что делают на гончарном круге
Обучение гончарному мастерству: развеиваем мифы и даём советы новичкам
Работа с глиной, словно медитация, снимает усталость, поднимает настроение и освобождает ум от потока навязчивых мыслей. Она учит терпению и не быть привязанным к определённому результату. Одновременное расслабление и концентрация, которая вовсе не напрягает, — это сложно представить, пока не возьмёшь в руки глину и не начнёшь создавать свой шедевр.
Зарядиться созидательной энергией поможет мастер-класс в уютной гончарной мастерской, где за несколько часов можно собственноручно создать стильный элемент декора или посуду. При этом процесс затягивает настолько, что теряется счёт времени. И так же незаметно гончарная глина превращается в современную практичную вещь.
Релаксация и самотерапия
Глину можно назвать своеобразным проводником к глубинам сознания. С негативным настроем у вас вряд ли что-то получится. Уж очень своенравный и капризный материал, хоть и невероятно податливый.
В этом и заключается, пожалуй, одно из его волшебных качеств – трансформировать нервозность, волнение, неуверенность, страх и различные негативные установки в противоположное: спокойствие, умиротворение, решительность и положительный настрой. Неудивительно, что гончарное искусство используется в арт-терапии для повышения самооценки, избавления от психологических комплексов, контроля над своими чувствами и эмоциями.
Лепка вместе со специалистом — отличный вариант и для детей, которые испытывают проблемы психологического характера. Кроме того, глинотерапия развивает усидчивость, воображение, творческие способности, мелкую моторику и художественный вкус.
Действие – противодействие
Главное правило работы с глиной — никаких резких движений. Всё должно происходить без суеты, но при этом чётко, целенаправленно и с соблюдением всех необходимых правил. Расслабление и концентрация происходят одновременно и по наитию. Мы привыкли прилагать усилия, когда работаем над чем-либо. Создавая керамическое изделие, легко войти в «состояние потока», когда новая форма рождается благодаря лёгким движениям рук.
«С опытом приходит и больше расслабления во время работы с глиной. Это остро ощущается за гончарным кругом. Нужно быть готовым к тому, что вначале многое не получается, к тому же это физически нелегко. Поэтому индивидуальные или парные занятия наиболее эффективные. Необходимо соучастие мастера, так как круг постоянно вращается, и всё происходит значительно быстрее, чем во время ручной лепки, — отмечает преподаватель гончарного мастерства Влада Старовойтова и делится самыми распространёнными (ошибочными) ожиданиями людей.
1. Гончарное искусство — это легко и всё сразу удастся
Важно понимать цель. Вы хотите получить результат или узнать специфику гончарного мастерства? Одного мастер-класса может быть недостаточно. В ручной лепке больше гарантии, что у вас получится изделие. И, конечно, важна помощь мастера, который вас направляет.
Посмотрев видео в Интернете, могут появиться неоправданные ожидания. Например, лёгкость работы за гончарным кругом. В действительности одно неправильное нажатие – и форма рушится. Это может повлиять на дальнейшую мотивацию человека, который пришёл на мастер-класс с завышенными запросами. Должен работать принцип «от простого к сложному».
2. После мастер-класса можно сразу забрать изделие
Керамика проходит сложный цикл. Нужно сделать форму из глиняной массы, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Особенно важно это объяснить детям, которые нацелены на результат «здесь и сейчас». Они должны понять, что глина проходит долгий путь, прежде чем стать посудой.
Советы новичкам:
– Приходите на разовое занятие и попробуйте сделать что-то простое. Получилось? Понравилось? Значит, можно перейти к чему-то более сложному, а в дальнейшем, при желании, записаться на курсы и развивать навыки в гончарном искусстве.
– Будьте готовы к неудаче. Не переоценивайте ваши возможности.
– Не должно быть подмены понятий. Мастер-класс — знакомство с гончарным искусством и необычный досуг, курсы — целенаправленное обучение.
– Смело пробуйте, не бойтесь. Вы получите ни с чем несравнимые ощущения.
– Важно понять, что вам интереснее. Это могут быть небольшие работы (серьги, броши, сувениры), посуда, статуэтки или даже панно. А после можно искать мастеров, которые помогут развиваться в выбранном направлении.
3. При углублённом обучении гончарному мастерству нужно быть готовым к:
– Любое изделие, даже сделанное мастером, может не получиться (треснуть в печи). Если это случилось – принять и двигаться дальше.
– Оборудование (печи, гончарный круг) и инструменты — недешёвое удовольствие. На начальном этапе лучше отдавать изделия на обжиг в ближайшую мастерскую.
«Лучше, чтобы были короткие ногти, особенно при работе на гончарном круге, — добавляет Вероника, которая проходит курс по гончарному искусству в мастерской «Грядка». — Попробовав однажды, трудно остановиться. Я пошла на курс, чтобы научиться делать очень разные изделия и совершенствовать свои навыки. Практически всю свою керамику дарю близким людям».
Сожмёшь слишком сильно — глина деформируется. Будешь спешить — процесс выйдет из-под контроля. Не обратишь внимания на мельчайшие детали — при обжиге появятся дефекты. Важно соблюдение баланса, полное ощущение «здесь и сейчас». В общем-то, всё как в жизни. Волшебство процесса, пожалуй, самое главное.
Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка
В этом уроке я объясню, как центровать глину на гончарном круге.
Центровка — самый сложный и самый важный этап гончарки.
Секрет прост и сложен одновременно. При центровке давить на глину надо навстречу движению, достаточно близко к центру, но не в центр и не походу движения.
Рассмотрим для начала схему:
Перед нами гончарный круг, вращение против часовой стрелки, как для правши. Правая рука ложится на глину первой. Запястье прямое. Тянем к себе, как бы подтягиваясь.
Так это выглядит вживую.
Левая рука ложится поверх правой и давит запястьем вперёд, левее центра, одновременно сжимая кусок глины пальцами через пальцы правой руки.
Выдавливаем глину в довольно высокую «колбасу». Делается это для того, чтобы закрутить структуру глины в спираль и сделать её более равномерной.
Далее, придерживая середину правой рукой, чтобы не разбалтывалась, накрываем левой сверху и немного сбоку.
Наклоняем верх «колбасы» вправо и по дуге опускаем вниз.
Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору на бёдра или корыто. Это помогает новичкам справлятся с глиной.
Эту операцию (подъём, спуск) требуется сделать пару-тройку раз, в зависимости от типа глины и её перемешанности.
Можем приступать к продавливанию горлышка по самое донышко.
Обхватили правой рукой, обхватили левой. Большими пальцами надавили в центр и плавно сделали заглубление в куске глины. Важно не продырявить до диска.
Теперь нам потребуется щепотка левой руки. Придерживая большой палец «пистолетом» правой руки опускаем щепоть в самый низ заготовки. Большой палец — снаружи, остальные пальцы левой руки — внутри и слегка сдавив, плавно ведём на верх, вытягивая стенку.
Важно сконцентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживание одинакового расстояния между пальцами.
Дойдя до верха, следует плавно остановиться, выдержать паузу в 5-10 оборотов круга и только потом аккуратно отпускать.
Теперь щепоткой до низа мы уже достать не можем и начинаем работать пальцами правой и левой рук. Изнутри — левая, снаружи — правая. Руки между собой связанны, как показанно на следующей картинке. Задача — вытянуть цилиндр с достаточно тонкими и ровными стенками.
Теперь можно придавать форму. Выставив ровный интервал между пальцами правой и левой рук, плавно расширяем низ заготовки.
Руки, по возможности должны быть связанны между собой, правый локоть — на бедре.
Теперь подсдушиваем горлышко.
Куском кожи или полиэтилена заглаживаем верх.
Струной срезаем готовую крынку.
Можно убирать получившееся издели на сушку.
В заключении, отмечу важные моменты:
1. Все движения делаются с водой, плавно, без черезмерных усилий. Если вы прикладываете большую силу, а кусок глины не формируется, значит, просто не туда давите.
2. При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направленна левее центра.
3. Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание! Иначе через 10-15 секунд руки начинают пульсировать в такт биению сердца, потом человек вдыхает и случается непоправимое.
4. Важно — вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.
5. Если у вас не получилось с первого раза — не отчаивайтесь. В среднем, обучение гончарки требует 2-6 месяцев регулярных занятий.
Гончарное дело как модный тренд: 5 историй о работе с керамикой
Мария Колосовская, 26 лет, Москва
«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.
Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.
Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.
Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.
У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.
Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.
Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в «Инстаграме». Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».
Оля Быстрова, 31 год, Петербург
«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.
Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.
Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.
Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.
Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то «особенное». А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.
Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious («ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной»).
Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».
Маша Егорова, 26 лет, Москва
«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.
Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.
Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.
Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.
В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.
Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: «О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!» В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.
Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал «Афиша», потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.
Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.
Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».
Анна Руссова, 43 года, Москва
«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.
До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.
Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: «А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?» Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.
Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.
Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.
Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины «КОМ», где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.
С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.
Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.
Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно «быть Богом»: перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!
Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.
Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе «как сделать тарелку за два часа». Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».
Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит
«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.
Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.
Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.
Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.
Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.
Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.
Я думаю, что керамика даст каждому то, что нужно именно ему».