что делать с найденными деньгами по исламу
Как следует поступать с найденными деньгами с точки зрения Ислама?
Нашли деньги? Что делать:
Найдя где-нибудь деньги или иные ценные вещи, можно либо пройти мимо, не поднимая их, или же, подобрав их, необходимо хранить их и искать хозяина. Если человек пройдет мимо, не подобрав их, то он не будет нести ни малейшей ответственности. Но если подберет найденное, то в этом случае будет необходимо сделать следующее:
Подобрав что-то на улице, необходимо сразу же найти свидетелей, сказав: «Я нашел столько-то денег или такую-то вещь. Эту вещь я взял себе с намерением найти ее хозяина. Вот мое имя, фамилия и адрес, пусть собственник придет ко мне и заберет ее, а вы будьте свидетелями».
Затем в течение года необходимо искать хозяина найденных вещей, постоянно давая объявление о находке. Если в течение этого времени хозяин объявится, то найденная вещь или деньги должны быть возвращены ему. Если же хозяин так и не объявится, то найденные деньги или вещи жертвуются на нужды неимущих в присутствии свидетелей.
Принимая во внимание ответственность, не следует так легко подбирать то, что потеряно другим человеком. А если уж вещь была подобрана, то необходимо выполнить все связанные с этим обязанности. Если простые вещи и не требуют выжидания в течение года, то найдя что-то, что имеет материальную ценность, необходимо в течение года искать хозяина, давая объявление, и если он не будет найден, то эту вещь следует пожертвовать на благие цели.
Что делать с находкой, если ты мусульманин
Представьте ситуацию: человек видит на дороге чьи-то упавшие вещи, документы или деньги. И задумывается – подобрать их и присвоить себе, заняться поисками владельца, либо сделать вид, что ничего не заметил, и пойти дальше по своим делам. Исламское право разработало понятный перечень действий, которые должны быть предприняты в такой ситуации. Они подробно раскрываются в разделе Шариата, посвященного нахождению чужого имущества.
В арабском языке в отношении находки употребляется слово «аль-люкута». Его смысловой перевод сводится к обозначению предмета, который был поднят человеком с земли. В рамках Шариата это определение существенно уточняется и дополняется. Так, находка – это имущество, которое человек находит и подбирает с намерением вернуть его владельцу. То есть найденный объект фактически переходит в разряд предметов, находящихся во временном хранении. Важным аспектом выступает также информирование общественности о нахождении чужого имущества и поиске его законных владельцев.
Как объявить о находке
Для освидетельствования самого факта находки верующему достаточно сказать прохожим или оказавшимся рядом людям: «Я нашёл такую-то вещь. Если кто-то находится в поисках потерянной вещи, то направьте его ко мне».
С точки зрения исламского права, неважно, из какого количества предметов состоит находка. Она может включать сразу несколько объектов, и в этой ситуации человеку всё равно достаточно лишь один раз произнести указанное выше объявление.
Тем не менее, как минимум, в течение одного года следует периодически объявлять о факте нахождения чужого имущества, пока его владелец не обнаружится. Только после годичного срока у нашедшего появляется право раздать имущество в качестве милостыни нуждающимся. Важно при этом делать объявления о поиске хозяина утерянного как на месте, где оно было найдено, так и в других общественных пространствах.
Если существует риск уничтожения или порчи объекта, то годичный срок может существенно сократиться. В такой ситуации нашедший имущество должен рассчитать время, когда он может раздать его как милостыню, чтобы оно не успело утратить свои свойства и могло принести пользу нуждающимся.
Если находка представляет собой предмет, который имеет практически ничтожную стоимость (например, косточка от фиников или старая упаковка от какого-то предмета), то можно и не заниматься поисками владельца.
Когда хозяин вещи дал о себе знать, то нашедший не обязан как-то возмещать её стоимость, если она потеряла свои свойства или была уничтожена. Однако это не касается ситуации, когда имеет место намеренное присвоение находки себе без публичного объявления о ней.
Владелец не нашёлся – как быть?
Итак, наиболее предпочтительным сценарием при находке будет усердный поиск владельца, который должен предпринять нашедший предмет человек. Но не исключена ситуация, когда законного собственника имущества обнаружить не удалось. Тогда есть два пути:
1. Раздать имущество в качестве милостыни (садака) нуждающимся в финансовой помощи людям. Этот вариант наиболее предпочтительный, потому что савап (награда Всевышнего) от такого действия пойдёт и в счёт потерявшего.
2. Продолжить поиски владельца дальше – до того момента, когда он всё-таки отыщется.
Если собственник найдётся после того, как вещи или деньги были розданы в качестве милостыни, он может одобрить этот шаг. Однако за ним остаётся и право потребовать возмещение ущерба со стороны нашедшего его имущество человека, а также с тех, кому оно было передано в качестве садака.
Тот, кто во время поисков выдаёт себя за законного владельца предмета, должен в качестве доказательства привести свидетельские показания, удостоверяющие факт владения им имущества. Потерянная собственность может быть возвращена ему и в том случае, если у него нет свидетельских показаний, но он подробно описал предмет находки.
Как бы то ни было, предпочтительно, чтобы законный владелец выделил определённую сумму денег в счёт содержания имущества нашедшим его человеком.
Таким образом, мы видим, что ислам призывает уважительно относиться к праву собственности, предостерегает верующих от его незаконного захвата. Даже в случае потери ценностей человек имеет все шансы вернуть их, если не в целости и сохранности, то хотя бы в виде компенсации.
Тем не менее, это не значит, что мусульманин может проявлять беспечность и всюду разбрасывать своё имущество, полагаясь на добросовестность окружающих. Как показывает практика, злоупотребление порядочностью человека чревато впоследствии безразличным отношением и нежеланием помогать.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Находка и их положения в Исламе
Находка и их положения в Исламе
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Языковое значение слова «аль-люкъата» (находка): Файруз Абади сказал: “То, что было подобрано с земли, является находкой”. См. “Къамус аль-мухит” 2/235.
Шариатское определение слова «находка»
Хафиз аль-Хатыб аш-Ширбини сказал: “Находка – это найденная вещь, владельца которой не знает нашедший. Основой в данном вопросе, до единогласного мнения, являются аяты Корана, побуждающие к благочестию и взаимопомощи, так как в сохранении данной находки и возвращению ее владельцу, проявляется благочестие и взаимопомощь. И на это указывают хадисы, как например хадис Муслима: «Аллах не перестает помогать Своему рабу до тех пор, пока тот не перестает помогать своему брату»”. См. «аль-Икъна’» 1/160.
Можно, обязательно или же нежелательно подбирать найденную вещь?
Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывал, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил: “Как следует поступить с находкой?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему, если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению». Тот спросил: “А как следует поступить с заблудившейся овцой?” Он сказал:«Она может достаться либо тебе, либо твоему брату (хозяину), либо волку». Затем тот спросил: “А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?” Он разгневался так, что его щеки стали красными и сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Имам аль-Касани сказал: “Что касается положения находки, то у нее имеется два положения: Первое положение связано с моментом до ее поднятия, а второе после ее поднятия. Что же касается положения до ее поднятия, то это различается в зависимости от положения. Может быть так, что поднять находку будет желательным, может быть просто дозволенным, а может быть даже и запретным!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 6/200.
В приведенном выше хадисе указание на то, что потерянного верблюда нельзя брать!
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман ат-Тайми рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил подбирать то, что потерял паломник”. Муслим 1724.
В этом хадисе речь идет о том, кто желает это себе присвоить, и это разъясняет хадис, который передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Мекка является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке». аль-Бухари 112.
Имам ас-Сархаси говорил: “В отношении того человека, который нашел находку, есть разногласия. Некоторые, на кого повлияла философия, говорят, что не разрешается ему подобрать находку, так как он возьмет имущество без разрешения его хозяина, а это по шариату запретно и поэтому так же как ему не разрешено брать чужое имущество без разрешения его хозяина, ему не разрешается подбирать и находку. Некоторые же таби’ины говорили, что можно подобрать находку, однако если оставить ее, то это будет лучше, поскольку ее хозяин будет искать ее именно в том месте, где потерял ее. Поэтому если он оставит ее на месте, то ее хозяин может найти ее в том месте, в котором он потерял ее, тогда как сам нашедший не может гарантировать себе то, что он не захочет присвоить находку себе, после того как поднимет ее. Т.е. он подвергнет себя искушению. Мазхабом же наших ученых и факъихов (ханафитов) в данном вопросе является то, что подобрать лучше, чем оставить, так как нет гарантии, что если он оставит ее на месте, не придет другой человек и не присвоит ее себе”. См. “аль-Мабсут” 13/22.
На самом же деле о том, что любую находку лучше не подбирать говорили и некоторые саляфы.
Имам аль-Баджи аль-Малики сказал: “Передал ан-Нафи’, что Ибн ‘Умар проходил мимо находки и не подбирал ее. Так же пришло от имама Малика, сказавшего: «Если он найдет, то лучше будет, чтобы он оставил ее, если только это не ценная вещь». Становится ясным, что если вещь ценная и есть опасность того, что она потеряется, то лучше подобрать ее и хранить до тех пор, пока не появится ее хозяин, чтоб вернуть ее ему”.См. “аль-Мунтакъа” 4/66.
Также порицание подбирания находки передается от Ибн ‘Аббаса, о чем говорим имам Ибн Рушд. См. “Бидаятуль-мужтахид” 2/247.
Те имамы, которые говорили о том, что лучше не брать находку мусульманина, опирались на хадис: «Потерянное мусульманином – это Адское пламя!» Ахмад 5/80, ат-Таялиси 1410, ад-Дарими 2/266. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 5/92, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 620.
Имам ан-Науауи говорил: “ Имам аль-Музани сказал, что лучше будет подобрать находку, так же сказано в «аль-Умм»: “Не разрешается ее оставить”. Наши сторонники (шафииты) высказали два мнения по данному вопросу. Одно из них: что находка – это амана и поэтому не обязательно ее поднимать. Второе мнение: обязательно поднять, как передается от ибн Мас’уда, что посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неприкосновенность имущества мусульманина подобна неприкосновенности его крови». Поэтому если он опасается за самого себя, то он обязан беречь себя, и так же обстоит и с имуществом. Абу ‘Аббас, Абу Исхакъ и другие говорили, что если он нашел ее в безопасном месте, где проживают достойные доверия люди, то не является обязательным для него подобрать находку”. См. «аль-Мажму’» 15/250.
Исходя из всего изложенного, следует, что подбирать находку можно, поскольку во многих хадисах упоминается о том, что сподвижники приходили к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спрашивали о найденной вещи, и никого он не порицал за подбирание этого. Что касается того: «что лучше, поднять или оставить?», то человек имеет право выбора, и это зависит от найденной вещи. Если эта вещь является важной для потерявшего ее, как крупная сумма, важные документы и т.п., то лучше поднять и найти хозяина. Если же человек слаб и опасается, что может присвоить находку, не поискав даже хозяина, то лучше для него ее не брать!
Что следует делать с находкой?
Зайд ибн Халид аль-Джухани передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто скрыл потерянную вещь, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!» Муслим 1725.
Ученые разошлись о значении слова «далля» в данном хадисе. Они сказали, что речь идет о потерянной вещи, а другие сказали, что речь идет о потерянном животном, и в частности о верблюде, и в таком случае хадис будет звучать так: «Тот, кто скрыл потерянную верблюдицу, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!»
Имам аль-Хаттаби сказал: “Это сообщение никак не противоречит тем сообщениям, которые разрешают подбирать находку, поскольку слово «заблудшее» никак не подходит к динарам и дирхемам и прочим ценностям! Это слово используется только для животного, которое заблудилось, как верблюд, корова, птица и т.п. И поэтому если человеку попадется заблудшее животное, ему не разрешается взять его себе при условии, что это животное может защищать себя и жить само по себе!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 4/122.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубуракфури сказал: “В этом хадисе указание на то, что нельзя подбирать находку с целью присвоить ее себе! Поистине, присвоить что-то можно только после одобрения этого Законодателем (Аллахом), если не найдется ее хозяин”. См. “Миннатуль-мун’им” 3/166.
Передается со слов ‘Ийяда ибн Химара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, пусть призовет в свидетели двух справедливых мужчин и запомнит, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он имеет больше прав на нее! Если же нет (не объявится хозяин), то это все равно имущество Аллаха, которое Он дарует, кому пожелает». Ахмад 4/161, Абу Дауд 1709, Ибн Маджах 2505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, аз-Заркаши и аль-Альбани.
В этом хадисе указание на то, что следует призывать благочестивых свидетелей при нахождении ценной вещи. Ученые разошлись в необходимости свидетелей для находки. Одни считали, что это не является обязательным, так как в других достоверных хадисах об этом не упоминается, а если данный хадис и достоверный, говорили они, то он указывает на желательность этого, а не обязательность. Однако другие имамы сказали, что если этот хадис достоверный, то необходимо жить по нему и призывать свидетелей при находке, и это не противоречит тем хадисам, в которых не упоминается о свидетелях! Передав эти мнения ученых, имам ас-Сан’ани сказал: “И это мнение (необходимость свидетелей) является истинной”. См. “Субулю-Ссалям” 5/251.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
В этом и подобных хадисах указание на то, что искать хозяина и объявлять о находке следует год.
Однако есть хадис, в котором речь идет о трех годах, как это передается в хадисе Убай ибн Ка‘ба, который рассказывал: “Однажды я нашел кошелек с сотней динаров и принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Объявляй об этом в течение года». И я объявлял об этом целый год, но не нашел никого, кто признал бы его своим, а потом снова принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Объявляй об этом год». И я объявлял об этом еще один год, но так и не нашел никого, кто признал бы его своим. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять сказал: «Объявляй об этом год». Я опять не нашел никого, после чего я снова принес его ему, и он сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги, и если его хозяин придет, верни ему кошелек, а если нет, можешь пользоваться этими деньгами»”. аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Имамы высказывали различные мнения относительно этого хадиса. Например, имам Ибн аль-Джаузи считал, что упоминание того, что Убай приходил и спрашивал о находке в течении трех лет, является ошибкой передатчика, поскольку в одной из версий этого хадиса упоминается два года, а в другой версии, что приводит имам ат-Таялиси сказано, что передатчик Саляма говорит: “Я не помню, три года или год”. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи сказал:“Я считаю, что Саляма ошибся, и точно известно про объявление о находке в течении года! И нельзя брать то, в чем есть сомнение”. См. “Кашф аль-мушкиль” 2/64.
Однако хафиз Ибн Хаджар не согласился с таким мнением и сказал, что без сомнения передатчика с упоминанием трех лет передается в версии имама Муслима.
Другие же ученые сказали, что мнение об объявлении пропажи в течение трех лет, является отклоненным от мнения факъихов (шазз), как это сказал имам аль-Мауарди. См. “аль-Хауи” 8/12.
Хафиз аль-Мунзири говорил: “Никто из имамов не говорил о том, что о находке нужно объявлять в течении трех лет, кроме того, что передается от ‘Умара”. См. “Фатхуль-Бари” 5/80.
Но даже от самого ‘Умара ибн аль-Хаттаба имам Ибн аль-Мунзир передал четыре мнения: объявление в течении трех лет, года, трех месяцев и трех дней. См. “аль-Ишраф” 1/280.
Поэтому наилучшим мнением является то, о чем передал хафиз Ибн Хаджар, что срок объявления о находке зависит от ее ценности. И он говорил: “Некоторые объединили этот хадис и хадис Зайд ибн Халида (в котором упоминается о годе) и сказали, что нет разногласия в том, что меньше года нельзя объявлять о пропаже, а хадис Убайя указывает на желательность увеличения набожности (и срока объявления) прежде, чем присвоить находку”. См. “Фатхуль-Бари” 5/80.
Таким образом, объявлять о находке год является обязательным, а больше – желательным, в зависимости от ценности найденной вещи.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги». аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Также он сказал: «Посмотри, в чем она (находка) находится и чем завязана». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Къады ‘Ийяд об этих словах сказал: “В этом указание на сохранение этих вещей и сокрытии этого, поскольку если об этом узнают, то на эту находку могут претендовать не ее хозяева! По этой причине ученые говорили: «Следует не описывать потерянное людям и не показывать и не называть ее по имени. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Объяви о ней», и не сказал: «Показывай ее»”. См. “аль-Икмаль” 6/10.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Если придет хозяин находки и опишет ее, то ему необходимо ее вернуть”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/329.
Является ли обязательным объявлять в течении года о любой находке?
Что следует делать с находкой после года объявления о ней?
Что следует сделать, если находка принадлежит неверному?
Со слов аль-Микъдама ибн Ма‘дикариба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещается есть мясо хищников и домашнего осла, и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор, если только это незначительная вещь». Ахмад 4/130, Абу Дауд 3804. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам ас-Санани сказал: “В словах: «и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор» указание на то, что находка потерянной неверным вещи, с которым договор, подобна находке мусульманина!” См. “Субулю-ссалям” 5/253.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Неверные, с которыми заключен договор, подразделяются на три категории:
1. Тот, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию (зиммий);
2. Тот, с кем заключен договор о перемирии (му’ахад);
3. Тот, кому мусульмане дали гарантию безопасности для въезда на землю мусульман (мустамин)”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/178.
Также к этому относится и тот мусульманин, который вошел на землю неверных под гарантией безопасности. Имам ан-Науауи передал, что имам ар-Рафи’и говорил: “Если человек войдет на вражескую территорию под гарантией безопасности, то ему не дозволено забирать с этой земли клад, независимо от того забрал он его силой или же просто нашел. Также он не может поступать по отношению к ним вероломно касаемо принадлежащего им, поистине, он обязан вернуть принадлежащее им!” См. «аль-Маджму’» 6/51.
Подготовили:
Абу Мухаммад Кабардини и Абу Бакр Татарстани
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Что делать с найденными деньгами по исламу
Адабы долга: что нужно знать мусульманину о долгах
Сегодня многие люди являются либо должниками, либо займодателями. Из-за этого они сердцами отдалились друг от друга, забыв об этике данного вопроса. Одни испытывают недоверие, опасаясь за своё имущество, другие оттягивают сроки оплаты, не желая расставаться со своими деньгами. Давайте же вспомним адабы долга, которые помогут воплотить в жизнь прекрасную нравственность, подобающую истинному мусульманину.
Начнём с того, что и для заёмщика, и для займодателя существует общее положение о долгах, и оно описано в Коране:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости.
В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений.
«Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и боится Аллаха. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (Сура «Аль-Бакара», аят 283).
Ниже, для удобства, мы выделили несколько пунктов, одни из которых относятся к заёмщику, другие – к займодателю.
НАПОМИНАНИЕ БЕРУЩЕМУ В ДОЛГ:
1. Верующий должен стараться обходиться без долгов, довольствуясь тем, что у него есть, а к займу прибегать исключительно в крайних случаях.
В хадисе сказано: «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам, и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).
2. Беря в долг, нужно вознамериться вернуть его в срок или раньше.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил об этом: «Кто берёт чужое с намерением вернуть, тому Аллах поможет в этом. А кто берёт с намерением потратить, того Всевышний погубит» (Аль-Бухари).
«Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором!» (Ибн Маджа).
3. При возможности оставлять залог.
Известно, что «Посланник Аллаха (мир ему) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). И это наилучший вариант сделки. Ведь должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга. Займодателю же не придётся нести риск возможного убытка.
Следовательно, заёмщик и займодатель не затаят обиды друг на друга, а непогашенные долги не лягут тяжким грузом на плечи родственников в случае смерти заёмщика.
4. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, связанные с тратой денег.
Пророк (мир ему) сказал об этом: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари).
5. Имеющему долг запрещено тратить деньги на то, в чём нет крайней нужды. Первое, что должно заботить богобоязненного верующего, – это быстрая выплата долга.
6. Имеющему возможность выплатить долг необходимо сделать это, ибо сказано: «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани).
7. Сунной Пророка (мир ему) является проявление благодарности тому, кто ответил на просьбу о помощи в нужную минуту. Это может проявляться в виде небольшого подарка при возвращении долга займодателю.
Однако запрещено договариваться о таком подарке во время сделки. Это должно быть на усмотрении возвращающего долг. В хадисе приводится: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».
8. Должник должен понимать, что долг священен, и даже «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахих Муслим», № 3498).
Однажды наш Пророк (мир ему) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханаллах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?» Пророк (мир ему) ответил: «За долги. Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?», и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).
Дуа для избавления от долгов и кредитов
НАПОМИНАНИЕ ДАЮЩЕМУ В ДОЛГ
1. Давать в долг – это сунна посланника Аллаха (мир ему). Но, в зависимости от ситуации, долг делится на сунну, ваджиб, макрух и харам. Займодателю следует выяснить, на какие именно цели человек просит в долг:
— если человек нуждается в простой помощи, то это Сунна;
— если встаёт вопрос жизни и смерти, к примеру, человек просит на операцию, от которой зависит жизнь, то дать в долг такому будет ваджибом (обязательно, если есть возможность!);
— если просящий в долг просит денег на излишество, для растраты попусту, то такому давать в долг макрух (нежелательно!);
— и явным харамом (запретным) будет давать в долг на такие цели, как покупка спиртного, для растраты в азартных играх и тому подобное.
2. Будет достойным займодателю иметь милосердие в сердце и, в определенной ситуации, быть готовым простить долг. Ещё говорят, что лучше не давать в долг, если не готов простить его. В хадисах же сообщается:
«Тому, кто даёт в долг, за каждый день даётся благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он всё имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким),
«Тот, кто желает, чтобы Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».
И ведь кто не оказывает милость, тому также не окажут её!
3. Посланник Аллаха (мир ему) призывал возносить ду’а Аллаху за вернувшего долг, прося для него благословения за его верность. Абдулла ибн Рабиа рассказал: «Пророк (мир ему) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракат на тебя, на твоё имущество и семейство».
Ислам посредством адаба учит верующих лучшей нравственности – ахляку, дабы люди могли жить в мире и согласии между собой. Наша религия, при искреннем её соблюдении, гарантирует спокойную жизнь с чистой совестью. Что может быть лучше в обществе людей, чем любовь, доверие и взаимопонимание между ними! Но этого можно достичь лишь в том случае, если каждый будет уважать и соблюдать права друг друга. Понимать, что лучше быть притеснённым, нежели притеснять самому.
Помните: кроме материальных долгов, существуют ещё и морально-этические долги, которые мы должны соблюдать между собой ежедневно: в семье, на улице, на работе. И поистине, нет вреда людям от тех, которые безупречно исполняют долг перед Всевышним Аллахом!