что делать с изолированными детьми
Работа с изолированным ребёнком
Что же делать с изолированным ребенком? Можно ли как-нибудь повысить социометрический статус школьника?
• Прежде всего, постарайтесь найти какие-нибудь достоинства в ребенке и отметьте их перед классом. Для себя попробуйте его негатив обратить в позитив, например, можно думать, что он «не упрямый осел, а крепкая скала».
• Дайте изолированному посильное поручение, с которым он непременно хорошо справится. Отметьте его хорошую работу перед всем классом, подчеркните значимость ребенка в классном коллективе. Время от времени отмечайте его реальные достоинства и личные успехи.
• На условиях взаимной симпатии определите его в пару, в микрогруппу для выполнения общего дела. Это может быть организация групповой работы на уроке, взаимопомощь при выполнении домашнего задания, выпуск газеты, сбор материала к выставке, подготовка к празднику, походу, экскурсии, коллективное домашнее задание. Отметьте идеи, старание и вклад участников этой группы в жизни класса.
• Используйте в работе с детьми интерактивные игры, которые ближе знакомят детей друг с другом, дают эффект единения с группой, выводят из ощущения одиночества. Игротерапия – лучшее лекарство для сплочения коллектива.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. В минуты неудач нам самим хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение? Почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его? Убережет ли это его от новых неудач? Научит ли противостоять трудностям?
Взрослые часто своими словами обижают ребенка. Негативные замечания и упреки обычно не имеют действия и приводят ребенка к выводу, что все равно все будет не так, и незачем стараться. С. Кривцова в своей работе «Учитель и проблемы дисциплины» предлагает пошаговую стратегию психолого-педагогической поддержки ученика. Призываю всех педагогов к неукоснительному соблюдению этих требований. Психологи обещают потрясающий эффект!
А поддержать ребенка можно
• словом («красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай, мне нравится, я рада за тебя»),
• прикосновением (дотронуться, обнять),
• физическим соучастием и совместными действиями (быть рядом, слушать, есть за одним столом, играть вместе, идти за руку),
• выражением лица (улыбка, кивок, смех).
Кроме стратегии психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях школьного обучения, есть общие правила эффективного общения взрослого и ребенка. Вы можете читать их каждую свободную минуту, носить их с собой, вешать на стену, пробовать заучивать наизусть и все равно не запомните. Надо пробовать их в действии, рано или поздно это изменит ситуацию к лучшему, а то, что удается, как раз и легче запоминается.
Рекомендации от психолога классному руководителю по работе с изолированными детьми
Рекомендации от психолога классному руководителю по работе с изолированными детьми
1.Создавать ситуацию «успеха» : хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что либо негативное только наедине.
2.Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
3.Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
4.Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах ребенка.
5.Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
6.Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
7.Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями.
8. Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд» и «изолированных».
В работе с детьми с признаками одаренности рекомендуется:
основной формой работы считать урок, для обеспечения наиболее полного усвоения знаний рекомендуется:
4.Реализовывать данную программу через различные формы работы:
ТИПИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В ПЕРЕВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
5..Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
ПАМЯТКА О РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»
Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть грудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует отношений взаимного уважения, общей заботы, товарищества, т. с в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные воспитанники»-это жертвы трудных обстоятельств.
Как же относиться к таким детям и подросткам?
товарищеского уважения к ним:
В начале было дело!
Рекомендации от психолога классному руководителю по работе с изолированными детьми
Рекомендации от психолога классному руководителю по работе с изолированными детьми
1.Создавать ситуацию «успеха» : хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что либо негативное только наедине.
2.Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
3.Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
4.Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах ребенка.
5.Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
6.Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
7.Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями.
8. Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд» и «изолированных».
В работе с детьми с признаками одаренности рекомендуется:
основной формой работы считать урок, для обеспечения наиболее полного усвоения знаний рекомендуется:
4.Реализовывать данную программу через различные формы работы:
ТИПИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В ПЕРЕВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
5..Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
ПАМЯТКА О РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»
Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть грудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует отношений взаимного уважения, общей заботы, товарищества, т. с в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные воспитанники»-это жертвы трудных обстоятельств.
Как же относиться к таким детям и подросткам?
товарищеского уважения к ним:
В начале было дело!
Проблема: «Принятие изолированных детей в классном коллективе. Комплексный подход в работе».
Педагог-психолог МАУОС СОШ №48
Герасимова Татьяна леонидовна
Проблема: «Принятие изолированных детей в классном коллективе.
Комплексный подход в работе».
« Если каждый классный руководитель, сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире».
Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования классного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри классного коллектива.
К сожалению, в каждом классе есть изолированные подростки, их процент, к счастью, не достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие дети пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы можно разделить на две группы:
— подростки с высокой самооценкой, высокие притязания на признание и стремление к лидерству. Трудности в общении со сверстниками, у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе;
— подростки неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как правило, они удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов не диагностируется мотивации на общение.
Изолированные подростки, как правило демонстрируют агрессивность, они подозрительны, зависимы, недружелюбны. Их агрессия носит оборонительный характер.
Зная особенности взаимоотношений подростков с разным социометрическим статусом в классе можно выстраивать эффективную коррекционно – развивающую работу, направленную на решение проблем взаимоотношений подростков со сверстниками, в решении личностных проблем (низкая самооценка, неуверенность в себе и т.д.), повышение способности к социальной адаптации, оптимизации процесса социализации подростка, его личностного и профессионального самоопределения.
Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.
Психологические особенности детей-изгоев:
– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.
Причины отверженности подростков:
– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– низкий социоэкономический статус;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.
Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.
Первая – считают своего ребёнка всегда правым.
Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.
Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.
Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей.
Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:
— Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
— Работа с классом в целом.
— Работа с отвергаемым ребёнком.
— Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).
Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам.
Взаимодействие родителей «ребенка-изгоя» с остальными родителями. Совместные мероприятия «Родители + дети»
Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.
Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.
Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.
Внеурочные мероприятия по интересам подростков (кино, дискотека)
Учитель должен в обязательном порядке пресекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе.
Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.
Преодолеваем социальную изоляцию ребенка
Советы о том, как помочь ребенку справиться с социальным отчуждением и вырасти сильным человеком
«Мама, почему Петя и Вася не разрешают мне играть с ними?». Слезы стоят в глазах ребенка, боль неприятия проявляется в каждой маленькой складочке у него на лбу и в дрожи его нижней губы…
В такие моменты родителям важно напоминать самим себе о том, что они не смогут находиться рядом с ребенком каждый раз, когда он будет испытывать отторжение и социальную изоляцию. Роль родителя должна заключаться в том, чтобы помочь ему подготовиться к таким ситуациям, а не решать проблемы ребенка вместо него.
Дело мастера боится, а практика ведет к совершенству
Для многих детей самоутверждение – сложная задача. Родители могут использовать ролевые игры в безопасной обстановке дома, чтобы помочь детям практиковать разные реакции на ситуацию «Мы не хотим с тобой играть!».
Дети порой считают, что им необходимо защитить собственное пространство, и могут отвергать другого ребенка, не думая. Нападение, агрессия – это просто их защита. Если мы сможем дать нашим детям инструменты, чтобы противостоять нападению в позитивном ключе, это поможет сломать барьеры в общении и обеспечит ребенку доступ к группе сверстников.
Уважительный ответ, бесспорная аргументация – очень действенные инструменты, и ролевые игры – это отличный способ изучить технику эффективного разрешения конфликтов. Вот несколько примеров правильной реакции детей на социальное отчуждение.
И только преднамеренно недоброжелательный или очень самоуверенный ребенок сможет отвергнуть сверстника после таких ответов. Практикуя подобные ответы дома с родителями, ребенок научится уверенно использовать их в реальных жизненных ситуациях.
Если малыша и после этого будут отвергать сверстники, нужно научить его уходить с высоко поднятой головой. Но самое главное, ребенок будет делать это, оставаясь верным себе и зная, что он вел себя позитивно и открыто – и проблема не в нем. Его самооценка будет расти, несмотря на конечный результат. (В этом ему тоже может понадобиться помощь родителей.)
Повышение самооценки ребенка
Социальное отчуждение бьет по уверенности человека в себе в любом возрасте. Но дети со здоровой самооценкой лучше подготовлены к тому, чтобы переносить обиды и двигаться дальше. Развитие внутренней силы – это один из лучших способов помочь ребенку подготовиться к подобным жизненным ситуациям.
С этой целью специалисты советуют просто более тщательно выбирать слова, которые мы используем в общении с детьми. Такие простые действия родителей, как избегание негативных ярлыков, оскорблений и позитивная реакция на конкретные действия и ситуации вместо общих фраз типа «Ты очень умный!», формируют у детей ощущение собственной ценности.
Отправляя позитивные посылы детям в ежедневных взаимодействиях, мы не только укрепляем нашу связь с ними, но и помогаем им развивать крепкий внутренний стержень собственного достоинства и уверенности в себе. С таким стержнем дети смогут черпать силы в самих себе, когда им придется сталкиваться с неизбежными проблемами, которые жизнь бросит на их пути.
Поощряйте самоанализ
Речь идет не о том, чтобы побуждать детей брать на себя вину за свое социальное отчуждение. Важно научить их объективно анализировать то, как окружающие люди воспринимают их. Это важный жизненный навык детей, который необходимо развивать, поскольку он стимулирует личную ответственность и эмпатию.
Вот несколько способов того, как мы можем поощрять детей размышлять о собственной роли в социальных ситуациях и помогать им работать над своей привлекательностью в глазах окружающих. Важность того или иного из представленных советов зависит от возраста ребенка, вовлеченного в ситуацию:
Работайте вместе с ребенком, чтобы помочь ему идентифицировать любой из этих внутренних факторов. Если ему еще сложно сделать это, спросите малыша, есть ли дети, с которыми он не всегда хочет играть и почему, а затем спроецируйте ответ ребенка на него самого. После этого помогите малышу определить способы, как он может изменить свой образ и отношение к себе окружающих.
Однако не все факторы ребенок сможет или захочет изменить. Вот еще два ключевых фактора:
Работа с этими факторами требует иного подхода. Если ваш ребенок, к примеру, носит очки или ваша семья отличается от семей его сверстников, вам необходимо научить его понимать различия между людьми, ценить и принимать их. Позитивное отношение и себялюбие создают внутренний мир и силу, которую трудно победить.
Развитие жизнестойкости
Даже самая высокая в мире ассертивность, самооценка и самоанализ не изменят тот факт, что ребенок периодически может подвергаться социальному отчуждению. Это будет ранить и обижать его, поэтому нам нужно помогать малышу развивать жизнестойкость как инструмент борьбы с трудностями. Вот несколько советов по этому поводу:
Управление эмоциональными последствиями социального отчуждения
Когда наших детей исключают, бросают, их эмоции могут накалиться до предела. Родителям очень важно не оставлять без внимания невидимые раны, которые дети могут носить в себе, и вооружать их инструментами для борьбы с болью души. Эту боль нельзя оставлять на волю случая, и важно ежедневно оказывать детям эмоциональную поддержку.
Эмоциональная поддержка родителей демонстрирует детям, что их чувства являются здоровыми, нормальными и управляемыми. Важно демонстрировать ребенку, что вы, безусловно, принимаете его самого и все его эмоции, наделять малыша силой, жизнестойкостью и уверенностью в своих эмоциях. Когда дети растут, принимая свои эмоции, они способны лучше контролировать их и реагировать на неблагоприятные ситуации.
Вот хороший пример эмоциональной поддержки девочки, которую подруги не взяли с собой в игру на детской площадке. Вместо того чтобы предлагать ребенку исправить ситуацию, мать просто сказала: «Ты злишься потому, что для тебя не нашлось места в игре, и это задевает твои чувства».
Так мать эффективно дала понять дочери, что расстраиваться нормально, и после того как девочка выплакалась, поддерживаемая словами матери «Плакать это нормально», она смогла перебороть свои чувства и начать диалог с мамой о важности присоединения – в ее собственное время и с позиции внутренней силы и независимости.
Социальное отчуждение и буллинг
Это два совершенно разных отношения, и важно чтобы ребенок учился определять разницу между ними. Буллинг (травля, запугивание) связан с властью, влиянием и доминированием. Буллинг предполагает постоянные и намеренные попытки причинить физическую и/или эмоциональную боль.
Социальное отчуждение может быть формой буллинга, но зачастую это просто вопрос предпочтений и выбора другого ребенка. Социальное отчуждение принимает форму буллинга тогда, когда ребенка исключают из группы сверстников нарочно, намеренно и когда один ребенок подговаривает группу детей не дружить с другим ребенком.
Когда ребенок хочет поиграть с детьми в футбол, а ему не дают, мотивируя это тем, что в командах уже нет свободных мест, это называется «намеренным отчуждением», в результате которого ребенок чувствует грусть и обиду. Это не буллинг.
А когда на следующий день вашего ребенка не берут в команду по тем же причинам, а другому малышу предлагают заменить одного из игроков команды, граница между буллингом и социальным отчуждением стирается.
Очень важно проводить с детьми беседы о том, что представляет собой буллинг, чтобы они могли распознать его в случае необходимости, но так же важно предоставлять детям инструменты, чтобы они могли справиться с болью и обидой, когда их просто оставляют, бросают, исключают по той или иной причине.
Вот несколько полезных примеров плана действий, которые обобщают все вопросы, затронутые в этой статье.
Двухминутный план действий для родителей
Ежедневные взаимодействия с детьми предлагают широкие возможности для подготовки их к борьбе с социальной изоляцией:
Долгосрочный план действий для родителей