что делают агитаторы перед выборами
Что делают агитаторы перед выборами
Агитатор – публичный представитель кандидата, работающий в поле. От настроя и компетенций агитатора зависит качество всей избирательной кампании. На муниципальных выборах роль агитатора всегда значимей, чем просто промоутер-почтальон. На муниципальных выборах агитатор – самый важный ресурс избирательного штаба, его работа трудоемка и специфична.
Вы готовите большое количество аудио-видео-печатных материалов для избирателей, но лишь небольшое количество людей готовы подробно знакомиться с Вашими материалами и быстро вникать в Ваши предложения и посылы, если не имеют вовлеченности в выборный процесс и целенаправленной заинтересованности.
Именно поэтому важно предоставить агитатору качественные материалы для подготовки к полевым встречам. Личное общение с Вашими потенциальными избирателями позволяет установить более доверительные отношения, донести общественную позицию кандидата «живым» и простым языком.
Чтобы агитатор всегда был готов ответить на главные вопросы, составьте для него краткие, но понятные инструкции. В их число в обязательном порядке входит следующая информация:
Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов и/или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата и/или избирательного объединения.
Количество доверенных лиц устанавливается законом для конкретных выборов. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. Доверенным лицом кандидата может быть любой совершеннолетний и дееспособный гражданин Российской Федерации. Исключение составляют лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий.
Доверенное лицо кандидата получает в избирательной комиссии удостоверение.
Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата и/или вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом. Также кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует ранее выданные удостоверения. Вместо выбывшего доверенного лица, кандидат имеет право назначить новое доверенное лицо.
На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
Доверенные лица кандидатов (избирательных объединений) имеют право:
— осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата
— представлять перед избирателями предвыборные программы кандидатов
— выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях
— участвовать в организации агитационных мероприятий, самостоятельно подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления
— обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие
— присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата (списка кандидатов избирательного объединения) и нижестоящих избирательных комиссий
— присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях)
— знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов
— участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям
— обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд
— присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии
В день голосования доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя. Они могут присутствовать в день голосования на избирательном участке для контроля за процессом голосования, и обладают другими правами наблюдателя.
Доверенное лицо кандидата (избирательного объединения) не имеет права:
— участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации
— вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий
— выдавать избирателям избирательные бюллетени для голосования
— осуществлять подкуп избирателей лично, либо с привлечением третьих лиц
— осуществлять от имени кандидата действия, нарушающие избирательное законодательство
Особое внимание в избирательном законодательстве уделяется информационному обеспечению выборов, включающему в себя информирование избирателей и непосредственно саму предвыборную агитацию. Последняя, в свою очередь, способствует гласности проведения выборов, а также осознанному волеизъявлению граждан.
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законодательством о выборах.
Размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иными способами информационные материалы должны подаваться в доступной для избирателя форме, не нарушать равенство кандидатов и, что самое главное, быть достоверными и объективными.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предвыборной агитации посвящена 7 глава, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Федеральный закон определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».
В качестве предвыборной агитации может рассматриваться не любая деятельность в избирательном процессе, а лишь та, которая имеет своей целью побудить избирателей голосовать «за» или «против» кандидата, избирательное объединение, причем данная деятельность должна носить систематический, последовательный и публичный характер.
Представляя собой составную часть избирательного права и процесса институт предвыборной агитации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Прежде всего сюда относятся: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы «О средствах массовой информации», «О статусе военнослужащих», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О рекламе», «О полиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а на уровне субъектов Федерации законы о муниципальных выборах.
Право на предвыборную агитацию представляет собой относительно самостоятельное правовое явление.
Выделяют следующие основные признаки предвыборной агитации:
1. призывы голосовать за кандидата или кандидатов, список кандидатов, либо против него (них);
2. выражение предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению, за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
3. описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
4. распространение информации, где преобладают сведения о каком-либо кандидате или кандидатах, избирательном объединении в сочетании с положительными или отрицательными комментариями в их адрес;
5. распространение информации о деятельности кандидатов не связанных с их профессиональной деятельностью или исполнение ими своих должностных обязанностей;
6. деятельность, способствующая созданию позитивного или негативного отношения избирателей к какому-либо кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата или список кандидатов.
Важно отметить, что перечисленные в пунктах 2-6 признаки предвыборной агитации, признаются таковыми, если указанные действия совершаются средствами массовой информации неоднократно и с целью вызвать у избирателя желание голосовать за вышеназванных субъектов.
Избирательное законодательство устанавливает следующие основные формы проведения предвыборной агитации:
— на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях;
— посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
— посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
— иными не запрещенными законом методами.
Избирательное законодательство Российской Федерации выделяет следующие основные виды предвыборной агитации, каждая из которых имеет свою специфику. Например, агитационные публичные мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, «круглых столов», показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плакатов, письменных обращений к избирателям, брошюр, буклетов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитационные материалы без использования средств массовой информации применяются сравнительно редко.
Избирательным законодательством Российской Федерации выделяются следующие виды предвыборной агитации, которые осуществляются через средства массовой информации:
— выступление – личное обращение кандидата к избирателям с изложением предвыборной программы;
— интервью – ответы кандидатов, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные журналистами в ходе личной встречи;
Предвыборная агитация, по своей сути предоставляющая широкую возможность субъектам правоотношений участвовать в агитационном процессе, выделяет две группы субъектов права на предвыборную агитацию, которые занимают различное правовое положение.
К таким разновидностям относят общий и специальный субъекты предвыборной агитации. К первой категории субъектов избирательное законодательство относит всех граждан Российской Федерации, обладающих избирательными правами.
К числу специальных субъектов права на предвыборную агитацию избирательное законодательство причисляет – кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.
Правовое положение субъектов агитационной деятельности при ее претворении в жизнь также различно.
Например, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права:
— право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации;
— право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов;
— право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.
В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности; предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
Субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Не допускается изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласования с автором. Журналисты, другие творческие работники, а также должностные лица средств массовой информации, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
Действенным инструментом определения электоральных настроений граждан при подготовке к предвыборной агитации является проведение социологических опросов общественного мнения, их политических приоритетов и взглядов. Опубликование в средствах массовой информации результатов таких социологических опросов с одной стороны может способствовать ознакомлению избирателей с предпочтениями и настроениями электората, с другой оказать влияние на формирование убеждений и конкретной позиции избирателей.
Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в избирательную комиссию муниципального образования списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В средствах массовой информации предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке.
Порядок предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам регулируется избирательными законами.
Средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации кандидатов. Они обязаны предоставить возможность опубликовать, передать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судебную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.
При осуществлении предвыборной агитации в форме проведения агитационных публичных мероприятий закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.
Государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставлять всем кандидатам помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на безвозмездной основе для проведения предвыборной агитации.
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность при проведении агитационных публичных мероприятий.
Субъекты агитационной деятельности вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности и для проведения агитационных публичных мероприятий.
Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов является одной из наиболее распространенных форм предвыборной агитации. Правом выпуска таких материалов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты.
Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.P>
Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и знакомиться с информацией. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам равной площади для размещения таких материалов.
Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов без согласия собственников, а также на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.
Граждане Российской Федерации вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.
Однако, при проведении агитации избиратели могут пользоваться не всеми её формами, предусмотренными законом. Например, избиратели не имеют права выпускать печатные агитационные материалы, права доступа к средствам массовой информации. Данные ограничения для избирателей обусловлены тем, что оплата теле- и радио эфирного времени, печатной площади, агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов кандидатов.
Финансирование предвыборной агитации осуществляется исключительно из средств избирательных фондов. Факт признания обязательности финансирования предвыборной агитации исключительно из средств избирательного фонда является принципиально важным фактором в первую очередь для обеспечения равенства прав граждан, избирателей и непосредственно самих кандидатов.
Законодательство России о выборах предусматривает определённые ограничения при проведении предвыборной агитации, выражающиеся в качестве требований о недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации. Так, например, запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, предвыборная агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. Данные меры берут своё начало из конституционных норм.
При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей в любых формах.
В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
За нарушение порядка и правил проведения информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации могут наступать разные виды ответственности участников избирательного процесса, среди которых можно выделить и уголовную (статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации), административную (статьи 5.5, 5.8-5.16, 5.48-5.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовую (получающую отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации), дисциплинарную (которая предусмотрена для нарушителей избирательного законодательства из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, а также работников других ведомств), конституционную (статья 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации») ответственности.
Предвыборная агитация: суть, формы, условия
После того как кандидаты любого уровня прошли процедуру выдвижения и регистрации, как правило, берет свой старт избирательная кампания. И какие бы выборы ни проходили в стране, их на сегодняшний день невозможно представить без предвыборной агитации. Этот процесс закреплен в законодательных актах и строго регламентируется рамками государственного права.
Немного истории
Органы власти в обществе существуют с давних времен. И на протяжении уже не одного века все занимаемые в них посты являются избирательными. Выборы относятся к социальным явлениям, распространенным практически на всех исторических этапах становления государства. Однако лишь в 19-20 вв. произошло их конституционно-правовое признание и утвердились демократические принципы, которые служат основой избирательного права.
На сегодняшний день выборы, предшествующие формированию органов, представляющих государственную власть и местное самоуправление, являются неотъемлемым атрибутом любого правового демократического государства. Они служат особо значимым элементом общечеловеческих ценностей, взаимодействуя со свободой слова, массовой информации и печати.
Независимые выборы в целом демонстрируют наличие конституционного правопорядка и ограничивают произвол публичной власти. При этом они характеризуют тот уровень демократии, политической и экономической свободы, который достигнут обществом в отношении всех жителей страны и каждого человека в отдельности.
Понятие предвыборной агитации
Предвыборная агитация обладает своей правовой регламентацией, закрепленной в федеральных законах и нормативных документах субъектов РФ. Детализирование этой процедуры происходит в форме инструкций, предоставляемых избирательными комиссиями.
С понятием «предвыборная агитация» можно ознакомиться в ст. 48 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Исходя из положений данной статьи, под таким процессом понимаются:
Финансирование
Проведение предвыборной агитации, ставящей своей целью склонение избирателей на сторону того или иного кандидата, проводится за счет средств, собранных избирательными фондами. Причем каждый из претендентов на пост в органы власти должен иметь свой источник финансирования. Согласно условиям предвыборной агитации, закрепленным в законодательных актах, запрещается оплачивать развернутую кампанию за счет средств, взятых из фондов других кандидатов.
Сроки проведения
Предвыборная агитация избирателей – это одна из стадий избирательного процесса, которая ограничена определенным периодом. Эти сроки, а также формы и методы осуществления данной кампании регулируются ФЗ №51 (при избрании депутатов в Государственную думу и Федеральное собрание РФ), а также ФЗ №138 (при проведении выборов в органы местного самоуправления).
К созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата или целого избирательного объединения можно приступать с того дня, когда происходит выдвижение претендента (или списка) на пост. При этом предвыборная агитация начинается при условии создания необходимого фонда. Когда заканчивается этот период? Сроки предвыборной агитации можно уточнить в соответствующих ФЗ РФ. Окончание данной кампании должно произойти в ноль часов ноль минут за сутки до дня голосования (по местному времени). Подобное временное ограничение призвано обеспечить свободу избирательного права.
Какие могут быть применены методы и формы предвыборной агитации? Рассмотрим их подробнее.
Публичные выступления
Это один из наиболее распространенных методов, применяемый во время предвыборной агитации кандидатов. Публичное выступление использовалось очень давно. Еще в древности одним из основных ресурсов политика являлось его умение образно и хорошо говорить, увлекая за собой слушателя. Это же становилось и неотъемлемой составляющей имиджа кандидата. Ведь личное общение, сопровождающееся умением держать речь, убедить и выслушать собеседника, является истоком карьеры любого политика. Подобные действия позволяют ему сформировать команду единомышленников, которая в дальнейшем приведет кандидата к желаемой победе.
При проведении предвыборной агитации происходят публичные дебаты между несколькими оппонентами. В это время каждому из кандидатов важно определить своего главного соперника и постараться создать у избирателей представление о нем как о человеке, который нарушает такие общепринятые этические правила, как скромность и честность, предупредительность и доброжелательность.
Листовочная кампания
Без этого недорогого, оперативного и достаточно эффективного средства не обходится ни одна предвыборная агитация кандидатов. Ведь листовки обладают значительным потенциалом. Исходя из имеющегося опыта, профессионально подготовленная и грамотно организованная подобная кампания в ряде случаев аналогична или даже превосходит ту, которая ведется в электронной форме или в СМИ.
Использование Интернета, радио, телевидения и печати
СМИ являются основным каналом, позволяющим оказать влияние на избирателей. Хорошо организованная реклама в печатных изданиях или на телевидении способна в самые кратчайшие сроки привлечь внимание избирателей к определенному кандидату. После этого люди, как правило, готовы оказать такому человеку кредит доверия.
Проведение эффективной работы со СМИ предполагает предварительное планирование подобной деятельности, координируя ее с прочими агитационными технологиями. Следует помнить о том, что реклама порой остается незамеченной или вызывает негативные эмоции, если она подана в соответствующем оформлении или окружении. Для получения желаемого эффекта необходимо определить масштабы аудитории СМИ в данном регионе и его популярность среди населения. После этого штабу конкретного кандидата предстоит найти грамотные подходы к подаче информации, первоначально делая акцент на личности и имени претендента на выборный пост, а затем создать и укрепить его имидж. Вся подаваемая в СМИ информация должна иметь статус сенсации или новостей.
Уличная и наружная реклама
Данный способ является одним из самых распространенных из тех, которые позволяют довести обращения кандидата до широкой аудитории.
В этом случае под наружной понимается не только реклама, размещаемая на улице. Она может находиться в различных общественных местах, например в метро, на стадионах и т. д.
Адресная агитация
От чего зависит успех подачи информации о кандидате? Во многом он находится в зависимости от того, насколько тесно подаваемые избирателям агитационные материалы связаны с их насущными нуждами и насколько глубокое воздействие они произвели на эмоции и чувства людей.
Для достижения успеха рекламное сообщение должно быть обращено к более сплоченной и узкой группе людей. Только в таком случае появится больше уверенности в том, что поданная информация достигнет чувств и сознания избирателя.
Например, американские организаторы агитационной кампании сравнивают ее адресную форму с винтовкой, которая противопоставляется дробовику. Прямая агитация позволяет подаваемой информации попасть непосредственно к тем людям, которым она и была предназначена. Подобной деятельности должно предшествовать создание баз данных избирателей и их постоянное обновление. Только в таком случае становится возможным составление личного обращения.
Передача информации от человека к человеку
Сущность данного метода выражена в его названии. При его применении предвыборная агитация проводится в любом месте, где находятся избиратели. Это может быть магазин и поликлиника, улица, организация и т. д. Основной смысл подобной кампании заключен в том, чтобы незнакомого человека сделать знакомым, превратив его не только в сторонника, но и в агитатора.
Лучше всего для такой кампании подходят социальные и медицинские работники, учителя и продавцы, дворники и почтальоны, то есть все те, чья ежедневная деятельность связана с людьми и кто вызывает у них определенный уровень доверия. Подобный метод агитации во многом схож с технологией слухов. Однако в последнее время разрабатываются новейшие способы подачи информации о кандидате, основанные на использовании принципов многоуровневого маркетинга. Подобный метод позволяет реализовать потенциальные возможности каждого человека.
Привлечение известных людей
Такой способ ведения предвыборной агитации относят к классическим. Стоит отметить, что участие в подобных кампаниях известных людей, а также их положительные отзывы о кандидате не всегда приносят желаемые голоса избирателей. Тем не менее они способствуют повышению интереса к претенденту, влияют на создание его имиджа и т. д. Технологии появления кандидатов на фоне знаменитых личностей являются необходимым элементом практически каждого крупного избирательного процесса.
Агитация на улице
Вряд ли возможна такая ситуация, когда большое количество людей приходит на встречу с кандидатом. Необходимо, чтобы он сам шел к своим избирателям, организовывая специальные встречи.
Самой эффективной явится агитационная кампания, которая будет проведена непосредственно на улице. Варианты организации подобных встреч могут быть следующие:
«От двери к двери»
Подобная организация проведения агитационной кампании присутствует на выборах любого уровня. Помощники кандидата совершают обходы по квартирам, чем обеспечивают личный контакт с избирателями.
Однако, согласно проведенному анализу, подобная кампания является эффективной только в случае ее грамотной организации. А это предполагает тщательный подбор агитаторов, их обучение, проведение работы с базой, в которую включены списки избирателей, и т. д.
В тех случаях, когда вся деятельность производится по принципу «только бы отчитаться», никаких положительных результатов ждать не стоит. Наиболее результативным данный метод оказывается на местном и региональном уровне. При этом он часто заменяет собой другие способы агитации.
Отдельные ограничения
Существуют и некоторые запреты в предвыборной агитации. Так, в период проведения данной кампании не допускаются действия по злоупотреблению свободой информации, ущемляющие права других лиц. Запрещены также деяния, признаваемые административными проступками и преступлениями.
Ограничения, существующие при проведении предвыборной агитации, установлены на уровне федерального законодательства. Этими правовыми актами предусматриваются и определенные требования к кандидатам.
Федеральное законодательство считает недопустимым нарушения предвыборной агитации, которые могут иметь место при неверном использовании ее сроков, выпуске и распространении печатных материалов, не имеющих необходимых выходных данных или без внесенной оплаты, и т. д.
Отнесение подаваемой информации в ходе избирательных кампаний к той, которая запрещена законом, возможно при определении некоторых критериев. Например, несет ли она в себе негативную эмоциональную оценку в отношении к определенной социальной, религиозной и этнической группы, подстрекающую на ограничение их прав и свобод? Кроме этого, необходимо установить, нет ли в подаваемой информации высказываний, носящих дискриминационный характер. А может, в ней находит выражение только личное отношение кандидата к проблеме, без призывов против своих соперников?
Недопустимой, согласно законодательству РФ, считается информация, нарушающая нормы интеллектуальной собственности. Они охраняются нормативными правовыми актами государства в виде смежных и авторских прав, патентов, средств индивидуализации, коммерческих и служебных тайн, селекционных достижений, топологии микросхем интегрального типа, рационализаторских изобретений.
Для того чтобы обеспечить свободное волеизъявление пришедших на избирательные участки людей, сравнительно недавно законодательством была утверждена норма, запрещающая проведение в день голосования лотерей и прочих игр, основанных на риске.
Недопустимым считается и подкуп тех, кто вправе отдать свой голос за кандидата.