что делать рядом открывается пятерочка
Что Лучше Всего Открыть Рядом с Пятерочкой
Пустые полки в «Пятёрочке»
Начиная со среды, 21 июля, в соцсетях распространяются видео и фото, на которых покупатели российской сети «Пятёрочка» демонстрируют пустые полки магазинов.
Одним из самых виральных (2,5 миллиона просмотров) стало видео тикток-блогера с ником fil0804. В московском магазине мужчина снял на камеру пустые коробки из-под овощей, холодильники с замороженными мясными продуктами и полки с яйцами, которые смогли «порадовать» клиентов парой упаковок, а также практически пустые полки с напитками (в особенности с водой). По словам тиктокера, подобная ситуация сложилась из-за забастовки поставщиков, отказывающихся делать прививки от COVID-19.
Пресс-служба X5 Retail Group, которой принадлежит «Пятёрочка», объяснила случившееся приходом аномальной жары.
«Из-за жаркой погоды спрос на напитки и некоторые другие продукты резко вырос. Мы оперативно увеличиваем наши логистические мощности, чтобы обеспечить их доступность на полке», — говорится в сообщении пресс-службы X5 Retail Group.
Как видно, ретейлер не связывает пустые полки в своих магазинах с введением закона об ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки. Тем более что накануне Минприроды, призвало ретейлеров «не пугать россиян пустыми полками», напомнив, что ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки действует уже более четырёх лет.
«Заявления о якобы рисках похожи на манипуляции, связанные с внедрением реального контроля за соблюдением действующего законодательства», — считает Минприроды.
По данным Росприроднадзора, система расширенной ответственности производителей (РОП) работает с 2020 года, но в ней зарегистрировано всего 20 тыс. компаний из 4 млн. С бизнеса за год собрали 4 млрд руб. Чиновники решили усилить нажим – к 2022 году в стране должна быть введена 100%-ная утилизация упаковки, а экосбор вырастет с 10 до 45% от стоимости товара. Цель властей – собирать 136 млрд руб. в год. Естественно, это приведёт к росту цен на все товары для конечных потребителей. Какой Магазин Открыть Рядом с Пятерочкой.
Измельчали
Сделки последнего десятилетия по своему масштабу не идут в сравнение с теми, что совершались в 2000-х. В 2006-м в результате слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» была образована X5. Сперва «Пятерочка» выкупила «Перекресток» за 37,6 миллиарда рублей деньгами и своими акциями, затем владельцы «Перекрестка» заплатили 33,1 миллиарда за долю в объединенной компании. В последующие четыре года новый холдинг поглотил «Карусель», «Копейку» и «Патэрсон». В 2007-м филиал французского «Ашана» выкупил российское подразделение турецкой сети «Рамстор» за 6,5 миллиарда рублей, сменив вывески на некогда популярных гипермаркетах.
Аналитики отмечают, что по сравнению с 2000-ми годами российский рынок продовольственного ретейла выглядит сформировавшимся и довольно зрелым, что объясняет отсутствие столь же громких слияний и поглощений. Однако большинство специалистов называют происходящее монополизацией и опасаются снижения конкуренции. Некоторые указывают на неоднозначность ситуации и допускают, что соперничество будет происходить в различных эшелонах по отдельности: между лидерами в лице X5 и «Магнита» и догоняющими. Согласно еще одной точке зрения, в ближайшее время конкуренция может даже обостриться, но на длинной дистанции снизится на фоне общей консолидации рынка.
Марина: «Долго обдумывала данный проект и не могла решиться из-за негативного опыта в прошлом и странной системы франшизы. Но теперь жалею, что не сделала этого раньше. Подписав договор, я получила подробные инструкции и полную поддержку от франчайзера, что сделало бизнес успешным».
Константин: «В нашем городе уровень конкуренции среди продуктовых магазинов и супермаркетов очень высокий. Боялся, что риски себя не оправдают, но узнаваемая марка и проверенный бренд явились залогом стабильной прибыли. Теперь хочу расширяться и открыть еще один в другом районе».
Игорь: «Для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта в налаживании этапов торговли, это замечательный шанс изучить всю «кухню» изнутри. Перенимая опыт профессионалов, со временем можно заняться и собственным брендом, избегая грубых ошибок».
Воруют ли в «Пятерочке»?
Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.
Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.
Минусы франшизы и возможные проблемы
Условия франшизы «Пятёрочка» предполагают, что риск на себя берет компания-франчайзер. Если товарооборот магазина будет недостаточный, франчайзи все равно получает свое вознаграждение как агент сети. Основная трудность в открытии магазина «Пятёрочка» — найти стартовый капитал.
Начитавшись кучу негатива в адрес магазина «Пятёрочка», решила написать свой отзыв. Со взглядом изнутри. Так вышло, что моя Мамуля долгое время работает в этом магазине кассиром. И сейчас я расскажу то. как все есть на самом деле.
Мне не понятны дикие вопли людей «не профессионалы», «магазин — фуфло», «антисанитария», «просроченные товары» и прочее прочее. Давайте разбираться. Итак.
1. В магазине постоянная текучка кадров. За редким исключением (как моя мама, которая там пашет уже давно) есть «постоянные» лица. Многие просто «забивают» и не выходят на смены. И тогда все пашут за себя и того парня.
Вообще в Пятёрках можно увидеть людей в футболках типа «СТО», какой профессионализм вы ждете от студентов или людей пришедших на эту работу только потому, что платят почасово?! Скажу честно, эти люди забивают огромный болт на свою работу. Отбили товар-не отбили. просрочка-не просрочка. Им срать. Они отработали свои 5-10 часов получили бабло и срать хотели на все происходящее, тк в следущий раз они окажутся в другом магазине. Никакой материальной ответственности они не несут, а посему все недостачи вешаются на «основных», тех кто работает там на постоянке.
И вообще, прежде чем пенять на людей и орать на них, последите за собой. Кем работаете вы? Я не хочу кого-то оправдывать. Я говорю так как есть. Если вам не нравится что-то никто не заставляет вас идти в какой-бы то ни было магазин. А потом кидать гуано в адрес всех и вся. Проявляйте хоть немного здравого смысла. Моя мама, к примеру, (повторюсь) работает по 12-13 часов в сутки. Домой приходит порой заполночь.Скажете, что не дает сменить работу? А кто будет работать на этой работе? Вы? Те кто не может лишние 10 минут подождать в очереди или орущие на всех, что они пытаются вас обокрасть из-за несоответствия цен? Сомневаюсь.
Почему Пятёрочкам и Магнитам не долго осталось и что будет после них?
Уже в ближайшие годы они могут потерять свои доминирующие позиции на рынке, а виной тому станут стремительные перемены в ритейле (которые уже во всю идут). Как в свое время Нокия и Блекебери, которые просто не успели перестроиться под рынок и разорились. Хотя за пару лет до краха никто о таком и подумать не мог.
Неповоротливость гигантских торговых сетей может закончиться стремительной потерей трафика и доходов. Например, только что Лента отчиталась о снижении своей чистой прибыли на сумасшедшие 43% за первое полугодие 2021 г.
Все это приведет не только к тому, что вы останетесь без вашего любимого магазина у дома, но и к тому, что много людей потеряют работу, если не смогут вовремя освоить новые навыки и перестроиться.
25 июля был день работников торговли. Знаете сколько человек у нас в стране работает в этой сфере? 13 млн человек. 13 млн человек связаны с торговлей и ближайшее время многие из них могут оказаться на бирже труда.
Знаком с женщиной, которая более 20 лет работает продавцом в одном и том же магазине. Не представляю, какой у нее будет стресс, когда он закроется. Причем не «если», а именно «когда». Сейчас объясню к чему это все идет.
Лет 20 назад было тотальная доминирование нецивилизованной торговли, но пришли сети и просто уничтожили все эти рыночки и лавки с вывеской «продукты 24».
Сети галопом пронеслись захватили всю страну. 80% населения России сегодня может дойти из дома до магазина менее, чем за 10 минут. Казалось бы, какие события могут остановить этих монстров? Достаточно двух вещей:
обнищание населения
деформация самой структуры рынка розницы
Малообеспеченные люди ищут альтернативы магазинов у дома, потому что они стали не по карману. «Светофор», «Доброцен», «Хлеб-Соль» сейчас не просто захватывают новые территории, но и являются фаворитами у многих покупателей.
Да, в Пятерочке новое оборудование, яркий свет, широкий ассортимент, но все это проигрывает цене. Людям в России с каждым годом все сильнее плевать на какие-то доп ценности, если где-то можно взять этот товар дешевле.
Крупные ребята тоже хотят участвовать в этом празднике жизни и срочно открывают свои «Чижики», магазины «Моя цена» и «365 дней». К сожалению, опыт подсказывает, что у них вряд ли получится создать что-то конкурентоспособное.
В свое время позавидовав оборотам «КрасноБелого», Пятерочка открыла 45 магазинов «Пятьница», а Магнит магазины «Магнит вечерний». Несмотря на колоссальные возможности федералов, оба этих пилота провалились. Так что есть сомнения в успехе крупных игроков на поле харддискаунтеров.
ОК. Бедные уйдут в «Светофоры», но останутся люди среднего и высокого достатка. Они же продолжат ходить в магазины у дома? Нет. Причиной этому послужат изменения структуры рынка ритейла, которые видны уже сейчас.
Например, заказывать пиццу и безделушки с алиэкспресс мы научились давно, а вот продукты с доставкой многие попробовали купить только год назад. И в этом сегменте сейчас есть только один «затык» – это логистика, но эту неприятность уже активно устраняют.
Представим себе, что через какое-то время дарксторов и курьеров будет столько, что ваши продукты будут привозить за 30 минут (как ту же пиццу) и не брать за доставку денег. Больше никаких очередей, никаких неправильных ценников, никаких бесконечных поисков товара по залу.
Уверен, что следующие поколение даже будет удивляться тому, что мы когда-то ходили в магазины своими ногами, а не просто делали заказ за 2 минуты из приложения. На самом деле многие люди уже сейчас живут именно так.
Мой товарищ, несколько лет живущий в Китае, заказывает продукты строго через доставку. Заказал воду – 25 минут и ее привезли. Рассчитался с курьером при помощи WeChat (такой аналог WhatsApp) и все. Не надо держать забитый холодильник. Все покупается исключительно свежим по мере необходимости.
Если же посмотреть дальше, то доставка не просто уничтожит «магазины у дома», но вообще поменяет нашу модель покупок. Например, представьте, что у вас в подъезде стоит специальный постамат, который может принимать и хранить продукты. Вы по пути домой с работы сравниваете цены у разных продавцов и заказываете самые привлекательные варианты. Причем этом могут быть даже прямые предложения от производителей, без посредников.
Это не какая-то фантазия из рассказа Азимова, а будущее, которое нас ждет буквально через 3-4 года. Бедное население уйдет в «нищемаркеты», а у кого останутся деньги будут пользоваться доставкой. В такой парадигме не останется места для привычных нам сейчас магазинов у дома. Зачем они будут нужны?
Когда приходит «Пятерочка»…
Ольга Наумова, гендиректор торговой сети «Пятерочка» во время пресс-ланча в Ухте, где в конце июня был открыт 7777-й магазин Х5 Retail Group, рассказала журналистам, почему сеть идет в малые города, как ей помогают развиваться новые технологии и зачем были открыты алкомаркеты.
– Сейчас вы открываете «Пятерочки» в республике Коми, идете в небольшие города, достаточно далекие от Москвы. Как вы оцениваете покупательский спрос?
– Мы работаем в республике Коми не так давно, с 11 сентября прошлого года (Х5 арендовала площади, ранее принадлежавшие местной сети «Ассорти» – ред.), до этого здесь наших магазинов не было. Это соответствует стратегии «Пятёрочки» – расширять присутствие в городах с населением меньше 100 тысяч. Наши магазины активно открываются даже в населенных пунктах с менее чем 5 тысячами жителей.
Мы видим, что интерес к «Пятёрочке» в небольших населенных пунктах высокий, на торжественные открытия приходит очень много людей. Чаще всего они и в дальнейшем остаются нашими покупателями, поскольку в небольших городах возможности для получения широкого спектра продуктов питания каждый день по приемлемым ценам весьма ограничены.
«Гипермаркет у дома»
– Что общего и между «Пятерочкой» в Москве и, например, в Ухте?
– Наш подход к оформлению магазинов и ассортименту в принципе не зависит от географии. Мы не считаем, что если человек живёт в маленьком городе, у него должен быть меньше выбор продуктов.
Три года назад мы обновили стандарты качества и работы с ассортиментом, и строго им следуем. Кроме того, стараемся адаптировать матрицу ко вкусам регионального покупателя. На прилавке всегда есть локальные поставщики – покупатель привыкает к местному хлебу, молоку. Хотя, отмечу, что во многих регионах пищевое производство развито недостаточно.
В остальном же матрица такая же, как и в московских торговых точках. Например, в центре Ухты мы открыли магазин самого большого, 4-го формата – это точно такая же новая «Пятерочка», какие мы открываем в столице.
– Какой процент от общей выручки дают магазины в городах с населением меньше 100 тыс. человек?
– Точную цифру не скажу, она меньше 40%. В целом товарооборот в таких городах зависит больше от трафика, нежели от чеков. Средний чек здесь достаточно большой в силу того, что именно в таких городах наши магазины (особенно четвертый формат) воспринимаются как гипермаркет у дома, где все можно купить, и не нужно куда-то далеко уезжать.
– Почему в малых и средних городах средний чек выше?
– Потому что нет возможности выбирать в других магазинах. В регионах продукты питания занимают в среднем около 50% семейного бюджета. А частота покупок практически везде одинаковая.
– Как вы планируете увеличивать доходность магазинов в небольших городах?
– Магазины будут увеличивать отдачу по мере того, как покупатели будут узнавать о них.
Традиционно мы хорошо представлены в Питере и Москве, где у нас много зрелых и раскрученных магазинов. Первые магазины в Питере были открыты аж в 1999 году – это уже суперзрелые магазины. А в небольших городах мы начали активно открываться только в 2014-2016 годах, там мы еще только приучаем покупателя.
Мы будем продолжать интенсивно открываться в регионах, потому что проникновение современных форматов торговли там до сих пор низкое.
– Сколько людей должно жить в населенном пункте, чтобы он представлял интерес для открытия «Пятерочки»?
Мы будем делать ставку на то, чтобы во всех микролокациях, где живут наши покупатели, начиная от 3-5 тысяч, были наши магазины. Сколько магазинов открывать – оцениваем, исходя из того, какая локация, как много людей мы можем назвать нашими покупателями.
Это не значит, что мы будем отказываться от открытия в миллионниках, в них перспективны новые растущие микрорайоны. Наша идеология в том, чтобы в больших городах в пределах шаговой доступности 500 метровой зоны был наш магазин, чтобы люди могли каждый день покупать у нас продукты и необходимые товары: фрукты, мясо, овощи – категории фреш.
«Желание купить дешевле – это естественная реакция»
– Это был ярко выраженный тренд 2015 года, сейчас покупатель находится в стадии адаптации к происходящему. У людей приходит понимание соотношения кошелька и возможностей, которые дает магазин.
Объективно продуктовая инфляция не очень высокая, даже меньше прогнозов в начале года. К тому же, ряд продуктов дешевеет, например, на курицу, картофель сегодня цена ниже, чем год назад.
– Что сейчас происходит с покупателями в небольших городах?
– В небольших городах из-за кризиса закрываются производства, часто это градо – и село-образующие предприятия, и это проблема. С другой стороны, открываются новые, более производительные, модернизированные. Сложно сейчас давать оценки макротрендам. Мне 2016 год кажется стабилизацией, по крайней мере, большей, чем согласно прогнозам в начале года.
– Меняется ли реакция на промо в последний год?
– Доля промо немножко растет, особенно в последние полтора года. При изменении цены, а также росте инфляции, люди более активно воспринимают желтые ценники, спецпредложения. Желание купить дешевле – это естественная реакция.
За июнь и предыдущие три месяца уровень промо примерно одинаковый. Мы считаем, что это эффективный инструмент для работы с новинками, в том числе, локальными. Для малообеспеченного населения это возможность побаловать себя – купить бренд, который в обычное время недоступен по дешевой цене.
– Сколько товаров в «Пятерочке» продается по промоакциям?
– По-разному, в среднем по сети – 25-30%.
– Собираетесь ли вы наращивать долю промопродукции?
– Мы не собираемся наращивать долю промо, но тот уровень, который есть, мы будем поддерживать. При анализе зарубежных практик выше 50% промо я не встречала ни у кого, а 70% – это уже магазин распродаж. Я уверена, что развиваться нужно в сторону индивидуальных предложений, они тоже хорошо работают.
«В регионах хорошего управленца можно вырастить своими силами»
– Чаще мы открываем свои – таких у нас около 80%. Но используем все возможности. Если есть возможность попасть на «натоптанные места», которые знают покупатели, мы ее используем. Такие магазины быстрее «раскручиваются», а к новым точкам людей приучать дольше.
– Когда вы открываетесь на месте другого магазина, вы, наверняка, анализируете его посещаемость, чек и выручку. Если сравнивать эти показатели с открывшейся на этом месте «Пятерочкой», есть разница?
– У нас выручка и оборот товаров больше, и часто это бывает заметно сразу. Жители окрестных домов хорошо воспринимают новый магазин, так как у нас большой выбор, свежие продукты и низкие цены. У федеральной сети выше производительность, эффективнее логистика, дешевле закупки.
– В республике Коми «Пятерочка» располагается в бывших магазинах «Ассорти». В Новосибирске разместится в «Авоськах». Как вы интегрируете магазины предыдущих операторов в сеть «Пятерочка»? Оставляете ли персонал, оборудование, технологии?
– Мы открываем разные магазины, в том числе и на месте вышедших с рынка сетей. Например, в Ухте только одна «Пятерочка» открыта в помещении, которое раньше занимал магазин «Ассорти». Остальные открыты с «нуля». Мы переделываем площади под формат «Пятерочки». Если, конечно, кто-то сделал ремонт полов, потолков, освещения, мы это оставляем. Оборудование, технологии, IT– все абсолютно наши, такого же стандарта, как и в столице.
В магазине работают 12-15 человек. Поскольку мы стараемся привлекать местный персонал, к нам могут устроиться и сотрудники других локальных магазинов. Таких людей мы с удовольствием берем на работу, они проходят обучение нашим стандартам, тестирование. Мы не делаем им никаких преференций, но понимаем, что если директор, товаровед имели дело с продуктами питания, их легче обучить.
– У вас требования к персоналу выше, чем у локальных сетей?
У нас объективно более высокие стандарты, в том числе связанные с автоматизацией, автозаказами, работой с ассортиментом. Для людей с традиционным опытом адаптироваться бывает сложно. Чтобы их обучить, в удаленные регионы мы привлекаем наставников из городов-миллионников. Их задача научить персонал работать по стандартам.
В то же время, в регионах хорошего управленца можно вырастить своими силами. У нас немало ребят, которые начинали работать с грузчиков. Приходили студентами, им нравилось, втягивались, учились на товароведа или директора. Есть директора кластеров, даже дивизионов, которые начинали с нижних позиций. «Пятерочка» сейчас дает работу более чем 100 тысячам человек. Только в Коми у нас порядка 500 сотрудников. Кроме них, мы опосредованно даем работу местным компаниям, связанным с логистикой, обслуживанием, ремонтом, клинингом.
– Какой процент местного ассортимента в «Пятерочках»?
– В принципе, в наших магазинах большинство товаров российского производства, за исключением фруктов, которые в России не растут. По разным группам товаров местные производители занимают от 20 до 100%.
Их доля зависит от степени приверженности местных покупателей локальным торговым маркам. Например, в Коми, кроме местной продукции, которой не очень много, хорошо представлены товары ближайших регионов – Кировской, Вологодской областей. Мы ориентируемся на потребителя, а в Коми он отдает предпочтение, в большей степени, вологодскому молоку, нежели местному.
Но мы готовы работать с местными поставщиками и тестировать их новинки – главное, чтобы покупатель их воспринял.
«Мобильные решения помогают расти и делать меньше ошибок»
– Какие IT-решения вы сейчас тестируете?
– Мы большая компания, у нас много информации, в том числе аналитики, например, продаж, чеков. В первую очередь рассматриваем и тестируем решения, направленные на прогнозирование, управление спросом, способные повысить точность работы с ассортиментом и наличием товара в магазине. Точность прогноза – это очень важная вещь. С одной стороны, мы не должны привозить лишнего товара в магазин, а с другой – не должно быть пустых полок (самого ужасного, что может произойти в магазине).
– А что касается решений по выбору местоположения объекта?
А что касается мобильных приложений для сотрудников?
– Планируете вы внедрять электронные ценники?
– Мы постоянно тестируем электронные ценники, но пока не нашли хорошего соотношения цены и качества. Внедрять их невыгодно, если один ценник будет стоить как все стеллажное оборудование – мы же не бутик, чтобы их только для красоты использовать.
А вообще, это удобное устройство, хотя бы потому, что можно избежать всех проблем, связанных со случаями, когда поменялась цена. Например, из 200 ценников, кто-то забыл поменять 2, и это может спровоцировать недовольство покупателя.
Что касается контроля сроков годности, нам помогают штрихкоды с интегрированными в них данными о датах. Ручные методы контроля срока годности всегда имеют человеческие факторы. Что ты ни делай, что ни внедряй, все равно человек может что-то не заметить. Чем меньше человеческого фактора, тем меньше ошибок в магазинах. В этом направлении у нас есть очень интересные идеи, но их нужно оттестировать, чтобы они реально работали.
– Готовы ли вы к вступлению в силу ФЗ-54, закона об онлайн-кассах?
– Мы готовы к нему и тестировали технологию – идеи такого рода всегда отрабатываются в федеральных сетях. Управлять 7 тысячами магазинов невозможно без сильной IT-составляющей, так что для нас это просто вопрос адаптации. У нас есть и канал связи, и возможность контролировать свои чеки в онлайне.
Вопрос, скорее, в том, сможет ли сама система выдержать такую супернагрузку, а налоговая обработать все данные? Ведь как было с ЕГАИС – когда запускали точечно объекты – все работало, а когда в системе началась нагрузка – выясняется, что система не обкатана. И получается, что покупатель стоит у кассы и хочет прямо сейчас товар, а вы говорите «ой, извините, сейчас мы перегрузимся» – это для торговли очень плохо.
При внедрении сложных государственных ИТ-решений чиновникам нельзя махать шашкой, нужно внедрять их плавно и постепенно.
«Пятьница» не станет новой сетью
– В этом году вы запустили алкомаркеты «Пятьница», вы решили создать новый формат?
– Это ещё пилотный проект, по которому никаких стратегических решений пока не принято. Но я уже сейчас могу сказать совершенно определённо: никакой отдельный формат мы не создаем. Это просто выделенный алкогольный отдел, расположенный рядом с магазином. Вырос он из-за ужесточения норм и правил продажи алкоголя в регионах. У нас есть хорошие магазины, которые перестают продавать эту продукцию из-за ограничений (например, рядом открылся частный медицинский кабинет). С другой стороны, местные предприниматели начинают открывать алко-ларьки в ста метрах от наших магазинов, чтобы компенсировать нехватку ассортимента «Пятерочки» и дать покупателям необходимый продукт. И мы решили перенести свой алкогольный отдел на эти же сто метров от магазина – так появился новый концепт, который мы потихоньку тестируем.
– Расскажите, как устроены ваши алкомаркеты?
Управление находится в «материнском» магазине «Пятёрочка»: директор, менеджмент, логистика – все общее. Объекты работают с нового года, мы их только тестируем. Запущены разные пилоты – и небольшие объекты и побольше с увеличенным, максимальным ассортиментом, и расположенные на втором этаже основного магазина. Сейчас открыты около 15 объектов, мы смотрим, что работает, а что нет, и скоро будем подводить итоги.
– Планируете ли развивать алкомаркеты в отдельную сеть?
– Я считаю, что выделение отдельной сети – это спорный вопрос. Сможет ли она эффективно работать? Сейчас это часть магазина «Пятерочка», территориально обособленная, но все же часть. Я верю, что такой формат понижает себестоимость операционных затрат, значит, покупателю можно предложить более интересные условия покупки. Но я не вижу смысла выделять алкомаркет в отдельный формат.
– Как вы оцениваете конкуренцию на рынке и проникновение других федеральных сетей?
– В силу того, что города разные, где-то конкуренция слабая, где-то уровень вполне достойный. В небольших городах, как правило, активнее «Магнит», другие федеральные сети представлены в меньшей степени, но есть локальные игроки.
При этом на юге страны – в Ростовской области, Краснодарском крае – конкуренция не такая высокая, как в регионах Центрального федерального округа или Санкт-Петербурге и Ленобласти. В северо-западных же и северных регионах – в ХМАО, Мурманской и Архангельской областях, Коми конкуренция меньше из-за сложностей с логистикой. Сюда обеспечить ежедневные поставки – самая важная задача.
Я считаю, что здоровая конкуренция – это хорошо, она позволяет сдерживать цену, дает покупателю возможность выбора, заставляет нас думать, какие новинки можно ввести в ассортимент.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Генеральный директор логистической компании «Лорус SCM». Бывший генеральный директо.
Ольга Наумова, гендиректор торговой сети «Пятерочка» во время пресс-ланча в Ухте, где в конце июня был открыт 7777-й магазин Х5 Retail Group, рассказала журналистам, почему сеть идет в малые города, как ей помогают развиваться новые технологии и зачем были открыты алкомаркеты.
– Сейчас вы открываете «Пятерочки» в республике Коми, идете в небольшие города, достаточно далекие от Москвы. Как вы оцениваете покупательский спрос?
– Мы работаем в республике Коми не так давно, с 11 сентября прошлого года (Х5 арендовала площади, ранее принадлежавшие местной сети «Ассорти» – ред.), до этого здесь наших магазинов не было. Это соответствует стратегии «Пятёрочки» – расширять присутствие в городах с населением меньше 100 тысяч. Наши магазины активно открываются даже в населенных пунктах с менее чем 5 тысячами жителей.
Мы видим, что интерес к «Пятёрочке» в небольших населенных пунктах высокий, на торжественные открытия приходит очень много людей. Чаще всего они и в дальнейшем остаются нашими покупателями, поскольку в небольших городах возможности для получения широкого спектра продуктов питания каждый день по приемлемым ценам весьма ограничены.
«Гипермаркет у дома»
– Что общего и между «Пятерочкой» в Москве и, например, в Ухте?
– Наш подход к оформлению магазинов и ассортименту в принципе не зависит от географии. Мы не считаем, что если человек живёт в маленьком городе, у него должен быть меньше выбор продуктов.
Три года назад мы обновили стандарты качества и работы с ассортиментом, и строго им следуем. Кроме того, стараемся адаптировать матрицу ко вкусам регионального покупателя. На прилавке всегда есть локальные поставщики – покупатель привыкает к местному хлебу, молоку. Хотя, отмечу, что во многих регионах пищевое производство развито недостаточно.
В остальном же матрица такая же, как и в московских торговых точках. Например, в центре Ухты мы открыли магазин самого большого, 4-го формата – это точно такая же новая «Пятерочка», какие мы открываем в столице.
– Какой процент от общей выручки дают магазины в городах с населением меньше 100 тыс. человек?
– Точную цифру не скажу, она меньше 40%. В целом товарооборот в таких городах зависит больше от трафика, нежели от чеков. Средний чек здесь достаточно большой в силу того, что именно в таких городах наши магазины (особенно четвертый формат) воспринимаются как гипермаркет у дома, где все можно купить, и не нужно куда-то далеко уезжать.
– Почему в малых и средних городах средний чек выше?
– Потому что нет возможности выбирать в других магазинах. В регионах продукты питания занимают в среднем около 50% семейного бюджета. А частота покупок практически везде одинаковая.
– Как вы планируете увеличивать доходность магазинов в небольших городах?
– Магазины будут увеличивать отдачу по мере того, как покупатели будут узнавать о них.
Традиционно мы хорошо представлены в Питере и Москве, где у нас много зрелых и раскрученных магазинов. Первые магазины в Питере были открыты аж в 1999 году – это уже суперзрелые магазины. А в небольших городах мы начали активно открываться только в 2014-2016 годах, там мы еще только приучаем покупателя.
Мы будем продолжать интенсивно открываться в регионах, потому что проникновение современных форматов торговли там до сих пор низкое.
– Сколько людей должно жить в населенном пункте, чтобы он представлял интерес для открытия «Пятерочки»?
Мы будем делать ставку на то, чтобы во всех микролокациях, где живут наши покупатели, начиная от 3-5 тысяч, были наши магазины. Сколько магазинов открывать – оцениваем, исходя из того, какая локация, как много людей мы можем назвать нашими покупателями.
Это не значит, что мы будем отказываться от открытия в миллионниках, в них перспективны новые растущие микрорайоны. Наша идеология в том, чтобы в больших городах в пределах шаговой доступности 500 метровой зоны был наш магазин, чтобы люди могли каждый день покупать у нас продукты и необходимые товары: фрукты, мясо, овощи – категории фреш.
«Желание купить дешевле – это естественная реакция»
– Это был ярко выраженный тренд 2015 года, сейчас покупатель находится в стадии адаптации к происходящему. У людей приходит понимание соотношения кошелька и возможностей, которые дает магазин.
Объективно продуктовая инфляция не очень высокая, даже меньше прогнозов в начале года. К тому же, ряд продуктов дешевеет, например, на курицу, картофель сегодня цена ниже, чем год назад.
– Что сейчас происходит с покупателями в небольших городах?
– В небольших городах из-за кризиса закрываются производства, часто это градо – и село-образующие предприятия, и это проблема. С другой стороны, открываются новые, более производительные, модернизированные. Сложно сейчас давать оценки макротрендам. Мне 2016 год кажется стабилизацией, по крайней мере, большей, чем согласно прогнозам в начале года.
– Меняется ли реакция на промо в последний год?
– Доля промо немножко растет, особенно в последние полтора года. При изменении цены, а также росте инфляции, люди более активно воспринимают желтые ценники, спецпредложения. Желание купить дешевле – это естественная реакция.
За июнь и предыдущие три месяца уровень промо примерно одинаковый. Мы считаем, что это эффективный инструмент для работы с новинками, в том числе, локальными. Для малообеспеченного населения это возможность побаловать себя – купить бренд, который в обычное время недоступен по дешевой цене.
– Сколько товаров в «Пятерочке» продается по промоакциям?
– По-разному, в среднем по сети – 25-30%.
– Собираетесь ли вы наращивать долю промопродукции?
– Мы не собираемся наращивать долю промо, но тот уровень, который есть, мы будем поддерживать. При анализе зарубежных практик выше 50% промо я не встречала ни у кого, а 70% – это уже магазин распродаж. Я уверена, что развиваться нужно в сторону индивидуальных предложений, они тоже хорошо работают.
«В регионах хорошего управленца можно вырастить своими силами»
– Чаще мы открываем свои – таких у нас около 80%. Но используем все возможности. Если есть возможность попасть на «натоптанные места», которые знают покупатели, мы ее используем. Такие магазины быстрее «раскручиваются», а к новым точкам людей приучать дольше.
– Когда вы открываетесь на месте другого магазина, вы, наверняка, анализируете его посещаемость, чек и выручку. Если сравнивать эти показатели с открывшейся на этом месте «Пятерочкой», есть разница?
– У нас выручка и оборот товаров больше, и часто это бывает заметно сразу. Жители окрестных домов хорошо воспринимают новый магазин, так как у нас большой выбор, свежие продукты и низкие цены. У федеральной сети выше производительность, эффективнее логистика, дешевле закупки.
– В республике Коми «Пятерочка» располагается в бывших магазинах «Ассорти». В Новосибирске разместится в «Авоськах». Как вы интегрируете магазины предыдущих операторов в сеть «Пятерочка»? Оставляете ли персонал, оборудование, технологии?
– Мы открываем разные магазины, в том числе и на месте вышедших с рынка сетей. Например, в Ухте только одна «Пятерочка» открыта в помещении, которое раньше занимал магазин «Ассорти». Остальные открыты с «нуля». Мы переделываем площади под формат «Пятерочки». Если, конечно, кто-то сделал ремонт полов, потолков, освещения, мы это оставляем. Оборудование, технологии, IT– все абсолютно наши, такого же стандарта, как и в столице.
В магазине работают 12-15 человек. Поскольку мы стараемся привлекать местный персонал, к нам могут устроиться и сотрудники других локальных магазинов. Таких людей мы с удовольствием берем на работу, они проходят обучение нашим стандартам, тестирование. Мы не делаем им никаких преференций, но понимаем, что если директор, товаровед имели дело с продуктами питания, их легче обучить.
– У вас требования к персоналу выше, чем у локальных сетей?
У нас объективно более высокие стандарты, в том числе связанные с автоматизацией, автозаказами, работой с ассортиментом. Для людей с традиционным опытом адаптироваться бывает сложно. Чтобы их обучить, в удаленные регионы мы привлекаем наставников из городов-миллионников. Их задача научить персонал работать по стандартам.
В то же время, в регионах хорошего управленца можно вырастить своими силами. У нас немало ребят, которые начинали работать с грузчиков. Приходили студентами, им нравилось, втягивались, учились на товароведа или директора. Есть директора кластеров, даже дивизионов, которые начинали с нижних позиций. «Пятерочка» сейчас дает работу более чем 100 тысячам человек. Только в Коми у нас порядка 500 сотрудников. Кроме них, мы опосредованно даем работу местным компаниям, связанным с логистикой, обслуживанием, ремонтом, клинингом.
– Какой процент местного ассортимента в «Пятерочках»?
– В принципе, в наших магазинах большинство товаров российского производства, за исключением фруктов, которые в России не растут. По разным группам товаров местные производители занимают от 20 до 100%.
Их доля зависит от степени приверженности местных покупателей локальным торговым маркам. Например, в Коми, кроме местной продукции, которой не очень много, хорошо представлены товары ближайших регионов – Кировской, Вологодской областей. Мы ориентируемся на потребителя, а в Коми он отдает предпочтение, в большей степени, вологодскому молоку, нежели местному.
Но мы готовы работать с местными поставщиками и тестировать их новинки – главное, чтобы покупатель их воспринял.
«Мобильные решения помогают расти и делать меньше ошибок»
– Какие IT-решения вы сейчас тестируете?
– Мы большая компания, у нас много информации, в том числе аналитики, например, продаж, чеков. В первую очередь рассматриваем и тестируем решения, направленные на прогнозирование, управление спросом, способные повысить точность работы с ассортиментом и наличием товара в магазине. Точность прогноза – это очень важная вещь. С одной стороны, мы не должны привозить лишнего товара в магазин, а с другой – не должно быть пустых полок (самого ужасного, что может произойти в магазине).
– А что касается решений по выбору местоположения объекта?
А что касается мобильных приложений для сотрудников?
– Планируете вы внедрять электронные ценники?
– Мы постоянно тестируем электронные ценники, но пока не нашли хорошего соотношения цены и качества. Внедрять их невыгодно, если один ценник будет стоить как все стеллажное оборудование – мы же не бутик, чтобы их только для красоты использовать.
А вообще, это удобное устройство, хотя бы потому, что можно избежать всех проблем, связанных со случаями, когда поменялась цена. Например, из 200 ценников, кто-то забыл поменять 2, и это может спровоцировать недовольство покупателя.
Что касается контроля сроков годности, нам помогают штрихкоды с интегрированными в них данными о датах. Ручные методы контроля срока годности всегда имеют человеческие факторы. Что ты ни делай, что ни внедряй, все равно человек может что-то не заметить. Чем меньше человеческого фактора, тем меньше ошибок в магазинах. В этом направлении у нас есть очень интересные идеи, но их нужно оттестировать, чтобы они реально работали.
– Готовы ли вы к вступлению в силу ФЗ-54, закона об онлайн-кассах?
– Мы готовы к нему и тестировали технологию – идеи такого рода всегда отрабатываются в федеральных сетях. Управлять 7 тысячами магазинов невозможно без сильной IT-составляющей, так что для нас это просто вопрос адаптации. У нас есть и канал связи, и возможность контролировать свои чеки в онлайне.
Вопрос, скорее, в том, сможет ли сама система выдержать такую супернагрузку, а налоговая обработать все данные? Ведь как было с ЕГАИС – когда запускали точечно объекты – все работало, а когда в системе началась нагрузка – выясняется, что система не обкатана. И получается, что покупатель стоит у кассы и хочет прямо сейчас товар, а вы говорите «ой, извините, сейчас мы перегрузимся» – это для торговли очень плохо.
При внедрении сложных государственных ИТ-решений чиновникам нельзя махать шашкой, нужно внедрять их плавно и постепенно.
«Пятьница» не станет новой сетью
– В этом году вы запустили алкомаркеты «Пятьница», вы решили создать новый формат?
– Это ещё пилотный проект, по которому никаких стратегических решений пока не принято. Но я уже сейчас могу сказать совершенно определённо: никакой отдельный формат мы не создаем. Это просто выделенный алкогольный отдел, расположенный рядом с магазином. Вырос он из-за ужесточения норм и правил продажи алкоголя в регионах. У нас есть хорошие магазины, которые перестают продавать эту продукцию из-за ограничений (например, рядом открылся частный медицинский кабинет). С другой стороны, местные предприниматели начинают открывать алко-ларьки в ста метрах от наших магазинов, чтобы компенсировать нехватку ассортимента «Пятерочки» и дать покупателям необходимый продукт. И мы решили перенести свой алкогольный отдел на эти же сто метров от магазина – так появился новый концепт, который мы потихоньку тестируем.
– Расскажите, как устроены ваши алкомаркеты?
Управление находится в «материнском» магазине «Пятёрочка»: директор, менеджмент, логистика – все общее. Объекты работают с нового года, мы их только тестируем. Запущены разные пилоты – и небольшие объекты и побольше с увеличенным, максимальным ассортиментом, и расположенные на втором этаже основного магазина. Сейчас открыты около 15 объектов, мы смотрим, что работает, а что нет, и скоро будем подводить итоги.
– Планируете ли развивать алкомаркеты в отдельную сеть?
– Я считаю, что выделение отдельной сети – это спорный вопрос. Сможет ли она эффективно работать? Сейчас это часть магазина «Пятерочка», территориально обособленная, но все же часть. Я верю, что такой формат понижает себестоимость операционных затрат, значит, покупателю можно предложить более интересные условия покупки. Но я не вижу смысла выделять алкомаркет в отдельный формат.
– Как вы оцениваете конкуренцию на рынке и проникновение других федеральных сетей?
– В силу того, что города разные, где-то конкуренция слабая, где-то уровень вполне достойный. В небольших городах, как правило, активнее «Магнит», другие федеральные сети представлены в меньшей степени, но есть локальные игроки.
При этом на юге страны – в Ростовской области, Краснодарском крае – конкуренция не такая высокая, как в регионах Центрального федерального округа или Санкт-Петербурге и Ленобласти. В северо-западных же и северных регионах – в ХМАО, Мурманской и Архангельской областях, Коми конкуренция меньше из-за сложностей с логистикой. Сюда обеспечить ежедневные поставки – самая важная задача.
Я считаю, что здоровая конкуренция – это хорошо, она позволяет сдерживать цену, дает покупателю возможность выбора, заставляет нас думать, какие новинки можно ввести в ассортимент.