что делают люди в тайге
Пока все в чуме
Хозяйство и быт коренных народов Севера
В ожидании зимы кочевники-оленеводы собирают стадо и выдвигаются на юг, а морские охотники – проверяют мясные заготовки. Охота, рыбалка, сбор дикоросов, уборка в жилище и стирка на речке… Для коренных народов Севера это повседневность, а не список активностей экстремального тура.
Содержание
Оленеводы тундры
На то, чтобы собрать чум, уходит около получаса. Занимаются этим обычно женщины.
Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире.
Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. У саамов это кувакса, у ненцев – мя”, у эвенов и эвенков – дю.
За тысячелетия использования чума и его конструкция, и технология сборки отработаны до мелочей. На то, чтобы поставить чум, обычно уходит не больше сорока минут. Это считается женской работой, однако среди современных оленеводов традиции соблюдаются уже не так строго.
Долганы и энцы используют нартенный чум (балок) – прямоугольный возок на полозьях, обтянутый оленьими шкурами. Саамы в древности жили в вежах – бревенчатых постройках с дымовым отверстием вверху. Позже вежу сменил пырт, или тупа – сруб с крышей, покрытой землей и дерном.
Кочевые коряки и чукчи живут в ярангах. Это шатер в виде усеченного конуса, по принципу похожий на чум: деревянный каркас, обтянутый оленьими шкурами. В центре, как в и чуме, обустраивают очаг. У задней стенки располагается спальня, а между входом и очагом оставляют прохладное место для хозяйственных нужд.
Погода в доме
Представление о кочевниках как о людях, совершенно чуждых благам цивилизации, не совсем верно.
Огонь – сердце дома: первым делом устраивают очаг или устанавливают печку-буржуйку. Это центр будущего жилья. Затем настилают полы и размещают мебель. После этого настает черед опорных шестов, к которым присоединяются остальные. Их количество зависит от размера чума. Деревянный остов укрывают оленьими шкурами – нюками. Чтобы снизу не поддувало, подол чума укрывают снегом (зимой) или дерном (летом).
Современные оленеводы пользуются сотовыми телефонами и интернетом (хотя не везде в тундре есть связь), а для подзарядки гаджетов и других нужд держат электрогенераторы. Не редкость в чуме и телевизор со спутниковой тарелкой.
Каждой вещи в чуме – свое место, а с его использованием связано много обычаев и правил. Все спальные места располагаются на равном расстоянии от источника тепла. Правая от входа сторона – жилая, левая – для гостей и хозяйственной утвари. В каждом чуме есть священный шест, за очагом – «чистое место», куда запрещено ступать женщинам и детям.
Вопрос: а где у кочевников туалет? Ответ простой: вся тундра. Достаточно отойти подальше от жилья. Традиционная одежда устроена так, что защищает и от посторонних взглядов, и от холодного ветра.
Душа в мобильном жилище, конечно же, нет. Вместо него – ручной умывальник. Воду для стирки и гигиенических процедур греют на печке, летом одежду стирают в речках, озерах, ручьях.
«Олени для ненца – это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень – наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными».
Александр Салендер, Ямал
Портал ura.ru
Как живут оленеводы: интересные ссылки
В гостях у оленеводов Нарьян-Мара
Как живут ямальские ненцы
В стойбище семьи Ного
Ненцы полуострова Канин
Семья ненцев Няруй
Таежные люди
Быт хантов. Музейная экспозиция.
Ханты, манси, ительмены, селькупы живут немного южнее кочевников тундры, поэтому у этих охотников-оленеводов важное место занимают охота и рыболовство. Для перекочевок в ходу чумы (зимой крытые оленьими шкурами, летом – ровдугой или древесной корой), в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций.
По широкой реке плывет человек на лодке. Приближается к землянке, вырытой в высоком обрывистом берегу – и заплывает внутрь. Чтобы дом не заливало, пол от входа постепенно становится выше. Сбоку от входа, у передней стены – очаг. Поблизости – еще несколько таких же жилищ, в которые попадают на лодке прямо с воды. Именно так в древности зимой жили селькупы – народ, самоназвание которого так и переводится: «таежный человек». Их древнее жилье называется «карамо».
Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями. Отапливается такое помещение чувалом – открытым очагом с широкой трубой. «Остекляли» окна брюшиной оленя или другого животного либо льдинами.
В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы – ведут оседлый и полуоседлый образ жизни.
Ительмены спускались в землянку (юрту) сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши.
Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо – стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом – камином из жердей, обмазанных глиной.
Охота и другие искусства
Охоту различают мясную и пушную. На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена.
Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания (а для некоторых народов – например, ительменов, хантов – основной) – рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину.
Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. Строительство жилья – тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод.
По типу хозяйствования среди народов тайги особо выделяют эвенков. Это прирожденные кочевники и охотники, их визитная карточка – верховые олени: чукчи называют эвенков «всадниками на оленях». Эвенки – подвижный, неусидчивый народ. У них даже рыбалка напоминает охоту: вместо терпеливого дежурства возле удочки – рыбалка с острогой или охотничьим луком.
«В палатке дел невпроворот: мужа обстирать без электричества и стиральной машины, дров наколоть, ужин приготовить без плиты, баню натопить, пока муж со стадом управляется, оленей подоить и многое другое. Настоящая чумработница. В былые времена она бы еще сама чум собирала на время переезда и заново возводила жилище на месте стоянки».
Жизнь в тайге Дальнего Востока. Как распиливают местную природу
Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев
Раису Максимовну нам посоветовали навестить активные девушки из туристско-информационного центра Владивостока. Она — одна из примерно 200 оставшихся чистокровных удегейцев на планете.
Мы, конечно, мало ожидали, что будем ехать 350 км восемь часов. Эта ночь в машине оказалась тяжелой. Каменистая стиральная доска вытрясла из нас терпение до молекул.
На все это взирают зеленые сопки, царство природной жизни и покоя. И медведи в зарослях дикой малины (вегетарианцы) лениво подглядывают на сельские страсти сверху. Охотничья лицензия сверхдорога, поэтому косолапым не о чем беспокоиться. Ягоды в избытке.
Купаясь на реке, вы можете познакомиться с ними лично. Нас миновало.
В ее жилах кровь удегейцев, и потому возраст можно угадать только по сетке морщин пропеченного тайгой ее доброго лица. В светлой деревенской комнате тихо, книги Рериха, национальные сувениры и вещички, целая выставка дипломов. Хозяйка угощает нас мелкой форелью со сковородки (какой уж тут ЗОЖ, когда скворчит на сковородке и желудке). Неспешные деревенские разговоры, удивительные истории. Боже, как хочется надеть деревенские трико, штопаные носки и залечь на неделю с книжкой у сухой теплой печи. Дома, кстати, недешевы. Скромненький на 50 квадратов от 300 тыщ. И деревня жива, в отличие от наших, поволжских. Пока еще.
Пока беседуем, сушим промокший извечно скарб.
Раиса Максимовна живет с дочерью, которая баллотируется на пост главы, сменяя уставшую маму. И устала она вовсе не от бумажной волокиты, проведения собраний и выбивания бюджета на дороги. Она устала бороться за права простых людей, извечно замордованных властью и безнаказанностью.
Пилят тайгу, осваивают бюджеты
В судах с равнодушным госаппаратом Раиса Максимовна доходила до Верховного суда. А суть проста. Людям, выросшим в тайге, на рыбе и мясе, не только запрещен улов и охота, но и пытаются продать их же лес.
11 лесозаготовительных контор где-то там, наверху, денно и нощно вырубают дальневосточный лес, по закону обязуясь платить и налоги местному бюджету, и предоставлять машину дров каждому дому. По факту тайга лысеет, деньги уходят выше, а дрова. население, чьи дома окружены лесом на сотни километров, с приходом нового главы обязаны выкупать за 10 тыс. руб. Пенсии у малых народов нищенские, стоит ли говорить.
А ведь несколько лет назад огромным трудом хозяйка нашего притихшего после обеда дома (Михалыч блаженно засопел) добилась и бесплатных дров, и по 50 кг рыбы на жителя (тоже закон!), и ремонта школы, хоть и учеников 16 человек. Выживали чиновники ее как могли, и угрозами, и судами, и прокурорским произволом, и слухами, до которых ох как охоча деревня. Но засела глава поселения глубокой занозой в холеной, избалованной, изнеженной рабской психологией русского народа волосатой чиновничьей руке, и ни в какую.
Как выживать в стране, где цинично и открыто нарушаются права простых людей? И даже такие стальные люди, как Раиса Максимовна, устают от бесконечных судов за права тех, как эта сморщенная бабушка с подрагивающими руками сидит с нами на кухне и разговаривает простые деревенские разговоры про картошку, жука, разлившийся ручей и письмо от снохи. и ждет со мной вареную картошку с деревенскими солеными ядреными огурцами, как у моей покойной бабушки.
Слава богу, огород у нее не отняли.
Она кормится с земли, копит на дрова и даже откладывает на черный день и сыну на городскую жизнь.
Но, покуда на Дальнем востоке есть свободный и гордый русский народ (не путать с российским-унылым-среднеполосным), борьба за человека продолжается.
Напоследок одарили хозяйку вятским иван-чаем и печеньями без сахара. Раиса Максимовна обещала отныне чаевничать непременно так. И про белую муку, и про сахар забыть. Так завещал ей на прощание Леша ибн Михалыч.
Мы тепло попрощались, и наша малышка, посигналив человечности и тайге, повернула колеса на Хабаровск.
Поддержать нас и подарить километры путешествия (бензин) можно здесь.
Конспект урока с презентацией «Природные зоны России. Тайга».
Хозяйственная деятельность человека в российской тайге?
> Эта статья перенесена сюда!
Хозяйственное использование тайги
Лес – одно из важнейших богатств этой зоны. Из 1127 млн. га эксплуатируемых лесов мира 350 млн. га находится в России. В хвойных лесах, основная область распространения которых лежит в тайге, заключено 86% всех запасов древесины в нашей стране. Прочная и смолистая древесина хвойных деревьев находит самое широкое применение в промышленности и строительстве; ель поставляет основное сырье для производства бумаги.
Исключительное место занимает тайга в пушном промысле. В ее пределах, включая горные районы, добывают соболя, колонка, белку, зайца-беляка, горностая, ондатру, лисицу, боровую дичь. Тайга практически неограниченная база для лесных промыслов – сбора грибов, ягод (брусника, черника, смородина, малина), а в некоторых местах – кедрового ореха.
Тайга располагает большими возможностями для развития сельского хозяйства. Зерновые культуры, лен, картофель, овощи, кормовые травы, широко возделываемые на юге зоны, при условии высокой агротехники могут быть продвинуты далеко на север. Важно подчеркнуть, что в тайге еще далеко не полностью использованы пригодные для распашки земли. Низинные болота, кустарниковые пустоши и гари – северная целина, которая еще далеко не везде вовлечена в сельскохозяйственное производство. Наибольшие земельные резервы для расширения пашни сосредоточены в южной тайге. Они оцениваются здесь, включая и зоны смешанных лесов, в 25-30 млн. га. На территории всей средней и северной тайги пашня занимает сейчас лишь 1,7 млн. га, и увеличение ее примерно в 5 раз не составит здесь труда с точки зрения имеющихся земельных ресурсов. Богатство зоны пойменными и суходольными лугами, а также лесными пастбищами создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития в тайге молочно-мясного скотоводства.
В тайге сосредоточены крупные запасы разнообразных полезных ископаемых. Здесь находятся основные залежи торфа.
Карело-Кольская область богата апатитами (Хибины), железом, никелем, редкими металлами, строительным камнем. В восточноевропейской и западносибирской тайге выявлены месторождения нефти и газа. Среди областей тайги богатством и разнообразием полезных ископаемых выделяется Средняя Сибирь. На ее территории лежат известные каменно- и буроугольные бассейны – Ленский, Тунгусский, Черемховский. Запасы железных руд открыты в бассейне Ангары. На р. Курейке и в низовьях Нижней Тунгуски расположены месторождения графита. Общероссийское значение имеют месторождения слюды. Все это в сочетании с очень крупными энергетическими ресурсами рек составляет благоприятные условия для развития промышленности.
Современные ландшафты южной тайги, представляющие собой чередование лесов, возделанных полей, суходольных и пойменных лугов, можно именовать лесопольными. В этом отношении южная тайга имеет много общего с зонами хвойно-широколиственных лесов Русской равнины и Дальнего Востока. По природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда СССР (1975 г.) она объединена с ними в одну южнотаежно-лесную зону, которую лучше именовать лесопольной. Леса в этой зоне занимают 55,9% ее площади, пашня и приусадебные земли – 13,8, сенокосы и пастбища – 8,7, болота – 10,7%.
>Останется ли в России тайга
Животный мир
Всем животным пришлось адаптироваться к непростым условиям. Среди птиц подавляющее большинство – перелетные. Круглый год остаются только орлы и совы. Ближе к земле живут мелкие грызуны. Хранители леса – медведи, зимой впадают в спячку. Королем леса считают благородного оленя – за его широкие ветвистые рога. В тайге живет самый большой представитель кошачьего семейства – сибирский тигр.
Гордостью Приморского края в России является Уссурийская тайга. Этот природный комплекс ценится своими ресурсами и красивыми пейзажами. Но самое важное – здесь живет очень редкий представитель – уссурийский тигр, который в природе осталось всего несколько десятков.
Рис. 3. Уссурийский тигр
Определение и общие характеристики
О чем поет бескрайнее море тайги? Примерно так спрашивала когда-то популярная песня, а другая отвечала: «Этот стон у нас песней зовётся». Именно его вызывают экологические проблемы тайги, которые увеличиваются с каждым днем и вырубленным деревом. С которыми героически и самоотверженно борются в бумажных отчетах, а на деле продолжают бездумно и беспощадно уничтожать это «море». А ведь именно оно является основным поставщиков кислорода для всей планеты. Но тем, кто живет в тайге, нет дела до всей остальной планеты. Ему — то кислорода хватает.
Тайга – это биосистема, в которой преобладают деревья хвойных пород. Образовалась она в бореальный климатический период. На северо-западе Европы он длился с 8 по 7 тысячелетии до нашей эры. Ею определяют одну из климатических зон умеренного пояса северного полушария.
Ее иногда путают с бором. И действительно флора и фауна этих двух видов леса похожа. Различие и очень существенное в том, что бор произрастает на хорошо дренированных песчаных, супесчаных или легкосуглинистых почвах, а тайга на болотах. Это обстоятельство вносит значительные коррективы в способность биосистемы восстанавливаться. Потому у тайги она менее устойчивая и более хрупкая. Содержание гумуса в почве редко достигает 6%.На смену таежным лесам приходит тундра или лесостепь.
Тайгой покрыты территории общей площадью 15 млн. км2. В России это самая большая природная зона шириной от 800 км в Европейской части и 2150 км в Восточной и Западной Сибири. Ее южная граница проходит по линии Псков – Ярославль – нижний Новгород – Чита – Комсомольск-на-Амуре. Северная доходит до 72 параллели. К северу она делится на три подзоны. На юге – растительность более разнообразна. Средняя подзона занята в основном ельниками и черничниками, а северная – низкорослыми елями и соснами. Основными вида деревьев являются ель, пихта, лиственница и сосна. Подлесок отсутствует или слабо развит. Кустарники представлены можжевельником, жимолостью, смородиной, черникой и брусникой. В европейской тайге леса еловые, в Северной Америке с примесью американской лиственницы.
Животный мир разнообразен. Встречаются медведь, волк, рысь, росомаха, лиса, заяц, бобер, белка, олень, лось, косуля. В Америке — бизон и вапити. Птиц насчитывается около 300 видов. Это: глухарь, сова, дятел и другие. Хладнокровных животных и пресмыкающихся практически нет, зато насекомых более 32000 видов. В зимний период для многих видов животных характерна зимняя спячка.
Основные ее богатства – это пушной зверь, промышленные виды древесины и такие полезные ископаемые, как нефть и газ. Хищническая эксплуатация этих природных ресурсов и вызвала экологические проблемы российской тайги.
Растительный мир
Основные представители – это вечнозеленые хвойные деревья. Так их называют потому, что их игольчатые листья позволяют сохранять влагу круглый год и деревьям не нужно впадать в спячку так, как лиственным, и скидывать иголки. Исключение составляет лиственница. Несмотря на то, что это дерево хвойное, на зиму она оголяется.
Хаpaктерные представители тайги: сосна, ель, пихта, лиственница. В таких лесах встречается много грибов. На земле растут мхи, лишайники, невысокие кустики. Цветов в темных чащах мало.
Эксплуатация природных ресурсов и их последствия
Бесконтрольный, а по сути браконьерский, промысел пушного зверя, привел к исчезновению некоторых его видов, а другие поставил на грань исчезновения.
Еще в конце XIX века таежные леса были не исследованы человеком и считались непригодными к жизни, а почвы для сельскохозяйственного использования. Освоение началось с лесозаготовки. Поначалу для промышленных и строительных нужд требовалась древесина крупных деревьев, стволы которых не имели бы дефектов. Под топор ложилась так называемая беломорская сосна. Ее вырубке сопутствовало уничтожение деревьев, «мешающих» удобному ведению хозяйства. Затем запасы этой древесины истощились, да и промышленность перестала столь остро в ней нуждаться. Настало время вырубки более тонких деревьев. Низкая рентабельность такого вида древесины, потребовала увеличения объемов ее заготовки. Изменилась и технология рубки. Топор и избирательная вырубка ушли в прошлое. На смену им пришла сплошная валка леса, и техника для этого использовалась любая. Все зависело от аппетитов и возможностей заготовительных контор.
Хвойный лес не смог выдержать такой интенсивности вырубки. Он не восстанавливался и отступил. Его место заняли болота, березняки и осинники. С хвойными лесами отступали или совсем исчезала их флора и фауна.
Кроме лесозаготовки, тайге досталось от освоения земель под сельскохозяйственное производство. А когда в Сибири были найдены углеводороды, то еще и от вырубки участков для размещения добывающего оборудования, транспортных путей и прокладки трубопроводов.
Сейчас естественные таежные леса в России быстро уничтожаются. Нет действенной их охраны. Таежные реки засорены затонувшими от сплава деревьями. Почвы после «ухода» тайги подвергаются эрозии и тоже засоряют реки. Видовое разнообразие животного и растительного мира уменьшается. Она становится местом скопления промышленных и бытовых отходов.
В глубокой древности, если земли истощались и становились непригодны для жизни, кочевые племена шли искать новые. А как быть сейчас?
Популярные темы:
Охрана и сохранение тайги
Таежные лесные массивы являются «легкими планеты», так как колоссальное количество деревьев участвует в глобальной очистке воздуха. Варварское и бесконтрольное сокращение их численности неминуемо скажется на жизни всех людей. Учитывая серьезность данных процессов, во многих странах мира создаются заповедные зоны и национальные парки, исключающие любое негативное воздействие на дикую природу.
Большим шагом в направлении спасения таежных лесов является борьба с браконьерской вырубкой деревьев и эффективные методы юридического воздействия на нарушителей. Однако самым главным и самым забытым в наши дни, средством спасения тайги является личная ответственность каждого человека за дикую природу.
Охрана и сохранение тайги
Необратимые изменения огромных территорий таежных лесов происходят лишь по вине человека. Экологические проблемы тайги связаны главным образом с:
Поэтому для решения экологических проблем тайги требуются немедленные действия, направленные на охрану уникального биома.
Сейчас для сохранения природной зоны в России предпринимаются важные шаги, такие как создание ООПТ (особо охраняемых природных территорий), заповедников, национальных парков, заказников. В них полностью или частично пресекается всякая хозяйственная деятельность, что помогает сохранить некоторые особенно важные территории.
Борьба с проблемой браконьерства — еще одно направление экологической политики России. На нарушителей налагается уголовная или административная ответственность, усиливается контроль за вырубкой лесов Сибири.
Препятствовать варварскому уничтожению уникальной природной зоны необходимо на законодательном уровне, однако важно также личное участие каждого.
Сибирская тайга: удивительные обычаи
Сибирская тайга веками кормила поколения жителей России, и потому немудрено, что в народе выработались традиции определённого поведения в лесу, которые включают в себя нормы охотничьего и бытового поведения.
Зимовье
Охотничьих или ездовых собак обязательно кормят первыми, особенно если охотничьи собаки отличились и только потом готовят еду себе.
Общение
Есть ещё одно хорошее правило поведения в сибирской тайге, которое корнями уходит в каторжные времена: если услышали невдалеке людей или группу охотников, нужно постараться избежать контакта с ними.
Делается это из осторожности, потому что в тайге большинство встречных вооружены, и неизвестно, насколько дружелюбно они настроены; у них могут быть неприятности с законом или проблемы с употреблением алкоголя.
Таёжный чай
Сейчас чифирь не заваривают, делают просто до черноты крепкий чай и обязательно добавляют в него таёжных трав от богородской травки (чабреца), растущей на байкальских гольцах, до некоторых видов лишайника и саган-дайля. Последний тоже тонизирует и возвращает уставшему путнику силы.
Отношение к природе
Отношение настоящего таёжника или промыслового охотника к природе самое бережное и перенято у северных народов, например, у эвенков. В книге авторов И. В. Зайцева, Т. П. Интигринова и И. В. Протопопова «Экологические традиции народов севера Баргузинской долины» указывается, что в обычаях местных было не только наносить наименьший вред тайге, но и использовать все таёжные дары без отходов. Например, на изготовление чума, покрытого корой, уходило всего три ели, а из древесины делали лёгкие санки.
У сибирских охотников всегда считалось обязательным во что бы то ни стало выследить и добить раненого медведя, иначе выжив, он может начать мстить людям или, если дело происходит осенью, может не лечь в спячку и стать шатуном.
Ловушки в тайге ставят так, чтобы они быстро убивали зверя.
Охотничьи традиции
Настоящий промысловик никогда не воспользуется бедственным положением животного, которое тонет или спасается от огня, а наоборот, поможет ему.
Таёжник-промысловик всегда соблюдает правила пожарной безопасности в сухом лесу, а такой период бывает дважды в году: весной, когда трава ещё не отросла, и осенью, когда огромные площади тайги, заросшей высоким папоротником, стоят сухими. Он обязательно зальёт водой ещё дымящийся костёр, разотрёт окурок сапогом, никогда не бросит в сухой мох непогашенную спичку, а если увидит начинающийся пожар, то его потушит.
И наконец, сибирский охотник обязательно придёт в тайге на выручку, потому что знает, что по таёжным законам все, что ты делаешь другому воздастся тебе сторицей.