что делать с фотографиями по исламу
Что делать с фотографиями по исламу
ФОТОГРАФИИ, ХРАНЯЩИЕСЯ НА ПАМЯТЬ НЕОБХОДИМО СЖИГАТЬ
Был спрошен шейх Ибн Усеймин (рахимаху-Ллах):
«Я молодой человек, люблю фотографирование, и хранить фотографии, и каждый раз когда случается какое то событие, я делаю фотографии на память. И эти фотографии я сохраняю и кладу в альбом, и могут пройти месяцы прежде чем я открываю этот альбом и посмотрю на фотографии. Каков хукм этих фотографий, которые я делаю, и хранения их?»
«Обязательно тебе покаяться перед Аллахом от того, что ты сделал, и сжечь все фотографии которые ты хранил, и сделать это прямо сейчас. Потому что не разрешено хранить изображения для памяти, поэтому ты должен сжечь их в тот момент как услышишь эти мои слова. Прошу у Аллаха для меня и для тебя прямого пути и защиты от порицаемого»
Источник: «Фатауа нурун аля дарб», кассета 370, сторона 2
Говорит шейх Ибн Усеймин относительно изображений:
«то, на что вы указали, да хранит вас Аллах, насчёт моего ответа о дозволенности изображений, сделанных при помощи устройства (фотоаппарата), то я хочу вам принести пользу, брат, насчёт того, что я не разрешал использование изображений. Под изображением же понимается то, в чём есть человеческая душа или другая, если только этого не требует необходимость или нужда, для выявления личности, водительских удостоверений, установления определённых прав и т.п.»
Что же касается других целей. то я это не разрешаю, не важно будет это в виде скульптуры или изображения, будет это изображение создано аппаратом или рукой.
И я продолжаю давать фетву по этому вопросу и приказываю тем, у кого есть изображения для воспоминаний, уничтожать их и ещё более строго отношусь к изображениям тех, кто уже умер.»
Маджму’у фатауа уа расаиль Аш-шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин, второй том, фетвы по акыде, страница 287-288.
ХУКМ ПРОСМОТРА ФИЛЬМОВ, ТЕЛЕВИЗОРА И ИГР В КАРТЫ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА РАМАДАН
Некоторые постящиеся проводят большую половину дня в Рамадане за просмотром фильмов и сериалов по телевизору или же играют в карты. Как расцениваются эти действия по Исламу?
Ответ:Вся хвала Аллаху.
Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод):
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения.Когда ему читают Наши аяты, он надменно отворачивается, словно он даже не слышал их, словно он туг на ухо. Обрадуй же его вестью о мучительных страданиях.»[Лукман, 31:6-7]
И в суре аль-Фуркан, Милостивый описал своих рабов (смысловой перевод): «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством.» [аль-Фуркан, 25:72]
Ложь включает в себя все виды зла и под словами «они не свидетельствуют лживо» имеется в виду, что не присутствуют при лживых разговорах.
Пророк(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В моей умме появятся люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыку» аль-Бухари 5590.
Под музыкой подразумеваются пение и музыкальные инструменты. Аллах запретил мусульманам все то,что может повлечь к совершению греха. Несомненно просмотр греховных фильмов и все то зло,которое показывают по телевизору и являются причинами, из-за которых человек впадает в грехи, становится небрежным к своим обязанностям и не осуждает подобные действия. И к Одному Аллаху мы взываем о помощи.»
Маджму’ Фатауа Шейх Ибн Бааз (15/315).
Ляджне ад-Даима был задан вопрос:
«Разве хукм изображения, в котором используется видеокамера, такой же, как и хукм изображения на фото?»
Ответ: «Да, хукм видео тот же что и фото – запрет, основываясь на общие доказательства»
Глава Ляджны – ибн Баз, зам – Абдурраззак Афифи, члены: Абдулла Гудаян, Абдуль-Азиз Али аш-Шейх, аль-Фаузан..
Ляджне ад-Даима был задан вопрос:
«Какой хукм смотреть и покупать исламские мультфильмы, ведь они содержат поучительные истории для детей, как побуждения их к благочестию к родителям, правдивости, намазу….?»
Ответ: «Запрещено продавать и покупать, использовать мультфильмы, так как в них изображения живых существ!»
№19933.Ляджна – глава ибн Баз.
Шейх аль-Фаузан был спрошен: «Какой хукм обучения, используя видео в шариатских науках, как фикх, тафсир и есть ли в этом шариатское оправдание?»
Ответил шейх: «Это запрещено, т.к. это обязательно будет сопровождаться изображением живых существ, а это харам» Мунтака 513.
Шейх ибн Баз был спрошен: «Какое постановление относительно обучения омовения умершего и наворачивание его в кафан через видео?»
Ответил шейх: «Обучение должно быть без видео, так как пришло много достоверных хадисов о запрете изображений, и о проклятии тех, кто их изображает»
Асиля Джам’ия Хайрия бишукра.
СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРИВОДИТ К ШИРКУ
Шейх Салих аль-Фаузан, да помилует его Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от попыток изображения живых существ, что особенно касалось изображений известных людей, например, ученых, царей, героев, отшельников, священнослужителей, шейхов, устазов и предводителей, независимо от того, будет ли это изображение в виде рисунка на доске, бумаге, стене или одежде, или же это будет фотография или же оно будет выполнено резцом или отливкой в виде изваяния. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал развешивать изображения на стенах и в других местах и устанавливать изваяния, в том числе и памятники, ибо подобные действия приводят к многобожию.
Объясняется это тем, что впервые многобожие возникло на земле именно из-за изображений, так как среди народа Нуха, мир ему, жили праведники, а когда они умерли, то люди опечалились по ним, и тогда шайтан принялся внушать им установить в местах собрания этих праведников их изваяния, которые они назвали бы их именами. Они так и сделали, но сначала эти изваяния не были объектом поклонения, когда же эти люди умерли и вместе с ними исчезло знание (о том, зачем были установлены их памятники), им стали поклоняться. И когда Аллах послал к ним своего Пророка Нуха, мир ему, он запретил подобное многобожие, возникшее из-за вышеупомянутых изваяний»
«Книга единобожия», 37-38
ШЕЙХ АЛЬ-ФАУЗАН О ЗАПРЕТЕ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ШЕЙХОВ
Вопрос: «Когда в газетах печатаются ваши статьи, они выходят вместе с вашей фотографией, также и при транслировании ваших выступлений на некоторых каналах. Указывает ли это, что вы считаете дозволенным фотографирование?»
Ответ: «Нет, это не указывает. Я не велел им это, и не просил об этом. Они сами приходят (и фотографируют). Они сфотографировали Ибн База, хотя он запрещает им это, и запрещает само фотографирование. Однако они фотографируют его на различных собраниях и мероприятиях, и грех за это лежит на них. Это на них лежит грех за это. А что касается нас, то мы не довольны этим и не требуем от них этого, а сами они не совещаются с нами об этом»
Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани сказал:
(Сильсиляту Аль Худа Уа Ун Нур, 393)
ХУКМ ПРОСМОТРА МЫЛЬНЫХ ОПЕР И СЕРИАЛОВ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах
Вопрос: Каково постановление относительно просмотра мыльных опер/сериалов, которые транслируются по телевизору?
Ответ: На мусульманине лежит обязанностью беречь свое время (посвящая себя) тому, что принесет ему пользу в его жизни и в Ахира, потому что он ответственен за время, которое тратит: Как он его провел? Аллах (Субханаху уа Тааля) говорит:
«Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?» (Сура «Фатыр», 37).
И в хадисе (передается –прим. пер.), человек будет спрошен о его жизни и (о том, — прим. пер.) как он его провел (Ат-Тирмизи). Просмотр мыльных опер/сериалов – это трата времени, поэтому не подобает мусульманину занимать себя этим. Если мыльные оперы содержат в себе что-то запретное, тогда смотреть их – харам. Как например, неприкрытые и красивые женщины, музыка и пение, так и мыльные оперы и сериалы, передающие безнравственные помыслы, далекие от религии и хороших манер. Также, как и мыльные оперы/сериалы, содержащие в себе бесстыдное (дела и слова), которое плохо влияет на хорошее воспитание. Таким образом, подобные мыльные оперы/сериалы не позволительны для просмотра».
al-Muntaqaa min Fataawa Fadheelatush-Shaykh Saalih Ibn Fowzaan — Том 3, Стр. 346, Fatwa N516
О тех, кто различает между рисованием и созданием фотоизображений, дозволяя последние.
Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри, да помилует его Аллах:
«Из ложных шубухатов также слово некоторых людей этого времени, что запретное создание изображений – это лишь то, что нарисовано рукой, а что же касается сделанного фотоинструментами, то это не запретно.
Эта шубха самая странная шубха! И в ней далиль на тупость говорящего о ней, и силу его невежества, и подобная шубха не нуждается даже в ответе на нее, по причине очевидности ее ложности для каждого разумного, не говоря уже про того, у кого есть малейшее знание! Если скажет говорящий, что запрещен лишь тот хамр, что будет выжат руками, а тот же, который выжат инструментами отжимки – не является запрещенным, несмотря на то, что он еще сильнее опьяняет чем тот, что выжат руками – то не будет между этим словом, и словом автора этой шубхи никакой разницы. Ведь каждый из них запретил вещь, а затем разрешил то, что еще хуже из этого же рода, и что еще первее к запрету, чем то, что он запретил!»
Источник: «И’лян ан-накир», 63
ФОТОГРАФИИ НА ПАМЯТЬ
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах
Вопрос: «Каково положение собирания фотографий на память?»
Ответ: «Фотографирование одушевленных существ является харамом у обладателей знания и не дозволяется. Все равно будет ли это существо человеком или животным,или птицей. Фотографирование всего этого не дозволяется. Опираясь на слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе:
«Наиболее сильно подвергаются наказанию в судный день создающие изображения».
Так же сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждый создающий изображения в Огне» (часть хадиса).
И так же сказал: «Тот,кто создал изображение,будет приказано ему вдуть в это изображение душу и он этого не сможет».
Эти хадисы ясно указывают на запрет создания изображений одушевленных существ, будь то люди или другие одушевленные существа. И не разрешается фотографирование ни на память и ни на что-то другое. Не дозволяется мусульманину фотографировать своего ребенка или жену,или родственников на память, наоборот, это порицаемо и не позволительно.
Однако прощается человеку фотографирование при нужде и необходимости. Как при получении документов удостоверяющих личность или получении водительского удостоверения,и тому подобное из вынужденных дел. И в таком положении не может человек найти выход и отказаться от этого,так как государство обязывает его этим. В таком положении и подобных ему,нет ничего страшного в этом, из-за вынуждения и обязательной потребности. И положение человека совершающего эти дела,как положение принужденного и нет на нём греха, с позволения Аллаха. Однако нельзя брать эти фотографии для наслаждения ими или на память, или для забавы, или для послабления в этом вопросе и т.д. Всё это не дозволяется и порицаемо, но при нужде нет в этом греха.с позволения Аллаха. Как то, что уже предшествовало наподобие гражданских документов. И не возможно человеку получить их, кроме как с фотографией. И так же,как и больной, не возможно ему получить лечение,кроме как с фотографией. И такой человек в этих положениях равняется принужденному».
Из цикла радиопередач «Нур аля дарб» 8-й выпуск. Так же сборник фатв шейха Ибн База «Нур аля дарб», 434 стр.
ШЕЙХ АЛЬ-АЛЬБАНИ: «СОЗДАНИЕ ФОТО- И ВИДЕО-ИЗОБРАЖЕНИЙ ХУЖЕ НАРИСОВАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ»
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал: «Мы говорили и продолжаем говорить, что создание фотографических изображений (живых существ, включая видео) гораздо хуже изображений, сделанных рукой, потому, что на протяжении многих лет именно человек вложил в это немалое усердие, чтобы освоить это дело, и потому, что нажатие кнопки выводит изображение, являющееся более сильным уподоблением Аллаху в творении (нежели рукописное изображение). Субъхана Ллах!»
Сл. «Сильсиляту ль-худа в ан-нур», кассета №360, начиная с 36 мин.)
Также цитируются его слова в книге «аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма», на стр. 15: «Я (например) хочу показаться на экране телевидения как учёный, и все меня будут узнавать. Я русый, я белый, я такой-то, чтобы сказали: «Мухаммад Наср», так это же моя погибель, (погибель) для меня!» и на странице 16 шейх говорит: «Выставляющий себя напоказ посредством телевидения подвергает себя фитне (искушению). Посмотрите на меня, вот он я!!»
НЕОБХОДИМО ОСТАВИТЬ СОЗДАНИЕ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЯ
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Мусульманин должен далеко держаться от этого (камеры), так как это ближе к богобоязненности и набожности по причине того, что в этом есть сомнение. Некоторые ученые считают создание изображений, включая фотографические, запретным (независимо от намерения в создании этих изображений), и необходимо человеку оставлять то, в чем есть сомнение»
(«Сильсиляту лика Аль-баб Аль-мафтух», кассета №229, сторона «б», с 15 минуты).
ХУКМ ТЕХ, КТО СНИМАЕТ СЕБЯ НА ВИДЕО
Шейх Мукбиль ибн Хади был спрошен о шариатском постановлении относительно тех, кто снимает себя на видео с целью исламского призыва или обучения, на что он ответил:
«Это считается созданием изображений живых существ, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ’Али, да будет доволен им Аллах, чтобы он не оставил ни одной возвышенной могилы, кроме как сравняв её с землей, и ни одного изображения (живых существ), кроме как уничтожив его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует отказался войти в дом ’Айши, так как в нем были изображения. Поэтому является обязательным для каждого мусульманина порицать это настолько, насколько у него есть возможность, иначе пусть покидает такие маджлисы (собрания): «Кто увидит из вас порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может, то своим языком, а если не может, то своим сердцем, и это наименьшее проявление веры». Они (которые посещают такие собрания) считаются слепо следующими, как тот, который встает на минбар и люди снимают на видео его, он (таким образом) одобряет порицаемое (соглашается с этим), и он не достоин того, чтобы его посещали, напротив, необходимо мусульманину сторониться его собраний. Да вознаградит Аллах молодёжь Рияда благом за то, что они, будучи на лекции, когда вдруг принесли видеокамеру, встали и сломали ее, да вознаградит их Аллах благом. Итак, либо ты встаешь и ломаешь это видео, либо порицаешь это словом, а если не можешь ничего из этого, то я советую тебе (это говорит сам шейх Мукбиль, да помилует его Алллах) быть вдалеке от этого и от этой лекции, в которой происходит это ослушание»
См. «Кам’у ль-му’анид ва заджру ль-хакыди ва ль-хасид» шейха Мукбиля, издательства «Мактабату Сана’а ль- Асария», второе издание 1434 г., стр. 373
ФАТВА ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА (АЛЬ-ЛЯДЖНА АЛЬ-ДА’ИМА) О ФОТОГРАФИЯХ
Ответ: Хвала Аллаху.
Фатауа аль-Ляджна аль-Да’има, 1/456-457
На вопрос отвечает выдающийся ученый г. Медина
шейх Салих ас-Сухейми, да хранит его Аллах
Вопрос: «Каково постановление (хукм) относительно просмотра фильма «Послание», так как посредством него люди узнают жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) лёгким путём?»
Ответ: «Побойтесь Аллаха! Нет в этом познания жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), однако в этом фильме познание атеизма и ереси. Фильм «Послание» и другие фильмы такого рода, в которых говорится о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и которые представляют некоторые роли Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и некоторые роли его сподвижников, все эти театральные сценки абсолютно запрещены. Называются ли они «исламскими» пьесами, драматическими пьесами, любовными пьесами, романтическими пьесами или по-другому, всё это запрещено, ложно, неправильно и все деньги, получаемые от этого запретны, и продажа таких кассет (дисков и прочего) запрещена.
Даже просмотр (по спутниковым каналам) «Послание», «Райские птицы» запрещён, потому что в них включаются нововведения, выдумки, музыка и они отстают в благопристойности по отношению к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует»
ИБН БАЗ: «Я ЗАПРЕЩАЮ СТАВИТЬ МОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ!»
Источник: «Нур аля дарб», 1/437
Какие изображения разрешены в исламе
Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.
Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.
Рисунки
Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.
Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.
Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).
Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.
При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.
Намаз в помещении с изображениями
Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.
Фотографии
Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.
С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.
Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).
А Аллах знает лучше!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу Алейкум, мой брат выжигает по дереву(на плоской поверхности, плоский рисунок) и даллее вещает на стену, я говорил с ним об этом, он пояснил, что не имел и не имеет и близко даже мысли о том что бы якобы приблизиться к Творцу путём изображения этих рисунков на дереве. И мы хотим узнать, является это дозволенным, макрухом или тяжким грехом?
Можно ли мусульманке выкладывать свои фотографии в Интернет?
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Хвала Аллаху, Господу миров, наилучшее приветствие и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам!
Я хотел бы обратиться со словами побуждения к сёстрам-мусульманкам и ко всем братьям-мусульманам. Это обращение можно назвать напоминанием или, скажем даже, предостережением.
Мы все знаем, что средства массовой коммуникации очень распространены, будь то Интернет или мобильная связь. Все они – специальные каналы и передатчики, по которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории и расстояния. Благодаря этому у человечества появилась возможность обмениваться своими фотографиями и распространять их в разных уголках мира, а также увидеть человека, который находится на другом континенте мира. И нет сомнения в том, что в этом есть положительные и отрицательные стороны.
Если говорить о положительной стороне Интернета, то надо отметить, что он облегчил нам поддержание связи с родственниками, друзьями, ведь Всевышний Аллах призывает людей к этому в следующем аяте:
يَاأَيُّهَاالنَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا
(смысл): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга».
Всевышний Аллах хочет, чтобы мы поддерживали связь с родственниками, обучали друг друга, спрашивали друг о друге. Но проблема заключается в том, что некоторые из нас забывают об определённых нормах, особенно сёстры-мусульманки, и выставляют свои фотографии, на которых они без платка (хиджаба) или с открытым авратом, в средства массовой коммуникации, будь то Интернет или телефон. которым мы сейчас все пользуемся.
В этом есть большая опасность, потому что, как мы все знаем, Всевышний возвеличил женщину, сделав её защищённой, и повелел мужчинам оберегать свои взоры от взглядов на посторонних женщин. Также Всевышний повелел женщинам опускать свои взоры. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны…и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают…»
Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерёг нас, сказав:
لاينظرالرجل إلى عورة الرجل ولا المرأة إلى عورة المرأة
«Пусть не смотрит мужчина на аврат мужчины и женщина – на аврат женщины».
Не должна женщина, девушка оправдывать себя тем, что отправляет свою фотографию без хиджаба подруге, поскольку запрещается смотреть на чей-либо аврат, и ещё есть вероятность того, что она покажет фотографию посторонним мужчинам, а это запрещено.
Не успокаивайте себя, совершая запретное. Пророк (мир ему и благословение) предостерёг нас от этого в следующем хадисе:
عن أبي هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم صنفان من أهل النار لم أرهما قوم معهم سياط كأذناب البقر يضربون بها الناس ونساء كاسيات عاريات مميلات مائلات رءوسهن كأسنمة البخت المائلة لا يدخلن الجنة ولا يجدن ريحها وإن ريحها ليوجد من مسيرة كذا وكذا رواه مسلم.
««Два вида людей из будущих обитателей ада, которых я до сих пор не видел. Это – люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других…» Так что же означают слова Пророка (мир ему и благословение): «я не видел»? Здесь имеется виду, что Всевышний Аллах скрыл завесой от Пророка (мир ему и благословение) тяжесть мучений и наказаний этих категорий людей, чтобы не причинять боль Пророку (мир ему и благословение) от увиденного. Вторая категория людей: «…одетые, но в то же время обнажённые женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии» (Муслим).
Здесь уместно было бы привести историю, которая произошла с Асмой. Однажды Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), на которой была тонкая, прозрачная одежда зашла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), а он отвернулся от неё и сказал:
يا اسماء اذا بلغت المراءة المحيض لا يحل لها ان يظهر منها الا هذا واشار الى وجهه وكفيه
«О Асма, когда девушка достигает совершеннолетия и у неё начинаются месячные, ей не допустимо выставлять напоказ что-либо, кроме этого», – и он указал на лицо и кисти рук.
О праведные сёстры-мусульманки, остерегайтесь этого! Не будьте обманутыми и не выкладывайте свои фотографии в Интернет, и не общайтесь через видеокамеры, потому что никто не защищён от наблюдения постороннего человека. И не будь посмешищем для тех людей, которые утверждают о защищённости персональных данных в Интернете. Нет такой защищённости, но есть вероятность того, что кто-то посмотрит на ваши фотографии, этим самим вы впадёте в грех.
Следовательно, женщина обязана оберегать своё тело и надевать хиджаб, когда она собирается связываться с подружкой через Интернет, этим самым она оберегает свою религию, честь и достоинство, так как женщине велено защищать свою религию, а защитой религии является её защищённость хиджабом.
Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он облегчил нам наши дела. И хвала Аллаху, Господу миров!
Стенограмма проповеди доктора Мухаммада Хасана Кассама
Перевод с арабского Мухаммадрасула Загирова