что делать с ленивым подростком

Что делать с ленивым подростком?

Как часто мы бываем недовольны ребенком: не хочет ничего делать, не помогает по дому, «зависает» перед компьютером. Сколько можно лениться?! Но психологи уверены, что за ленью может маскироваться переутомление или отсутствие мотивации!

Усталость

Обычно день подростка расписан буквально по минутам: школьные уроки, занятия с репетитором, дополнительные занятия. Учебные нагрузки тоже значительно выросли, ведь впереди экзамены! Некоторые дети еще успевают заниматься спортом или посещать кружки, так что времени на то, чтобы просто полежать на диване, практически не остается. Получается, что у подростка нет сил ни на что, кроме учебы и короткого отдыха, а для родителя нежелание заниматься домашними делами или выполнять просьбы может выглядеть как лень.

Решение

Пересмотрите расписание дня вашего ребенка так, чтобы оставалось время на отдых и ничегонеделание. И не стоит регламентировать эти часы, даже если ребенок поначалу будет проводить их перед компьютером.

Отсутствие мотивации

Часто подросток получает «ярлык» лентяя, если не проявляет интереса к учебе или урокам. Возможно, он просто не понимает, зачем ему знания, и эта проблема может быть «родом из детства». Например, если родители выдвигали слишком серьезные требования к оценкам или слишком активно участвовали в процессе обучения, лишая свое чадо возможности быть самостоятельным. Теперь подросший ребенок не представляет себе, куда двигаться дальше, как улучшить оценки, как выбирать будущую профессию.

Решение

Во-первых, подход к получению знаний придется пересмотреть: важно, чтобы ребенок чувствовал интерес к тому, что он изучает, понимал, как именно эта сфера знаний пригодится ему дальше. Во-вторых, помогите ребенку найти «зону успешности» – дело или занятие, которое у него получается, где он способен достичь успеха, получить похвалу, а значит, почувствовать уверенность в себе.

Страх неудачи

Неуверенность подростка в собственных силах со стороны может выглядеть как лень: чтобы не ошибиться, он предпочитает просто ничего не делать. Эта проблема часто возникает, если с детства ребенок привык получать негативную обратную связь, если на его ошибки и недочеты всегда обращалось больше внимания, чем на достижения.

Решение

Пока не поздно, постарайтесь укрепить самооценку ребенка. Это можно делать самостоятельно или с помощью психолога, но суть одна: необходимо менее эмоционально реагировать на ошибки и неудачи ребенка, просто отмечая их и определяя пути исправления, зато все, что получается, заслуживает немедленной горячей похвалы.

Физическое состояние

Возраст с 11 до 16 лет – это период бурного роста, и часто он сопровождается повышенной утомляемостью, сонливостью, нарушением внимания, неспособностью правильно планировать свое время. Ребенку сложно сосредоточиться на уроках и на просьбах родителей, но к лени его состояние не имеет отношения.

Решение

Проследите за режимом дня: подросток должен спать не менее 8-9 часов в сутки, вовремя и правильно питаться, хотя бы час в день проводить на свежем воздухе. Врач порекомендует витамины и подходящие ребенку физические нагрузки. И помогите ребенку с помощью таймера и расписания планировать время для уроков и отдыха.

Источник

Подростковая лень

Каждый родитель сталкивается с нежеланием подростка выполнять работу по дому, плохими оценками и прогулами в школе. Подростковая лень – распространенное явление. Сегодня мы расскажем о её причинах и способах борьбы с ней.

Подростковая лень и ее причины

Ухудшение оценок в школе, бардак в комнате, уклонение от домашних обязанностей – первые звоночки приближения переходного возраста. Подростки 12-17 лет особо чувствительны к окружающему миру в силу особенностей развития организма. Подростковая лень может появится в следствии следующих причин:

Ребенок ленится учиться, в чем причина?

Отсутствие мотивации – главный ключ к пониманию лени, в том числе у взрослых. Проблема государственных школ в том, что преподаватели чаще всего не заинтересованы в необычной и эмоциональной подаче материала для детей. Монотонные уроки, сменяющиеся таким же неинтересным домашним заданием, не вызывают у детей желания учиться.

Проблема может быть и в отношении преподавателей и сверстников к ребенку. Если в школе подросток испытывает психологическое давление и буллинг, он начнет прогуливать уроки.

Подростковая лень для родителей

Давление и насильственные методы не помогут подростку перестать лениться, а ухудшат ситуацию. Нельзя кричать, забирать телефон/компьютер, ограничивать общение с друзьями. Так подросток только озлобится на вас ещё больше.

Как избавить подростка от лени

Подростки уклоняются от домашних обязанностей, потому что не видят в них смысла. Они знают: придет мама с работы и выбросит мусор, приготовит ужин и уберется в квартире. Смысл делать работу за маму?

Выполнять всю домашнюю работу самостоятельно, а потом злится, что ребенок не помог – частая ошибка родителей. Распространенная ситуация, когда ребенок предлагает свою помощь, а родитель отказывается. Такое повторяется несколько раз, у подростка в голове закрепляется утверждение: «моя помощь не нужна, раз от нее отказываются». Неправильной моделью поведения родителей провоцируется подростковая лень. Что делать в таких ситуациях:

Как побороть лень ребенка раз и навсегда с помощью системы ценностей

Важные вещи для подростка – общение и развлечения. Превратите их в привилегии. Проанализируйте, на что ребенок тратит большую часть времени: прогулки, компьютерные игры или социальные сети. Установите правила: компьютер или смартфон до определенного времени, и в случае выполнения домашних обязанностей. Важно четко ограничить работу по дому подростка, например:

За грубое невыполнение обязанностей придумайте штрафы. Дайте возможность ребенку избавиться от штрафа, если он выполнит маленькое задание (протрет пыль, сходит за продуктами и т. п.). За исполнение всех обязанностей в течение недели или месяца придумайте поощрение: деньги, покупка новой вещи, поездка в развлекательный центр.

Что делать, если подросток ленится учиться – советы психолога

Если ленится учиться ребенок до 14-15 лет, помогите ему сделать уроки интересными. Придумайте необычные задания, которые помогут эффектно освоить материал. Отведите вечера на просмотр научно-популярных видео по предметам, которые даются наиболее тяжело в школе. Покажите, что учеба это не только конспекты и заучивание материала. Если позволяет финансовое положение, наймите высококвалифицированного репетитора.

Подросток ленится перед поступлением в университет

Подростки в старших классах часто не знают, куда поступать. Если вы настаиваете на том, чтоб ребенок пошел на определенную специальность, задайтесь вопросом:

«А нужно ли это моему ребенку»?

Обеспечить подростку хорошее будущее невозможно, заставив его поступить на неинтересную, но прибыльную специальность. Если он не хочет поступать, будет саботировать учебу, проваливать экзамены.

В 10-11 классе чаще разговаривайте с подростком о его мечтах, планах на жизнь. Если он выберет творческую специальность, которая в ваших глазах кажется провальной – не давите. Он и без того напуган. Побороть лень возможно только тогда, когда ребенок сам этого захочет.

Как подростку справиться с ленью самому

что делать с ленивым подростком. Смотреть фото что делать с ленивым подростком. Смотреть картинку что делать с ленивым подростком. Картинка про что делать с ленивым подростком. Фото что делать с ленивым подростком

После 16-17 лет подростки начинают понимать, что для достижения определенных целей, им нужно пересиливать себя. В эти годы формируется костяк личности взрослого человека. Важно разграничивать «я хочу» и «мне надо».

Чтоб совершать волевое усилие было легче, старайся следовать распорядку дня:

Как избавиться от лени, усталости

Усталость может возникать по разным причинам: синдром дефицита внимания, некачественное питание и сон, чрезмерные эмоциональные нагрузки. Если ты отвлекаешься от выполнения домашки каждые 5 минут – ты быстрее устаешь, дольше времени уходит на выполнение банальной работы. Учись концентрироваться на одном виде деятельности, ограничь время пользования телефоном.

Как заставить себя учиться, если всё лень

Учеба – важная составляющая часть жизни. Чтоб получить высокооплачиваемую работу, нужны навыки. Можно не поступать в университет, но все равно придется учиться, если хочешь получать хорошие деньги и трудиться в комфортных условиях. Найди своё предназначение в жизни и двигайся в этом направлении. Лучше выбрать наиболее интересную специальность и продолжить обучение в ВУЗе: университет сильно помогает в самоопределении. Чтоб поступить на бюджет и комфортно учиться несколько лет, получая материальную поддержку от государства и родителей, нужно постараться уже сейчас.

Источник

Часть III Способы борьбы с подростковой ленью

Одним из страшных грехов является лень. Когда она становится привычкой, то ее труднее всего перебороть. Самым действенным способом борьбы с ленью у подростков является мотивация.

– это использование стимулов, побуждающих его действовать в определенном направлении. Чаще всего подростков мотивируют для хорошей учебы, развития, инициативности и т.д.

Ни для кого не секрет, что среди подростков часто широко распространяется и легко укрепляется мнение, что систематически и старательно учиться позорно, что так поступают «зубрилы» и «учительские подхалимы», выскочки и карьеристы, «маменькины дети» или инфантильные создания, напоминающие младших школьников. Лень в таких классах коллективно одобряется. Это происходит в связи с господствующим у подростков стремлением быть и казаться взрослыми, овладевать общественно полезной деятельностью. Поэтому учащимся средних классов важно показать общественно полезный характер учебной деятельности, т.е. повысить мотивацию к учебе и труду.

Большую роль в борьбе с ленью призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности. Известны случаи, когда подросток начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться по нескольким, а то и всем учебным предметам, а учитель мешает ему в этом: занижает оценки, аргументируя это тем, что по остальным предметам у ученика стоят невысокие оценки. В итоге ученик начинает лениться. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.

Случаи нежелания учиться и трудиться вообще встречаются реже, чем проявления лени в определенных условиях. Например, некоторые школьники учатся по настроению: то увлеченно и продолжительно, получая отличные и хорошие отметки, то охладевают к учебе и забрасывают учебные занятия, даже пропускают уроки. Таких подростков надо учить умению побеждать свое плохое настроение, a не быть его рабом. Многие подростки включаются или выключаются из учебной деятельности в зависимости от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку. При этом они учитывают последовательность опроса учащихся класса преподавателем. Главное средство искоренения лени в том, чтобы ученикам цели и задачи занятий по данному предмету были ясны и интересны. На этой основе у учащихся можно без больших трудностей выработать привычку работать систематически и прилежно. Причем подобное отношение надо выработать у школьника ко всем учебным предметам, а не только к нравящимся ему. Требуется убедить ученика, что общее образование является фундаментом профессионального; открывает путь к постижению духовных сокровищ человечества.

Некоторые подростки занимаются самообманом. Лень взяться дома за подготовку трудных для них учебных предметов, они всячески оттягивают время занятий: ищут какой-то другой «срочной» деятельности, то считают, что еще не отдохнули от уроков. Наконец, садясь за стол для приготовления домашних заданий, они начинают с легких предметов, чтобы «раскачаться» и «накопить силы» для трудных. Но на последние, как правило, времени и умственных сил остается мало. Таким подросткам надо прямо сказать, что подобное поведение является проявлением лени. Чтобы ее избежать, надо помочь учащемуся составить разумный распорядок дня и домашних занятий и следовать ему. Причем начинать надо с трудных предметов, в случае необходимости чередуя их с легкими. Важно помочь таким школьникам воспитать у себя настойчивость и целеустремленность.

Родители должны всегда поддерживать подростка своей верой в его силы и успех. О своей работе при ребёнке говорить только положительно, так как плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих родителей, которые учились, учились, а теперь страдают на работе?

В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание, объясняя это тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В то же время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. Надо отметить, что большое количество таких подростков сами занимаются продажей и перепродажей газет, сигарет и прочего. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. Ведь в развитых странах оплата труда работников, которые заняты профессиональной интеллектуальной деятельностью (учителей, врачей, инженеров, ученых), не меньше, а то и значительно больше (в 2 с лишним раза) размера средней заработной платы по стране. Кроме того, не лишним будет сказать подросткам, что так называемая коммерция у нас носит отчасти весьма примитивный, а то и криминальный характер. По мере укрепления в России современных форм рыночного хозяйства требования к деловым людям из различных сфер экономической деятельности будут существенно возрастать, в том числе к качеству общей и специальной образовательной подготовки. Начнет расширяться и усложняться деятельность в непосредственно производственной сфере. Достаточно широкие и глубокие знания будут необходимы не только менеджерам, но также квалифицированным рабочим и фермерам.

В тоже время стоит помнить, что нельзя считать ленью нежелание ребенка учиться, если это связано с возникновением какой-либо болезни. Известен случай, когда родители игнорировали жалобы сына-семиклассника на нездоровье и посылали его сдавать экзамены в школе. Дело едва не окончилось трагически: у мальчика обнаружили запущенную пневмонию. Его с трудом спасли. Часто встречаются случаи, когда родители и учителя побуждают длительно болевшего ребенка побыстрее ликвидировать свое отставание в учебе. Они не понимают того, что организм ребенка ослаблен болезнью, ему трудны сразу большие нагрузки, нужно время для полного восстановления сил. Напротив, отставание такого ребенка в учебе взрослые нередко ложно связывают с развившейся от безделья ленью. В таких случаях взрослым следует поговорить о самочувствии ребенка с ним самим и с врачом и совместно наметить план преодоления трудностей.

Часто ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице и чаще общаться со сверстниками. О распространенности подобной оценки свидетельствует обследование многих московских и подмосковных школьников различных классов. Оно было проведено в середине 80-х годов сотрудниками кафедр педагогики и психологии Московского педагогического университета. В числе методов изучения школьников было анкетирование. Один из вопросов анкеты гласил: «Что ты хотел бы делать в свободное время?» Преобладающим ответом было: «гулять». Учителя школ объяснили такой ответ по преимуществу леностью современных учащихся, их незаинтересованностью «серьезными» учебными предметами. Однако изучение режима дня этих школьников и беседы с ними показали, что налицо неумение детей и подростков быстро решать учебные задачи, а также перегрузка домашними заданиями почти по всем школьным дисциплинам. Следствием этого являлось длительное нахождение в помещении, нехватка свежего воздуха и движений. Таким образом не удовлетворялась важнейшая потребность людей в физической активности. Поэтому указанное поведение детей: гулять, общаться со сверстниками, следует считать вполне обоснованным и справедливым. К тому же дефицит общения со сверстниками тоже крайне неблагоприятно влияет на психику подростков. Ведь общение в этом возрасте является ведущей деятельностью.

Чтобы препятствовать развитию лени, учителям и родителям следует помогать подростку. Например, завоевать авторитет среди сверстников. Это послужит для подростка мотивом дальнейшей самореализации. Нужно показать подростку, как можно выделиться из толпы: стать незаурядной и неординарной личностью, уметь находить выход из любой ситуации. Чтобы развить в нем эти качества, следует поощрять подростка на решение сложных, творческих задач, проявление инициативы, поиск себя в какой-либо области.

Путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Без такой потребности бесполезно укорять лентяя за несделанные дела. Трудолюбие возникает при успехе в учебной деятельности, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включаться в процесс труда и учебы. При устойчивости у подростка подобного психического состояния возникают условия для возникновения и развития у него таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность. Во многом помогают здесь убеждения и разъяснения. Часто бывает нельзя обойтись без методов поощрения и наказания.. Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В качестве такового здесь используются лишение подарка, какого-либо бытового удовольствия, строгий выговор. Однако наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство ребенка. В первую очередь надо исключить физическое воздействие на подростка. Насильственное побуждение подростка к учебе и труду вызывает обратный эффект: отвращение к деятельности, безрадостность существования, резкое падение работоспособности.

В качестве мотивов можно использовать увлечения подростков. В этом возрасте увлечения очень сильны и часто сменяют друг друга. По предположению выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина подростковый период сензитивен к переходу учебной деятельности на уровень выше. Это значит, что учебный процесс для подростка может приобрести новый смысл, и он будет ценить его как возможность самосовершенствования и самообразования. Успешнее всего с мотивацией такого рода могут справиться авторитетные для подростка взрослые: любимые учителя, увлеченные своим делом родители и т.д. Главное для него – личный пример. Однако излишнее давление в такой ситуации может привести к обратному эффекту – подростковым бунту или апатии. Больше всего к учебной деятельности близки интеллектуально-эстетические увлечения, связанные с любовью к истории, рисованию, радиотехнике, музыке и т.д.

Способом борьбы с ленью является развитие силы воли. Качества, присущие волевому человеку: инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, решительность. У подростка всегда нужно поощрять стремление проявить инициативу. Не следует принимать решения за него, навязывать ему своего мнения. Нужно дать ему почувствовать себя взрослым (так как он хочет). Подросток должен иметь право высказать свою точку зрения. Если он проявляет инициативу, значит, у него есть интерес, который в свою очередь порождает активность.

– это мощный враг, но одолеть его можно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшится. Тем не менее, родителям и учителям необходимо проводить специальную работу по воспитанию у подростков ответственности, развитию нравственно-волевых регуляторов поведения и деятельности, профилактике прокрастинации для предупреждения лености.

Источник

Как поднять подростка с дивана: психолог — о детской лени и апатии

Узнайте, почему подростки бывают ленивыми и как правильно на это реагировать родителям.

что делать с ленивым подростком. Смотреть фото что делать с ленивым подростком. Смотреть картинку что делать с ленивым подростком. Картинка про что делать с ленивым подростком. Фото что делать с ленивым подростком

Одна из самых частых жалоб родителей подростков звучит так: «Он ничего не хочет». И действительно, иногда кажется, что повзрослевшего ребенка ничего не интересует: «Учиться не хочет, старые увлечения забросил. Сидит в гаджетах, спит до обеда. И при этом он устал! А с чего уставать-то? Просто ленится!»

Чувства родителя понятны, но проблема может быть серьезнее, чем кажется. Лень и апатия — понятия, близкие на бытовом уровне. Однако они требуют совершенно разного подхода, если вам дорого психологическое благополучие вашего ребенка. Давайте разбираться.

С точки зрения психологии лень — лишь внешний симптом, под которым могут лежать причины разного порядка. Состояние, внешне похожее на лень, но гораздо более серьезное — апатия. Это общая потеря тонуса, вялость, пассивность в контактах.

Для человека просто исчезает разница между радостью и горем, ему все безразлично, эмоциональные реакции заторможены или полностью отсутствуют.

Почему важно отличать лень от апатии

Во-первых, апатия является косвенным признаком ряда соматических заболеваний — болезней печени, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ. Чем раньше их выявили и начали лечить, тем выше качество дальнейшей жизни вашего ребенка.

И, во-вторых, апатия входит в симптоматику серьезных психических заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, органические нарушения мозга.

В подростковом возрасте, когда ребенок эмоционально неустойчив, не всегда легко понять, чем вызваны проблемы в поведении. Важно вовремя распознать тревожные сигналы и обратиться за помощью. В случае лени— поможет психолог. В случае апатии, скорее всего, не обойтись без детского психотерапевта или психиатра (напомню, что это специалисты с медицинским образованием, которые вправе назначать лекарства).

Как понять — у подростка лень или апатия

Итак, как все-таки обычному родителю отличить апатию от лени?

Лень — ситуативна, апатия — тотальна.

В состоянии апатии подростка не будет интересовать ни учеба, ни друзья, ни увлечения, ни домашние новости. Даже если он «сидит в телефоне», он делает это без интереса, механически. К таким вещам, как собственный внешний вид и еда, тоже становится равнодушным. Реакции заморожены, подросток не обращает внимания на близких, не хочет ни с кем встречаться или общаться. На вопросы отвечает односложно, не может описать, что его беспокоит.

что делать с ленивым подростком. Смотреть фото что делать с ленивым подростком. Смотреть картинку что делать с ленивым подростком. Картинка про что делать с ленивым подростком. Фото что делать с ленивым подростком

В отличие от этого, «ленивый» (вернее, «ленящийся») подросток всегда может рассказать, что именно ему лень делать, а при доверительном контакте — и почему. При этом он эмоционально реагирует, интерес к собственной личности сохраняется.

Он ленится, например, готовиться к экзамену, но откликается на просьбу мамы погулять с собакой и воодушевленно обсуждает с папой преимущества нового айфона.

Лень в подростковом возрасте связана с физиологией.

За год ребенок может вырасти на 12 см. Не мудрено, что организму не хватает кальция, железа, витаминов. Из-за быстрых изменений в теле происходит раскоординация работы систем — гормональной, сердечно-сосудистой, нервной.

Перепады сосудистого и мышечного тонуса проявляются в скачках физического состояния: подросток может легко переносить длительную нагрузку (например, часами играть в футбол), но иногда падать от усталости без видимой причины.

Он может заснуть на уроке или «вырубиться» дома за столом, заваленным заданиями. Родители недоумевают и злятся «Сначала сделай, потом отдыхай!», учителя обижаются, усматривая в этом пренебрежение к предмету. Но стоит учитывать, что накатывающая время от времени «разбитость» — частый побочный эффект физиологического созревания организма.

Конечно, это не единственная причина лени, которую надо иметь в виду. Есть несколько причин лени, которые отмечают психологи при работе с ленивыми подростками.

Почему подростки бывают ленивыми

Элементарная усталость

Взрослым кажется, что юность — это всегда нескончаемая энергия. Но это не так (о психофизиологии говорилось выше). Длительная монотонная нагрузка, в том числе интеллектуальная, подросткам дается сложнее, чем взрослым.

Относитесь с пониманием к потребности подростка просто полежать на диване, глядя в потолок. Для психического здоровья каждому человеку, начиная с подросткового возраста, необходима личная территория в доме (хотя бы кровать, стол и «неприкосновенные» полки в шкафу), а также время наедине с собой, которое другие домашние должны уважать.

Отсутствие мотивации

Тут много оттенков: непонимание смысла деятельности, отсутствие жизненной перспективы и различные мысли, например, «им надо, а у меня никто не спросил», «не получается», «зачем мне это надо?» Разбираться и искать смыслы приходится индивидуально в каждом случае.

Неразвитость воли

У подростков, выросших в определенной семейной среде, не прокачиваются навыки волевых усилий. При гиперопеке подросток привыкает быть беспомощным: «Все как-то сделается без меня, родители порешают».

При авторитарном стиле воспитания воля тормозится по-другому: ребенок постоянно «ждет пинка» и только после этого начинает что-то делать. Нет пинка — нет активности. Лень как бы обеспечивает подростку передышку перед неминуемым «тяжелым боем» с родителями. Жить в режиме таких качелей — то еще удовольствие, но некоторые семьи умеют только так.

Пресыщение

Когда есть возможность удовлетворять любое желание, вкус к жизни падает, нужны все более сильные раздражители, чтобы почувствовать интерес. К комфорту подросток быстро привыкает, а малейшее ограничение и необходимость усилий воспринимает как нарушение его личных прав. Вместо любопытства и стремлений приходят лень и скука. И это, пожалуй, самые трудные в плане коррекции случаи.

Лень как реакция протеста

Неразрешенный конфликт может стать тупиком в отношениях. Когда подросток не в силах противостоять родителям, когда видит, что с ним не считаются, обида начинает бродить внутри. Он не может выразить чувства прямо, а негатив проявляет в виде саботажа: игнорирует просьбы, ленится выполнять именно то, что для родителей особенно важно.

Это неосознанная попытка взять реванш за реальную или мнимую несправедливость, которую он не может простить.

что делать с ленивым подростком. Смотреть фото что делать с ленивым подростком. Смотреть картинку что делать с ленивым подростком. Картинка про что делать с ленивым подростком. Фото что делать с ленивым подростком

Лень как способ «сохранить лицо»

Например, подросток боится насмешек от сверстников, хочет быть принятым группой, а интеллектом и талантами блистать не получается. Тогда в глазах приятелей лучше прослыть ленивым, чем глупым. Корень такой лени — заниженная самооценка, страх «проиграть».

Кстати, это бывает, когда родители — перфекционисты и ребенок не соответствует их ожиданиям. Атмосфера постоянного контроля и обесценивания способствует застреванию подростка в пассивной, ленивой позиции.

Лень как привычный стиль жизни семьи

Бывает, что взрослые требуют от подростка то, чему сами не следуют. Ребенок с детства впитывает от родителей их взгляд на мир. Если это потребительство, унылое брюзжание и перекладывание ответственности на других, то с чего вдруг подросток должен быть бодрым и трудолюбивым?

Даже когда нам кажется, что он вырос и ему уже нет дела до нас, поверьте, он видит все происходящее в семье, остро чувствует фальшь и двойные стандарты. Неудивительно, что увещевания родителей разбиваются о циничное: «Не учите меня жить, лучше помогите материально».

Что делать, если вы столкнулись с ленью или апатией подростка

Прежде всего внимательно понаблюдайте за состоянием ребенка. Скажите о том, что вы замечаете, дайте понять, что вы переживаете, все ли у него хорошо. Поинтересуйтесь, как давно и как часто такое происходит, что он сам думает об этом. Если это лень, то в доверительном разговоре разберитесь в причинах, поделитесь своим опытом преодоления подобных состояний.

Спросите подростка, как вы можете помочь. Не торопите, выслушайте ответ. Избегайте позиции свысока, будьте искренни, доброжелательны, реалистичны и конструктивны. Юмор и самоирония — вам в помощь.

Если лень вызвана перегрузками, всерьез займитесь режимом сна и отдыха подростка, помогите организовать жизнь так, чтобы физические и интеллектуальные нагрузки чередовались. Учитывайте врожденные особенности биоритмов и темперамент. Холерику правда трудно заниматься кропотливой работой, а «сове» тяжело сосредоточиться по утрам. Старшеклассника можно заинтересовать приемами тайм-менеджмента и личной эффективности.

Чтобы у подростка развивалась сила воли, важно с раннего возраста поддерживать инициативу и упорство ребенка в деятельности, в созидании чего-либо. Пусть это будет крепость из подушек, снеговик во дворе, самодельные фенечки или программируемый робот — все, что ребенка сначала увлекает, а потом требует некоторых усилий для продолжения и завершения. Ощущение себя умелым и сильным — лучшая внутренняя опора.

Замечайте и хвалите подростка за усилия и настойчивость в достижении цели, а не только за результат. Это очень важно.

Если за ленью скрывается страх неудачи, поддержите подростка. Объясните, что, если закапывать голову в песок, с годами будет только хуже. Говорите не о нем, а о природе человека вообще.

Заручитесь поддержкой авторитетного для него человека — старшего брата или сестры, родственника, друга семьи, тренера. Интерес и поддержка с его стороны помогут подростку поднять самооценку, найти в себе новые силы и способности.

В случае, если поведение подростка схоже с признаками апатии, обязательно обращайтесь за помощью к специалисту.

Есть мнение, что в эпоху информационной перегруженности человек будет неизбежно нуждаться в лени. При возрастании объема информации и высокой ее неопределенности нарастает внутренний хаос. Лень становится способом наведения порядка в самом себе, необходимой паузой для перезагрузки. Подумайте об этом, размышляя о себе или своем подростке.

Главная задача родителей — сохранить эмоциональный контакт с подростком. Искренне делитесь своими трудностями и маленькими победами над собой, обсуждайте, что мешает, а что помогает.

Чем позитивнее ваше собственное отношение к себе и к миру, тем больше шансов у вашего ребенка развить свою внутреннюю устойчивость и вкус к жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *