что делать с хульными мыслями

Как бороться с богохульными мыслями?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте, помогите мне, пожалуйста. Я верующий человек, столкнулся с такой бедой, как богохульные мысли. Они, как тараканы, в моей голове ползают не оставляя меня. На молитву встаешь — и такие страшные мысли в голове, самому от себя противно. И всегда после них становится плохо: голова мутная, ноги ватные и т. д. Как с ними бороться, я не знаю. Я устал. Много читал по этому поводу, но как поступить, не понимаю.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслями

Поскольку Вы об этом читали, то и знаете, что делать. Тема самая что ни на есть святоотеческая, и рецепты, которые я Вам повторю, взяты из той же нашей святоотеческой традиции. Просто не читать об этом нужно, а применять на практике.

Напомню Вам, что отцы пишут о помыслах.

«Богу никто не может ни порицанием повредить, ни славословием доставить большую славу, но Он всегда остается в своей славе, не возвеличиваясь от славословий и не умаляясь от хулений; и те из людей, которые прославляют Его по достоинству, — впрочем, никто не может прославлять Его по достоинству, а только по своей силе — получают себе пользу от этого славословия; те же, которые хулят и унижают Его, вредят собственному спасению», — писал святитель Иоанн Златоуст в Третьем слове против аномеев.

Откуда берутся такие помыслы? Об этом говорит, например, преподобный Иоанн Лествичник: «Часто во время Божественной литургии и в самый страшный час совершения Тайн сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую Святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять и в то же время злословить?»

И далее: «Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются. Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние. Сей лукавый и бесчеловечный мучитель многих отвлек от молитвы, многих отлучил от Святых Тайн; некоторых тела изнурил печалью, иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы».

Что же делать? Как можно скорее бежать на исповедь и исповедовать то, что у Вас есть помыслы! Исповедь — это великое таинство церковное, в котором человеку подается благодать на то, чтобы жить, делать, что должно, и не делать того, чего не нужно. Своими силами Вы не справитесь, а благодать Божия сильнее любых бесов и помыслов. Исповедовать это дело нужно регулярно, можно быть, первое время — еженедельно. Поговорите со священником о том, как часто Вам следует причащаться Святых Христовых Таин. Это второе Таинство, величайшее, в котором человек соединяется с Богом, и это самое сильное подкрепление Вам в этой борьбе, какое только может быть. Не факт, что напасть Ваша пройдет сразу, но регулярное причащение и исповедь сделают свое дело. Когда помыслы одолевают — молитесь Богу о том, чтобы помог Вам от них избавиться. и помыслов этих ни в коем случае не принимайте. Отбивайтесь от них, как от мух или ос. Утром употребляйте святую воду, лучше Крещенскую. Встали, перекрестились, прочли молитву на принятие святой воды, приняли — читаете утренние молитвы. И в течение дня тоже пейте святую воду в любом количестве.

Непременно окропляйте святой водой свое жилище со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Первое время лучше делать это ежедневно.

Источник

Как избавиться от хульных мыслей

Иногда Господь посылает нам испытания в жизни. Это нормально и правильно. Испытания очищают душу и проверяют веру на прочность.

Но бывает так, что неприятности следуют одна за одной, все валится из рук и кажется, что выхода нет. Человека преследуют навязчивые мысли, заставляют переживать прошедшее снова и снова.

Истинно верующий будет встречать неприятности со смирением. Люди малодушные и нетвердые в вере начинают роптать на Господа, обвинять Его в своих неудачах. Такие антибожественные мысли, которые крутятся в их голове, называются хульными.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслямиХульные мысли насылают дьявол и его приспешники

Хульные мысли направлены против Бога и исходят от дьявола

Все мысли приходят нам из потустороннего мира. Добрые, светлые мысли нам посылают Бог и ангелы. Злые, наполненные мраком мысли нам посылает сатана и легион его демонов.

Паисий Святогорец давал такое определение хульным мыслям:

Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы.

Хульные мысли посылает человеку дьявол. Таким образом он пытается смутить человека, заманить его в западню и обрести над ним власть.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслямиТемные силы только и ждут момента, чтобы завладеть душой человека

Хульные мысли не всегда влекут за собой грех

Может показаться, что богохульные мысли у верующих – это страшных грех. Ведь в Писании сказано:

Согрешившему будет худо. Бог неуязвим, а грех падет на голову богохульника проклятием Божьим.

Святитель Иоанн Златоуст писал:

Однако не все так страшно. Дьявол, пытаясь сбить верующего с пути истинного, насылает мысли, наполненные духом хулы на Господа. Но дальше все зависит от человека. Святитель Дмитрий Ростовский говорит так:

Те, которые хотя и борются с подобными мыслями, но при этом думают, что согрешают, те ошибаются, поскольку не знают, что есть большая разница между помыслом и соизволением на оный. Когда помышляем о чем-нибудь, не значит еще, что мы на то и соизволяем; но когда любим злые мысли, и услаждаемся ими, и желаем их усердно, и приумножаем их в уме нашем, это вот будет уже соизволение. Если же их ненавидим и не желаем, но они сами на ум нам приходят, мы же отвращаемся их, то совести не следует смущаться ими, ибо, когда с силою они воюют на нас, мы же их преодолеваем, то умножаем этим себе награду у Бога.

Иногда люди, имеющие общие представление о христианской вере и где-то что-то читавшие, говорят, что хульные мысли надо презирать. Этого делать не надо: презрение ‒ прямое следствие гордыни, а гордыня ‒ смертный грех.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслямиЧеловек может попасть в ад, если поддастся хульным мыслям

Бороться с хульными мыслями нужно с помощью молитвы и дела

Человек слаб и постоянно поддается соблазнам. Хульные помыслы порой одолевают даже истинно верующих людей. Не обращать на них внимание нельзя: эти мысли посылает людям дьявол, чтобы завладеть их душами. Что тогда делать? Как избавиться от хульных мыслей?

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслямиМолитва поможет избавиться от хульных мыслей

Нужно читать молитвы. Молитва от хульных помыслов звучит так:

Борьба с хульными помыслами невозможна без Иисусовой молитвы:

Потом желательно сходить в церковь на исповедь. Паисий Святогорец учил, что духовнику следует сказать следующие слова:

«Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе – моем духовном отце»

Также Паисий Святогорец учил, что нужно выработать у себя «доброе равнодушие». Если человек чересчур чувствительный, то он легко впадает в неуравновешенное состояние по самым незначительным поводам. Этого и ждет дьявол, втравливая в голову возбужденному человеку хульные мысли. Но следует не переусердствовать: такими тренировками легко можно превратиться в абсолютно равнодушного ко всему робота.

Помимо молитв следует заняться делом.

Пора наконец протереть пыль за шкафами, собрать тумбочку, починить поломанную ребенком игрушку.

Хорошо, если человек живет в своем доме или имеет земельной участок: труд на земле облагораживает. Потом, вкушая результаты своего труда, человек ощутит, как на него сходит благодать Божья.

Порядок в делах и жилище приведет в порядок и мысли в голове.

Если человек проводит время в труде и молитве и его мысли отрешенны от мирской суеты, то он неуязвим перед бесами и хульные мысли никогда не проникнут ему в голову.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслямиЧистой, искренней душе не страшны козни дьявола

Психиатры называют хульные мысли обсессиями и лечат антидепрессантами

Психиатрия о хульных мыслях сложила свое собственное представление и дала свой ответ на вопрос, как бороться с плохими мыслями. С развитием психиатрии как науки все большее и большее число состояний души человека получило объяснения. Появились такие понятия, как неврозы, неврастения, депрессия. Навязчивые мысли, которые сопровождают подобные состояния, получили названия обсессий (лат. obsession – осада)

В начале XX в.в психиатрии выделилось отдельное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

В книге «Обсессивно-компульсивное расстройство: причины, развитие и лечение» под редакцией Калеба Лэка (Caleb W. Lack) дается определение ОКР:

Основными признаками являются тягостные стереотипные, навязчивые (обсессивные) мысли, образы или влечения, воспринимающиеся как бессмысленные, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному и вызывают безуспешную попытку сопротивления.

Для психиатров нет разницы, какие именно навязчивые мысли лезут человеку в голову: агрессия, богохульство, страх – с точки зрения медицины все это одинаково.

Для избавления от навязчивых мыслей больным назначают психотерапию. Она позволяет человеку избавиться от психологических проблем. Если дело зашло слишком далеко, выписывают антидепрессанты.

Для верующего необходимо вовремя определить духовное и душевное расстройство.

Если душевное ‒ то лучше все же обратиться к врачу. Бог лишает разума в наказание, но Он и протягивает руку помощи в лице врачей. Избегать их помощи не стоит.

Молитесь, трудитесь, будьте покорны Господу и хульные мысли никогда вас не посетят!

Источник

Как избавиться от богохульных мыслей?

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслями

Здравствуйте. долгое время мучают богохульные мысли. Недавно на время они прекратились, я думала всё прошло. но они опять начались. Когда они приходят, я пытаюсь не обращать внимания, и вроде помогает. Но я хочу в них разобраться и становится только хуже. мне кажется, что это мои мысли, мне становится очень страшно. сама себе говорю: я не хочу о них думать! Но внутри как будто что-то: хочешь. И мне становится еще хуже.

Похожие вопросы

4 Ответа

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслями

Такие помыслы следует сразу же отсекать, это не ваши мысли. И чаще исповедовать в Таинстве Покаяния.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслями

Можно про себя шептать «отрекаюсь», тем самым давая понять Богу и себе, что Вы с этой гадостью не солидарны и не имеете к ней отношения. Это помогает.

Молитесь, верьте в милость Божию. Главное, не «парьтесь» по поводу этих мыслей. Все будет хорошо.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслями

Надо просто о них не думать и не «зацикливаться» на них. Не пытайтесь «разобраться», а сразу отвергайте. И не сильно переживайте по поводу них. То что лезет в нашу голову не наша вина и не грех, а вот дальше с чем мы соглашаемся, чем услаждаемся это уже наш проступок. Если это случается регулярно его надо исповедовать и молить Бога чтобы Он нам помог и избавил от сего дьявольского прилога.

что делать с хульными мыслями. Смотреть фото что делать с хульными мыслями. Смотреть картинку что делать с хульными мыслями. Картинка про что делать с хульными мыслями. Фото что делать с хульными мыслями

Вот что отвечал монахиням св. Паисий Святогорец про хульные мысли:

«Геронда, почему в монастыре меня осаждают раз личные плохие помыслы, тогда как в миру со мной такого не происходило? Я что, сама попускаю им это?
— Да нет же, глупенькая! Пускай себе приходят и уходят. Разве самолеты, пролетающие над монастырем и нарушающие безмолвие, спрашивают у тебя на это позволения? Так же обстоит дело и с этими помыслами. Не отчаивайся. Эти помыслы внушает тебе диавол. Они подобны перелетным птицам, которые, паря в вышине, смотрятся очень красиво, — и ты, разинув рот, ими любуешься. Однако, когда эти птицы спустятся, совьют в твоем доме гнезда и выведут там птенцов, эти птенцы изгадят тебе весь дом.
— Так почему же, Геронда, мне приходят такие помыслы?
— Это работа диавола. Но и в тебе самой есть некий мутный осадок. Очищения еще не произошло. Однако раз ты не принимаешь этих помыслов, то и ответственности не несешь. Оставь псов — пусть себе лают. И не бросай в них много камней. Ведь пока ты будешь кидать в них камни, они будут продолжать лаять. А потом из многих камней [бесы] построят себе «монастырь» или дом — на что хватит стройматериалов… И потом тебе уже нелегко будет разрушить то, что они построят.
— Геронда, а когда возникает сосложение с помыслами?
— Когда ты их сосешь, как карамельку. Постарайся не услаждаться вкусом этих помыслов, снаружи покрытых сахарной глазурью, а изнутри полных ядовитой горечи, иначе впоследствии ты будешь приходить в отчаяние. То, что через человека [просто] проходят нехорошие помыслы, — не повод для беспокойства. Ведь злые помыслы не приражаются только к ангелам и к людям, достигшим совершенства. Беспокоиться стоит в том случае, когда человек утрамбовывает, выравнивает часть своего сердца и начинает принимать на посадку «волколеты» [вражеских Волко-Воздушных Сил] — то есть бесов. Если такое вдруг случится, необходима немедленная исповедь, вспашка Волко-Посадочной полосы и ее засадка плодоносными деревьями — чтобы сердце вновь превратилось в райский сад».
(Слова. Том 3. Духовная борьба).

Источник

Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг

Содержание

Поскольку многие по наветам врага угнетаются и смущаются злыми мыслями, особенно же хульными, то полезно, чтобы мы познали их и поняли, когда они являются грехом и когда нет, и чтобы научились, как врачевать их и как отгонять их от себя.

Мысли, смущающие нас, бывают троякие: мысли нечистые, мысли неверия и мысли хульные. При смущении такими мыслями врачевство состоит в следующем.

Необходимо уразуметь, что в злых мыслях нет никакого греха, когда воля и разум человеческий им не соизволяют, особенно же когда ненавидят и не хотят их. Но когда разум и воля человеческие добровольно услаждаются ими и, благоволя им, удерживают их в сердце своем, тогда те же мысли являются смертным грехом. А поскольку смущаемый таковыми помыслами и не благоволящий им мятется, думая, что он согрешает, то необходимо сказать, что он только прельщается дьяволом по своему малодушию и по неведению разницы между помышлением и соизволением. Ибо когда мы помышляем, мы еще не соизволяем, и только тогда есть соизволение, когда мы любим злые мысли, услаждаемся ими и желаем их усердно, приумножая их в нашем уме. Если же мы их ненавидим и не хотим их, но сами они идут к нам в ум, хотя мы отвращаемся от них, тогда имеется верный признак того, что нет нашего соизволения на них и нет нужды смущаться из-за них в своей совести. Ибо тем большую мзду мы воспримем от Бога, чем сильнее они угнетают нас, а мы терпим, не соизволяя на них.

У многих появляются неверные и хульные мысли о Боге, о Пречистой Богородице или Божиих святых. Так, бывает, что когда кто воззрит на Тайны Христовы, тотчас нападают на него, подобно темному облаку, хульные мысли, хотя бы он и не хотел их. О таковых злых помышлениях, приходящих к нам без воли нашей, нужно не беспокоиться, считать их за ничто и презирать их, как будто их совсем не было, и не возбуждаться ими до скорби. Ибо то самое и утешит врага нашего, дьявола, когда он увидит нас скорбящими об этом, смущающимися и сомневающимися, и тогда он наведет на нас еще больше мыслей, смущающих нашу совесть. Но когда он увидит, что мы презираем хульные мысли, не радеем о них, когда увидит, что мы не скорбим и не печалимся, тогда посрамленный дьявол убежит от нас, а мы пребудем в покое и без смущения. Главное – нужно только не соизволять.

Но некоторые думают, что, помышляя подобное, они и соизволили, и о том болезнуют. Это одно малодушие. Ведь уже то явно показывает безгрешие и несоизволение, что они болезнуют и печалятся, ненавидя наносимые дьяволом злые мысли. Ведь дьявол, пытаясь всяческими кознями оскорбить нас, между прочим и тем старается причинить нам печаль, что влагает в наш ум хульные мысли на Бога или на святых Его или на Божественные Тайны. Но он нисколько не преуспеет, если мы пренебрежем им и отринем от себя смущение, нисколько не печалясь о его наветах.

Что успели те два скверных старца, о которых пишет пророк Даниил и которые восстали на чистую Сусанну, желая осквернить ее? Ничего они не успели, ибо пренебрегла ими Сусанна и не соизволяла их скверному намерению. Точно так же нисколько не преуспеют и помыслы хульные и скверные, если не соизволяем и пренебрегаем ими, как и Сусанна нечистыми старцами.

Из книги «Мир с Богом человеку». Часть III, глава 5

Необходимо знать, что хульные помыслы происходят не от человека, но наносятся исключительно дьяволом, и человеку надлежит побеждать их презрением, считая их за ничто, как бы за некие призрачные страшилища, а не за какие-то истинные бедствия. Человеку можно утешать себя примерами святых, ибо многие святые терпели такие скверные хуления, однако же они не были лишены святости и не были отторгнуты от благодати Господней.

Так и всякий человек, терпя такие же страдания, не должен ни малодушествовать, ни скорбеть, ибо он не соизволяет на них. И хотя бы кому и казалось, что он соизволяет, но если сам в себе он уверен, что ненавидит и не хочет злых мыслей, следовательно, нет соизволения, и пусть он будет вполне беспечален. Пусть не скорбит человек об угнетающих его хульных мыслях, ибо если он восскорбит, то возрадуется о нем враг его, дьявол, который с тем намерением и наносит человеку хульные мысли, чтобы ими его опечалить и смутить. И когда увидит дьявол человека смущенным и опечаленным, тогда радуется, а если человек презирает те хульные мысли, не печалится о них и даже смеется над ними, тогда посрамленный дьявол убегает.

Итак, не следует человеку смущаться и отчаиваться в том, что на него находят помышления хульные, ибо за это терпение его ожидает венец.

Вопрос. От чего рождаются хульные помыслы?

Ответ. «От гордости, – говорит Лествичник. – В гордых сердцах рождаются хульные помыслы, во смиренных же душах – небесные видения».

Из «Лествицы». Степень 23

Ужасен корень гордости, от которого рождается невыразимый словами отросток хульных помыслов. Он многим доставил великое отчаяние и безнадежие. Эти прескверные мысли имеют обыкновение часто появляться во время самых святых собраний и хулить Господа в самый час освящения Тайн. Душа наша неповинна в них, и в этом мы убеждаемся из того, что не сама она вещает в мыслях эти хульные слова, но богоненавистный бес, который и с небес был свержен за то, что и там Господа хулил.

Этот прелестник часто и очень многих приводил в исступление ума, именно тех, которые безрассудно внимали его хулам и поддались скорби и печалям по своему неразумию. Там, где подобало смеяться над наносимым бесом хулением, они опечаливались и доставляли бесу радость тем, что вменяли себе в грех хульные мысли, которые на самом деле не только не являются грехом, но даже служат для несоизволяющих к умножению небесной награды за терпение.

Итак, пусть никто не считает себя повинным в хульных помыслах, ибо Господь – Сердцеведец, и знает, что хульные слова в нашем уме принадлежат не нам, но врагам нашим.

Когда мы становимся на молитву, это нечистые и невыразимые словами помыслы восстают, но по окончании молитвы тотчас уходят от нас, ибо не любят они иметь дело с теми, которые не борются с ними. Безбожные мысли не только хулят все Божественное, но вещают нам и некоторые срамнейшие и неподобные слова, чтобы мы или молитву оставили, или же отчаялись, однако нет нужды их слушать.

Многих неразумных хульные мысли уже отклонили от молитвы и отлучили от Божественных Таинств. У некоторых от них тела истаяли печалью, других постом удручили эти лукавые и бесплотные томители, но никто из них не получил облегчения. Так случалось не только с теми, кто живет в миру, но и с теми, которые проводят иноческую жизнь; и все они не только не получили спасения, но оказались более окаянными, чем неверные и язычники.

Итак, да не слушает их никто, ибо послушавший их прельстится и станет предметом поругания для врага. Кто хочет избавиться от хульных мыслей, которые его угнетают, пусть твердо знает, что не душа его повинна в этих мыслях, но нечистый бес, который некогда сказал Господу: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» ( Мф. 4,9 ). Так и мы, уничтожая его и презирая наносимые им хульные мысли, скажем ему: «Отойди от Меня, сатана»; Господу Богу моему поклонюсь и Ему единому послужу (см. Мф. 4, 10 ), тебе же – никогда, и пусть болезнь твоя обратится на главу твою, и на тебя сойдет хула твоя в нынешний и будущий век. Аминь».

Кто думает бороться с хульными мыслями иначе, чем это изображено выше, тот подобен человеку, который хочет молнию схватить своими руками. Ибо как он может уловить их и бороться с ними, когда они мелькают в сердце подобно ветру, и лишь только он скажет слово, они уже бесследно исчезают? Все силы его стоят, напрягаются и медлят, и бесплодно пропадает время, а помыслы хульные никогда не медлят: они внезапно появляются и внезапно исчезают.

Бес обычно всячески старается навести таковые помыслы на простых и несведущих, которые больше всех смущаются и волнуются, не понимая, что в этом нет никакого греха. Эти несведущие страдают не от своей гордости, но от бесовской зависти и своего невежества. Не будем же осуждать ближнего и да не устрашимся хульных помыслов, ибо через первое мы станем повинны во втором.

Как затворенный в комнате слышит речи проходящих мимо и разговаривающих людей, а сам с ними не беседует, так и душа, пребывая сама в себе, слышит бесовские хулы, которые они, проходя мимо, вещают к ней помыслами, но если она не внимает им, не печется о них и не беседует с ними, тогда пребудет без сомнений. Тот же, который исхитряется бороться с ними до конца, будет подвластен им, ибо хотящий уловить слова хульных духов подобен хотящему затворить ветры в комнате.

Один монах, угнетаемый этим бесом, то есть хульными помыслами, до двадцати лет изнурял свою плоть постом и бдением, но потом, не ощущая никакого успеха, пошел к некоему великому среди отцов святому мужу и, описав на хартии страсти хульных помыслов, отдал ее в руки святому, а сам пал к его ногам и, лежа лицом на земле, не смел взглянуть на того святого мужа. Отец, прочтя написанное, улыбнулся и, подняв брата, сказал ему: «Возложи, чадо, руку твою на шею мою»; и когда брат это сделал, великий муж сказал: «Да будут на моей шее, брат, эти твои грехи помыслов хульных, которые ты считаешь грехами, но которые – ничто, и поэтому больше не смущайся о них, не скорби и не считай их за грехи, ибо они, поистине, только прелесть бесовская, которая смущает неразумных». И почувствовал тот монах, что бесследно исчезли страсти хульные еще прежде, чем он вышел из кельи старца.

Из книги, называемой «Педагог христианский». Часть I, глава 4

Существуют такие, которые, внимая находящим на них хульным помышлениям, безмерно смущаются и так сильно мучаются печалями, как будто они Богом оставлены, и из-за хульных помыслов считают себя худшими всех язычников. Но блуждают невежды, как слепые, ибо нет греха в тех мыслях, которых не хочешь и не соизволяешь. И зачем скорбишь о них? Разве не слышишь Господа своего, говорящего в псалмах: «С ним Я в скорби» ( Пс.90, 15 )? Какими бы образами враг ни искушал тебя, но если ты не соизволяешь наущению его, шепчущего в твоем уме, и отвращаешься от него, то Господь посреди сердца твоего.

Несоизволение же твое познавай из того, что ты не любишь нападающих на тебя в уме хульных мыслей, не желаешь их, не усердствуешь в них, но всеми силами души ненавидишь их. Из этого ты и убеждайся, что нисколько не соизволяешь им. Когда же найдут на тебя хульные мысли, ты отнесись к ним, как к малым псам, которые лают, но вредить не могут. Блаженный Августин говорит, что дьявол может лаять, но не может кусать, и только того кусает, кто соизволяет его лаянию.

Как человек, идущий по пути против праха, возметаемого ветром, смежив очи свои, сохраняет их без вреда, так пребывает неповрежденным и тот, кто свои внутренние очи смежает, защищаясь от хульных помыслов, и не печалится о них.

Из «Патерика». Слово 12

Брат спросил некоего старца о хульных помыслах, говоря: «Опечалена, отче, душа моя лукавым бесом хульным, но сотвори милость, скажи мне, откуда появляются хульные помыслы и что мне делать?»

Старец ответил: «Хульный помысл происходит от оклеветания, от укора и осуждения, от лености и своеволия, и от гордости. Вот откуда появляются в мыслях хулы. Если человек не сопротивляется им смирением и уничижением самого себя, то пребудет окаянная душа его в злобе, в бесе блудном или в исступлении ума».

Часто укорять себя пред Богом, смиряться, не осуждать – вот что сильно для отгнания хульных помыслов.

Из «Провещаний отеческих»

Некий брат, угнетаемый духом хульным, стыдился исповедаться. Всюду, где слышал о великих старцах, он шел к ним, чтобы исповедать свои хульные мысли, но когда приходил, стыд возбранял ему исповедаться. Когда он стал часто приходить к авве Пимену, то старец прозрел, что он имеет некие помышления, и сказал ему: «Вот ты много раз приходишь ко мне с помыслами и снова со скорбью уносишь их с собой, не исповедав мне. Скажи же мне, чадо, что имеешь?»

Брат же со стыдом произнес: «Хульными мыслями враг смущает меня, и я стыжусь сознаться в этом». Как только произнес это брат, он тотчас ощутил отраду, и старец сказал ему: «Не печалься, чадо, об этом. Когда же придет к тебе хульный помысел, ты скажи: «Я не нуждаюсь в этой мысли, пусть хула твоя, дьявол, отныне на тебе пребудет, ибо помысла твоего не хочет душа моя». Ведь всякие мысли, которых душа не хочет, не долго медлят, но скоро исчезают, как дым». И так, брат, получив пользу, ушел, благодаря Бога за то, что Он через того старца научил его, как избавляться от хульных помыслов.

Из Житий святых

К папе Григорию в Риме пришел некий епископ исповедаться в том, что он объят тьмой хульных помыслов на Бога; скорбь об этом иссушила его плоть, и он уже впал в отчаяние. Услышав это, папа сказал ему: «Ты – епископ, и не знаешь козней бесовских! Ведь это исконный враг; когда он видит, что кто-то творит добро, и не может положить ему преткновения, чтобы он пал, тогда нападает на него помыслами хульными, чтобы смутить его совесть, расстроить ум, отторгнуть от добродетелей и низринуть в бездну отчаяния. Ты же то разумей, что хульные помыслы – ничто и они никак не могут вредить тем, которые небрегут о них и не смущают ими своего сердца; и только тем они вредят, которые по малодушию и неведению считают их своим грехом и изнемогают от суетной скорби. И сбывается на них слово Давидово: «Там убоятся они страха, где нет страха» ( Пс. 13, 5 ).

Из Жития блаженной Марии Лаодикийской

На одну малодушную и боязливую девицу восстал дьявол бурей хульных помышлений, говоря ей в уме непристойное на Бога, на все божественные вещи и на святые иконы, и так сильно смутил ее, что она уже начала думать, что и от веры отпала, и от Бога отторгнута, и уже ни для молитвы не хотела она отверзать уст своих, ни в храм Божий ходить, ни причащаться Святых Тайн.

Никто не мог отвести ее от такого сомнения и заблуждения, и она была приведена к блаженной Марии. Та, как премудрая и боговдохновенная, обратила ее от заблуждения своим прилежным попечением о ней, ибо много она подъяла труда, постясь о ней, наставляя и разнообразно уча ее, и объясняя, что дух хульный не вредит душе и не бывает грехом, когда душа не только не соизволяет хуле, но и ненавидит ее, и этой ненависти к хуле вполне достаточно для успокоения смущенного сердца.

Из особого рассуждения

Со многими людьми бывает такое искушение от духа хульного, когда, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах. Поэтому я хочу вспомнить немного и о них.

Помысл хульный – это искушение для богобоязливого человека и особенно смущает его тогда, когда он творит молитву или делает что-либо доброе.

Помыслы хульные не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении, но на тех нападают, которые пребывают во исправленном житии, в трудах покаяния и в любви Божией.

Этим хульным искушением дьявол ведет человека к тому, чтобы устрашить его, и если он от иных грехов свободен, то чтобы возмутить его совесть; если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние; если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низринуть его. Но если дьявол не преуспеет в том, то стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.

1. Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они дьяволом наносятся, который есть их начало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе какой болезни более чем тех мыслей? В этом состоит истинное удостоверение, что не от нашего произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.

2. Всякий угнетенный хульными помыслами пусть не вменяет их себе в грех, но считает их особым искушением, ибо чем больше кто будет вменять себе во грех хульные помыслы, тем более утешит своего врага дьявола, который над тем уже будет торжествовать, что этим совесть чью-либо смутил как будто каким грехом.

Если бы кто сидел связанный посреди богохульных людей, слышал их хульные речи на Бога, на Тайны Христовы, на Пречистую Богородицу и на всех святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать их хульных речей, но не мог бы, потому что связан, и не мог бы даже ушей своих заткнуть от их хулы, – скажи мне, имел ли бы он какой грех от того, что нехотя слушает их хульные речи? Воистину не только не имел бы никакого греха, но и великой похвалы сподобился бы от Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с тяжестью в душе слушал их богохульные слова.

Подобное бывает и с теми, которых дьявол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от духа хульного, который бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы, хотя они не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого греха не будут они иметь от мыслей тех хульных, но и большую благодать заслуживают у Бога.

3. Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение и отогнал духа хульного, а если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было такое искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и просимого не получал, ибо услышал: «Довольно для тебя благодати Моей» ( 2Кор. 12, 9 ).

Некто из великих Отцов часто говорил про себя сие слово: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то многократно повторял сие слово: «Не соизволяю». Услышав это, ученик его спросил, говоря: «Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово? Какая тайна слова сего?» Отец ответил: «Когда какой-либо злой помысл приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему: «Не соизволяю на тебя», – и тотчас тот злой помысл убегает и пропадает без вести».

Всегда, когда страдаешь от духа хульного, как только найдут на тебя хульные и нечистые помыслы, ты легко можешь избавиться от них и отогнать их от себя сим словом: не соизволяю. Не соизволяю, дьявол, на твои хуления! Твои они, а не мои мерзости, я же на них не только не соизволяю, но и ненавижу их.

Достоблаженная Екатерина, по прозванию Сенейская, из города Сенны, была долгое время смущаема от бесов хульными и скверными помыслами, и когда явившийся ей Господь Иисус отогнал их, возопила к Нему: «Где Ты был доселе, о Сладчайший мой Иисусе?» Он ответил: «Я был в сердце твоем». Она же сказала: «Как же Ты мог быть там, когда сердце мое было исполнено скверными мыслями?» На это Господь ей ответил: «Потому разумей, что был Я в сердце твоем, что в тебе не было нисколько любви к нечистым мыслям, но ты усиленно старалась избавиться от них и, не будучи в состоянии, болезновала, и этим сотворила Мне место в сердце твоем».

Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждение от хульных помыслов, зная, что они нам более на пользу, чем на соблазн, а самим бесам на посрамление.

Молитвы об избавлении от хульных помыслов

Боже Превечный, сокровенных Свидетелю, испытуяй сердца и утробы, седяй на Херувимех и видяй бездны, разумеваяй помышления моя издалеча, Ты веси, яко ненавижду, не хощу и не соизволю нечистым, мерзким, хульным помышлениям, безстудне на мя нападающим, и молю Твою благость, запрети духу хульному, да отступит от мене ; отжени мысли злыя, да не стужают ми, утиши волнение сердца моего, укроти бурю помыслов моих, посрами врага, смущающаго совесть мою, да не порадуется враг мой о мне; Тебе бо трепещут и трясутся противнии дуси, Тебе послушают всяческая, Тебе работна вся, Ты повели буре и волнению ума моего, да станет в тишину, да без сумнения и смущения поработаю Тебе, Господу моему, во вся дни живота моего. Аминь.

Господи! Зриши мою скорбь, зриши мою беду, зриши безстудие врага моего, яко люти и тяжце нападает на мя хульными помыслы, оскорбляя душу мою, опечаливая сердце мое, помрачая ум мой и смущая совесть мою; его же богохульнаго шептания и богомерзкаго во Уме моем глаголания толико ненавижду, яко первее умрети хотел бых, неже сия на Тя, Благаго Бога моего, помыслы хульные прияти и сим изволяти, яже враг мой во уме моем вещает, но за слабость мою тем противным, и богохульным, и богомерзким мыслем одолети и от себе я отгнати не могу без Твоея, Боже мой, помощи; естество бо мое страстно, ум мой непостоянен, сила моя немощна, супостат же мой крепок, и сила его превосходит моя силы; и аще не бы Ты, Господи, крепок и силен, был в людех Своих, то кто доволен цел сохранен быти от врага и человекоубийцы диавола?

Тем припадаю Ти, о Всемилостивый и Премилосердый, не хотяй отчаяния моего, Создателю Боже, и молю всесильную Твою помощь, порази на главу стужающаго ми врага, блесни молниею и раждени обышедшия мя супостаты, возсияй светлую в сердце моем благодати Твоея зарю, да отбежит от мене темный облак хульных находящих на мя мыслей, да в свете помощи Твоея узрю Тебе, Христа моего, просвещающаго всякаго человека, да в свете лица Твоего пойду и о имени Твоем возрадуюся во веки. Аминь.

Молитва третья, на беса хульного:

Да обратится болезнь твоя на главу твою, и на верх твой хула твоя да снидет, лукавый бесе и нечистый; аз бо Господу Богу моему кланяюся и Того никогдаже похулю. Како бы ми возможно Сему досадити или Его похулити, Егоже по вся дни и нощи, и часы славословлю и поклоняюся от всея души моея и крепости, и мысли моея? Но убо славословие мое есть, хула же твоя есть, ты узриши, о них-же Нань клевещеши и яко отступник на Бога глаголеши.

Молитва четвертая, запрещение дьяволу:

Молитва пятая, к Пресвятой Богородице:

Молитва шестая, к Богу:

После этого говори псалом 26: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой..». Потом: «Достойно есть..». и отпуст.

Если можно будет, сотвори и поклонов по силе и, с Божией помощью, избавишься от хульных мыслей.

Краткое описание поведения до исчезновения хульных мыслей

Если придет хульная мысль на Бога, читай: «Верую во единаго Бога. » – до конца. И если будет возможно, сотвори по силе несколько поклонов.

Если придет хульная мысль на пречистые Тайны Христовы, читай «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос. » – до конца, и сделай поклон.

Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице: или «Под Твое благоутробие», или «Богородице Дево, радуйся», или какой-либо тропарь Богородичный, с поклонами, говоря: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: «Моли Бога о мне, грешном, святый (имярек), яко аз по Бозе к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». И сотвори по силе поклоны, говоря: «Святой (имярек), моли Бога о мне, грешном».

Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори пред той иконой поклонов 15 или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на этой иконе, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли. Аминь.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *