут зависеть от рода деятельности, местоположения, выручки.
В Тинькофф-бизнесе тариф для обслуживания всех юридических лиц одинаковый
Иногда оказывается, что комиссия какая-то чересчур большая. Например, ООО «Ромашка» очень спешило открыться и подписало договор с первым попавшимся банком. Тот назначил комиссию 5% с каждого безналичного платежа. Когда в «Ромашке» подсчитали выручку за первые месяцы работы, оказалось, что 5% — это очень дорого. А по условиям договора отказаться от услуг банка можно будет только через год. В итоге в компании решили проводить безналичные платежи только по будням, когда клиентов мало.
Если бы ООО «Ромашка» обратилось в Тинькофф-бизнес, то терминал для приема карт выдали бы бесплатно, а комиссия могла бы быть, скажем, 1,59% от оборота.
Заведение работает по серым схемам
Другой вариант — это когда заведение использует серые схемы, уходит от уплаты налогов или вовсе занимается обналичкой. В случае с кафе или рестораном, это можно наверняка понять по чеку. Сотрудники выбивают в кассе предчек, потом забирают у вас деньги и обратно выносят его же, а кассовый чек не делают. Потом они просто отменяют заказ в системе — соответственно, он нигде не отразится.
Предчек от кассового чека отличить просто: у него нет QR-кода.
Возможно, заведению просто нужны наличные. К примеру, для выплаты зарплат или на аренду помещения. Поскольку все больше клиентов расплачиваются картами, порой наличных не хватает. Приходится как-то выкручиваться и вынуждать посетителей платить наличными.
Что делать заведению
Если эквайринг обходится дорого, смените банк или поднимите стоимость блюд. Комиссия банка — грабительские 4%? Поднимите цены на 6%. Учитывая, что не все платят картами, получится отбить разницу, а клиенты вряд ли это ощутят.
Почитайте наши статьи:
Что делать автору вопроса
Торговая точка не имеет права отказать в приеме банковской карты, если терминал исправен. Это незаконно и наказывается как минимум штрафом. О нарушениях можно сообщить на сайте Роспотребнадзора. Но чтобы заведение привлекли к ответственности, нужно доказать, что терминал действительно работал. Учитывая, что заведение вам нравится, вряд ли вы захотите серьезно наказывать владельцев.
Когда в следующий раз придете в это заведение, сразу спросите, как дела у терминала для оплаты картой. Если опять не работает, уточните, когда заработает и есть ли возможность все-таки наладить связь с банком. Скажите, что вы постоянный клиент. Вполне может быть так, что терминал неожиданно «заработает». Иногда еще могут предложить пройти к барной стойке, где можно будет тайком расплатиться картой.
Если же официант сообщит, что оплатить картой абсолютно точно не получится, рекомендую или снимать наличные, или идти в другое место.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.