что делают музеи для привлечения посетителей
Что делают музеи для привлечения посетителей
В связи с тем, что в музеях постоянно проходят новые выставки, целевая аудитория постоянно меняется. Задача сохранения своей целевой аудитории, поддержки постоянного интереса новой аудитории к своей деятельности является актуальной для многих музеев.
Необходимо постоянно развивать и обучать свою публику, готовить ее к восприятию современных тенденций и трендов в сфере культуры, что требует длительного времени и дополнительных расходов.
Рано или поздно музеи начинают задаваться вопросом “Как повысить посещаемость?”
По статистике, фактор посещаемости музеев аудиторией является ключевым в формировании внебюджетных доходов музеев. Согласно данным Министерства культуры, наблюдается стабильный рост посещений музеев России.
*Из итогового отчета Министерства культуры РФ 2019
В последние несколько десятилетий, некоммерческая сфера, в которую, в том числе, входят и музеи, взяла на вооружение маркетинговый инструментарий. Примеры из мировой практики демонстрируют, что музейная сфера, используя современные технологии маркетинга и PR, может стать привлекательной для новых посетителей.
Инструменты для привлечения новых посетителей
Теперь ответим на волнующий вопрос: “Как же повысить посещаемость музеев?” Музей, это своего рода бренд, который нуждается в продвижении. Анализ различных направлений музейной деятельности позволил классифицировать продукты, предлагаемые музеями, а также оценить возможности применения маркетинга в их работе.
Таким образом, мы выделили 6 инструментов, которые помогут привлечь новую аудиторию:
1. Дать доступ к скрытой информации
2. Музейный блог
Многие все еще с недоверием относятся к этому определению, но мы рекомендуем присмотреться. В блоге вы всегда сможете поделиться: новостями о музейных проектах и выставках, обзорами музейной деятельности и многим другим. Посетители получат больше ресурсов о музее, а музей увеличивает свое присутствие в интернете. Люди любят истории про людей, поэтому такой прием вызывает интерес.
3. Музейный SMM
Еще один способ коммуникации с новой аудиторией. С тем, что мы живем в эпоху социальных сетей поспорить сложно. Многие музеи можно встретить на таких площадках, как: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram и даже TikTok. Проводите live-трансляции мероприятий, знакомьте потенциальных посетителей с изюминками экспозиции, это может побудить их к посещению музея, чтобы все увидеть вживую.
4. Интерактивный сайт + интернет магазин
Сайт — визитная карточка музея, поэтому в интересах музея сделать его ярким, интересным и удобным в использовании. Кроме того, на сайт можно добавить виртуальный тур, а также интернет магазин с сувенирной продукцией музея:
Виртуальный тур дает частичное представление о масштабах музея. Жители других стран и городов смогут подготовиться к визиту в музей.
Продажа сувениров с репродукциями шедевров коллекции — это отличная реклама, так как частички “бренда” разлетаются по разным уголкам страны.
Использование этих инструментов сделает сайт музея более интерактивным и живым.
5. Мобильные приложения
6. Общение и поощрение
Добиться лояльности от посетителей музея, поможет своевременное взаимодействие. Важно показывать не только богатство музейных фондов, но и вовлекать посетителей с помощью различных конкурсов, которые вы можете проводить на различных площадках. Например, после открытия новой экспозиции объявите о творческом фотоконкурсе, где главным условием нужно будет сделать фото с понравившимся экспонатом и выложить его в соц.сети под специальным #хэштегом. Мы уверены, что эта идея понравится большинству посетителей!
Применение вышеперечисленных инструментов, позволит расширить целевую аудиторию. Советуем подходить к этому вопросу комплексно, ведь правильный алгоритм использования инструментов позволяет продвигать музейный бренд с минимальными вложениями и привлекать все больше и больше новых людей, которым нравится сфера искусства и культуры!
Что делают музеи, чтобы мы в них ходили
Совсем недавно считалось, что детям в музее не место: якобы ребенок обязательно будет кричать, бегать и трогать руками экспонаты, а потом устанет, начнет капризничать и испортит взрослым всё удовольствие. Часто именно так и бывает. Но теперь интересные детям программы и доступная для них среда — это главный музейный тренд: так они растят свою новую аудиторию. Ведь если человек с младенчества привык ходить в музеи и связывает с ними приятные воспоминания, он и во взрослом возрасте о них не забудет.
Очаровывать посетителей можно буквально с рождения: в каждом уважающем себя музее есть комната, где можно спокойно покормить младенца, а многие неповоротливые старинные институции обновляют правила, чтобы мамы с колясками тоже могли спокойно ходить по залам, и устраивают для них специальные экскурсии. Для детей постарше открывают специальные залы с интерактивными экспонатами, где всё (или хотя бы что-то) можно пощупать и подергать. Первый музей, полностью предназначенный для детей, появился в 1899 году в Бруклине — и сегодня там жизнь кипит: сейчас, например, в музее проводят «медленный фестиваль», посвященный ленивцам и другим медленным животным.
Даже «скучные» музеи классического и современного искусства, которые не строились для детей, уже неплохо умеют с ними общаться: сегодня при каждом крупном музее есть как минимум один кружок для детей, а экскурсии ведут педагоги, которые не дают дошкольникам заскучать. Они не просто читают лекции, а вовлекают детей в разговор — с интересными вопросами, играми, рисованием и даже танцами.
Для тех, кто просто пришел с родителями, тоже есть развлечения — для этого стоит перед визитом заглянуть в музейный магазин и на сайт. Там, скорее всего, найдутся рабочие тетради с продуманными короткими маршрутами по экспозиции, музейные дневники, раскраски по мотивам коллекции или листы с заданиями вроде «найди на этой шпалере всех спрятавшихся животных» или «дорисуй человечка Малевича». Только посмотрите, какую красивую интерактивную карту для детей нарисовали в музее Метрополитен в Нью-Йорке (еще на сайте можно познакомиться с экспонатами — в «машине времени»).
Фото: Markus Spiske/Unsplash
Подростки
Подростки — самая трудная аудитория и для их собственных родителей, и для культурных учреждений. Если ребенка можно увлечь почти любой темой, то к язвительным, застенчивым и во всем сомневающимся тинейджерам нужен другой подход. Лучше всего это понимают сами подростки, поэтому музеи обращаются к ним за помощью: например, в лондонской Национальной галерее ежегодно собирают комитет старшеклассников, которые изучают работу музея и создают собственные программы.
В проектах для подростков часто говорят на сложные темы, связанные с идентичностью, этикой, проблемами современного мира и историческими травмами: музейные экспонаты и произведения искусства могут стать отправной точкой для обсуждения сложных вопросов о мире. Например, в проекте Третьяковки «Суть вещей» две группы подростков с разным бэкграундом изучали и интерпретировали натюрморты XX века из музейной коллекции.
Лучший способ покорить подростка — оставить его в покое и дать ему возможность заниматься тем, чем нравится. Зацикливаться на музейной коллекции совсем не обязательно: по вечерам и в выходные во многих музеях проходят лекции, концерты, перформансы и вечеринки, на которые приятно прийти даже тем, кого травмировали многочасовым шатанием по музейным залам в детстве. А еще подростки — главные любители соцсетей, и музеи под это подстраиваются: теперь вам зачастую не только разрешат фотографировать в каждом зале, но и предложат сделать селфи с экспонатом и выложить под специальным тегом #museumselfie (и даже проведут специальный инстаграм-тур!).
Фото: Redcharlie/Unsplash
Пожилые люди
Хотя сейчас музеи — не самое популярное развлечение среди пенсионеров, они хорошо относятся к культурным вылазкам (особенно в компании друзей или семьи), и музеи все больше интересуются именно аудиторией старшего возраста. Ведь пожилых людей в мире становится всё больше, они здоровее и энергичнее, чем их родители в том же возрасте. Они бурно дискутируют об искусстве, придумывают выставки и ведут экскурсии, причем не только для сверстников, но и для внуков. В практике западных музеев уже немало трогательных проектов для всей семьи: например, Национальный музей Ливерпуля устраивает мероприятия When I was little («Когда я был маленьким»), на которых бабушки и дедушки вместе с внуками 3–7 лет изучают музейные коллекции. Пенсионеры часто становятся музейными волонтерами и медиаторами, которые помогают другим людям открывать искусство. А в Швейцарии есть технический музей компании «Заурер», который вообще полностью управляется волонтерами старшего возраста!
Хотя современные бабушки и дедушки не менее активны, чем молодые люди, музеи поняли, что все-таки полезно учитывать их физические ограничения — и для начала поставить побольше диванов и складных стульчиков. На этой идее основывается принцип универсального дизайна, который сейчас активно применяют и в музеях: если делать вещи, подходящие для пожилых, детей и людей с инвалидностью, то будет удобно и всем остальным.
Фото: Christian Regnan/Unsplash
В этом году в Москве запустился первый «Музейный СтарТрек» — это творческая лаборатория для горожан старшего возраста, которая завершится в марте 2020-го. Организаторы выбрали для первого сезона четыре музея разной тематики: занятия пройдут в Третьяковской галерее, музее-заповеднике «Царицыно», Музее космонавтики и Государственном музее обороны Москвы. Во всех этих музеях пожилые москвичи смогут не только познакомиться с коллекциями, но и разработать собственные проекты — стать кураторами, медиаторами и экскурсоводами.
«Это эксперимент: мы пока не знаем, какие именно проекты получатся у участников программы, — объясняет начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар. — Это могут быть выставки, авторские экскурсии, семейные маршруты для походов в музей с детьми и внуками. Главное — что люди старшего возраста примут активное участие в культурной жизни Москвы и смогут не просто узнать что-то новое о музее, а получить осязаемый результат, которым будут гордиться».
Присоединиться к группам можно до конца ноября, а узнать больше о проекте — здесь.
Что делают музеи для привлечения посетителей
Поход в музей — является одной из форм проведения досуга. В последнее время, музеи вынуждены ориентироваться на потребности посетителей, ведь именно эта аудитория выдвигает запросы музею, формируя вектор его развития. На сегодняшний день существует несколько методов взаимодействия с посетителями музея, мы разделяем их на цифровые и стандартные, предлагаем каждый из видов рассмотреть подробнее.
Начнем обзор со стандартных методов:
Стандартные методы представляют собой взаимодействие с посетителем музея в офлайн-среде.
Каждый музеи имеет свою направленность и тематику, поэтому проведение тематических экскурсий это незаменимый инструмент взаимодействия с посетителем. Как правило тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Воркшопы и мастер-классы – это то коллективные методы обучения, которые подразумевают активное участие каждого человека. Данные методы являются инновационными технологиями для сферы искусства и культуры, многие музеи уже применяют их на практике, или планируют внедрять в свою работу.
Метод демонстрации фильмов по тематике экскурсии на базе музеев, отличный вариант для посетителей провести досуг с пользой. Музей может стать площадкой, которая объединит киноманов и любознательных посетителей. Также, отметим, что данный метод позволяет избежать пересечение потоков посетителей по маршруту экскурсии.
Музеи нередко сотрудничают с уникальными деятелями искусства и науки, которые смогут рассказать посетителям музея множество интересных историй и фактов о том, или ином событии. Организуйте встречу с деятелями в музее, сделайте анонс мероприятия и ждите посетителей!
Музей – это особенная территория, где совершаются настоящие открытия, происходят невероятные и захватывающие путешествия в глубину веков, в ходе которых всё (или почти всё) тайное становится явным. Игры и квесты это еще один инновационный формат для музеев, который давно завоевал признание в других сферах досуга. Продумайте необычные сценарии, по которым пройдут посетители вашего музея, чтобы раскрыть все тайны.
Теперь перейдем к цифровым методам взаимодействия музея с посетителем. Цифровые методы представляют собой взаимодействие с посетителем музея в онлайн-среде.
Рассмотрим их подробнее:
В то время как вы приглашаете уникальных деятелей искусства, чтобы проводить с ними дискуссионные встречи, вы также можете транслировать прямой эфир в онлайн-пространстве. Зрители, которые по каким-либо причинам не смогли присутствовать лично в музее, получат возможность ознакомиться с лекцией и задать возникающие вопросы в чат трансляции. Как правило в конце лекции ведущий вебинара зачитывает вопросы от онлайн-зрителей, и совместно с экспертом лекции на них отвечает.
Викторины в чат-ботах – один из методов, который является инновационным для музеев. Чат-бот – это программа для мессенджера, которая отправляет пользователю определенный контент в зависимости от выбранного варианта действий из предложенных. Боты доступны в таких социальных сетях, как: Телеграм, Вконтакте и Фейсбук. Создавайте квиз, который поможет посетителям вашего музея в формате он-лайн разгадать загадки и больше узнать о музее.
Дополненная реальность завоевывает все больше внимания. Помимо всей полезной информации о работе и действующих выставках в самой галерее, вы можете попробовать сказочные AR-маски. Таким образом, AR-маска, размещенная на Instargam странице вашего музея поможет привлечь дополнительное внимание к определенным артефактам, либо будет являться анонсом для открытия выставки. А пользователь сможет ее примерить, и поделиться на своей страничке с друзьями.
Подкаст – это аудио передача на определенную тему. На сегодняшний день насчитывается более 150 музейных подкастов по различным тематикам. В отличие от радио, которое вещает в прямом эфире, время потребления подкастов каждый слушатель выбирает самостоятельно. Кроме того, сейчас появилось много удобных сервисов для подкастинга. Прямо в них можно создавать, распространять, анализировать и монетизировать свои подкасты. Присмотритесь!
Завершают наш обзор тематические он-лайн площадки, на которых музеи могут размещать не только общую информацию, но и оцифрованные коллекции, статьи, аудио-экскурсии, а также виртуальные туры. На сегодняшний день в России существует более четырех таких площадок, и одна, которая объединяет в себе все направления – Всероссийский виртуальный портал Посети музей. Вы можете размещать оцифрованные экспонаты, виртуальные туры, аудиогиды, рассказывать о мероприятиях, которые будут проходить в вашем музее. Бонусом этой площадки является то, что она формирует у посетителя представление о вашем музее, и мотивирует после он-лайн просмотра посетить его вживую и ознакомиться с экспозицией в реальном времени.
Как мы выяснили, взаимодействие с посетителями вашего музея может быть разным. При этом для любой аудитории можно найти подход и подобрать тот или иной метод и способ взаимодействия. Но вместе с тем, хотелось бы отметить, что без музейного маркетинга и продвижения в цифровой среде будет не просто.
Надеемся, что в этой статье вы найдете для себя новые методы взаимодействия с аудиторией, и будете применять их в работе своего музея, тем самым делая его привлекательным для посетителей!
Все в музей!: 6 мировых трендов в музейных коммуникациях
Как музеи из пыльных архивов превращаются в современные пространства
В последние несколько лет перед многими российскими музеями ставят задачи по изменению имиджа, привлечению аудитории, превращению из пыльных архивов в современные пространства для досуга. И они превращаются!
Smart — это новый черный. Модно читать интеллектуальную литературу, разбираться в искусстве, разумно питаться и обсуждать запуски ракет в космос… А музеи — территория новых знаний в лёгком формате, отдыха и вдохновения для тех, кто smart! Поэтому в последние несколько лет мы наблюдаем сильный рост интереса к музеям, настоящий музейный бум.
А брендинг музеев — интересный, яркий, задорный — отражает это. Потому что у музеев нет некоторых ограничений, которые есть в традиционном бизнесе, зато есть необходимость выходить на новый уровень восприятия.
Итак, каким же должен быть современный музейный бренд? Работая в этой области, мы сформулировали для себя 6 ответов на этот вопрос.
1. Стремиться в будущее
Первый и, наверное, самый очевидный тренд — это максимальное использование в коммуникациях технологий будущего. Создавая бренд, нужно учитывать особенности среды, в которой он будет существовать, понимать, как он будет жить оффлайн и онлайн.
Мониторы компьютеров, экраны смартфонов, ленты соцсетей — музейные архивы «переезжают» сюда, а вместе с ними меняются и коммуникации. К примеру, в LAVA Lab создали приложение #GoldenAge для «Портретной галереи золотого века» в Эрмитаже Амстердама, которое при помощи iBeacons позволило всем желающим общаться с персонажами 17 века — героями портретов. В приложении они могли «подружиться» с героями золотого века и получать разные статусы.
Что касается визуальной коммуникации, она становится более прямолинейной, динамичной, быстро считываемой. Даже логотипы перестают быть статичными знаками, превращаясь в видеозаставки. Рассмотрим в качестве примера фирстиль Музея естественной истории им. Филда в Чикаго от Leo Burnett.
Типографика логотипа рождается из пикселя и в него же превращается при масштабировании, своеобразно иллюстрируя круговорот в природе. Броский, активный и сильный знак считывается и узнается мгновенно, даже если он за секунду промелькнет перед глазами на какой-нибудь странице в интернете.
Еще один кейс — на этот раз от Charsky studio — айдентика Московского Планетария. Живая, легко трансформируемая для самых разных форматов, в том числе для проекционных изображений, с простым и современным логотипом, который говорит о том, что можно путешествовать в космос и оставаясь на Земле.
2. Помнить о корнях
Но при всей устремленности в будущее и диджитализации, работая с брендом музея, мы должны не забывать и об истории и с уважением относиться к ней, показывая это уважение в том числе и в айдентике. Тем более что чаще всего у музеев история весьма и весьма богатая, а некоторые музеи и вовсе ей посвящены и их главная цель — как раз погрузить своего посетителя в тот или иной исторический период. При этом стоит оговориться, что уважение к истории вовсе не обязательно означает пиетет и следование каким-то канонам, это может быть и интересная игра.
Вот, к примеру, айдентика Аббатства Руана — бывшего Цистерцианского монастыря, построенного в XII веке, превратившегося в историческую достопримечательность, выставочное пространство и концертную площадку. Дань векам здесь отдает знак, символически напоминающий об архитектуре аббатства, а развитие стиля — на контрасте — очень современное и динамичное.
Другой пример — работа Charsky studio над брендом музейного комплекса «Бородинская битва». При всей ориентации на молодую целевую аудиторию в каждой детали фирменного стиля мы напоминаем об эпохе 1812 года. Форма знака напоминает ордена того времени, на различных носителях айдентики появляются фрагменты исторической панорамы и изображения других музейных экспонатов. Тексты с выключкой по центру апеллируют к стилистике документов XIX века.
3. Перейти на «ты»
Еще один важный тренд, который особенно ярко проявляется в музейном брендинге — стремление говорить со своей аудиторией «на ты», то есть не свысока, а с позиции равного, «своего». Музеи перестают быть элитарными заведениями только «для тех, кто понимает», а всё больше «идут в народ»: культурное наследие должно быть доступно и, главное, привлекательно для всех категорий посетителей, включая туристов, а не только для узкого круга профессионалов.
Этот тренд иллюстрируют самые разные кейсы. Например, известный на весь мир Metropolitan museum of art, который с подачи Wolff Olins превратился в MET. Полное наименование музея заменилось на принятое в обиходе краткое и разговорное. А буква М, взятая из возрожденческого трактата Divina Proportione (1509) и построенная по образцу Витрувианского человека Леонардо да Винчи, уступила место «двухэтажному красному автобусу, который резко затормозил».
Или Третьяковская галерея, которая официально стала Третьяковкой и даже просто «Т» (работа cтудии ONY).
Еще один пример — Лекторий Парка Горького от Charsky Studio: здесь разговор на «ты» начинается уже с самого логотипа!
4. Заинтриговать
Стремление привлечь широкую аудиторию и перейти с ней на «ты» означает не только заговорить на ее языке, но и заинтересовать ее, вступить с ней в игру. Всё больше и больше музеев сегодня включают в свою коммуникацию элемент интриги, игры, ищут интересные фишки, за которыми хотелось бы охотиться, на фоне которых хотелось бы фоткаться и которые хотелось бы купить как сувенир. Музей превращается в такой же интересный объект, как и его содержимое — становится ценным сам по себе.
New Museum «играет» в коммуникациях со знаковой формой своего здания, которое стало центральным элементом его айдентики. Презентация новых выставок анонсируется на самом здании неожиданным образом (в духе современного искусства).
Айдентика Tate, кажется, тоже затевает с аудиторией игру. Знак музея, состоящий из 340 точек, постоянно стремится ускользнуть от нас, раствориться, будто бы кричит: «Лови меня скорее». И многие пытаются поймать: недавно Tate стал самым посещаемым музеем современного искусства в мире.
Игра идёт не только в айдентике, но и во всех коммуникациях. Вот, например, как московские музеи рассказывают нам о том, что по четвергам ждут посетителей допоздна. Согласитесь, такими картинками многим захочется поделиться в соцсетях?
5. Не затмить солнце
Однако за игрой не стоит забывать, что музей — это не что-то, существующее само по себе, это обязательно обрамление для какого-либо контента. И как рамка, обрамляющая картину, должна соответствовать ей, но при этом не затмевать её, не перетягивать на себя слишком много внимания, так и за брендом музея мы должны быть в состоянии увидеть его экспозицию. Некоторые музеи ставят эту задачу во главу угла, и тогда получается, что бренд музея становится неотделимым от его коллекции. Помимо того, что это красиво, это еще и полезно с точки зрения популяризации науки и искусства.
Вот, к примеру, работа Pentagram для Филадельфийского художественного музея. Здесь «A» stands for «Art» — и логотип трансформируется в 200 разных вариаций, каждая из которых содержит в себе один из экспонатов музея.
6. Быть, а не казаться
Но самое важное в работе с музейными брендами сегодня — это вовсе не тщательно продуманные логотип и айдентика, не выверенный до миллиметра тон коммуникации и не количество креативной рекламы… Главное — это то, что человек видит (а так же слышит, делает, чувствует ), приходя в музей. Эра музеев-складов (неважно чего — картин или костей реликтовых животных) завершена. Наступает эра музеев — центров Edutainment’a, то есть обучения через развлечение.
Мастер-классы, лектории, разнообразные форматы экскурсий, игры — список музейных активностей, которые еще лет 10−15 назад сложно было представить, сегодня растёт с каждым днём. В музеи приходят отметить день рождения, в музеи приглашают на свидания — и не потому что это звучит красиво, а потому что это реально интересно.
Посмотрите, какие интересные штуки делает Политехнический музей! Эта, к примеру, звуковая башня, сложенная из картонных коробок, создана в рамках ежегодного фестиваля Политех. Согласитесь, на такое хочется прийти и посмотреть, даже если вы уже не раз до этого посещали этот музей!
А это выставка «Октябрь» китайского художника Цая Гоцяна, открытая перед главным входом в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина к столетию Революции. Кажется всю осень все только и делали, что постили фотографии оттуда.
А вот как иногда преображается фасад здания Филадельфийского музея искусств.
Или вот Музей Луны, который гастролирует по всему миру и всюду возит семиметровую модель луны, поверхность которой воссоздана по снимкам НАСА. Вы бы пришли посмотреть на это, пофотографировать, послушать рассказы о луне и мифологии, с ней связанной? Мы бы с удовольствием!
Вместо послесловия хочется сделать акцент на том, что музеи в современном мире конкурируют вовсе не с другими музеями. Нет, сегодня музеи борются за внимание аудитории с самыми разными бизнесами. Поэтому на тех, кто работает с музейными коммуникациями, лежит ответственность не только за то, какие музеи будут на слуху, какие будут моднее и актуальнее других, но и за то, что выберет аудитория: посещение торгового центра, зависание в телеке или на Youtube, новую компьютерную игру, многочасовое прокручивание лент соцсетей или же поход в музей. Давайте вместе делать так, чтобы выбор был в пользу последнего!