что делают деревья зимой
Конспект целевой прогулки «Зимой деревья спят»
Валентина Радушкевич
Конспект целевой прогулки «Зимой деревья спят»
Цель: Формирование у детей представлений о жизни деревьев зимой.
1. Продолжать знакомить детей с деревьями родного края;
2. Расширять у детей знания о живой и неживой природе в зимний период времени;
3. Уточнить представления детей о жизни деревьев и кустарников зимой;
4. Закреплять у детей знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
5. Формировать у детей желание заботиться об окружающей природе;
6. Учить детей понимать художественное слово;
7. Учить детей действовать по сигналу, выполнять действия в соответствии текста;
8. Вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
9. Расширять у детей кругозор;
10. Развивать у детей мышление, произвольную память, произвольное внимание, наблюдательность;
11. Развивать у детей активный словарь;
12. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе;
Оборудование: Султанчики, термос с горячей водой, веточка.
Ход прогулки:
(Дети стоят полукругом на участке детского сада)
Хоровое чтение стихотворения:
Деревья в снегу.
Укутавшись, спят,
Как в сказке стоят.
1. Какие деревья знаете?
2. Какие деревья остаются зимой зеленые?
3. Что зимой делают деревья?
4. Нужно ли зимой заботиться о деревьях?
5. Когда деревья проснутся?
Воспитатель: С наступлением осени с деревьев опадают листочки. Круглый год остаются зелеными сосны и ели. У елочки и сосны листья похожие на иголочки. Деревья зимой спят. Они берегут свои силы. Проснутся они только весной, когда солнышко начнет пригревать нашу землю.
Воспитатель рассказывает стихотворение «Зимний лес»
Зимний вечер, лунный свет.
В белый снег весь лес одет.
В белых шубах, в белых шапках,
И мороз им шепчет сладко:
Спи, березка, спи, сосна.
Жди, когда придет весна,
Солнышко лучом согреет
И пробудит ото сна.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья стоят. Они оделись в лохматые белоснежные шубки. Но зимой выпадает очень много снега и ветки деревьев иногда ломаются под тяжестью снега. Люди помогают деревьям зимой. Они встряхивают с веток снег, а чтобы деревья не замерзали, добрые люди подсыпают снег под стволы деревьев и утаптывают его. Деревья зимой замерзшие и хрупкие. Они легко ломаются. Сильные ветры качают деревья и ломают ветки.
Физкультурная пауза «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
(Дети имитируют дуновение ветра, руками машут на себя)
Закачались деревца.
(Руки вверх, дети качаются туловищем то в одну, то в другую сторону)
Ветер тише, тише, тише.
Деревца всё выше, выше.
(Дети выпрямляются, тянутся на носочках вверх)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Цель: Развитие у детей плавного выдоха
Оборудование: бумажные султанчики.
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить султанчики. Для этого прикрепить полоски цветной бумаги, салфетки или мишуру «дождик» к деревянной палочке.
Взрослый предлагает поиграть с султанчиком.
(Дети плавно дуют на султанчики)
Воспитатель: На веточках деревьев много инея. Иней – это тонкие кристаллики льда. И образуются такие льдинки в морозные дни. Сейчас мы с вами попробуем сделать иней.
Опыт «Откуда берётся иней на веточках?»
Цель: Формирование у детей представление об инее.
Материал. Термос с горячей водой, веточка.
Ход опыта:
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать веточку.
Затем веточку оставляем до конца прогулки. В конце прогулке дети увидят, что на веточке образовался иней.
Подвижная игра «Догонялки»
Поиграем мы немножко,
И похлопаем в ладошки.
Добрый Дедушка Мороз,
Ты ребяток не морозь!
С нами лучше поиграй,
Мы бежим, ты – догоняй.
(Водящий догоняет детей, дети убегают в разные стороны)
Игра по желанию детей повторяется.
Рефлексия: Что делают зимой деревья? Когда проснутся деревья? Что ветер делает с деревьями? Как люди заботятся о деревьях? Какой опыт мы делали с вами? Что такое иней?
Конспект целевой прогулки в библиотеку (подготовительная группа) Цель: расширять и уточнять представление об окружающем мире. Познакомить детей с работой библиотеки, с правилами записи в библиотеку. Закрепить.
Конспект целевой прогулки «Деревья на нашей улице» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить и уточнить знание детей о разновидностях деревьев и кустарников. Воспитать бережное отношение к природе. ХОД: Воспитатель:.
Конспект целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Деревья на нашей улице» КОНСПЕКТ Целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста Тема. «Деревья на нашей улице» Цель: Закрепить и уточнить знание детей.
Конспект целевой прогулки для старших дошкольников «Такие разные деревья» КОНСПЕКТ Целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста Тема. «Такие разные деревья» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о деревьях,.
Конспект целевой прогулки «Дома в нашем городе» (младшая группа) Цель: учить детей отличать дома друг от друга, закрепить названия улиц. Дать понятие о Дне пожилых людей. Воспитывать чувство уважения к.
Конспект целевой прогулки с родителями «Как город украшен к празднику» (младшая группа) Конспект целевой прогулки «Как город украшен к празднику» (младшая группа) (проводится родителями) Цель: закрепить знание названия города,.
Конспект целевой прогулки Наблюдение за сезонными изменениями: «лето» Младший дошкольный возраст Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира. Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация,.
Конспект целевой прогулки «Одуванчики» Цель: Формирование у детей знаний о первоцветах. Задачи: 1. Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе;.
Конспект целевой прогулки по экологической тропе ДОУ во второй младшей группе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Что происходит с деревьями зимой
Содержание статьи
Как деревья переносят зиму
С наступлением зимы деревья переходят в состояние покоя. Обмен веществ внутри ствола затормаживается, видимый рост деревьев приостанавливается. Но процессы жизнедеятельности полностью не прекращаются. В период длительного зимнего покоя происходят взаимные превращения веществ, правда, с гораздо меньшей интенсивностью, чем летом (Журнал «Химия и жизнь», «Растения зимой», В.И. Артамонов, февраль 1979).
Рост деревьев зимой идет, хотя внешне он практически не проявляется. В холода активно развивается так называемая образовательная ткань, из которой впоследствии возникают новые клетки и ткани дерева. У лиственных пород зимой происходит закладка зачатков листьев. Без таких процессов переход растений к активной жизнедеятельности с приходом весны был бы невозможен. Фаза зимнего покоя – непременное условие нормального роста деревьев в вегетационный период.
Способность деревьев погружаться в состояние покоя развивалась в ходе длительной эволюции и стала важнейшим механизмом приспособления к неблагоприятным и суровым внешним условиям. Сходные механизмы включаются и в другие сложные периоды жизни деревьев, в том числе и летом. К примеру, в сильную засуху растения могут сбрасывать листву и почти полностью прекращать свой рост.
Особенности зимнего покоя у деревьев
Сигналом к переходу в особое зимнее состояние для большинства деревьев становится сокращение длины светового дня. За восприятие таких изменений отвечают листья и почки. Когда день заметно укорачивается, в растениях происходит изменение соотношения между веществами, которые стимулируют процессы обмена и роста. Дерево постепенно готовится к замедлению всех жизненных процессов.
В состоянии вынужденного покоя деревья остаются до конца зимнего периода, постепенно готовясь к полному пробуждению. Если в конце февраля срезать в лесу ветку березы и поместить ее в воду в теплом помещении, через некоторое время почки станут набухать, готовясь дать побеги. А вот если подобную процедуру проделать в начале зимы, береза очень долго не будет распускаться, ведь она уже полностью готова к покою.
Длительность периода зимнего покоя различна для разных видов деревьев и кустарников. У сирени этот период весьма короток и часто оканчивается уже к ноябрю. У тополя или березы фаза глубокого покоя длится гораздо дольше, до января. Клен, липа, сосна и ель способны находиться в состоянии глубокого вынужденного покоя на протяжении четырех-шести месяцев. После зимовки деревья медленно, но неуклонно начинают восстанавливать жизненные процессы, возобновляя свой рост.
Что происходит зимой с деревьями и почему опадают листья
Но хотелось бы сначала поздравить данный блог, эта запись так сказать у него юбилейная — сотая. За один год здесь было опубликовано 100 статей. На достигнутом мы останавливаться не будем и постараемся писать интересных статей еще больше!
Как получаются морозобойные трещины зимой
Каждый вид деревьев произрастает и характерен для определенных климатических поясов, к примеру тропические деревья не смогут произрастать при тех же температурах что и горные ели. Но иногда и деревья растущие в одном климатическом поясе, могут травмироваться от холода или даже погибать.
Например, когда солнце светит сильно в морозные зимние дни, стволы деревьев нагреваются на солнечной стороне, с противоположной стороны стволы остаются холодными. Такой перепад температуры вызывает напряжение в древесине, которое может привести к разрыву волокон. Так образуются глубокие раны, которые в большинстве случаев не заживают. Данные раны называют морозными трещинами. Древесина с наличием таких глубоких трещин при переработке образует пиломатериалы с более низкими потребительскими свойствами.
Хвойные и лиственные деревья зимой
Сбрасывание листвы у лиственных деревьев осенью в наших широтах является защитным механизмом, опадание листьев перед зимой происходит не потому что возраст листьев большой, а потому что само дерево защищается от грядущих морозов. При этом само дерево не страдает, на данный момент накопилось достаточно питательных веществ, чтобы пережить зиму, листья уходят, дерево впадает в спячку. Сбрасыванию листьев у деревьев осенью также происходит и по второй причине, для снижения нагрузки на ветки при выпадении снега. При этом листва опадает с пользой для корней древесины, здесь листва служит как бы утеплителем, и снижает вместе с снежным покровом нагрузку на корни древесины.
Дуб, клен, береза и другие лиственные деревья имеют красивые желтые цвета листьев, а позже теряют их. Хвойные же деревья (ель, сосна) в зиму идут с сохраненными зелеными иглами. На самом деле иглы это видоизмененные листья, которые на дереве могут находиться до десяти лет.
Часто иглы покрыты восковым слоем, который защищает их от холода и высыхания и является как бы изолирующим слоем. Зимой, когда вода замерзает в почве и корни не могут впитывать воду, этот изолирующий слой защищает также иглы от высыхания и холода. Поэтому они остаются зелеными и остаются на дереве.
Лиственные деревья, обесцвечиваются осенью, потому что у них снижается количество зеленого пигмента, и из за снижения сегмента происходит закупоривание подачи питательных веществ к листьям, листья опадают. Зеленый сегмент снижается по причине сокращения световых дней, и наступления холодов.
Очистка воздуха деревьями
Не стоит забывать что листья и хвоя деревьев также служат гигантскими фильтрами, один гектар леса может фильтровать до 70 тонн пыли, к примеру гектар соснового леса забирает до 30 тонн пыли из воздуха в год. При этом кроме очистки воздуха от пыли, деревья производят кислород как и все зеленые растения.
Функции лесов и парков, как «зеленых легких», особенно вблизи городов и городских агломераций жизненно важно. В листьях деревьев на свету происходит фотосинтез. Зеленый краситель листьев, так называемый хлорофилл, поглощает из атмосферы углекислый газ и перерабатывая его получает для себя питательные вещества.
К примеру 100 летний бук выделяет в час до 1,7 кг в час кислорода. Это примерно сумма кислорода необходимая для 50 человек в час чтобы дышать. Без деревьев наш воздух был бы совершенно грязным. Леса и деревья очищают наш воздух, фильтруют вредные частицы для нас. Но основными легкими планеты Земля являются тропические леса, которые простираются на несколько градусов к северу и югу от экватора.
Что делают деревья зимой
Растения зимой
Совершенно безжизненными кажутся нам деревья зимой. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь не вполне покидает растения. Они в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. «То, что мы называем сном природы,— писал С.Покровский,— есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения». Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.
В состоянии глубокого покоя в зимнее время года у деревьев и кустарников резко заторможен обмен веществ и прекращается видимый рост. Однако это не значит, что в нем полностью остановились все процессы жизнедеятельности. Некоторые из них идут и во время зимнего покоя. Например, крахмал превращается в сахара и жиры, сахара расходуются в ходе дыхания (правда, интенсивность его в 200—400 раз меньше, чем летом. Происходят в это время и процессы роста, только они никак не проявляются внешне. Состояние покоя — период особенно интенсивной деятельности так называемой образовательной ткани, или меристемы, из которой возникают новые клетки и ткани.
Как у вечнозеленых деревьев и кустарников зимой, так и у листопадных закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков — в почках цветочных. Без этого предстоящий весной переход растительного организма к активной жизнедеятельности был бы попросту невозможен. Вот почему для большого числа растений, и прежде всего для всех многолетних форм, покой — обязательное условие нормального роста в период вегетации.
Способность погружаться в состояние покоя выработалась у растений в ходе эволюции — это важное приспособление к периодическому наступлению неблагоприятных внешних условий. Это лишний раз подтверждается тем фактом, что деревья и кустарники не только зимой перестают расти, но и летом. Например, в засуху некоторые из них сбрасывают листья и совершенно прекращают рост — точно так же, как и глубокой осенью.
Такой покой получил название вынужденного. В вынужденном покое лесные растения находятся и в самом конце зимы — в это время такое их состояние объясняется только неблагоприятными внешними условиями. Если в январе-феврале срезать в лесу березовую ветку, принести ее в комнату и поставить в воду, то листовые почки вскоре тронутся в рост и дадут побеги. Однако если такую же ветку срезать или принести в теплое помещение в октябре или ноябре, то она не распустится очень долго. В это время растение находится в состоянии так называемого глубокого покоя, которого не может нарушить даже наступление самых благоприятных для роста условий.
Глубокий покой — необходимая фаза развития растений, сменяющая период вегетации. Продолжительность периода покоя у разных деревьев и кустарников различна. Одни растения — бузина, жимолость, крушина, сирень, черная смородина — отличаются коротким периодом покоя; у них глубокий покой в естественных условиях заканчивается уже в октябре. Если выращивать их в оранжерее, то они ведут себя как вечнозеленые растения: почки, которые должны были дать побеги весной будущего года, распускаются уже в ноябре, задолго до того, как растение сбросит старые листья. Возможно, эти растения в прошлом и на самом деле были вечнозелеными.
В процессе эволюции, по мере похолодания климата, деревья приспособились к новым условиям и стали сбрасывать на зиму листья, но сохранили способность проходить период покоя при относительно высокой температуре.
Значительно дольше — до января — продолжается период покоя у березы бородавчатой, боярышника, тополя белого. А самый длительный — у липы мелколистной, клена татарского, ели сибирской, сосны обыкновенной. Зимующие почки липы, например, неспособны прорастать на протяжении почти полугода. У дуба, бука и ясеня почки находятся в покоящемся состоянии всю зиму, вплоть до конца апреля.
Для деревьев и кустарников сигнал к покою
В состояние глубокого покоя деревья и кустарники впадают очень рано — тогда, когда погода, казалось бы, еще позволяет им нормально расти. Например, в Европейской части России многие из них переходят еще в июле-августе. Сигналом к покою служит для них уменьшение длины светового дня. Изменение длины дня воспринимают листья, а в отсутствие их — почки. Когда дни становятся короче, в растениях изменяется соотношение между фитогормонами, стимулирующими и ингибирующими процессы роста. В листьях увеличивается содержание наиболее важного природного ингибитора роста — абсцизовой кислоты, которая тормозит синтез гидролитических ферментов (амилазы, протеиназы и других), необходимых для распускания почек, прорастания семян и других процессов вегетации растений. Из листьев абсцизовая кислота транспортируется в почки и «усыпляет» их.
Возможно, есть и другие ингибиторы, которые при переходе растений в состояние покоя выполняют ту же функцию. Одновременно в тканях растений уменьшается содержание естественных стимуляторов роста, например гиббереллинов.
Некоторые южные деревья и кустарники, если пытаться выращивать их в северных широтах, не приживаются здесь лишь по той причине, что в новых для себя условиях не улавливают вовремя сигнал к погружению в состояние покоя: ведь они привыкли к совсем иной длительности светового дня. Когда же они, наконец, разберутся, что зима на носу, то оказывается уже поздно: ткани, застигнутые морозами в состоянии активного роста, гибнут.
А зная факторы, от которых зависит вступление в состояние покоя, можно добиться, чтобы эти растения перезимовали и на севере. Для этого можно, например, каждый день, еще до наступления сумерек, закрывать их светонепроницаемыми чехлами. Укорачивая таким образом естественный световой день, мы заставим растение своевременно начать подготовку к зиме.
Многие читатели, вероятно, обращали внимание на то, что деревья и кустарники, растущие вблизи уличных фонарей, дольше других не сбрасывают осенью листву. Впервые это заметил в начале нынешнего столетия австрийский физиолог Г. Молиш. Он пытался объяснить это явление особенностями испарения воды листьями. На самом же деле поздний листопад у растений, освещенных фонарями, объясняется именно искусственным продлением светового дня.
На переход в состояние покоя оказывает влияние и температура
Для некоторых видов (преимущественно южного происхождения — ясеня, конского каштана, сирени, вишни) понижение ночных температур является главным сигналом к покою. В естественной обстановке понижение температуры обычно происходит как раз в то время, когда заметно укорачивается световой день.
Неудивительно, что жизненный ритм растений регулируется совместным действием этих двух факторов. Изменение освещенности, воспринимаемое растениями через посредство системы фитогормонов, служит первым стимулом к перестройке физиологических процессов, которая затем завершается под действием температурных сдвигов.
Низкие температуры просто необходимы некоторым деревьям и кустарникам во время покоя: лишь после значительного охлаждения (не менее чем до 0°С на протяжении 3—4 недель) они впоследствии могут нормально возобновить свой рост. Это было известно еще в глубокой древности, например, Плиний в своей «Естественной истории» писал:
Своевременно наступающие холода весьма способствуют укреплению деревьев, которые тогда превосходно развиваются, а в противном случае, если их ласкают австры (теплые южные ветры), истощаются, и особенно в пору цветения.
Это подтверждают и эксперименты. Например, если один и тот же куст черники осенью разделить на две части и одну выращивать всю зиму в теплице, а другую оставить в естественной обстановке, то та половина куста, которая провела зиму, в тепличных условиях, будет летом расти значительно хуже. По этой же причине грушевые и персиковые деревья, постоянно выращиваемые в обогреваемой оранжерее, часто погибают.
В тропиках, казалось бы, идеальном месте, где круглый год тепло, большинство листопадных растений умеренной зоны растет ничуть не лучше, чем у себя дома. И здесь дело опять-таки в том, что «тепличные» условия не позволяют им погрузиться в состояние покоя, необходимое, чтобы накопить силы для бурного развития в сравнительно короткий период вегетации.
Природные антифризы
Растениям, которые укрыты снегом, под его теплой шубой не так уж холодно. Но как противостоят морозам деревья и кустарники зимой, обнаженные ветви которых насквозь пронизывает холод? Почему не гибнут их почки и побеги? Устойчивость к низким температурам создается главным образом благодаря внутренним изменениям в клетках, и прежде всего изменениям их химического состава.
Роль антифриза — вещества, которое снижает температуру замерзания растворов, находящихся в клеточных вакуолях, играют сахара: они накапливаются в клеточном соке во время подготовки растения к зиме. Важную защитную функцию выполняют сахара и в цитоплазме: они предохраняют ее белки от коагуляции (свертывания) при понижении температуры. Чем больше сахаров накопили растения в своих клетках, тем лучше они подготовлены к действию низких температур.
Хорошо известно, что если у плодовых деревьев, например яблонь, плодоношение летом было особенно обильным, то зимой они оказываются менее морозоустойчивыми. В этом случае питательные вещества расходуются в основном на формирование плодов, а про запас сахаров откладывается мало. Неудивительно, что такие деревья легче вымерзают.
Падает морозостойкость весной, когда сахара начинают использоваться в процессах жизнедеятельности, превращаться в другие соединения. Поэтому так опасны весенние заморозки, хотя температура при этом далеко не достигает уровня зимних морозов, которые деревья и кустарники прекрасно перенесли. Но устойчивость к морозам объясняется не только накоплением сахаров тканях. Как показали исследования известного нашего физиолога растений, члена-корреспондента АН И. И. Туманова и его учеников, формирование морозоустойчивости — сложный, ступенчатый процесс.
Закаливание озимых злаков и плодовых деревьев начинается в осенние солнечные дни, когда еще довольно интенсивно идет фотосинтез, а процессы дыхания уже ослаблены. Благодаря этому в тканях и накапливаются сахара и другие защитные вещества, клетки становятся беднее водой. После этого цитоплазма готова к прохождению второй фазы& закаливания, которая проходит при регулярно повторяющихся слабых морозах (от —2 до —5°С). В это время изменяется ультраструктура цитоплазмы, перестраивается ферментный аппарат клеток, в результате чего они приобретают способность переносить значительное понижение температуры. Теперь растению холода не страшны.
Ростки под снегом
В феврале, когда нередки сильные морозы, можно, раскопав снег в широколиственном лесу, обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. Осенью этих ростков здесь не было. Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает. Это объясняется наличием в ней большого количества перегноя и глубоким снежным покровом, создающими прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму остается около 0°С. В такой почве остается незамерзшая влага, доступная для растений.
Что же касается питательных веществ, столь же необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет готовых, отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука — в луковицах, у чистяка — в клубнях. Интенсивное использование этих отложенных про запас питательных веществ в процессе дыхания способствует повышению температуры самого растения.
Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и- мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка.
Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна.