что делать увольняться или нет
Как правильно уволиться
Варианты и порядок увольнения
Когда работник увольняется, прекращается трудовой договор и трудовые отношения между ним и работодателем.
Причины увольнения бывают разные. Чаще этого хочет сам работник — тогда он увольняется по собственному желанию. Реже инициатором увольнения выступает работодатель. Бывают и другие основания увольнения — всего их более десяти.
В статье подробно расскажу о причинах и видах увольнениях, особенностях увольнения по разным основаниям.
Признаки того, что пора увольняться
Если зарплаты не хватает на нужный вам образ жизни, в рабочем коллективе негативная атмосфера и желания выполнять свои трудовые обязанности нет, возможно, пришло время сменить работу.
Обычно выделяют такие признаки того, что пора увольняться:
Все эти моменты отдельно или в совокупности рано или поздно приведут к мысли об увольнении.
В каких случаях стоит подождать с увольнением. На увольнение надо смотреть объективно и мыслить рационально. Например, если вас не устраивает только зарплата, но вы работаете давно и знаете, что работодатель в принципе может платить больше, имеет смысл обсудить с начальством денежный вопрос и доказать свою ценность, а не сразу увольняться.
Если зарплату обещали поднять, но прошел уже год и ничего не изменилось, скорее всего, так оно и будет — пора увольняться.
Не стоит увольняться из-за ссоры с коллегой, если работа в целом вас устраивает. Страсти улягутся — потом можно пожалеть, что лишились хорошего места из-за недоразумения. При этом если вы столкнулись с моббингом — травлей на работе — стоит поберечь свои нервы и уйти в другое место.
Реально оценивайте свои возможности — походите по собеседованиям и узнайте, что требуют другие работодатели. Подумайте, можете ли вы это делать и насколько хорошо.
Как решиться уволиться
Кроме вас, о вашем будущем никто не позаботится. Если нынешняя работа больше раздражает, чем приносит удовольствие, и вы понимаете, что так жить нельзя, подумайте об увольнении.
Смена работы — серьезный шаг, особенно если на нынешнем месте работы вы трудитесь уже давно. Вот что я предлагаю сделать, чтобы увольняться было не так страшно:
Виды увольнения
Что делать, если настало время увольняться
Не пора ли уволиться? Рано или поздно все мы задаем себе этот вопрос. Большинство людей дожидаются момента, когда чувствуют, что просто должны уйти, и это ставит их в невыгодное положение. Они уходят в никуда, вместо того чтобы сделать следующий удачный шаг в своей карьере.
Не допустите, чтобы подобное случилось с вами. Действуйте проактивно и не реже раза в год оценивайте организацию, вашу позицию в ней и личные карьерные возможности. Следующие три вопроса помогут вам оценить свое текущее положение.
1. Подходит ли вам организация, в которой вы работаете?
Убедитесь, что вы не катитесь пассивно под откос вместе с организацией, переживающей не лучшие времена. Вот семь признаков, которые должны настораживать.
Произошло слияние, поглощение или смена руководства, но изменения не затронули вас.
Менеджмент компании снова и снова критикуют в СМИ.
Организация не инвестирует в новые продукты или услуги и выбирает старые методы работы.
Люди, которых вы уважаете, уходят из компании.
Доходы компании уменьшаются.
На руководящие должности берут людей со стороны, и те приводят в компанию своих друзей.
Меры по сокращению расходов вводятся без объяснений и обоснований со стороны руководства.
Если вы наблюдаете в своей организации 4–5 перечисленных признаков, посмотрите на нее критическим взглядом. Поговорите со знакомыми, ушедшими из компании. Почитайте, что пишут о ней деловые издания. Испытывает ли ваша организация проблемы? Бывают случаи, когда люди предпочитают остаться в проблемной компании, но только если это дает карьерные преимущества (например, вы можете входить в антикризисную команду или учиться важному новому навыку).
Как понять, что вас скоро уволят
2. Подходит ли вам должность?
Возможно, в прошлом году это была хорошая работа, но так ли это сегодня? Хорошая работа помогает расти и учиться. На ней вы получаете признание за выполняемые задачи. То, над чем вы работаете, приносит радость и удовлетворение. Как только вы начинаете думать, что коммуникации с руководством важнее выполняемых задач, внимательнее присмотритесь к своей должности. Следующие семь признаков помогут вам выявить риски.
Ваши бонусы или зарплата уже не превышают среднерыночный уровень.
Ваш начальник общается напрямую с вашими подчиненными или коллегами в обход вас.
Вас больше не приглашают на важные встречи или обеды с коллегами.
Вы занимаетесь вещами, с которыми не согласны, или вам приходится скрывать свое мнение.
Вы постоянно делаете глупые ошибки и не можете понять почему.
Ваши наставники ушли из организации или попали в немилость.
Вы больше не можете прогнозировать, кого повысят или кто будет считаться лучшим работником.
Если вы работаете в хорошей организации, но вас не устраивает должность, поищите другую работу в другом подразделении компании. Вам могут помочь люди, недавно сменившие должность, или те, чья работа охватывает несколько направлений бизнеса, например аудит или работу с кадрами. В противном случае обновите резюме. И не мучайте себя вопросом, кто виноват в том, что так случилось: если пришла пора уходить, значит, пора уходить.
3. Каковы ваши карьерные перспективы?
В отличие от первых двух вопросов, которые посвящены возможным рискам или обязательствам на текущей работе, последний вопрос дает шанс взглянуть на ситуацию с другой стороны. Рассмотрите свои карьерные активы. Верны ли для вас следующие утверждения?
У вас хорошая репутация специалиста как внутри организации, так и за ее пределами.
Люди обращаются к вам за помощью и советом, и вы стараетесь помочь им.
Вы знаете, чему хотите учиться дальше, и за последний год потратили собственные деньги на развитие своей карьеры и знаний.
Вы знакомы с самыми важными трендами в вашей отрасли.
Вы знаете, какая техническая проблема возникнет следующей в вашей области.
У вас есть профессиональные контакты, к которым вы можете обратиться за помощью или поддержкой.
Вы выступаете волонтером на разных мероприятиях.
Если вы согласны с 5–6 из этих семи утверждений, вам не о чем волноваться. У вас есть все возможности для управления своей карьерой. Ваши личные карьерные активы помогут уравновесить обязательства, накладываемые текущей работой или работодателем. Если утвердительных ответов было меньше, вы можете изменить ситуацию. Просто начните делать то, что описано в этих семи пунктах. Начните помогать коллегам и профессиональному сообществу – и ваши профессиональные связи, а также репутация станут расти.
Если вы задумались над тем, чтобы уволиться, проведите быстрый анализ ситуации. Организация, в которой вы работаете, вызывает у вас беспокойство? Можно поискать аналогичную должность в другой компании. Проблема в самой работе? Тогда стоит попробовать сменить должность в компании. И наконец, готовы ли вы сделать следующий шаг? Накопите персональные карьерные достижения, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице.
Об авторе: Присцилла Кламан – президент консалтинговой компании Career Strategies
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь – https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/824050
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
6 причин сменить работу: истории тех, кто смог
Найти идеальную работу, на которой и платят хорошо, и обязанностей немного, удается не всем. Но даже те, кого устраивает зарплата, уходят в другую сферу, потому что «душа зовет».
Мы нашли 6 причин, по которым люди уходят с насиженного места. Возможно, они вдохновят и вас.
Мало платят
Очевидная причина: денег не хватает, но вы чувствуете, что можете зарабатывать больше. На сайтах с вакансиями за те же умения предлагают больше денег, но это не повод бросать заявление на стол начальнику. Сначала поговорите о повышении зарплаты — возможно, вам пойдут навстречу.
Увеличить зарплату в 10 раз
Иногда руководство при всем желании не может поднять зарплату — так часто бывает в бюджетных организациях. Медсестре нет смысла менять одну муниципальную поликлинику на другую: доход примерно одинаковый во всех.
Увеличить доход и остаться в профессии
Филолог из Сибири. Два года после университета я работала учителем русского языка и литературы. Уволилась из-за зарплаты в 8500 рублей. Решила работать на себя и стала репетитором. Сейчас зарабатываю 95 000 Р в месяц.
Работа кажется бессмысленной
Кажется, ваш труд не нужен никому: ни компании, ни государству, ни людям. Вы не можете объяснить, чем именно занимаетесь и зачем нужно перекладывать бумаги с места на место.
Уйти на меньшую зарплату
Госслужащая из Владивостока. На госслужбе я смогла хорошо подтянуть юридические знания: часто приходилось обращаться к законодательству. Но я не понимаю, для чего нужна эта работа, какая от нее польза.
Перешла на новое место с зарплатой в полтора раза меньше: мой мозг начал работать, я изучаю кучу всего нового, раньше мне этого очень не хватало. Мне очень нравится мое новое занятие: есть ощущение, что мои знания и навыки здесь нужны и что я делаю что-то значимое.
Рутинная работа
Монотонная работа может наскучить, да так, что хочется бросить все и уйти в творчество. Договоры, отчеты и совещания однотипны и не дают проявить себя. Вы чувствуете, что ограничены гостами, снипами, — и это невыносимо.
Радикально сменить профессию
Кондитер из Санкт-Петербурга. До этого я изучала логистику. Это было интересно, но мне хотелось творить. Меня интересовало приготовление кондитерских изделий, поэтому я решила превратить увлечение в профессию — и поступила в петербургский колледж на повара-кондитера.
Но рубить с плеча опасно: на творческом пути что-то может пойти не так, а на старое место вернуться не получится. Пока нет уверенности в себе, запишитесь на курсы: научитесь рисовать или играть на гитаре — и без заработка не останетесь.
Бросить все, а потом вернуться
Визажист из Москвы. Десять лет я работала менеджером в рекламном агентстве. В 2016 году почувствовала, что выгорела, и решила сменить работу на более творческую. Стала визажистом, но выяснилось, что и тут текучки больше, чем творчества. Меня привлекали в этой профессии прежде всего творческая составляющая и возможность самовыражения. Этого в работе визажиста мало, поэтому сейчас я вернулась на прежнюю работу в рекламное агентство, а как визажист берусь только за самые интересные проекты.
Некуда расти
Если на собеседовании обещали карьерный рост, но вот вы отработали несколько лет, принесли компании миллионную прибыль, а повышения все нет — это повод задуматься об увольнении.
Бывает, что рост возможен только если есть специальное образование, конкретные навыки или определенный опыт работы. Если эти условия не соблюдены, то и повышения не будет.
Уйти из профессии и прихватить коллегу
Бывший кинолог из Екатеринбурга. Для меня в профессии важна возможность роста. При работе кинологом у меня такой возможности не было: с гуманитарным образованием офицерскую должность не получить. Я попробовала перевестись в пресс-службу и отделение криминалистической экспертизы, но там тоже не срослось. В итоге я решила не биться в закрытые двери и не мучить собаку, которая уже стала домашней любимицей.
Увлечение захватило
Хорошо, когда помимо основной работы есть хобби: его можно превратить в источник дохода. А если есть уверенность, что заработок перекроет нынешнюю зарплату, и эта мысль не дает вам покоя, — стоит рискнуть.
Неожиданно найти призвание
Фотограф из Санкт-Петербурга. Однажды я пошел с трехмесячной дочкой в бассейн. Мне так понравилось плавать и фотографировать детей, что бросил работу проектировщика и переучился. Теперь я — подводный фотограф: снимаю людей и вещи в воде.
Увлечение может быть из той же сферы, что и работа, тогда не придется переучиваться и платить за курсы. Не спешите разрывать отношения с работодателем, пока не стали профи: лучше дождаться, когда доход от частных проектов станет стабильным.
Уйти из найма, но не из профессии
Хозяйка архитектурного бюро из Москвы. Я работала архитектором в нескольких компаниях. Параллельно брала личные заказы по дизайну интерьеров и частных домов, меня рекомендовали друзья и коллеги. В 2004 году заказов набралось столько, что уже не успевала выполнять их сама. Тогда я уволилась, позвала друга вторым архитектором и наняла конструктора.
Нет сил терпеть
На работе бывает всякое: нервные клиенты, грубый начальник, неоплачиваемые переработки. Вряд ли в таком климате возможно сосредоточиться на своих обязанностях.
Отдохните от нездоровой атмосферы — возьмите отпуск. Заодно подумайте, стоит ли возвращаться или лучше сменить профессию.
Выгореть и поменять профессию
Декоратор из Москвы. Однажды на работе мне нахамил покупатель и я разрыдалась в подсобке. Это была последняя капля. Я уволилась одним днем, а потом год сидела дома и не могла понять, что делать дальше, ведь я умела только продавать. Научилась декорировать помещения: теперь я украшаю квартиры, торговые центры и рестораны.
А если вы просто недовольны своей зарплатой, нужно действовать вот так:
Leona, накопления + нерегулярные подработки в виде экскурсий, например. Ну и урезала бюджет сильно))
Marina, на что живете, пока поступаете?
Работаю проектировщиком в провинциальном ЗАО, в коллективе где средний возраст 45-50 лет. По поводу повышения зп разговаривала с начальницей (безрезультатно), с директором (подняли на 5 тысяч). Но все равно задумываюсь об увольнении, так как несмотря на повышения зп условия труда никто не поменял, а они довольно неорганизованные. Из самых бесящих:
1. Текучка со всеми вытекающими. Я сейчас единственный специалист в своем разделе, то есть ни спокойного больничного, ни отпуска.
2. Стали сильно следить за рабочим графиком. И ужесточили систему отпросок, не смотря на то, что переработки оплачивают редко и не все.
3. Плановый отдел совершенно не умеет в сроки. Ставит до нескольких сложных объектов одновременно. После вполне закономернных срывов сроков, руководство продолжает свято верить что это проектировщики не умеют правильно организовывать свой труд.
4. Коллектив сплошь пенсионерия и вчерашняя студентота.
5. Ну и вишенкой на тортике является отсутствие кондёра из-за той же пенсионерии, которой дует. Летом температура достигает +37 C.
Ну и куча других косяков, характерных для работы, где половина доживает, процентов 20% хапает ртом и другим местом, а остальные увольняются, после того как из них выжмут все соки.
Увольнение «по собственному» и контроффер: что не так в этом сценарии?
Вы приходите к руководству с заявлением об увольнении и говорите, что нашли работу получше. Там зарплата больше или должность выше (а здесь вы годами тщетно ждете повышения), задачи интереснее. Возможно, вас так просто не отпустят и сделают встречное предложение, так называемый контроффер — пересмотрят зарплату, должность, разнообразят функционал. Или предложат еще какие-то «плюшки».
Логика простая: «торг уместен», если руководство не хочет терять ценного сотрудника и подсчитало, какими рисками, проблемами и денежными потерями может обернуться его уход, если замену найти не так-то просто.
Уверенные в своей сверхценности сотрудники иногда откровенно используют заявление об увольнении как инструмент шантажа, чтобы добиться своего. Некоторые даже проделывают такой фокус регулярно. А тот, кто чувствует себя недооцененным, может в обиде написать заявление об увольнении не в попытке манипуляции, но втайне надеясь на предложение остаться («Ну теперь-то они поймут!»). Но и в том и в другом случае ожидания оправдываются не всегда.
И дело тут не только в вашей ценности для компании. Можно быть суперценным сотрудником, но так и не дождаться предложения остаться на улучшенных условиях. Еще одна неприятная истина: можно получить фантастически привлекательный контроффер, а через несколько месяцев вдруг услышать обратное предложение — уйти по-хорошему. Почему?
Почему отношение к контрофферам неоднозначное
Есть тип руководителей, которые исповедуют принцип «Решил уйти — скатертью дорога, незаменимых нет». И искренне считают даже мысль об увольнении предательством. Но мы сейчас не об этом, а о рациональном подходе.
Рациональный подход основан на фактах. А факты таковы, что из тех, кто принимает контрпредложения, 30–50% всё равно покидают компанию в течение года (цифры в разных исследованиях отличаются, но в любом случае это существенная доля). И HR-специалисты об этом прекрасно знают. Объяснение простое: обычно человек не решает уволиться одномоментно — причины копятся постепенно. И даже если он говорит, что уходит просто на более высокую зарплату, истинная причина может заключаться не столько в деньгах, сколько, например, в неприязни к начальнику или в неверии в перспективы компании, в ценность ее продукта или в мечте сделать яркую карьеру, которая в рамках этой компании невозможна.
По данным hh.ru, именно сотрудник, а не работодатель чаще становится инициатором увольнения — 52% против 11%. В числе главных причин ухода участники опроса, кроме недовольства зарплатой и бонусами, называют:
Если не устраивает только зарплата
Ситуация «всё отлично, вот только зарплата маленькая», на первый взгляд, самая простая: достаточно повысить вознаграждение — и проблема решена. В некоторых компаниях действительно «забывают» следить за рыночным уровнем зарплат, и только попытки бегства ключевых сотрудников заставляют работодателей спохватиться.
Во-первых, не всегда работодатель имеет возможность поднять зарплату выше рынка, даже если и рад бы это сделать.
Во-вторых, такие истории обычно не остаются в секрете от остальных сотрудников — и это разрушительный пример: обида («Чем он лучше меня?», «А что, так можно было?»), чувство недооцененности, зависть, попытки аналогичного шантажа могут разрушить команду. И этот риск, с точки зрения руководства, вполне может перевесить риск потери хорошего специалиста в вашем лице.
В-третьих, работодатели опасаются, что одной такой попыткой сотрудник не ограничится: ведь если получилось так выбить прибавку один раз, почему бы не попробовать снова? Не говоря уже о том, что тех, чья мотивация исключительно материальная, в принципе не считают надежными.
Если дело не в зарплате или не только в ней
Чаще бывают ситуации, когда не устраивает и зарплата, и что-то еще. В таком случае повышение дохода может удержать на какое-то время, но, поскольку вторая проблема не решена, вы, скорее всего, по-прежнему будете тяготиться и присматривать другие варианты. Работодатели это понимают.
Но бывает и так, что руководитель не может или не видит необходимости что-то изменить ради удержания одного ценного сотрудника — и проще понести связанные с его увольнением риски и потери, чем менять ради него всю систему. Например, вряд ли стоит ждать, что ради вашего удержания уволят вашего шефа, с которым у вас натянутые отношения, но вот предложение перейти в другое подразделение к другому руководителю — вполне вероятно.
Так что сделают вам контрпредложение или нет, зависит от нескольких условий. Как минимум сначала будет попытка выяснить вашу истинную причину ухода.
Не всякому «шоколадному» контрофферу стоит радоваться как победе: особенно, если вы ведете не совсем чистую игру. Посмотрим, в каких случаях стоит ждать встречного предложения, и какими они бывают.
Ваше увольнение — катастрофа для рабочих процессов
Это история не просто про высокий уровень профессионализма и хорошее знание нюансов работы в конкретной компании. Всё это, безусловно, весомые преимущества, но они еще не означают незаменимости. Правда такова, что руководство не всегда в курсе мельчайших деталей работы своих подчиненных — ваш шеф может даже не догадываться о том, насколько вы уникальный специалист и что с вашим функционалом, кроме вас, на достойном уровне вряд ли кто-то справится. Или ваше направление работы, при всей его уникальности, может не казаться руководствоу таким уж принципиально важным для компании в целом, чтобы пойти, например, на существенное повышение зарплаты.
Для ощущения того, что ваш уход — катастрофа, нужны два условия:
Например, вы руководитель разработки технически сложного продукта, в этот проект вложен очень серьезный бюджет и на него сделана ставка развития всего бизнеса. У вашего преемника несколько месяцев ушло бы только на то, чтобы вникнуть во все детали с нуля, и поэтому из-за вашего ухода запуск продукта пришлось бы надолго отложить. При этом разобраться во всех деталях можно только с вашей помощью — кроме вас, все знакомы с проектом лишь фрагментарно.
Или, допустим, вы редкий специалист в консалтинговой компании — звезда, на которую идет большинство ключевых клиентов. Работодатель понимает, что с вашим уходом потеряет их, и знает, что специалисты такого же уровня, как вы, — большая редкость.
В подобных случаях вас постараются удержать или хотя бы договориться об отсрочке, чтобы подобрать вам замену или спешно подготовить преемника внутри команды и обстоятельно ввести его в курс дела с вашей же помощью. Разумеется, на взаимовыгодных условиях (например, вам могут предложить крупные премиальные).
У вас в руках связи или драгоценная информация
Например, на вас завязано общение со всеми крупнейшими клиентами и партнерами — они привыкли контактировать через вас, только вы знаете, как найти подход к каждому из них, и только у вас полная база контактов. Так исторически сложилось, и у руководства до сих пор не дошли руки это изменить.
Или вы владеете ценной коммерческой информацией, а о должной юридической защите работодатель вовремя не позаботился. Один тот факт, что информация может уплыть к конкурентам, сам по себе — угроза.
Стоит ли говорить, что попытка манипулировать такими фактами ради достижения своих целей приведет к тому, что вас будут считать не только незаменимым, но и опасным членом команды? А значит, если и попытаются удержать на заманчивых условиях, то вряд ли надолго — скорее всего, лишь на время, чтобы передать ключевые процессы от вас другим сотрудникам и как следует защитить информацию.
Нужно уладить конфликт и не выносить сор из избы
Сотрудник, который увольняется на эмоциях, в результате конфликта, может навредить репутации компании, если вынесет историю в публичное пространство. Особенно если он занимался ключевыми вопросами и знает все слабые места.
Тут контроффер может стать одним из способов снизить накал эмоций и удержать человека хотя бы на время с тем, чтобы потом отпустить уже в спокойном, «штатном» режиме.
Удержать дешевле и проще, чем искать замену
Затраты на подбор и адаптацию нового сотрудника — это издержки, которые работодатель включает в стоимость любого увольнения. Например, размещение вакансий и доступ к базе резюме на hh.ru для работодателей — платная услуга. Подбор через кадровые агентства и сторонних рекрутеров — тоже. И чем более редкого специалиста нужно найти, чем более сжатые сроки на закрытие вакансии (далеко не всякого профессионала можно найти за пару недель), тем дороже обойдется поиск. Не говоря уже о том, что первое время новичок будет работать не так эффективно, как опытный сотрудник, знакомый со всеми деталями.
Поэтому в интересах работодателя разобраться в причинах вашего желания уволиться и посчитать, что обойдется ему дороже — удержать вас или искать и растить нового специалиста.
Если вы перспективный сотрудник, у компании на вас виды в смысле дальнейшего развития, она тем более заинтересована вас сохранить. Современные продвинутые работодатели формируют кадровые резервы из высокоэффективных сотрудников. И стараются договориться с ними о вариантах развития внутри компании еще до того, как кто-то соберется уйти. Если человек получил соблазнительное предложение на стороне, с ним тоже могут попытаться договориться — но, конечно, только когда есть что ему предложить.
Например, вы уходите потому, что вам не хватает интересных задач и профессионального развития — вопрос в том, можно ли перестроить ваш функционал здесь в ближайшее время. Возможно, для этого вам предложат не мгновенное, а постепенное, пошаговое решение. Или если вас не устраивает система мотивации (она кажется несправедливой) — это тоже вполне решаемый вопрос у заинтересованного в вас работодателя.
Когда не стоит рассчитывать на контроффер
Если вы хотите кардинально поменять сферу или профиль работы или осуществить мечту о собственном бизнесе, скорее всего, вас не станут отговаривать от перемен.
Также встречное предложение маловероятно, если компания никак не способна повлиять на те процессы или ситуации, которые стали причиной вашего увольнения. Например, вас в чем-то не устраивает политика компании или вы считаете неэффективными ключевые процессы, но руководитель не может или не хочет изменить положение дел.
Но в этих случаях компания может быть заинтересована удержать вас на какой-то период — для спокойной передачи дел. Это повод обсудить увольнение с особыми условиями, если на новом месте вас готовы подождать чуть подольше. Или договориться о временном совместительстве — на период передачи дел.
Главное — взвешенный подход
Шантаж увольнением ради того, чтоб добиться своих целей, сомнительная стратегия. Есть риск, что это охарактеризует вас в глазах работодателя определенным образом. Может быть, вы и получите от руководства заманчивое предложение, но не факт, что будете радоваться новым условиям долго. Кроме того, такая тактика, дав сиюминутный эффект, в будущем может обернуться плохими рекомендациями. Лучше найти возможность откровенно поговорить с руководителем и HR-специалистом о том, что вас не устраивает в работе, до того, как выкладывать заявление на стол. Они и так прекрасно поймут, что могут вас потерять, но вы настроены на диалог. Такая честная и открытая позиция вызывает уважение, в отличие от ультиматума «Или вы решаете мою проблему, или через две недели меня здесь не будет».
Если же у вас на руках действительно уже есть предложение от другого работодателя, а от нынешнего вдруг поступает более соблазнительный контроффер — тщательно взвешивайте за и против. Главное, помнить про истинные причины своего желания уволиться (в этом смысле работодатель готов поменять что-то к лучшему?) и зафиксировать договоренности.