что делают мусульманки своим мужьям
Мусульманские жены обязаны это делать для своих мужей
Ученые считают, что основные обязанности жены направлены на сохранение целостности и прочности брака.
В интимных отношениях для жены недопустимо отказывать мужу, если он пожелает вступить с ней в половую связь.
Жене не полагается обсуждать семейные дела с другими. Интимные же отношения супругов это та сфера, о которой вообще никто из посторонних ничего не должен знать. Такое требование полностью согласуется с Исламской концепцией скромности.
Повиновение мужу. Это относится не только к интимным отношениям, но и ко всем другим сферам.
Единственный случай, когда жена может не повиноваться мужу если он идет против Ислама. В данном случае повиновение законам Аллаха должно взять верх над повиновением человеческим требованиям. Например, если женщина желает держать пост в месяц Рамадан или совершать молитвы, а ее муж по какой-либо причине пытается помешать ей. Но здесь надо отметить, что если вы желаете соблюсти какой-либо из необязательных постов, вам необходимо получить на то согласие мужа. Это связано с его правом удовлетворять свои половые потребности тогда, когда он того желает.
Кое-что о жизни женщины в строгих мусульманских странах
Действительно ли женщины должны ходить только в черном?
Правда ли, что хиджаб притесняет женщину и его придумали мужчины для ее подавления?
Какие они, мусульманки? Совсем забитые в общении и с ними невозможно поговорить или все совсем по-другому?
Могут ли они вообще что-то себе позволить?
Эти и другие вопросы я часто вижу в комментариях к последним постам об Иране, кроме того, эту тему меня просили раскрыть еще со времени поездки в Иорданию.
Этот пост основан на моих личных наблюдениях, сделанных в Исламской Республике Иран и на двух интервью с девушками-шиитками, которые строго придерживаются законов шариата.
Итак, что касается хиджаба и строгих черных одежд.
В строгих исламских странах действительно значительная часть женщин ходит в черных одеяниях, максимально скрывая свое тело, включая лицо. Еще издалека, завидев мужчину, она может плотнее запахнуть платок, полностью прикрыть им лицо или вовсе отвернуться в ожидании, когда мужчина пройдет мимо. При этом, их черные одежды не сплошь и рядом «черные тряпки», как почему-то принято считать. Если присмотреться к черным хиджабам, очень часто это очень разные по фактуре, толщине и составу ткани, часто содержащие рисунок, орнамент и даже кружева (как, например, на этом фото, сделанном в иранском Йезде).
Ношение женщиной хиджаба является одним из основных положений исламского законоположения — шариата.
В Коране сказано: «О, Пророк! Скажи женам своим, и дочерям своим, и женщинам верующих, чтобы они плотно опускали нa себя свои верхние покрывала. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольниц, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщины».
Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк Мухаммад сказал: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит её».
При этом в Коране нет указания относительно цвета хиджаба и степени закрытости отдельных частей тела.
Обе девушки, с которыми я пообщался относительно хиджаба, сказали буквально следующее: «Каждая девушка сама выбирает, в чем ходить. Некоторые выбирают чадор — это самый лучший хиджаб, потому что полностью покрывает тело. Некоторые носят джинсы, закрытый свитер и платок. Это тоже их выбор»
И действительно, в Иране мы видели достаточно много женщин, которые не были облачены в черные одежды, но на их головах обязательно был платок.
— Те, которые красятся и без косметики никак не выходят на улицу, не очень верующие, но все они воспринимают шиизм как единственную религию, которая не потерпела искажения. У нас в стране без платка ходить нельзя.
Спрашиваю собеседницу, с какого возраста девочки надевают хиджаб?
— С 9 лет они обязаны выполнять исламские правила, но некоторые надевают платок и раньше.
Известно, что у мусульман мужчинам нельзя прикасаться к женщинам, т.к. это может быть расценено как домогание и повлечь серьезные проблемы. Но что делать, если женщина приходит к врачу-мужчине? Парикмахеру? Визажисту?
— Если врач, то он может прикасаться, потому что это вопрос жизни и смерти. Ислам запрещает только то, что вредно для морального или физического здоровья.
— А если врач-гинеколог? Или гинекологи только женщины?
— Нет, есть гинекологи мужчины.
— А муж не будет против, если его жена идет к гинекологу-мужчине?
— Знаешь, конечно, это зависит от мужа, иногда они сильно защищают своих жен от других мужчин… это знак любви. Но если она безразлична мужу, то может и отвезти ее к гинекологу мужчине.
— А парикмахер? Визажист? Только женщины? Ты же снимаешь платок, он прикасается.
— Вообще иранки предпочитают идти к женщинам…. даже если шиизм не запретил… я иногда читаю историю Ирана. С давних пор женщины не любили, чтобы к ним прикасались чужие мужчины. Но не все)
— Вот как? Неожиданно…
— Скажи, а что женщинам запрещено?
— Заниматься любовью и даже целоваться с мужчинами не в браке и прикасаться к чужим мужчинам…. Это для того, чтобы девушка жила счастливо, чтобы не разбили ей сердце и не оскорбили ее. Женщина должна быть очень красивой и одеваться красиво, чтобы привлекать внимание своего мужа. Но только своему мужу она должна показать свои физическую красоту. Женщина в хиджабе — это как жемчужина внутри раковины моллюска. Так что хиджаб — это символ свободы
— Говорят, что восточные девушки дома еще те развратницы и, в том же Дубае, скупают в магазинах нижнего белье самые сексуальные модели. Это правда?
— (смеется) Развратницы) Ну я же сказала, что шиитка должна быть очень привлекательной для своего мужа. Это в основном для ее собственного счастья.
Действия мужа и жены по законам шариата
Главной и единственной священной книгой мусульман является Коран. Это основа и для религиозных, и для государственных законов.
На Коране базируются законы шариата. И если вы хотите связать жизнь с человеком, который является мусульманином, то вам надо знать все, что предписывает Коран в таких случаях. Если вы представитель другой веры, то многие правила Корана могут быть вам не знакомы.
Что такое законы шариата
Это свод обязательных правил, регламентирующих юридические и морально-этические стороны жизни, которых должен придерживаться каждый мусульманин.
Обязательные действия
Фарз айн
Обязанности мужа:
Также муж должен искренне отдавать жене махр (то, что обещал ей при вступлении в брак).
Ваджиб
Это тоже обязательное требование. За выполнение человеку будет награда от Аллаха, невыполнение считается большим грехом.
Суннат
Это все то, что делал пророк Мухаммед. Человек за эти действия получит вознаграждение, в день суда пророк обеспечит защиту.
Мустахаб
Каждый человек обязан делать все то, что делал пророк. За это будет вознаграждение, за невыполнение придется отвечать в день суда.
Мубах
В это правило входят действия, которые можно выполнять, но не обязательно – невыполнение не будет считаться грехом.
Харам
Это все, что категорически запрещено и осуждается шариатом. Тот, кто выполнит такое действие, считается большим грешником. Кто не будет этого делать – получит награду от Аллаха. Харам делится на 2 вида.
Харам зулми
Это любое действие, в результате которого страдают другие люди, кроме самого виновника.
Харам гайри зулми
Это действия, наносящие вред самому человеку, которые их выполняет.
Макрух тахрими
Это то, что запрещено пророком.
Шариатом предусмотрены все действия, которые в жизни может совершить мужчина или женщина. Поэтому человеку другой веры, который хочет заключить брак с мусульманином (мусульманкой), рекомендуется внимательно изучить требования Корана.
Женщина не посудомойка, а свои деньги она может тратить только на себя: правила замужней мусульманки, которые кого-то наверняка возмутят
Когда у меня есть время, люблю встречаться с подругами. Как вы думаете, что мы чаще всего обсуждаем? Конечно, отношения, детей, любовь, быт. Нет, не подумайте, мы можем поговорить и о политике, экономике и других умных вещах, но больше времени уделяем теме семьи. Зная, что я мусульманка, бывает, задают вопросы, касающиеся религиозных канонов.
Мало кто знает, но в исламе у мужа и жены есть свои обязанности. Часть из них я уже описала в прошлый раз, сегодня хочу продолжить.
1) Жена не обязана быть посудомойкой
В исламе нет прямого указания на то, что женщина только и обязана, что заниматься уборкой и стиркой, а с утра до вечера печь булочки и варить супы. Муж не должен требовать от жены чего-то сверхъестественного, если только она сама не захочет быть хозяйкой.
Возможно, вам вообще повезло: муж сам любит заниматься хозяйством и даже охотнее, чем жена, готов пылесосить и мыть полы. Например, мой муж очень любит чистоту и предпочитает лишний раз сам прибраться в квартире, не ставя мне это в укор.
2) Свои накопления жена не обязана отдавать мужу и может тратить их на что угодно
Есть и такое правило. Если женщина работает и даже зарабатывает больше, чем муж, ей не нужно отдавать ему свои деньги. Тратить их можно хоть на что – одежду, украшения и т. д. И при этом она находится на полном обеспечении супруга. Помощь жены в поддержании семьи денежными средствами добровольная и считается милостыней.
3) Женщина не должна впускать домой того, кого не хочет видеть муж
Здесь имеется в виду, что, вероятно, у вас есть подруги или знакомые, которые по тем или иным причинам очень не нравятся мужу, и, возможно, он был бы рад, если вы вообще перестали бы общаться. Конечно, он против того, чтобы вы приглашали их домой — и ничего удивительного в этом нет. Выход простой — просто встретиться на стороне.
И пара правил для мужчин-мусульман:
4) Муж должен относиться к жене с уважением
В отношении мужчин-мусульман тоже действуют правила. Вот одно изречение пророка Мухаммеда: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относятся к своим жёнам».
Мужчине надо относиться к жене с уважением и не притеснять ее. Он должен принимать ее, учитывая особенности ее женского нрава, снисходительно относиться к оплошностям, что, конечно, приведет только к миру в доме. Наш пророк сравнил отношение к женщине с кривым ребром – если мужчина попытается его выровнять, то сломает его, а если не будет его трогать, то ребро так и останется кривым, поэтому самый лучший выход – относиться к супруге хорошо.
5) Жену нельзя избивать или сильно бить
Я слышала и читала истории, когда мужья-мусульмане избивали своих жён. Бедные женщины сбегали от них в синяках и ранах. Конечно, такой поступок — не достойный верующего человека. В исламе категорически нельзя бить человека по лицу, нельзя избивать кулаками или тяжелым предметом. Ничего хорошего в физическом насилии нет, поэтому конфликты всегда лучше решать другим путем.
А еще про гнев мужа: если жена что-то сделала не так, например плохо приготовила мясо, он не должен переворачивать всё вверх дном и позволять гневу его охватить. Борьба с собой и своими дурными качествами – самое серьезное испытание для мусульманина.
Встретить свою половину сложно, но еще сложнее сделать ее счастливой, прожить долгую совместную жизнь и не доводить отношения до развода.
Какой должна быть жена-мусульманка?
Заключение брака в исламе предполагает соблюдение его сторонами определённых обязательств – как между собой, так и перед Всевышним Аллахом. Важное значение при этом уделяется тому, какой должна быть жена согласно шариатским установкам.
Создание семьи – это естественный процесс, присущий самой сущности человека. В Священном Коране сказано:
«Одним из знамений Всевышнего Творца является то, что он создал из вас жён. В них вы сможете достичь спокойствия, найти любовь и стать по-настоящему милосердными. Поистине, в этом факте найдут знамение люди, разумеющие» (30:21)
Институт семьи, как известно, выполняет, как минимум, три важнейшие функции:
1) что мужчина, что женщина в браке находят мир и безопасность, потому как взрослый человек вне уз никаха подобен птице без гнезда, которая совершенно не защищена от пагубного влияния окружающей действительности;
2) удовлетворение плотских желаний у человека находится на уровне базовых потребностей, поэтому брак служит действенным инструментом по тому, как справиться с ними максимально безопасно и для веры, и для физического здоровья;
3) в семье происходит появление новых людей, которые, как предполагается, получают в её рамках правильное воспитание.
Права жены в исламе
Исходя из вышеперечисленных функций, можно отметить, что в мусульманском вероучении супруги имеют права, о чём совершенно открыто сказано в Священном Коране:
«… Жёны и мужья имеют равные права…» (2:228)
Упомянем в этой связи ряд прав, которыми должна пользоваться жена и которые должен обеспечить муж (для него это обязанность).
Финансовые права:
«Дарите своим жёнам махр (приданое) от всей души…» (4:4)
Нефинансовые права:
Обязанности жены
Женщина, в свою очередь, имеет ряд обязанностей перед мужем. Прежде всего, это касается воспитания детей. Если мужчина зарабатывает деньги и выступает оплотом стабильности для семьи, то его супруга должна вкладывать свои усилия в сохранение домашнего очага (хозяйство) и успехи детей (воспитание, образование). В этом смысле важно, чтобы жена слушалась мужа, не считала его советы и просьбы пустой тратой времени, а прислушивалась к ним и поступала в соответствии с мнением супруга. Кроме того, она не должна раскрывать его слабости и недостатки. В целом, её поведение в рамках семейно-брачных отношений должно полностью соответствовать тому, какой должна быть мусульманка в жизни – покорной Всевышнему, верной мужу, ответственной за взятые на себя обязательства, любящей матерью, уделяющей воспитанию детей много сил и времени.
Конечно, семейные отношения, равно как и любые другие, требуют с обеих сторон определённых инвестиций, без которых брачные узы могут быстро прийти в негодность. Одним из важнейших моментов для жены является открытость мужу, готовность поделиться с ним волнующими вопросами и проблемами с намерением решить их вместе. Конечно, в этом случае большое значение имеет адекватность самого мужа, но, в целом, полноценная и постоянная коммуникация супругов служит основой для хороших взаимоотношений.
Если жена – не мусульманка
Отдельного внимания заслуживает вопрос никаха, который заключается между мусульманином с женщиной, относящейся к «людям Писания». Шариат не запрещает правоверным мужчинам вступать в брак с христианками и иудейками. В Книге Аллаха этот момент отдельно упоминается в суре «Трапеза»:
«… Вам разрешено брать в жёны целомудренных женщин из числа тех, кому ранее было даровано Писание…» (5:5)
Несмотря на наличие подобного разрешения, многие мусульманские учёные с откровенным скепсисом смотрят на подобного рода браки. На это есть ряд причин. Во-первых, прежде чем брать в жёны представительницу «людей Писания», мусульманин должен подумать о том, что у последовательниц ислама становится меньше возможностей выхода замуж за единоверца. Учитывая, что мусульманки в принципе не могут становиться жёнами немусульман, то возникает крайне неприятная ситуация для ислама в целом. Во-вторых, одна из важнейших задач жены – это воспитание детей. Будет ли женщина, придерживающаяся иной религии, прививать детям исламские ценности и растить их в соответствии с традициями ислама? В таком поведении сомнения есть, и они весьма серьёзны.
В связи с этим исламские богословы пришли к следующему выводу. Безусловно, брак мусульманина с представительницей «людей Писания» канонически разрешён, но для его заключения необходимо, чтобы жена была готова впоследствии принять ислам и воспитывать детей соответствующим образом. Если она не готова к тому, чтобы стать мусульманкой, то она должна дать согласие на воспитание детей в соответствии с духом Священного Корана и Благородной Сунны. Правда, не совсем ясно, как она будет это делать. Но это предмет для отдельного разговора.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Асаламу аллейкум ва Рахматуллои ва баракату у меня одна большая проблема не знаю что делать я просто устал часто соры с женой она вечно спорит не слушается не уважает меня что мне делать как быть не хочу расстаться у меня есть сын ему 2 месяца люблю свою жену часто не знаю как быть бью её не вижу выхода помогите
Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух! К рукоприклалству конечно прибегать не стоит. Вам нужно иными методами повлиять на неё, попробуйте просто поговорить с ней без эмоций, и понять чего она хочет и чем объясняется её такое поведение.
Ассалаумағалайкум уа рахматуЛлахи уа баракатух Мы с мужем мусульмане и читаем 5 раз намаз. Старшей Дочке 21 год и она выросла у бабушки, которая сейчас умерла. Дочь с 1го класса дружит с мальчиком у них сильное чувство с парнем её возраста, но его отец немецкий православный, а мать Қазақша. Парень крест не носит и в церковь не ходит! Наша дочь в мечеть не ходит и намаз не читает! Теперь так как мы стали мусульманинамт уже 2 года, мы им посоветовали что бы продолжать встречаться после прихода его с армии, совершить никах! Они не против! А свадьбу сделают как нааопят средства! Вопрос? Что делать парню? Можно ли ему в мечети совершить никах с нашей дочерью если он не мусульманин?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Никах с немусульманином запрещается. Тому парню, если он хочет связать себя узами брака с Вашей дочерью, надлежит принять ислам.
Здравствуйте,вопрос. я не мусульманка,муж мусульманин,совсем недавно стал выполнять все послания его бога(намаз и т.д),что мне делать?
Уа алейкум салям! Радоваться, что он богобоязненный. Вы же вправе продолжать жить в соответствии со своими религиозными предписаниями (не ущемляя при этом веру мужа).
Ассаляму алейкум. у меня такой вопрос — жена хочет хиджаб одеть, я против. я предлагаю в платке ходить, как нормальная мусульманка и нормальной одежде.она не слушается, даже разводом угрожает мне.она думает что за этот выбор ей большое вознаграждения будет. пойдя против мужа, разрушив семью, какое может быть вознаграждение? я думаю наоборот большой грех
Я готовлюсь к Семейной жизни, моя мама в окружении людей обращалась к моему отцу на Вы, для моей будущей невесты это дико. Я хочу что бы она обращалась ко мне на Вы в обществе. Мои требование правильны? Или я не прав.
Уа алейкум ассалам. Вам необходимо договориться в этом вопросе и выбрать один вариант (на «ты» или на «вы»), чтобы в дальнейшем из-за этого не было ссор.
Уа алейкум ассалам. Если близость происходит именно ночью, то это не нарушает пост.
§ 3. Права и обязанности супругов
Известно, что между мужчиной и женщиной есть вполне естественные физические и психологические различия, которые влияют на их роль, социальные и другие обязанности. Поэтому супруги должны соблюдать и уважать права друг друга, которыми их наделил Аллах.
Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов и прав женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы. При знакомстве с правами и обязанностями супругов видно, что это не соответствует действительности. Ведь согласно Шариату жены имеют столько же прав, сколько и обязанностей.
Праведные супруги рассматриваются в Исламе как один из факторов наслаждения друг другом в этой жизни и как величайшая Милость, которую Аллах оказывает мужчине и женщине, так как они находят друг в друге успокоение от жизненных бедствий и страданий. Кроме того, они дарят друг другу отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое мирское наслаждение сравниться не может. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире является праведная жена» (Муслим). А на вопрос, какая жена является наилучшей, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества» (Ахмад).
Обязанности жены
Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, а, во-вторых, быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:
1. Прежде всего мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо ее обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим).
2. Жена должна быть готовой в любое время удовлетворить его физиологические потребности, за исключением дней менструального цикла и послеродового очищения или же болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать ее до утра, потому что он злится на нее» (аль-Бухари и Муслим).
Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяет счастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей и игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода и разлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной и желанной, отзывчивой и активной.
3. Супруге не дозволяется соблюдать пост-сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения» (аль-Бухари).
В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то ее пост не будет принят, он будет напрасен.
4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за нее вознаграждение, а муж за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение» (аль-Бухари).
В то же время жене разрешается давать что- либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.
5. Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное или же если он не сомневается в этом. На муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено Шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения. В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел ее отец. Она направила послание Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи ее отцу» .
6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу. Она не должна проявлять отвращение к нему, гневаться на трудное положение, а, наоборот, должна выражать благосклонность дарованным ему Аллахом, быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретных путей заработка. В прошлом жены, провожая своих мужей на поиски средств существования, просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легче терпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.
7. Она должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую Шариату. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа» (Ахмад, ат-Тирмизи).
8. Ей запрещено самой самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.
9. Нельзя проявлять высокомерие перед другими из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна проявлять к нему высокое уважение и отдавать ему должное как главе семьи. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни, гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах, ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придет к нам» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
10. После того, как жена совершит что-либо, что вызовет гнев мужа, она должна поторопиться сделать все, чтобы он простил ее. Ибн Хиббани, Ибн Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные Шариатом желания мужа, то за это ей не будет греха».
11. Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинать детей.
12. Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме того случая, когда он заставляет делать что-либо запрещенное Шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет свое тело от постороннего мужчины, покорна своему мужу, она войдет в Рай своего Господа».
Таким образом, жене следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для нее Раем и Адом. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдет в Рай» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
Если Коран и Сунна предписывают жене быть доброй, то мужу также предписано относиться к своей жене как можно лучше и мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее, так как он полностью несет ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несет ответственность за свою паству» (аль-Бухари и Муслим).
Обязанности мужа
1. Муж должен обращаться с женой, как с равной, и не запрещать ей то, что разрешено Шариатом. Имеется много хадисов на эту тему: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим женам. А я являюсь самым лучшим для своих жен» (ат-Тирмизи).
2. Мужу следует терпеливо выносить обиду, если жена нанесла ее ему, снисходительно относиться к ней, когда она сердится. Ведь может случиться и так, что женщину охватит гнев и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа. В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.
3. Мужу необходимо радовать ее, обходиться с ней ласково, чтобы ее сердце наполнялось счастьем. Все это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены.
4. Супругу, по возможности, необходимо обеспечить жену приемлемыми условиями комфортной жизни. Хорошо было бы предоставить ей отдельную комнату в доме с соответствующими условиями.
5. Муж обязан содержать жену. Он должен обеспечить ее достаточной пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам), то это засчитывается ему как милостыня» (аль-Бухари и Муслим). Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано, что из динаров, потраченных на пути Аллаха, на освобождение своего раба, на подаяние бедному человеку и на свою семью, самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью.
В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению.
Если жена строптивая и непослушная, муж может ограничить расходы на нее.
6. Мужу следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама (совершала намаз, постилась в месяц Рамадан и т.п.), так как Аллах повелел ему это в Коране:
Смысл аята можно передать следующим образом: «Вели твоему семейству совершать молитву и имей терпение, совершая ее» (20;132. Тафсир аль-Джалалайн).
7. Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жен, уделит внимание одной больше, чем другой, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Дауд).
8. Если жена непослушная, он обязан воспитывать ее и объяснять ей то, что повелел ей Аллах. Если и тогда она не послушается его, то он может отделиться от нее в постели. После этих мер ему разрешено наказать свою жену, но не сильно. Нельзя также бить ее по лицу.
9. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от нее и огорчать ее.
10. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без ее согласия. Для того, чтобы достичь максимального удовлетворения обоим партнерам, ему не рекомендуется делать что-то со своей стороны, что может препятствовать ее удовлетворению. Если муж не удовлетворяет свою жену, то получается, что он не выполняет свои обязанности перед ней. Это может послужить причиной ссор и разлада между ними. Помимо этого, муж будет отвечать за это перед Аллахом. Он должен уважать ее чувства, проявлять к ней доброту и уважение. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил свое желание раньше, чем жена, то пусть не торопит ее, пока и она не удовлетворит свою потребность.
11. Супруг должен беречь ее от всего запретного, быть готовым заступиться за нее там, где это положено по Шариату.
12. Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен унижать ее родственников и насмехаться над ними. Истинный мусульманин не ставит свою жену в неловкое положение перед людьми. Если он хочет высказать ей свое порицание, сделать замечание относительно ее поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время.
13. Если он не любит жену, то он не должен угнетать ее, подвергать мучениям, демонстрировать к ней свое отвращение или внушать чувство неуверенности и неопределенности. Он должен проявлять терпение. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из ее поведения, то довольствуйтесь другими ее [хорошими] качествами» (Муслим).
В этом примере содержится прекрасное объяснение сути женщины и особенности ее природы. Так, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того муж, и он обязан знать, что это – ее врожденное свойство, он не должен пытаться исправить ее в мелочах в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Муж должен снисходительно относиться к оплошностям своей жены и предпочитать не замечать мелочи, принимая во внимание врожденные свойства представительницы прекрасного пола. В результате этого, в доме супругов воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нем не будет споров и ссор.
В Исламе, естественно, имеются различия в правах и обязанностях мужчин и женщин, но, ни в коем случае, не ущемляются права мусульманки. Утверждения об ущемлении прав женщин в Исламе некорректны. Здесь Ислам исходит из того, что у мужчины и женщины разные способности и возможности. К примеру, никто не будет считать ущемлением прав детей, если мы не предоставим им такие же права, как и взрослым. Или же сравним другой пример. Родители не разрешают своему маленькому ребенку поднимать и тащить какие-то тяжести, так как это может причинить вред его здоровью. Родители остерегают своих чад от всего вредного ради их же пользы. Ведь никто не отрицает, что у представительниц прекрасного пола очень много особенностей и отличий от мужчин. Следовательно, требования к ним тоже разные, соразмерно их способностям и возможностям, и установлены они ради их же блага.
Посмотрите на окружающий нас мир. Наука утверждает, что вся Вселенная устроена гармонично. И как бы ни старались, более оптимального и лучшего варианта для чего бы то ни было мы предложить не в состоянии. Это же относится и к семье. В Шариате все оптимально, потому что он установлен Творцом всего сущего. Создатель лучше знает, для чего создано сотворенное Им. Отсюда следует, что подобное значение семье, как в исламском обществе, не придается более нигде. Ведь если объявить полное равноправие супругов (т.е. предъявить к ним одинаковые требования), то это будет несправедливо, в первую очередь, по отношению к женщине. Если супруги будут знать свои права и обязанности и воспользуются ими, то Аллах подарит им прекрасную жизнь, и вместе они обретут счастье, как на этом, так и на Том свете.
Смысл этого аята можно передать следующим образом:
«Искренне верующим, совершающим благие деяния, будь то мужчина или женщина, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь. Мы непременно воздадим им прекрасной, большей наградой, чем той, которую они заслужили своими деяниями!»