что делать с бумажной салфеткой в ресторане
Вот как правильно пользоваться салфеткой в ресторане. А вы знали об этом?
На одном из сайтов был проведен опрос по поводу того, как правильно поступать с салфеткой в ресторане. Вопрос звучал следующим образом «Знаете ли вы, что делать с грязными салфетками после еды на вечеринке или в ресторане? Куда их девать: на тарелку, сбоку или под тарелку? А может и вовсе нельзя пользоваться салфетками, а лишь оставлять их лежать на коленях?»
По результатам стало ясно, что единого мнения на этот счет у многих людей просто нет, так как сразу несколько вариантов ответов набрали довольно много баллов. Всего в голосовании приняли участие 183 человека. Как выяснилось, большинство считает, что оставлять использованную салфетку нужно справа от тарелки (30,1%). На втором месте по количеству ответов был вариант, что салфетку следует класть слева (27,3%). Примерно столько же человек после еды оставляют салфетку на тарелке (26,2%).
А как поступаете вы?
Вот кто оказался прав на самом деле!
Использованную салфетку нужно оставлять СЛЕВА от тарелки!
При этом сегодня нет разделения на бумажную или тканевую салфетку. По правилам хорошего тона красиво накрытый стол нужно стараться как можно дольше сохранять в таком виде, поэтому бросать использованную салфетку в тарелку абсолютно недопустимо.
Также салфетку нельзя оставлять справа, ведь чаще всего официанты обслуживают гостей именно справа – с этой стороны по правилам они должны подносить блюда и напитки, а также убирать посуду. В таком случае оставленная салфетка может упасть на пол или помешать официанту выполнить свою работу.
К слову, если салфетка падает на пол, не следует «нырять» за ней под стол и поднимать её. Профессиональный персонал обязан заметить такую «потерю» и принести замену. Если это осталось незамеченным, просто подзовите официанта и попросите замену.
По правилам — всё, что падает на пол, должно оставаться лежать там до конца трапезы. Сделать замену упавшим предметам – обязанность обслуживающего персонала. (Хороший официант также не должен лезть под стол в присутствии гостя, чтобы достать упавший предмет.)
Салфетка на тарелке — тоже верно?
Ранее считалось, что салфетки недопустимо оставлять в тарелке. Однако с появлением одноразовых бумажных салфеток многие начали делать именно так. Конечно, текстильные салфетки на тарелку класть нельзя. Их всегда нужно сворачивать чистой стороной и оставлять слева от тарелки. Однако современные бумажные салфетки не только догнали в размере тканевые, но и производятся со всевозможными добавками, которые придают им более торжественный вид. Поэтому сегодня бросать любую салфетку на тарелку считается признаком плохого тона.
Как правильно обращаться с салфеткой?
Салфетка вошла в обиход только в 16 веке. В то время ими пользовались только представители знати. До этого руки вытирали об одежду или край скатерти. Современный красиво накрытый стол сложно представить без салфеток. Более того, присутствие салфеток говорит об уважении к гостям и заботе об их комфорте. Однако многие гости не знают, как именно вести себя с салфетками в ресторанах или на приёмах.
Всё очень просто.
В начале обеда салфетки, красиво сложенные для украшения стола, складывают вдвое и кладут на колени — открытой стороной к телу. Это нужно делать сразу, как только был сделан заказ. Профессиональный персонал может тихо и быстро подойти с готовыми блюдами, а если салфетка еще не находится у гостя на коленях, то они обязаны ждать с блюдами в руках.
В процессе еды следует многократно промакивать рот верхней частью салфетки (особенно важно не забывать это делать перед употреблением напитков, чтобы на бокалах не оставались жирные следы от губ). Делать это нужно верхней частью внутренней стороны сложенной вдвое салфетки. При этом неправильно будет тянуться к ней или разворачивать её полностью. Подносите салфетку ко рту, слегка приподнимая. Всегда оставляйте внешние стороны половинок чистыми. В конце трапезы салфетку следует небрежно свернуть именно этой чистой стороной и оставить слева от тарелки.
Никогда не вешайте салфетку на стул, если нужно ненадолго отлучиться. Сверните её точно так же чистой стороной и оставьте слева от тарелки. О том, что трапеза ещё не завершена, сигнализируют официанту столовые приборы (вилка и нож), оставленные лежать на тарелке в виде треугольника углом от едока. Это означает, что человек делает паузу или желает добавки.
И еще один нюанс. Дамские сумочки не следует вешать на спинку стула, иначе официанты будут за них цепляться. Сумку можно положить на пол или между спиной и спинкой стула. Маленькие сумочки оставляют лежать на коленях (под салфеткой).
Скорее всего, вы пользуетесь салфетками в ресторане неправильно: инструкция по применению
Казалось бы, как можно ошибиться, используя привычные всем салфетки? Однако многие даже не подозревают, что обращаются с ними неправильно. Проясним ситуацию.
Для начала напомним, что в ресторане стол оформляют двумя видами салфеток: тканевыми и бумажными. В кафе и барах могут быть только бумажные, но в заведениях высокого класса обязательно есть оба вида.
Что делать с тканевыми салфетками
Большинство просто откладывают их в сторону, некоторые кладут на грудь. И то, и другое не соответствует требованиям этикета. Повязывать салфетку вокруг шеи можно только в двух случаях: если подают блюдо, которым можно испачкаться (например, устрицы или омар), и если вам не больше трех лет и вы еще не обучены аккуратно есть.
Салфетку нужно всего лишь положить на колени. Если она большая, разворачивать ее не следует, достаточно сложить вдвое.
Оказывается, мы все это время неправильно использовали подушку для путешествий
Что делать с бумажными салфетками
Если задача тканевой салфетки — защищать одежду, то бумажную лучше использовать, чтобы промокнуть губы и избавиться от крошек вокруг рта. Не стесняйтесь ее смять: правила этикета подобное допускают. А вот класть использованную салфетку на тарелку категорически недопустимо: это считается невежливым по отношению к персоналу. Положите бумажку рядом с тарелкой, но не под нее, иначе официант просто ее не заметит.
10 правил ресторанного этикета, которые не дадут опозориться
Одни люди ходят в рестораны раз в год, другие — каждый день, но правила поведения для всех одинаковы. Правда, с каждым годом они становятся менее строгими, но все еще существуют! Узнайте, что нельзя делать в ресторане и как правильно себя вести.
Куда положить телефон
Согласно правилам ресторанного этикета, мобильный телефон нельзя класть на стол, собственно, как и любые постороние предметы — ключи от машины, солнечные очки, кошелек и т.д. Но в последние годы это правило в отношении телефона так часто нарушается, что теперь не считается моветоном, а в некоторых заведениях и вовсе стали предлагать специальную подставку под смартфон и мобильное зарядное устройство к нему. Но разговоры по телефону все еще не приветствуются, особенно на повышенных тонах. Также недопустимо перемещаться по ресторану и громко говорить по телефону, да и сам телефон лучше перевести в беззвучный режим.
Как сделать заказ
Если вам нужно время, чтобы ознакомиться с меню, можно попросить официанта подойти к вам через 5-10 минут. В случае, когда нужна помощь, спросите официанта, что он советует заказать. Кстати, существует правило, касающееся удержания в руках меню — его нельзя отрывать от стола: желательно, чтобы хотя бы одной стороной оно касалось поверхности или полностью лежало на столе. Как бы вам не хотелось поднести его ближе к глазам.
Первым всегда делает заказ тот, кого пригласили — вне зависимости от того, романтический ли это ужин или деловой обед. И количество курсов все же должно быть одинаковым, чтобы не получилось так, что один человек заказал лишь салат, а другой — первое, второе и десерт. Это невежливо.
Как подозвать официанта
В действительно хорошем ресторане ни один гость не останется без внимания — официанты заботливо следят за ходом обеда или ужина. Но бывает так, что вам нужно привлечь внимание обслуживающего персонала. Конечно, не стоит свистеть, кричать «эй, вы!» и «посчитайте нас!» или же начать активно жестикулировать, изображая в красках поедание супа или расстройство по поводу отсутствия ножа на столе, достаточно установить зрительный контакт с кем-то из сотрудников и поднять вверх руку. Кстати, заигрывание и флирт с официантами и хостес так же недопустимы, как и устраивание скандалов. Если вы чем-то недовольны, вежливо попросите вызвать менеджера и объясните ситуацию.
Что делать с салфеткой
Сервировка стола, вне зависимости от уровня заведения, предполагает наличие тканевой салфетки, которая предназначается не для рук и лица, а для защиты одежды — ее следует расправить и расположить на коленях. Если салфетка испачкается, попросите официанта принести свежую. По окончанию ужина сложите тканевую салфетку пополам и положите слева от тарелки, но не надо класть ее на грязную посуду. Если же вам нужно ненадолго отлучиться, сложенную салфетку можно положить на сиденье вашего кресла, а затем снова разместить на коленях. Губы и руки во время приема пищи лучше промакивать с помощью привычных бумажных салфеток. Не нужно с помощью этой салфетки вытирать столовые приборы, при необходимости вам всегда могут их заменить.
Что делать со столовыми приборами
Как уйти в туалет
Первое правило туалета: никогда не говорить о туалете. Лучше всего вежливо извиниться, встать из-за стола без объяснений и при необходимости негромко спросить у персонала, где находится дамская или мужская комната.
Как использовать зубочистку
После славного стейка или зеленого салата, безусловно, может возникнуть необходимость в использовании зубочистки. Но не спешите орудовать зубочисткой во рту, сидя за столом в ресторане. Даже прикрыв рот ладошкой или салфеткой! Лучше всего встать из-за стола и выйти в уборную, где провести все необходимые манипуляции.
Что делать с несъедобными частями
Во время ужина могут оставаться несъедобные части, например, косточки от оливок, рыбные кости или лимонная цедра. Куда их можно сложить? Не стоит заворачивать их в салфетку и подсовывать под тарелку. Согласно правилам этикета, их можно оставить в верхней левой части вашей тарелки.
Кто должен платить
Это самый сложный вопрос, касающийся ресторанного этикета. Согласно правилам, должен платить тот, кто приглашает. Но это правило часто нарушают. Лучше всего заранее обговорить данный вопрос, чтобы не возникало неловких ситуаций. Или же можно предложить разделить счет — сейчас это очень просто сделать даже в безналичном варианте.
Как оставить чаевые
Если вам понравилась работа персонала заведения и вы получили приятное гастрономическое впечатление, можно оставить чаевые. Обычно их размер составляет 10-15% от суммы конечного счета. Это могут быть и наличные, но сейчас существует несколько вариантов безналичной оплаты — можно воспользоваться специальным приложением или отсканировать QR-код на чеке. Стоит иметь ввиду, что в некоторых заведениях могут включать в счет строку «Сервис», но с 1 января 2021 года вступил в силу запрет на навязывание дополнительных услуг, и обязательный сервисный сбор был признан незаконным.
10 «этикетных» лайфхаков, которые не дадут упасть в грязь лицом в ресторане
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Важность тканевой салфетки
Некоторые посетители ресторанов игнорируют тканевые салфетки. И напрасно, ведь они нужны не только для красивой сервировки, но и чтобы защитить одежду от упавшей еды. Кстати, предназначение тканевой салфетки только в том, чтобы покрыть ею колени – заправлять ее за воротник не стоит, это будет считаться признаком дурного тона. Если еда все-таки упала, и салфетка испачкалась, официант заменит её на чистую. В случае окончания трапезы, или если вам необходимо выйти из-за стола, ткань снимается с колен, сворачивается и оставляется слева от тарелки. А вот в саму тарелку класть ее не нужно, даже если последняя чистая.
2. О тарелке и столовых приборах
3. Правильно садимся и встаем из-за стола
Далеко не каждый знает, что и садиться и вставать из-за стола нужно по правилам. Так, этикет гласит, что женщина, которой помогает сесть мужчина, пододвигая к ней стул, должна начать на него опускаться только тогда, когда последний коснется ее ног. Кроме того, не нужно разваливаться на стуле – лучше сидеть ближе к краю – так сохраняется равновесие, легче держать осанку, да и к столу находишься попросту ближе.
Вставать из-за стола тоже нужно правильно: не нужно перемещать руки к стулу, а отодвигать его от себя нужно своим телом, а запястья при этом должны оставаться на уровне стола. Когда вы встали из-за стола, но собираетесь за него вернуться, стул задвигать под стол не нужно.
4. Если заказали салаты
Салаты заказываются довольно часто, однако они, как ни странно, могут оказаться довольно коварными в плане соблюдения правил поведения за столом. Так, например, иногда их подают не только с вилкой, но и ножом, однако последний лучше не использовать – для салата используется один прибор.
5. Обращение с горячими блюдами и напитками
Если мы едим дома горячее блюдо, то зачастую остужаем его, попросту подув на него. А вот в ресторане подобные ритуалы посчитают признаком дурного тона. Во время трапезы в общественном месте, чтобы не попасть впросак, лучше подождать, пока еда самостоятельно немного остынет, и тогда начать спокойно её есть.
Примерно так же нужно обращаться со слишком горячими напитками: на них не только не следует дуть, но и отпивать непосредственно из чашки сразу не рекомендуется. Вначале стоит попробовать чай или кофе ложкой, проверяя температуру – таким обрзазом, уменьшается риск обжечься и не сделать из-за этого резких и неосторожных движений, не дай бог, пролив кипяток на себя.
6. Приборы, используемые для разных блюд
А вот устрицы едят, по сути, без использования столовых приборов, несмотря на то, что к ним тоже подается вилка – ее можно использовать только для того, чтобы отделить мякоть от раковины. Затем содержимое выпивают как из блюдца, а после пустую раковину оставляют на тарелке в перевернутом виде.
Есть и специальная ложка для употребления мёда: правда, встретишь ее не во всех ресторанах. Но вот там, где она есть, стоит ею воспользоваться правильно: так, сначала ложку опускают в мед и проворачивают, после чего ее вытаскивают, продолжая при этом вращать, и подносят непосредственно к чашке или тарелке. Трясти ложкой недопустимо – так и запачкаться можно, и выставить себя невежей.
7. О блюдах, которые нужно есть аккуратно
Особую осторожность следует соблюдать в тот момент, когда Вы едите кексы, печенье и другие подобные десерты, изобилующие крошками. Их берут руками и аккуратно надкусывают. А вот от бутербродов и бургеров в ресторане лучше вообще отказаться – аккуратно их съесть попросту не получится.
8. Выбор кофе в зависимости от времени суток
В столовый этикет из Италии пришли правила употребления различных видов кофе в зависимости от времени суток. Все дело в том, что итальянцы считают блюда и напитка с содержанием молока более тяжелым, а потом стараются употреблять их до обеда. Оттого и появилось правило: капучино – отличный выбор для утреннего напитка, а для второй половины дня лучше оставить американо или эспрессо.
9. Особенности ведения беседы в ресторане
Часто в рестораны и кафе приходят не только для того, чтобы поесть, но и для общения с друзьями, близкими или партнерами по бизнесу. Такие встречи также «регламентируются» правилами столового этикета. Так, например, признаком дурного тона будет считаться замечание собеседнику, на которое он не сможет сразу среагировать. А вот если он испачкался, у него расстегнулась пуговица или застрял кусочек пищи в зубах – об этом стоит оповестить сразу, но так, чтобы это было максимально незаметно для окружающих, например, жестом.
Все разговоры в ресторанах ведутся спокойным голосом, и не очень громко, чтобы не мешать другим посетителям. Нецензурные слова во время беседы недопустимы. Еще одним запретом является разговор по телефону прямо за столом, тем более громким голосом – это грубейшее проявления неуважения, как к другим посетителям заведения, так и к Вашим собеседникам. Поэтому если нет возможности проигнорировать звонок, то для разговора придется выйти из-за стола.
10. Общение с официантами
Официант не только подает блюда и приносит счет, но и делает Ваше времяпрепровождение в ресторане максимально комфортным. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у него, как правильно есть то или иное блюдо, и из чего оно состоит. Также, если официант стоит рядом, то именно он должен передать Вам соль, перец или хлеб – не стоит просить об этом своего спутника.
Если официанта нужно подозвать к столику, недопустимо использовать для этого громкие возгласы и, тем более, постукивание ножа или вилки о бокал или тарелку. Достаточно взмахнуть рукой, чтобы человек вас заметил, либо, встретившись с ним взглядом, кивнуть. Персонал также может помочь в оплате счета, если Вас несколько человек, а платить будет каждый за себя. Нужно просто предупредить официанта об этом, и он правильно сформирует чек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Этикет за столом. Салфетки
Елена Черных, руководитель школы-студии этикета “Элегия”, автор книги “Этикет для всех” – делится с читателями нашего сайта некоторыми секретами поведения за столом. Сегодня Елена рассказывает про салфетки.
Столы для трапезы начали накрывать очень давно. Например, упоминания о салфетках появились в Древней Греции и Древнем Риме. В Европу они пришли гораздо позже, в средние века. В России это были платки для вытирания губ и бороды, а значит, появились они до Петра I.
Почему я сейчас заговорила о салфетках?
Потому, что салфетки, как и скатерти, появились довольно давно и относятся к столовому белью. А как мы понимаем, ни одна современная сервировка не обходится без такого белья.
Не берём в расчёт рестораны быстрого питания. Там на замену столовому белью пришли пластиковые. Но там, в довольно большом количестве есть бумажные. И это тоже хорошо. Поскольку бумажные салфетки незаменимая вещь в современном столовом этикете. Служат они исключительно для вытирания губ и рук при приёме пищи.
Как же использовать правильно тканевые салфетки?
Тканевые салфетки служат нам для того, чтобы защищать нашу одежду и кладутся на колени сгибом к себе.
Причём нижняя часть несколько шире, чем верхняя. Размеры – классические 40х40 или 60х60 используются при сервировке обедов и ужинов. К завтраку допустим меньший размер 32х32.
Если вы выходите ненадолго из-за стола, то тканевые салфетки кладём на стол с левой стороны, аккуратно сложенные.
После окончания трапезы также оставляем их на столе или на хлебной тарелке! Здесь допустима небрежно положенная салфетка.
Также салфетки не принято вешать на спинку стула или класть на сиденье. Тканевой салфеткой можно пользоваться для вытирания губ и рук, если на столе не предусмотрены бумажные салфетки. В этом случае, используют уголок салфетки.
Бумажные салфетки.
Ещё несколько слов хочу сказать сразу про использование бумажных салфеток. Особенно это важно для дам.
Перед тем как выпить из бокала, нужно слегка промокнуть губы от губной помады, дабы её следы не оставались на бокале и не портили своим видом аппетит. Это же касается и жирных губ.
Согласитесь, весьма не симпатичное зрелище – стоящие на столе бокалы с жирными краями….
Часто задаваемый мне вопрос, куда девать салфетки после их использования? Использованную салфетку следует немного смять или сложить в несколько слоёв и положить под нижнюю тарелку. Не стоит катать шарики из них или выстраивать бумажные горы на тарелке. В хороших ресторанах, как правило, официанты очень быстро их убирают.
Но если ваше застолье происходит дома, не огорчайте хозяйку. Спокойно положите под тарелку и при смене блюд, хозяева обязательно уберут их.