что делать с битой машиной
Восстановить нельзя продать: что делать с машиной после ДТП
Восстанавливать ли авто после аварии? С этим вопросом сталкивались многие автовладельцы. Постараемся разобраться, когда это делать целесообразно, а в каких случаях от битой машины лучше избавиться.
От несчастий не застрахован никто, и иногда все мы попадаем в неприятные ситуации. Как говорят американцы, shit happens. Дорога — вещь часто непредсказуемая, в любой момент может произойти ДТП, и не обязательно по вашей вине: «не ты, так в тебя». Если это небольшая потертость краски или сломанный бампер, что часто случается в больших городах, то все понятно: покрасил или поменял и ездишь дальше. Также если у вас каско, то и тут, в принципе, все понятно: в случае серьезного ДТП автомобиль у вас заберут, а вместо него выплатят компенсацию. Но если у вас ОСАГО или вообще нестраховой случай? Становится интереснее и сложнее, со своими подводными камнями, о которых мы и расскажем.
НАЧНИТЕ С ОЦЕНКИ УЩЕРБА
После ДТП стоит обратиться в проверенный сервис для оценки стоимости работ и запчастей. Если ремонт выходит больше половины стоимости самого автомобиля, то восстановление становится мало актуальным. Вложенные деньги вам никто не вернет, а автомобиль после ДТП удастся продать только дешевле среднерыночной цены.
В первую очередь стоит обратить внимание на повреждения «скелета» автомобиля: если деформированы несущие части, такие как лонжероны, или, что еще хуже, повело кузов, то восстановление автомобиля влетит в копеечку. Так, при схождении автомобиля в кювет на большой скорости повреждается малое количество наружных элементов, однако скручивает кузов. Часто такие повреждения самому определить трудно, найти их смогут только в сервисе со специальным оборудованием. Восстанавливать не советуем: даже после дорогостоящего ремонта есть риск, что на 100 % геометрию кузова вернуть к заводским параметрам не удастся, и машину будет вести в сторону.
Если сработали подушки безопасности, их замена будет стоить больших денег — системы безопасности в современных автомобилях стоят очень дорого. Можно взять целые подушки с разборки, но и там малой кровью для кошелька не обойтись. В среднем одна подушка безопасности стоит от 3 до 10 тысяч, если говорить о варианте с разборки.
Если решили вернуть свою «ласточку» в прежний вид, то после дефектовки (разбора автомобиля для определения всего списка повреждений) стоит заложить еще 30 % на непредвиденные расходы. Скрытые повреждения, которые могут всплыть в процессе ремонта, потребуют дополнительных затрат.
ПОМНИТЕ, НА ЧЕМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ, А НА ЧЕМ НЕЛЬЗЯ
Автосервисы, не считая СТО официальных дилеров, как правило, идут навстречу клиенту и не препятствуют использованию б/у запчастей с авторазборок. Запчасти вы можете купить самостоятельно, но некоторые сервисы и сами сотрудничают с компаниями по разбору автомобилей.
Часто находятся кузовные элементы в хорошем состоянии, при этом значительно дешевле новых. Если «стрельнула» фронтальная подушка безопасности переднего пассажира, которая находится в торпеде, можно попробовать «запаять» поломанное отверстие обратно. Это позволит сэкономить немало денег и не менять торпедо целиком.
Если все же взялись за восстановление автомобиля, то крайне не рекомендуем «кроить» на безопасности. Даже если планируете продать автомобиль, не «глушите» сработавшие датчики AirBag, подумайте о следующем владельце. Многие автомобили оборудованы системой преднатяжения ремней безопасности, которые срабатывают даже от небольших ДТП. Стоит поменять, хоть и стоят они недешево.
УЧИТЕСЬ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
Приведу реальный пример. Машину развернуло на гололеде и выкинуло в забор. Пострадавшей в данном случае выступила компания по установке ограждений. ОСАГО возместило только стоимость забора. Восстановление «железного коня» легло на плечи автолюбителя.
У иномарки повреждена вся боковая и передняя часть. Сервис обещал уложиться в 170–200 тысяч рублей, что составляет меньше половины стоимости автомобиля. Был и другой вариант: продать его за 80 тысяч рублей, чтобы можно было добавить и взять «целый» экземпляр. Но отдавать машину за бесценок не хотелось, поэтому было принято решение ее восстановить и продолжить эксплуатацию.
Хотя у машины немного повело передний лонжерон, на сервисе обещали восстановить геометрию кузова. 100 тысяч рублей было потрачено на запчасти и еще 100 тысяч на сам ремонт. Однако, как это часто бывает, в процессе ремонта начали всплывать непредвиденные траты: электрика, преднатяжители ремней безопасности, подвеска и другие. Бюджет стал расти как на дрожжах. Сначала заменить одно, потом другое, третье и так далее. В итоге на восстановление машины ушло еще свыше 100 тысяч рублей и полтора месяца ожиданий, не считая потраченных за это время нервов.
Можно было продать остатки авто за 80 тысяч, добавить те же 300 тысяч и взять такой же, пусть и чуть хуже по состоянию, но не битый экземпляр. Но, во-первых, на момент начала ремонта владелец еще не знал обо всех тонкостях и не мог предугадать, что восстановление обойдется на треть дороже, а во-вторых, у машины теперь много новых деталей, и в свежей краске она стала выглядеть даже лучше, чем до ДТП.
Подводя итоги, можно отметить, что не нужно торопиться в принятии решения — восстанавливать машину или нет. Вначале убедитесь, что располагаете суммой на 30 % больше, чем заявляет вам сервис. А затем задайте себе вопрос: готовы ли вы смириться с тем, что при продаже восстановленного автомобиля вы не вернете потраченных средств, и с тем, что продадите машину еще и дешевле рыночной стоимости? Если ответ положительный, взвешенный, ремонтируйте на здоровье, если нет, лучше продать автомобиль как есть и поискать другой.
Аналитика –
«Что делать с битым автомобилем?»
Ремонтировать
НА ПЕРВЫЙ взгляд это оптимальное решение. Не надо расставаться с автомобилем, искать покупателей, возиться с оформлением документов. Отдал машину на сервис – и через некоторое время получаешь ее в обновленном виде..
Все так. Но ремонт может стать разорительной затеей. Его стоимость, ориентировочно объявленная кузовщиками, затем нередко возрастает в несколько раз.
– Во-первых, после сильного удара даже опытный эксперт порой не способен точно определить, какие дефекты скрыты под искореженным кузовом, поэтому ни один сервис сразу не назовет окончательную цену, – предупреждает Ярослав Левашов, генеральный директор компании “Autocrash”. – А во-вторых, некоторые недобросовестные техцентры намеренно занижают предстоящие затраты, чтобы завлечь клиента. А в процессе ремонта появляются “непредвиденные” затраты, в том числе “за стоянку” и “за дефектовку”.
В таком случае владельцу остается либо смириться и платить, сколько требуют, либо забрать автомобиль (обычно уже полуразобранный) и попытаться его продать в таком виде. Естественно, за хорошую цену он не уйдет – на вторичном рынке к подобным экземплярам относятся настороженно. То есть вы опять-таки потеряете в деньгах. Зная это, те же ремонтники предлагают выкупить остатки машины за символическую сумму. Многие автовладельцы соглашаются, лишь бы избавиться от обузы…
Вывод: затевать ремонт автомобиля, побывавшего в серьезном ДТП, имеет смысл лишь тогда, когда есть уверенность в окончательной его стоимости. В противном случае лучше продать битый – пусть дешево, но без лишних забот.
Продать фирме..
ВАРИАНТ продажи – лучший, если машина была застрахована от ущерба. Расчет простой: ремонт обычно вытягивает из кармана все полученное страховое возмещение, а то и требует затрат сверх того. В то время как страховка плюс выручка от реализации битого автомобиля – неплохой задел для покупки новой машины.
Кому продать аварийный экземпляр?
Разумнее всего обратиться в одну из специализированных фирм по скупке и восстановлению разбитых автомобилей. Как правило, они предлагают достойную цену, примерно равную той, что вы получили бы, самостоятельно продав свою машину на рынке. То есть, не теряя в деньгах, вы избавляетесь от необходимости искать покупателя. Эти фирмы могут позволить себе такую щедрость, поскольку наличие собственного техцентра и отлаженные каналы поставки запчастей позволяют им изрядно сократить издержки на ремонт.
Как отыскать надежный вариант в массе предложений “купим ваш автомобиль в любом состоянии”, которыми полны Интернет и печатные издания? Самые лучшие рекомендации – совет друзей или знакомых, уже имевших дело с этой компанией. Достаточно надежные критерии выбора – ее известность, стаж работы на рынке, положительные отзывы в интернет-форумах и конференциях автолюбителей. Если у фирмы имеется свой сайт, то это должна быть не одинокая страничка с рекламными слоганами, а полноценный ресурс, наполненный различной информацией.
Солидные компании, как правило, указывают для контакта прямой городской номер телефона (лучше, если их несколько), а вот сомнительные перекупщики зачастую просят звонить только на мобильный. Позвонив, первым делом поинтересуйтесь адресом, по которому находится фирма. Отсутствие офиса и отговорки “мы сами к вам приедем” – повод насторожиться. Заодно узнайте, есть ли у фирмы свой техцентр. Должен быть – ведь именно на восстановлении машин делают “аварийный бизнес” серьезные компании.
Не верьте обещаниям с того конца провода: “Мы дадим максимальную реальную цену”. Без осмотра автомобиля ее определить невозможно, поэтому названная в трубку точная сумма наверняка взята с потолка.
Скептически относитесь к заявлениям вроде “выезд эксперта бесплатно”. Если не сойдетесь с перекупщиками в цене, они могут потребовать плату “за вызов“, причем не исключены откровенные угрозы с их стороны.
Обещания “снимем автомобиль с учета без вашего участия” тоже подозрительны. Чтобы перекупщик мог это сделать, вам придется оформить генеральную доверенность на машину. То есть отдать ее совершенно незнакомым вам людям.. Солидные фирмы бесплатно предоставляют эвакуатор, который доставит неисправную машину в ГАИ, где сам владелец, как положено, снимет ее с учета.
Есть и другие признаки серьезного подхода к делу: наличие у компании охраняемой стоянки, где может храниться аварийный автомобиль до решения его дальнейшей судьбы; услуги квалифицированного юриста (он поможет, например, при общении со страховой компанией); официальное оформление сделки через справку-счет или договор купли-продажи.
В частные руки..
МОЖНО найти частного покупателя, дав объявление в газету или Интернет. Однако этот способ ненадежен и чреват неприятными сюрпризами. Если в аварийном состоянии продается дорогая, престижная или просто распространенная модель, то от желающих приобрести ее не будет отбоя. Но учтите: основную массу покупателей составят перекупщики, действующие через подставных лиц. Главная задача этих личностей – как можно быстрее получить машину, поэтому зачастую они промышляют чуть ли не на месте ДТП, когда владелец, как правило, пребывает в расстройстве и легче поддается на уговоры “избавиться от металлолома”. Такие советчики караулят потенциальных продавцов битых машин и в страховой компании, и в экспертном агентстве, и в техцентре…
Достоинство этого варианта в том, что можно быстро продать даже завернутый узлом или сгоревший экземпляр, причем по доверенности – без переоформления документов. Но хорошие деньги за машину вам не предложат: в интересах перекупщиков – как можно ниже сбить цену. Кроме того, иметь дело с неизвестными, тем более сомнительными личностями себе дороже: например, они запросто могут расплатиться фальшивыми купюрами. К тому же нередко проданные таким путем машины вскоре оказываются замешаны в криминальных делах – ведь скупщики сами их не восстанавливают, а только перепродают. Порой всего за неделю автомобиль меняет несколько новых хозяев.
Бывает, перекупщикам требуются только документы на машину, которые вместе с вырезанным номером кузова используются для легализации другого – угнанного – автомобиля. После чего бывшему владельцу однажды приходит повестка с вызовом к следователю для дачи показаний или в лучшем случае квитанция на оплату транспортного налога..
Еще можно сдать битую машину на “разборку”. Иногда там предлагают заманчивую цену. Но кто даст гарантию, что автомобиль действительно разберут на запчасти, а не воспользуются опять-таки только документами и номером кузова или двигателя? Поэтому данный вариант также непривлекателен.
Сэкономить не удастся
ДЕШЕВО купить автомобиль, заведомо побывавший в аварии, вряд ли получится. Крайне сомнительно, что продавец прилично отремонтированной машины признается, что пару месяцев назад она была разбита. А если признаки столкновения сохранились, он скажет, что, мол, ДТП действительно было, но несерьезное. В любом случае стоимость ремонта, разумеется, будет учтена в цене автомобиля.
Не получится купить битую машину и в компании, занимающейся их восстановлением. У этих фирм есть круг партнеров – профессиональных продавцов, которые и реализуют машины.
Опять-таки есть риск нарваться на недобросовестных продавцов, которые предлагают доставить аварийный экземпляр в хорошем состоянии, допустим, из Америки. При этом показывают фотографию разбитого автомобиля в выгодном ракурсе, не позволяющем оценить истинный объем повреждений. Вы платите задаток, а через некоторое время из США привозят совершенно “убитую” машину – порой даже не выбранную вами, а другую.. Можете от нее отказаться, но задаток уже не вернете. А если фирмаперекупщик возьмется отремонтировать вашу покупку, то цена работы наверняка окажется раза в полтора выше рыночной..
Иногда продажей “аварийных” машин занимаются страховые компании (в тех случаях, когда пострадавший автомобиль остается в их распоряжении после выплаты возмещения владельцу). Но в нашей стране это практикуется редко. К тому же крупные компании пускают автомобили с молотка лотами по 5-7 штук, и простому человеку на таких торгах делать нечего, поскольку покупатели обычно известны еще до начала аукциона..
Правда, шанс приобрести поврежденную машину от страховой компании все же есть. В Интернете можно встретить фотообъявления о их продаже. Но цена, как правило, завышена. Кроме того, к таким предложениям лучше относиться с осторожностью. Присмотритесь к фону фотографии: нередко на дворе зима, а на снимке вокруг машины зеленеет трава. Значит, за полгода этот экземпляр никого не заинтересовал – это, безусловно, вызывает сомнения. Между прочим, продавцами могут быть не сами страховщики, а скупщики, получившие неудачный автомобиль “в нагрузку” к приобретенным у страховой компании более интересным вариантам.
Наконец, еще одна возможность: купить разбитый в аварии автомобиль и самостоятельно его отремонтировать. Но это имеет смысл лишь в том случае, если вы – мастер на все руки или владелец автомастерской. В ином случае.. смотрите начало этого материала.
Как я разбила и собрала заново Фольксваген Поло
30 ноября 2020 года я не справилась с управлением на льду.
Ясным субботним утром я опаздывала на урок по чешскому языку на своем Фольксвагене Поло Хэтчбэке 2014 года. За бортом было −12 °C, на дороге — легкая наледь, на спидометре — 80 км/ч при разрешенных 90 км/ч, на дисках — свежая липучка «Бриджстоун». В Екатеринбурге не чистят обочины на Объездной улице, и в крайнем левом ряду я зацепила лед левым задним колесом. Машину начало мотать, а я инстинктивно попыталась притормозить и выровнять автомобиль. Меня выкинуло на левую обочину и стукнуло бампером об отбойник, а потом потащило вправо, на соседнюю полосу.
Очевидцы сказали, что автомобиль развернуло на 360 градусов, но я этого не почувствовала. В момент, когда я оказалась в среднем ряду, в правую сторону машины кто-то врезался. Потом ее откинуло на правую обочину, она обо что-то ударилась передней частью и встала. Сработали обе фронтальные подушки и пиропатрон, который отвечал за ремень безопасности: меня дернуло при ударе, но он прижал меня к сиденью, и я не улетела вперед.
Я выбралась из машины и увидела свой Поло с полностью разбитой передней частью. С правой стороны был старый Шевроле, который сначала протаранил мне обе правые двери, а потом дотащил до обочины и выкинул на бетонный столб. Он попал почти в центр машины и смял весь перед.
Как оформляли ДТП
Добрые люди помогли мне скинуть клеммы с дымящегося аккумулятора, а я в это время позвонила в ГАИ. Там мне сказали, что если авария без жертв, то они не выезжают, поэтому мы с другим участником ДТП должны сами добраться до ближайшего отделения. Аварийный комиссар в страховой тоже сказал, что бесплатно они выезжают только к потерпевшим. Я понимала, что авария произошла из-за меня, поэтому не отрицала своей вины.
Пока мы с водителем Шевроле пытались восстановить детали ДТП, подъехал мой молодой человек, а чуть позже — эвакуатор: водитель просто проезжал мимо и остановился.
Шевроле пострадал в разы меньше: у машины разбился бампер, правая фара и помялся капот. Тем не менее оба автомобиля загрузили на эвакуаторы и повезли в ГАИ. Там пришлось потратить около двух часов — в основном на ожидание. Сначала сотрудникам ГИБДД не понравилась наша объяснительная, потом они долго спорили о том, кто будет осматривать машины.
Когда документы были готовы, мой молодой человек погрузил Поло на эвакуатор и уехал выгружать его на участок знакомых. А я осталась ждать справку. С ней были сложности: в Шевроле ехали четыре человека, по-русски говорил только один, и это был не водитель.
Когда все закончилось, я пошла в сторону дома, а по пути думала, как быть дальше. Было очевидно, что придется восстанавливать машину за свои деньги.
Как победить выгорание
Почему я решилась на восстановление
Мастер подъехал на осмотр, оценил масштаб трагедии и честно сказал, что лично не возьмется, потому что долго и нет стапеля — это устройство, с помощью которого восстанавливают геометрию кузова автомобиля. Машину надежно фиксируют и тянут нужные части конструкции до тех пор, пока они не окажутся на своих местах.
Знакомый мастер дал контакты своих коллег, которые занимаются капитальным ремонтом кузова. Они осмотрели Поло еще раз и сказали, что двигатель не пострадал и геометрия в целом в порядке. Немного увело левый лонжерон, но это несложно отремонтировать. Решение оставалось за мной.
Спустя два дня мастер скинул примерный список необходимых для ремонта запчастей и сказал, что это около 80% от итоговой сметы. После этого мы увезли автомобиль в сервис, где его обследовали более внимательно — дефектовали. Вот окончательный диагноз:
примерная стоимость работ, которую мне огласили после осмотра
Как я искала запчасти для ремонта
Мой Поло Хэтчбэк в 2014 году приехал из Испании и не имеет ничего общего с Седаном калужской сборки. У меня ушел почти месяц на поиск и покупку необходимых для начала работы запчастей. Детали, которые мне не понравились по стоимости и срокам, я искала и заказывала самостоятельно. Пользовалась оригинальным каталогом запчастей на европейский Поло Хэтчбэк. За месяц я стала неплохо в нем ориентироваться.
Был вариант делегировать все это сервису и просто платить деньги, как будто у меня их куры не клюют. Но я решила, что хочу сама разобраться, что устанавливают в мой автомобиль. Считаю, что в этом плане мне повезло: удалось найти все необходимое, не пришлось долго ждать — все детали привезли максимум за две недели. Никто не обманул и не подвел.
Восстанавливать возрастную машину оригинальными новыми запчастями — неоправданно дорогая и крайне сомнительная затея. Поэтому я рассматривала и новые аналоги, и оригинальные детали с разборок.
Основную массу запчастей я привезла с помощью менеджера автомагазина, с которым сотрудничают мастера в сервисе. Он предложил первоначальную смету, а я согласовала и заказала те детали, которые меня устроили. Доставка была бесплатная, все привезли прямо в сервис.
В Екатеринбурге почти невозможно найти запчасти для европейского Поло: на разборках их нет, в интернет-магазинах — только под заказ. Чудом удалось отыскать на местном разборе погорельца с уцелевшей задней правой дверью. Вторую дверь я нашла и заказала на «Дроме», там же отыскала усилитель тормозов и пару расходников по мелочи. Разборка с «Дрома» отправила дверь бесплатно и дала гарантию на время, пока ее будут осматривать и примерять к машине. Усилитель я забирала из «Сдэка» сама. Все пришло в хорошем состоянии и рабочее. Видимо, дело в том, что я читала отзывы и просила много фото.
Я обсуждала с мастерами, что из деталей можно заменить аналогами. Это были радиаторы, подкапотный пластик и крепеж. Еще я выбрала аналоги для бампера и капота, но от европейского производителя. Всегда есть максимально бюджетный вариант — собрать такси-версию исключительно из китайских расходников. Но я восстанавливала автомобиль для себя, поэтому старалась найти как можно больше оригинальных запчастей. К тому же дешевые замены не гарантируют никакой безопасности. К примеру, недорогой аналог усилителя бампера можно согнуть руками. В мастерской восстанавливали Поло Седан и наглядно продемонстрировали мне разницу.
Что делать с битым автомобилем
Даже водитель с огромным стажем в один день может оказаться «у разбитого корыта» – и не в фигуральном, а буквальном смысле. Что делать автомобилисту, если после аварии авто не подлежит восстановлению? Продавать на запчасти или целиком? Снимать с учета или нет?
Избавиться сразу после аварии или подождать?
Прежде чем решать, что делать с грудой покореженного железа, нужно определить, где его хранить, потому что процесс продажи и оформления страховки может занять некоторое время. Целесообразно отбуксировать автомобиль в гараж или на охраняемую стоянку. Если бросить машину на обочине на месте аварии или во дворе дома, то в до продажи дело может и не дойти – ее за день растащат на запчасти.
Есть и другой вариант – это срочный выкуп. То есть, скупщик может забрать автомобиль по звонку в день аварии – некоторый компании даже предоставляют бесплатный эвакуатор. Порядок действий в этом случае следующий: на место ДТП приезжает специалист, который осматривает то, что осталось от автомобиля, и называет свою цену. Разумеется, из-за срочности предложенная оценщиком сумма может быть в разы меньше, чем реальная (при условии, что продажей будет заниматься сам автовладелец).
Если на автомобиль был оформлен страховой полис КАСКО, страховая может возместить часть его стоимости – тогда в сумме денег с продажи машины и выплат по страховке вполне может хватить на автомобиль того же класса и ценовой категории.
Как и кому можно продать битый автомобиль?
Существует несколько вариантов продажи битого авто. Первый уже был назван – это продать автомобиль компании, специализирующейся на скупке битого автотранспорта. Этот вариант потребует наименьших усилий, однако и цена, предложенная скупщиками, будет минимальной.
Можно заняться продажей автомобиля самостоятельно, при условии, что он будет в это время покоиться в гараже или на охраняемой стоянке под полиэтиленом. Один из путей – это продать автомобиль целиком. При этом покупателем может оказаться автолюбитель, который сам готов поэтапно восстановить транспортное средство. Этот вариант наиболее актуален в случае с немецкими и японскими автомобилями 90-х годов выпуска или просто редкими моделями. Кроме того, битые автомобили автолюбители покупают целиком, чтобы использовать их в качестве доноров запчастей.
Можно сдать автомобиль на разбраковку. Это значит, что человек, занимающийся продажей, будет получать процент отдельно с каждого раелизованного агрегата
Второй вариант – это продажа автомобиля по частям. Для этого рекомендуется снять автомобиль с учета в ГАИ до начала «распродажи». В объявлении следует указать, какие именно узлы и агрегаты транспортного средства наиболее пострадали в результате аварии, а какие остались невредимыми. К слову, продажа автомобиля по частям принесет больше прибыли, хотя сам процесс продажи может затянуться.
Еще одна возможность – отвезти автомобиль на разбраковку. В этом случае мастера, которым автовладелец перепоручит продажу запчастей, будут получать процент с каждого проданного агрегата. Однако в этой ситуации автомобилист не контролирует ни ход продаж, ни запрашиваемые мастерами цены.
Снимать ли с учета?
Есть немаловажный нюанс в вопросе продажи битого автомобиля – это оформление продажи. Прежде всего, следует снять автомобиль с учета самостоятельно. Инспекторы ГАИ должны провести проверку на предмет того, улажены ли все формальности, связанные с ДТП. В случае если покупатель планирует последующую продажу битого автомобиля на запчасти, постановка ТС на учет уже не потребуется.
Итак, у владельца битого автомобиля есть несколько вариантов того, как избавиться от «груды железа». Некоторые варианты требуют минимум усилий, как в случае с компаниями-скупщиками, а некоторые принесут владельцу неплохие деньги, но могут отнять немало времени – например, продажа ТС на запчасти.