что делают девочки на уроке труда в 5 классе
Что изучают на уроках технологии в школе
Содержание статьи
Разделение классов на группы
На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.
Технология для девочек
Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.
Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.
В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.
Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.
Технология для мальчиков
Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.
С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.
Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.
К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.
«Дочери — не приложение к кухонному гарнитуру». Почему на технологии девочек учат шить, а мальчиков — пилить
В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?
Что происходит с технологией в школе
IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин перед 1 сентября узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что «информатику»), девочки — классические готовку и шитьё.
Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. «Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру — пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя», — говорит он.
Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят — уже с другим педагогом. «Здесь многое зависит от учителя, — подчёркивает Наумова. — Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен».
По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.
«Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора», — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.
П о мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно «осовременить» и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.
«Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, — говорит Анна Наумова. — Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».
На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет
Например, по программе гимназии № 1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.
Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.
«В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу», — уверен Андрей Зинин.
Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.
По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.
Как должна измениться технология и что этому мешает
30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.
Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. «Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах», — рассказывает Наумова.
Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.
Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета
«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».
Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.
«В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам», — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи — приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.
Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.
Например, ребёнок читательницы «Мела» Веры Мельниковой учится в лицее № 32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.
Что могут сделать родители
После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.
«Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять».
Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. «У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, — рассказывает Анна Наумова. — Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки».
Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.
Фото на обложке: ТАСС / Николай Кузнецов
Организация работы обучающихся 5 класса на уроках технологии. Из опыта работы
Организация работы учащихся 5 класса на уроках кулинарии.
Курс технологии в среднем и старшем звене носит неофициальное название «домоводство», это значит, главной задачей курса является формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этикета труда и окружающей жизни.
В 5 классе на уроках технологии в соответствии с возрастом учащихся вводится новый раздел – кулинария, который требует определенной дисциплины, организации специального кабинета, соответствующего требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
Раздел кулинарии мы изучаем в начале учебного года.
Учитывая все требования, я постаралась оформить кабинет кулинарии по всем правилам. Кабинет кулинарии разделен на четыре функциональные зоны:
Рабочая зона учителя – стол, доска, экран
Рабочая зона для обработки и приготовления продуктов: у каждой подгруппы свой стол, плита, инструменты и приспособления.
Рабочая зона для оформления готовых блюд и дегустации.
Рабочая зона для мытья посуды.
По сравнению с предыдущими классами значительно возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению правил безопасности труда (БТ). В перечне уроков имеют место теоретические занятия, оформление записей, с помощью которых будет производиться изготовление кулинарного блюда. Но главное – это практическое занятие, в ходе которых учащиеся сначала непосредственно наблюдают за технологией подготовки кулинарных изделий, а потом сами создают их.
На первом занятии необходимо провести экскурсию в новый для учащихся кабинет кулинарии с целью знакомства и формированием представления работы на уроках кулинарии. С первого же занятия учитель требует запомнить и неукоснительно выполнять санитарно-гигиенические требования, правила поведения в кабинете и правила безопасности труда.
В кабинете кулинарии есть памятки безопасности труда при работе с острыми и режущими инструментами, правила первичной обработки продуктов, памятки и безопасность труда при работе на электроплитах, а также правила мытья посуды. Если дети затрудняются сразу все запомнить, у них есть подсказки.
Перед занятием учащиеся должны иметь вымыть руки, ногти с мылом и надеть спецодежду (фартук и косынку), которые они приносят с собой. Если же дети забыли дома спецодежду, в кабинете на этот случай есть запасной набор в кабинете. А также рекомендуется учащимся приносить с собой хлопчатобумажное кухонное полотенце и надевать одежду без бахромы на рукавах во избежание нарушения техники безопасности.
В ходе кулинарных работ вопросы гигиены особенно важно знать и неукоснительно выполнять.
Перед началом занятия по кулинарии медицинский работник проверяет здоровье учащихся, и если находятся такие, учитель не допускает их до приготовления пищи, и дети знают почему, поэтому не возникает никаких вопросов. Таким детям дается другая работа, которая не касается пищи. Например, составление технологической карты на подобное блюдо.
Продукты для приготовления блюда дети приносят из дома и знают, что в кабинет нужно приносить свежие овощи мытые, продукты хранить в разных пакетах.
А на уроке учитель внимательно следит за соблюдением правил гигиены, куда входят:
обязательное использование в работе свежих продуктов;
обработка продуктов, если это требуется кипятком;
раздельное хранение сырых продуктов, полуфабрикатов и готовых продуктов.
При приготовлении блюд обязательно учитывать количество детей в бригаде, для того, чтобы после дегустации не оставалось излишков, которые нужно выбрасывать.
На уроках технологии (кулинарии) используется новый способ организации работы учащихся – это бригадный метод. На первом же уроке кулинарии учитель формирует из коллектива учащихся три бригады по 5-6 человек. Во время занятий по кулинарии за каждой бригадой закрепляется рабочее место в двух рабочих зонах : стол, плита и дегустационный стол, а также набор посуды.
Бригада придумывает себе название, эмблему своего маленького кафе. Эмблема затем оформляется и ставится на дегустационный стол, дети потом так входят в роль работников кафе, что подбирают под цвет салфетки для сервировки, сервизы, придумывают девиз.
Также бригада выбирает бригадира, если же она затрудняется это сделать, тогда бригадира назначает учитель. Бригадир меняется каждый год, для того, чтобы все дети поработали в данной роли.
Педагог поясняет задачи бригадира перед уроком, на уроках и после урока. Предлагает бригадиру завести рабочий блокнот, в котором он зафиксирует список группы. А перед каждым занятием будет распределять обязанности во время работы и вести контроль над правильностью их выполнения. На первых занятиях помогает контролировать педагог, а затем учащиеся учатся контролировать друг друга. Причем обязанности на каждом занятии бригадир должен менять, для этого учитель дает каждый урок карточку на каждую бригаду, а в конце занятия по ним выставляет отметки.
Все члены бригады должны побывать во всех социальных ролях работников кафе: в роли повара, официанта, посудомойки, работника по обработке продуктов, санитара. А бригадир следит за безопасностью труда и соблюдением санитарно-гигиенических требований и также выполняет одну из социальных ролей.
Что готовили в СССР школьницы на уроках труда
Когда моя мама узнала, что делают ее внучки на уроках труда, только грустно покачала головой. Мол, так из современной молодежи точно ничего толкового не вырастет. Казалось бы, что плохого в аппликациях и художественной переработке пластика? Но у мамы по этому вопросу свое мнение. Говорит, вкусные обеды готовили в СССР школьницы начиная с 7 класса. А кто научит стряпать современных девочек?
Я училась в школе уже после распада Союза. Не помню, чтобы мы на уроках труда касались темы готовки. Да, была работа со швейной машинкой и на школьном участке. Но готовить меня учили мама с бабушкой. Как удобно, что умело готовили в СССР девочки такого юного возраста. Ведь после школы никакая семейная жизнь им не была страшна!
Чему учили девочек на уроках труда в 60-е
Мама с немалой ностальгией вспоминает уроки труда в школе. Она училась по пособию «Домоводство. Учебник для 5–7 классов» 1963 года. По нему девочки знакомились с премудростями ведения быта начиная с мелочей. К примеру, учились обращаться с варочными плитами, какими бы они ни были, и другими нагревательными приборами.
В обязательном порядке школьницы изучали санитарно-гигиенические правила, которые нужно соблюдать при готовке пищи. Так, на урок девочки всегда надевали на голову косынки, а волосы собирали в хвост. Что уже говорит о чистых руках и переднике!
Юные хозяйки также изучали правила хранения продуктов, способы их обработки и даже методы борьбы с насекомыми. Согласитесь, весьма полезные навыки и для современных девочек.
Какие блюда готовили советские школьницы
Салат с яйцом и зеленым луком
Сначала нужно было отварить вкрутую яйца по технологии, указанной в учебнике. Девочки кипятили воду и опускали в нее 3–4 яйца. Затем снова доводили воду до кипения, отсчитывали 7–10 минут. Готовые остывшие и очищенные яйца нарезали кубиками и пересыпали в салатник.
Пока варились яйца, школьницы мыли зеленый лук. 0,5 пучка достаточно для салата. Далее лук сушили, нарезали колечками и пересыпали к яйцам. Заправляли салат соусом из сметаны и уксуса. Такую закуску мама до сих пор иногда готовит. Просто и вкусно!
Жареный картофель
Чтобы картофель не подгорал, его иногда аккуратно переворачивали. А вот солить картофель рекомендуется в самом конце. Так он не будет крошиться. Свежая зелень придавала блюду еще более аппетитный аромат.
Вообще ученицы 5–7 классов советских времен изучали технологию приготовления многих блюд. Среди них молочные каши, вареники и пельмени, блюда из макаронных изделий и круп. Желающие также могли научиться разделывать сырую рыбу и готовить дрожжевое тесто.
Следует отметить что в советские времена мальчиков и девочек на уроках труда учили разным вещам. Мальчики изучали сантехнику и токарное дело, а девочки занимались шитьем и готовкой. Таким образом детей еще со школы приучали к разделу труда. Но готовили в СССР не только девочки, как вы могли подумать. Ведь среди именитых поваров куда больше мужчин!
Конпекты к урокам по технологии в 5 классе (девочки)
Тема урока: «Введение в технологию. Понятие о пище»
Цели: познакомить учащихся с понятиями технология, кулинария, состав пищи; научить рациональному питанию; воспитывать вкус к здоровой пище.
Оборудование: учебник, таблица, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
2. Введение в технологию
Технология – искусство, мастерство, умение.
3. Сообщение нового материала:
Кулинария – искусство приготовления пищи. Еще в 4 веке до нашей эры существовали поварские школы.
— Зачем человеку необходимо есть?
Еда – это своего рода «топливо», на котором работает организм. Но для того, чтобы быть здоровым необходимо питаться правильно и знать из чего состоит наша пища.
Самостоятельная работа (заполнение таблицы)
Пища должна покрывать затраты организма
Условия приема пищи
4. Творческая работа: «Интерьер кухни»
5. Итог урока: В чем заключается роль витаминов в питании человека?
Тема урока: « Роль овощей в питании человека »
Цели: познакомить учащихся с процессами пищеварения; научить правилам первичной обработки и нарезки всех видов овощей; воспитывать вкус к здоровой пище.
Оборудование: учебник, таблица, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Что такое технология?
Что такое кулинария и как нужно правильно питаться?
Перечислите состав пищи.
Какую роль играют витамины в жизни человека?
Презентация интерьера кухни.
3. Сообщение нового материала:
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола к приему пищи.
Правила поведения за столом.
Первичная обработка овощей: мойка, очистка, нарезка.
Нарезка овощей (стр.56)
4. Творческая работа: «Нарезка овощей»
5. Итог урока: В чем заключается роль овощей в питании человека?
Тема урока: « Тепловая обработка овощей. Блюда из яиц»
Цели: познакомить учащихся с видами тепловой обработки, разновидностями яиц; научить различать основные и вспомогательные виды тепловой обработки, определять качество яиц; воспитывать вкус к здоровой пище.
Оборудование: учебник, таблица, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Чем полезны овощи для организма человека?
Перечислите последовательность первичной обработки овощей?
Какие виды нарезок овощей вы знаете?
Что такое сервировка стола и в чем ее необходимость?
Как сервируется стол для завтрака?
Перечислите правила поведения за столом?
3. Сообщение нового материала:
Виды тепловой обработки
Строение яйца: скорлупа, воздушная камера, желток, белок, пленка.
По срокам хранения яйца делятся на:
диетические – срок хранения не более 7 суток,
столовые – срок хранения более 7 суток.
Чтобы определить доброкачественность яйца существует несколько способов:
1. Метод просвечивания: необходимо посмотреть на яйцо на свет. Если яйцо свежее – белок будет хорошо просвечиваться и желток будет, хотя и слабо, но заметен. Если яйцо не просвечивается, значит, оно не доброкачественное.
2. Метод опускания в соленую воду: в стакан необходимо налить воду и растворить 1 столовую ложку соли, затем опустить яйцо. Если яйцо опустилось на дно стакана, значит, оно свежее, если плавает чуть выше дна – недостаточно свежее. Если яйцо всплыло на верх – недоброкачественное.
4. Творческая работа: «Тепловая обработка»
5. Итог урока: Какие виды тепловой обработки полезны для питания?
Тема урока: « Приготовление бутербродов и горячих напитков »
Цели: познакомить учащихся с разновидностями бутербродов и горячих напитков ; сформировать навыки по нарезке продуктов; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование: учебник, таблица, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
3. Сообщение нового материала:
4. Творческая работа:
Тема урока: « Волокна растительного происхождения »
Цели: познакомить учащихся с происхождением волокон, процессом их обработки ; сформировать навыки по распознаванию волокон хлопка и льна; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Сервировка стола — это
подготовка и оформление стола для приема пищи
Вилка на столе должна лежать
слева от тарелки зубцами вниз
слева от тарелки зубцами вверх
слева от тарелки зубцами к тарелке
справа от тарелки ручкой к тарелке
Нож на столе должен лежать
лезвием от тарелки, справа
лезвием к тарелке, справа
лезвием от тарелки, слева
лезвием к тарелке, слева
Если яйцо в соленой воде идет на дно, то оно
Если продукт сначала обжаривают, а затем отваривают, то этот способ тепловой обработки
К тепловой обработке продуктов не относится
Картофель относится к группе овощей
К видам первичной обработки овощей относится
Для жарения картофель нарезают
варка в небольшом количестве воды
3. Сообщение нового материала:
Ткань получают из нитей, а нити из волокон. Волокна бывают натуральные и химические. Натуральные волокна делятся на растительные и животные.
Свойства хлопка и льна (учебник стр.76-78).
4. Практическая работа: «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» (стр. 79-80).
5. Итог урока: выставление оценок, их аргументация.
Тема урока: « Производство тканей. Определение долевой нити »
Цели: познакомить учащихся с процессами прядения и ткачества, свойствами тканей ; сформировать навыки по определению долевой нити; привить эстетический вкус.
Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Из чего производят ткань?
Какие растения служат сырьем для производства тканей?
Почему волокна хлопка, льна называют натуральными?
Какими свойствами обладают ткани из растительных волокон?
Как различить хлопчатобумажные и льняные ткани?
3. Сообщение нового материала:
Прядение – процесс получения из волокон пряжи.
Практическая работа: «Изготовление макета полотняного переплетения».
Отделка ткани – улучшение внешнего вида тканей: беление, печатание, крашение, ворсование.
4. Практическая работа: «Определение в ткани нитей основы и утка», «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани».
5. Итог урока: выставление оценок.
Тема урока: « Ручные работы»
Цели: познакомить учащихся с инструментами и материалами для ручных работ; сформировать навыки по выполнению ручных стежков и строчек; воспитывать аккуратность и четкость исполнения.
Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Из чего производят ткань?
Какие растения служат сырьем для производства тканей?
Почему волокна хлопка, льна называют натуральными?
Перечислите процессы производства ткани.
Что такое прядение?
Что такое ткачество?
Что такое отделка ткани?
Как определить основную нить в ткани?
3. Сообщение нового материала:
Инструменты для ручных работ.
Стежок – расстояние между двумя проколами иглы.
Строчка – ряд повторяющихся стежков.
Шов – место соединения двух деталей.
Терминология ручных работ.
4. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
5. Итог урока: выставление оценок.
Тема урока: « Регуляторы швейной машины. Заправка верхней и нижней нити »
Цели: познакомить учащихся с устройством швейной машины ; сформировать навыки по подготовке машины к работе; воспитывать аккуратность и четкость исполнения.
Оборудование: учебник, практическая работа, презентация.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Перечислите процессы производства ткани.
Что такое прядение?
Что такое ткачество?
Что такое отделка ткани?
Как определить основную нить в ткани?
Перечислите инструменты для ручных работ.
Что значит сметать, заметать, наметать, пришить?
3. Сообщение нового материала:
История создания швейной машины
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века Леонардо да Винчи. И только в 1834 году американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины заключался в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нити, которая находилась в челночном устройстве.
В 1844 – 1845 годах другой американец Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка.
Наконец в 1850 – 1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до совершенного вида.
Начиная с 1870 года, фирма Зингер не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма Зингер основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.
После октябрьской революции1917 года была создана отечественная швейная промышленность, а Подольский механический завод стал центром отечественного швейного машиностроения.
Привод это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.
Бытовые швейные машины с электрическим приводом наиболее удобны в работе. Они быстроходны (большее число стежков в минуту — 120) и просты в управлении. Они выполняют сшивание хлопчатобумажных, льняных, синтетических, шерстяных и шелковых тканей. На ней выполняют прямые и зигзагообразные строчки, а также вышивание, штопку и петли.
Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами: наибольшее число стежков в минуту — 4000), автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания, пуговиц, обработки нетель) и другим сложным оборудованием.
Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.
Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины.
При работе на швейной машине надо соблюдать санитарно – гигиенические требования.
Устройство бытовой швейной машины
4. Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями».
Правила техники безопасно при выполнении машинных работ
1. Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой
попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины
поражение электрическим током
Что нужно сделать до начала работы:
застегнуть манжеты рукавов
проверить исправность машины
проверить перед соединением деталей, не осталась ли в них ручная игла или булавка
Что нужно делать во время работы:
установку шпульного колпачка
заправку верхней нити производить при выключенной машине
не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины
не передавать ножницы, изделие, или детали кроя при включенной машине
Что нужно сделать по окончании работы:
отключить машину от электросети.
5. Закрепление нового материала
— Для чего предназначены бытовые швейные машины?
— Какие приводы швейной машины вы знаете?
6. Подведение итогов урока
общая оценка за урок
Тема урока: « Машинные швы»
Цели: познакомить учащихся с инструментами и материалами для машинных работ; сформировать навыки работы на швейной машине, по выполнению швов; воспитывать аккуратность и четкость исполнения.
Оборудование: учебник, практическая работа.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Что такое прядение?
Что такое ткачество?
Что такое отделка ткани?
Как определить основную нить в ткани?
Чем строчка отличается от шва?
Что значит сметать?
Что значит наметать?
Что значит пришить?
Что значит заметать?
Кто предложил первый проект швейной машины?
Кто впервые создал двухниточную швейную машину?
Кто ее усовершенствовал?
3. Сообщение нового материала:
Терминология машинных работ.
Заправка верхней и нижней нитей.
Подготовка машины к работе.
4. Практическая работа: «Выполнение машинных швов».
5. Итог урока: уборка рабочих мест, выставление оценок.
Кто предложил первый проект швейной машины?