что делать с невзаимной любовью в 13 лет

Пожалеть и не вмешиваться: как помочь ребенку пережить безответную любовь (7 полезных советов)

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

Хуже собственного разбитого сердца только несчастная любовь ребенка. За него проблему не решишь, вмешиваться нельзя, но и абстрагироваться не получается. Что же могут сделать родители?

Истоки проблемы

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

В детском саду дочка доверчиво рассказывала, что выйдет замуж за Даню, потому что он не кидается пластилином. Или лучше за Алешу — он храбрый и первым полез на «взрослые» качели. Малыши влюблялись и меняли пристрастия: детсадовская страсть была, по сути, сюжетно-ролевой игрой с гендерным оттенком, почерпнутой из сказок.

Подростковая влюбленность усугубляет и без того мощную гормональную бурю, запуская принципиально новый для ребенка механизм — половое влечение. Тинейджеры больше сфокусированы не на том, чтобы добиться объекта страсти. Скорее, на бушующих внутри чувствах, мыслях о себе и новых ощущениях. А они не всегда бывают приятными. Если повезет — тебе предстоит много слушать и вместе разбираться с печалями, страхами и надеждами. Если нет — доверие придется заслужить. Будет непросто, зато этот этап, скорее всего, поможет сближению.

Когда возникает первая влюбленность

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

В прошлом веке первые амурные драмы подросткового возраста приходились на 13–15 лет, сегодня несчастная любовь слегка помолодела. Она захватывает детей уже с 12 лет, а некоторые, чаще девочки, могут «заболеть» и в 10. Приступы травмирующей влюбленности случаются вплоть до 21 года.

Увы, чем раньше ребенок столкнется с первым чувством, тем больше вероятность, что оно окажется несчастным: детям одинаково сложно и любить, и быть любимым. Принимать симпатию, не опасаясь насмешек, дружить, не оглядываясь на статус выбранного одноклассника, то, насколько он крут и популярен.

Гендерный стереотип приписывает мальчикам право выбора, им проще спрятаться за отговорку: «Мне пока никто не нравится». Для девочек само ожидание любви бывает болезненным: «Я несчастна, потому что никто не обращает на меня внимания». Иногда явных указаний, что подросток уже переживает драму, нет, но он вдруг начинает рассказывать о романах своих друзей. Дай понять, что ты открыта для разговора о любви, пусть пока и чужой: «Как ты думаешь, почему Катя выбрала именно Макса?», «Они часто встречаются?», «Она стала счастливее?» и т. д. Лучше не задавать прямых вопросов вроде: «А как у тебя на личном фронте?» Подросток может воспринять это как нарушение границ и замкнуться.

Как начать разговор

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

Столкнувшись с любовной лихорадкой, тинейджеры редко бросаются к маме с папой, даже если отношения в семье хорошие. Это — нормально! Тем не менее родители неизбежно становятся действующими лицами драмы. Роли взрослым, правда, отведены явно не звездные: «Они меня не поймут», «Им важны только оценки!».

Гэри Чемпен в книге «5 путей к сердцу подростка» подчеркивает, что в переходном возрасте ребенку нужна эмоциональная независимость. Ты невзначай спрашиваешь о друзьях противоположного пола и тут же получаешь отпор: «Не лезь не в свое дело!» Обидно, но объяснимо: влюбленный подросток растет стремительно.

Если разговор о чувствах не заладился, Чемпен предлагает полезные фразы: «Я знаю, что иногда ты не хочешь делиться со мной своими мыслями и чувствами. И понимаю это. Но если захочешь поговорить, знай, что я всегда готов». Вариант проще: «Если будет нужна моя помощь, только скажи». Эти слова дадут подростку возможность почувствовать себя любимым и защищенным и одновременно сохранить независимость. Так ему будет легче попросить о помощи, когда та действительно будет нужна.

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

Как себя вести: 7 общих советов

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

1. Будь бережной

2. Создай комфортную атмосферу дома

Обеспечьте ребенку, страдающему от безответной любви, надежное пристанище. Плохо, если он не хочет идти домой, потому что там его встретят попреки и подшучивания.

3. Не критикуй

Ужасно и по-детски обидно, что кто-то нанес обиду твоему драгоценному мальчику или девочке. Отверг, высмеял, не обратил внимания! Конечно, хочется отомстить, делать этого, конечно, не стоит. Твоя ирония или критика в адрес «лучшего в мире» вызовет только протест и агрессию. Все эти «Таких Маш у тебя будет миллион» не убедили еще ни одного подростка в мире. Лучше поищи в условной Маше плюсы — так можно мягко разъяснить и себе, и ребенку причины его влюбленности. Он убедится, что его выбор оправдан, и перестанет чувствовать себя нелепым дурачком.

4. Вселяй уверенность

Даже односторонняя влюбленность помогает лучше понять себя. Что ты ценишь в людях? Какими видишь гармоничные отношения? На что готов сам и чего ждешь? Веди рассуждения ребенка к тому, что он уже достоин уважения и, если хочет, может стать еще лучше. Дай добро (и желательно деньги) на прокачку личностных навыков, хобби, обновление гардероба. Не потому, что он влюблен сейчас, а потому, что он вообще все это заслуживает.

5. Постарайся отвлечь ребенка

Подойдет спорт, выбор домашнего животного (особенно если это когда-то было в ваших общих планах или в его мечтах), поход в кино или поездка в другой город. Главное — не демонстрировать ложный оптимизм. Лучше честно признаться, что тебе трудно и больно, когда он страдает.

6. Напоминай об обязанностях

Обязанности не могут «ждать», пока горе пройдет. В этот период ты должна спокойно напоминать ребенку о гигиенических процедурах, еде, домашних заданиях. Даже если ты давно не касаешься уроков, придется подключиться. Сейчас ему просто «ничего не лезет в голову», поэтому держи под контролем учебу и другие занятия. Он потом будет тебе благодарен.

7. Не играй против ребенка

Трудно не разозлиться, когда кто-то признается, что не сделал уроки, потому что «завис» на диване с наушниками в ушах и драмой в голове. Но постарайся справиться с этой информацией — честность бесценна. Ребенок рано или поздно вернется к нормальной жизни, а уверенность, что мама с папой в трудный момент поймут и поддержат, останется с ним навсегда.

Источник

Что делать с невзаимной любовью в 13 лет

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Психолог государственного учреждения: с чего начать и как грамотно организовать свою деятельность?

ВЕБИНАР: Терапия осознаванием. Новый взгляд на трансформационный коучинг

Проблемы памяти и деменции в пожилом возрасте. Социально-психологическая помощь пожилым людям и их семьям

Скоро

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Как помочь подростку пережить безответную любовь

Автор

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

В работе с подростками я довольно часто сталкиваюсь такими запросами, как первая любовь, неразделенная любовь, и что с этим делать. В основном с этими вопросами приходят непосредственно сами дети. Но иногда первыми обращаются и их родители. Именно им я решила адресовать эту статью.

Способность любить закладывается с детства. Она дарится, в первую очередь мамой, папой, другими близкими людьми. Когда в человеке развивается чувство индивидуальности, то у него возникает потребность в единении еще с кем-то, кроме родных людей. Проживание любви, выстраивание близких отношений с противоположным полом и у взрослых зачастую связано с множеством трудностей. А для подростков этот этап является одним из сложнейших в их жизни.

То, как дети переживут период первой влюбленности, каким окажется их первый опыт, как сложится их дальнейшая жизнь во многом зависит от родителей, супружеских и детско-родительских взаимоотношений, семейных сценариев. Это весьма широкая и глубокая тема. В данной статье мы всего лишь коснемся особенностей подростковой любви, феномена неразделенной любви, любви – зависимости, рассмотрим пример из практической работы психолога, дадим ряд советов родителям.

Подростковая любовь имеет ряд особенностей. Во-первых, подростковым чувствам, как и самому возрасту, свойственны стремительность, яркость, острота, спонтанность, безрассудство. Они поражают своей искренностью и чистотой. Как правило, подростки с головой погружаются в нахлынувшие эмоции. Все, что не связано с предметом их любви, перестает иметь для них значение. Во-вторых, подростки переживают шквал различных эмоций: восторг, нежность, обида, одиночество, ревность, вина, благодарность и т.д. Им трудно разобраться в этом неожиданно нахлынувшем на них водопаде чувств. В–третьих, подростки склонны идеализировать своих избранников. Поэтому они так болезненно переживают безответные чувства или разрыв отношений. В–четвертых, первая любовь для подростков не имеет временной характеристики, в их сознании она навсегда. Они не в силах осознать конечность любви. В–пятых, подростковая любовь характеризуется непостоянством. Ребенок может влюбляться по нескольку раз в месяц. И каждый раз – всерьез и надолго.

В–шестых, подростки часто сталкиваются с непониманием взрослых и остаются один на один с незнакомым, неизведанным чувством. Многие родители не воспринимают первую любовь своего ребенка всерьез. Он для них еще маленький и во взрослом мире ему делать нечего! Кроме того, они считают, что влюбленность, отношения с противоположным полом мешают учебе. Поэтому всячески пытаются прекратить их.

В-восьмых, каждая вторая влюбленность является безответной. Конечно, бывают случаи, когда первая любовь оказывается той самой настоящей и приводит к созданию счастливой семьи. Но чаще всего, она проходит.

Безответная любовь часто характеризуется мучительными эмоциональными переживаниями, страданиями, отчаянием, тоской. Из-за страха быть отвергнутыми подростки оказываются не в состоянии признаться в своих чувствах, и еще больше страдают от собственной слабости и бессилия. Отвергнутый продолжает лелеять надежду на то, что его любимый вернется, осознав свою неправоту. Это так называемая классическая форма (причина) неразделенной любви. Для этого возраста свойственно еще две наиболее яркие формы (причины): любовь к кумиру и влюбленность целого класса в одного мальчика или девочку. В первом случае предметом любви может быть певец, кинозвезда, спортсмен. Объекты такой влюбленности даже и не подозревают, что по ним кто-то страдает. Во втором абсолютно естественно, что мальчик или девочка не могут ответить взаимностью сразу всем. Особо впечатлительные подростки реагируют на это очень остро.

Более весомые причины неразделенной любви, как правило, уходят своими корнями глубоко в детство, в семейные взаимоотношения, родительские послания, в неразрешенные внутриличностные конфликты ребенка. Например, в детстве родители часто ссорились между собой, критиковали своего ребенка, он был нежеланным в этой семье. Ребенок априори любит своих родителей и ждет от них принятия, проявления любви. Но в этом случае он их не получает и не видит примера здоровых, полноценных отношений между мужчиной и женщиной. И у ребенка постепенно складывается понимание того, что он не достоин взаимных чувств. В результате неразделенные чувства превращаются в привычный сценарий, где уже довольно взрослый человек страдает от безответной любви, играя ту же роль, что и в детстве.

Зачастую безответная любовь подростка трансформируется в эмоциональную зависимость. Он теряет личную автономию. Постоянно испытывает страдания из-за недоступности предмета своего обожания, ощущает невозможность выйти из этого состояния. Причем, чувства, в ловушке которых он оказался, оказывают хроническое отрицательное влияние на его здоровье и возможность жить, действовать. Следует отметить, что если переживание подростком эмоций, связанных с безответной любовью, длится недолго (при отсутствии неблагоприятных предпосылок), перехода в психологическое расстройство может не произойти.

Нередко неразделенная любовь в подростковом возрасте может привести к апатии, депрессивным расстройствам, снижению учебной мотивации и успеваемости, рисковому, антивитальному поведению, иногда – к суициду. Однако не стоит бояться, если ваш ребенок безответно влюбился. Неразделенная любовь – это своего рода один из этапов взросления, полноценного эмоционального развития подростка. Изведав ее, он обретает навык лицом к лицу встречать разочарования и поражения, принимать их, ставить жизненные цели, строить планы для их реализации, добиваться успеха. В этот период у подростка происходит активное познание себя и других, переоценка ценностей, кардинальным образом меняется взгляд на устройство мира внешнего и внутреннего. И очень важно, чтобы на этом этапе жизни отвергнутый подросток имел мощную поддержку в лице родителей или других близких людей. Тогда опыт неразделенной любви будет способствовать его личностному росту и развитию.

Векторы работы психолога

Не существует единого рецепта психологической помощи на все случаи неразделенной любви или любви-зависимости. Каждая психологическая сессия уникальна. В работе с подростками над запросом безответной любви, на мой взгляд, наиболее эффективным является использование методов интегративной кинезиологии, телесно-ориентированной, эмоционально-образной и арт-терапии.

Для себя я выделила несколько векторов психологической помощи подросткам в ситуации безответной любви, эмоциональной зависимости:

1. Максимальное уточнение запроса, с которым пришел подросток.
2. Поиск ресурсов, укрепление уверенности в себе, внутренней и внешней опоры.
3. Обучение приемам самостоятельной стабилизации эмоционального состояния.
4. Работа с индентичностью. Возвращение контакта с самим собой, с окружающим миром посредством интеграции системы «тело–разум-чувства».
5. Восстановление привязанности, границ личности, безопасного жизненного пространства,
6. Помощь в поиске и осознании причины несчастной любви.
7. Трансформация проблемы в цель.
8. Возвращение инвестированных в объект любви чувств, частей личности.
9. Налаживание доверительных отношений с родителями, ближайшим окружением.
10. Формирование умения выстраивать более зрелые близкие отношения с человеком, который сможет ответить взаимностью.

Успех работы во многом связан с действиями родителей в этот период жизни их детей. Поэтому ниже приведен ряд советов – рекомендаций.

Что делать родителям, если их ребенок впервые влюбился или страдает от неразделенной любви?

1. Спокойствие, только спокойствие!

Ваш ребенок взрослеет. И это неизбежно. Законы природы еще никому не удавалось повернуть вспять. Взгляните на свое чадо другими глазами, смиритесь и предоставьте ему возможность взрослеть.

2. Отнеситесь абсолютно серьезно к чувствам вашего ребенка.

3. Не проводите допросы с пристрастием.

Подростки оберегают свои чувства, отношения с противоположным полом. Это абсолютно естественно и правильно. Они имеют право на тайны, личную жизнь. Постарайтесь принять этот факт и дать больше свободы своему чаду.

Помните! Именно от ваших действий будет зависеть, возникнет ли у подростка желание поделиться с вами, рассказать о любви, или нет.

4. Внимательно выслушайте своего ребенка.

Порадуйтесь вместе с ним. Ведь далеко не каждый способен полюбить всей душой. Искренне поддержите своего ребенка в этот период.

5. Разговаривайте со своим ребенком на «запретные темы».

Родительское участие и совет в этих вопросах имеют очень большое значение для подростков. В силу отсутствия опыта, неискушенности у них часто возникает потребность обратиться за советом в ситуации выстраивания отношений с противоположным полом. Здесь правильно было бы поделиться своим личным опытом. Если вопрос связан с интимными отношениями, то целесообразнее ограничиться разъяснениями, которые не имеют отношения к собственному примеру. Это повысит степень доверия между вами и убережет ребенка от нежелательных последствий.

6. Очень осторожно и тактично поговорите с ребенком о предмете любви, о его чувствах.

Ненавязчиво расспросите о том, какие черты привлекли его в этом человеке и почему, чем он увлекается, что о нем говорят друзья.

7. Ни в коем случае не критикуйте избранника/избранницу. Даже, если ему свойственны действительно нелицеприятные черты.

8. Не пытайтесь жестко или исподтишка контролировать личные отношения своих детей.

Такие действия как чтение дневников и переписок в социальных сетях, подслушивание разговоров, расспросы друзей за спиной своего ребенка, слежка, как правило, оборачиваются серьезными конфликтами и отчуждением.

9. Разрешайте встречи.

Пусть они будут с вашего ведома и согласия. В противном случае они и без вашего разрешения найдут возможность увидеться. Предварительно обсудите с ребенком время и место свидания, тем самым вы вернете ему ответственность и сами будете в курсе.

Это позволит вам избежать излишнего напряжения, в более короткие сроки наладить доверительные отношения с молодыми людьми, лучше узнать избранника/избранницу вашего ребенка.

11. Если у вас возникли опасения, то постарайтесь сказать о них своему ребенку в спокойной форме, без запретов и чтения нравоучений. При этом обязательно выслушайте точку зрения ребенка.

12. Если любовь отрицательно сказывается на успеваемости детей в школе, не стоит паниковать, читать морали, запрещать встречаться. В этой ситуации важно мягко помочь детям правильно расставить приоритеты, спланировать время, отведенное на учебу, домашние обязанности, общение с избранником/избранницей.

13. Не стоит сильно беспокоиться, если ваш ребенок начал активно подражать предмету своей любви в одежде, манере поведения.

В этом случае можно поговорить с ним о том, почему важно сохранить свою самость, индивидуальность, шагать по жизни своим путем. Причем, важно подчеркнуть, что вы его принимаете, любите, цените таким, какой он есть. Попытайтесь вместе выделить его уникальность.

14. Серьезный разговор будет уместен в том случае, если ребенок, подражая или идя на поводу у своего избранника/избранницы, начал курить, употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества.

В этом случае постарайтесь проанализировать ситуацию в семье, супружеские и детско-родительские взаимоотношения. Одна из возможных причин подобного поведения ребенка может скрываться именно там. Часто дети рискуют своим здоровьем, жизнью, если недополучают от близких людей понимание, любовь, тепло, уважение.

15. Если ваш ребенок ведет себя неразборчиво в отношениях с противоположным полом, к примеру, часто меняет избранников/избранниц, то не стоит стыдить и уничижать его.

Мотивами такого поведения могут служить поиск любви, принятия, стремление к самоутверждению и т.д. В этом случае необходимо попытаться понять причины подобного поведения и постараться устранить их общими усилиями.

16. Если ваш ребенок увлекся взаимоотношениями в Интернете, проанализируйте, в какой степени ему важны виртуальные знакомства, переписки в чатах, есть ли у него желание и возможность общаться в живую с избранником/избранницей.

Определите причины (неуверенность, застенчивость, отработка различных способов поведения с противоположным полом и прочее). Их следует учитывать, постепенно возвращая ребенка в реальный мир, обогащая его интересы, расширяя круг общения.

17. Если ли же виртуальные взаимоотношения приобрели сверхценность в сознании ребенка, он стал пренебрегать учебой, домашними обязанностями, то необходимо посетить специалиста.

18. Будьте чутки и внимательны к своему ребенку! Обращайте внимание на продолжительный отказ от пищи, на нарушение сна, на постоянно тоскливо–унылое настроение, на невзначай брошенные фразы: «Надоело так жить. Зачем же мне тогда жить. Я никому не нужен и т.д.», на повреждения или порезы на теле, на рискованные действия относительно своей жизни и здоровья. Данные проявления могут свидетельствовать о неразделенной любви, а главное, об антивитальном или суицидальном поведении ребенка как одном из серьезных ее последствий.

В этом случае необходимо спокойно выслушать ребенка, дать ему высказаться, открыто обсудить с ним его проблему, планы. Затем попытайтесь совместно найти несколько выходов из сложившейся ситуации.

Взвесьте с ним все ее минусы и плюсы. При этом важно подчеркнуть временный характер проблемы, напомнить о значимых для него людях. Поделитесь своим опытом проживания неразделенной любви или расставания. Тем самым Вы снизите тревожность ребенка, уменьшите накал эмоций, которые его одолевают, позволите ему по–настоящему ощутить вашу помощь и поддержку.

19. В ситуации неразделенной любви ребенка, подарите ему внимание, заботу, тепло, понимание и поддержку; покажите, как он важен и ценен для вас; постарайтесь разнообразить его досуг, насытить жизнь интересной, позитивной деятельностью, расширить круг общения.

20. Если не получается самим разрешить сложившуюся ситуацию, нужно бежать за квалифицированной помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам. В этом нет ничего постыдного и предосудительного. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены в психотерапевтическую работу вместе с вашим ребенком.

Дорогие родители, помогите своим детям пережить тяжелый для них период. Помните о том, что, равнодушие может привести к непоправимым последствиям. Не упускайте возможность быть по настоящему рядом со своими детьми прямо сейчас.

Источник

Что делать, если подросток переживает любовную драму

что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Смотреть картинку что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Картинка про что делать с невзаимной любовью в 13 лет. Фото что делать с невзаимной любовью в 13 лет

Выстраивание личных взаимоотношений подростка со сверстниками противоположного пола – очень деликатная тема. Зачастую эта сфера жизни ребенка неподвластна его родителям. Если на личном фронте не все благополучно, то родным необходимо поддержать свое чадо в трудный период.

Разрыв отношений как испытание

Родителям бывает очень сложно осознать, что их дети – личности, у которых могут быть свои секреты. Часто, самой интригующе недоступной частью жизни ребенка становятся любовные отношения со сверстниками. Важно понимать, что в случае неизбежных кризисов в личной жизни ребенка следует избегать любого психологического давления, но просто быть рядом в нужную минуту.

Первые романические отношения – это настоящее испытание, которое нужно пройти любому подростку для того, чтобы повзрослеть. В зависимости от личности ребенка, его характера и темперамента, утрата взаимоотношений с другом\подругой может переживаться по-разному. Юноши часто не подают вида, но замыкаются в себе. Девочки более эмоциональны – плачут, слушают грустную музыку, обсуждают ситуацию с подругами.

В такие моменты проявляются семейные традиции выстраивания межличностных контактов: если у родителей с ребенком с детства установились доверительные отношения, то он может открыто рассказать о своих проблемах и переживаниях. Если ребенок по какой-то причине скрывает свою личную жизнь от семьи, то родным остается только догадываться о том, что за чувства он испытывает.

Для подростка разрыв отношений означает, возможно, самую сильную эмоциональную боль за всю его жизнь. Характер только формируется, жизненный опыт еще не накоплен, гормональная перестройка организма обуславливает перепады настроения – все это умножает страдания подростка после утраты объекта сильных чувств, и это делает его очень уязвимым.

Как и взрослые, после разрыва подростки должны пройти несколько стадий переживания расставания:

Как поддержать ребенка

Острее всего подростки чувствуют себя в течение первых трех стадий переживания расставания: они не в силах изменить ситуацию или повлиять на нее, поэтому могут вести себя неадекватно. Это может быть полный уход от реальности с помощью компьютерных игр, алкоголя, общения с друзьями или увлечения экстремальными видами спорта. С другой стороны, особенно на стадии депрессии, могут возникать мысли о суициде. Обычно таким образом подростки хотят продемонстрировать миру и, в частности, своему бывшему другу или подруге, свою ценность.

Крайне важно, чтобы в этот период ребенка поддерживали дома, относились с пониманием к тому, что он не станет ничего рассказывать о причинах своего подавленного состояния. Ему необходимо чувствовать в семье полную безопасность, приходить в то место, где его безоговорочно любят.

Родителям не стоит вмешиваться в переживания своего ребенка, как бы сильно им не хотелось защитить его от страданий. Этот опыт – опыт первой, пускай несчастной или безответной, любви поможет ему в будущем создавать зрелые, счастливые отношения.

Избегайте шаблонных фраз, которые вы можете сказать взрослой подруге или коллеге в подобной ситуации: «У тебя таких будет еще сотня» или «Он/она скоро поймет, что потерял(а)» и т.д. Это принижает ценность отношений, и приводит к тому, что подросток перестает адекватно оценивать происходящее с ним. С одной стороны, его выбор и переживания не ценны, с другой стороны – он всегда сможет найти замену утраченным отношениям.

Не следует также оперировать фразами вроде «Думай об учебе, а не о мальчиках\девочках». В этом случае отношения как таковые становятся на ступень ниже, чем учебные занятия или иные другие «более важные» дела. В дальнейшем эта установка может мешать подростку создавать и сохранять любые отношения – зачем, если учеба, работа или карьера важнее?

Для того чтобы помочь ребенку выйти из депрессии, можно попробовать аккуратно переключить его внимание на другие стороны жизни, не соприкасающиеся с личными отношениями – отправить в путешествие, записать на новые курсы (только если подросток сам этого захочет), заняться вместе творчеством или спортом. Любые занятия, особенно в коллективе, сглаживают острую фазу одиночества, постепенно подводя подростка к принятию факта расставания.

Сейчас ребенок может задаваться вопросом «почему это произошло», «что во мне не так». Воздержитесь от советов сменить стиль одежды, поведения, окружения, увлечений. Это подмена глубоких переживаний активными действиями, которые теоретически могут исправить ситуацию и вернуть друга\подругу (чего обычно не происходит). Такая стратегия характерна и для взрослых – часто после разрыва отношений со второй половиной женщина меняет все, начиная от гардероба и внешности и заканчивая работой и местом жительства. Это попытка избежать переживаний, начать жизнь заново, зачеркнуть все, что причиняет эмоциональную боль. Уйти от проблемы, не значит ее решить: подросток не сможет осмыслить и отпустить мучающие его отношения, если будет замещать общение со второй половиной шоппингом или играми.

Если ваш ребенок сам начинает задавать вопросы об отношениях, то отвечать следует искренне – так, как вы видите ситуацию с высоты вашего опыта. «Да, это больно. Да, возможно несправедливо. Но в этом нет виноватых, как нет победителей и проигравших. Нужно просто жить дальше, не бояться любить и думать о светлом будущем».

Опасность суицида: признаки

Могут сложиться обстоятельства, когда подросток не в состоянии самостоятельно справиться со своими переживаниями. Ему начинает казаться, что самый простой способ избавиться от боли утраты – это покончить жизнь самоубийством.

Детские психологи долгие годы изучают поведение детей и подростков на фоне депрессии. Исследователям удалось выявить некоторые признаки, которые служат «маячками» для родителей, свидетельствующими, что их ребенок в опасности. Согласно исследованиям, до 75% потенциальных самоубийц подают предупреждающие сигналы своим родным и близким. Давайте разберемся, какие:

1. Прямые угрозы
Подростки зачастую с трудом сдерживают свои эмоции, поэтому сгоряча могут бросить фразу «я выпрыгну из окна» или «пойду, повешусь». Эти слова нельзя воспринимать как обычную шутку, за ними могут стоять мысли о реальном суициде.

2. Уход в себя
Крайняя замкнутость, полное отстранение от домашних дел, учебы, любых других занятий, а также отказ от общения с друзьями – это еще один повод для родителей внимательно следить за эмоциональным состоянием своего ребенка.

3. Агрессия
Яркие и неконтролируемые вспышки ярости или гнева к окружающим людям могут говорить о том, что ребенок как никогда нуждается во внимании к себе. Подросток может намеренно добиваться осуждения со стороны, тем самым доказывая себе, что его не за что любить, а, следовательно, незачем и жить.

4. Истощение, алкоголизм, наркомания
Подросток может пускаться в крайности: доводить себя до истощения, напиваться, применять запрещенные препараты – идти по пути саморазрушения, который может закончиться суицидом.

5. Заметные перемены в поведении
Когда ребенок-интроверт внезапно становится многословным, старается много общаться и проводить время с друзьями – следует внимательнее присмотреться к нему. Любые нехарактерные изменения в поведении говорят о том, что ребенок надел маску и следует какому-то замыслу для достижения цели, а эта цель может быть опасной.

Куда обратиться родителям?

Родным и близким подростков, переживающих острые эмоциональные состояния, необходимо быть очень внимательными к ребенку, подмечать тревожные сигналы и обязательно советоваться с профессиональными психологами и психиатрами о том, как не допустить суицида.

Единый общероссийский телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122

«Молодежный телефон доверия» 8 (495) 750 11 44

Центры неотложной помощи детям по округам Москвы можно посмотреть тут.

Отделы неотложной психиатрической помощи есть при многих городских больницах и поликлиниках, информацию и контакты которых можно узнать в сети Интернет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *