что делают на курском вокзале
Что делают на курском вокзале
Один столичный вокзал поменяют на другой
Впервые за несколько десятков лет в Москве появится еще один вокзал. Новый вокзальный комплекс «Восточный» начнет свою работу в конце мая. Ранее открытие его первого терминала «Черкизово» было назначено на 15 марта, но дату перенесли на более поздний срок. Транспортный узел, включающий в себя терминал, станцию МЦК «Локомотив» и станцию метро «Черкизовская», будет связан одним конкорсом. Терминал объединит потоки пассажиров поездов дальнего следования, следующих через Москву транзитом, пассажиров МЦК, метро и наземного городского транспорта. Впрочем, согласно законам природы, если где-то прибывает, где-то что-то и убывает: Курский вокзал фактически закрывается для поездов дальнего следования.
На Курском уже ведутся подготовительные работы: реконструкция ждет не только сам вокзал, но и довольно длинный перегон до станции Каланчевская. На этом участке идет строительство мостов и двух дополнительных путей для того, чтобы соединить МЦД-2 и МЦД-4. На Курском вокзале планируется переоборудование платформ из-за большого потока пригородных пассажиров с МЦД и Курского направления. Работы планируется закончить максимум за три года.
– «Восточный» – временное название, – говорит заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. – Этот вокзал позволит изменить маршруты поездов, которые сейчас проходят транзитом через Курский вокзал (все поезда Октябрьской железной дороги, которые двигались в направлении юга, Курска, Нижнего Новгорода). Часть из них были постоянные, часть – дополнительные, которые пускают в летний период. Помимо этого с учетом того, что у нас в конце мая на ремонтируемом участке вообще останется один путь, придется на время реконструкции отклонить и скоростные электропоезда. Это скоростные «Стриж» и «Ласточка», которые отправлялись с Курского вокзала в Нижний Новгород, и поезда до Иванова.
Изменение дня «ухода» с Курского вокзала связано с тем, что основные работы на терминале будут окончены к майским праздникам, но нужно будет еще время для благоустройства территории.
– Переход на летний график ежегодно происходит в последнюю субботу мая, в этом году это 29-е число, – продолжает Пегов. – Именно 29 мая мы решили осуществить перевод конечной станции с Курского вокзала на терминал «Черкизово». Тогда уже должна быть полностью закончена реконструкция. Пересадка с дальних транзитных и скоростных поездов на МЦК и метро будет бесшовной, или, как еще говорят, по принципу «сухие ноги». По возможности будем стараться какое-то количество традиционных поездов сохранить на Курском вокзале. Какие будут перенесены на «Восточный» навсегда, станет известно в ближайшее время. При этом транзитные поезда не будут нарушать развитие пригородного сообщения внутри Москвы – я имею в виду МЦД.
Поезда «Стриж» и в дальнейшем останутся на этом терминале, так как после реконструкции Курского там не будет низких платформ. На «Восточном» же первой платформой будет именно такая – для поездов Санкт-Петербург – Самара.
– Что касается поездов «Ласточка», их впоследствии, возможно, вернут на Курский вокзал. Но существует вероятность, что пассажирам данный терминал будет удобнее Курского, тогда и смысл возвращать «Ласточки» исчезнет, – объясняет Пегов. – Отмечу, помимо Курского вокзала мы рассматриваем и другие вокзалы, куда можно перенаправить скоростные составы. Чтобы не получилось путаницы, что один поезд прибывает туда, а другой – в иное место, нам предстоит продумать расписание и конечную станцию.
Всего на «Восточный» будет выведено порядка 25 пар поездов, что составляет фактически 99% от общего движения. На Курском вокзале во время реконструкции останется один – Нижний Новгород – Санкт-Петербург.
Сейчас рассматривается возможность создания еще одного терминала – «Ростокино». Пока сложно сказать, что там будет, так как этот проект начнет приобретать конкретные черты только через 3-4 года.
Московские власти рассказали о «самой сложной транспортной железнодорожной стройке в столице»
Транспортно-пересадочный узел на Комсомольской площади уже сейчас является крупнейшим в Москве. Он включает три вокзала, две станции метро, платформу МЦД, остановки наземного транспорта. Станциями «Комсомольская» Сокольнической и Кольцевой линии сейчас пользуются 128 тыс. человек в будний день, пригородными электричками – 120 тыс., а поездами дальнего следования – 35 тыс. Ожидается, что с запуском МЦД-4 суммарный пассажиропоток транспортного хаба возрастет еще больше.
«Один из самых сложных транспортных строительных участков в России»
Вообще, участок Курская — Каланчевская на сегодняшний день является, пожалуй, самым сложным транспортным объектом и железнодорожным транспортным строительством в Москве, да и, скорее всего, во всей России, говорит начальник комплекса информирования МЦД Департамента транспорта Москвы Тимур Соцкий.
«Совсем скоро станция Каланчевская станет одним из крупнейших транспортных хабов в Москве, и здесь будут ходить поезда не только второго, но и четвертого диаметра, — объяснил Соцкий. — Уже создан, построен новый главный путь, по которому и будет осуществляться движение электропоездов в реверсе. Большую часть поездов дальнего следования мы вывели с Курского вокзала на Восточный вокзал, что позволит нам сконцентрировать именно пригородное движение на этом участке.
И реконструкция участка закончится в 2023 году – на полтора года раньше, чем планировалось изначально».
«Участок будет иметь четыре пути, — говорит в свою очередь директор по обеспечению перевозочной деятельности «Центральной ППК» Олег Ульянов. — И поезда как Курско-Рижского, так и Горьковско-Киевского направления в будущем станут проходить здесь с одного направления на другое».
Пока же в результате реверса на участке Курская — Каланчевская железнодорожные диспетчеры смогут пропускать поезда лишь по одному пути поочередно — из Нахабино в сторону Подольска и наоборот.
Реверс: как это будет
Вроде бы все ясно, но на самом деле процесс этот очень непростой.
Так, поезда в обе стороны начнут останавливаться у новой платформы станции Каланчевская. Зайти на нее можно будет с двух сторон — с Комсомольской площади и Каланчевской улицы благодаря временному надземному мосту.
Поскольку останется только один путь, линия сможет пропускать лишь ограниченное число поездов. Как результат, 3 июля поезда проследуют по временному графику для подключения реверсивного движения — и уже в этот день интервал движения на всем втором диаметре заметно изменится.
А уже с воскресенья, 4 июля, на участке Каланчевская — Курская вводится тактовое реверсивное движение — поезда станут следовать в обе стороны каждые 18 минут.
Так называемые «сквозные» маршруты будут выполнять только поезда МЦД: Нахабино — Подольск и Подольск — Нахабино.
В свою очередь, интервалы движения на участках Подольск — Курский вокзал и Нахабино — Дмитровская останутся прежними. Хотя часть поездов сократит свой маршрут и будет следовать до Курского и Рижского вокзалов, а в некоторых случаях — до промежуточных станций Царицыно и Стрешнево.
Продолжать пользоваться диаметрами или нет?
С одной стороны — тем, кому надо ехать с одного конца МЦД-2 на другой, стоит продолжать ездить. Однако тем, кто едет в центр, стоит присмотреться к альтернативным маршрутам, ведь с D2 есть 10 различных пересадок на метро и МЦК.
Тем более, что МЦД такая же часть транспортного железнодорожного каркаса столицы, как метро и Московское центральное кольцо. Между ними организованы удобные пересадки, а что самое главное, благодаря единой билетной системе перейти с МЦД на метро можно бесплатно по карте «Тройка», если не превысить временной лимит – 90 минут. Так что пересядете вы на метро или останетесь на МЦД – лишние деньги вы платить не будете.
«Мы не ожидаем сегодня каких-то затруднений по загруженности, потому что сам по себе пассажиропоток между Курским вокзалом и платформой «Каланчевская», конкретно на этом участке, не превышает 15% именно в час пик. В остальное время он значительно ниже, — объясняет логику Олег Ульянов. — Основной пассажиропоток у нас формируется между Курским вокзалом и Подмосковьем. То же самое здесь между платформой Стрешнево и Подмосковьем. А что значит 15%? Если исходить из того, что занятность электропоезда в среднем 1000 человек, то речь идёт о дополнительных 150 пассажирах».
«То есть, по сути дела, вполне можно будет уехать, — уверен Ульянов. — Да, придется где-то что-то ждать, но мы пришли к такому решению, чтобы сохранить здесь движение».
Сколько это продлится
Реверсивное движение будет работать год. С одной стороны это достаточно длинный промежуток времени. Но столичные власти в итоге смогли сократить период реверса на полгода, хотя сначала он должен был длиться 1,5 года.
Без реверса можно было, конечно, обойтись, но только если закрыть участок полностью для движения.
Это, кстати, и был изначальный план – «стройка под колесом» куда сложнее, чем без поездов рядом. «Но общими усилиями и при решении Департамента транспорта Москвы, решение все-таки такое было принято, что движение здесь сохранится», — пояснил директор по обеспечению перевозочной деятельности «Центральной ППК».
Стройка на перспективу
Как идёт реконструкция Курского вокзала, через который пройдёт МЦД-4
Пассажиров мало, работы много
Столичный Курский вокзал уже не такой оживлённый, как в былые времена. С февраля в помещении вокзального комплекса закрыли все торговые точки и заведения общепита, в мае перевели на новый вокзал Восточный в Гольяново 25 пар поездов дальнего следования. С Курского сейчас уходят «Ласточки» в Курск, Нижний Новгород, Иваново и Белгород, но скоростных поездов намного меньше, чем пригородных электричек, курсирующих по МЦД-2 из Подольска в Нахабино и обратно. Сегодня Курский – вокзал фактически пригородный, тихий.
Впрочем, пустота помещений Курского вокзала компенсируется строительной активностью вокруг него. Между платформой № 7 и Винзаводом, в Мрузовском переулке на территории бывшего багажного отделения, уже более полутора лет идёт стройка. «Реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская (вкл.) – Москва-Товарная-Курская – Карачарово (искл.) со строительством дополнительных главных путей», – сказано в паспорте объекта, расположенном у входа на стройплощадку.
«Здесь строится подземный распределительный вестибюль Курского вокзала, этот этап строительства должен завершиться в середине следующего года, а началось оно в феврале прошлого, – рассказал «Московскому железнодорожнику» руководитель проекта подрядной организации «РЖДстрой» Геннадий Яскевич. – Сейчас идут монолитные работы по устройству буронабивных свай, ограждающих котлован вестибюля. Вместе с ним строится пост электрической централизации, из которого будет вестись управление стрелочными переводами, движением поездов».
Дождь, переходящий в снег, кажется, не мешает строительному процессу. Как говорят рабочие, непогода работе не помеха, они здесь трудились и во время затяжной июльской жары, и дождь им нипочём, всё идёт по расписанию. Вдалеке слышатся удары отбойных молотков и лязг, неподалеку трое рабочих собирают насос для откачки воды из котлована, ещё двое с мотком толстого провода в руках идут вдоль вагончиков для штаба, где каждое утро строители проводят планёрку. «Сегодня рабочие прибыли сюда к половине восьмого из общежития на Нижегородской, где они проживают. Прошли, как положено, инструктаж, проверку на трезвость, получили спецодежду и приступили к своим обязанностям. У нас трудятся люди из нескольких подрядных организаций, работа не прекращается ни в праздники, ни в выходные», – говорит прораб строительного участка Эльдар Шидов.
Рабочий Иван Соловьёв, как и его товарищи, прибывшие в Москву на заработки из Саранска, в день визита «Московского железнодорожника» на стройплощадку готовит опалубку. «Ну, это разборная вспомогательная конструкция из отдельных частей, похожая на коробку, но состоящая из отдельных деревянных блоков. Это каркас для заливки фундамента, сейчас мы им и занимаемся, потому что с фундаментом много работы», – поясняет Иван.
Этапы большой стройки
Реконструкция Курского ведётся в три этапа. В ходе первого построили платформы № 6 и № 7. На третьем пройдёт реконструкция тоннелей на улице Казакова, сейчас проект находится в разработке. Второй, нынешний этап включает в себя строительство вестибюля, а также снос и строительство платформ № 5 и № 4.
Реконструкция Курского – часть огромного проекта развития Центрального транспортного узла, в ходе которого предусмотрена, в частности, перестройка участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская – Нижегородская (Карачарово), который ОАО «РЖД» реализует вместе с правительством Москвы и Московской области. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, проект, на который не решались ни в советское, ни в постсоветское время, с учётом растущего пассажиропотока из городов ближайшего Подмосковья стал делом насущным. «Для запуска МЦД-4 он крайне необходим, поэтому мы пошли на эту реконструкцию», – отмечал в марте столичный градоначальник.
Участок Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская, построенный в 1912–1919 годах, давно исчерпал свою пропускную способность. Запуск второго диаметра перегрузил его больше, а чтобы запустить ещё и МЦД-4 от Железнодорожного в Апрелевку, нужно было не только перевести поезда дальнего следования на другие вокзалы, но и проложить между Курским вокзалом и Каланчёвкой дополнительные пути.
Проект по реконструкции перегона от Курского до Каланчёвки предусматривает увеличение пропускной способности этого участка вдвое, с 178 до 353 пар поездов в сутки.
Фундамент для вестибюля
Кроме фундамента для вестибюля на стройплощадке уже сделано немало. Группа рабочих трудится над будущими островными платформами, самих платформ ещё не видно, но пять каркасов для навеса одной из них уже стоят. Обе платформы предназначены для остановок поездов МЦД-2 и МЦД-4, у них будет четыре пути.
Параллельно демонтируется старая инфраструктура вокзала: платформа № 4, по которой поезда проезжали в сторону Каланчёвской, сейчас фактически стала тупиковой, сюда приезжают пригородные поезда курского направления, следующие до Москвы, и, выпустив последних пассажиров, не идут дальше, уходят обратно на отстой – со стороны Каланчёвской пути уже разобраны. Скоро исчезнет и четвёртая платформа. «Через месяц платформы не будет, зато в будущем тут будет четыре новые платформы – шестая, седьмая, пятая, четвёртая», – говорит Геннадий Яскевич.
Наряду с платформами проект реконструкции Курского включает в себя ещё и строительство новых тоннелей. В день визита на стройплощадке устанавливали шпунтовое ограждение для укрепления котлована тоннеля номер два. Прежний тоннель, служивший здесь с 70-х годов, разобрали. На его месте строят новый, длиной 187 м. Говорят, что он будет лучше прежнего. Тоннель – сложное капитальное сооружение. Чтобы он прослужил положенные полсотни лет, его планируют и строят тщательно. И этот проект тоже долго корректировался.
Вестибюль в процессе подготовки. Мы стоим на краю огромного котлована и видим стоящие в ряд у одной из стен сваи, укрепляющие фундамент. Внизу видны рабочие в касках, кто-то из них заходит в тоннель, который пока что отделан бетоном. Их коллеги по цеху наверху, в 20 м от нас, пытаются втроём сдвинуть 10-метровый цилиндр. Минут пять мужчины пытаются отделить его от общей кучи подобной арматуры, и им это в конце концов удаётся. Медленно опускается кран, затем рабочие цепляют крюки, или, как их здесь принято называть, съёмные грузозахватные приспособления от подъёмного крана, к этой конструкции – и раз! – цилиндр медленно поднимается в небо. Его опустят на дно котлована, чтобы оснастить опалубкой, а затем забетонировать и получить сваю. «Эти сваи нужны для постройки распределительного вестибюля. Всего таких нужно будет опустить, заполнить бетоном, оснастить опалубкой штук 20», – коротко отвечает рабочий, назвавшийся Иваном Макаровым, и отворачивается, взявшись за новый цилиндр из арматуры.
Эти конструкции помогут укрепить фундамент сооружения. Однако это не единственное важное техническое решение, применяемое на стройке. С открытием нового вестибюля и запуском МЦД-4 здесь будет куда оживлённее и поездов прибавится. Поэтому рельсошпальную решётку разместят на виброизолирующих матах, снижающих уровень шума и вибрации от проходящих составов. Это важно с учётом того, что Курский стоит в центре Москвы.
На строительной площадке вестибюля на Курском почти нет строительного хлама, за исключением невысокой кучи мусора с торчащей из неё арматурой. По словам прораба Эльдара Шидова, строительный мусор регулярно вывозят.
«В целом в ходе реализации второго этапа проекта реконструкции Курского мы вывезли 50 куб. м разных отходов», – говорит он.
Второй этап по строительству вестибюля на Курском по плану должен завершиться в июле 2022 года. По окончании реконструкции вестибюля движение поездов будет переключено на вновь построенные четыре платформы, после чего и начнётся реконструкция старых тоннелей, ведущих в сторону Курского вокзала.
«Эти тоннели, ведущие к улице Казакова и Театру имени Гоголя («Гоголь-центру»), будут реконструированы в рамках третьего этапа реализации проекта. Пока что проект находится в разработке», – говорит главный инженер проекта подрядной строительной организации «РЖДстрой» Олег Кацевман. Этот подрядчик уже успешно завершил несколько проектов по развитию МЦД. В частности, его силами построен конкорс и две платформы на станции Нахабино, парк экипировки поездов «Иволга» в Малиновке, конкорс и платформы на Новодачной, строятся подземный тоннель и вестибюль в Мещерском. Ждём новый Курский!
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Проект реконструкции Курского вокзала в Москве
В Москве продолжается реформа дорожно-транспортной инфраструктуры. Она предусматривает увеличение станций метро и пригородных железнодорожных станций, объединение всех транспортных терминалов в единую кольцевую систему. Это позволит сделать поездки москвичей и гостей столицы намного удобнее, а работу транспорта — эффективнее.
План и сроки реализации проекта реконструкции
Реконструкцию Курского вокзала в 2021 году планируется начать сразу после майских праздников. На технологические работы предусмотрено отвести 3 года. Они должны быть закончены к началу функционирования четвертого маршрута МЦД-4. «Киевско-Горьковский» маршрут предполагается запустить в срок до 2024 года.
Всего в эксплуатацию будет сдано 39 станций, а общая длина МЦД-4 будет составлять 85 км. Этот маршрут объединит Киевское и Горьковское направления РЖД, начиная от станции Апрелевка до микрорайона Железнодорожный в городе Балашиха. Уже до конца текущего года введут в строй сеть новых станций: Аминьевская, Внуково, Кокошкино, Матвеевская, Мещерская, Минская, Толстопальцево.
В настоящее время пассажиропоток МЦД-4 составляет около 250 тысяч человек в сутки. После реализации реконструкции он должен принимать до 455 тысяч человек.
Предусматривается, что Курский вокзал начнет принимать пригородные поезда МЦД-2 и МЦД-4, а также поезда горьковских тупиков. Их поток должен значительно возрасти. Поезда новой конструкции будут отправляться от перрона каждые 5–6 минут в часы наибольшего наплыва пассажиров, уберут дневные перерывы. Поезда должны быть полностью обновлены к 2025 году.
Как правило летнее расписание в движении поездов назначается на последнюю субботу мая. Тогда, когда начнется наибольший наплыв пассажиров. В этом году таким днем станет 29 мая. Именно в этот день произойдут главные изменения в графике движения.
Планируется открытие нового транспортного комплекса «Восточный» в районе станции метро Черкизовская. Он будет принимать большую часть поездов, следовавших ранее до Курского вокзала. Это будет крупная транзитная и конечная точка. Также с него будут отправляться поезда восточного и южного направлений.
Когда закроют и каким будет вокзал
Реконструкция Курского вокзала предусматривает создание комфортных условий для пассажиров и максимальное освобождение территории под нужды пригородного железнодорожного движения.
В середине мая начнутся полномасштабные работы в самом здании, облик которого через 4 года полностью изменится. Как будет выглядеть обновленный вокзал? Он станет похож на межпланетный корабль, центральная часть будет выполнена стеклянной.
Согласно проекту, разработанного с администрацией РЖД, будет возведен еще один этаж. Между ним и центральным фойе появятся новые эскалаторы и пассажирские лифты. Во втором уровне здания оборудуют пешеходную зону. Она позволит направить поток пассажиров в залы ожидания с помощью системы каскадных эскалаторов. Еще одна новая пешеходная зона появится вдоль заднего фасада. Она предназначена для более удобного передвижения пассажиров между пригородным вокзалом и станцией метро Курская-кольцевая.
В подземном пространстве здания будет организована вестибюльная зона. Со стороны главного фасада вокзала появятся изолированные въезд и выезд для транспортных средств. Им предназначены новые парковки под землей. Подземный переход свяжет станции метро Курская и Чкаловская. Он позволит перенаправить большой поток пассажиров в проектируемый вестибюль пригородного вокзала, который также будет располагаться в подвальном ярусе здания. Люди смогут быстрее и удобнее добираться от вокзала в метро. Здесь же расположатся билетные кассы и удобные туалеты. Будут оборудованы специальные пандусы для людей с ограниченными возможностями и родителей с маленькими детьми на колясках.
Перераспределение пассажиропотока поможет разгрузить Замоскворецкую, Калининско-Солнцевскую, Калужско-Рижскую, Кольцевую, Люблинско-Дмитровскую, Серпуховско-Тимирязевскую, Таганско-Краснопресненскую, Филевскую линии метро.
Ближе к реке Яузе возведут еще один корпус вокзала, предназначенный для бизнес-центра. В нем также будут располагаться парковка и отель.
Для того, чтобы старое и новое здания составили единое целое, предусматривается разделить их центральные фасады похожими горизонтальными плоскостями. Между собой они будут объединены при помощи аркообразного надпутевого конкорса.
К платформам пассажиров будут доставлять удобные эскалаторы и лифты. Сами платформы будут полностью переоборудованы. Уже строятся две новые, островные. Для защиты от солнца, осадков и ветра над ними появятся новые навесы. По периметру последнего надстраиваемого уровня вокзала будут располагаться торговые точки.
Между Курским вокзалом и ж.д. станцией Нижегородская будет проходить четвертый главный путь длиной 3,3 км.
Движение электричек и дальних поездов
Окончание реконструкции здания вокзала планируется к концу мая. В это время на Курском вокзале будет задействован только один транспортный участок. Вся нагрузка будет перераспределена на вокзал Восточный.
До последнего времени Курский вокзал принимал транзитные поезда Октябрьской железной дороги из Курска, Нижнего Новгорода и с южного направления. Некоторую часть составляли постоянные маршруты, другую — назначаемые на периоды наибольшей загруженности (летние и праздничные). Теперь эти составы пойдут на Восточный вокзал. Он же начнет принимать и скоростные электрички «Ласточка» и «Стриж», прежде курсировавшие до Нижнего Новгорода и Иваново.
Администрация вокзала надеется сохранить часть маршрутов, привычных и удобных для пассажиров за собой. С этой целью предполагают задействовать уже построенные транспортные развязки. Они позволят осуществлять пересадку между станциями метро и дальними транзитными или скоростными поездами по принципу «сухих ног».
После реконструкции Курского вокзала поезда «Стриж» обратно не вернутся. Дело в том, что низкие платформы будут переоборудованы. На вокзале Восточный с этой целью оставят первую платформу, с которой отправляются поезда сообщением Санкт-Петербург — Самара.
Электрички «Ласточка» предполагается на Курский вокзал вернуть. Но если для пассажиров терминал Восточного понравится больше, будет рассматриваться вопрос об изменении пункта отправления.
Заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов в одном из интервью газете «Московский комсомолец» пояснил, что администрация рассматривает и другие варианты для того, чтобы разгрузить Курский вокзал от поездов дальнего следования. Чтобы не создавать путаницы с прибытием пары составов будет продумываться новое расписание и конечная станция.
В настоящее время предполагается перевести на Восточный терминал 99% маршрутов. На период реконструкции с Курского вокзала будет отправляться лишь один — Нижний Новгород–Санкт-Петербург.
В кассах уже открыта продажа билетов на поезда, следующих в дальнем направлении с вокзала Восточный с 29 мая. А вот станицию прибытия состава до этой даты следует уточнять при покупке.
Переоборудование Курского вокзала займет три года. За это время он должен стать современным комплексом, удобным в эксплуатации. Проект реконструкции поможет разгрузить имеющиеся площади в целях улучшения транспортного движения в столице. Также он предусматривает оборудование новых дополнительных зон, благодаря которым пассажирам будет намного комфортнее.