что делают мальчики на уроках труда в 5 классе
Занятие по технологии. 5-й класс (мальчики)
Разделы: Технология
Класс: 5
Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся V классов.
П. Изложение нового программного материала.
Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.
— Что же это за термин?
Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.
Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.
— Как вы думаете, что это за технологии?
Это технология общения, технология ухода за жильем и др.
— Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.
Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.
— Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).
— Какие инструменты относятся к измерительным?
Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.
Рис. 1.
Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.
— Какие инструменты относятся к режущим?
Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.
Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.
Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.
Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.
— Что для этого нужно делать?
Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.
Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.
Рис. 2.
Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).
Правила поведения в учебных мастерских
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру, который сдает их учителю.
III. Практическая часть.
Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов.
IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.
VI. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.
Содержание учебного предмета по технологии 5 класс (мальчики)
Содержание учебного предмета “Технология” (мальчики)
Введение. Вводный инструктаж. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (2 часа).
Основные теоретические сведения
Содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”. Организация труда и оборудование рабочего место для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Проверить соответствие верстака своему росту. При необходимости отрегулировать. Рассмотреть устройство переднего и заднего зажимов. Потренироваться в прочном закреплении заготовок между клиньями и с помощью зажимов.
Рисунки по теме. Верстак.
Технология обработки древесины (24 часа)
Древесина как природный конструкционный материал. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Древесина ка природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Определение породы деревьев по образцам. Выписать основные признаки, по которым определяется порода древесины.
Образцы различных пород древесины.
Пиломатериалы. Древесные материалы. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Виды пиломатериалов. Способы их изготовления. Область применения пиломатериалов. Основные элементы пиломатериалов.
Найти в образцах пиломатериалов основные элементы. Измерить толщину фанеры и количество слоев. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
Образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Графическая документация. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Эскиз. Технический рисунок. Чертеж. Виды изображения деталей. Контурные, выносные и размерные линии. Масштаб. Чтение чертежа.
Зарисовка эскиза детали. Нанесение необходимых выносных и размерных линий. Чтение чертежа.
Образцы графической документации.
Этапы создания изделий из древесины. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Этапы создания изделия из древесины. Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов. Понятие об инструкционно-технологической карте.
Разработка технологической карты.
Образцы технологической карты, чертежей детали.
Разметка заготовок из древесины (2 часа)
Основные теоретические сведения
Разметка детали. Разметочные инструменты. Базовая кромка. Правила пользования угольником, линейкой, рейсмусом, циркулем. Разметка детали по шаблону.
Деревянные заготовки. Чертежи. Разметочный инструмент.
Пиление столярной ножовкой (2 часа)
Основные теоретические сведения
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления. Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Выпиливание деревянных заготовок в соответствии с разметкой. Распиливание заготовок в стусле.
Различные виды пил и ножовок. Заготовки древесины. Стусло.
Строгание древесины (2 часа)
Основные теоретические сведения
Ознакомление с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка. Регулировка ножа. Строгание пласти и кромок заготовки. Проверка качества строгания.
Сверление отверстий (2 часа)
Основные теоретические сведения
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Закрепление заготовки на верстаке. Разметка центров будущих отверстий. Закрепление сверла в коловороте или дрели. Сверление отверстий.
Заготовки, сверла, дрели, коловорот.
Соединение деталей гвоздями и шурупами (2 часа)
Основные теоретические сведения
Способы соединения деталей из древесины ( на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей. Правила выдергивания гвоздей. Правила безопасной работы при соединении деталей гвоздями и шурупами.
Выполнение соединения деталей гвоздями и шурупами. Сгибание и вытаскивание забитых гвоздей.
Молоток, отвертка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.
Склеивание и зачистка изделий из дерева (2 часа)
Основные теоретические сведения
Подготовить склеиваемые детали. Склеить детали. Зачистить выполненные соединения и детали.
Столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.
Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева (4 часа)
Основные теоретические сведения
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Приемы работы лобзиком. Подготовка поверхностей под лакировку и окраску. Инструменты для лакирования изделия. Лакирование изделий. Правила безопасной работы при выжигании и лакировании.
Выпиливание контура детали. Закрепление пилки в лобзике. Нанесение рисунка не деталь. Выжигание рисунка по разметке. Покрывание лаком изделия из древесины.
Образцы выжженных рисунков. Лакированные изделия. Электровыжигатель, лобзик, лак, кисти, заготовки.
Технология обработки металлов (18 часов)
Понятие о механизме и машине (2 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям (технологические, энергетические, транспортные). Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины. Понятие о механизме. Винтовой механизм.
Рассмотреть зубчатый механизм дрели, винтовой механизм переднего зажима столярного верстака.
Набор типовых деталей: болты, гайки, оси, шестерни.
Рабочее место для ручной обработки металла (2 часа)
Основные теоретические сведения
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Бережное отношение к оборудованию. Правила безопасности труда.
Рассмотреть устройство слесарного верстака, слесарных тисков. Проверить соответствие высоты верстака вашему росту. Закрепить в тисках различные заготовки.
Слесарный верстак, тиски.
Тонколистовой металл и проволока(2 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий. Проволока, способы ее получения.
Рассмотреть несколько образцов тонколистового металла и проволоки, определить цвет, попытаться согнуть.
Образцы тонколистового металла, проволоки.
Изображения деталей из металла( 2 часа)
Основные теоретические сведения
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка(2 часа)
Основные теоретические сведения
Выбор заготовки и планирование работы. Правка заготовки и разметка. Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка).
Выполнить правку тонколистовой заготовки, проволоки. Выполнить разметку.
Заготовки тонколистового металла и проволоки. Киянка, чертилка, молоток.
Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей (2 часа)
Основные теоретические сведения
Инструменты, применяемые для резки тонколистового металла и проволоки. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Правила безопасности труда при работе с тонколистовым металлом и проволокой. Приемы зачистки деталей.
Произвести резку заготовок металла по выполненной разметке. Выполнить резку проволоки разной толщины. Выполнить зачистку краев и поверхностей заготовок. Правила безопасной работы при резке и зачистке металла.
Заготовки металла и проволоки. Слесарные ножницы, кусачки.
Гибка тонколистового металла и проволоки(2 часа)
Основные теоретические сведения
Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Заготовки металла и проволоки, оправка, плоскогубцы, круглогубцы.
Пробивание и сверление отверстий(2 часа)
Основные теоретические сведения
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке. Способы пробивания отверстий. Устройство настоль-сверлильного станка, приемы работы на нем. Правила безопасности при пробивании и сверлении отверстий.
Выполнить пробивку и сверление отверстий в заготовках.
Заготовки металла, пробойник, тиски, сверлильный станок.
Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла.(2 часа).
Основные теоретические сведения
Выполнить соединение фальцевым швом, при помощи заклепок. Выполнить отделку изделия.
Образцы соединенных деталей. Заготовки тонколистового металла, заклепки, киянка.
Культура дома (14 часов)
Устройство мебельной фурнитуры и ее установка (2 часа)
Основные теоретические сведения
Мебельная фурнитура. Последовательность установки мебельной фурнитуры. Различие между накладной и врезной фурнитурой. Способы укрепления ослабшего крепления фурнитуры. Правила безопасной работы при установке фурнитуры.
Фурнитура, шурупы, отвертка, материал для крепления фурниуры.
Простейший ремонт в жилом помещении(2 часа)
Основные теоретические сведения
Простейший ремонт изношенной мебели. Инструменты необходимые для ремонта мебели. Ремонт перекладины стула или табурета, оконных рам. Правила безопасной работы при ремонте.
Осмотреть требующую ремонта школьную мебель. Составить план ремонта и выполнить ремонт.
Инструменты для ремонта. Мебель, требующая ремонта. Инструмент необходимый для ремонта.
Простейший ремонт сантехнического оборудования(2 часа)
Основные теоретические сведения
Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Общее понятие о канализационной системе в квартире. Способы устранения неисправностей в смывном бачке. Ремонт деталей смывного бачка.
Ремонт деталей смывного бачка. Снять крышку сливного бачка, рассмотреть принцип его работы. Выполнить устранение неисправностей.
Смывной бачок. Ремкомплект.
Электротехнические работы в быту.(2 часа)
Основные теоретические сведения
Изучить электрические схемы. Собрать на монтажной панели схемы с различным соединением ламп. Проверить правильность сборки, попробовать их в действии.
Электрическая схема. Потребитель электрической энергии. Проводник.
Бытовые электрические светильники. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Основные виды бытовых электрических светильников. Устройство штепсельной вилки. Устройство лампового патрона. Устройство бытовых электрических светильников. Правила безопасности труда при выполнении ремонтных работ и подключении к сети.
Основные теоретические сведения
Бытовые электронагревательные приборы. Принцип их работы. Нагревательный элемент. Основные узлы электроплитки. Правила безопасности труда при эксплуатации, обслуживании и ремонте электронагревательных приборов.
Рассмотреть имеющиеся электронагревательные приборы. Определить тип нагревательного элемента. Записать в тетрадь название основных частей приборов.
Бытовые электроприборы. Нагревательный элемент.
Ремонт электротехнической арматуры и проводов бытовых приборов.(2 часа)
Основные теоретические сведения
Неисправности, возникающие в бытовых электроприборах. Способы обнаружения обрыва провода в шнуре. Профессии рабочих, выполняющих ремонт и наладку электроаппаратуры. Правила безопасности труда при ремонте электротехнической арматуры и проводов бытовых электроприборов.
Устранение простейших неисправностей бытовой и нагревательной электроаппаратуры.
Пробник. Плоскогубцы. Бытовой электроприбор.
Творческий проект(10 часов)
Творческий проект. (10 часов)
Основные теоретические сведения
Разработка проектного замысла по алгоритму: Реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта ( поисковый и аналитический этапы проектной деятельности ). Изготовление материального продукта с применением элементарных рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта ( реклама продукта ). Правила безопасности труда при выполнении проекта.
Выполнение запланированных операций по изготовлению изделия.
«Дочери — не приложение к кухонному гарнитуру». Почему на технологии девочек учат шить, а мальчиков — пилить
В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?
Что происходит с технологией в школе
IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин перед 1 сентября узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что «информатику»), девочки — классические готовку и шитьё.
Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. «Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру — пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя», — говорит он.
Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят — уже с другим педагогом. «Здесь многое зависит от учителя, — подчёркивает Наумова. — Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен».
По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.
«Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора», — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.
П о мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно «осовременить» и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.
«Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, — говорит Анна Наумова. — Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».
На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет
Например, по программе гимназии № 1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.
Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.
«В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу», — уверен Андрей Зинин.
Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.
По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.
Как должна измениться технология и что этому мешает
30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.
Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. «Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах», — рассказывает Наумова.
Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.
Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета
«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».
Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.
«В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам», — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи — приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.
Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.
Например, ребёнок читательницы «Мела» Веры Мельниковой учится в лицее № 32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.
Что могут сделать родители
После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.
«Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять».
Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. «У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, — рассказывает Анна Наумова. — Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки».
Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.
Фото на обложке: ТАСС / Николай Кузнецов