что делать с сиротами
После интерната: как помогают детям-сиротам в самостоятельной жизни
Чтобы не оставлять один на один со взрослой жизнью выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей, в Москве существует особый вид социальной помощи – постинтернатный патронат. Появился он в 2010-2011 годах, когда было принято несколько соответствующих законов и постановлений Правительства Москвы. Занимаются им так называемые уполномоченные организации. Их в настоящее время в городе 54. Среди них –Центры содействия семейному воспитанию, Центры поддержки семьи и детства, некоммерческие организации, а также Центр «Детство». Поддержка гарантирована всем выпускникам в возрасте от 18 до 23 лет.
С какими сложностями во взрослой жизни сталкиваются дети-сироты? Как и для чего специалисты по постинтернатному сопровождению помогают им? Об этом в интервью с Екатериной Смарцевой, начальником отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центра «Детство».
— Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?
— Постинтернатным патронатом Центр «Детство» занимается с 2015 года. Деятельность эта набирает обороты, расширяется. В январе 2019 года она выделена в отдельное направление: был создан наш отдел.
В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.
Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор. Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается. Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.
— Как молодые люди становятся клиентами отдела сопровождения? Они сами стремятся найти помощь или сотрудники Центра «Детство» ищут нуждающихся в ней?
— Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.
— Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?
— Психологические трудности: непроработанные травмы, страхи, неумение выстраивать взаимоотношения с социумом (коллегами, соседями и т.д.), извечная проблема – нехватка денежных средств из-за того, что ребята не могут правильно распределять их. Не всегда получается у них и устроиться на работу или удержаться на ней. Сотрудники службы постинтернатного патроната часто выступают посредниками между выпускником и соседями. Нередко к решению проблем привлекаются специалисты Московской службы психологической помощи населению, Центра «Моя карьера».
— Как вы работаете с ребятами?
— Наша общая задача – поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.
Расскажу о самых запомнившихся мне случаях, когда выпускники при поддержке Центра «Детство» смогли решить свои проблемы. Благодаря взаимодействию специалистов с благотворительным фондом «Река детства» выпускнице Анастасии И. помогли найти профессионального врача, когда у нее возникли проблемы со здоровьем, и подобрать правильную терапию, что значительно облегчило жизнь девушке. Ей же помогли реализовать право на получение выходного пособия, которое у нее не получалось оформить самостоятельно.
Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.
Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой два маленьких ребенка, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов. Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо. Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.
— Вы упомянули совместную работу с благотворительным фондом «Река детства». Как развиваются отношения Центра «Детство» с некоммерческими организациями?
— В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.
Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.
С благодарностью отмечу наиболее активных наших партнеров: благотворительный фонд помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Река детства» (учредитель Ольга Поздеева), Союз социальных педагогов и социальных работников (вице-президент Денис Давлеткалиев), АНО «Социально-культурный центр «Развитие, творчество, инициатива» (научный руководитель Денис Давлеткалиев), Молодежное региональное общественное движение «Студенты Москвы» (руководитель Давид Арутюнян).
— Вернемся к направлениям работы отдела. Вы сказали, что
Центр «Детство» занимается координацией, методическим сопровождением, консультированием специалистов уполномоченных организаций Москвы. Что они собой представляют?
— Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.
В настоящее время в городе их 54. Среди них – Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации. Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь. Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.
— Как Центр «Детство» взаимодействует с уполномоченными организациями?
— Центр «Детство» является проводником идей ДТСЗН г. Москвы по данному направлению. Он может выступить третьей стороной в решении наиболее острых вопросов при постинтернатном сопровождении.
В конце прошлого года Центром «Детство» был издан социальный справочник нанимателя жилого помещения из специализированного жилого фонда города Москвы «В добрый путь». Эта брошюра – путеводитель по самостоятельной жизни. Справочник предназначен как для выпускников, так и для специалистов, которые будут работать с ними. Он стал действительно хорошим подспорьем в решении многих вопросов, возникающих на пути ребят.
— Какие мероприятия проводите для выпускников?
— Мероприятий у нас много. Фотоконкурс «Москва в моем объективе», конкурс эссе «Мое новогоднее пожелание выпускнику 2019 года», турнир по мини-футболу «Уличный Забивака». В 2018 году был дан старт одному из знаковых мероприятий – конкурсу «Моя Москва – мои возможности», где встречаются успешные выпускники.
Ребята участвуют в них очень активно. Это говорит о том, что они востребованы и актуальны. Общение выпускников в неформальной обстановке позволяет им обмениваться мнениями, опытом, обсуждать и строить перспективы роста и развития, выстраивая отношения по принципу «выпускник – выпускнику», когда успешный молодой человек становится положительным примером для более младших товарищей.
Идеей 2019 года стало проведение спартакиады «Мой спортивный город», в рамках которой уже прошли два этапа: турниры по русским шашкам и настольному теннису. Впереди соревнования по мини-футболу. Сейчас в турнирной таблице спартакиады сложилась очень интересная ситуация: вторую строчку таблицы делят целых три команды! Интрига развивается, а ее развязку мы сможем наблюдать в сентябре, когда пройдет турнир по мини-футболу. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих стать зрителями завершения этих спортивных состязаний!
Также осенью пройдет второй конкурс «Моя Москва – мои возможности», где снова будет назван самый успешный и социализированный выпускник года.
— Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?
— Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие. Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната. После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.
От себя добавлю, что постинтернатное сопровождение выпускников просто необходимо. Специалисты, занимающиеся им, – это люди, готовые прийти на помощь ребятам, поддержать и сообща найти решение, причем нередко в любое время суток. Я всегда говорю, что заниматься вопросами сиротства нельзя формально, здесь нет понятия «работа по графику», этим может заниматься только человек с горящей и живой душой, мобильный и инициативный, другой просто не сможет добиться результата.
Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.
Льготы для детей-сирот в России
Сироты — это дети до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Еще льготы предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, а также людям в возрасте от 18 до 23 лет, если они потеряли родителей до своего совершеннолетия — это лица из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Льготы в этой сфере распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Они имеют право на:
посещение государственного детского сада бесплатно;
обучение на подготовительном отделении вуза за счет бюджета, но только если они обучаются на отделении впервые;
зачисление в вуз в преимущественном порядке и на бюджет — по квоте;
второе среднее профессиональное образование за счет бюджета при очной форме обучения;
выплаты во время обучения: ежемесячную государственную социальную стипендию и ежегодное пособие на покупку учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер выплат устанавливают региональные власти;
бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте;
компенсацию проезда к месту жительства и обратно к месту учебы, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте;
сохранение полного гособеспечения и социальной стипендии во время академического отпуска по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет;
получение единоразовой финансовой помощи при выпуске из учебного заведения.
Также такие дети могут получить путевки в детские оздоровительные лагеря и оплату проезда туда и обратно. Кроме того, им положены бесплатные поездки в санатории, если есть медицинские показания.
Дети из льготной категории имеют право на жилье, в котором они могут поселиться после того, как выпустятся из, например, интерната. Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений на пять лет. После договор можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору соцнайма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.
Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляют на уровне региона.
Для впервые ищущих работу безработных из этой льготной категории предусмотрена выплата пособия в течение шести месяцев. Важно: чтобы получить эти выплаты, нужно зарегистрироваться в службе занятости. Выплаты будут в размере среднемесячной зарплаты в регионе на дату регистрации в качестве безработного.
Если организацию, где работает сирота или оставшийся без попечения родителей, ликвидируют, то работодатель обязан оплатить ему необходимое профессиональное обучение и трудоустроить. То же самое работодатель должен сделать, если человек из льготной категории подпадает под сокращение.
Для детей-сирот предусмотрены следующие виды государственной помощи:
единовременная компенсационная выплата по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, при прекращении попечительства;
ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;
социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет и лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, оба родителя которых неизвестны или умерли, а также детям умершей одинокой матери и другим категориям детей. Осиротевшие дети, родители которых известны, имеют также право на фиксированную выплату к страховой пенсии по случаю потери кормильца;
ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей — несовершеннолетним детям, не имеющим права на какой‑либо вид пенсионного обеспечения и алименты.
Детским домам не нужны ваши подарки. Девять правил полезной благотворительности
Вот несколько простых правил, благодаря которым от вашей помощи действительно будет польза.
Избегайте массового паломничества в детские дома. Традиционно перед праздниками воспитанников детдомов увеселяют и одаривают изо всех сил. Новый год там начинается в ноябре. Деды Морозы начинают приезжать еще осенью. Представьте, что у вашего ребенка каждый день елка: то депутаты приедут, то студенты, то волонтеры, то активисты, то чиновники… Дети просто устают от непрерывных праздников, которые особой радости уже не вызывают.
Хотите сделать подарки детям-сиротам? Будьте аккуратны. Помните, что вы такой не один. Дети в детдомах без внимания не остаются, часто их заваливают подарками. Естественно, если каждый день получать что-то новенькое, ценность подарков падает. Через неделю вы не найдете у детей то, что отдали им на елке. Они продают вещи или обменивают на сигареты.
Есть еще одна негативная сторона одаривания ребят из детдомов. От постоянного внимания чужих людей формируется мысль: если ты сирота, сверху всегда что-то положено. И после 18-летия ребята, привыкшие, что все достается без труда, не готовы к самостоятельной жизни. У них не сформированы элементарные навыки: они не умеют готовить, зашить или постирать себе одежду, не умеют распоряжаться финансами. Делать подарки стоит в тех случаях, если вы систематически приезжаете в детский дом и поддерживаете нескольких ребят. Тогда они будут ценить подарок от близкого и сами захотят что-то сделать в ответ.
Подарки должны быть полезными. Общего списка полезных вещей нет, все индивидуально. От мягких игрушек может развиться аллергия. Дому малютки не нужны горы резиновых игрушек. Если вы привозите куда-то конфеты, помните про диатез и кариес – от сладких подарков лучше вообще отказаться. Чтобы помочь эффективно, нужно заранее позвонить и узнать, в чем конкретно нуждаются воспитанники в каждом отдельно взятом случае, а также – открыто ли учреждение для посещения в связи с пандемией.
Приносите добро тем, кто пользуется меньшей популярностью. Государственные больницы, школы, детсады нигде не заявляют о том, что нуждаются в сторонней помощи. Но все понимают, что эта помощь нужна. Самый простой способ — позвонить в бюджетную организацию и спросить. А лучше прийти к руководителю и поговорить. Они, как правило, не отказываются, и вы всегда можете проконтролировать, как были потрачены пожертвования. Можно сотрудничать с органами социальной защиты. Они договорятся с семьей и устроят личную встречу благотворителя и нуждающегося.
Самое простое — подписаться на ежемесячное пожертвование. В Екатеринбурге есть некоммерческие организации, которые поддерживают детей с опытом сиротства и семьи, воспитывающие приемных детей: «Семья детям», «Ассоциация замещающих семей Свердловской области», «Аистенок». Для успешной деятельности им нужна помощь. Пожертвование может быть совсем небольшим – в пределах ста рублей, – но важно, чтобы оно было регулярным, тогда фонды и проекты смогут планировать свой бюджет и развиваться. Подписаться на пожертвования в их пользу можно, например, через благотворительный «Фонд Ройзмана» – на каждый из этих проектов открыт сбор.
Можно выбрать благотворительный фонд не только в Свердловской области. Например, через портал «Такие Дела»: там собраны проверенные организации, многие из которых помогают детям с опытом сиротства и приемным семьям.
Если вы выбираете организацию самостоятельно, важно, чтобы у нее был свой сайт, прозрачная отчетность и цели сбора: на сайте должна быть указана конкретная сумма и объяснение, на что именно открыт сбор. Также должна быть информация том, сколько уже собрали.
А вот чего делать точно не надо, так это привозить сладости и организовывать елки в детских домах. Почему это наносит вред, рассказывал глава фонда «Живи, Малыш» Егор Бычков в своей колонке на 66.RU. В частности, он говорил, что взрослые, которые приходят, дарят подарки, а потом исчезают навсегда, оставляют у детей чувство разочарования и развивают потребительское отношение к людям. К тому же дорогие подарки от благотворителей у детей могут отобрать товарищи постарше. В первую очередь воспитанникам нужны не вещи, а возможность получать навыки, образование и социализироваться.
Также им нужны наставники – люди, которые готовы потратить свое время и силы на то, чтобы вникнуть в их проблемы. Например, помогать с уроками, обучать вести бюджет или готовить себе еду.
Если вам все же очень хочется принести одежду, важно заранее узнать, какая именно нужна в конкретной организации, какие размеры ждут и есть ли в фонде место, чтобы ее хранить. И, разумеется, вещи должны быть в идеальном состоянии.
«Мы правда не в восторге, когда нам привозят несколько мешков заношенных вещей 50-го размера и рваное белье. Бывает, что попадаются даже старые фляги и пепельницы, сколотая посуда. И все это – с пометкой «детям-сиротам», – рассказывала председатель волонтерского движения «Про.Добро» Яна Вегера.
Что еще можно сделать?
Важно помогать не только детям. Благотворительный фонд «Старость в радость» помогает пожилым людям, оказавшимся в интернатах. Фонд ежегодно организовывал с помощью волонтеров доставку подарков, но в этом году такая схема невозможна из-за пандемии коронавируса. Сейчас «Старость в радость» собирает средства на праздничный стол в каждый интернат и доставку подарков по всей России – без риска заразиться коронавирусом.
Примеры, куда можно обратиться с предложением помочь:
ГАУ «Уктусский пансионат» для престарелых и инвалидов — 8 (343) 218 41 36
ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка» — 8 (343)307–18–94
Дом-интернат для умственно отсталых детей — 8 (343) 297–25–06
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Верх-Исетского района — 8 (343) 242–63–05
Областная детская клиническая больница № 1 — 8 (343) 231–91–01
Список школ с адресами и телефонами можно посмотреть ТУТ.
Помочь нуждающимся семьям и обратиться в управления социальной защиты населения по районам:
УСП по Верх-Исетскому району, отдел опеки и попечительства — 8 (343) 368-42-84
УСП по Октябрьскому району — 8 (343) 227-64-34
УСП по Орджоникидзевскому району — 8 (343) 349-38-22
УСП по Чкаловскому району — 8 (343) 310-28-08
УСП по Железнодорожному району — 8 (343) 366-50-10
УСП по Кировскому району — 8 (343) 375-01-85
УСП по Ленинскому району — 8 (343) 371-82-80
Откликнуться на призыв к общению. Есть люди, которые испытывают дефицит общения, особенно – в условиях пандемии. Чаще всего это люди с инвалидностью, которые безвылазно сидят дома. Их круг общения чаще всего ограничивается членами семьи. Можно стать другом по переписке и созваниваться.
Например, в Екатеринбурге познакомиться и пообщаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья можно через ассоциацию «Особые люди» — 8 (343) 201 79 11.
Но необязательно обращаться в местную организацию, ведь общаться можно и дистанционно. Подобные просьбы встречаются в крупных пабликах соцсети «ВКонтакте»:
Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист
В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.
Руководители благотворительных проектов, психологи и другие специалисты рассказали, как помочь и при этом не навредить.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Психолог, специалист по работе с детьми-сиротами
Координатор проекта «Все вместе против мошенников»
Председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»
Президент благотворительного фонда «Галчонок»
Руководитель проекта «Пользуясь случаем»
Руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России
Директор благотворительного фонда «Бюро Добрых Дел»
По итогам дискуссии мы сделали чек-лист для осознанной новогодней благотворительности.
Как не нужно помогать?
«Мы делаем подарки для души, а не для галочки», — еще в начале встречи отметила директор Центра лидерства и волонтерства ВШЭ Татьяна Захарова. Но, оказывается, даже подарки, сделанные от всего сердца, могут обернуться злом для получателя. «Всем хочется стать немного волшебником, и нужно сделать так, чтобы магия была не черной», — говорила Ирина Воробьева, журналист «Эха Москвы» и модератор встречи.
Вот чего точно не нужно делать, чтобы не превратить новогоднее чудо в « причинение добра».
Дарить подарки детям, которых вы не знаете
Эксперты однозначно против огромных мешков с подарками, которые привозят в детские дома «от спонсоров». И проблема не только в том, что в них нет души. Это подарки неизвестным детям от незнакомых взрослых.
Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: “Ничего не бери у незнакомых”. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: “Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!” Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. И поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».
Порадовать ребенка подарком можно, если вы стали его наставником, то есть регулярно посещаете его и знаете его потребности и интересы.
Дарить материальные подарки
На самом деле детдомовцы получают много подарков на Новый год — от государства, компаний-спонсоров, частных дарителей. Независимо от того, сколько стоит подарок, он травмирует психику ребенка и мешает ему социализироваться, учиться и искать работу в будущем.
Руслана Яценко, психолог, специалист по работе с детьми-сиротами: «Я много работаю с выпускниками детских домов, и за это время заметила, что некоторые ребята, когда вырастают, любые отношения заменяют подарками. Они пытаются самовыражаться исключительно уровнем дохода и количеством подарков, которые они могут подарить своим сверстникам. Дети считают, что тот, кому наставники и посетители дарят подарки, крут, а тот, кому нет — лох. А если дети начинают общаться с человеком, а он потом им ничего не подарил, они находятся в недоумении. Часто им приходит в голову мысль “Надо раскрутить этого человека на подарки”. У нас действительно были проблемы, когда наставник приходил без подарка, и для ребенка это было чем-то непонятным: “Зачем мне этот человек, если он не дарит подарки?”. Требуются годы, чтобы поменять это отношение».
Отдавать деньги и подарки в сомнительные организации
Если у вас возникли сомнения в добросовестности организации, которая занимается сбором, обращайтесь к экспертам, которые помогут распознать мошенников. Первые признаки мошенничества: коробки для сбора денег, отсутствие обратной связи и отчетности и недостаточно конкретные цели сбора — проверенные фонды никогда не собирают деньги на абстрактные «подарки», а всегда уточняют, что конкретно нужно.
Что действительно нужно?
Забота и общение
Ребенок имеет очень высокую зависимость от взрослого, поэтому природа выработала такой механизм, как привязанность. И ребенка из детского дома от домашнего ребенка отличает то, что у детдомовца нет этих отношений привязанности, нет личного взрослого. А это основная, базовая потребность. Чем дольше у ребенка нет собственного взрослого, тем хуже развивается личность.
Наиля Новожилова, председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»: «Есть такое понятие, как “значимый взрослый”. И именно это нужно ребенку, так же, как и социальные и бытовые навыки. Это приоритетно, потому что детям не хватает постоянного значимого взрослого. Вы можете научить их, как выстраивать социальные отношения и показать им внешний мир».
Станьте другом для ребенка. Регулярно приезжайте к нему и общайтесь, показывая, что признак любви и заботы — не только подарок, но и долгие разговоры и совместно проведенное время.
Детям в детских домах всегда не хватает «значимого взрослого», и лучшей помощью станет новый наставник, а не упаковка красок.
Важно понимать, что стать наставником для ребенка не так просто — нужно желание и готовность уделять время на эту работу. Также важно пройти специальные курсы и не бросить ребенка после двух-трех визитов. Это очень серьезная и регулярная история.
Знания
Эксперты подчеркивали, что важно смотреть на «будущее» подарка: как он повлияет на ребенка и поможет ли в будущем. Многие почему-то забывают, что дарить можно не только материальные вещи, но и жизненный опыт, деньги на оплату труда репетиторов и наставников, книги.
Елизавета Муравкина, президент благотворительного фонда «Галчонок»: «В детский дом нужны не подарки, а средства, чтобы оплатить хотя бы несколько занятий с репетитором или обучить детей каким-то базовым социальным навыкам. А каждый студент, обучающийся в вузе, получает определенную специальность, и он может, соответственно, этим навыком поделиться».
Екатерина Гришунина, руководитель проекта «Пользуясь случаем»: «Образование — один из самых доступных способов продвинуться по социальной лестнице. Именно поэтому, помогая детдомовцам стать умнее, мы заботимся о том, чтобы они в будущем могли быть полноценными и работоспособными членами общества”.
Деньги на конкретные нужды
Эксперты призывают делать пожертвования не просто так, а на специализированные проекты, у которых есть цель.
Екатерина Гришунина: «У нас на платформе “Пользуясь случаем”, если человек хочет помочь, он выбирает конкретный кейс или внутренний проект, который выполняет какую-то целевую задачу. Я смотрю на эти суммы [деньги, собранные на платформе. — прим. ред] и все время мечтаю, чтобы люди, которые тратят огромные деньги на подарки, просто зашли на “Пользуясь случаем” и закрыли какую-то определенную цель. Людей смущает то, что деньги идут не конкретно в помощь детям, а на их образование».
Елизавета Муравкина: «В нашем фонде координатор волонтеров делает рассылки с мелкими потребностями, и вы всегда можете подписаться на эту рассылку. Нужно помогать именно так, потому что мы [благотворительные фонды. — прим. ред] знаем, что нужно конкретному ребенку в конкретный момент».
Жертвовать нужно не только в детские дома, но и старикам, и больным, и молодым взрослым, потому что такие сборы идут тяжело.
Социализация
Подарки у детей могут забрать, а впечатления, знания и опыт останутся навсегда. Поэтому эксперты советуют организовывать в детских домах мероприятия, направленные на социализацию детдомовцев, а не на развлечение.
Наталия Толоченко, руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России: «В этом году мы планируем провести мероприятия, которые будут организованы силами абсолютно разных ребят — с разным социальным статусом, с разными физическими и ментальными возможностями. Эти мероприятия пройдут на территории их учреждений, где они сами будут учиться создавать новогоднее настроение. Там будут учебные зоны, где дети смогут чему-то научиться. Суть в том, что дети обмениваются контактами, они учатся общаться и социализироваться».
Эксперты рекомендуют организовывать мероприятия, дающие детям из детских домов полезные знания и навыки, которые пригодятся после выпуска. Для этого можно проводить лекции, профориентационные мероприятия и открытые уроки.
Елена Альшанская: «Важно понять, какие у ребенка перспективы. По-хорошему, на мероприятиях нужно вытягивать из детей потенциал и убирать развлекаловку, потому что она только научит детей расслабленному потреблению. Они не будут уметь работать и думать о будущем. Поэтому нужно помогать с выбором вуза, с самоопределением. Мастер-классы и праздники — только часть коммуникации, но не основная форма. Представьте, если бы учителя нас не учили, а только показывали, как плести из бисера. Надо давать нормальные возможности, а не бесполезные навыки. Надо, чтобы ребенок вышел из детдома и у него была возможность конкурировать с вами на рынке труда».
Также эксперты против массовых мероприятий. Для ребенка из детдома сходить в кино или театр одному, а не в группе — необычный и очень приятный опыт.
Как действовать правильно?
Помогать системно
Помощь детям нужна в течение всего года, а не только в праздники. Поэтому эксперты призывают отдавать деньги в постоянные проекты или подключить рекуррентные платежи.
Анна Чупракова, директор благотворительного фонда «Бюро Добрых Дел»: «Помогать один раз в год, а потом забывать про это, неправильно. Лучше вложить деньги в проект, который работает не только в декабре, а круглый год».
Обращаться в экспертные фонды
Фонды знают, как трансформировать имеющиеся ресурсы, даже обычные 500 рублей от студента, в нужную помощь. Как и при любой трансформации, 80% усилий превращаются в 20% пользы, поэтому не нужно обвинять экспертные фонды в неэффективности.
Наиля Новожилова: «Эксперты знают желания конкретных благополучателей, понимают количество ресурсов, возможности и задачи компаний и могут правильно их использовать».
Отслеживать результаты
Один из главных принципов осознанной благотворительности — уверенность в том, что пожертвования принесли пользу.
Важно не распыляться на много фондов и не забывать о пожертвованиях, а выбирать один проект и работать с ним, пока не появится видимый результат. Порядочные организации дают обратную связь и предоставляют отчеты, и вы легко можете убедиться, что ваши деньги или подарки действительно сделали чью-то жизнь лучше.
Распространять информацию
Мы не так много разговариваем про благотворительность, и многие «причиняют добро» лишь от незнания. Поэтому эксперты отмечают, что распространять информацию так же важно, как делать пожертвования и волонтерить.
Анна Чупракова: «Важно не просто внести свои 100 или 200 рублей, а сказать своим друзьям, коллегам: “Я один могу не так много, давайте все вместе соберемся и сделаем”».
Проводить научные исследования
Эксперты просили студентов проводить любые виды исследований по данной тематике — от социологических до психологических, потому что исследования, которые проводят фонды, не имеют официального статуса, и их бывает недостаточно.
Елена Альшанская: «Мы очень сильно страдаем от того, что в нашей стране не хватает научных исследований по этой тематике. А имеющиеся работы, которые я читала, очень низкого качества. Мы, как эксперты, пробуем рассказать, что нужно изучать, а у вас есть возможность за время учебы исследовать какие-то очень важные для нас вещи».
Выводы
Детям-сиротам действительно нужна ваша помощь. Но краски, печенье и игрушки, которые тоннами привозят на Новый год в детские дома, не просто не нужны — они приносят вред. Вместо того, чтобы передавать подарки незнакомым детям, лучше пожертвовать деньги на их обучение и социализацию. А лучшее новогоднее чудо, которое вы можете сотворить для ребенка — стать волонтером и подарить внимание, дружбу, общение и опыт.
Полезные ссылки и фонды
«Пользуясь случаем». Здесь вы можете создать благотворительное событие и собрать деньги на нужды фондов.
Благотворительный фонд «Галчонок». Помогает детям с повреждениями ЦНС, сиротам и детям из малообеспеченных семей.
«Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фонд, который собирает деньги на образование детей-сирот и материальную помощь детским учреждениям. Здесь можно перевести средства или стать волонтером.
«Дети наши». Фонд заботится о детях, обучая их полезным навыкам. Здесь проводится новогодняя акция «Дарите навыки вместо игрушек!»
Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Здесь можно научиться общаться со слепоглухими людьми, стать тьютором для них и пожертвовать деньги.
Благотворительная организация Вышки «Открой глаза». Здесь регулярно проводятся волонтерские мероприятия, выезды и сборы, в которых может поучаствовать каждый.