что делать с детьми в школьном лагере
Что такое летний школьный лагерь?
В июне месяце в школах открываются лагеря дневного пребывания – пришкольные лагеря. Многие родители охотно отправляют своего ребенка в такой лагерь, потому что половину дня школьник будет находиться под присмотром педагогов, на свежем воздухе с распланированными развлечениями.
Это большой плюс, так как без контроля взрослых, которые заняты на работе, многие дети проводят летние дни в душной квартире у телевизора или компьютера.
Еще одной немаловажной причиной отдать ребенка в такой лагерь бывает низкая стоимость. Питание детей осуществляется бесплатно, оплата производится только за посещение различных мероприятий.
Как правило, школьные лагеря в общеобразовательных учреждениях действуют только первый летний месяц – июнь и подразумевают дневное пребывание школьников всех возрастов, которые разделены по отрядам.
Как и в любом лагере заранее продуман план развлекательных мероприятий и распорядок дня. Вожатыми работают учителя этой же школы, медицинский работник, повар и педагоги дополнительного образования. Начальник лагеря, как правило, кто-то из администрации.
Летний детский лагерь
Примерный режим пришкольного лагеря:
Пятидневная рабочая неделя.
8.00 – 8.20 – встреча воспитанников и «линейка»,
9.30 – 12.30 – отрядные мероприятия/посещение развлекательных площадок,
10.00 – промежуточный завтрак (сок, фрукты)
13.30 – 15.00 – отрядные мероприятия/игры/ занятия по интересам
В отрядные мероприятия входят: спортивные соревнования, квесты, игры для лагеря, конкурсы, занятия в кружках по интересам, театральные постановки, музыкальные занятия.
Развлекательные площадки зависят от возможностей города и самого образовательного учреждения. Это может быть: кинотеатр, кукольный театр, драмтеатр, цирк, планетарий, музеи, выставки, бассейн экскурсии по городу и на предприятия, посещение парков. Также возможно привлечение педагогов дополнительного образования, соревнования между школами, мастер-классы.
Как попасть в школьный лагерь?
Прием в лагерь осуществляется с 7 до 14 лет. Количество мест ограничено.
Зачисляют в летний лагерь по заявлению родителей. Образец необходимо взять у классного руководителя. Далее составляются списки, вносится оплата. Обязательна медицинская справка о состоянии здоровья от педиатра и возможности посещать бассейн.
В школьном лагере предусмотрены льготы некоторым категориям воспитанников, но это на усмотрение администрации школы.
Отчислить могут за плохое поведение или по заявлению родителей с учетом обстоятельств и медицинским показаниям.
При себе необходимо иметь каждому ребенку: расческу и панамку, а также сменную одежду и обувь (если необходимо)
Чем кормят в школьном лагере?
Дети уже привычны к школьной столовой и ее повару. Кормят бесплатно, обычно 3 раза в день (завтрак, второй завтрак и обед). Точное меню никто не распишет. На завтрак бывают каши, яичницы и запеканки. Второй завтрак предусматривает – сок или штучные фрукты, или кекс, булочка или шоколадка (что-то одно). Обед состоит из первого и второго блюда: суп и гарниры.
Сколько стоит школьный летний лагерь?
Точной стоимости назвать не сможет никто, все зависит от региона и местоположения школы. Питание в школьном лагере бесплатное, а значит, придется заплатить только за посещение различных мероприятий: цирк, бассейн, театр, музей, экскурсии и др. Много равлечений проводят школьные педагоги бесплатно: соревнования между школами, интеллектуальные викторины, квесты, мастер-классы, викторины по сказкам и др. В основном цена за школьный лагерь варьируется от 1500-4000 рублей за месяц.
Подытожим, преимущества летнего пришкольного лагеря:
— знакомые педагоги, окружение, коллектив;
— насыщенная развлекательная программа;
Пришкольный лагерь – это идеальный вариант проведения первого месяца каникул детей.
Что такое школьный лагерь
Чтобы оздоровить и развлечь ребенка на каникулах, нет нужды отправлть его куда-то за тридевять земель. Школьные лагеря дневного пребывания берут на себя заботу о досуге и здоровом образе жизни младших и средних школьников.
Лето. Как много ожиданий от этого слова 🙂 Особенно у школьников, которые усердно трудились весь учебный год и теперь хотят заслуженно отдохнуть. Сейчас есть много вариантов организации летнего досуга для детей школьного возраста, и в этой статье мы тоже рассмотрим один из них – летний школьный лагерь!
Летний лагерь в школе – что это?
Как правило, школьные лагеря формируются в летний период на базе школы и подразумевают дневное пребывание детей. Как и в любом лагере, в школьном тоже разработан план развлекательных мероприятий и распорядок дня. Открыть школьный лагерь можно при наличии педагогов, инструкторов физической культуры, квалифицированных специалистов дополнительного образования, организации медицинской помощи, безопасности и питания детей. Чаще всего в качестве воспитателей и вожатых выступают учителя этих же школ, в которых открыт лагерь, но также можно встретить лагеря, где работают волонтёры – вожатые, инструкторы, организаторы культурно-досуговых мероприятий и медицинские работники.
Почему родители отдают предпочтение школьному лагерю?
Школьный лагерь – это отличный вариант проведения каникул для детей младшего школьного возраста и для тех, кто недостаточно самостоятелен. Часто можно встретить детей, которые не хотят ехать в загородный лагерь. Причины этого различные – одни боятся жить в незнакомых условиях и в силу застенчивости опасаются новых знакомств, других пугает самостоятельность, ведь в загородных лагерях дети сами ухаживают за собой, стирают и заправляют кровати.
Еще одно преимущество пришкольного лагеря заключается в том, что дети находятся в лагере днем. То есть твой ребёнок каждый день будет под присмотром, а вечером возвращаться домой. Это удобно как для родителей, которые очень обеспокоены времяпрепровождением своего ребёнка, пока они на работе, так и для детей, которые скучают по родителям, друзьям в течение лагерной смены. Так же для младших деток есть выделенные кабинеты под «тихий час», где они смогут поспать и набраться сил.
Немаловажной причиной выбора школьного лагеря является небольшая стоимость путевки. Она зависит от того, сколько дней твой ребенок будет пребывать в лагере. Дополнительно могут оплачиваться посещение мест развлечений, таких как парки аттракционов, театры, экскурсии, бассейн и т.д.
Альтернативой школьному лагерю могут также стать дневные лагеря в своем городе.
Что делают дети в школьном лагере?
Летний пришкольный лагерь рассчитан на школьников в возрасте от 6 до 14 лет, поэтому все воспитанники делятся на отряды по возрастам, и на основании этого досуг детей различается.
Организация летнего отдыха при школе
С июня 2006 года в нашей школе начал работать летний лагерь “Радуга” с дневным пребыванием детей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Воспитатели учитывали желания и любимые развлечения детей, чутко реагировали на запросы, интересы, настроения, выслушивали каждого ребёнка. С этой целью нами было проведено анкетирование (см. ниже).
Программа, по которой мы работали, по своей направленности являлась комплексной, то есть, включала в себя разноплановую деятельность, объединяла различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
– создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
– развивать личность ребенка, раскрывать его способности на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
– раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.
КТД развивает творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд во главе с вожатыми. Координирует всю работу по организации воспитатель лагеря. Вопросы подготовки обсуждаются на линейке и на совете лидеров.
Спорт и физкультура.
Проводиться работа по вовлечению детей в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике наркомании, табакокурения, токсикомании.
Основное содержание программы:
Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
Так как наш лагерь называется “Радуга”, то каждый день имеет свой цвет, в зависимости от того, какое КПД планируется. Например, если символом дня является красный цвет, то соответственно, этот день будет коллективным (на букву “К”), т.е. каждый ребенок будет принимать участие в мероприятии.
Примерный перечень мероприятий:
– 1-й день — День открытия лагеря “Радуга”. Знакомство детей с организацией лагеря. Анкета. Распределение поручений. Выбор актива и органа детского самоуправления. (К)
– 2-й день — День – природы (посвященный дню защиты окружающей среды). Эти забавные животные (викторина). Зов джунглей (конкурс). (Ж)
– 3-й день — День – эстрады. Концерт КВЧГ (кто во что горазд). Концерт вожатых. Час разучивания новых песен: “Если придется”, “Житейская”. Ярмарка талантов (соревнования) (З)
– 4-й день — День сказок. Брейн-ринг по сказкам. Музыкальная нотка. (К)
– 5-й день — День тайн. Конкурс на самую страшную историю ли тайну. Страшная комната (вожатский сюрприз) (О)
– 6-й день — День народных традиций (посвященный дню России). Конкурс рисунков на асфальте “Я люблю тебя, Россия”. Конкурсная программа “Русские традиции”. (Г)
– 7-й день — День спорта (подготовка к районной спартакиаде). Радужные олимпийские игры. (С)
– 8-й день — День разбойников. Коллективная игра “Найти сокровища” (на свежем воздухе). Шоу сорванцов. Разучивание песни “Раз, и сняли…” Вредные советы. (З)
– 9-й день — День цветных карандашей. Конкурсная программа на номинацию “Веселый художник лагеря”. Выставка рисунков “ Ура! Лето!” (Ф)
– 10-й день — День бантиков. Мультивикторина. Конкурсная программа между отрядами “Я+ТЫ=МЫ”. (К)
– 11-й день — День театра. Старые сказки на новый лад (сценки). Номинация на “Самого веселого артиста” (З)
– 12-й день — День истории города. Скоро 290-лет городу Омску. Конкурс на самую лучшую открытку омичам. (Г)
– 13-й день — День девочек. Конкурсная программа “Золушка лагеря”. (О)
– 14-й день — День памяти (посвященный 22 июня). Митинг на мемориале. Экскурсия в школьный музей.
Беседа “Наши ветераны”, “Улицы героев”. Оформление выставки книг. (Г)
– 15-й день — День здоровья. Беседа “Здоровый образ жизни”. Конкурс рисунков на асфальте. Веселые соревнования на свежем воздухе. Номинация “ Самый сильный”, “Самый ловкий” (С)
– 16-й день — День рыцарей. Конкурсная программа “Рыцарский турнир”. (О)
– 17-й – день — День открытий и творчества. Книга “Рекордов Гиннеса лагеря “Радуга”. (Ф)
– 18-й день — День закрытия лагерной смены. Прощальный концерт. Подведение итогов. Анкета. (К)
дня
цвет
цвет
цвет
цвет
цвет
цвет
цвет
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.
(Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
Механизм реализации программы:
I. Подготовительный этап включает:
– комплектование отрядов, разработку документации;
II. Организационный этап включает:
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе и в окружающем мире;
– помогают в проведении лагерных и районных мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивать способность доверять себе и другим;
– укрепляют своё здоровье.
Во время реализации воспитанники оформляют уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков на различные темы.
Символики и атрибутики: оформление кабинета и уголка (см. ниже)
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы, значки (см. описание ниже)
Сроки и условия пребывания: По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
3. Укрепление здоровья воспитанников.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
По окончании смены детям предлагается ответить на вопросы анкеты (см. ниже), проанализировать произошедшие за этот период события. Результаты анкеты будут учитываться при организации лагеря на следующий год.
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравиться делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Девиз лагеря: “ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”
Отряд №1 | Отряд №2 |
“Капельки дождя” | “Лучики солнца” |
Девиз: Капелька по капельке – | Девиз: Солнце в ладонях, сердце в груди |
будет ручеек! | Лучики солнца всегда впереди! |
Символики и атрибутики:
– Оформление игровой комнаты и уголка:
Символы и атрибуты:
– Флаг лагеря: (из атласных ленточек)
ОТРЯД | ЭМБЛЕМА | ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ |
“Капельки дождя” | Смешная тучка с капельками | Дети носят синие значки |
“Лучики солнца” | Смешное солнышко с лучиками | Дети носят желтые значки |
2. Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса.
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
3. Над мостом серебренным кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Поднимусь повыше звезд, луну толкну плечами,
А когда захочется, на землю возвращусь.
4. А когда глаза свои тихонько приоткрою
Никому не верю я, что это только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошками прикроюсь,
И увижу радугу я из своих окон!
Правила поведения в лагере:
– Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 8.30. Уходить по разрешению воспитателя.
– Обязательно иметь головной убор.
– Подчиняться требованиям воспитателей.
– Соблюдать технику безопасности.
– Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.
– Соблюдать правила гигиены.
Закон “ноль-ноль” (закон точности).
Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).
Закон земли (охрана природы)
Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).
Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
Закон доброго отношения.
Закон здорового образа жизни.
Закон свободы слова.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
8.30–9.00 Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!
9.00–9.15 Пора – пора на линейку, детвора!
9.15–10.00 Нас столовая зовет, бутерброд отличный и компот!
10.00–12.00 Лучше отряда нет на свете
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будет все рады.
12.00 – 12.30 – Лишь заслышав зов игры,
На улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных!
12.30 – 13.00 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Если хочешь быть здоров – занимайся!
13.00– 13.30 Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
13.30– 14.30 Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет…
14.30 До свидания! До новых встреч!
Права безопасности жизни. Право свободного общения
Права уважения личности. Право на информацию
Право творческого созидания. Право на инициативу
Право познания. Право быть счастливым
Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.
Анкета (последний день смены):
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
– Что было самым важным для тебя?:
В этом лагере______________________________________________
В твоей семье_____________________________________________
В отношениях между людьми
– Что ты запомнил больше всего? ________________________________________
– Переживал ли ты здесь такие состояния?:
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/
/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ (подчеркни)
– Что нового ты узнал про себя?
– Что изменилось в тебе?
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
2. Заместитель директора школы по воспитательной работе./ Научно-методический журнал № 2, 2005 г.
7 способов занять свободное время в детском лагере
Они смотрят на тебя и спрашивают, что будем делать?)
Редакция Янгспейс задалась вопросом, что делать вожатому, если вдруг срочно потребовалось закрыть «дыру» в программе лагеря. Своим опытом с нами поделилась Антонина Базерова, вожатая и тим-лид с Урала.
Лето — не только время каникул и отпусков, но и время активной работы вожатых и воспитателей детских лагерей. И пока дети набираются сил перед новым учебным годом, педсостав лагеря тратит все свои силы на то, чтобы отдых детей был максимально интересным. Но, как и в любой работе с людьми, не всё в детском лагере всегда идёт по плану.
Предположим, вы привели детей в столовую, а обед ещё не накрыт, и работники столовой отказываются пускать вас внутрь. Или все дети уже собрались и готовы идти на море, а время купания ещё не настало. В этом случае ваша задача — быстро занять чем-нибудь время. Что будем делать?
1. Играть в игры
От “Есть контакт” и “Я” до “Летела ворона” и “Пиф-паф”. У каждого уважающего себя вожатого есть целая копилка игр как раз для таких случаев.
Если вы ещё только готовитесь к вашей первой смене, и ваша копилка пуста, то самое время собрать её из игровых сборников (например саммеркэмп) и советов более опытных коллег. ВКонтакте, например, довольно много групп для вожатых, в некоторых из них можно найти довольно много дельных советов на все случаи лагерной жизни.
А если вам нужно будет занять ребят в корпусе, можно сыграть одну-две партии в какой-нибудь настолке — вы же взяли с собой хотя бы парочку?
2. Готовиться к мероприятию
Если вашему отряду не надо танцевать массовый танец сегодня, то явно надо будет спеть хором завтра. А послезавтра — конкурс на лучший отрядный уголок, хотя облачка, которые дети должны были нарисовать ещё вчера, до сих пор не готовы. Так или иначе, самое время заняться развитием ваших общих творческих навыков, чтобы конкуренты из шестого отряда ни за что не взяли все первые места.
3. Рассказывать о студенческой жизни
Какой подросток не захочет узнать о суровой жизни в общежитии, вдали от папы и мамы, зато с соседями по комнате? Или услышать душещипательную историю о деканате, который всегда меняет расписание в самый неожиданный момент?
Даже если вы сами живёте с родителями, а в вашем деканате работают люди исключительно пунктуальные, наверняка найдётся хотя бы пара подобных историй. Вспомните себя в их возрасте. Что бы вам хотелось узнать об университете до поступления?
4. Отвечать на вопросы
Ребятам более младшего возраста ваши истории об университете, может, будут не так интересны, но это не значит, что вам будет нечего им рассказать. Предложите им задать вам вопросы. Почему ты решил стать вожатым? Какой любимый предмет у тебя был в школе? Когда нас уже пустят в столовую? Вопросы могут быть разные, главное постараться дать на них наиболее развёрнутый ответ. После этого не только дети узнают о вас что-то новое, но и вы сами посмотрите на себя с другого, детского ракурса.
5. Воплощать безумные идеи
Иногда в наши головы приходят идеи, которые мы обычно игнорируем, потому что “глупо” и “засмеют”. Детский лагерь — отличное место, чтобы эти идеи воплощать. Почему бы нам не начать петь гимны во славу нашего короля? Какого короля? А вы не знали? Петя — наш новый король! Или не нарисовать на лице звёздочки аквагримом? (Главное, чтобы ни у кого из детей не было на него аллергии — не забудьте уточнить это у самих детей или у их родителей.) Всё, что угодно, но, конечно, в рамках приличия.
6. Советоваться с коллегами
Это не только ваш отряд, но и другого вожатого и воспитателя, так что возникшие проблемы вы должны решать вместе. Если идей нет у вас, они должны быть у них. Проведите мозговой штурм — может быть, вы случайно совершите научный прорыв в области детского досуга.
7. Спрашивать у детей
Привлеките к мозговому штурму и детей — не недооценивайте их, они могут знать, чем хотят занять своё время. Может быть, они хотят заняться определенным делом или обсудить какую-то конкретную тему. Или, может, они устали от обилия активностей и хотят отдохнуть пару минут, а вы об этом даже не догадываетесь? В конце концов, пока вы решаете, чем занять свободное время, это время уже может пройти.