что делать с эмбрионом после выкидыша дома в исламе
Как похоронить выкидыш?
Вопрос: В нашей семье произошла трагедия – у супруги случился выкидыш. Жена была на пятом месяце беременности, когда мы потеряли ребёнка. Сейчас стоит вопрос, как похоронить плод. Скажите, пожалуйста, обязательно ли хоронить выкидыш, соблюдая все погребальные обряды?
Ответ:
Имам Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» относительно выкидыша пишет следующее:
(والسقط. إن) علمت حياته بأن (استهل) أي صاح (أو بكى). فإذا مات بعد ذلك فحكمه (ككبير) فيغسل ويكفن ويصلى عليه ويدفن لتيقن موته بعد حياته،
«Если ребёнок, рожденный раньше срока, обнаружил криком или плачем признаки жизни, а затем умер, то относительно него принимают решение, подобное решению об умершем взрослом. Следовательно, его омывают, обертывают в саван, совершают за ним заупокойную молитву (джаназа) и хоронят, потому что есть уверенность, что он умер после жизни.
(وإلا) أي وإن لم يستهل أو لم يبك (فإن ظهرت أمارة الحياة كاختلاج) أو تحرك (صلي عليه في الأظهر …
«Если выкидыш не прокричал или же не заплакал, но обнаружил какие-то признаки жизни, подобно судороге или движению, то за него совершают заупокойную молитву (джаназа).
) وإن لم تظهر) أمارة الحياة (ولم يبلغ أربعة أشهر) أي لم يظهر خلقه (لم يصل عليه) قطعا لعدم الأمارة، ولا يغسل على المذهب بل يسن ستره بخرقة ودفنه (وكذا إن بلغها) أي أربعة أشهر؛ أي مائة وعشرين يوما حد نفخ الروح فيه عادة: أي وظهر خلقه لا يصلى عليه. (في الأظهر) لعدم ظهور حياته، ويجب غسله وتكفينه ودفنه .
«Если плод не достиг четырёх месяцев, признаки жизни не обнаружились, и эмбрион ещё не обрёл человеческой формы, то единогласным решением за него заупокойной молитвы (джаназа) не совершают ввиду отсутствия у него признаков жизни. Его не омывают. но желательно плод обернуть материалом и похоронить. Также если не обнаружатся признаки жизни при сроке четыре месяца, когда обычно эмбрион обретает человеческую форму, то есть по прошествии ста двадцати дней, а это срок, на котором чаще всего в плод вселяют душу, над ним также не совершают намаза. по более аргументированному мнению из-за отсутствия признаков жизни. Но необходимо его омыть, обернуть в саван и похоронить.
السقط هو الذي لم يبلغ تمام أشهره، أما من بلغها فيصلى عليه مطلقا
«Выкидыш — эмбрион, не достигший срока полноценного формирования (т. е. шести месяцев). За теми, что достигли этого периода, совершают заупокойную молитву в любом случае (обнаружились признаки жизни или нет)».
(См.: Имам Хатиб аш-Ширбини, Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 519).
Заключение:
1. Если выкидыш произошёл на сроке шесть месяцев, то его хоронят, как полноценного взрослого.
2. Если же ему будет меньше шести месяцев сроку, то учитывают, был он жив после рождения или нет. Если он был жив или проявил какие-нибудь признаки жизни, то его также хоронят, как полноценного взрослого.
3. Если же признаков жизни у выкидыша не было, то смотрят, приобрёл ли он человеческий облик. Если да, то его омывают, оборачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойной молитвы.
4. Если же человеческого облика у эмбриона не сформировалось, то желательно его завернуть в материал и похоронить.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Захоронение выкидыша
Имам Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» относительно выкидыша пишет следующее:
والسقط. إن علمت حياته بأن (استهل) أي صاح (أو بكى). فإذا مات بعد ذلك فحكمه (ككبير) فيغسل ويكفن ويصلى عليه ويدفن لتيقن موته بعد حياته،
«Если ребёнок, рожденный раньше срока, обнаружил криком или плачем признаки жизни, а затем умер, то относительно него принимают решение, подобное решению об умершем взрослом. Следовательно, его омывают, обертывают в саван, совершают за ним заупокойную молитву (джаназа) и хоронят, потому что есть уверенность, что он умер после жизни.
وإلا أي وإن لم يستهل أو لم يبك (فإن ظهرت أمارة الحياة كاختلاج) أو تحرك (صلي عليه في الأظهر …
«Если выкидыш не прокричал или же не заплакал, но обнаружил какие-то признаки жизни, подобно судороге или движению, то за него совершают заупокойную молитву (джаназа).
( وإن لم تظهر) أمارة الحياة (ولم يبلغ أربعة أشهر) أي لم يظهر خلقه (لم يصل عليه) قطعا لعدم الأمارة، ولا يغسل على المذهب بل يسن ستره بخرقة ودفنه (وكذا إن بلغها) أي أربعة أشهر؛ أي مائة وعشرين يوما حد نفخ الروح فيه عادة: أي وظهر خلقه لا يصلى عليه. (في الأظهر) لعدم ظهور حياته، ويجب غسله وتكفينه ودفنه
«Если плод не достиг четырёх месяцев, признаки жизни не обнаружились, и эмбрион еще не обрёл человеческой формы, то единогласным решением за него заупокойной молитвы (джаназа) не совершают ввиду отсутствия у него признаков жизни. Его не омывают. но желательно плод обернуть материалом и похоронить. Также если не обнаружатся признаки жизни при сроке четыре месяца, когда обычно эмбрион обретает человеческую форму, то есть по прошествии ста двадцати дней, а это срок, на котором чаще всего в плод вселяют душу, над ним также не совершают намаза. по более аргументированному мнению из-за отсутствия признаков жизни. Но необходимо его омыть, обернуть в саван и похоронить.
السقط هو الذي لم يبلغ تمام أشهره، أما من بلغها فيصلى عليه مطلقا
«Выкидыш — эмбрион, не достигший срока полноценного формирования (т. е. шести месяцев). За теми, что достигли этого периода, совершают заупокойную молитву в любом случае (обнаружились признаки жизни или нет)»
[См.: Имам Хатиб аш-Ширбини, Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 519].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Если выкидыш произошёл на сроке шесть месяцев, то его хоронят, как полноценного взрослого.
• Если же ему будет меньше шести месяцев сроку, то учитывают, был он жив после рождения или нет. Если он был жив или проявил какие-нибудь признаки жизни, то его также хоронят, как полноценного взрослого.
• Если же признаков жизни у выкидыша не было, то смотрят, приобрёл ли он человеческий облик. Если да, то его омывают, оборачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойной молитвы.
• Если же человеческого облика у эмбриона не сформировалось, то желательно его завернуть в материал и похоронить.
Благодать упования на Аллаха: жизнь после выкидыша
«Мне очень жаль, у ребенка не бьется сердце», — несколько слов, но эти слова пронзили мой мозг, словно ракета. Боль, горе, тоска растеклись по телу, побежали по венам. Я поражена, я не верю, я в шоке. И плачу, плачу, плачу… Вспоминаю, как мы с мужем мечтали, какие планы строили для нашего первенца.
А потом понимаю, что я всего лишь человек. Несовершенный кусочек плоти, созданный из глины. И не в моей власти это проконтролировать или избежать. Это часть плана, уготованного Аллахом (хвала Ему) для меня. И я счастлива осознанием того, что Аллах считает меня достаточно сильной, чтобы послать мне такое испытание. Говорится в Коране:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).
Осознав все это, я восклицаю «инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун, альхамдулиллях аля кули халь» — «воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся, хвала Аллаху за все».
В поисках помощи и поддержки я начала читать случайные статьи, введя в поисковик «жизнь после выкидыша». Просматривая множество материалов на эту тему, я думала обо всех мусульманках, которые прошли через тот же болезненный опыт, что и я. И тогда я почувствовала потребность дать собственный совет о том, как продолжать жить, потеряв ребенка.
Справиться с болью
Боль приходит двумя путями: физическим и эмоциональным. Болезнь – это пример физической боли, тогда как утрата любимого человека влечет за собой эмоциональную боль. К сожалению, самопроизвольное прерывание беременности сопряжено с обоими видами боли. Оно затрагивает вас физически и эмоционально.
Я старалась победить эмоциональную боль, но иногда усиление физической боли делает человека более уязвимым для эмоциональной. Я старалась не подавать виду, но каким-то образом все равно умудрялась связывать все, происходящее вокруг, с моим драгоценным нерожденным ребенком. Несмотря на все свои попытки, я, сама того не желая, каждый раз сдавалась перед болью.
Мне не хотелось лежать в постели, не было желания заниматься, хотя впереди были экзамены. Я не хотела возвращаться на учебу и на работу, не хотела быть среди людей. Когда после операции я вышла из дома, каждый встречный спрашивал о моей беременности или выражал соболезнования по поводу моего несчастья. Каждый раз мне приходилось что-то объяснять, и от этого боль возвращалась.
Но постепенно мне становилось лучше, шли дни, и я научилась жить с этим. Я больше не бросалась в слезы каждый раз при виде беременной женщины или маленького ребенка или в детском отделе магазина. Я вспомнила, что значит быть счастливой, и мне больше не нужно было вымучивать улыбку. Это не значит, что я забыла. Я никогда не забуду те бесценные недели, проведенные с моим неродившимся ребенком. Просто я научилась жить после потери ребенка.
Тем, кто попал в ту же ситуацию, что и я, хочу сказать, что очень сожалею о том, что с вами произошло, и искренне молюсь о том, чтобы Аллах (хвала Ему) в скором будущем благословил вас здоровыми детьми. А тем читательницам, которые не пережили ничего подобного – молю Аллаха, чтобы у вас была здоровая беременность и своевременные роды.
Когда случилось несчастье, меня утешала одна вещь – моя вера в Аллаха и благодатная способность уповать на Него. Это дало мне сил, чтобы снова взять жизнь под контроль. Я думала, какое благо в том, что я мусульманка и верю, что моя жизнь в руках Аллаха. Именно после этого я добавила в строку поиска, где было написано «жизнь после выкидыша» слово «ислам».
Таваккуль (упование) на Аллаха дал мне благословенные силы жить дальше. Был баракат (благословение) в знании, которое позволило мне понять, что я должна жить дальше. Изучая вопрос об отношении к потере ребенка в исламе, я незаметно сделала первый шаг к выздоровлению.
1. Изучите вопрос
Альхамдулиллях, нам дарована самая милостивая и сострадательная религия. Я была удивлена тем, что узнала об исламе и выкидыше. Я узнала хадис на эту тему и истории о сподвижниках, так или иначе лишившихся детей, и это принесло мне огромное облегчение. Я думала, что потеряла своего ребенка навсегда, пока мне не попался этот прекрасный хадис.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, выкидыш введёт мать за пуповину в Рай, если она терпела и надеялась на награду!» (Сунан ибн Маджа).
Как же это прекрасно! По милости Аллаха (хвала Ему), я встречу моего ребенка у ворот рая! Прочтя этот хадис, я расплакалась от счастья и радости.
2. Совершайте киям аль-лейл (ночную молитву)
После операции я почти лишилась сна из-за физической и эмоциональной боли. Однажды я заставила себя подняться с постели, омылась и совершила киям. Никогда еще я не чувствовала себя ближе к Аллаху, чем во время той единственной молитвы! Обычно, когда я вдруг начинала плакать, меня утешал муж или мама или свекровь. На этот раз было по-другому. Я плакала и не могла остановиться, и слезы текли на коврик, и Он был моим Утешителем. Это было такое прекрасное чувство. Даже не могу описать, как меня утешила эта молитва. Совершая суджуд на своем коврике, я чувствовала, будто изливаю сердце прямо Аллаху и рассказываю ему о своих страданиях. Эта ночная молитва была одним из важнейших шагов к моему эмоциональному восстановлению.
3. Постоянно совершайте дуа
Помимо намазов, для общения с Аллахом я пользовалась дуа. Я воздевала руки, обращаясь к Всемилостивому, и плакала перед Ним о своем горе.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего более благородного перед Аллахом, чем дуа» (Тирмизи).
Я молила о том, чтобы Он дал мне физических, эмоциональных и духовных сил, о здоровой беременности в будущем, о скорейшем эмоциональном восстановлении мужа, о моих сестрах в исламе, переживших нечто подобное. Я молила о том, чтобы воссоединиться с моим нерожденным ребенком на небесах. Я молила обо всем. Дуа – это единственное, что я могла, лежа в постели, и я делала все возможное, чтобы воспользоваться этим источником благодати.
4. Заручитесь поддержкой
Мне очень повезло, что у меня была такая поддержка. Если с вами случится нечто подобное, позаботьтесь о том, чтобы кто-то был рядом, не бойтесь просить помощи у близких.
5. Дайте себе время погоревать
Для меня было очень важно иметь возможность на время выпасть из привычной жизни. Я предупредила, что пропущу несколько занятий, взяла отгулы на работе. Мне нужен был перерыв, чтобы восстановиться даже не столько физически, сколько эмоционально. Я была не готова видеть людей, отвечать на их вопросы о моем здоровье или видеть что-то помимо моей спальни, которая напоминала мне о моем ребенке. Мне нужно было время на выздоровление. Если вам тоже требуется для этого время – не думайте, что это слабость. Это нормально.
6. Не появляйтесь в обществе, пока не будете готовы
К сожалению, я убедилась в этом на своем печальном опыте. Буквально через неделю после операции мне пришлось пойти на семейную вечеринку по поводу обручения. Мне искренне не хотелось наряжаться и быть среди людей, но пришлось, потому что это было связано с семейными обязанностями, и, конечно, были вопросы о моей беременности и моем горе. Я изо всех сил пыталась не расплакаться, пока, наконец, не попросила мужа увести меня. Видеть всех этих людей, собравшихся по столь радостному событию – это было выше моих сил, слишком мало времени прошло.
7. Готовьтесь отвечать на вопросы
Когда почувствуете, что готовы выходить в люди, подумайте, как отвечать на неизбежные вопросы, какой информацией готовы поделиться. К сожалению, иногда люди слишком любопытны и надоедливы. Не говорите больше, чем вам удобно сказать, а в случае необходимости не стесняйтесь говорить, что не хотите касаться этой темы. Не позволяйте никому ставить себя в неудобное положение.
8. Никогда не теряйте надежду
Этот последний совет очень важен. Никогда не теряйте веру и надежду на Аллаха, ибо во всем, что Он делает, есть какая-то цель и мудрость. Будьте терпеливы. Придет и ваше время, если на то будет воля Аллаха. Постоянно молитесь о том, чтобы Аллах исполнил ваше самое заветное желание. Это то, что, в конце концов, будет источником благодати в вашей жизни.
В Коране пророк Закария (мир ему) спросил Аллаха:
«»Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?» Он [Ангел] сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: “Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было”» (Коран, 19:8-9).
Аллаху легко благословить нас детьми, вопрос только, когда. Доверьтесь Аллаху и верьте в то, что баракат есть во всем, что делает Аллах.
В завершение прошу вас помянуть меня и моего мужа в ваших дуа и молю сама: «О Аллах, прошу, даруй каждой паре познать счастье быть родителями и благослови каждую пару, которая борется с бесплодием, здоровым ребенком в скором будущем. Аминь».
Выкидыш и нормы ислама, связанные с ним
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам, и всем, кто последовал за ним до Судного дня!
Многие мусульмане, которых Всевышний Аллах испытал смертью ребенка до его рождения не знают правил, связанных с выкидышем: нужно ли его омывать, заворачивать в саван, читать над ним джаназа-намаз и хоронить его. В этой небольшой заметке, с позволения Аллаха, мы постараемся коротко изложить хукмы шариата, связанного с выкидышем.
Выкидыш — это недоношенный плод, который вышел на свет раньше времени. Нормы шариата, связанные с ним можно разделить на две ситуации.
Первая ситуация — если выкидыш не издаст крика при рождении, а его возраст не достиг четырех месяцев в утробе. В таком случае его не обязательно омывать (имеется ввиду омывание, связанное со смертью человека), заворачивать в саван, читать над ним джаназа-намаз и хоронить. Однако желательно завернуть его в кусок материи и похоронить без совершения над ним джаназа-намаза.
То же касается и ребёнка, достигшего возрасте более четырех месяцев в утробе матери, но не подавшего при рождении признаков жизни. Над ним также не обязательно совершать джаназа-намаз, но необходимо омыть его, завернуть в саван и похоронить.
Вторая ситуация — если ребенок издал крик или проявил признаки жизни движениями тела и так далее. В такой ситуации в отношении него необходимо совершить все обязательные действия также, как в отношении взрослого умершего человека. То есть, омыть его тело, завернуть в саван, прочитать над ним джаназа-намаз и похоронить.
Ат-Тирмизи передает хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над ребенком не читается джаназа-намаз, он не наследует от кого-либо, и кто-либо не наследует от него, пока он не издаст крик (или признаки жизни при рождении)» (Хадис №1032).
Также Ибн Маджа передает хадис от Джазира, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если выкидыш издаст крик (или проявит другие признаки жизни), то над ним читают джаназа-намаз и он получает наследство» (Хадис №1508).
В заключении воздадим хвалу Аллаху, мир и благословение Его посланнику, а также пожелаем здоровья всем мусульманам и их детям!
По материалам книг «аль-Фикху-ль манхаджи» и «Му’тамад» Мухаммад аз-Зухайли.
Подготовил: Умар Бутаев [ islamcivil.ru ]
Появились вопросы?
Исламский форум
Знание прежде всего
Хоронить ли эмбрион при выкидыше на раннем сроке?
Хоронить ли эмбрион при выкидыше на раннем сроке?
Сообщение maymuna » 28 ноя 2011, 18:50
Сообщение djamaa-almuslima » 29 ноя 2011, 01:05
уа аълейкум ас салям
Ученые Постоянного комитета говорили, что если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения, связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.
А тут про молитву-джаназа над выкидышем:
viewtopic.php?f=6&t=1514
И еще для пользы, есть такая фетва:
Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин (да помилует его Аллах) был спрошен: «Следует совершить акику для плода, который умер до 4 месяцев?»
Он ответил: «Если зародыш умер до 4 месяцев, то не следует совершать акику, не следует давать ему имя, и не следует совершать погребальную молитву, и он может быть похоронен в любом месте. Но после четырех месяцев, когда душа уже помещена в тело, следует дать имя и обвернуть в саван и совершить погребальную молитву, и следует похоронить его на мусульманском кладбище, и следует совершить акика, по нашему мнению. Некоторые ученые сказали, что не следует совершать акику, если ребенок не прожил 7 дней, но наиболее правильным мнением является то, что акику для такого ребенка следует совершить, потому что он будет воскрешен в День Воскрешения, и будет заступаться за своих родителей«. См. «Баб аль-мафтух» № 653.
Re: Хоронить ли эмбрион при выкидыше на раннем сроке?
Сообщение maymuna » 29 ноя 2011, 09:37
Re: Хоронить ли эмбрион при выкидыше на раннем сроке?
Сообщение Ruslan80 » 05 окт 2012, 08:01
Сообщение Abu ‘Abdulla » 12 мар 2013, 17:31
Re: Хоронить ли эмбрион при выкидыше на раннем сроке?
Сообщение salyafit_07 » 14 мар 2013, 12:01
уа’аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
797 ( صحيح )
« إذا مر بالنطفة اثنتان و أربعون ليلة بعث الله إليها ملكا فصورها و خلق سمعها و بصرها و جلدها و لحمها و عظامها ثم قال: يا رب أذكر أم أنثى ؟ فيقضي ربك ما شاء و يكتب الملك ثم يقول: يا رب أجله فيقول ربك ما شاء و يكتب الملك ثم يقول: يا رب رزقه فيقضي ربك ما شاء و يكتب الملك ثم يخرج الملك بالصحيفة في يده فلا يزيد على أمر و لا ينقص »
( م ) عن حذيفة بن أسيد