что делают перед взлетом самолета
Как пилоты готовятся к полету
Вместе с летчиками авиакомпании S7 я приехал в аэропорт Домодедово, прошел медицинскую комиссию, предполетный брифинг, познакомился с бортпроводниками, получил разрешение на вылет, прокатился на микроавтобусе к самолету, провел его осмотр, запустил двигатели и … никуда не улетел. Однако, весь процесс подготовки к полету я сфотографировал…
Летчики заходят в служебное помещение через отдельный вход в аэровокзале. Так же, как и все остальные, они проходят полный досмотр:
1.
Аэропорт делится на 2 зоны: чистую и грязную. Чистая зона — это зона внутри аэропорта, в которую можно попасть, лишь пройдя досмотр. Все остальное здание аэровокзала называется грязной зоной:
2.
Сразу после осмотра весь экипаж проходит медицинскую комиссию:
3.
Здесь летчики получают полетное задание, куда будут вноситься все остальные отметки о полете. Медкомиссию можно проходить не раньше, чем за 2 часа до вылета и не позже, чем за час. Врач измеряет давление и пульс. Смотрит на летчика и оценивает его состояние. При возникновении подозрений могут быть проведены дополнительные тесты:
4.
В соседней комнате старшие бортпроводники получают аптечки. После полета они сдают их обратно. Содержимое аптечек постоянно обновляется, и специальный врач следит за тем, чтобы все лекарства были с не просроченной датой годности:
5.
После медкомиссии летчики спускаются на один этаж вниз и заходят в комнату для брифингов:
6.
В конце зала, в окошке, второй пилот получает документацию на самолет в чемодане внушительных размеров. Его всегда носит помощник командира. Своеобразная дедовщина:
7.
Посередине комнаты стоит большой стол, за которым летчики готовятся к полету. Изучают маршрутные документы, схемы захода в аэропорт назначения, проверяют сводку погоды на маршруте, выбирают оптимальный маршрут, определяют количество необходимого топлива, выбирают запасной аэродром и т.д.:
8.
9.
10.
Здесь же получают данные о погоде на всех участках полета, скорость и направление ветра на высотах, возможную турбулентность. Весь маршрут разделен на участки, и летчики заранее знают ожидаемую силу турбулентности на каждом из них:
11.
У авиакомпании S7 в комнате для брифингов установлен отдельный стол с компьютерами, где Командир Воздушного Судна (КВС) может посмотреть дополнительную информацию о рейсе:
12.
Если у командира есть сомнения по погодным условиям, то он может проконсультироваться с дежурным метеорологом:
13.
У диспетчера по центровке помощник командира заполняет и сдает лист с информацией о полете. Сюда вносится такая информация как номер рейса, направление, бортовой номер, вес снаряженного воздушного судна (ВС), общая заправка, топливо на руление, топливо на взлет, топливо на полет, полетное время и количество кресел. По этой информации определяется, где у самолета будет центр массы:
14.
15.
После окончания подготовки КВС вызывает старшего бортпроводника и проводит для него инструктаж:
16.
Философия компании AIRBUS состоит в том, что экипаж не должен быть слетан. Поэтому каждый раз КВС и второй пилот разные. Тоже и с бортпроводниками. Они знакомятся друг с другом уже в комнате отдыха перед полетом:
17.
Здесь же старший бортпроводник проводит инструктаж для экипажа:
18.
После окончания подготовки летчик подходит к диспетчеру и сообщает ему, что он принял решение выполнить полет:
19.
К самолету летчики выезжают на специальном микроавтобусе. Кстати, для авиакомпании каждая такая поездка обходится в 1000 рублей:
20.
По территории перрона все люди должны передвигаться в зеленых жилетах. Пилоты не исключение:
21.
В самолете нет ключа зажигания, и включается он кнопкой. Проводится первичная проверка работы системы:
22.
Второй пилот проводит внешний осмотр самолета. Проверяет отсутствие чеки «Remove Before Flight» на передней стойке шасси, » т.к. при её наличии шасси не уберутся:
23.
Визуально осматривает нос самолета на предмет повреждений:
24.
Проверяет состояние датчиков. Они ни в коем случае не должны быть обледеневшими:
25.
Техническая дверь должна быть плотно закрыта:
26.
Визуально осматривает лопатки двигателя:
27.
Если они обледенели, то вызывается техник и отогревает их:
28.
29.
Заправочный люк (черное отверстие посередине крыла) должен быть плотно закрыт:
30.
Осматривает механизацию крыла и разрядники статического электричества (палочки торчащие из крыла):
31.
Осматривает сопло двигателя:
32.
Проверяет стабилизаторы хвостового оперения. Они должны быть установлены на 0:
33.
Состояние тормозных колодок и стояночные башмаки:
34.
После внешнего осмотра второй пилот возвращается в кабину и, совместно с КВС, проводит полную проверку бортовых систем:
35.
В самолете есть шпаргалка, которой пользуются пилоты:
36.
При корректной работе ни одна лампочка не должна гореть:
37.
38.
39.
Проверяют все предохранители:
40.
В случае сильного солнца пилоты могут опустить оранжевые занавески:
41.
В заключение хочу сказать, что пилоты авиакомпании S7 Андрей Мабо и Александр Коваленко произвели на меня очень хорошее впечатление. Спокойные, уравновешенные, рассудительные, умные и уверенные люди. Мне как-то спокойно рядом с ними было. Хорошие остались воспоминания:
42.
Взят у в Аэропорт с точки зрения пилота
Больше летать не страшно: 19 ответов на самые популярные вопросы дают работники авиакомпаний
Самолет признан одним из самых безопасных транспортных средств, но при этом у многих людей, даже тех, которые часто летают, присутствует страх. Он в большинстве случаев необоснованный и связанный с непониманием работы летательного аппарата. Чтобы исправить этот недочет, пилоты и работники авиакомпаний дали ответы на самые популярные вопросы, которые задают пассажиры.
1. Может ли автопилот посадить самолет?
Современные самолеты имеют систему управления, которая способна вести самолет по выставленному маршруту с высоты 300 м и до полного приземления на посадочную полосу. Приземление может происходить на автопилоте, но при этом пилот должен следить за его работой и задавать необходимые конфигурации для посадки. Непосредственно перед приземлением направлением самолета занимается курсо-глиссадная система, то есть, корректирует движение радиомаяк. Что интересно, эта система будет работать, даже если самолет полностью обесточится.
2. Пилоты спят во время полета?
Страх многих людей: пилоты засыпают за штурвалом, и самолет падает. Но на самом деле это больше бурная фантазия, чем факт. В большинстве случаев после того, как выставлен курс, активируется автопилот, управляющий самолетом. Кроме этого, диспетчеры постоянно контактируют с пилотами, требуя от них обратной связи, поэтому если даже пилот и заснет, то это будет продолжаться не долго. На дальних рейсах может работать два экипажа или три пилота, что дает возможность сменять друг друга.
3. Как пилоты готовятся к полету?
За пару часов до рейса пилоты проходят медкомиссию и собираются на брифинг в специальной комнате. Там они узнают о погоде и обсуждают нюансы предстоящего рейса. За час до полета проводится осмотр самолета и начинается подготовка к вылету. После брифинга с бортпроводниками на борту начинается посадка пассажиров.
4. Почему пилота можно увидеть летящим в салоне?
Часто пилотам приходится летать до своего места работы (точки отправки рейса), поэтому их можно встретить в салоне самолета. При этом, если на них надета форма, то им категорически запрещено спать и смотреть кино в наушниках. Объясняется это тем, что за такими занятиями пилоты могут вызвать у людей много вопросов и чувство паники. В большинстве случаев, чтобы не провоцировать никаких неприятных ситуаций, пилоты летят на запасных креслах, которые расположены в кабине пилотов, или в первом классе.
5. Если ребенок родился в самолете, какое он получает гражданство?
Редко, но все же случались ситуации, когда женщина рожала прямо на борту самолета во время полета. Решение о том, какое гражданство получит ребенок, принимает авиакомпания с учетом действующего законодательства. Есть три основных варианта: документ о рождении может быть выдан страной, где зарегистрирована авиакомпания самолета, над которой пролетал самолет или же той, где была совершена посадка. В большинстве случаев выбирается первый вариант. Интересный факт: некоторые авиакомпании дарят детям бонус – всю жизнь летать бесплатно в любую точку мира.
6. Как часто происходят аварии?
На самом деле количество аварий, связанных с самолетами, не так велико, как кажется. В небе проблемы случаются крайне редко, и, как показывает статистика, большинство инцидентов возникает в первые три минуты после взлета и за восемь минут до посадки. Кроме этого, даже в случае возникновения авиакатастрофы выживает около 95,7%. Если есть страх, то стоит учитывать, что самыми безопасными считаются места в хвосте, а еще рекомендуется покупать места в пределах пяти рядов до запасных выходов. Интересный факт: самая крупная авиакатастрофа произошла на земле, когда в 1977 году на взлетно-посадочной полосе столкнулись два самолета. Эта авария унесла жизнь 583 человек.
7. Есть ли «воздушные дороги» для самолетов?
На самом деле разработаны специальные маршруты, которые распределяются по высоте, так: в одну сторону самолеты летят с четной высотой, а в обратную – с нечетной.
8. Почему пилоты не носят большую бороду и усы?
Подобное решение не является личным, а считается неким правилом, поскольку борода, усы и другие украшения на лице, например, пирсинг, могут стать причиной того, что в случае чрезвычайной ситуации кислородная маска не будет плотно прилегать к лицу. Подобная ситуация ставит под угрозу жизнь пассажиров, поэтому пилотам разрешена лишь легкая небритость, не более того.
9. Зачем перед посадкой и взлетом заставляют открывать шторки иллюминаторов?
Уже упоминалось, что большинство аварийных ситуаций возникает во время посадки и взлета, и шторки нужно открывать для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации люди хорошо ориентировались, поэтому их глаза должны привыкнуть к солнечному свету. Кроме этого, пассажиры и бортпроводники должны видеть, что происходит за бортом.
10. Что безопаснее «жесткая» посадка на землю или на воду?
В фильмах часто показывают, что во время экстренной посадки пилоты предпочитают направить самолет в воду, создавая при этом у людей обманчивое представление. На самом деле выбор «земля или вода» зависит от модели самолета, но в большинстве случаев легче без серьезных потерь посадить самолет на землю, чем на воду. Объясняется это тем, что, оказывается, жидкость является более «жесткой» из-за своей плотности и консистенции. Кроме этого, после посадки самолет быстро окажется под водой и люди могут не успеть выбраться. Исследования показывают, что шансы выжить при посадке на землю выше, чем на воду.
11. Сколько времени можно будет пользоваться кислородными масками?
В результате взрыва или из-за других чрезвычайных ситуаций может произойти разгерметизация кабины. На большой высоте у человека начнет развиваться гипоксия, он потеряет сознание и может погибнуть. Чтобы этого не произошло, над креслом каждого пассажира находится персональная кислородная маска, и она рассчитана на 10-15 мин. За это время пилот успеет опустить самолет на высоту, где человек сможет нормально дышать. Кстати, у пилота есть своя персональная кислородная маска, и она рассчитана на большее время, поскольку задача пилота – посадить самолет без потери концентрации. Перед тем как поднять самолет в воздух, в обязательном порядке проверяется работоспособность масок пилота.
12. Может ли обычный человек посадить самолет?
Сюжет многих фильмов о самолетах рассказывает истории, как разные люди и даже дети сажают самолеты без каких-либо серьезных последствий и трагедий, получая подсказки от диспетчеров или из других источников. Что касается реальных ситуаций, то эксперименты показали, что на современных самолетах это вполне возможно. Недавно провели исследования на тренажере и стюардессы смогли справиться с поставленной задачей. Хорошие шансы на успех обусловлены наличием в самолетах современных компьютерных систем, которые могут направить и посадить самолет, при правильном руководстве по радиосвязи с диспетчером.
13. Почему самолет могут послать на второй круг?
Согласно опросам, пассажиры испытывают сильное волнение, когда вместо долгожданной посадки самолет начинает набирать высоту. Решение отправить самолет на второй круг – штатная ситуация, которая может произойти по разным причинам, например, если на посадочной полосе обнаружен какой-то предмет, дует сильный боковой ветер или же аэропорт закрыт для срочной посадки спецборта.
14. Что означает спираль, нарисованная на турбине?
Этот рисунок выполняет важную функцию, поскольку турбина может работать практически бесшумно и нужен визуальный сигнал. Было зафиксировано много случаев, как к ней подходили люди, и поток воздуха отбрасывал их на большое расстояние, что становилось причиной получения серьезных травм. Чтобы исключить подобные несчастные случаи стали наносить на середину турбины знаки, чтобы можно было понять по ним, турбина работает или нет.
15. Как можно попасть в кабину пилотов, когда дверь заблокирована изнутри?
Для безопасности полета пассажиры не могут открыть дверь в кабину пилотов, поскольку ее блокируют после того, как все занимают свое место. Всегда существует риск чрезвычайной ситуации, например, оба пилота могут потерять сознание. На этот случай бортпроводнику известен специальный код, открывающий дверь. Для каждого рейса подбирается своя комбинация, и ее сообщают перед самым отправлением. После введения кода дверь откроется в течение минуты, но если пилот через видео-камеру видит, что зайти хочет не член экипажа, то он полностью блокирует дверь и открыть ее снаружи уже не будет возможности.
16. Как питаются пилоты во время полета?
Пассажиры и пилоты питаются по-разному, и последним предлагается несколько блюд на выбор. В большинстве случаев это курица, рыба и мясо с разными гарнирами, причем каждому пилоту всегда дается разная еда. Это необходимо для того, чтобы исключить отравление одинаковыми продуктами. Принимают пищу пилоты по очереди, и обычно это происходит прямо за штурвалом на специальных столиках.
17. Что произойдет, если перестанут работать все двигатели?
Когда самолет набирает необходимую высоту, пилоты активируют режим, при котором двигатели работают на нулевой тяге. Это можно сравнить с ситуацией, когда автомобиль спускается с горки и рычаг находится в нейтральном положении. Полный отказ двигателей случается крайне редко, и на этот счет у пилотов есть инструкция для их перезагрузки. Пассажирам совсем не нужно переживать, поскольку самолет даже без двигателей может сесть на планирующем спуске. Этому есть реальное доказательство: в 1982 году самолет Boeing 747 попал в облако пыли, которое образовалось в результате извержения вулкана. В итоге все четыре двигателя отказали, но пилоты смогли посадить самолет в ближайшем аэропорту, и никто из пассажиров не пострадал.
Многих удивит тот факт, что пассажиры не ощущают и не замечают, что молния попадает в самолет и единственное, что может произойти – обесточивание системы. В этом случае пилоты просто делают ее перегрузку, и полет продолжается в обычном режиме. На удивление, опасность несут птицы, которые могут попасть в вентилятор или турбину, спровоцировав их разрушение и даже возгорание двигателя. К тому же, столкновение с птицей может «не пережить» лобовое стекло. Кстати, в аэропортах используются разные способы, чтобы отпугивать птиц, например, шумовые генераторы и даже вертолеты. Опасен для самолетов и град, но метеорологические проблемы предварительно определяют, и их можно облететь.
19. Почему пассажирам не выдают парашюты на случай катастрофы?
Полагаться на парашют во время крушения самолета – глупо, и это объясняется тем, что многие люди даже в спокойном состоянии не могут правильно надеть парашют и безопасно приземлиться после прыжка. Кроме этого, чтобы безопасно выпрыгнуть с самолета, он должен медленно лететь на высоте не больше 5 км над землей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мой первый раз: чего ожидать от первого перелёта
Мой первый полёт на самолёте случился, когда мне было 4 месяца. Думаю, тогда все пассажиры прокляли моих родителей, потому что я орала как мангуст.
Первый самостоятельный перелёт был в 15 лет. Я чувствовала себя так же, как когда впервые намазала на себя всю мамину косметичку, — невероятно крутой.
Сейчас мне 25 и после 40 перелётов я перестала вести счёт и выпендриваться тем, что я часто путешествую.
В первый раз летать одному очень страшно. В аэропорту всё непонятно: какие-то проверки, это нельзя, то нельзя, обувь сними — надень. Безумие.
Поэтому решила рассказать о перелётах тем, кто ещё ни разу не летал. Читайте статью внимательно и задавайте вопросы в комментариях — на всё отвечу.
Что нужно сделать перед полётом
Главное
Помните, что говорил Дуглас Адамса из «Автостопом по Галактике»? Важная вещь, которую путешественник должен помнить, пробираясь сквозь время и пространство или просто в Кливленд — не паниковать.
Всегда можно что-то забыть, не успеть на стыковку рейсов, потерять чемодан. Но паника никогда не помогает. Сохраняйте спокойствие и к концу дня у вас будет отличная история.
Документы
Документы для ребёнка
Сборы
Очень бы хотелось пропеть песенку, чтобы из леса прибежали бурундуки и оленята и собрали за меня чемодан. Но я не диснеевская принцесса, поэтому всегда кряхчу над сумками самостоятельно.
Что нужно знать о сборах?
И не кладите пауэрбанк в багаж! Только в ручную кладь.
Как зарегистрироваться, выбрать место и получить посадочный талон
Онлайн-регистрация сэкономит время и уменьшит стресс в аэропорту.
Что делать, если не получилось зарегистрироваться онлайн?
Что делать, если зарегистрировались онлайн, но у вас есть багаж?
То же самое. См. список выше.
Про еду
Если летите лоукостером — вас не покормят. Рейс длится меньше двух часов? Еду не ждите (иногда дают плохой бутерброд). В остальных случаях вас покормят. Но не думаю, что вам это понравится.
Так что советую взять еду с собой. Но при этом она (еда) не должна быть жидкой и сильно ароматной. Бургеры, котлеты, пельмени, йогурты — нельзя. Орешки, фрукты, печенье — ваш выбор.
На рейсах некоторых авиакомпаний можно купить еду на борту. Обычно это не очень дорого.
Также есть опция кошерного, халяльного или веганского / вегитаринского питания. Заказывать такой специальный обед лучше заранее. И обычно он вкуснее, чем то, что дают всем остальным. Но раз на раз не приходится — однажды я заказала веганский обед и мне принесли одно яблоко, хотя перелет длился 5 часов.
Развлечения: первый полёт может быть скучным, если не подготовиться
Для коротких перелётов, где нет экранов с фильмами, музыкой и играми, есть несколько вариантов:
Иностранная валюта
Всё зависит от того, в какую страну вы летите, поэтому проведите небольшое онлайн-исследование, чтобы выяснить, как минимизировать денежные потери.
Организовать трансфер из аэропорта в пункт назначения
Это все доступные варианты. На другие не соглашайтесь.
Что надеть на рейс
Перед вашим первым рейсом: весь этот контролинг
Если вы летите без багажа и зарегистрировались онлайн — приезжайте за полтора часа до вылета. Если у вас есть багаж и / или вы не зарегистрировались, то за 2 с половиной часа.
Вот вы в аэропорту. Возможно, вам страшно. Далее по шагам.
Шаг 1: вход в аэропорт
В российских аэропортах на входе придётся «прокатить» свою сумку через сканер. Следуйте за толпой и повторяйте за людьми.
Шаг 2: посадочный
Далее ваши действия зависят от нескольких переменных.
Шаг 3: терминал
Узнайте, из какого терминала вы вылетаете — обычно эту информацию пишут на посадочном. Но если найти не удалось, то это можно сделать, посмотрев на табло или спросив на стойке информации / стойке регистрации.
Узнали? Направляйтесь к нему.
Шаг 4: предполётный досмотр
Учтите, что если вы, пройдя этот шаг, решите выйти из аэропорта покурить, то обратно вас уже не пустят.
Увидите лотки — берите и складывайте в них всё содержимое карманов, ремень, и верхнюю одежду. Если с собой есть ноутбук или планшет — вытащите его из сумки и положите в отдельный лоток. И не наваливайте кучу вещей — равномерно распределите их по лоткам. Сумку кладите на ленту. Кстати, иногда вас могут попросить снять обувь — сделайте это и не ворчите.
Как только вы снимете и положите всё, что нужно в лотках на ленту — идите через ворота / капсулу. Но дождитесь, пока предыдущий человек спокойно пройдёт, не торопитесь и не дышите в затылок другим пассажирам.
Как проходить через ворота — вам подскажет сотрудник. Возможно, если у вас что-то запищит, вас осмотрят дополнительно на месте. Не пугайтесь и не сердитесь.
После проверки подойдите к ленте и заберите свои вещи. Не пытайтесь складывать ноутбук / надевать ремень или часы сразу у ленты. Отойдите в сторону и не мешайте остальным. Иногда сотрудники аэропорта просят открыть сумку — это нормально и случается редко. Не переживайте. Если вы не принесли ничего, что не должны брать с собой на рейс, у вас всё будет хорошо.
Имейте в виду, что сотрудники службы безопасности уничтожат любые имеющиеся у вас жидкости или кремы, которые не соответствуют правилам (я писала выше — один бутылёчек не должен превышать 100 мл). Если вам зачем-то нужны огромные бандуры с шампунем — складывайте в багаж. В ручную кладь такое нельзя. Даже если в большом бутыльке осталось совсем чуть-чуть.
Если вы не принесли ничего, что нельзя брать с собой на рейс (список этих вещей можно узнать на сайте авиакомпании), у вас всё будет хорошо. Но однажды меня попросили открыть сумку из-за пачки шоколада, которая почему-то выглядела подозрительно в их рентгеновском аппарате.
Воду тоже отберут. Это нормально. Не переживайте, в самолёте вода бесплатная. Её всегда можно попросить у стюардессы.
Шаг 5: для вылетов за границу
Если вы летите за границу, то вам нужно пройти пограничный контроль. Сам по себе он длится полторы минуты, но в очереди можно запросто простоять дольше.
Шаг 6: зона вылета
Это там, где Дьюти-фри и дорогой кофе.
Шаг 7: посадка на самолёт
Первый раз в самолёте: чего ожидать
Приземлились — что дальше
Три важных правила
Если летите стыковочным рейсом
Когда вы покупаете билет со стыковкой, это означает, что у вас будет 2 перелёта в одну сторону по одному билету. В нашем поиске такие билеты выглядят вот так:
Когда вы выйдете из самолёта, вам нужно будет пройти в транзитную зону. Там для вас уже не будет никаких новинок.
Если первый самолёт задержался и вы опоздали на второй — авиакомпания посадит вас на следующий рейс бесплатно.
По прилёте (аэропорт)
Шаг 1
Шаг 2
Если прилетели с багажом — идите по указателям к багажным лентам и посмотрите на табло, какая именно лента соответствует вашему рейсу.
Если вы налегке, то поздравляю, мы с вами справились! Можно выходить из аэропорта навстречу новым приключениям.