что делают на технологии в пятом классе
Что изучают на уроках технологии в школе
Содержание статьи
Разделение классов на группы
На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.
Технология для девочек
Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.
Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.
В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.
Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.
Технология для мальчиков
Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.
С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.
Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.
К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.
Организация работы обучающихся 5 класса на уроках технологии. Из опыта работы
Организация работы учащихся 5 класса на уроках кулинарии.
Курс технологии в среднем и старшем звене носит неофициальное название «домоводство», это значит, главной задачей курса является формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этикета труда и окружающей жизни.
В 5 классе на уроках технологии в соответствии с возрастом учащихся вводится новый раздел – кулинария, который требует определенной дисциплины, организации специального кабинета, соответствующего требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
Раздел кулинарии мы изучаем в начале учебного года.
Учитывая все требования, я постаралась оформить кабинет кулинарии по всем правилам. Кабинет кулинарии разделен на четыре функциональные зоны:
Рабочая зона учителя – стол, доска, экран
Рабочая зона для обработки и приготовления продуктов: у каждой подгруппы свой стол, плита, инструменты и приспособления.
Рабочая зона для оформления готовых блюд и дегустации.
Рабочая зона для мытья посуды.
По сравнению с предыдущими классами значительно возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению правил безопасности труда (БТ). В перечне уроков имеют место теоретические занятия, оформление записей, с помощью которых будет производиться изготовление кулинарного блюда. Но главное – это практическое занятие, в ходе которых учащиеся сначала непосредственно наблюдают за технологией подготовки кулинарных изделий, а потом сами создают их.
На первом занятии необходимо провести экскурсию в новый для учащихся кабинет кулинарии с целью знакомства и формированием представления работы на уроках кулинарии. С первого же занятия учитель требует запомнить и неукоснительно выполнять санитарно-гигиенические требования, правила поведения в кабинете и правила безопасности труда.
В кабинете кулинарии есть памятки безопасности труда при работе с острыми и режущими инструментами, правила первичной обработки продуктов, памятки и безопасность труда при работе на электроплитах, а также правила мытья посуды. Если дети затрудняются сразу все запомнить, у них есть подсказки.
Перед занятием учащиеся должны иметь вымыть руки, ногти с мылом и надеть спецодежду (фартук и косынку), которые они приносят с собой. Если же дети забыли дома спецодежду, в кабинете на этот случай есть запасной набор в кабинете. А также рекомендуется учащимся приносить с собой хлопчатобумажное кухонное полотенце и надевать одежду без бахромы на рукавах во избежание нарушения техники безопасности.
В ходе кулинарных работ вопросы гигиены особенно важно знать и неукоснительно выполнять.
Перед началом занятия по кулинарии медицинский работник проверяет здоровье учащихся, и если находятся такие, учитель не допускает их до приготовления пищи, и дети знают почему, поэтому не возникает никаких вопросов. Таким детям дается другая работа, которая не касается пищи. Например, составление технологической карты на подобное блюдо.
Продукты для приготовления блюда дети приносят из дома и знают, что в кабинет нужно приносить свежие овощи мытые, продукты хранить в разных пакетах.
А на уроке учитель внимательно следит за соблюдением правил гигиены, куда входят:
обязательное использование в работе свежих продуктов;
обработка продуктов, если это требуется кипятком;
раздельное хранение сырых продуктов, полуфабрикатов и готовых продуктов.
При приготовлении блюд обязательно учитывать количество детей в бригаде, для того, чтобы после дегустации не оставалось излишков, которые нужно выбрасывать.
На уроках технологии (кулинарии) используется новый способ организации работы учащихся – это бригадный метод. На первом же уроке кулинарии учитель формирует из коллектива учащихся три бригады по 5-6 человек. Во время занятий по кулинарии за каждой бригадой закрепляется рабочее место в двух рабочих зонах : стол, плита и дегустационный стол, а также набор посуды.
Бригада придумывает себе название, эмблему своего маленького кафе. Эмблема затем оформляется и ставится на дегустационный стол, дети потом так входят в роль работников кафе, что подбирают под цвет салфетки для сервировки, сервизы, придумывают девиз.
Также бригада выбирает бригадира, если же она затрудняется это сделать, тогда бригадира назначает учитель. Бригадир меняется каждый год, для того, чтобы все дети поработали в данной роли.
Педагог поясняет задачи бригадира перед уроком, на уроках и после урока. Предлагает бригадиру завести рабочий блокнот, в котором он зафиксирует список группы. А перед каждым занятием будет распределять обязанности во время работы и вести контроль над правильностью их выполнения. На первых занятиях помогает контролировать педагог, а затем учащиеся учатся контролировать друг друга. Причем обязанности на каждом занятии бригадир должен менять, для этого учитель дает каждый урок карточку на каждую бригаду, а в конце занятия по ним выставляет отметки.
Все члены бригады должны побывать во всех социальных ролях работников кафе: в роли повара, официанта, посудомойки, работника по обработке продуктов, санитара. А бригадир следит за безопасностью труда и соблюдением санитарно-гигиенических требований и также выполняет одну из социальных ролей.
Содержание учебного предмета по технологии 5 класс (мальчики)
Содержание учебного предмета “Технология” (мальчики)
Введение. Вводный инструктаж. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (2 часа).
Основные теоретические сведения
Содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”. Организация труда и оборудование рабочего место для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Проверить соответствие верстака своему росту. При необходимости отрегулировать. Рассмотреть устройство переднего и заднего зажимов. Потренироваться в прочном закреплении заготовок между клиньями и с помощью зажимов.
Рисунки по теме. Верстак.
Технология обработки древесины (24 часа)
Древесина как природный конструкционный материал. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Древесина ка природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Определение породы деревьев по образцам. Выписать основные признаки, по которым определяется порода древесины.
Образцы различных пород древесины.
Пиломатериалы. Древесные материалы. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Виды пиломатериалов. Способы их изготовления. Область применения пиломатериалов. Основные элементы пиломатериалов.
Найти в образцах пиломатериалов основные элементы. Измерить толщину фанеры и количество слоев. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
Образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Графическая документация. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Эскиз. Технический рисунок. Чертеж. Виды изображения деталей. Контурные, выносные и размерные линии. Масштаб. Чтение чертежа.
Зарисовка эскиза детали. Нанесение необходимых выносных и размерных линий. Чтение чертежа.
Образцы графической документации.
Этапы создания изделий из древесины. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Этапы создания изделия из древесины. Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов. Понятие об инструкционно-технологической карте.
Разработка технологической карты.
Образцы технологической карты, чертежей детали.
Разметка заготовок из древесины (2 часа)
Основные теоретические сведения
Разметка детали. Разметочные инструменты. Базовая кромка. Правила пользования угольником, линейкой, рейсмусом, циркулем. Разметка детали по шаблону.
Деревянные заготовки. Чертежи. Разметочный инструмент.
Пиление столярной ножовкой (2 часа)
Основные теоретические сведения
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления. Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Выпиливание деревянных заготовок в соответствии с разметкой. Распиливание заготовок в стусле.
Различные виды пил и ножовок. Заготовки древесины. Стусло.
Строгание древесины (2 часа)
Основные теоретические сведения
Ознакомление с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка. Регулировка ножа. Строгание пласти и кромок заготовки. Проверка качества строгания.
Сверление отверстий (2 часа)
Основные теоретические сведения
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Закрепление заготовки на верстаке. Разметка центров будущих отверстий. Закрепление сверла в коловороте или дрели. Сверление отверстий.
Заготовки, сверла, дрели, коловорот.
Соединение деталей гвоздями и шурупами (2 часа)
Основные теоретические сведения
Способы соединения деталей из древесины ( на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей. Правила выдергивания гвоздей. Правила безопасной работы при соединении деталей гвоздями и шурупами.
Выполнение соединения деталей гвоздями и шурупами. Сгибание и вытаскивание забитых гвоздей.
Молоток, отвертка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.
Склеивание и зачистка изделий из дерева (2 часа)
Основные теоретические сведения
Подготовить склеиваемые детали. Склеить детали. Зачистить выполненные соединения и детали.
Столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.
Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева (4 часа)
Основные теоретические сведения
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Приемы работы лобзиком. Подготовка поверхностей под лакировку и окраску. Инструменты для лакирования изделия. Лакирование изделий. Правила безопасной работы при выжигании и лакировании.
Выпиливание контура детали. Закрепление пилки в лобзике. Нанесение рисунка не деталь. Выжигание рисунка по разметке. Покрывание лаком изделия из древесины.
Образцы выжженных рисунков. Лакированные изделия. Электровыжигатель, лобзик, лак, кисти, заготовки.
Технология обработки металлов (18 часов)
Понятие о механизме и машине (2 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям (технологические, энергетические, транспортные). Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины. Понятие о механизме. Винтовой механизм.
Рассмотреть зубчатый механизм дрели, винтовой механизм переднего зажима столярного верстака.
Набор типовых деталей: болты, гайки, оси, шестерни.
Рабочее место для ручной обработки металла (2 часа)
Основные теоретические сведения
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Бережное отношение к оборудованию. Правила безопасности труда.
Рассмотреть устройство слесарного верстака, слесарных тисков. Проверить соответствие высоты верстака вашему росту. Закрепить в тисках различные заготовки.
Слесарный верстак, тиски.
Тонколистовой металл и проволока(2 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий. Проволока, способы ее получения.
Рассмотреть несколько образцов тонколистового металла и проволоки, определить цвет, попытаться согнуть.
Образцы тонколистового металла, проволоки.
Изображения деталей из металла( 2 часа)
Основные теоретические сведения
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка(2 часа)
Основные теоретические сведения
Выбор заготовки и планирование работы. Правка заготовки и разметка. Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка).
Выполнить правку тонколистовой заготовки, проволоки. Выполнить разметку.
Заготовки тонколистового металла и проволоки. Киянка, чертилка, молоток.
Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей (2 часа)
Основные теоретические сведения
Инструменты, применяемые для резки тонколистового металла и проволоки. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Правила безопасности труда при работе с тонколистовым металлом и проволокой. Приемы зачистки деталей.
Произвести резку заготовок металла по выполненной разметке. Выполнить резку проволоки разной толщины. Выполнить зачистку краев и поверхностей заготовок. Правила безопасной работы при резке и зачистке металла.
Заготовки металла и проволоки. Слесарные ножницы, кусачки.
Гибка тонколистового металла и проволоки(2 часа)
Основные теоретические сведения
Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Заготовки металла и проволоки, оправка, плоскогубцы, круглогубцы.
Пробивание и сверление отверстий(2 часа)
Основные теоретические сведения
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке. Способы пробивания отверстий. Устройство настоль-сверлильного станка, приемы работы на нем. Правила безопасности при пробивании и сверлении отверстий.
Выполнить пробивку и сверление отверстий в заготовках.
Заготовки металла, пробойник, тиски, сверлильный станок.
Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла.(2 часа).
Основные теоретические сведения
Выполнить соединение фальцевым швом, при помощи заклепок. Выполнить отделку изделия.
Образцы соединенных деталей. Заготовки тонколистового металла, заклепки, киянка.
Культура дома (14 часов)
Устройство мебельной фурнитуры и ее установка (2 часа)
Основные теоретические сведения
Мебельная фурнитура. Последовательность установки мебельной фурнитуры. Различие между накладной и врезной фурнитурой. Способы укрепления ослабшего крепления фурнитуры. Правила безопасной работы при установке фурнитуры.
Фурнитура, шурупы, отвертка, материал для крепления фурниуры.
Простейший ремонт в жилом помещении(2 часа)
Основные теоретические сведения
Простейший ремонт изношенной мебели. Инструменты необходимые для ремонта мебели. Ремонт перекладины стула или табурета, оконных рам. Правила безопасной работы при ремонте.
Осмотреть требующую ремонта школьную мебель. Составить план ремонта и выполнить ремонт.
Инструменты для ремонта. Мебель, требующая ремонта. Инструмент необходимый для ремонта.
Простейший ремонт сантехнического оборудования(2 часа)
Основные теоретические сведения
Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Общее понятие о канализационной системе в квартире. Способы устранения неисправностей в смывном бачке. Ремонт деталей смывного бачка.
Ремонт деталей смывного бачка. Снять крышку сливного бачка, рассмотреть принцип его работы. Выполнить устранение неисправностей.
Смывной бачок. Ремкомплект.
Электротехнические работы в быту.(2 часа)
Основные теоретические сведения
Изучить электрические схемы. Собрать на монтажной панели схемы с различным соединением ламп. Проверить правильность сборки, попробовать их в действии.
Электрическая схема. Потребитель электрической энергии. Проводник.
Бытовые электрические светильники. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Основные виды бытовых электрических светильников. Устройство штепсельной вилки. Устройство лампового патрона. Устройство бытовых электрических светильников. Правила безопасности труда при выполнении ремонтных работ и подключении к сети.
Основные теоретические сведения
Бытовые электронагревательные приборы. Принцип их работы. Нагревательный элемент. Основные узлы электроплитки. Правила безопасности труда при эксплуатации, обслуживании и ремонте электронагревательных приборов.
Рассмотреть имеющиеся электронагревательные приборы. Определить тип нагревательного элемента. Записать в тетрадь название основных частей приборов.
Бытовые электроприборы. Нагревательный элемент.
Ремонт электротехнической арматуры и проводов бытовых приборов.(2 часа)
Основные теоретические сведения
Неисправности, возникающие в бытовых электроприборах. Способы обнаружения обрыва провода в шнуре. Профессии рабочих, выполняющих ремонт и наладку электроаппаратуры. Правила безопасности труда при ремонте электротехнической арматуры и проводов бытовых электроприборов.
Устранение простейших неисправностей бытовой и нагревательной электроаппаратуры.
Пробник. Плоскогубцы. Бытовой электроприбор.
Творческий проект(10 часов)
Творческий проект. (10 часов)
Основные теоретические сведения
Разработка проектного замысла по алгоритму: Реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта ( поисковый и аналитический этапы проектной деятельности ). Изготовление материального продукта с применением элементарных рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта ( реклама продукта ). Правила безопасности труда при выполнении проекта.
Выполнение запланированных операций по изготовлению изделия.
3D-принтер в руки
Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. «Трогать их» на практике.
Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и «интернетом вещей». Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.
Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных «Кванториумов». Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.
Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта «Образование» на «Современную школу» планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет «Технология».
Ольга Васильева, министр просвещения:
Владимир Семенихин, автор пособия для учителей «Изготовление инструментов в школьных мастерских»
Рабочая программа по технологии 5 класс
Директор МБОУ СОШ № 4 им. Г. Баруди
__________ /Р.Р. Гаязов/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 4 им. Г. Баруди
Высокогорского муниципального района
по технологиидля 5классов
Гаязов Рамил Равилович
2020-2021 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
от «___» «____________» 20_____
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
1. Планируемые результатыосвоения учебного предмета «Технология» за курс класса.
2. Содержание учебного предмета (курса)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
3.1. Поурочно-тематическое планирование на год обучения;
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» за курс 5 класса.
1.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы по технологии в 5 классах
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по технологии направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
в познавательной сфере:
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий
промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
в эстетической сфере:
— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
в коммуникативной сфере :
— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями.
1.2. Планируемые результаты изучения технологии в 5 классе.
Раздел :Современные технологии и перспективы их развития.
· характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
· характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
· называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
· разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями ;
Пятиклассник получит возможность научиться:
· приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
· разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
· объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
· приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
Пятиклассник получит возможность научиться:
· приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Раздел «Конструирование и моделирование»
· осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
· конструирует модель по заданному прототипу;
· составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
· осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
Пятиклассник получит возможность научиться:
· выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
· модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
Раздел «Материальные технологии»
· приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
· объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
· составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
· получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
· получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
Пятиклассник получит возможность научиться:
· технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов»
· Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи.
· Организовывать рабочее место для приготовления пищи.
· Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кабинета.
· Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.
Пятиклассник получит возможность научиться:
· выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
· модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства .
· Определять основные группы культурных растений.
· Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями
· Проводить визуальную диагностику недостатка элементов питания культурных растений.
· Проводить подкормку комнатных растений. Осуществлять поиск информации о культурных растениях
· Находить и предъявлять информацию об устройстве животноводческой фермы, механизации работ на ферме
· Собирать информацию и приводить примеры разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека.
· Знакомиться с технологией производства животноводческой продукции.
Пятиклассник получит возможность научиться
· выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
· модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность»
· анализировать опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
· получать и анализироватьопыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
· получать и анализироватьопыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
Пятиклассник получит возможность научиться:
· выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
· модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
Содержание учебного предмета по блокам
Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий.Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.
Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.
Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция.
Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.
Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу.
Составление программы изучения потребностей.
Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения.
Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы.
Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся.
Современное прядильное, ткацкое и красильно-отделочное производство. Ознакомление с профессиями и предприятиями, работающими в текстильной промышленности.
Ознакомление с профессиями технолога, с предприятиями региона, работающими в швейном производстве
Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся.
Основное содержание программы по темам
5 класс (70 ч, 2 ч – резервное время)
Раздел «Современные технологии и перспективы их развития» (6 ч)
Тема: Потребности человека (2 ч)
Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий.
Изучение потребностей человека
Подготовка к образовательному путешествию. Составление программы изучения духовных потребностей членов семьи
Тема: Понятие технологии (2 ч)
Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Понятие о производственных и промышленных технологиях, технологиях сельского хозяйства.
Ознакомление с технологиями.
Подготовка к образовательному путешествию
Тема: Технологический процесс (2 ч)
Технологический процесс, его параметры, сырьё, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Разработка технологических карт простых технологических процессов.
Поиск и изучение информации о технологиях, используемых в населённом пункте проживания, и нежелательных для окружающей среды эффектах технологий.Образовательное путешествие (экскурсия) на предприятие города (региона) проживания, работающее на основе современных производственных технологий
Раздел «Творческий проект» (2 ч)
Тема: Этапы выполнения творческого проекта (1 ч)
Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.Основные этапы проектной деятельности и их характеристики. Методы принятия решения. Анализ и синтез как средство решения задачи.Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления.
Процедура защиты (презентации) проекта. Источники информации при выборе темы проекта.
Разработка проектного замысла в рамках избираемого вида проекта «Дизайн кухни-столовой»
Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.
Выбор товара в модельной ситуации.
Раздел «Конструирование и моделирование» (6 ч)
Тема: Понятие о машине и механизме. Устройство современной бытовой швейной машины (2 ч)
Техника и ее классификация. Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали.Рабочие органы техники. Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов швейной машины.Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем.
Обсуждение результатов образовательного путешествия. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями. Изучать устройство современной бытовой швейной машины.
Поиск и изучение информации о машинах и механизмах, помогающих человеку в его жизни.
Тема: Конструирование машин и механизмов. Изучение конструкции рабочих органов швейной машины (2 ч)
Конструирование машин и механизмов. Технические требования.Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.Устройство современной бытовой швейной машины.
Знакомство с профессиями машинист, водитель, наладчик.
Ознакомление с механизмами (передачами).Конструирование моделей механизмов.
Подготовка швейной машины к работе
Тема: Конструирование швейных изделий (2 ч)
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Понятие о чертеже, выкройке, лекалах и конструкции швейного изделия. Экономичная и технологичная конструкция швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки.
Швейные изделия для кухни. Определение размеров швейного изделия. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, прихватки. Подготовка выкройки к раскрою. Правила безопасного пользования ножницами.
Изготовление выкроек для образцов швов.
Раздел «Материальные технологии» (28 ч)
Вариант А: Технологии получения, обработки, преобразования, и использования материалов.
Тема: Виды конструкционных материалов (2 ч)
Строение древесины, породы древесины. Виды пиломатериалов и древесных материалов. Металлы. Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Искусственные материалы. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины и металлов. Правила безопасной работы у верстака. Основные инструменты для ручной обработки древесины, металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой древесины и металла.
Практические работы . Распознавание древесины и древесных материалов. Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс. Организация рабочего места для столярных работ. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков
Самостоятельная работа . Поиск и изучение информации об искусственных материалах, применяемых человеком в науке, технике, повседневной жизни
Тема: Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов (2 ч)
Понятия «эскиз», «чертёж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Способы графического изображения изделий из древесины, металлов и искусственных материалов. Масштаб. Виды. Линии изображений. Обозначения на чертежах.
Практические работы. Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки.
Тема: Технологии изготовления изделий (2 ч)
Этапы создания изделий из древесины. Понятие о технологической карте. Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из листового металла, проволоки, искусственных материалов.
Практические работы. Разработка последовательности изготовления детали из древесины.
Разработка технологии изготовления деталей из металла и искусственных материалов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки
Тема: Технологические операции обработки конструкционных материалов (10 ч)
Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс (2 ч)
Назначение разметки. Правила разметки заготовок из древесины, металла, пластмасс на основе графической документации. Инструменты для разметки. Приёмы разметки заготовок. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы . Разметка заготовок из древесины.
Разметка заготовок из металлов и искусственных материалов.
Технология резания заготовок из древесины, металла, пластмасс (2 ч)
Инструменты для пиления заготовок из древесины и древесных материалов. Правила пиления заготовок.
Приёмы резания заготовок из проволоки, тонколистового металла, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы. Пиление заготовок из древесины.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Технология строгания заготовок из древесины (2 ч)
Инструменты для строгания заготовок из древесины. Правила закрепления заготовок. Приёмы строгания. Проверка качества строгания. Правила безопасной работы со строгальными инструментами.
Практическая работа . Строгание заготовок из древесины.
заготовок из древесины и металла.
Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки (2 ч)
Приёмы гибки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов (2 ч)Сверление отверстий в заготовках из древесины. Инструменты и приспособления для сверления.Приёмы пробивания и сверления отверстий в заготовках из тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы. Сверление заготовок из древесины.Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
Технология соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея (2 ч)
Виды сборки деталей из древесины. Инструменты для соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов, саморезов. Приёмы соединения деталей с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Клеевые составы, правила подготовки склеиваемых поверхностей. Технология соединения деталей из древесины клеем.
Практические работы . Соединение деталей из древесины гвоздями.
Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов). Соединение деталей из древесины с помощью клея.
Самостоятельная работа . Поиск и изучение примеров технологических процессов сборки деталей из древесины и древесных материалов.
Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (2 ч)
Тема: Технологии сборки деталей из конструкционных материалов (4 ч)
Соединение металлических и пластмассовых деталей в изделии с помощью заклёпок. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Использование инструментов и приспособлений для сборочных работ. Правила безопасной работы.
Практическая работа . Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Технология зачистки поверхностей деталей из конструкционных материалов (1 ч)
Инструменты для зачистки поверхностей деталей из древесины. Рабочее место, правила работы. Приёмы зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы . Зачистка деталей из древесины. Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Технология отделки изделий из конструкционных материалов (1 ч)
Тонирование и лакирование как методы окончательной отделки изделий из древесины. Приёмы тонирования и лакирования изделий. Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металла. Контроль и оценка качества изделий.
Практическая работа. Отделка изделий из древесины. Отделка изделий из тонколистового металла,
Практическая работа. Гибка заготовок из листового металла и проволоки.
Технология зачистки поверхностей деталей из конструкционных материалов (1 ч)
Инструменты для зачистки поверхностей деталей из древесины. Рабочее место, правила работы. Приёмы зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы. Зачистка деталей из древесины. Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
проволоки, искусственных материалов.
Самостоятельная работа . Поиск и изучение способов окрашивания металлических деталей на производстве (например, кузовов автомобилей на автозаводе) окрашивания и лакирования изделий. Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металла. Контроль и оценка качества изделий.
Тема: Технологии приготовления блюд (10 ч)
Бутерброды и горячие напитки. Бытовые электроприборы (2 ч)
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зерён кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао. Профессия повар.Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на домашней кухне;
поиск информации об истории микроволновой печи, гигиенической уборке холодильника, значении слова «цикорий» и пользе напитка из него.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (4 ч)
Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Изучение маркировки и штриховых кодов на упаковках круп и макаронных изделий. Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий.
Поиск информации об устройствах кастрюля-кашеварка, мультиварка.
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Определение свежести яиц. Приготовление блюда из яиц.
Поиск информации о способах хранения яиц без холодильника, истории оформления яиц к народным праздникам.
Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч)
Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Поиск информации о калорийности продуктов, входящих в состав блюд для завтрака.
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8 ч)
Тема: Растениеводство (6 ч)
Выращивание культурных растений (2 ч)
Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений.
Проведение подкормки растений.
Поиск информации о масличных растениях. Фенологическое наблюдение за растениями.
Вегетативное размножение растений (2 ч)
Технологии вегетативного размножения культурных растений: черенками, отводками, прививкой.
Современная биотехнология размножения растений культурой ткани. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого опыта.
Размножение комнатных растений черенками.
Поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами.
Выращивание комнатных растений (2 ч)
Традиционная технология выращивания растений в почвенном грунте. Современные технологии выращивания растений: гидропоника, аэропоника. Технологический процесс выращивания комнатных растений. Технологии пересадки и перевалки. Профессия садовник.
Перевалка (пересадка) комнатных растений.
Поиск и изучение информации о гидропонике, аэропонике и технологии выращивания растений с применением гидрогеля.
Образовательное путешествие (экскурсия) на животноводческую ферму (заочное).
Тема: Животноводство (2 ч)
Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Технологии одомашнивания и приручения животных. Отрасли животноводства. Технологии преобразования животных организмов в интересах человека и их основные элементы. Технологии выращивания животных и получения животноводческой продукции. Профессия животновод (зоотехник).
Ознакомление с технологией производства животноводческой продукции (обсуждение результатов образовательного путешествия)
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (10ч)
Работа над творческим проектом. Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Тематическое планирование в программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков для всех лет обучения. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.