что делать с немаркированными сигаретами
Что делать с немаркированными остатками табака
С 1 июля 2020 года действует новая редакция правил маркировки табака. Эксперты сервиса Контур.Маркет рассказали, как изменился перечень подлежащих маркировке изделий и как быть с остатками, на которых нет кодов.
Что изменилось
Власти дополнили список продукции, которая подлежит маркировке. Сроки внедрения маркировки остались прежними. Появилась новая дата — 1 декабря 2020 года. Это срок, до которого должен решиться вопрос продажи немаркированных папирос и сигарет, оставшихся у оптовиков и розничных магазинов.
Новые требования из постановления правительства № 953 от 30 июня 2020 года касаются обязательной маркировки табачных изделий, изложенных в постановлении № 224 от 28.02.2019.
Какого табака касается маркировка
Дополненный перечень подконтрольных табачных изделий теперь есть в приложении к правилам.
Вид продукции | ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД2 |
---|---|---|
С июля 2019 производят только с маркировкой. | ||
С июля 2020 продают только маркированные, запрещено продавать без маркировки | ||
Сигареты | 2402 20 900 0 | 12.00.11.130 |
Папиросы | 2402 20 900 0 | 12.00.11.140 |
С июля 2020 производят только с маркировкой, розница может продавать без нее. | ||
С июля 2021 продают только маркированные, запрещено продавать без маркировки. | ||
Табак для кальяна | 2403 11 000 0 | 12.00.19.130 |
Сигары, в том числе с обрезанными концами (черуты) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.110 |
Сигариллы (сигары тонкие) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.120 |
Биди | 2402 20 900 0 | 12.00.11.150 |
Кретек | 2402 20 100 0 | 12.00.11.160 |
Курительный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.110 |
Трубочный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.120 |
Жевательный табак | 2403 99 100 0 | 12.00.19.140 |
Что делать с немаркированными остатками
В пункте 10 (1) постановления говорится, что до 1 декабря 2020 остатки без кодов можно хранить, перевозить и маркировать для последующей продажи.
Эксперты рекомендуют дождаться разъяснений от ЦРПТ, как именно нужно маркировать остатки. Вероятно, делать это будут не производители, а сами оптовики и розничные магазины. В пользу этого говорят следующие новшества:
Если у вас есть остатки немаркированных сигарет и папирос, не продавайте их. Дождитесь, когда ЦРПТ сообщит, как правильно оформить остатки для законной продажи.
Напомним, что за реализацию табака без кодов грозит конфискация товара и штраф. Для должностных лиц размер штрафа составляет 10 000-15 000 руб., для юрлиц 200 000-300 000 руб. (п. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Уточним, что под должностными лицами следует понимать ИП, то есть «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» (ст. 2.4 КоАП РФ).
Маркировка табака 2020: сроки, штрафы, требования, последние новости
Первый этап обязательной маркировки табачных изделий начался в июле 2019 года. На каждую пачку сигарет и папирос стали наносить коды Data Matrix, а данные о розничных продажах передавать в систему цифровой маркировки «Честный знак». Следующий этап стартует в июле 2020 года, и распространится на остальные виды табачных изделий: сигары, сигариллы, кальянный табак и др. Расскажем, что должны делать участники табачного рынка, чтобы выполнить все требования закона и не платить штрафы.
Какая табачная продукция подлежит маркировке
Под маркировку рано или поздно должны попасть все табачные изделия. Это следует из Правил маркировки табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.19 № 224 (далее — Правила).
Но для разных видов изделий установлены свои сроки. Поэтому обязательная маркировка проходит в несколько этапов.
Этапы маркировки табака и табачной продукции
Всего выделяют четыре этапа.
Этап 1. Стартовал 1 июля 2019 года.
Начиная с указанной даты, производители и импортеры должны наносить уникальный код Data Matrix на каждую пачку сигарет и папирос.
Оптовики, закупающие сигареты и папиросы непосредственно у изготовителей или импортеров, стали получать универсальные передаточные документы (УПД) через систему электронного документооборота. Затем подписывать УПД своей квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга « Честный знак ».
Розничные торговцы начали сообщать в ГИС мониторинга сведения о каждой реализованной пачке с кодом Data Matrix.
Сигареты и папиросы, произведенные до июля 2019 года (и по этой причине не маркированные), разрешили продавать без передачи данных в систему «Честный знак».
СПРАВКА. Сигареты — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.130 по ОКПД 2. Папиросы — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.140 по ОКПД 2.
Все прочие виды табачных изделий на первом этапе не маркировались.
Этап 2. Стартует 1 июля 2020 года.
Вступает в силу запрет на продажу немаркированных сигарет и папирос независимо от даты их производства или импорта. У розничных торговцев появится дополнительная обязанность: при приемке сигарет и папирос получить электронный УПД, подписать своей квалифицированной электронной подписью и передать сведения об этом в систему «Честный знак».
Изначально предполагалось, что после 1 июля участники оборота уже не смогут маркировать остатки сигарет и папирос. Но срок продлили до 1 декабря 2020 года. До этой даты можно хранить, транспортировать (но не продавать) немаркированные сигареты и папиросы, бывшие в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года. Разрешено наносить на них средства идентификации (постановление Правительства от 30.06.20 № 953; см. «Продлен срок маркировки остатков сигарет и папирос»).
С июля 2020 года изготовители и импортеры будут наносить код Data Matrix на все виды табачной продукции, в том числе, сигариллы, сигары, кретек и проч. Оптовики, закупающие их напрямую у производителей и импортеров, станут получать и передавать в ГИС мониторинга УПД, а розничные торговцы — передавать данные о продажах в ГИС мониторинга.
Табачные изделия, кроме сигарет и папирос, произведенные или ввезенные в РФ до июля 2020 года (и по этой причине не маркированные) разрешат продавать без передачи сведений в систему «Честный знак».
Этап 3. Стартует 1 декабря 2020 года.
Прекращается маркировка сигарет и папирос, находившихся в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года.
Этап 4. Стартует 1 июля 2021 года.
Вступает в силу запрет на продажу любой немаркированной «табачки» независимо от даты ее изготовления или импорта. Оптовых и розничных торговцев обяжут при приемке всей табачной продукции (а не только сигарет и папирос) получать УПД, подписывать его квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в ГИС «Честный знак».
Код маркировки табачной продукции
Как выглядит Data Matrix? Это двумерный штриховой код, состоящий из черных и белых модулей. Они помещены в сетку квадратной или прямоугольной формы. Data Matrix расположен на сигаретной (или папиросной) пачке и занимает относительно мало места.
СПРАВКА. Потребитель может считать код при помощи мобильного приложения. В результате он получит информацию о происхождении товара, а значит, уверенность в легальности поставки.
Требования к маркировке табака
Изготовителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам «табачки» необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она понадобится также для подписания универсальных передаточных документов и передачи их в систему «Честный знак».
ВНИМАНИЕ. Усиленная КЭП, приобретенная для других целей (например, для участия в электронных торгах по госзакупкам или для сдачи отчетности по интернету) подойдет и для целей маркировки.
Плюс к этому не обойтись без подключения к системе электронного документооборота (ЭДО), ведь передача сведений в «Честный знак» проходит в онлайн-режиме. Как следствие, участникам табачного рынка нельзя обмениваться только «бумажными» документами.
Маркировка табака для ритейла
Помимо УКЭП и подключения к ЭДО магазинам и предприятиям общепита дополнительно понадобится оборудование и специальные сервисы:
ВНИМАНИЕ. Среди розничных торговцев табаком есть организации и ИП, освобожденные от применения онлайн-касс (подробнее см.: « Переход на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года: кто получит новую отсрочку »). Но данное освобождение не распространяется на правила маркировки. Это значит, что компании и предприниматели, не использующие ККТ для продажи товаров, наравне с другими участниками табачного рынка обязаны передавать сведения в ГИС мониторинга. Но делать это они должны самостоятельно, а не через ОФД. То же самое относится и к продавцам, применяющим кассовую технику в автономном режиме.
Маркировка табака для оптовиков
Им, как и прочим участникам табачного рынка, следует получить УКЭП и подключиться к оператору электронного документооборота.
В отличие от ритейла, оптовикам не нужно заключать договор с ОФД, приобретать кассу и программное обеспечение для ККТ.
Нужен ли для оптовой торговли 2D-сканер, считывающий код Data Matrix? Строго говоря, не нужен, так как закон не обязывает сканировать табачную продукцию при приемке. Но многие оптовики все же приобретают такое оборудование. Оно позволяет контролировать наличие товара в каждой полученной партии и проводить сверку продукции на складе с изделиями, отраженными в системе.
Сроки маркировки табачной продукции
В Правилах установлены сроки совершения действий, необходимых для перехода на обязательную маркировку табачной продукции. Вот основные из них:
Штрафы за отсутствие маркировки
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ. В ней сказано, что попавший в оборот немаркированный товар будет конфискован. Также предусмотрены штрафные санкции (см. табл.).
Административные штрафы за несоблюдение правил маркировки
Нарушение
Размер штрафа
для организаций
для должностных лиц и ИП
Производство товаров без обязательной маркировки или с нарушением правил маркировки
от 50 000 до 100 000 руб.
от 5 000 до 10 000 руб.
Реализация, хранение, перевозка или приобретение с целью сбыта товаров без обязательной маркировки
от 50 000 до 300 000 руб.
от 5 000 до 10 000 руб.
За преступление, совершенное организованной группой лиц и (или) в особо крупном размере, уголовная ответственность будет еще суровей.
Маркировка табака: последние новости
Новости размещает на своем сайте оператор системы «Честный знак» (им является Центр развития перспективных технологий). В одном из сообщений говорится об эксперименте, который проведен в марте 2020 года. Оборот целой партии импортных сигарилл — начиная от ввоза в РФ и заканчивая реализацией в розницу — был зарегистрирован в ГИС цифровой маркировки. В июле этого года сигариллы наравне с другими видами табачной продукции (сигарами, табаком для кальяна и проч.) подпадут под обязательную маркировку.
Маркировка табака: тонкости и сложные вопросы
С 1 июля 2019 года магазины получают от поставщиков маркированные пачки и продают по новым правилам. Мы писали о главном, что надо знать о маркировке владельцу розничного магазина. C тех пор сотрудники Дримкас провели семь вебинаров по маркировке, выступали на конференциях вместе с представителями системы «Честный знак» и ответили на сотни вопросов предпринимателей.
Мы отобрали вопросы, которые владельцы розничных магазинов задают чаще всего. Рассказываем о нюансах маркировки, в которых нужно разобраться, чтобы не попасть под штрафы.
Маркировку табака обещали с 1 марта, а на деле начинают с 1 июля. Каковы актуальные сроки?
Сроки обязательной маркировки не менялись. Она, как и планировалось, стартовала с 1 марта. Чтобы производители, поставщики и магазины успели подготовиться, маркировку вводят в три этапа. Постановление правительства № 224, которое устанавливает сроки
С 1 марта по 31 июня 2019 года — участники регистрируются в Информационной системе маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Это можно сделать на сайте «Честного знака».
С 1 июля 2019 года — производители выпускают только маркированные пачки, магазины распродают немаркированные остатки. Товары вводят в оборот через систему электронного документооборота (ЭДО). Магазины сообщают в систему маркировки о продажах.
С 1 июля 2020 года — магазины не продают сигареты без кодов маркировки. Все участники процесса обмениваются универсальными передаточными документами (УПД) через ЭДО.
Закон новый, будут ли послабления для магазинов? Может, отодвинут сроки?
Нет, правительство утвердило эти даты и не рассматривает других сроков. С 1 июля 2019 года магазины торгуют маркированным табаком по новым правилам, с 2020-го — принимают электронные накладные через ЭДО.
Государство учло, что владельцу магазина нужно подготовиться: получить электронную подпись, зарегистрироваться в системе маркировки, обновить прошивку на кассе и купить 2D-сканер. Поэтому на регистрацию в системе дали три месяца.
Внедрение маркировки табака идет так же, как это было с ЕГАИС и онлайн-кассами. Обе реформы прошли поэтапно в сроки, которые объявили изначально.
С 1 июля магазины продают маркированные сигареты. Как маркировать остатки? Когда это нужно делать?
Маркировать остатки табака закон не требует. Сигареты маркирует только производитель. Код наносят под полиэтиленовую упаковку на производственных линиях, сделать вручную в магазине это невозможно. Магазины имеют право продавать немаркированные пачки до 1 июля 2020 года.
Когда магазины обяжут принимать накладные через систему электронного документооборота?
С 1 июля 2019 года с ЭДО работает импортер, производитель и оптовики, которые закупают у них продукцию. Магазины обязаны принимать УПД через ЭДО с 2020 года. Подготовиться к работе с системой ЭДО лучше в 2019 году. Для этого надо выбрать оператора ЭДО и научить сотрудников работать с УПД.
Так будет выглядеть схема работы с системой маркировки в 2020 году. Магазин получает УПД, проверяет коды маркировки при приемке и считывает 2D-сканером — при продаже
Какие штрафы за продажу немаркированного табака?
Штрафы за продажу табака без маркировки в законе пока не определили. Скорее всего, наказания будут теми же, что и за незаконную продажу подакцизного товара. Эти штрафы есть в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Штрафы за продажу товаров без маркировки в КоАП
По существующим правилам за продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи табака без маркировки возможны такие штрафы:
2 000–4 000 ₽ — с физического лица
5 000–10 000 ₽ — с должностного лица
50 000–300 000 ₽ — с компании
На каких системах налогообложения можно торговать табаком, на каких — нельзя?
Закон не ограничивают продажу табака для предпринимателей на конкретных системах налогообложения. Продавать сигареты могут ООО и ИП на всех системах налогообложения.
Какая электронная подпись нужна для продажи маркированных товаров?
Электронная подпись не нужна кассиру для продажи, но потребуется сотрудникам магазина для приемки товара. Магазину достаточно иметь онлайн-кассу, которая формирует чек и отправляет оператору фискальных данных (ОФД). Этим продажа маркированного табака отличается от реализации подакцизного алкоголя через ЕГАИС.
Для регистрации в системе маркировки, приемки и подписания УПД нужна квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП). Купить сертификат ЭЦП магазину нужно до 1 июля. Средняя цена подписи — 2 000 ₽.
Если магазин работает с ЕГАИС, покупать подпись дополнительно не придется: на кассах есть сертификаты. Они подойдут для работы с системой маркировки.
Ключевой носитель с квалифицированной ЭЦП подходит для ЕГАИС и системы маркировки
Нужна ли отдельная электронная подпись для каждого магазина?
Приемка на складе. Поставщик привозит товар, сотрудник компании принимает его на складе. Потом товар развозят по торговым точкам. Нужна одна электронная подпись — она хранится там, где происходит приемка.
Приемка в магазине. Можно поставить ключевой носитель ЭЦП на каждую кассу, но в этом нет необходимости. Достаточно принимать пачки на одной кассе. Для продажи подпись не нужна.
Нужно ли отчитываться в систему маркировки, если торгуешь электронными сигаретами?
Эти виды табачной продукции производители маркируют только в качестве эксперимента, на небольших партиях.
Как принимать маркированные сигареты, когда у предпринимателя несколько магазинов?
Когда магазин принимает маркированный табак, владельцем пачек и блоков в системе становится юрлицо или ИП. Как распределять товар между магазинами — дело предпринимателя. В отличие от алкоголя в ЕГАИС, табак после приемки можно свободно перемещать между магазинами. Система маркировки не требует регистров и отчетов о перемещении остатков.
Сотрудник сети супермаркетов принимает блоки от поставщика на складе. В 2019 году он должен только проверить и принять пачки, с 2020-го — принять УПД через систему электронного документооборота.
После приемки компания становятся владельцем товара в системе маркировки. Она может продавать принятые сигареты в любом магазине и на любой кассе при условии, что касса зарегистрирована на компанию.
Какого оператора ЭДО выбрать?
Оператор ЭДО помогает производителям, поставщикам и магазинам обмениваться универсальными передаточными документами через систему электронного документооборота. Таких операторов в реестре налоговой почти 130. По закону подойдет любой оператор, который работает с системой маркировки. Реестр операторов ЭДО на сайте налоговой
Предпринимателю нужно исходить из того, какие кассы и программы он использует в торговых точках. Обычно производитель касс предлагает собственное решение для маркировки и интеграцию с конкретным оператором ЭДО. С таким решением предприниматель может принять УПД через ЭДО, добавить товары в свою базу и продавать на кассе.
Комплексное решение для продажи маркированного табака
Установим онлайн-кассу с фискальным накопителем и ОФД. Выпустим электронную подпись, зарегистрируем компанию в системе маркировки, подключим к оператору ЭДО. Предложим надежный 2D-сканер.
Помогаем предпринимателям закрыть требования 54-ФЗ и маркировки без головной боли.
Должен ли у магазина быть тот же оператор ЭДО, что и у поставщика?
Необязательно. Если у магазина и поставщика разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг для обмена документами. Это делают прежде, чем принимать маркированный товар.
Ручная настройка роуминга. Предприниматель готовит и отправляет своему оператору ЭДО заявление, и тот настраивает роуминг со вторым оператором.
Автоматический роуминг. Часто роуминг настраивать не нужно: между основными операторами ЭДО есть договоренность об автоматическом роуминге.
Если поставщик привозит 50 блоков сигарет, нужно ли проверять каждую пачку?
Достаточно пробить сканером и сверить с электронной накладной каждый блок — это называется полной приемкой. При выборочной приемке можно проверять не все блоки, при доверительной — вообще не пробивать коды.
Полная приемка. Сотрудник магазина получает сигареты от поставщика и сканирует все блоки. После этого принимает партию.
Выборочная приемка. Магазин проверяет отдельные блоки из партии и принимает товар.
Доверительная приемка. Сотрудник не сканирует товар и сразу принимает. Это опасно: поставщик может ошибиться. Тогда в магазине окажутся пачки, которыми компания не владеет в системе маркировки. Продавать их нельзя. Может получиться, что по УПД товары приняли, а фактически на складе их нет. Доверительная приемка грозит потерями для бизнеса.
Как списывать брак и потери?
Магазин сообщает о браке и потерях в систему маркировки через сайт «Честного знака». В заявлении указывает коды маркировки товаров, причину списания и прикладывает бухгалтерский документ, на основании которого списывает продукцию.
В магазине уже есть сканер для штрихкодов. Обязательно покупать новый 2D-сканер?
На пачках и блоках производитель печатает двухмерный код Data Matrix. Его читает только 2D-сканер. Если штрихкоды сканировали одномерным сканером, то для приемки и продажи маркированного табака придется покупать новый.
Купите 2D-сканер, если его нет. Он потребуется для приемки товара на складе и продажи пачек на кассе.
Настройте сканер. Убедитесь, что сканер считывает инвертированный код Data Matrix — белый на черной пачке. Если сканер работает только с обычными штрихкодами, измените настройки. Иногда требуется обновить прошивку устройства.
2D-сканер считывает инвертированный код под пленкой — оборудование готово к работе по новым правилам
Как передавать информацию о продажах в систему маркировки?
Для этого магазину нужна онлайн-касса с фискальным накопителем и договор с ОФД. Если договор есть, заключать дополнительное соглашение с ОФД не требуется.
Кассир сканирует код маркировки на пачке и продает товар. Касса формирует тег 1162 с кодом маркировки и передает ОФД фискальный документ. ОФД транслирует чек в налоговую и в систему маркировки. После этого товар выходит из оборота.
Если магазин по закону работает без ОФД, как ему передавать информацию о продаже в систему маркировки?
Часть предпринимателей освободили от передачи данных в налоговую через ОФД. В основном это магазины в труднодоступной местности. Они тоже должны отчитываться в систему маркировки.
Если в магазине нет интернета, предприниматель выгружает данные о продажах с кассы на флешку и едет в точку доступа к интернету. Там он загружает файл в систему маркировки через сайт «Честного знака». Как часто отправлять такие файлы, в законе еще не определили.
Остались вопросы о маркировке?
Оставьте заявку на подключение комплексного решения Дримкас для продажи маркированного табака.
Наш менеджер свяжется с вами и ответит на вопросы.
Сигареты и сигары: как работать с маркированным табаком
До введения полной прослеживаемости маркированных сигарет и папирос осталась пару дней. С 1 июля продавать пачки, на которые не нанесены коды Data Matrix, будет запрещено, а движение табачной продукции должно оформляться с помощью электронного документооборота и универсальных передаточных документов. Вся информация фиксируется в системе «Честный знак». Самое многочисленное звено на рынке – розница. Ей тоже нужно это знать.
Кальянщикам тоже нужно?
С альтернативной табачной продукцией пока попроще. 1 июля прекращается импорт и производство альтернативной табачной продукции. Немаркированный табак для кальяна, введённый в оборот ранее, можно реализовывать до 1 июля 2021 года. Если вы произвели продукцию до 1 июля 2020 года, но не успели ввести в оборот до этого дня, то её нужно промаркировать.
Если бар или торговая точка и работаете с сигарами, сигариллами, биди, кретек, курительным, трубочным, жевательным, нюхательным и кальянным табаком, то маркированная продукция к вам уже едет. С 1 июля сигары и кальянный табак, если на них уже есть коды маркировки, нужно будет соответствующим образом выводить через кассы. Оборот должен происходить на основании УПД. А продажи в рознице необходимо фиксировать при помощи онлайн-касс. Каждый код необходимо просканировать и проверить, чтобы данные отобразились в чеке и отправились в ОФД.
Куда идти в первую очередь?
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись УКЭП в одном из аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) для использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) необходимо также установить специальную программу, о ней вам также расскажут в удостоверяющем центре. Если УКЭП уже есть, переходим сразу к регистрации в системе Честный ЗНАК. Запаситесь 2D сканером для сканирования штрих-кодов.
Где в розничном звене физически должна использоваться электронная подпись?
Достаточно одной электронной подписи в месте подключения к ГИС МТ и подписания УПД (это может быть торговая точка, офис или любое другое место на усмотрения получателя продукции).
Где зарегистрироваться?
В разделе «Бизнес» на сайте честныйзнак.рф. Инструкции здесь. Потом подпишите договор о взаимодействии с ГИС МТ. Договор подписывается в электронном виде в личном кабинете.
Как внести обособленные подразделения (филиалы) и дополнительные организации в ГИС МТ?
Вносить филиалы и обособленные подразделения организации (один ИНН) в личном кабинете ГИС МТ не требуется. Движение и выбытие отслеживается по организации в целом. Каждая организация-участник оборота табачной продукции (разные ИНН), должна пройти регистрацию в системе, используя УКЭП руководителя организации.
А нельзя ли по старинке, мимо кассы?
Ох, рискуете. Не гневите полицию, Роспотребнадзор и налоговую. С 1 июля оттенков серого не будет: или законное маркированное через кассу, или незаконное немаркированное.
В соответствии со статьей 15.12 КоАП, за продажу, хранение, перевозку или покупку с целью перепродажи немаркированного табака возможны следующие виды наказания:
Остались немаркированные сигареты. Куда их девать?
С 1 июля их продавать нельзя, их надо было распродать до 1 июля. Решение по этому вопросу может принять правительство (а может и не принять), следите за поправками в Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224.
Осталось два дня, я все проспал. Успею?
Производители и дистрибуторы уже готовы. Вы, наверное, торговая палатка. Бегите за УКЭП, ставьте ЭДО (его можно не ставить, в личном кабинете есть бесплатный «ЭДО Лайт»), найдите сканер, если его нет. Научитесь оформлять универсальный передаточный документ.
Зарегистрироваться – это быстро. Как и что настроить, подскажут на сайте честныйзнак.рф или ваш оптовик. Онлайн-касса с прошивкой у вас есть, мы за вас спокойны.
Что сканировать на кассе?
При продаже сигарет на кассе нужно просканировать DataMatrix код с каждой пачки или блока. Это квадрат с черными и белыми квадратиками внутри. На блоке он наклеен в виде этикетки, на пачке сигарет находится на нижней поверхности. Дальше касса все сделает сама.
Как заполнять электронные документы?
Вот методические рекомендации по форматам документов (в том числе корректировочных, требованиям к указанию кодов на пачки, на блоки, на большие партии и так далее.
Если я не подключен к оператору фискальных данных?
В части продажи: загружаете информацию в личный кабинет «Честного знака» самостоятельно, но не реже раза в 30 календарных дней. В части приемки: необходимо выбрать оператора ЭДО, заключить с ним договор, вам присвоят уникальный ID, на который поставщик будет направлять электронные накладные. Вы эти накладные подписываете с помощью УКЭП, после подписания накладная будет передана в «Честный знак» и вы будете зарегистрированы как владелец продукции. Статус кодов, наличие их в системе можно проверить приложением «Честный знак» или в личном кабинете.
При получении сканируем коды на блоках, а при продаже – на пачках. Система разберется, что это наши коды?
Дополнительные действия проводить не требуется. Система маркировки уже знает, какие пачки в какой блок сформированы и привязаны к блоку или же какие блоки привязаны к коробу. В УПД ваш поставщик может указать только коды коробов или блоков. Когда вы принимаете блок, автоматически становитесь владельцем кодов, которые привязаны к блоку или коробу. Если в рознице у вас покупают сразу блок, можно просканировать код на блоке – из оборота будут автоматом выведены все 10 пачек.
Продукцию потеряли или забраковали. Как списать?
После 1 июля в личном кабинете будет реализован функционал списания по причине брака или потери. Нужно будет проинформировать систему о таком списании. Функционал по пересорту тоже будет.
Требуется ли хранить коды маркировки?
Законодательство не требует. Учетные системы, однако, реализуют такую возможность, чтобы проверять ошибки, исключить возможность вброса нелегальной продукции, контроля кассиров и т.п.
Нужно ли сканировать каждую пачку сигарет при приемке товара по УПД?
Варианты проверки соответствия кодов на товаре и в электронном документе: доверительная приемка — приемка продукции выполняется без проверки, на основании документа поставщика продукции; частичная проверка — проверка соответствия кода нескольких единиц товара из поставки; полная проверка — проверка соответствия кодов всех упаковок из поставки.
Рекомендуем делать хотя бы выборочную проверку.
Нужно ли выдавать УКЭП каждому приемщику на складе, каждой торговой точке, которых у одного владельца может быть несколько, или можно только бухгалтеру?
Возможны оба варианта. Зависит от ваших бизнес-процессов. То есть приемку с помощью УКЭП может оформлять либо любой приемщик, либо один бухгалтер всей сети точек.
После продажи маркированных пачек сигарет не отображаются сведения в личном кабинете. К кому обращаться?
Необходимо заключить дополнительное соглашение, разрешающее оператору фискальных данных осуществлять передачу сведений в информационную систему маркировки о реализации маркированной табачной продукции. Если такое соглашение имеется, обращайтесь к оператору ОФД или в службу поддержки оператора системы support@crpt.ru.
Возможна ли продажа товара юридическим лицам для дальнейшей перепродажи за наличный расчет?
Продажа товара за наличный расчет/с применением электронных средств платежа (по банковским картам) юридическим лицам возможна. Для этого в чеке, в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» N 54-ФЗ, необходимо указывать коды идентификации передаваемой продукции и ИНН покупателя.
За несоблюдение требования 54-ФЗ (в части указания кодов идентификации в чеке) предусмотрена административная ответственность (ст. 14.5, ч. 4 КоАП РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 224? сведения об обороте (передаче товара между юр. лицами) в ГИС МТ необходимо передавать в форме УПД.
Какая отчетность будет введена по табачной продукции?
Оформление дополнительной отчетности (декларации и т.д.) при обороте табачной продукции не требуется.