что делают на уроках вокала

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

Упражнения для развития мышц лица

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник

Как действительно научиться петь. 11 заповедей вокалиста.

Директор школы Татьяна Четвертных сконцентрировала весь свой 25-летний опыт преподавания вокала в 11 важных правил, которые помогут избежать ненужных проблем начинающим исполнителям, мечтающим научиться петь.

Если вы только задумались о том, чтобы начать заниматься вокалом или находитесь в самом начале вокального пути, то эти 11 заповедей сделают ваше обучение более ярким, интересным и увлекательным.

1. Определите цели

Главный совет. И самый сложный. Ответьте себе на вопрос: “А зачем я хочу заниматься вокалом”? Хотите петь в караоке или под гитару с друзьями, или же вы мечтаете собирать стадионы, или хотите петь в мюзикле?

Стратегия обучения будет отличаться в зависимости от ваших целей. Разумеется, база в вокале одна, но есть тысяча нюансов, и вот они и определят ваше обучение.

2. Найдите хорошего педагога по вокалу

Педагог — это половина вашего успеха. Хороший педагог влюбит вас в занятия вокалом, вы будете бежать сломя голову к нему на уроки. Плохой же может поставить крест на вашей мечте научиться петь. Найти хорошего преподавателя по вокалу — это главное, на чем вы должны сконцентрироваться.

Это большая боль. Нас пугает то количество учеников, которые приходят к нам в школу с убитыми голосами и сильными зажимами. И нужно приложить много сил и потратить времени на то, чтобы выправить положение.

Но это целеустремлённые и мотивированные ученики. А сколько талантливых людей просто бросили занятия. Их же не сосчитать.

3. Занимайтесь регулярно

Идеально заниматься с педагогом 2-3 раза в неделю. Не делайте больших перерывов. Если вы занимались год, а потом пропали на 3-4 месяца, то должны понимать, что возвращаетесь к занятиям уже на другом уровне, более низком. Вам понадобится время для восстановления прежней формы.

Не забывайте про самостоятельные занятия. Это важно. И помните про систематичность. Больше пользы вы получите если будете заниматься каждый день хотя бы по 30 минут, чем раз в неделю 12 часов.

4. Не ждите быстрых результатов

В вокале много зависит от мышечной памяти и тут как в спорте — чем больше повторений — тем лучше результат.

Я люблю говорить своим ученикам: «Пока что-то у вас не отложится в подкорку головного мозга, это не будет работать на полную мощь».

Дайте себе, к примеру, полгода. Поставьте себе контрольную точку через полгода регулярных занятий. И спокойно начинайте заниматься и не тревожьтесь, не ожидайте сумасшедшего результата после очередной недели занятий.

5. Выступайте

На уроках для вас созданы максимально комфортные условия. Я бы даже сказала «тепличные». Но однажды наступает момент, когда надо выйти из класса на сцену и петь не только перед зеркалом и для педагога, но и для зрителей.

И это — другие ощущения. Страшное волнение, дрожь в руках и ногах, пересохшее горло. Кажется, что вы забыли всё, чему учились до этого момента. Да — это дико страшно, согласна. Но педагог поможет вам это преодолеть и сделать свой первый шаг на сцену.

Практически все мои ученики после первого выступления говорят одни и те же слова: «Было страшно. Но это было круто! Когда ещё?» Поверьте, этих эмоций вам хватит надолго. Ведь по большому счету, именно ради этих моментов, мы занимаемся музыкой.

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокалаНа концертах Staccato мы часто организуем дуэтные выступления, трио и ансамбли.

6. Отслеживайте ваш прогресс

Что касается прогресса и каким он может быть. Есть 2 типа людей.

Некоторые ученики (мы сейчас говорим только о тех, кто занимается регулярно, без перерывов) прогрессируют медленно, постепенно, из занятия в занятие поют чуть лучше и лучше.

Их прогресс не особо заметен на коротком промежутке времени, но если записывать песни, допустим, раз в несколько месяцев, то в сравнении вокальный рост будет очевиден.

Есть другая категория учеников. Никакого сдвига в сторону улучшения не наблюдается в течение длительного времени, но потом «щелчок» и резкий качественный скачок вверх.

Далее, ученик поет уже на этом новом уровне. И так до следующего «щелчка».

Раз в несколько месяцев записывайте себя и сравнивайте с предыдущими записями. При систематических занятиях прогресс вы точно увидите.

7. Слушайте больше качественной музыки

Наслушанность важна! Слушайте больше крутых вокалистов. Слушайте песни в разных музыкальных направлениях. Слушайте вокальную классику: Рэй Чарльз, Стиви Вандер, Уитни Хьюстон, Фитжеральд, Нину Симон и далее по списку.

Чем больше вы слушаете разной музыки, тем быстрее поймёте, в каком жанре вы видите себя и в каком направлении вы хотите развиваться.

Пытайтесь анализировать музыку. Какие приёмы использует вокалист, для чего, какие эмоции он выражает тем или иным способом. Эта практика прокачает ваше осознаное исполнение и ускорит прогресс. Точно-точно.

8. Игнорируйте шарлатанов

Бойтесь как чумы, тех педагогов, которые говорят, что научат вас петь за месяц, за три или за полгода.

Педагог по вокалу, который называет точный срок когда вы «запоете» является шарлатаном и хочет заработать денег на людях, которые пока ничего не смыслят в обучении вокалу.

Сейчас в Москве популярны групповые занятия, где в одновременно 10 человек как бы «учат петь» «Кукушку» Цоя или «Мой рок-н-рол» группы Би-2. Мы считаем, что это профанация обучения.

Мы ни раз собеседовали педагогов по вокалу, которые ведут эти занятия и ни один из них не верит в то, что делает. «Мы просто развлекаем людей» — говорят они. Ни о какой эффективности речь не идёт.

9. Получайте удовольствие

Только в том деле, от которого вы получаете удовольствие, вы добиваетесь успеха.

И здесь многое зависит от педагога. Если вы не ждёте с огромным нетерпением следующего урока по вокалу и не бежите на него, как на праздник, меняйте педагога или даже школу.

Педагог не должен навязывать вам свой музыкальный вкус. На самом первом занятии я прошу учеников составить список любимых песен. И отталкиваясь от текущего вокального уровня ученика, выбираю из этого списка самые удачные песни, с которых мы и начинаем наш вокальный путь.

10. Займитесь теорией музыки и сольфеджио

Если у вас проблемы с интонацией, то есть вы не попадаете в ноты, то ходить на курсы сольфеджио — крайне желательно.

Конечно, уроки вокала развивают и музыкальный слух и чувство ритма, и чувство гармонии, но целенаправленное изучение теории музыки и занятия сольфеджио сделают ваш прогресс в несколько раз быстрее.

Здесь мы должны развеять миф о том, что сольфеджио — это скучно. Всё зависит от педагога. И в нашей школе сольфеджио преподаёт удивительная девушка, она вошла в 100 лучших лекторов России. Она влюбляет учеников в свой предмет.

11. Посещайте концерты

Ходите на выступления ваших любимых исполнителей. Живые выступления дают такой заряд эмоций и вдохновения, что вы будете приходить на уроки более мотивированными и прогресс пойдёт быстрее.

Многие ученики начали заниматься вокалом, после того как посетили концерт вашего кумира.

12. Не молчите!

Не бойтесь переспросить педагога, если вам что-то непонятно. Если переспросили и у вас всё равно осталось недопонимание — спросите ещё раз.

Я с каждым своим учеником, ещё на этапе знакомства договариваюсь, что если что-то непонятно, то говорите мне об этом, это — важно.

Ведь какая-то мельчайшая деталь, которую вы недопоняли в начале обучения в дальнейшем, может перерасти в серьёзную проблему. И придётся потратить немало сил, времени и нервов на то, чтобы найти причину и устранить эту проблему.

Поверьте, что хороший педагог всегда найдёт нужные слова, и объяснит настолько понятно, так чтобы у вас не осталось ни малейшего пробела в знаниях.

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Источник

Уроки вокала 🎤 онлайн для детей и взрослых | Плюсы и минусы от FirstMusicFamily

“Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает — не расстраивайтесь : восход солнца — это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в этом время еще спит”, — Джон Леннон.

И действительно так. Если вы поете, а этого никто не замечает, это не значит, что вы поете плохо. Возможно, вы делаете это без души.

Способность красиво петь и затрагивать сердца слушателей приходит не сразу. Большинство исполнителей обучается этому годами. При этом у них может быть безупречная техника исполнения и наоборот. Они могут жутко фальшивить, но при этом их будут слушать, открыв рот.

Хорошо петь с юных лет могут люди, которые росли в творческой обстановке и которых с детства окружала музыка и песни. Их голосовой аппарат подсознательно настроен как надо. Но даже таким людям, как принято говорить одаренным, нужно много и упорно работать, чтобы получить крутой результат. Главное правило вокалистов — разминка до и после занятия и регулярность тренировок.

Не стоит бояться, что у вас что-то не получится, не бойтесь не попасть в ноты. Страх — основная причина, по которой люди бросают занятия, так и не достигнув желаемых результатов. Если вы будете следовать всем советам преподавателя, то уже через месяц будут заметны первые победы.

С чего начать уроки вокала для начинающих взрослых онлайн?

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

После этого приступаем к поиску преподавателя по вокалу. Если вы только начинаете учиться петь или у вас был долгий перерыв, лучше всего занятия проводить с педагогом, чтобы избежать излишней нагрузки на вокальный аппарат и не повредить его. Сегодня прогресс шагнул далеко вперед, и весь мир все больше погружается в мир цифровых технологий. Работа переходит в удаленный формат, как и учеба. Музыкальные школы также подстраиваются под современные реалии и переходят на дистанционный формат обучения.

Плюсы и недостатки дистанционных уроков пения:

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

В таком формате уроков есть определенные и очень весомые плюсы:

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

Если говорить о минусах дистанционного обучения, то это отсутствие личного пространства. Как мы уже говорили выше, некоторые люди стесняются заниматься при домочадцах. Они боятся их насмешек или осуждения. Особенно это заметно в начале обучения. С другой стороны, у вас будет прекрасная возможность научиться выходить из зоны комфорта. Если на начальном этапе для вас комфортнее будет заниматься в пустой квартире, вы можете попросить домочадцев погулять, пока у вас идет занятие или заранее записываться на уроки в то время, когда дома никого нет.

Возможные перебои с работой интернета. Зависания телефона или компьютера, перебои со связью — все это приводит к потере качества звука, рассинхронизации картинки и звука. В таком случае преподавателю может быть сложно оценить качество вашего исполнения и скорректировать ошибки. Чтобы избежать подобной ситуации, проверьте интернет-соединение заранее. В сети можно найти большое количество программ, позволяющих проверить звук и качество видео без участия собеседника. Также по возможности отключите все устройства, которыми вы сейчас не пользуетесь, но которые подсоединены к сети.

К минусу можно отнести отсутствие специально оборудованной для пения комнаты. В обычной музыкальной школе занятия проходят в специальных классах, в которых хорошая акустика и нет никаких посторонних шумов, кроме звучания музыкальных инструментов из других кабинетов. Дома практически что угодно может помешать настроиться на занятия : мобильный телефон, ремонт у соседей, шум со двора, телевизор, разговоры домочадцев. Конечно, попросить соседей не шуметь в данный момент будет сложнее, но вы можете одеть наушники, которые будут смягчать внешние шумы. В случае с членами семьи, то занятия проводите либо когда дома никого нет либо попросить родных на время уйти из квартиры. Мобильные телефоны и другую технику лучше отключить во время урока или хотя бы перевести в бесшумный режим.

Если вы обучаетесь вокалу с нуля, то вам будет тяжелее разобрать насколько правильно вы все делаете и как сильно не попадаете в ноты. К тому же, программа курса прописывается единая для всех учащихся. А вот корректирует ее и делает индивидуальной для каждого педагог, исходя из личного общения с вами. Поэтому не стесняйтесь говорить учителю, что у вас что-то не получается или вы сомневаетесь в своем успехе. Для этого вы и берете онлайн уроки фортепиано с учителем, чтобы он вас направляла в нужное русло.

Ну и самый главный минус — мотивация. Как правило, покупая курсы онлайн, неважно какие, человек считает, что результат от них должен появиться автоматически сразу после покупки. Но так не бывает. Для того, чтобы научиться красиво и правильно петь, нужно много и упорно работать, ежедневно. Если у вас нет мотивации, то и покупать уроки вокала онлайн не стоит пока что. Попробуйте вернуться к этому вопросу через пару недель.

Как строятся уроки вокала онлайн для начинающих.

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

Как правило, дистанционные занятия по вокалу проходят в двух форматах:

С чего начинаются онлайн занятия пению.

По своей структуре уроки вокала онлайн для начинающих и оффлайн занятия ничем не отличаются После знакомства с преподавателем, он определяет ваш вокальный уровень, тембр голоса и цели вашего обучения. Только после этого педагог сможет подобрать программу уроков и частоту занятий индивидуально под вас. У всех людей разный уровень подготовки и разная скорость обучения, поэтому программа может корректироваться по мере прохождения занятий.

В первую очередь, преподаватель вокала онлайн и оффлайн занимается постановкой дыхания ученику. Правильное дыхание — залог хорошего исполнения. При пении исполнитель должен дышать диафрагмой, а не легкими. Так ему будет проще взять длинные и высокие ноты, так как воздух при выдохе выталкивается с самых низов. К тому же, диафрагментальное дыхание поможет вам контролировать громкость звука. Чтобы проверить как вы сейчас дышите, нужно положить руки на живот. При дыхании диафрагмой, в животе как будто надувается мячик или шарик и держится все время, пока вы поете.

Для чистоты дыхания, педагог обучает беззвучному дыханию. Зрители не должны слышать как вы вдыхаете при пении, а также не должно быть никаких посторонних присвистов при выдохе. Лучше всего делать вдох во время паузы.

Во время онлайн занятий, педагог не сможет проверить держите ли вы воображаемый мячик в животе, но посторонние звуки при вдохе или выдохе он услышать сможет.

Также на первых занятиях ученикам объясняется правильная техника исполнения. Для того, чтобы ваше исполнение звучало более объемно и громче, рот нужно открывать в виде буквы О. Никаких сияющих широких улыбок во все 32 зуба. Так звук становится плоским и некрасивым.

Какой вариант онлайн занятий по вокалу выбрать?

Если вы решили приобрести пакет записанных видео с подробными инструкциями по технике пения, распевкам, то не рассчитывайте запеть через неделю, как профессионал. Да, такой курс уроков может быть бесплатным или продаваться за копейки, но поставить правильно голос и действительно научить петь он вряд ли сможет.

От курса видеоуроков по вокалу вы, определенно, получите много новых знаний, преподаватель может рассказать кучу интереснейших фактов, о которых вы даже не подозревали. Но петь от этого лучше вы не начнете.

Онлайн занятия по вокалу предполагают живое общение с преподавателем. Помимо теории вокала и строения голосового аппарата, у вас будут практические занятия, которые контролирует педагог. Если вы делаете что-то не так, он вас сразу останавливает и объясняет в чем была ошибка и как ее исправить.

На что обратить внимание при выборе курса и преподавателя вокала онлайн.

Подробнее посмотреть о выборе преподавателя по вокалу можно в видеоуроке:

Стоит ли брать дистанционные уроки пения?

Конечно же стоит. Особенно если это уроки с преподавателем в режиме реального времени. Они ничем не будут отличаться от обычных оффлайн занятий в вокальной студии. Уроки в записи полезны и для преподавателя и для ученика. Учащийся всегда сможет пересмотреть запись занятия или своего домашнего задания и самому увидеть ошибки в исполнении или зажатости. А преподаватель всегда сможет отследить прогресс ученика и скорректировать детали, которые он мог упустить в предыдущий раз.

Мировая обстановка очень быстро меняется. В школах любого формата появляются дистанционные уроки, все больше учеников переходит на онлайн обучение. Музыкальная школа First music family не стала исключением из правил. Мы движемся в ногу со временем, и предлагаем своим ученикам новые возможности для развития. Теперь, мы — онлайн школа вокала — поможем вам научиться красиво петь, даже если вы из другого города.

Наши квалифицированные педагоги помогут разработать программу индивидуально для вас и вашего голоса, чтобы получить желаемый результат как можно быстрее.

Источник

Этапы урока вокала

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала
Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

.
2 категория

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

3 категория

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна: что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала
— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

что делают на уроках вокала. Смотреть фото что делают на уроках вокала. Смотреть картинку что делают на уроках вокала. Картинка про что делают на уроках вокала. Фото что делают на уроках вокала

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
Вот из таких этапов состоит урок вокала в музыкальной школе.
Если сообщение оказалось полезным, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки слева от текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *