что делают помощники официантов
Должностная инструкция помощника официанта
Должностная инструкция помощника официанта
(помощника бармена)
(профессиональный стандарт «Официант/бармен»)
1. Общие положения
1.1. Помощник официанта является рабочим и подчиняется непосредственно
___________________________________.
(наименование должности/профессии руководителя)
1.2. Для работы помощником официанта принимается лицо, прошедшее профессиональное обучение — программы профессионального обучения по профессиям рабочих, служащих.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда (вводный и на рабочем месте), стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
2) имеющее медицинскую книжку;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) достигшее возраста 18 лет (при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий с использованием алкоголя).
1.4. Помощник официанта должен знать:
1) нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания;
2) правила личной подготовки официанта (бармена) к обслуживанию;
3) правила подготовки зала, столового белья, посуды и приборов к работе;
4) способы расстановки мебели в зале обслуживания организаций питания;
5) технологии предварительной сервировки столов посудой и приборами;
6) характеристику столовой посуды, приборов и столового белья;
7) правила накрытия столов по предварительным заказам ассортиментом блюд;
8) правила и технику подачи алкогольных и безалкогольных напитков, способы подачи блюд;
9) правила и технику уборки использованной посуды;
10) правила, технологию и компьютерные программы, используемые для расчетов с потребителями в организациях питания;
11) правила и последовательность подготовки бара, буфета к обслуживанию;
12) правила нарезки, порционирования, взвешивания, укладки пищи в посуду и подачи блюд;
13) технологию приготовления закусок, чая, кофе, молочных коктейлей;
14) требования к качеству, безопасности пищевых продуктов, используемых в приготовлении закусок и напитков, кулинарных изделий, к условиям их хранения;
15) правила пользования сборниками рецептур приготовления закусок и напитков;
16) требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
17) виды брака и способы его предупреждения и устранения;
18) порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
19) правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;
20) Правила внутреннего трудового распорядка;
21) правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности в организациях питания;
22) ___________________________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Помощник официанта должен уметь:
1) готовить залы организации питания к обслуживанию, расстановке столов, стульев, проверке устойчивости столов, стульев, протирке столов;
2) соблюдать стандарты чистоты в зале питания;
3) протирать, полировать столовую посуду и приборы, наполнять приборы со специями, накрывать стол скатертью;
4) производить сервировку столов посудой, приборами и блюдами по предварительным заказам;
5) подавать блюда и напитки под руководством официанта;
6) проводить оплату за заказ в наличной и безналичной форме;
7) применять регламенты, стандарты и нормативно-техническую документацию, используемые при обслуживании потребителей питания;
8) производить работы по подготовке бара, буфета к обслуживанию;
9) выбирать производственный инвентарь и технологическое оборудование и безопасно пользоваться им при приготовлении закусок и напитков;
10) аккуратно и экономно обращаться с продуктами в процессе приготовления закусок и напитков;
11) готовить чай, кофе, молочные коктейли и закуски, используя необходимые методы приготовления и оформления;
12) эстетично и безопасно упаковывать готовые блюда, напитки и кулинарные изделия на вынос;
13) выполнять санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда;
14) соблюдать личную гигиену;
15) ____________________________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.6. ___________________________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Трудовыми функциями помощника официанта являются:
2.1.1. Обслуживание потребителей организаций питания под руководством официанта (бармена):
1) выполнение инструкций и заданий официанта по обслуживанию потребителей организации питания;
2) выполнение заданий бармена по приготовлению алкогольных и безалкогольных напитков, холодных, горячих блюд и закусок.
2.2. _________________________.
(другие функции)
3. Обязанности
3.1. Перед началом рабочего дня (смены) помощник официанта:
1) проходит в установленном порядке предсменный (профилактический) медицинский осмотр;
2) получает производственное задание;
3) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
4) принимает смену;
5) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
6) ____________________________________.
(другие обязанности)
3.2. В процессе работы помощник официанта:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) ___________________________________.
(другие обязанности)
3.3. В течение рабочего дня (смены) помощник официанта выполняет следующие обязанности в рамках трудовых функций:
3.3.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет проверку и расстановку мебели в залах обслуживания организации питания;
2) осуществляет подготовку столовой посуды и приборов, столового белья;
3) выполняет предварительную сервировку столов посудой и приборами;
4) обеспечивает наличие ассортимента блюд по предварительным заказам;
5) осуществляет помощь официанту при подаче блюд и напитков;
6) принимает и оформляет оплату за заказ по заданию официанта;
7) производит уборку столов в залах организации питания.
3.3.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет подготовку мебели, оборудования и инвентаря, посуды бара, буфета к обслуживанию;
2) производит нарезку, взвешивание, порционирование, укладку блюд и закусок в посуду;
3) подготавливает закуски и напитки к подаче по заданию бармена;
4) осуществляет приготовление и оформление закусок по заданию бармена;
5) осуществляет приготовление чая, кофе, молочных коктейлей по заданию бармена;
6) помогает бармену в приготовлении закусок и их подаче;
7) осуществляет помощь бармену в приготовлении алкогольных и слабоалкогольных коктейлей и их подаче;
8) производит уборку использованной барной посуды со столов бара и с барной стойки;
9) производит сбор, сдачу отходов, тары, стеклянной посуды, макулатуры;
10) упаковывает штучные и развесные товары по заданию бармена.
3.4. В конце рабочего дня (смены) помощник официанта:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) __________________________________.
(другие обязанности)
3.5. В рамках выполнения своих трудовых функций помощник официанта:
1) исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
2) проходит периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) ___________________________________.
(другие обязанности)
3.6. __________________________________.
(другие положения об обязанностях)
4. Права
4.1. При выполнении своих трудовых функций и обязанностей помощник официанта обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.
4.2. _______________________________.
(другие положения о правах работника)
5. Ответственность
5.1. Помощник официанта привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
5.2. Помощник официанта несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
5.3. Помощник официанта за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
5.4. ______________________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Официант/бармен», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.12.2015 N 910н, с учетом
___________________________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
___________________________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ________________________________.
———————————
Информация для сведения:
В соответствии с Профессиональным стандартом «Официант/бармен», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.12.2015 N 910н, иное возможное наименование должности — «помощник бармена».
Помощник официанта обязанности: основные функции, требования к специалисту, задачи сотрудника ресторана
Содержание:
Все требования к помощнику официанта, обязанности, права и меру ответственности необходимо изложить в его должностной инструкции. Аналогичное руководство нужно составить и для работника бара, деятельность которого имеет свою специфику. Документы с точными, однозначно трактуемыми формулировками помогают предупреждать сбои в обслуживании посетителей, конфликтные ситуации, снижать текучесть кадров.
Требования к помощнику официанта описаны в должностной инструкции.
Главные особенности профессии помощника официанта в ресторане
Помощник официанта или бармена получает возможность усвоить базовые принципы ресторанного бизнеса и накопить немалый опыт.
Помощник официанта имеет перспективы карьерного роста.
Основные функции
Официанты тем временем принимают новые заказы. Барбэки заняты на несложных работах в подсобных помещениях баров.
Требования к специалисту
Сотрудник должен быстро и качественно исполнять свои обязанности.
Важные личные качества
«Золотое правило» ресторанного бизнеса: довольный посетитель приводит с собой еще двоих, недовольный отговаривает семерых.
Необходимые профессиональные знания
Важно, чтобы помощник не хуже своего шефа разбирался в меню, винной карте, знал характеристики блюд, напитков.
Хотя общаться с клиентами уполномочен официант, фудранер тоже должен уметь отвечать на частые вопросы посетителей.
Навыки межличностных коммуникаций в соответствии с правилами этикета не менее важны, чем основы кулинарии и технические приемы ресторанного сервиса.
Помощник должен разбираться в меню и знать характеристики блюд.
Должностная инструкция помощника официанта
При ее составлении нужно отобрать из предлагаемого типового документа те положения, которые соответствуют профилю и масштабу того или иного бара, буфета, бистро, кафе, ресторана.
Общие положения
В этот раздел нужно вписать основополагающие положения, которые способствуют обслуживанию посетителей на высоком уровне.
Общие положения являются основополагающими.
Помощник обязан выполнять трудовые функции.
Работник зачисляется в штат и увольняется приказом руководителя предприятия.
Права
Права помощника излагаются в срочном договоре, который заключается с ним при приеме в заведение питания. Они закреплены в 21-й статье Трудового кодекса. Но в инструкцию нередко включают и дополнительные пункты.
Права помощника излагаются при приеме на работу.
Обязанности
Работник должен выполнять свои обязанности.
Ответственность
Работник отвечает за имидж предприятия и сохранность материальных ценностей.
Работник отвечает за сохранность вещей ресторана.
Согласно законодательству РФ, к нему может быть применена дисциплинарная, административная или уголовная мера наказания в зависимости от вида правонарушений.
Проект составленной инструкции согласуется с шеф-поваром, менеджером, представителем профсоюза, юрисконсультом и корректируется с учетом их предложений. После утверждения директором предприятия документ обретает юридическую силу. Ознакомить с этим руководством нужно каждого кандидата на должность. Согласие со всеми положениями соискатель подтверждает личной подписью. Только после этого с ним заключается трудовой договор.
Раннер — это кто? Вся правда о работе раннером в бар-бургерной от жительницы Владивостока
Поиск работы всегда является очень большим стрессом. Те, у кого нет каких-либо специальных навыков, за короткий промежуток времени способны опробовать сразу несколько разных профессий. Благодаря поискам работы люди узнают о профессиях, о которых до этого никогда не слышали. К таким людям относится и Алёна из города Владивостока. Ей 19 лет, и она хочет рассказать читателям журнала Reconomica о профессии раннера в баре, который является ещё и бургерной. Алёна надеется, что её рассказ поможет людям в выборе работы.
Интересная должность в бар-бургерной
Находясь в поиске работы, на сайте вакансий мне попалась интересная должность в бар-бургерной ресторанного типа. Так как я никогда не была официантом, захотела попробовать себя в новой должности.
Собеседование проходило в два этапа: сначала в головном офисе с менеджером по подбору персонала, затем в самом баре.
К слову, заполняла я резюме на должность официанта, а за неимением опыта мне предложили пару месяцев поработать помощником. Ставка у помощника — 60 рублей в час, обычно в неделю выходит пять рабочих дней по 15 часов в смене.
Можно выйти на ставку в 90 рублей/час, но для этого придется сдать меню. Средний заработок составляет примерно 15-17 тысяч рублей в месяц при полной загруженности. Могут вызвать на работу и в выходной, потому что суббота и воскресенье – пиковые дни для посетителей.
Бар-бургерная ресторанного типа.
Для того чтобы приступить к работе, сначала нужно пройти трехдневную стажировку. Стажировка неоплачиваемая, всего нужно бесплатно отработать 30 часов.
Обязанности раннера
Главными обязанностями помощника официанта, или так называемого раннера, является работа на кухне. Пересчитать приборы, салфетки, пакеты и прочий инвентарь – так начинается смена.
После того, как все пересчитано, главной задачей на весь день становится полировка столовых принадлежностей и подносов. У персонала нет своей кухни, поэтому все обедают прямо за твоим рабочим местом.
Пешая доставка по городу
В обязанности раннера также входит пешая доставка по городу. Бар не располагает условиями для доставки на автомобилях курьерами, поэтому осуществляет ее в радиусе 800 метров от самого бара. За каждый доставленный пакет получаешь 50 рублей. Несложно, но так как постоянно приходится на морозе подниматься на сопку и спускаться с нее — мало приятного.
В баре постоянная нехватка раннеров, так как на такой зарплате никто не задерживается. Доставкой занимаются и официанты, и хостес, и менеджеры.
Так как бар находится в центре города, большинство доставок осуществляется на работу, в офисы и салоны. Бывает, что могут оставить чаевые, но происходит такое очень редко — это скорее исключение из правил.
Доставкой занимаются и официанты, и хостес, и менеджеры.
Бывает сложно найти дом, куда нужно отнести заказ. Тщетные попытки ориентироваться по картам обычно заканчиваются тем, что телефон от мороза разряжается и приходится полчаса блуждать между домами, чтобы найти пункт доставки. Бывают случаи, когда приходишь, а никого дома нет либо указали неправильную квартиру, а телефон сел от холода. Приходится идти обратно в бар и потом снова возвращаться.
Также для раннеров существует система поощрения за выполненные доставки. Если ты делаешь доставок больше, чем остальные, то тебе положен сертификат какого-нибудь из магазинов либо денежное вознаграждение в размере 1 000 рублей.
Зачем пересчитывать ложки?
Бар имеет свою собственную систему штрафов, одним из которых является штраф в 500 рублей за посещение бара в свой выходной. В скобках приписано уточнение, что это не относится к управляющим.
У бара нет парковки, так как он расположен в очень неудобном месте. Чтобы найти место, где оставить свою машину, придется 10 минут искать свободное место в центре города.
Если в баре много людей и официантов не хватает — начинаешь заниматься разносом заказов гостям, забираешь грязную посуду.
По окончании смены главная задача — снова пересчитать все расходные материалы: одноразовые вилки и ложки, даже зубочистки – одно только непонятно, зачем.
Сытный большой бургер заказать до полудня просто невозможно.
Бар пользуется популярностью у иностранцев, поэтому в любое время там много туристов. Обычно они очень шумные и постоянно много заказывают, но, со слов официантов, чаевых никто из них не оставляет.
В утреннее время действует меню завтраков, и сытный большой бургер заказать до полудня просто невозможно. Удивительно, что больше всех возмущаются мужчины в пиджаках, некоторые даже начинают ругаться с менеджерами. Но это ни к чему не приводит, правила есть правила, поэтому они уходят ни с чем.
Меня хватило лишь на месяц
Меня хватило на такую работу лишь на месяц, после чего я уволилась. Очень сложно работать за такую низкую зарплату.
Нельзя сказать, что я очень уставала, однако 60 рублей за час работы не позволяют жить нормальной жизнью.
Повышения я не дождалась
Если говорить про коллектив, то он очень дружный. Новеньких в команде встречают тепло и пытаются помочь и чему-то научить. Люди в коллективе совершенно разные: есть и художники, есть и парень, который совмещает работу официанта и пожарного. Обычно все, кто приходит туда, задерживаются надолго. Бар открылся в 2015 году, большая часть персонала работает с самого открытия. Отношения начальства и обслуживающего персонала очень хорошие, нет такого, чтобы кто-то показывал свои привилегии над кем-то. В баре нередко случается так, что управляющие должности начинают занимать официанты и бармены.
Если в баре много людей и официантов не хватает — начинаешь заниматься разносом заказов гостям.
Если человек работает на благо бургерной действительно хорошо, то он обязательно окажется замеченным вышестоящим руководством.
Меня это уже не коснётся. Ждать повышения я не могла, так что начала искать другую работу. Хочу отметить, что ко мне отнеслись очень тепло, когда я уходила с работы, а с некоторыми работниками я общаюсь до сих пор.
6 Помощник официанта
Гости сидят за столом, на котором стоят протертые солонка и перечница, лежит меню без пятен. Скорее всего, теперь они увидят помощника официанта, который подойдет к их столику, чтобы убрать с него лишнюю посуду и приборы или разлить гостям минеральную воду. Какое впечатление будет у гостей на этом этапе? Улыбается ли помощник официанта, ведет ли себя с гостями дружелюбно? Необходимо научить помощников официанта следующему:
· Бесшумно и осторожно убирать со стола грязную посуду, приборы и бокалы. Потренируйтесь с ними в ролевых играх, как правильно это делать. На них лежит огромная ответственность в отношении осуществления контроля расходов на инвентарь (они не должны допускать боя посуды).
· Ваши помощники официанта должны знать все блюда и напитки Вашего ресторана так же хорошо, как и официанты.
· Помощники официантов должны уметь правильно отвечать на вопросы гостей, которые им задают чаще всего:
1. Вопрос: “Где находится туалетная комната?”
Ответ: “Я покажу Вам.” Если необходимо, проводите гостей к туалетной комнате. Не показывайте большим пальцем в неизвестном направлении через весь зал ресторана, как будто Вы ловите машину на автостраде. (Важно: Подобный вопрос свидетельствует о том, что гость посетил Ваш ресторан в первый раз. Предупредите об этом менеджера и сделайте что-нибудь специально для этого гостя).
· Проверьте внешний вид помощников официанта. Умывались ли они? Опрятно ли они выглядят? Чистая ли у них униформа? Вымыты ли у них тряпочки, которыми они протирают столы?
Гости обычно задают помощникам официанта больше вопросов, чем кому-либо из других сотрудников ресторана. Убедитесь в том, что они умеют отвечать на все эти вопросы.
Официанты проводят с гостями Вашего ресторана гораздо больше времени, чем кто бы то ни было из других сотрудников. Что им необходимо сделать, чтобы у гостей, которых они обслуживают, сформировалось положительное впечатление от посещения ресторана:
· Знать все о блюдах и напитках из меню, включая их ингредиенты и к чему они лучше всего подходят.
· Быстро замечать и приветствовать каждого нового гостя, в течение двух минут с момента их посадки за стол.
· Предлагая различные коктейли, не забывайте упоминать в качестве возможного ингредиента наиболее популярные и дорогие спиртные напитки.
· Предлагайте гостям закуски, прежде чем Вы отойдете от стола, чтобы принести им напитки. Это экономит Ваше время и силы.
· Подавайте гостям заказанные ими напитки (аперитивы) в течение пяти минут после того, как Вы приняли заказ.
· Запоминайте и используйте имена гостей.
· Предлагайте определенные блюда и напитки на каждом этапе обслуживания: аперитивы, закуски, блюда, вино, десерты, дижестивы.
· Проверьте внешний вид своих официантов. Соответствие его «стандартам внешнего вида»
· Ежедневно проводите собрания официантов, на которых Вы будете проверять внешний вид и “боевую готовность” своих “войск”: в этом Вам помогут вопросы, которые Вы будете им задавать, касающиеся знания блюд и напитков, а также навыков их предложения и продажи. Не забывайте: Вы получаете то, что проверяете, а не то, что ожидаете.
Нельзя управлять работой ресторана, сидя на стуле за стойкой бара или все время находясь в офисе. От менеджера требуется “физическое” присутствие в зале ресторана. Старайтесь приветствовать каждого гостя в зале или баре. Когда гостям подают заказанные ими блюда и напитки, поддерживайте с ними зрительный контакт, улыбайтесь им. Представьтесь гостям, познакомьтесь с ними и запомните их имена. (Вы даже можете завести специальный журнал, в который будете заносить имена гостей, чтобы впоследствии, когда Вы в следующий раз встретитесь с этими же гостями, не забыть их имена.) Этим Вы подаете хороший пример всему остальному персоналу ресторана. Предложите гостям фирменное блюдо/напиток: “Сегодня у нас фирменный черничный пирог. Не забудьте оставить для него немного места!” При желании можно обменяться с гостями визитными карточками.
10 Туалетная комната
Менеджеры и рядовые сотрудники ресторана должны регулярно проверять состояние туалетной комнаты. Используйте чек-листы (каждые 20 минут) для поддержания чистоты в туалетных комнатах.
11 Предоставление счета гостям, возвращение за счетом к столу
12 Прощание с гостем
В отношении каждого гостя, уходящего из ресторана, необходимо:
1. Поинтересоваться и убедиться в том, что их пребывание в ресторане было приятным, и они получили большое удовольствие.
2. Поблагодарить каждого гостя за визит в ресторан (при этом следует обращаться к гостю по имени).
3. Пригласить гостей снова прийти в ресторан.
4. Добиться того, чтобы их последнее впечатление, полученное ресторане (в основном это прощание и выход из ресторана), было положительным.
· Помогайте гостям на выходе одевать их верхнюю одежду.
· Открывайте дверь для каждого гостя, покидающего ресторан.
· Поблагодарите каждого гостя, обратившись к нему по имени, и пригласите его прийти в ресторан по какому-нибудь специфическому поводу: “Приходите к нам на наш воскресный завтрак!”