что делают на исповеди в церкви

Как проходит исповедь в православном храме

Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.

Когда можно исповедоваться в храме?

Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.

Как проходит таинство Исповеди?

Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.

О чем говорить на исповеди?

На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.

Можно ли использовать книжки со списком грехов?

Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».

Зачем на исповеди священник?

Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.

Источник

Как подготовиться к первой исповеди?

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

что делают на исповеди в церкви. Смотреть фото что делают на исповеди в церкви. Смотреть картинку что делают на исповеди в церкви. Картинка про что делают на исповеди в церкви. Фото что делают на исповеди в церкви

Исповедь в церкви

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

Как подготовиться к первой исповеди и причастию

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

что делают на исповеди в церкви. Смотреть фото что делают на исповеди в церкви. Смотреть картинку что делают на исповеди в церкви. Картинка про что делают на исповеди в церкви. Фото что делают на исповеди в церкви

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

Читайте также — Фрагмент общей исповеди

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью Как подготовиться к первой исповеди?

Читайте также:

Источник

Как готовиться к исповеди

иеро­мо­нах Агапий (Голуб)

Испо­ведь — это таин­ство при­ми­ре­ния Бога и чело­века, совер­ша­е­мое в Церкви.

Через грех чело­век пере­стает быть при­част­ным явля­е­мого в таин­ствах Церкви Хри­стова Цар­ства. Бла­го­даря пока­я­нию, кото­рое пере­рож­дает чело­века, он вновь воз­вра­ща­ется в эту мисти­че­скую жизнь Церкви. Свя­щен­ник, при­ни­мая пока­я­ние, явля­ется сви­де­те­лем от лица Церкви и одно­вре­менно — сви­де­те­лем и пору­чи­те­лем перед Цер­ко­вью, что этот чело­век — был мертв и ожил, про­па­дал и нашелся ( Лк.15:32 ). Вместе с тем свя­щен­ник хода­тай­ствует перед Богом о при­ми­ре­нии и соеди­не­нии каю­ще­гося с Цер­ко­вью. Как печать, завер­ше­ние пока­я­ния — свя­щен­ник в конце испо­веди читает так назы­ва­е­мую раз­ре­ши­тель­ную молитву1, в кото­рой просит Бога соеди­нить каю­ще­гося с Цер­ко­вью — подобно тому, как отло­ман­ная ветвь при­ви­ва­ется к дереву и вновь полу­чает воз­мож­ность жить и пло­до­но­сить.

Пер­во­на­чально, когда хри­сти­ан­ская жизнь стро­и­лась не на инди­ви­ду­аль­ном уровне, а в гра­ни­цах живой общины, люди испо­ве­до­ва­лись перед самой общи­ной, «потому что согре­ше­нием одного чело­века раз­би­ва­ется цель­ность всего тела, вся община забо­ле­вает…»2 Со вре­ме­нем, когда пере­жи­ва­ние внут­рен­него един­ства зна­чи­тельно ослабло, и община стала пере­рож­даться в «приход», такая испо­ведь стала затруд­ни­тель­ной — часто мы не готовы при­нять с состра­да­нием и молит­вой чело­века, когда он обна­жает свое внут­рен­нее состо­я­ние перед нами. Тем более что в храме нередко при­сут­ствуют лица, довольно дале­кие от реаль­ной цер­ков­ной жизни. В резуль­тате и «была вве­дена та форма испо­веди, кото­рую мы теперь знаем: чело­век при­хо­дит и свя­щен­нику гово­рит то, о чем надо было бы ска­зать всей общине, чтобы полу­чить ее молитву, ее под­держку, ее любовь и вновь вклю­читься в нее пол­но­прав­ным членом. Свя­щен­ник пред­став­ляет ту иде­аль­ную общину, кото­рая уже не суще­ствует; и та част­ная испо­ведь, кото­рую мы знаем, нам дает ложное пред­став­ле­ние об испо­веди как о част­ном таин­стве, как о чем-то, что про­ис­хо­дит между Богом и мной или, может быть, даже чаще — между мной и свя­щен­ни­ком, тогда как… это исце­ле­ние одного из боль­ных членов Церкви, для того чтобы и этот член ожил, и все тело было исце­лено. Очень важно пом­нить: испо­ведь явля­ется не част­ным таин­ством, а все­цер­ков­ным дей­ствием. Когда ты пада­ешь, ты ранишь тело Хри­стово, когда ты вос­ста­ешь, ты вос­ста­нав­ли­ва­ешь тело Хри­стово»3.

Нужно ли гово­рить, что на такой испо­веди перед общи­ной не заост­ря­лось вни­ма­ние на так назы­ва­е­мых повсе­днев­ных погреш­но­стях — «раз­дра­же­нием, зло­стью, празд­но­сло­вием, чре­во­уго­дием»? Для этого суще­ствует личное пока­я­ние и борьба с собой. И если чело­век искренне борется с этими гре­хов­ными наклон­но­стями, сами Тело и Кровь Христа-Спа­си­теля, пре­по­да­ва­е­мые в Чаше Евха­ри­стии, очи­щают его.

Совре­мен­ная же прак­тика испо­ве­да­ния этих «быто­вых» грехов в таин­стве Испо­веди — резуль­тат вли­я­ния мона­ше­ской тра­ди­ции так назы­ва­е­мого «откро­ве­ния помыс­лов», то есть регу­ляр­ной испо­веди у своего старца с целью более высо­кого нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния и полу­че­ния живого опыта работы над собой. Но испо­ведь общими фра­зами («оби­дами, само­жа­ле­нием»), без кон­крет­ного напол­не­ния, да еще, может, у разных свя­щен­ни­ков вызы­вает сомне­ния в ее пло­до­твор­но­сти. На мой взгляд, для работы над собой по обре­те­нию целост­но­сти, для осво­бож­де­ния от «рас­пы­лен­но­сти» во мно­же­стве этих еже­днев­ных про­ступ­ков и грехов тре­бу­ется кон­крет­ная про­грамма с кон­крет­ными шагами. К при­меру, это еже­днев­ный (или хотя бы еже­не­дель­ный) анализ себя с исполь­зо­ва­нием днев­ника. Обще­ние с пас­ты­рем вне бого­слу­же­ния (груп­по­вые и инди­ви­ду­аль­ные беседы). В иде­аль­ном вари­анте — под­держка и обмен опытом в собра­нии живой общины (Итак испо­ве­дайте друг другу грехи и моли­тесь друг за друга, чтобы быть исце­лен­ными ( Иак. 5:16 ), в пере­воде епи­скопа Кас­си­ана (Без­об­ра­зова)). Боль­шой опыт работы над эмо­ци­ями и чув­ствами име­ется в совре­мен­ной пси­хо­ло­гии и исполь­зу­ется мно­гими пра­во­слав­ными пси­хо­ло­гами. Смысл инсти­тута крест­ных роди­те­лей, или вос­при­ем­ни­ков также состоит в пере­даче опыта и под­держке в духов­ной жизни. Без­условно, очень полез­ным и доступ­ным явля­ется изу­че­ние соот­вет­ству­ю­щей лите­ра­туры. Напри­мер, «Пра­во­слав­ная аске­тика, изло­жен­ная для мирян» свя­щен­ника Павла Гуме­рова или «Духов­ные беседы» старца Паисия Свя­то­горца.

При таком под­ходе испо­ведь и При­ча­стие вновь ста­но­вятся не свя­зан­ными жестко между собой таин­ствами. При­ча­стие — чаще (может, даже еже­не­дельно). Испо­ведь как таин­ство — реже (к при­меру, 4 раза в год). Но бла­го­даря вни­ма­тель­ной к себе жизни эта испо­ведь ста­но­вится более глу­бо­кой и пло­до­твор­ной.

Лично мне такая прак­тика ближе. Если бы уда­лось к ней вер­нуться, меньше было бы нездо­ро­вых момен­тов: длин­ных оче­ре­дей к испо­веди; потери, в ожи­да­нии своей оче­реди на испо­ведь, собор­ной молитвы; испо­ве­дей «делом-словом-помыш­ле­нием»; испо­ве­дей «кон­вей­е­ром», когда свя­щен­ник ско­ро­го­вор­кой читает раз­ре­ши­тель­ную молитву, даже не дав толком испо­ве­до­вать грехи. Испо­ведь пере­ста­нет вос­при­ни­маться как «билет» ко При­ча­стию или сред­ство «усып­ле­ния» сове­сти, а также в каче­стве сеанса «изли­я­ния» чувств. У свя­щен­ни­ков появи­лось бы больше вре­мени и сил на про­по­ведь, пас­тыр­ские беседы, на бла­го­го­вей­ное совер­ше­ние литур­гии без отрыва на испо­ведь (нельзя назвать нор­маль­ным, когда более поло­вины литур­гии, при собор­ном слу­же­нии, часть духо­вен­ства вместо сто­я­ния у пре­стола про­во­дит на испо­веди, порой до самого при­ча­стия свя­щен­ни­ков).

Но такая прак­тика под­ра­зу­ме­вает нали­чие пас­тыря, кото­рый наблю­дает за духов­ной жизнью дан­ного хри­сти­а­нина, и то, что этот хри­сти­а­нин по-насто­я­щему учится жить Еван­ге­лием.

Обсу­дить, насколько частой должна быть испо­ведь, лучше всего со своим при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Такой свя­щен­ник служит в церкви, куда Вы регу­лярно ходите, поэтому именно он должен знать Вашу духов­ную жизнь лучше осталь­ных свя­щен­ни­ков.

В любом случае испо­ведь от случая к случаю, без регу­ляр­ного ана­лиза себя в свете Нового Завета не может быть полной. Чем менее мы к себе вни­ма­тельны, тем хуже осо­знаем грехи.

Общие реко­мен­да­ции по под­го­товке и про­хож­де­нию таин­ства Испо­веди могут быть сле­ду­ю­щими:

При­ме­ча­ния:

1. Вошед­ший в рус­ский язык из цер­ков­но­сла­вян­ского термин «раз­ре­ше­ние» озна­чает «раз­вя­зы­ва­ние, осво­бож­де­ние». Выте­кает из пони­ма­ния греха как насиль­ствен­ного начала, дела­ю­щего чело­века своим плен­ни­ком, свя­зы­ва­ю­щего его, пора­бо­ща­ю­щего волю. В таин­стве Испо­веди чело­век полу­чает «раз­ре­ше­ние грехов», т. е. сво­боду от греха.
2. Митр. Анто­ний Сурож­ский. Пас­тыр­ство. – Мн.: Изд. Бело­рус­ского Экзар­хата, 2005.
3. Митр. Анто­ний Сурож­ский. Пас­тыр­ство. – Мн.: Изд. Бело­рус­ского Экзар­хата, 2005.

Источник

Подготовка к Исповеди

Подгото́вка к И́споведи — испы­та­ние сове­сти перед Таин­ством Пока­я­ния.

В отли­чие от маги­че­ского обряда очи­ще­ния, допус­ка­ю­щего слепое испол­не­ние ука­за­ний «свя­щен­но­дей­ству­ю­щего» кол­дуна или мага, Таин­ство Пока­я­ния под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, осо­зна­ние личной вины перед Богом и ближ­ними, искрен­него и осо­знан­ного жела­ния осво­бо­диться от власти греха.

К Таин­ству Пока­я­ния нельзя под­хо­дить меха­ни­че­ски. Про­ще­ние и раз­ре­ше­ние грехов — не юри­ди­че­ский акт объ­яв­ле­ния греш­ника неви­нов­ным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни испо­ве­до­вался, мог обра­тить вни­ма­ние на то, какая молитва чита­ется над ним: «при­мири и соедини святей своей Церкви». Через Таин­ство Пока­я­ния чело­век при­ми­ря­ется с Богом, вос­ста­нав­ли­вает себя как члена Церкви.

Пока­я­ние в грехе состоит из 3‑х этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния; испо­ве­дать его в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди) и полу­чить раз­ре­ше­ние от этого греха.

От Таин­ства Пока­я­ния сле­дует отли­чать:

Где и когда можно испо­ве­до­ваться?

Испо­ве­до­ваться можно в любом месте в любой день года, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме в опре­де­лён­ное рас­пи­са­нием время или по дого­во­рён­но­сти со свя­щен­ни­ком. Испо­ве­ду­ю­щийся должен быть кре­щё­ным.

На первую испо­ведь или испо­ведь после дол­гого пере­рыва лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или дни вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, когда храмы полны моля­щи­мися и велика оче­редь на испо­ведь. Также жела­тельно при­хо­дить к Таин­ству зара­нее.

Первую Испо­ведь не сле­дует соеди­нять с первым При­ча­ще­нием, чтобы в полной мере ощу­тить впе­чат­ле­ния от этого вели­кого собы­тия в нашей жизни. Впро­чем, это только совет.

Как гото­виться к Испо­веди?

При под­го­товке к испо­веди, в отли­чие от под­го­товки к Таин­ству При­ча­ще­ния, цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила.

Прежде чем отпра­виться на испо­ведь уместно:

Реко­мен­да­ции испо­ве­ду­ю­ще­муся:

Можно ли запи­сать грехи, чтобы не забыть их на испо­веди?

Да, это воз­можно, но про­чи­тать грехи сле­дует само­сто­я­тельно, а не отда­вать записку для про­ще­ния свя­щен­нику.

Что делать, если не счи­та­ешь себя греш­ным чело­ве­ком? Или если грехи обыч­ные, как у всех.

Сле­дует срав­ни­вать себя в первую оче­редь со свя­тыми, тогда соб­ствен­ное духов­ное здо­ро­вье не будет выгля­деть столь радужно.

Чистая совесть — при­знак корот­кой памяти…

Стоит ли испо­ве­до­ваться, если навер­няка опять согре­шишь неко­то­рыми гре­хами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запач­ка­ешься? Пока­я­ние – это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Пока­я­ние это не только пере­чис­ле­ние грехов перед Богом при сви­де­тель­стве свя­щен­ника, это состо­я­ние души, нена­ви­дя­щей грех и избе­га­ю­щей его.

Пока­я­ние должно быть не просто эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­кой, это систем­ная, осмыс­лен­ная работа над собой, име­ю­щая целью при­бли­зиться по своим каче­ствам Богу, упо­до­биться Ему в доб­ро­де­те­лях. Пра­во­сла­вие имеет неис­чер­па­е­мое аске­ти­че­ское насле­дие, состав­лен­ное свя­тыми подвиж­ни­ками, кото­рое необ­хо­димо изу­чать для пра­виль­ной орга­ни­за­ции духов­ной жизни.

Наша цель не просто очи­ститься от грехов и стра­стей, но при­об­ре­сти доб­ро­де­тели. Мало, напри­мер, пере­стать воро­вать, необ­хо­димо научится мило­сер­дию.

Грубые грехи уже пре­одо­лены и на каждой испо­веди при­хо­дится повто­рять прак­ти­че­ски одни и те же грехи. Как выйти из этого пороч­ного круга?

епи­скоп Тихон (Шев­ку­нов):
“Для давно воцер­ко­в­лен­ных людей «список» грехов, как пра­вило, от испо­веди к испо­веди при­мерно один и тот же. Может воз­ник­нуть ощу­ще­ние некоей фор­маль­ной духов­ной жизни. Но дома мы часто под­ме­таем пол, и, слава Богу, не каждый раз при­хо­дится раз­гре­бать авги­евы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начи­на­ешь заме­чать, как жизнь у неко­то­рых хри­стиан дела­ется с годами скуч­нее и скуч­нее. А должно быть наобо­рот: она должна ста­но­виться всё более насы­щен­ной и всё более радост­ной”.

Тем не менее, не нужно успо­ка­и­ваться в том, что не можешь побе­дить все грехи, нужно лишь осо­зна­вать, что не все грехи и стра­сти воз­можно побе­дить мгно­венно. Это систем­ная задача, реше­нию кото­рой служит аске­тика.

У меня очень слож­ные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства, боюсь, что про­стой батюшка меня не поймёт.

Гос­подь в любом случае поймёт. Есть хоро­ший рас­сказ по этому поводу: “Зеница ока”.

Бог поже­лал, чтобы мы кая­лись не перед без­греш­ными Анге­лами, а перед людьми. Мы должны сты­диться совер­ше­ния греха, а не пока­я­ния. Если чело­век искренне воз­не­на­ви­дел свои грехи, то он не постес­ня­ется при­знаться в них перед свя­щен­ни­ком.

свя­щен­ник Филипп:
Иногда можно заме­тить, что неко­то­рые при­хо­жане, с уди­ви­тель­ной педан­тич­но­стью и скру­пу­лез­но­стью испо­ве­да­ю­щи­еся в малей­ших нару­ше­ниях цер­ков­ных правил или небла­го­го­ве­нии к свя­ты­ням, с тем же уди­ви­тель­ным посто­ян­ством оста­ются довольно жест­кими и неми­ро­лю­би­выми в отно­ше­ниях с окру­жа­ю­щими людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *