что делать с воском с волосами после крещения
Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый вечер! Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск и приклеивает на обратную сторону именной иконы? Не в первый раз участвую в Таинстве крещения, но впервые с этим столкнулась.
Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:
Сам момент пострижения волос при совершении таинства Крещения отправляет нас к древней римской традиции, когда рабам выстригали часть волос в знак принадлежности своему господину. В Крещении же человек совершает это действие добровольно так как он знает, что Господь, «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), желает ему свободы, а жизнь во грехе без Бога — есть подлинное рабство. Именно об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам: «неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим 6:16). Человек становится воином христовым, перестает быть рабом греха и обязуется принять на себя «благое иго Христово» (см.: Мф 11:30).
У многих людей есть обычай — сохранять для себя что-то на память о важном событии. Что касается религиозной жизни, то этот обычай сроднился с народным благочестием и церковными традициями. Священные предметы напоминают нам о духовных событиях нашей жизни и о тех обещаниях, которые мы давали Господу: ростовая (именная) икона при Крещении, крещальная одежда, венчальные иконы. И, конечно, остриженные с нашей головы волосы в честь нашего отречения от своей воли и подчинению благой и премудрой воле Божией, напоминают нам о решимости оставить прежнюю, греховную жизнь. Поэтому священник вкладывает их в воск (иначе они просто разлетятся) и приклеивает к иконе. Никакого другого мистического смысла в этом действии нет. Оно не предполагается уставом (поэтому вы и не видели его раньше — так делают не все) и являет собой благочестивую, но необязательную традицию.
Зачем при Крещении священник запечатывает волосы в воск?
Во время обряда крещения многие могли обратить внимание на то, что часто священники всегда запечатывают волосы в воск, приклеивают к обратной стороне именной иконы. Это древняя традиция, у которой есть вполне обоснованное объяснение.
Пострижение волос при Крещении
Помимо запечатывания волос в воск, существует другая более распространенная традиция, которая повсеместно используется при обряде Крещения. Это пострижение волос человека, принимающего христианство. Данная традиция постригать волосы во время таинства Крещения сохраняется со времен Рима, когда рабам было принято выстригать часть волос, чтобы продемонстрировать верность и преданность своему господину.
В Крещении человек это делает добровольно и становится воином христовым, перестает быть рабом греха.
Вообще, пострижение волос издавна было символом жертвы и послушания, которое принимается человеком. Дело в том, что с давних времен люди считали, что именно в волосах содержится основная сила, сосредоточена мощная энергия: можно вспомнить ветхозаветного героя Самсона, для которого источником его невероятного могущества служили как раз длинные волосы. По этой причине пострижение волос присутствует во многих обрядах, например, при посвящении в монахи.
Фото: Flickr.com
Когда человек соглашается на Крещение, в это действие закладывается подобный смысл, но при этом совершается оно исключительно добровольно. Своим согласием он подтверждает, что принимает Создателя, осознавая, что Творец делает все ради спасения людей и достижения ими истины. При этом человек, проходя таинство Крещения, отдает себе отчет в том, что именно жизнь без Бога, пребывание в грехе и является истинным рабством.
Об этом упоминает апостол Павел в своем послании к римлянам. В частности, он спрашивает у них, неужели они не отдают себе отчет в том, становятся рабами того, кому отдают себя в послушание. Поэтому лучше становиться послушниками, соблюдая праведность, чем рабами греховного господина. Более того, апостол Павел отмечает, что превращаясь в воина Христа, человек освобождает от оков раба греха, принимая на себя божественную благодать.
Во время таинства Крещение пострижение волос производится по определенным правилам. Сначала состригаются волосы с затылка, затем с передней части головы, потом – с правой и только в самом конце – с левой. Этот порядок обусловлен тем, как совершается благословение.
Запечатывание волос в воск
Запечатывание остриженных во время обряда Крещения волос в воск связано с распространенным обычаем оставлять для себя что-то на память о значимом и важном событии. В религиозной жизни такое стремление не противоречит понятиям о праведной жизни, поэтому поддерживается священнослужителями. В данном случае это связывается с церковными традициями и народным благочестием.
Для человека, принявшего христианство, важно, чтобы у него были какие-то священные предметы, напоминавшие ему о важных духовных страницах его жизни, а также о тех обетах, которые он давал Господу, когда принимал Крещение. Это может быть одежда, в которой он крестился, именная икона с небесным покровителем, венчальная икона.
Волосы, остриженные с головы во время таинства Крещения, становятся еще одним таким напоминанием о важном событии духовной жизни, которое произошло с человеком. Ведь таким образом он фактически отрекается от собственной воли, подчиняясь Божьей воле, признавая, что в ней заключается истинная мудрость и благость. Этот предмет становится для человека напоминанием о его решимости принять христианства, отринув прежнюю жизнь, которая могла быть греховной и неправедной.
Фото: Flickr.com
Именно с этой целью священник вкладывает остриженные волосы в воск и приклеивает к иконе. В том, что он использует при этом воск исключительно практический смысл, ведь в противном случае волосы бы просто разлетелись.
Никакого иного мистического смысла, которые многие пытаются искать в этом действии, нет. При этом стоит отметить, что церковным уставом приклеивание волос воском к иконе не предполагается, поэтому остается на усмотрение конкретного священнослужителя. В этом причина того, что таким образом поступают не во всех церквях и приходах. При этом церковь признает, что это благочестивая традиция, но при этом необязательная.
Часто священник не сам запечатывает волосы в воск, а отдает их для этого одному из восприемников, который после опускает их в купель.
Среди суеверных прихожан существует примета – они внимательно следят за тем, не потонул ли воск с волосами, брошенный в купель. Если это произошло, то считается, что жизнь только что покрестившегося человека будет недолгой. Это не имеет ничего общего с церковными традициями.
Более того, воск легче воды, поэтому в принципе не может потонуть. Только если бросить его с силой, он может погрузиться в воду на некоторое время, но это не должно отвлекать прихожан от таинства, так как в действительности это ничего не значит.
Зачем при крещении батюшка срезает волосы и закатывает их в воск
Религиозные обряды имеют глубокий смысл. Каждое священнодействие совершается согласно Церковному уставу (Типикону). На вопросы: «Зачем всем при крещении срезают волосы, что это означает?» – в христианском вероучении есть ответы. Срезанные волосы – это символ добровольной покорности Божественной воле, потому что человек верит в Бога, в его любовь к нему и готов жить по его заповедям.
Происхождение традиции
Христиане позаимствовали обряд сострижения волос во время крещения у римлян. В Римской империи рабу выстригали часть волос на голове, чтобы таким образом был определен его социальный статус и принадлежность господину. Состригать волосы у новокрещеных стали после Вознесения Иисуса Христа.
Религиозный смысл традиции заключается в следующем:
Волосы состригают всем без исключения: новорожденным младенцам и взрослым людям. Что может еще принести в жертву Всевышнему человек, который приходит в земной мир нагим? Все, что он имеет, дано Богом, кроме того, что «произвело» его тело. Волосы – символ красоты и силы человека, поэтому крещаемый отдает их часть, символизируя этим готовность служить Господу.
Для чего срезанные волосы закатывают в воск при крещении
По просьбе новокрещенного или крестных родителей срезанные волосы священник закатывает в воск и прикрепляет к внутренней стороне именной иконы. Это действие не входит в устав обряда и делается исключительно по желанию крещаемых или их родителей. Крещение – одно из величайших Таинств христианства. Религиозное действие тесно связано с обычаем людей хранить на память о важных событиях какие-то вещи и предметы.
Священные предметы напоминают о духовных событиях, обещаниях, данных Богу. Стало традицией хранить срезанные волосы, крестильную одежду и именную икону ребенка.
Другим религиозным артефактом является венчальная икона, рушник. Священник вкладывает волоски в воск, потому что другим способом сохранить эти прядки очень сложно. Закатанные в воск и приклеенные к обратной стороне иконы срезанные пряди будут храниться всю жизнь, как напоминание об отречении от своей воли, отказе от грешной жизни и подчинении Божественной воле.
Мнение современной церкви
Использование в религиозной традиции символа рабства не означает, что Христианская Церковь его оправдывает. Христиане на протяжении нескольких веков страдали от гонений в рабовладельческом государстве. Главная причина преследования была в идеологии нового вероучения, призывавшего к равенству среди людей и любви к ближнему своему. Римские правители видели в этом угрозу своему владычеству и жестоко наказывали последователей учения Иисуса Христа.
Человек не может быть абсолютно свободным. Он так устроен, что всегда от чего-то зависим: от своих привычек, страстей. Вера в Бога невозможна без крещения, когда человек переходит под власть и защиту Всевышнего, спасая тем самым душу от Сатаны. Он верит, Господь видит все, что происходит с ним, любит и заботится о нем.
Зачем при крещении малышам отстригают прядь волос
Детей крестят обычно в раннем возрасте, когда на их головках только появляются первые волосы. Попытки священника отстричь прядь у малыша могут показаться странными. Но на самом деле этот обычай имеет давнюю историю и огромное значение в христианстве.
Волосы в религии
С самых древних времен разными народами волосы рассматривались как источник силы и энергии человека — недаром на волосах гадали и ворожили. До сих пор считается плохой приметой оставлять свои волосы у чужих людей. Можно вспомнить библейского Самсона, которого филистимляне смогли схватить и заключить в темницу, только лишив волос. Существует древняя апокрифическая легенда, приводимая Феодоритом Кирским в «Толковании на книгу Судей», что у первых людей вокруг головы были нимбы — ведь они были святы и чисты. Но когда Адам и Ева согрешили, лучи света упали и превратились в волосы.
Значение пострига в христианстве
Выстригание прядей при крещении можно поставить в один ряд с другим христианским обычаем — постригом в монахи. Пострижение символизирует смирение, послушание, жертвенность. Как рассказывает иерей Димитрий Поповский, таинство крещения символизирует духовное рождение младенца. А для этого он должен стать рабом Божьим.
Пострижение при крещении
Если вы присутствовали при крещении, то обратили внимание, что священник не просто состригает прядь волос, а делает это в определенной последовательности: сначала затылок, потом передняя часть головы, затем правая и левая. Таким образом ребенка как бы осеняют крестным знамением, благословляют на жизнь во Христе.
Как поступают с остриженными волосами
В разных церквях приняты разные обычаи. Некоторые священники просто бросают скрученные пряди в купель. Среди суеверных людей есть примета, что если такой шарик потонет — это неблагоприятное пророчество для младенца. Но на самом деле ни Библия, ни другие священные христианские книги ничего об этом не говорят. Многие священники отдают пряди волос родителям (родным или крестным). Их принято хранить как память, а после смерти человека класть ему в гроб вместе с крестильной одеждой. Некоторые советуют сжигать волосы.
Но здесь, скорее, работают старые суеверия: главное — не дать волосам попасть в руки дурному человеку. Считается, что недоброжелатели с помощью волос могут навести порчу.
Что делать с воском с волосами после крещения
Что делать с волосами, которые состригли при крещения?
Вопрос читателя:
Добрый день, подскажите, пожалуйста, что делать с волосами, которые состригли при крещения? Нам их отдали.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Действительно, в Таинстве Крещения священник срезает у младенца несколько волосков «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это священнодействие символически означает то, что мы приносим жертву Господу то, что имеем. А так как младенец не имеет ещё ничего, то волоски как раз и есть его первая жертва Богу. Обычно эти волосики запечатываются в воск и опускаются в купель. Затем этот комочек обычно сжигается в храмовой печи, как жертва Господу. Но, если Вам их отдали, то положите этот комочек перед иконой, как жертву Господу, и храните его с благоговением. Помните, что это самая первая жертва, которую принёс ваш малыш Богу.
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск?
Вопрос читателя:
Добрый вечер! Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск и приклеивает на обратную сторону именной иконы? Не в первый раз участвую в Таинстве крещения, но впервые с этим столкнулась.
Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:
Сам момент пострижения волос при совершении таинства Крещения отправляет нас к древней римской традиции, когда рабам выстригали часть волос в знак принадлежности своему господину. В Крещении же человек совершает это действие добровольно так как он знает, что Господь, «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), желает ему свободы, а жизнь во грехе без Бога — есть подлинное рабство. Именно об этом пишет апостол Павел в послании к Римлянам: «неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим 6:16). Человек становится воином христовым, перестает быть рабом греха и обязуется принять на себя «благое иго Христово» (см.: Мф 11:30).
У многих людей есть обычай — сохранять для себя что-то на память о важном событии. Что касается религиозной жизни, то этот обычай сроднился с народным благочестием и церковными традициями. Священные предметы напоминают нам о духовных событиях нашей жизни и о тех обещаниях, которые мы давали Господу: ростовая (именная) икона при Крещении, крещальная одежда, венчальные иконы. И, конечно, остриженные с нашей головы волосы в честь нашего отречения от своей воли и подчинению благой и премудрой воле Божией, напоминают нам о решимости оставить прежнюю, греховную жизнь. Поэтому священник вкладывает их в воск (иначе они просто разлетятся) и приклеивает к иконе. Никакого другого мистического смысла в этом действии нет. Оно не предполагается уставом (поэтому вы и не видели его раньше — так делают не все) и являет собой благочестивую, но необязательную традицию.
Зачем при Крещении священник запечатывает волосы в воск?
Во время обряда крещения многие могли обратить внимание на то, что часто священники всегда запечатывают волосы в воск, приклеивают к обратной стороне именной иконы. Это древняя традиция, у которой есть вполне обоснованное объяснение.
Пострижение волос при Крещении
Помимо запечатывания волос в воск, существует другая более распространенная традиция, которая повсеместно используется при обряде Крещения. Это пострижение волос человека, принимающего христианство. Данная традиция постригать волосы во время таинства Крещения сохраняется со времен Рима, когда рабам было принято выстригать часть волос, чтобы продемонстрировать верность и преданность своему господину.
В Крещении человек это делает добровольно и становится воином христовым, перестает быть рабом греха.
Вообще, пострижение волос издавна было символом жертвы и послушания, которое принимается человеком. Дело в том, что с давних времен люди считали, что именно в волосах содержится основная сила, сосредоточена мощная энергия: можно вспомнить ветхозаветного героя Самсона, для которого источником его невероятного могущества служили как раз длинные волосы. По этой причине пострижение волос присутствует во многих обрядах, например, при посвящении в монахи.
Фото: Flickr.com
Когда человек соглашается на Крещение, в это действие закладывается подобный смысл, но при этом совершается оно исключительно добровольно. Своим согласием он подтверждает, что принимает Создателя, осознавая, что Творец делает все ради спасения людей и достижения ими истины. При этом человек, проходя таинство Крещения, отдает себе отчет в том, что именно жизнь без Бога, пребывание в грехе и является истинным рабством.
Об этом упоминает апостол Павел в своем послании к римлянам. В частности, он спрашивает у них, неужели они не отдают себе отчет в том, становятся рабами того, кому отдают себя в послушание. Поэтому лучше становиться послушниками, соблюдая праведность, чем рабами греховного господина. Более того, апостол Павел отмечает, что превращаясь в воина Христа, человек освобождает от оков раба греха, принимая на себя божественную благодать.
Во время таинства Крещение пострижение волос производится по определенным правилам. Сначала состригаются волосы с затылка, затем с передней части головы, потом – с правой и только в самом конце – с левой. Этот порядок обусловлен тем, как совершается благословение.
Запечатывание волос в воск
Запечатывание остриженных во время обряда Крещения волос в воск связано с распространенным обычаем оставлять для себя что-то на память о значимом и важном событии. В религиозной жизни такое стремление не противоречит понятиям о праведной жизни, поэтому поддерживается священнослужителями. В данном случае это связывается с церковными традициями и народным благочестием.
Для человека, принявшего христианство, важно, чтобы у него были какие-то священные предметы, напоминавшие ему о важных духовных страницах его жизни, а также о тех обетах, которые он давал Господу, когда принимал Крещение. Это может быть одежда, в которой он крестился, именная икона с небесным покровителем, венчальная икона.
Волосы, остриженные с головы во время таинства Крещения, становятся еще одним таким напоминанием о важном событии духовной жизни, которое произошло с человеком. Ведь таким образом он фактически отрекается от собственной воли, подчиняясь Божьей воле, признавая, что в ней заключается истинная мудрость и благость. Этот предмет становится для человека напоминанием о его решимости принять христианства, отринув прежнюю жизнь, которая могла быть греховной и неправедной.
Именно с этой целью священник вкладывает остриженные волосы в воск и приклеивает к иконе. В том, что он использует при этом воск исключительно практический смысл, ведь в противном случае волосы бы просто разлетелись.
Никакого иного мистического смысла, которые многие пытаются искать в этом действии, нет. При этом стоит отметить, что церковным уставом приклеивание волос воском к иконе не предполагается, поэтому остается на усмотрение конкретного священнослужителя. В этом причина того, что таким образом поступают не во всех церквях и приходах. При этом церковь признает, что это благочестивая традиция, но при этом необязательная.
Часто священник не сам запечатывает волосы в воск, а отдает их для этого одному из восприемников, который после опускает их в купель.
Среди суеверных прихожан существует примета – они внимательно следят за тем, не потонул ли воск с волосами, брошенный в купель. Если это произошло, то считается, что жизнь только что покрестившегося человека будет недолгой. Это не имеет ничего общего с церковными традициями.
Более того, воск легче воды, поэтому в принципе не может потонуть. Только если бросить его с силой, он может погрузиться в воду на некоторое время, но это не должно отвлекать прихожан от таинства, так как в действительности это ничего не значит.
Что делать с воском с волосами после крещения
Поскольку в книгах Библии ничего не сказано об отрезании прядей волос и о применении воска при крещении покаяния, следовательно, включение данных элементов в таинство произошло в более поздний период истории церкви. На мой взгляд, возможны 2 пути их появления в православной традиции:
1) творчество церковного клира с нуля;
2) заимствование из защитных языческих магических ритуалов и адаптация их под христианскую оболочку.
Мне представляется наиболее вероятным второй путь. Но хотелось бы услышать мнение знатоков истории христианства, если вообще возможно отследить истоки таких мелочей во тьме веков.
С уважением,
Евгений Попов.
Ольга Г. православный христианин (новоначальный) |
Тема: #2830
Сообщение: #42415
21.12.99 11:40
Ответ на #42354 | Константин Тралов православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Меня не интересует эта длинная цепочка, а только отдельные её звенья — Ваши диалоги с Сергеем, и. Харитоном и братом Стефаном в другой теме.
Они все Вам недвусмысленно дали понять, что Вы ведёте себя некорректно по отношению к Церкви и Евангелию. А в ответ услышали от Вас что-то вроде: «Не стращайте меня, сами дураки!».
Можно было бы подумать, что Вы не осознаете того, что позволяете себе лишнее, если бы Вы регулярно не повторялись в своих язвлениях. А стало быть Вы всё понимаете, но делаете вид что так и надо.
Потому я и призываю других не тратить больше на Вас время, ибо Вы всё равно никого слушаете.
Тема: #2830
Сообщение: #42354
20.12.99 15:15
Ответ на #42321 | Ольга Г. православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Маленький тест. Возмите часы с секундной стрелкой, заметьте время, прочитайте текст внизу. Решив задачку, пришлите письмо с результатом. Можно с комментариями.
>Я надеюсь, что после этих Ваших слов Сергей перестанет метать бисер
перед Вами. Вам ответили вполне исчерпывающие и не один раз. Думаю
этого хватит.
Вопрос: кого, когда и о чем спрашивал В?
Ольга Г. православный христианин (новоначальный) |
Тема: #2830
Сообщение: #42321
20.12.99 12:41
Ответ на #42313 | Константин Тралов православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Я надеюсь, что после этих Ваших слов Сергей перестанет метать бисер перед Вами. Вам ответили вполне исчерпывающие и не один раз. Думаю этого хватит.
Тема: #2830
Сообщение: #42313
20.12.99 10:42
Ответ на #42308 | Морской Сергей атеист | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Слишком много эмоций, сударь! И пугать меня не надо, были страхмейкеры и посильнее. Если есть что сказать от «падшего разума», пишите, пожалуйста, поконкретней.
Тема: #2830
Сообщение: #42308
20.12.99 09:38
Ответ на #42304 | Константин Тралов православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Тема: #2830
Сообщение: #42304
20.12.99 08:50
Ответ на #42262 | игумен Харитон православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
>Глумиться над Евангелием — не самый
лучший способ доказать свою «православность».
Попытки борьбы с узурпацией РПЦ термина «православие», как известно, стоила некоторым участникам форума мучениченской виртуальной кончины. «Притчи» под названием «Евангелие от Репецелова» отражают истинную, «действующую» трактовку Евангелия «святой, соборной и апостольской». Т.е. то, каким должно было бы быть Еавнгелие для полного его совпадения с действующей практикой РПЦ. Так что извините, но ваше обвинение в глумление вызывает желание процитировать известное «Нечего на зеркало пенять. «
Тема: #2830
Сообщение: #42289
20.12.99 06:19
Ответ на #42273 | Журавлева Любовь православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Журавлева Любовь православный христианин нет доступа на форум |
Тема: #2830
Сообщение: #42273
20.12.99 01:42
Ответ автору темы | Ольга Черепанова агностик | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Не хочу заводить отдельную тему, так как эта вроде бы подходит. Но у меня есть небольшой вопрос к православным свяшенникам. Скажите, пожалуйста, допустимо ли в православии, чтобы при крещении маленькой девочки крестная была не православной, ну например, индуской, а крестный отец православным?
Сегодня в православном храме я видела именно такой вариант крещения, когда крестная стояла и сияла держа девочку на руках, но лба ни разу не перекрестила. Ребенок которого крестили был от смешанного брака, отец православный, а мать индуска, но не исповедующая православие.
Тема: #2830
Сообщение: #42262
19.12.99 22:36
Ответ на #42047 | Константин Тралов православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Извините, Константин, но текст Священного Писания и чинопоследования Церкви — не самый удобный повод загружать Форум самосочиненной пошлятиной.
Простите, но Ваш текст заставляет задуматься о том, насколько искренно Вы указали свое вероисповедание. Глумиться над Евангелием — не самый лучший способ доказать свою «православность». Пусть даже Вы и не приемлете вульгарного требоисправления. Все же какую-то меру знать надо.
Тема: #2830
Сообщение: #42261
19.12.99 22:25
Ответ на #42161 | священник Андрей М. православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
священник Андрей М. православный христианин (священник) нет доступа на форум |
Тема: #2830
Сообщение: #42161
18.12.99 23:18
Ответ на #41970 | священник Андрей Дудченко православный христианин | Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить |
Приветствую Вас, отче!
> Как вам тут не позавидовать, у нас на приходе почти в центре Киева хорошо, если
> ОДИН-ДВА человека в НЕДЕЛЮ приходят креститься!
Поясню ситуацию. Город наш основан в 1930 г. Центр химической промышленности со всеми вытекающими (в прямом и переносном смысле) последствиями. Храма, понятно, не было никогда. Два с небольшим года назад была освящена деревянная церковь в честь свт. Тихона и новомучеников и исповедников Российских. При проектной вместимости в 300 человек сегодня, например, (на Николу) под помазание на всенощной подошли более 1000. Клир — 3 священника и диакон, всем до 30 лет. Служим ежедневно утром и вечером. Подсобных помещений почти нет. Все частные богослужения (Крещение, отпевание, Венчание и т. д.) проводятся в нашем маленьком храме. Одновременно бывает до 15 гробов на отпевании, до 60 (и более) человек на крещении (летом) и т. п. есть воскресная школа соответствующих масштабов, как для взрослых, так и для детей. Заложен собор вместимостью 3000 человек. И все бы хорошо, да что-то нехорошо. Основных проблем две. Конфликт отцов и детей (т. е. бабушек-в-прошлом-комсомолок-спортсменок и молодежи). В результате молодежь в храм почти не пускают. Вторая проблема — наши масшабы. Поверьте, как тяжело проводить формальную исповедь (а когда исповедуешь одновременно 200-500 человек, она иной быть не может). В результате — большая сменяемость клира.
> Перед совершением чинопоследования таинства Крещения пастырь должен произнести
проповедь.