что делать с дипломом если поменял фамилию
Смена фамилии в дипломе, аттестате, зачетке
Изменение персональных данных влечет за собой необходимость переоформления документов: паспорта, СНИЛС, ИНН и других. Но диплом и аттестат об образовании не всегда нужно менять. Существуют определенные условия, при которых они требуют замены.
Причины замены
Гражданин может сменить фамилию в связи:
Но документы об образовании к этой категории не относятся. Диплом после смены фамилии не теряет свою силу и остается подлинным. Поэтому менять его необязательно.
Примечание. Подлинность диплома (например, при трудоустройстве) удостоверяется свидетельством о браке или иным документом, подтверждающим смену фамилии.
Однако поменять диплом законодательством не запрещено. Существует несколько причин для его замены:
В этих случаях по заявлению обратившегося образовательное учреждение бесплатно выдаст дубликат.
Как получить дубликат с новой фамилией
Помимо диплома, после окончания учебы можно заменить:
В зависимости от типа законченного учебного заведения (ВУЗ, колледж, школа и т. д.) порядок получения дубликата будет немного отличаться.
В высшем учебном заведении
Для получения дубликата о высшем образовании необходимо обратиться в учебное заведение. В деканат направляются следующие документы:
Положительное или отрицательное решение о выдаче дубликата принимается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Срок для ответа: один месяц со дня подачи письменного заявления.
Решение ректора и копии предоставленных документов хранятся в личном деле выпускника. Диплом с прежней фамилией изымается вузом и уничтожается.
Примечание. Документы о высшем образовании, выданные до 22 июля 1996 г., не подлежат обмену на дипломы нового образца (кроме дипломов лиц, переменивших свои персональные данные: имя, фамилию, отчество).
В среднем образовательном учреждении
Если гражданину требуется заменить диплом о среднем профессиональном образовании или школьный аттестат после смены отчества, ему необходимо обратиться к директору учреждения. Документы предоставляются те же, что и при обращении в вуз:
Сроки на рассмотрение государством не установлены. Но, как правило, колледжи и школы выносят решение в течение десяти дней.
В новом дипломе делается пометка о том, что он является дубликатом.
Какие документы нужно менять в процессе учебы
Если студент сменил фамилию во время обучения, ему необходимо заменить следующие учебные документы:
Примечание. Если не заменить указанные документы в процессе учебы, диплом об образовании будет выдан на старую фамилию.
Перечень документов
Для получения новых учебных документов (заменяемых при смене фамилии) необходимо предоставить:
Куда обращаться
Обратиться для замены зачетки и студенческого билета можно:
Кроме этого, существует два варианта переоформления зачетной книжки и студенческого билета.
Таблица 1. Способы замены учебных документов
№ | Способ | Порядок замены | Примечание |
1 | Частичное изменение данных | Зачетная книжка и студенческий билет не заменяются на новые. Вместо этого в них вносятся письменные изменения. Прежняя фамилия зачеркивается, поверх нее обязательно пишется новая | Такой способ применяют в случаях, когда студент находится на последних курсах обучения. Это целесообразно, поскольку в зачетной книжке выставлено много отметок за несколько лет. В связи с этим их повторное проставление может быть затруднительным. Особенно, если студент в скором времени (через несколько месяцев) заканчивает обучение |
2 | Полная замена | На основании обращения студента прежняя зачетка и студенческий билет изымаются. Изготавливаются новые учебные документы | Данный способ актуален для первокурсников, еще не имеющих отметок в зачетной книжке. В этом случае заменить учебные документы проще всего |
В обоих случаях изменения производятся на основании приказа директора образовательного учреждения.
Примечание. На время изготовления новых учебных документов студенту обязаны выдать справку, подтверждающую обучение в вузе (если происходит замена студенческого билета) и ведомость для отметок (если зачетная книжка переоформляется во время сессии).
Как восстановить документы об образовании, подробно в видео:
Итог: после окончания обучения получать дубликат диплома с новой фамилией не обязательно. Учебные документы имеет смысл менять только во время учебы.
Обязательно ли менять диплом при смене фамилии?
Подтверждением окончания высшего учебного заведения является диплом об образовании.
Согласно действующему законодательству, при смене фамилии необходимо заменить все документы, где указаны персональные данные.
Но нужно ли менять диплом при смене фамилии, или этот документ является исключением из правил? На этих и других вопросах мы остановимся в сегодняшней статье.
Куда обращаться при смене фамилии
Прежде чем узнать, как поменять диплом при смене фамилии, нужно немного разобраться в самой процедуре замены персональных данных.
К перечню обязательных для посещения учреждений относятся:
Если смена фамилии происходит до достижения 18-летнего возраста, все вопросы контролируются органами опеки и попечительства.
Госструктура учитывает интересы ребенка и уже на основе них дает разрешение на смену фамилии. Совершеннолетним гражданам обращаться в учреждение нет необходимости.
Посещение ЗАГСа является обязательным для каждого гражданина, решившего сменить фамилию. При себе необходимо иметь соответствующее заявление и документы, которые нужны для внесения изменений в единый реестр.
В органах МВД гражданин обязан получить документы, которые подтвердят законность замены паспорта в связи со сменой фамилии.
После того, как все поправки были внесены в реестр ЗАГСа, необходимо в течение 30 дней обратиться в МВД и начать процедуру замены паспорта. Если гражданин проигнорирует это требование, то по окончанию обозначенного срока на него будет наложен штраф.
Размер штрафа колеблется в зависимости от региона проживания, иногда он достигает 5 тысяч рублей.
Избежать штрафа можно, однако только в том случае, если будут собраны достаточные доказательства непреодолимых обстоятельств, которые помешали осуществлению процедуры в указанные сроки.
Нужно ли менять диплом при смене фамилии после замужества сказать однозначно довольно сложно.
Стоит уточнить, что замена документа об образовании производится непосредственно в учебном заведении.
Стоит ли менять диплом при смене фамилии
Диплом о высшем образовании, согласно внесенным в закон поправкам (распространяются и на 2021 год), можно не менять, однако только в том случае, если смена фамилии произошла уже после окончания обучения.
Чтобы подтвердить подлинность диплома, достаточно будет показать пометку в паспорте о смене фамилии.
Если смена фамилии в случае замужества либо по другим причинам произошла во время прохождения обучения, необходимо будет заменить следующие документы:
При этом диплом об образовании будет получен уже на новую фамилию.
Но что делать, если в фамилии в дипломе допущена ошибка? Можно сказать однозначно, такой документ об образовании придется заменить.
Даже небольшая опечатка делает диплом недействительным, так как указанная в нем информация не совпадает с паспортными данными.
Основания для смены фамилии
Как уже говорилось выше, право на смену фамилии имеет каждый гражданин в нашей стране. При этом если заявитель не достиг совершеннолетия, понадобится письменное разрешение со стороны обеих родителей.
До 14 лет смена возможна только после обращения в органы опеки и попечительства и при наличии весомых оснований.
Согласно действующему законодательству, запрещается брать фамилии знаменитых людей, названия городов, товаров, брендов и пр.
Какие документы нужно менять
Бывают случаи, когда гражданин самостоятельно хочет изменить старую фамилию в дипломе. Для этого необходимо обратиться в ВУЗ с новым паспортом, будет оформлен дубликат документа об образовании, в котором будет указана уже новая фамилия.
Паспорт
Для смены паспорта необходимо собрать следующие документы:
Сам документ замене не подлежит, в единый реестр просто вносятся изменения.
После смены фамилии необходимо обратиться в налоговую службу со следующими документами:
В законодательстве не обозначены четкие временные рамки, за которые нужно внести изменения в реестр, поэтому и штрафные санкции за несвоевременное обращение в налоговые органы отсутствует.
Заграничный паспорт
Для инициации процедуры замены необходимо подать в Федеральную Миграционную службу следующие документы:
В среднем замена документа не занимает больше одного месяца.
Водительские права
Водительское удостоверение необходимо заменить сразу после смены паспорта, в ином случае права становятся сразу недействительными, и можно получить штраф за управление транспортным средством без документов.
Смена водительского удостоверения происходит только после прохождения медицинской комиссии и сбора всех документов, которые необходимы при первом получении прав.
Медицинский полис
Достаточно обратиться в указанные структуры со старым полисом и новым паспортом. На период изготовления нового полиса гражданину выдается временное удостоверение.
Банковские карты
В договорах банковского обслуживания указывается, что после смены фамилии необходимо обязательно внести изменения в банковские карты и счета, процедура проводится в любом отделении банка, которому принадлежит ваша карта.
Если карточка зарплатная, производить процедуру замены можно через работодателя.
Для инициации процедуры замены банковской карты необходимо подать следующие документы:
Мы рассмотрели вопросы, связанные с тем, обязательно ли менять диплом об образовании при смене фамилии. Если фамилия была изменена во время обучения в ВУЗе, то диплом будет выдан уже с новыми данными.
При смене фамилии после окончания университета можно пользоваться старым дипломом, просто подтверждая его подлинность отметкой в паспорте о смене личных данных.
Видео: Менять ли фамилию после замужества? Какие документы придётся менять
Процедура замены диплома после смены фамилии
Диплом является документом, подтверждающим получение средне-специального или высшего образования. В отличие от большинства документов, содержащих персональные данные, диплом сохраняет своё действие даже в том случае, если произошла смена фамилии.
Однако в некоторых случаях его замена может понадобиться. Для этого существует специальная процедура.
Когда необходимо менять диплом и чем регулируется процедура?
Замена диплома при смене фамилии может потребоваться в следующих случаях:
Кроме того, заменить диплом можно и по собственному желанию.
Весь порядок замены сформулирован в каждом конкретном образовательном учреждении на основании внутренних регламентов, регулирующих порядок выдачи документов об образовании.
Порядок замены диплома
Для замены дипломы необходимо предпринять следующие действия:
Срок замены диплома может составлять от пяти до двадцати рабочих дней в зависимости от конкретного образовательного учреждения и наличия в его резервах бланков документа об образовании.
В большинстве вузов рекомендуют обращаться за заменой документа в период оформления их для выпускников (июнь-июль и февраль), так как в этот период получить его можно быстрее.
Что такое поквартирная карточка и где ее получить? Узнайте об этом в нашей статье.
Собираетесь оформить дарственную на квартиру? Узнайте, сколько это будет стоить, прочитав наш материал.
Необходимые документы
Для замены диплома при смене фамилии потребуется предоставить следующие документы:
Замена диплома не является обязательной процедурой в случае, если его обладатель поменял свои персональные данные. Однако в некоторых случаях замена документа может потребоваться. Тогда обладателю диплома следует обратиться в то образовательное учреждение, которое его выдало.
Как поменять имя в России
И сколько это стоит
В 2018 году я поменяла фамилию, имя и отчество, а затем и некоторые документы.
У меня на руках были не все бумаги, и в итоге траты на смену имени составили почти 11 тысяч рублей. Расскажу, какие документы требуют российские госорганы для смены имени и с какими хлопотами мне пришлось столкнуться.
Зачем я поменяла имя
Мне никогда не нравилось мое имя, на это были личные причины. Еще в школе я пробовала представляться другим именем. Когда в 17 лет переехала в Москву и обзавелась новыми знакомствами, я стала представляться Алисой, как Алиса в Стране чудес. Но в университете от паспортного имени отказаться по-прежнему не удавалось.
Подробно о том, как появилось мое новое имя, я рассказывала в статье на «Вандерзин»
Проблемы повторялись на первой и последующих работах, в аспирантуре, во втором университете: в таких местах тебя представляют именем и фамилией из паспорта до того, как успеваешь хотя бы подумать о том, чтобы представиться иначе.
Я не знала, что каждый человек, которому исполнилось 18 лет, по российским законам может сменить любую часть имени. В 2017 году я обратилась к психотерапевтке, с которой мы обсуждали идентичность. В ходе разговора она рассказала, что имя можно поменять официально.
Я решилась на смену имени в конце 2017 года. Теперь в моем паспорте написано: Линделл Дада Владиленовна. Отказаться от отчества мне не удалось — по закону это практически невозможно — поэтому я поменяла каждую часть имени.
Что нужно для смены имени
Сначала я думала, что легко поменяю имя с помощью портала госуслуг и нескольких цифровых заявлений. В результате все оказалось сложнее: у меня не было свидетельства о рождении, а впоследствии выяснилось, что в нем указано не то имя, что в паспорте.
Чтобы поменять имя, нужно обращаться в загс по месту жительства или по месту регистрации рождения. Для тех, у кого нет супруга и детей, список документов такой:
Тем, у кого есть супруг или супруга, или тем, кто уже в разводе, также нужно предоставить свидетельство о заключении или расторжении брака. Тем, у кого есть дети, понадобятся их свидетельства о рождении. Несовершеннолетним нужно письменное согласие родителей.
С документами необходимо лично обратиться в загс: подать заявление удаленно через госуслуги или МФЦ нельзя. Принимать решение о смене имени загс может до месяца.
Если на руках есть все документы, этот шаг можно пропустить. Если каких-то документов нет, например, потерялось свидетельство о рождении или свидетельство о заключении или расторжении брака, вам пригодится мой опыт.
У меня не было свидетельства о рождении. Этот документ родители мне не отдавали, и я не думала, что он когда-то понадобится. Я рассчитывала, что дубликат свидетельства сделаю через МФЦ, но оказалось, что получать его нужно в том загсе, в котором регистрировали рождение. В моем случае это загс Ставрополя.
Получить дубликат свидетельства о рождении можно лично — тогда это занимает около часа — или по почте. Присылают документ не на личный почтовый адрес, а в выбранный загс.
Чтобы получить дубликат, я заполнила форму на сайте госуслуг Ставропольского края. Логин и пароль были такими же, как на общем сайте госуслуг, хотя это, судя по всему, отдельная система. После мне перезвонили из загса, уточнили все данные и сказали ждать. В заявлении я указала, что хочу получить свидетельство в Черемушкинском загсе в Москве.
Через пару недель я начала звонить в московское отделение загса и узнавать, не пришел ли дубликат моего свидетельства о рождении. Когда он пришел, я оплатила госпошлину 350 Р и получила документ.
Оказалось, что в паспорте и свидетельстве о рождении у меня по-разному записано имя: в паспорте через букву «ё», а в свидетельстве — через «е». Это означало, что заявление о перемене имени у меня не примут: два государственных документа были выданы на разные имена и не удостоверяют одну и ту же личность.
Паспорт мне выдали только через месяц, потому что я не зарегистрирована в Москве. В это время сотрудники полиции отправляли запрос по месту моей постоянной прописки, чтобы удостовериться, что я действительно там зарегистрирована.
Паспорт выдают, как только получают ответ. Информация о готовности приходит в личный кабинет на госуслугах.
госпошлина для загса за смену имени
Скидку на пошлины для загса получить нельзя, и смена имени, кажется, самая дорогая госуслуга в российском загсе. Объяснить, почему так, сотрудники загса не смогли. Оплачивать госпошлину необходимо от старого имени.
В заявлении нужно написать причину, по которой меняешь имя, причем она должна показаться объективной начальнику загса. В России к заявлению не надо прикладывать какие-то сопроводительные документы и доказательства, скажем, использования псевдонима (в отличие, к примеру, от Беларуси). Достаточно того, что вы напишете в заявлении.
Причину замены имени, в принципе, можно выдумать любую. Но я советую не описывать слишком экстравагантный повод, даже если это правда. Я не стала указывать реальную причину и указала нейтральную. Написала, что я журналистка и именем, которое хочу взять, подписываю материалы. Этого оказалось достаточно.
Во время смены имени можно отказаться от отчества, но только если это национальный обычай. Пояснить мне, как доказать национальный обычай, сотрудники загса не смогли. Поэтому я взяла отчество по имени своей сестры, ее зовут Владилена. Возможно, начальница загса легко согласилась дать мне такое отчество, потому что существует мужское имя Владилен. Но есть и другая практика, когда право сменить отчество приходится доказывать в суде.
Например, житель Екатеринбурга хотел взять отчество по имени своей матери — Полинович. Загс отказал ему, и мужчина обратился в суд, который встал на его сторону. Другому мужчине удалось сменить отчество на Веро-Викторович.
На рассмотрение заявления о перемене имени загсу дается месяц. В отличие от госуслуг загс никак не оповестит, что заявление рассмотрено. Поэтому через пару недель после подачи заявления я начала звонить в Мещанский загс и спрашивать, принято ли решение.
Когда мне сообщили, что заявление рассмотрели, я пришла в загс, и прямо при мне распечатали свидетельство о перемене имени на гербовой бумаге. С той минуты все мои документы и договоры на старое имя стали недействительны: того человека для государства больше не существовало.
Паспорт мне выдали примерно за две недели в том же отделении МВД, где я получала российские паспорта. Я думала, что это займет гораздо больше времени: без прописки по месту фактического проживания загранпаспорт могут делать до четырех месяцев.
я заплатила за новую шенгенскую визу
Эту информацию я нашла на официальном сайте визовой службы посольства США, однако не проверяла: американскую визу я получила уже после смены документов.
Как и после обычной замены паспорта без перемены имени, нужно сообщить свои новые данные всем банкам, в которых открыты счета или депозиты. В случае смены имени приходить в банк нужно не только с новым паспортом, но и со свидетельством о перемене имени. Банки выдали мне новые карты, а данные в мобильных банках поменялись сразу же после того, как их изменили в системе по моему заявлению.
Трудовую книжку в связи с новым именем не меняют. В старой трудовой ранее вписанные ФИО работодатель зачеркивает одной чертой и записывает новые. Ссылки на подтверждающие документы вносят на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяют подписью уполномоченного лица и печатью.
Номер СНИЛС после смены имени остается прежним, но страховое свидетельство можно бесплатно заменить в МФЦ, как сделала я. Для этого нужно заполнить заявление в любом удобном центре и вернуться за карточкой спустя пару недель. Заменить СНИЛС через госуслуги нельзя.
Новый полис ОМС получать обязательно. Сделать это следует в течение месяца после смены имени. Заменить полис можно бесплатно в МФЦ или в страховой компании. Без московской прописки делать полис в МФЦ в Москве мне отказались, поэтому я сделала полис ОМС в страховой. Выбрала компанию «Ингосстрах» из реестра страховых организаций Московского городского ФОМС.
Я новое свидетельство не получала и пока не собираюсь, потому что все мои данные автоматически обновились на госуслугах и в личном кабинете налогоплательщика.
Под новым именем я уже успела получить налоговый вычет за оплату медицинских услуг: платила и под новым, и под старым именем. Для этого вместе с обычным пакетом документов на сайте я прикрепила свидетельство о перемене имени. Трудностей не возникло.
Документы на автомобиль и водительское удостоверение. Я не вожу машину, но если бы водила, пришлось бы сменить документы на автомобиль в течение 14 дней после смены имени, а новые права получить за 10 дней.
Диплом о высшем образовании. У меня одно высшее образование и незаконченная магистратура. По закону можно обратиться в вуз и попросить выдать документы о высшем образовании на новое имя. Это бесплатно, но дипломы я пока не поменяла.
Я обратилась в свой второй вуз, чтобы получить академическую справку — документ, в котором описано, какие курсы я успела прослушать до отчисления, и мои оценки.
Оказалось, что с 2012 года в соответствии с законом об образовании форму справки устанавливает сам вуз, то есть она не является документом государственного образца. Из-за этого поменять фамилию в справке мне не могут: в университете я числилась только под старой фамилией. Поэтому справку мне выдадут лишь на старое имя, а чтобы ей воспользоваться, мне нужно будет показывать и справку, и свидетельство о перемене имени.
Документы о собственности на недвижимость. С 2016 года свидетельства на собственность недвижимого имущества не выдаются, а единственный документ, подтверждающий собственность, это выписка из единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН. В моей выписке значится старое имя, хотя в личном кабинете на сайте Росреестра — уже новое, потому что я авторизуюсь через госуслуги.
Собственник недвижимости сам решает, предоставлять сведения о перемене фамилии либо имени в Росреестр или нет. Я могу пользоваться выпиской на старое имя и свидетельством о перемене имени, чтобы доказать, что недвижимость моя. Либо можно внести изменения в ЕГРН — это получится сделать в МФЦ бесплатно.
Сертификат на материнский капитал менять необязательно. Правила подачи заявления о выдаче сертификата на маткапитал указывают на право, а не обязанность обладателя сертификата внести в него изменения, для чего на оборотной стороне документа предусмотрено место. Чтобы сделать это, необходимо обратиться в МФЦ или отделение пенсионного фонда. Однако можно просто пользоваться сертификатом вместе со свидетельством о перемене имени.
Военный билет. Обладателям военного билета нужно будет получить новый. Это бесплатно. Подать заявление в военкомат по месту регистрации или МФЦ следует в течение двух недель после получения нового паспорта. Вместе с заявлением необходимо взять с собой старый военный билет, копию всех страниц паспорта, фотографии, свидетельство о перемене имени, аттестат или диплом, справку о прохождении медкомиссии, справку о составе семьи. Если военный билет не заменить, наступит административная ответственность. Новый билет должны выдать в течение 10—30 дней.
Во сколько мне обошлась смена имени
занял у меня процесс смены имени
В моем случае весь процесс занял пять месяцев: я начала готовиться к смене имени в феврале, постоянно сталкивалась с новыми трудностями и иногда опускала руки. Только в июле у меня появились новый загранпаспорт и страховой полис.