что делают на черчении в 8 классе
Рабочая программа по черчению 8 класс
Раздел I . Пояснительная записка.
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы :
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
— научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
— сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, 8 и 9 классы, один час в неделю. Всего за год 35 часов.
Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
Для реализации принципа связи с жизнью, в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.
Презентация «Уроки черчения в 8 классе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уроки черчения в 8 классе Презентацию подготовила: учитель технологии МАОУ СОШ №1 им.Н.И.Кондратенко Ильенко Т.В.
Урок № 1-2 «Организация рабочего места. Подготовка чертёжных инструментов.» К чертёжным принадлежностям относят: циркули, линейки, угольники. К чертёжным материалам относят: чертёжную бумагу, карандаши, резинки, кнопки.
Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI в. И содержится в описи царского архива, по которым самый древний чертёж относится к 1517 г.
Эскиз детали Кинематическая схема
Развёртка Рисунок детали
Урок № 3-4 «Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.» Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства.
Каждый чертёж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле. Линии рамки- сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки. С левой стороны- на расстоянии 20 мм от неё.
Вычерчивание основной надписи чертежа. Рамку и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.
Графическая работа № 1
Буквы и цифры чертёжного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертёжным шрифтом. Начертание букв и цифр чертёжного шрифта устанавливается стандартом. Шрифт может быть как с наклоном (около 750 ), так и без наклона.
Латинский шрифт. h-высота шрифта(2,5 ; 3,5 ; 5 ; 7 ; 10 ; 14 ; 20 ; 28 ; 40. d-толщина, она равна 0,1h g-ширина шрифта равна 0,6h. Расстояние между буквами и цифрами- 0,2h. Admin: с
Чтобы научиться красиво писать чертёжным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку. Позже можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки. Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что они написаны правильно, их обводят мягким карандашом
Урок № 5-6. «Чертёж плоской фигуры в масштабе 1:1,1:2,2:1 с нанесением размеров.» Нанесение размеров. 1. Перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит строчная латинская буква s. 2. Перед размерным числом, указывающим длину детали, допускается строчная латинская буква L.
Масштаб-это отношение линейных размеров изображения предмета к действительности. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт. Масштаб записывают так: 1:1, 1:2, 5:1 и т. д. Следует помнить, что в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т.е. те, которые должна иметь деталь. Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.
Графическая работа № 2.
Деление отрезков и углов на равные части
Графическая работа № 3. Перечертите в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали, данное на рис.34, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
Урок №7-8 Метод проецирования. Образование поверхностей простых геометрических тел.
Урок № 9-10 Параллельное проецирование и аксонометрические проекции
Практическая работа № 4. Построить проекцию предмета.
Построить прямоугольную проекцию предмета.
Практическая работа № 5. На рисунке дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.
Урок № 11-12 Прямоугольные проекции на две плоскости. Чтобы получить проекцию на фронтальной плоскости V, предмет рассматривают спереди, а на горизонтальной плоскости H – сверху.
Проекции на три плоскости.
Исправь ошибки и сделай третью проекцию.
Урок № 13-14. Технический рисунок. Эскиз.
Построить чертёж в необходимом количестве видов.
Урок № 15-16. Соотношение формы и проекции.
Чтение чертежа. Чертёж содержит два вида: главный и слева. Выделив части детали, рассмотрим их, сопоставляя оба вида.
Урок № 17-18. Общие сведения о сечениях и разрезах.
Сечение. Сечение-это изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью.
I- разрез II- сечение Разрез отличается от сечения тем, что на нём показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней.
Какие бывают разрезы? Вертикальный- фронтальный разрез.(а) Вертикальный- профильный. (б) Горизонтальный. (в)
Задания для упражнений. Построить профильный разрез. Построить фронтальный разрез.
Урок № 19-20. разрезы в аксонометрических проекциях. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Урок № 21-22. Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Различные виды соединений деталей: в- болтовое р- шпоночное а- заклёпочное о,н- шпилечное б- сварное е- винтовое
Урок № 23-24. Условные обозначения резьбового соединения.
Урок № 25-26. Чертежи шпоночного и штифтового соединений.
Урок № 27-28. Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей.
Урок № 29-30. Деталировка сборочных чертежей.
Урок № 29-30. Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.
Диаграммы и гистограммы.
Урок № 33-34. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения.
Виды цветового решения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-568287
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа по предмету Черчение 8 класс
Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Директор МКОУ СОШ № 4
___________ Е.А. Бычкова
» 30 » августа 2017 года
Приказ № 71/2 от 30.08.2017 г.
по предмету «Черчение»
классы: 8А, 8Б, 8В, 8Г
2017-2018 учебный год
(Программа рассчитана на 34 часа)
Составитель программы: Саитова И.А.
Руководитель МО__________ Т.Н. Зубарева
« 28 » августа 2017 года
МС « 29 » августа 2017 года
____________ Т.Н. Зубарева
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и УМК для общеобразовательных учреждений по предмету «Черчение», авторы УМК: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Программа модифицирована.
Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 2010 г.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. /Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 08 апреля 2015 г. №1/15
Положение о рабочей программе школы.
Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, разработанные РАО, направленные департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России № 08-1228 от 07.08.2015г.
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности обучающихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования обучающихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей обучающихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса обучающихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание обучающегося.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление обучающихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Цели и задачи курса
Программа ставит целью:
— научить обучающихся читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
— сформировать у обучающихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить обучающихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и разделять на составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Рабочая программа предусматривает следующее распределение учебного материала
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Чтение и выполнение чертежей
Эскизы. Преобразование формы предмета.
Чтение строительных чертежей
Итоговая контрольная работа. Анализ.
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Чертёжные шрифты. Буквы (прописные и строчные), цифры и знаки на чертежах.
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Чертежи типовых соединений деталей.
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (тестовые задания и графическая работа)
Обязательный минимум графических и практических работ
Примечание. Чертежи выполняются обучающимися на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях формата А4.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс черчения 8 класс
Обучающиеся научатся выполнять:
— основные приёмы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и будут иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
— правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условные изображения и обозначения резьбы.
Обучающиеся познакомятся с понятиями:
— об изображениях соединений деталей;
— об особенностях выполнения строительных чертежей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— рационально использовать чертежные инструменты;
— анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
— анализировать графический состав изображений;
— читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
— выбирать необходимое число видов на чертежах;
— осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
— применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
— выполнять необходимые разрезы и сечения;
— правильно выбирать главное изображение и число изображений;
— выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
— читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
— выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
— применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания обучающихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения обучающихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, обучающихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если обучающийся:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся :
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если обучающийся:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если обучающийся не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
4. Рабочие тетради под редакцией профессора Н.Г. Преображенской «Черчение» Издательский центр «Вентана-Граф», Москва, 2003 :
№ 1 «Основные правила оформления чертежей. Построение чертежа плоской детали»
№ 2 «Геометрические построения»
№ 3 «Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа»
№ 4 «Аксонометрические проекции»
№ 7 «Чертежи типовых соединений деталей»
№ 8 «Чтение и деталирование сборочных чертежей»
№ 9 «Архитектурно строительное черчение».
УМК для обучающихся
3. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1) Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
4) Масштабно-координатная бумага;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
11) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
12) Ластик для карандаша (мягкий);
13) Инструмент для заточки карандаша.
Составитель: Саитова И.А., учитель технологии МКОУ СОШ № 4,
первая квалификационная категория по должности «учитель»
I четверть (9 часов)
Введение. Инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей. Линии чертежа.
Линии чертежа. Графическая работа
Шрифты. Прописные буквы.
Строчные буквы. Цифры.
Чертежный шрифт. Графическая работа
Нанесение размеров. Масштабы.
Чертеж плоской детали. Графическая работа
Анализ геометрической формы предмета.
I четверть (7 часов).
Общие сведения о проецировании. Виды проекций
Проецирование на одну плоскость проекций.
Проецирование на несколько плоскостей.
Проецирование на две плоскости проекций. Графич.работа
Проецирование на три плоскости проекций. Графич.работа
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Практическая работа «Моделирование по чертежу»
Аксонометрические проекции плоских фигур.
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Аксонометрические проекции круглых поверхностей.
Технический рисунок. Графическая работа.
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Чертеж и наглядное изображение детали.Графическая работа
Порядок построения изображений на чертежах.
Построение третьего вида по двум данным. Графич. работа
Нанесение размеров с учетом формы предмета.
Выполнение эскизов деталей.
IV четверть (7 часов).
Преобразование формы предмета. Графическая работа
Сечения и разрезы. Правила выполнения.
Сборочные чертежи. Графическая работа.
Изображение и обозначение резьбы.
Архитектурно-строительные чертежи. Деталирование.
Итоговая контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
I четверть (9 часов).
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов)
Введение. Инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места.
— Ознакомить обучающихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах.
— Прививать навыки организационной работы на уроке.
– записи в рабочих тетрадях
— инструменты, принадлежности, материалы
выполнить задание в рабочей тетради
Правила оформления чертежей. Линии чертежа.
— Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости.
— Углубить интерес учащихся к предмету.
— Воспитывать организованность, активность, аккуратность.
выполнить рамку чертежа
Линии чертежа. Графическая работа
— Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес.
— графические и практические упражнения
— учебная таблица: «Линии чертежа»
Оформить формат А4
Шрифты. Прописные буквы.
— Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.
— Прививать навыки организационной работы на уроке.
— Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание.
— графическая работа (проверка знаний)
— чертежные инструменты и принадлежности.
Строчные буквы. Цифры.
-Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.
-Прививать аккуратность, внимательность при выполнении.
-Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей чертежа, развивать графические навыки.
-рассказ с показом примеров написания букв
-учебные таблицы: «Шрифт чертежный»
— выполнить алфавит в тетради
Чертежный шрифт. Графическая работа
-Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.
-Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа.
-Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей чертежа, развивать графические навыки.
-учебные таблицы: «Шрифт чертежный»
Нанесение размеров. Масштабы.
-Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа.
-Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки.
-Воспитывать аккуратность и усидчивость.
выполнить в тетради задание стр.29 №5,6
Чертеж плоской детали.
-Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров.
-Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами.
-Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда.
Анализ геометрической формы предмета.
-Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.
-Способствовать развитию технического и образного мышления.
-построения на доске и в тетради
II четверть (7 часов).
Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости.
— Показать необходимость проецирования. Неопределенность формы.
-Учить проецировать на одну плоскость проекций.
-Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков.
-чертежные инструменты и принадлежности
Проецирование на одну плоскость проекций.
-Учить проецировать на одну плоскость проекций.
-Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков.
-чертежные инструменты и принадлежности
Проецирование на несколько плоскостей.
— Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы.
-Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков.
-чертежные инструменты и принадлежности
Проецирование на две плоскости проекций.
— Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы.
-Учить проецировать на одну плоскость проекций.
-Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков.
-чертежные инструменты и принадлежности
Проецирование на три плоскости проекций.
— Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций. Неопределенность формы.
-Учить проецировать на две плоскости проекций.
-Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков.
-чертежные инструменты и принадлежности
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
— Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций
-Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
-модели деталей (пластмасса)
Практическая работа № 3
Моделирование по чертежу.
— Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по моделированию.
-Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме: «Проецирование».
-Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность, самостоятельность мышления.
моделирование по чертежу
-модели деталей из проволоки, картона, пластилина.
-инструменты повторить §4-5
-Дать понятие о построении аксонометрических осей.
-Научить строить плоские фигуры в аксонометрии.
-Развитие образного мышления.
-построение на доске
Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских фигур.
-Дать понятие об аксонометрии как изображении.
-Научить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии.
-Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету.
-построение на доске (фронтальная работа)
Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.
— Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.
-Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии.
-Развивать пространственное мышление.
-построение на доске и в тетради
Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.
-Учить строить окружность в изометрии.
-Познакомить с понятиями – овал, эллипс.
-Развитие пространственного представления и мышления.
Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.
-Дать основные понятия о техническом рисунке.
-Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»
-Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.
-чертежные принадлежности и инструменты
Проекции вершин, ребер, граней и точек.
-Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин.
-Формирование навыков построения проекций этих элементов.
-Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.
-построения на доске и в тетради
Чертеж и наглядное изображение детали
-Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции.
-Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
-Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами.
Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.
-Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей.
-Закреплять знания по теме: «Проецирование».
-Развитие образного мышления. Творческих способностей.
Построение третьего вида по двум данным.
-Закрепление навыков построения проекций предметов.
-Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.
-Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления.
-графическая работа деталей
Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата.
-Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета.
-Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
-Развитие логического мышления.
-рассказ по учебной таблице и учебнику
Эскиз и алгоритм его построения.
-Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров.
-Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление.
-формат А4 в клетку
-чертежные инструменты и принадлежности
V четверть (11 часов)
Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой.
-Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
-Способствовать развитию пространственного и образного мышления.
-Прививать культуру труда при выполнении графической документации.
-чертежные инструменты и принадлежности
Общие понятия о сечениях и разрезах.
-Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений.
-Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали)
Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения.
-Дать понятие о разрезах как об изображениях.
-Знакомство с классификацией разрезов.
-Формирование навыков построения целесообразных разрезов.
-рассказ с показом примеров
-учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы»
Формат для эскизов (в клетку)
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей.
-Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали.
-Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных чертежей.
-Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей.
-составление сравнительной таблицы
-учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»
Резьба. Изображение резьбы.
-Дать основные понятия о резьбовых соединениях
-Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)
-Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей
-Совершенствование навыков резьбового соединения
-Формирование навыков самостоятельной работы
-рассказ по таблицам с показом
-учебные таблицы «Резьбовые соединения»
-чертежные принадлежности и инструменты
Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Деталирование сборочного чертежа.
-Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения.
-Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов.
-Научить понимать (читать) строительные чертежи.
-Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.
-чтение строительных чертежей
-учебные таблицы «Строительные чертежи»
-строительные чертежи прошлых лет
Итоговая контрольная работа.
Ответы на тестовые задания.
Чертеж детали с преобразованием формы.
-Закрепление и выявление знаний по изученному материалу.
— Формирование познавательных интересов к предмету.
— Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.
-чертежные инструменты и принадлежности
Материалы в тетради (повторить)
Анализ контрольной работы.
Обзор разновидностей графических изображений.
-Проверка всех знаний полученных на уроках черчения.
-Закрепление полученных знаний.
-учебные таблицы «Разновидности графических изображений» 2 штуки
Составитель: Саитова И.А., учитель технологии МКОУ СОШ № 4,
первая квалификационная категория по должности «учитель»