что делать при травле в семье
Буллинг в семье: что это и как с ним справляться?
Когда мы слышим слово «буллинг», обычно представляем издевательства над слабыми одноклассниками. Но школа не единственное место, где подростки могут подвергаться травле. Иногда они сталкиваются с токсичным отношением и в собственной семье.
Вместе с психологом Татьяной Поломошновой мы решили разобраться в вопросе домашнего насилия по отношению к детям и понять, как его распознать и что с ним делать.
Что это такое?
Буллинг – это систематические издевательства, при которых действия одной стороны могут привести к серьёзным последствиям для другой. Человек, испытавший травлю, оказывается в ситуации социальной изоляции без поддержки и защиты.
Это понятие очень распространённое, под ним могут подразумеваться почти любые напряженные отношения между людьми.
Безусловно, присутствие жестокости сигнализирует о нарушении процесса коммуникации в семье. Когда один начинает травить другого, он перестает считать его человеком и не обращает внимания на ту боль, которую причиняет.
Спусковым механизмом такого поведения для родителя становится недовольство. Например, взрослому не нравится лишний вес подростка, беспорядок в комнате, интонации речи, его друзья или успеваемость. Он сердится, стыдится, теряется, хочет исправить ситуацию, спешит и подбирает неудачную для этого форму.
Что не так с родителями?
С одной стороны, преднамеренные издевательства родителя не всегда являются главным мотивом. Конечно, если это не родственники, которые используют этот способ отношения к ребёнку в своих корыстных целях.
С другой стороны, такое поведение обуславливается прошлым самого человека, особенностями эмоциональной культуры того круга, в котором он рос. Он прямо воспроизводит то, с чем сталкивался сам.
Кроме того, причиной может стать срыв взрослого в ответ на стресс в собственной жизни. Допустим, у него проблемы на работе, и этот негатив он приносит домой. Ситуация бывает единоразовой, но если она повторяется постоянно, стоит задуматься.
Подобные действия могут аргументироваться тем, что на самом деле таким образом хотят обратить внимание ребёнка на его недостаток, чтобы тот начал работать над его устранением. Однако если сформулировать эти слова неправильно, можно причинить серьёзный моральный вред.
Родители, так относящиеся к своим детям, часто эмоционально нестабильны и, возможно, имеют серьёзные психологические трудности. Они вспыльчивы, гневливы и неспособны воспринимать чувства других.
Бывает, отец называет своего сына «бабой», чтобы поддеть его и пробудить в нём ответственность или замотивировать на какие-то мужские, по его мнению, поступки. Иногда он делает это ради шутки, а иногда ему действительно хочется затронуть мальчика, который его игнорирует.
Как всё это влияет на подростка?
Самым частым исходом буллинга становятся психические проблемы у детей: тревога, конфликты, тяжелые эмоциональные состояния, душевные травмы, ощущение одиночества, поведенческие нарушения.
Выстраивается такая цепочка: мама считает дочь толстой и грубо говорит ей об этом – девочка стыдится, нервничает, начинает страдать расстройством пищевого поведения. Родитель выражает недовольство внешностью сына или дочери, что приводит к неуверенности последних в себе.
Взрослый имеет больше влияния, чем кажется. Становясь подростками, дети действительно сильно меняются – ведут себя иначе, увеличивают дистанцию во взаимодействии, их тела растут, преобразуются. Они закрываются от семьи и проходят через множество кризисов. Были маленькими и понятными, а стали большими и непонятными: грубыми, равнодушными, скрытными, отчуждёнными.
Старшие начинают нервничать и пытаться поскорее что-то исправить, «открыть глаза на очевидные вещи» или добиться «правильного» поведения. После неудачных замечаний ребёнок либо всё делает наперекор («буду ещё хуже»), либо честно старается соответствовать ожиданиям.
В итоге родительское раздражение или высмеивание ранит тинейджера, формирует у него стеснение за себя и мысль о том, что он не имеет человеческой ценности. Например, он думает, что его чувства никому не интересны, а имеют значение лишь достижения, внешний вид и оценки.
В будущем он может быть чрезмерно вовлечен в поиски виновного, вместо того, чтобы строить отношения с другими людьми.
Подростковый возраст – это время формирования новой взрослой идентичности, в новом теле и с новыми возможностями, побуждениями и стремлениями. Пережитый в этот период травмирующий стыд сильно тормозит любопытство к жизни и поиск поддержки.
Однако у подобной внутрисемейной истории есть и обратная сторона. Важным аспектом тут выступает специфическая чувствительность ребёнка к тому, что ему говорят, готовность трезво проверить и обдумать ситуацию: что, как, зачем и почему ему так говорят. Он осознает, что все высказывания взрослого – неправда, и просто пропускает слова мимо ушей. Понимает причины злости и пытается помочь маме или папе в разрешении вопросов, а не отстраняется от них.
Что делать, если оказались в такой ситуации?
Часто происходит так, что жестокость исходит от родителей потому, что они не знают всей подноготной. Допустим, мама оскорбляет дочь из-за плохой кожи. Она аргументирует это обилием макияжа на лице девушки, но даже не знает, что это происходит из-за различных процессов в организме. Родственнику необходимо изучить проблему и разбираться со специалистом, а не усугублять жизнь человеку.
Ребёнку гораздо сложнее, так как он лишен поддержки и не понимает, из-за чего с ним так обращаются. В моменты поиска помощи дети очень уязвимы. Они начинают искать сообщества, присоединение к котором только ухудшает ситуацию («плохие» компании и в реальности, и соцсетях).
Однако такие «здоровые» группы, как друзья, например, могут помочь и даже самыми простыми действиями вернуть подростка к нормальному состоянию. Ключом к решению вопроса станет восстановление субъектности (я снова человек; я понимаю, что со мной происходит, и я буду решать проблему).
Если вы столкнулись с подобным обращением, то первое, что нужно сделать – осознать существование проблемы. Необходимо заметить, на какие действия и как вы реагируете: испуганы, раздражены, смущены. Далее стоит найти того, кому вы доверяете. Это может быть старший брат или сестра, преподаватель, друзья родителей, родственники приятелей.
Но самым действенным способом станет общение с психотерапевтом. Существуют бесплатные службы психологической помощи населению, оказывающие профессиональную поддержку.
В заключение хочется сказать, что сейчас проблема буллинга в семье поднимается не только на сессиях с психологом, но и у крупных брендов. Например, компания «Dove» выпустила серию роликов в формате телешоу, где под видом вредных советов затронула тему травли со стороны родных:
Как семье и школе вместе бороться с травлей
Светлана Моторина
Исследования показывают, что каждого второго ребенка травили в школе другие дети или учителя. По данным агентства ЮНИСЕФ Россия находится на третьем месте среди стран Европы по количеству детей, которые сталкивались с буллингом. Не секрет, что зачастую конфликты перерастают в травлю по вине взрослых, когда учителя отрицают факт насилия, а родители его не замечают. Как избежать токсичной среды в школе? Какие отношения в семье сделают ребенка сильнее? Как семье и школе объединиться для борьбы с буллингом? Об этом рассказывает Светлана Моторина, автор первой нон-фикшн книги о травле на русском языке «Травля: со взрослыми согласовано».
Все идет из семьи
Все участники травли, и жертвы, и агрессоры — продукты нехватки любви и заботы в семье.
В агрессоров чаще всего превращаются дети, которые рано становятся самостоятельными из-за того, что родителей физически нет рядом или они всё время заняты и не дают ребенку достаточно любви и внимания. Экстремальный вариант — родители-тираны. В таких условиях ребёнок выбирает модель поведения, при которой он доминирует над другими. А так как из-за собственных травм он не умеет испытывать жалость к более слабым, он выражает свое доминирование только через агрессию.
Довольно часто в момент травли булли совершенно не думают о жертве: их ведёт животный инстинкт и абсолютное ощущение собственной правоты.
Жертвами становятся неагрессивные дети, которые привыкли быть в слабой позиции, например, из-за преобладающего дома насилия. Каким-то образом они обнаружили, что с нападками проще справляться, если казаться незаметным, подчиняться более сильному. Однако, попадая в зону внимания и влияния агрессора, жертва оказывается в ловушке. Чем более незначительной она пытается казаться, тем большего подчинения жаждет нападающий, чтобы удовлетворить свою потребность в доминировании.
Вывод напрашивается сам собой. Единственный способ профилактики буллинга со стороны семьи — любовь, безусловное принятие, уважением к границам ребёнка.
Хороший пример — история Гордона Ньюфелда, автора теории привязанности. Однажды он услышал, как его шестилетнего сына Брейдена на спортивной площадке дразнили старшие дети: «Ха-ха, хочешь в футбол играть? Глупый младенец!». Ньюфелд бросился было на защиту, но услышал, как Брейден спокойно ответил: «Нет, я не младенец. Мой папа сказал, что я футболист». Травля чужих детей не смогла уязвить мальчика, потому что ему было гораздо важнее, что о нём думает отец, авторитетный близкий.
Когда между родителями и детьми установлены доверительные отношения, они, как незримый купол, защищают ребёнка, его самооценку. И наоборот, когда близкие унижают, словами или действиями указывают на его ничтожность, ребёнок становится ещё более уязвимым. Получается замкнутый круг: в семье он подтверждает клеймо, навязанное сверстниками или учителями, а в школе убеждается в правоте родителей.
Секрет нетоксичной среды
Школа со своей стороны может прервать цепь насилия в том случае, если она изначально настроена на ребёнка, признаёт его самость, открыта к совместному решению проблем. Например, есть антибуллинговая хартия, прописаны ценности, проводятся мероприятия по их закреплению.
Когда я работала над книгой «Травля: со взрослыми согласовано», я определила два условия нетоксичной среды в школе:
Вместе против буллинга
Бывает так, что несмотря на прекрасных педагогов, прописанные ценности и правила, травля всё равно происходит. И главное в этом случае понимать, что ни жертве, ни агрессору самостоятельно из этой ситуации не выйти, а мнение, что жертве просто следует поменять свое поведение — ошибочно.
В детском и даже подростковом возрасте это почти невозможно: уровень рефлексии и самосознания ещё слишком низок. К тому же, когда ребенок, не понимая, что именно надо делать иначе, пытается контролировать каждое свое слово и действие, он выглядит еще менее уверенно. Любая его попытка что-то сказать вызывает еще большие нападки, и образуется замкнутый круг, разомкнуть который в состоянии только взрослые — семья и школа.
Что делать семье, если ребенка травят
Быть рядом
Первый, кто способен спасти жертву — это родитель. Необходимо, чтобы в это страшное время ребёнок постоянно видел, что он не один, что близкие на его стороне. Только на вас ребёнок может опереться и хоть как-то пережить то, что с ним происходит. Поэтому будьте с ним рядом.
Доверять ребенку
Нельзя сомневаться в правдивости слов пострадавшего. Стоит один, два, три раза усомниться, и доверие ребёнка будет потеряно. То же произойдет, если говорить, что всё, что происходит в школе — его личные проблемы. Так мы наделяем ребенка доминирующей взрослой альфа-позицией и навсегда обрубаем незримую детско-родительскую связь.
Искать решения вместе со школой
Поговорите с учителем, школьным психологом, администрацией школы. Если школа открыта к признанию травли, готова её лечить, то вы придёте к единому мнению и выстроите стратегию помощи. Варианты: пригласить медиатора, с помощью психолога организовать тренинг на сплочение, обратиться, к команде «Травли.Нет».
Что делать школе, если ребенка травят
Признать проблему
Называйте вещи своими именами. Признайте, что травля имеет место, и что решение проблемы — это ваша ответственность.
Лечить группу
Травля — это болезнь группы, а не личная проблема ребёнка. Возможно, школьнику нужна помощь в коррекции его поведенческих моделей, но это вторично. Первично — прекратить издевки. Для этого примите жёсткое правило в группе: мы не травим и не издеваемся. И лечите группу.
Но не затевайте дискуссий на тему: «Зачем вы это делаете? Что он вам сделал?» и далее по списку, а расскажите детям о том, что такое травля, чем она отличается от простой ссоры или неприязни.
Покажите фильмы «Чучело», «Чудо», или ролики, где актёры в роли жертв рассказывают о своих чувствах. Дайте детям понять, что чувствует тот, кого травят. Например, вместе с психологом спроецируйте подобные ситуации на булли или наблюдателей: «А как бы ты чувствовал себя, если…» Творческая терапия — всем вместе написать пьесу о травле, а затем её поставить на сцене.
Зафиксировать правила
Зафиксируйте правила взаимоотношений в коллективе. Если они уже есть, еще раз напомните, повесьте на видном месте, и регулярно закрепляйте.
Сплотить коллектив
Вывезите детей на экскурсию, в кафе, в другой город. Так вы увидите их вне уроков, заметите изменения в групповой динамике, посмотрите, кто с кем дружит, и есть ли в классе буллинг. В неформальной обстановке проще скорректировать негативные изменения и закрепить позитивные.
Работать с агрессором и с жертвой
Максимально корректно пообщайтесь с семьями булли и жертвы. Попробуйте понять, как обстановка в семье повлияла на поведение обоих детей. Скорее всего, и булли, и жертве понадобится психологическая помощь. Законодательно ее навязать нельзя, но как минимум предложить родителям — нужно.
Для профилактики травли дома и в школе я рекомендую следующие фильмы:
Что делать при травле в семье
Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя. В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле. Делимся советами из наших книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.
Виды буллинга
Травля может происходить где угодно, например по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.
Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Авторы книги «Как помочь ребенку повзрослеть» выделяют восемь видов буллинга.
Как помочь ребенку повзрослеть
Изоляция
Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.
Источник
Присоединение
Для участия в травле не обязательно быть инициатором.
Вербальные издевательства
Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.
Бодишейминг
Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.
Физические издевательства
Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.
Сексуальные издевательства
Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.
Кибербуллинг
Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.
«Я ни при чем»
Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.
Воздействие буллинга
Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.
Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.
Дружелюбные
Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.
Кто участвует в травле
Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.
Дети-агрессоры
Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).
И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.
Дети-жертвы
Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.
Источник
Буллинг и группа сверстников
Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге. В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.
Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
Жертва: подвергается травле.
Признаки буллинга
Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.
Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.
Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.
Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.
Кто еще знает о травле?
Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.
Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.
Что делать родителям
Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.
Как разговаривать с ребенком о проблеме
Как реагировать ребенку
Источник
Какие меры предпринять родителям
Что нельзя делать родителям
Какие советы нельзя давать ребенку
Если вы — родитель агрессора
Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.
Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.
Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.
С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)