что делать после дтп виновнику аварии
Действия после оформления дорожно-транспортного происшествия
Порядок действий после оформления ДТП следует знать любому водителю, вне зависимости от его опыта и уверенности. На дороге риску попасть в аварию подвержен каждый, и от правильности действий водителя, пострадавший он или виновник, зависит получение страховой выплаты.
Что делать виновнику аварии после оформления ДТП?
Действия виновника после оформления ДТП будут несколько отличаться в зависимости от того, есть ли у водителя полис КАСКО в дополнение к ОСАГО или только второе.
Если виновник дорожно-транспортного происшествия имеет только полис ОСАГО, порядок действий будет таким:
Пострадавший может требовать лично от виновника возместить ущерб в той или иной мере. В таком случае следует предложить ему обратиться в суд, но не удовлетворять его требований.
Если виновник дорожной аварии помимо полиса ОСАГО, имеет КАСКО, то, кроме перечисленного выше, сделать надо следующее:
Если выплаты по КАСКО после оформления ДТП не было, либо она не покрывает ремонт, следует обратиться в суд, а кроме того подать жалобу в страховой надзор.
Что делать после оформления дорожно-транспортного происшествия пострадавшему?
В первую очередь после оформления ДТП пострадавшему нужно созвониться со страховщиками виновника, чтобы они зарегистрировали страховой случай. Необходимо рассказать все, что известно об аварии, если потребуется – ответить на вопросы.
Не позже чем через 5 дней после оформления, пострадавшему стоит приехать к страховщикам для написания заявления. Сотрудники могут предложить провести осмотр машины, на это нужно согласиться, а в случае значительных повреждений – пригласить своего эксперта. На осмотре и при составлении акта обязательно должен быть виновник: это понадобится, если по выплате придется обращаться в суд.
Каждый предъявленный страховщикам документ нужно копировать для себя, причем так, чтобы видны были отметки о принятии. Обязательно учесть дату принятия на последнем документе, поскольку с нее начинается отсчет тех 20 дней, в течение которых выплата должна быть произведена. С первого дня задержки начисляется неустойка.
Страховая выплата может не покрыть ремонт, поскольку расчет суммы делается из учета, указанных в акте, повреждений авто и приблизительной цены на их починку. В этом случае надо принять выплату, отремонтировать машину, сохраняя наряды, чеки и акты приемки работ. А с этими документами обратиться к страховщикам виновника аварии.
Если во время ремонта обнаружатся скрытые дефекты последствий ДТП, что бывает часто, следует провести дополнительный осмотр, вызвав представителя страховой компании и виновника аварии.
Если у пострадавшего дорожно-транспортного происшествия имеется КАСКО, то ему понадобится:
Что делать после заполнения европротокола?
Европротокол оформляется после ДТП, когда участники решают урегулировать произошедшее между собой, без ГИБДД. Они сами определяют, кто виновник, у обоих есть ОСАГО и извещения на руках, жертв аварии нет, и повреждены только обе машины самих участников.
Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000р, допустимо составление Европротокола при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».
После заполнения Европротокола, обоим участникам необходимо доставить своим страховщикам извещения не позднее 5 дней после аварии. Это можно сделать почтой, но лучше лично: приехать в офис, взять подтверждающий получение бланка документ, на котором должна быть печать, не забыть сделать копию извещения для себя.
Если бланк Европротокола отправляется почтой, то делается это исключительно заказным письмом с уведомлением о получении, и должна быть опись вложенных документов. А вместе с письмом копию извещения о ДТП надо отправить страховщику с помощью факса. Опись и уведомление о получении письма следует сохранить.
После этого участники аварии должны получить письмо, в котором будет требование о направлении их машин на осмотр. И не позже чем через 5 дней с даты получения письма, им нужно это сделать. Однако законным такое требование считается лишь в том случае, когда оно именно письменное, устное удовлетворять ни один из участников не обязан.
Заполнение оборотной стороны извещения
Прежде, чем приступить к самостоятельному заполнению извещения после оформления ДТП, надо учесть, что:
Оборотную сторону, водители заполняют самостоятельно. Тут потребуется указать дополнительную информацию о самой аварии и машинах участников.
Если места на бланке окажется недостаточно, можно дописать сведения на чистом листе бумаги, который потом приложить к извещению. При этом обязательно нужно сделать на оборотной стороне пометку о том, что есть приложение, и указать, кто его составил.
Если у водителя есть запись ДТП с видеорегистратора, об этом необходимо сделать пометку в извещении, а также отдать копию записи страховщикам. Она может быть доказательством правоты конкретного участника после дорожно-транспортного происшествия.
Пометки в ячейках надо делать с помощью галочки или крестика. В графах, где сведений нет, стоит ставить либо прочерк, либо латинскую букву Z, либо слово «нет».
Обращение в страховую компанию по ОСАГО после оформления ДТП
Чтобы подать заявление в страховую компанию по ОСАГО после оформления дорожно-транспортного происшествия, необходимо подготовить следующий пакет документов:
Также водителю могут понадобиться документы следующего порядка:
При сдаче бумаг необходимо оставлять себе копию каждой. Кроме того, их должны обязательно принимать по описи.
Если между страховщиком и водителем возникнут разногласия на почве исполнения обязательств, водитель может направить жалобу в страховую компанию. При этом к ней надо приложить аргументирующие документы. Жалобу обязаны рассмотреть не позднее чем через 5 дней после подачи, и в этот же срок ответить на нее. Без предъявления претензии страховщику и оформленного документа, подтверждающего это, суд не будет рассматривать иск водителя.
Получение выплаты по ОСАГО
Если аварию признают страховым случаем, после оформления ДТП потерпевший на выбор сможет либо получить выплату деньгами в кассе компании или на свой банковский счет. Если полис ОСАГО оформлен после введения поправки в закон об обязательном гражданском страховании апреля 2017 года, водителю предложат сделать ремонт машины в том техобслуживании, с которым у страховщиков договор.
Виновник после оформления дорожно-транспортного происшествия не получает выплат, его машина, прицеп, груз или оборудование, что пострадали в аварии, не ремонтируются по ОСАГО.
Максимальные суммы выплат по ОСАГО, согласно закону, следующие:
Эти лимиты действительны для каждого страхового случая, вне зависимости от количества аварий на период действия полиса и от того, в какую из страховых компаний обратился потерпевший.
Нюансы действий водителя после оформления ДТП
Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:
И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.
Права, если попали в ДТП
Каждый месяц в России происходит около 10 тысяч ДТП с погибшими и пострадавшими. На самом деле ДТП гораздо больше: не все попадают в официальную статистику.
ДТП — это событие во время дорожного движения, из-за которого пострадали машины, люди, какое-то другое имущество. Если никто не пострадал, а машина просто уехала в кювет, это не ДТП. Или когда машины не двигались, а стояли на парковке, но что-то все равно повреждено — это может быть страховой случай, но не ДТП.
Если попали в аварию, оцените обстановку и вспомните о своих правах. Пусть в доступе будет таблица со ссылками на нормативку: она поможет принять взвешенное решение в непростой ситуации. А еще есть карточки со списком прав.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
И не забывайте про бесплатный курс для тех, кто решил купить первую машину. Он пригодится, чтобы избежать аварии.
Потребовать от других участников оформить ДТП
Как это работает. По правилам дорожного движения при любом ДТП положено остановиться, включить аварийку и выяснить обстоятельства. Если есть пострадавшие, нужно сразу вызывать медиков и полицию.
Если пострадали только машины, есть варианты. Разъехаться без полиции можно, если участники ДТП подписывают европротокол. Иначе надо сообщать в полицию. А вот варианта перевести деньги за разбитую фару и сразу поехать по своим делам в законе нет вообще.
На практике такое, конечно, случается. Но помните, что эта ситуация — рискованная. С точки зрения правил дорожного движения нельзя просто договориться на месте без каких-либо документов. Уехать по своим делам после этого — значит оставить место ДТП. Теоретически вы можете уехать, а другой участник останется на месте и вызовет инспектора. Штрафа за оставление места ДТП нет, но могут лишить прав или арестовать.
Если пострадала ваша машина или вы сами, риски тоже есть. На месте не всегда можно правильно оценить ущерб. Могут быть скрытые повреждения, или последствия травмы проявятся не сразу. При оформленном ДТП все это оплатила бы страховая или виновник. Но если вы договорились на месте и разъехались, второй участник ДТП может отказаться потом что-то доплачивать. И заставить его будет сложно. Чтобы зафиксировать, когда и кем причинен вред, нужны официальные документы. Их можно оформить, даже если второй участник уехал.
Конечно, ситуации бывают разные. Но если хотите обезопасить себя по полной, требуйте от других участников ДТП сообщить в полицию или составить европротокол. Если они отказались что-то оформлять и уехали, запишите номер машины и постарайтесь заручиться поддержкой свидетелей. Вызывайте инспектора ДПС и оставайтесь на месте. Инспектор зафиксирует ДТП, а тому, кто уехал с места аварии, грозит лишение прав.
Как победить выгорание
Покинуть место аварии для перевозки потерпевших в больницу
Как это работает. Если в ДТП пострадали или погибли люди, уезжать никуда нельзя. Это грозит не только административным, но и уголовным делом. Если вам предлагают расплатиться на месте и разъехаться — оцените последствия такого решения. Уехать с места ДТП закон разрешает только в экстренном случае, когда пострадавших нужно отправить в больницу.
Везти пострадавшего в больницу на своей машине — это вариант на крайний случай, если нет возможности отправить его туда на скорой или с попуткой. При вызове скорой помощи опишите травмы и состояние пострадавшего, чтобы убедиться, что перевозка без спецтранспорта не навредит еще больше.
Уехать с места аварии, чтобы освободить дорогу
Как это работает. Если машины после аварии не дают проехать другим, место ДТП тоже можно покинуть. Тут нужно учитывать, пострадали люди во время аварии или нет.
Если люди пострадали, освободить проезжую часть можно и нужно, когда движение других транспортных средств невозможно. То есть даже объезд устроить не получается. Нужно постараться сохранить следы машин или предметы, которые остались на дороге после аварии. Например, обломки. Можно отгородить их знаками аварийной остановки. Уехать далеко в любом случае не получится, так как нужно ждать скорую и полицию. Но это можно делать на обочине.
Если вред причинен только машинам, можно никого не ждать и уехать с места ДТП. Если водители подписывают европротокол, то уехать можно куда угодно.
Европротокол не всегда подходит. У кого-то из участников, например, может не быть полиса ОСАГО. В этом случае уехать можно до ближайшего поста ДПС. Сначала нужно будет позвонить в полицию, сообщить о ДТП и отсутствии потерпевших. Вам могут предложить составить схему ДТП и привезти ее в отделение. Если скажут ждать инспектора — придется ждать.
Перед тем как куда-то уезжать или переставлять машины, обязательно нужно все сфотографировать, описать, можно снять на видео. По фотографиям и записям должно быть понятно, где находились машины во время аварии и какие повреждения они получили.
Оформить европротокол и обойтись без инспектора ДПС
Как это работает. Европротокол — это упрощенный порядок оформления ДТП для получения выплат по ОСАГО. Он удобен тем, что не нужно вызывать инспектора ДПС и представителей страховой. Можно оформить ДТП на месте, отправить фотографии в страховую через приложение и уехать по своим делам.
Чтобы оформить европротокол, должны совпасть несколько условий:
ДТП по европротоколу можно оформить:
Составьте извещение о ДТП, по возможности приложите фотографии и видео с места происшествия. Бумажное извещение нужно будет отправить своему страховщику, а электронное автоматически отправится из приложения.
Оформлять через приложение выгоднее, если повреждения серьезные. Страховая сможет компенсировать ремонт в большем размере.
Лимиты возмещения по европротоколу
Согласие насчет обстоятельств ДТП | Фото и видео с места ДТП | Максимальная сумма выплат |
---|---|---|
Есть | Отправлены через приложение | 400 000 Р |
Нет | Отправлены через приложение | 100 000 Р |
Есть | Не отправлены | 100 000 Р |
Не платить за причиненный ущерб при наличии ОСАГО
Как это работает. ОСАГО ввели для того, чтобы пострадавшие в ДТП по вине других водителей гарантированно получили возмещение вреда — даже если у виновника нет денег или желания платить компенсацию.
Работает это так: каждый водитель покупает страховку на год. И если он становится виновником ДТП, вред пострадавшему возмещает страховая компания. То есть по ОСАГО автовладелец страхует свою ответственность, а не машину.
Если произошла авария по вашей вине, возмещать ущерб будет страховая. Поэтому вы сами можете никому ничего не платить.
Лимиты возмещения по ОСАГО
Последствия ДТП | Максимальная сумма |
---|---|
Вред жизни и здоровью | 500 000 Р |
Вред имуществу | 400 000 Р |
Платить из своего кармана придется только в том случае, если страховые выплаты не покрывают реальный вред здоровью или стоимость ремонта. Например, если пострадавшую машину нельзя восстановить. Тогда разницу между суммой возмещения по ОСАГО и реальным ущербом придется выплачивать виновнику аварии.
Есть случаи, когда страховая сначала выплатит возмещение по ОСАГО, а потом взыщет все с виновника — это называется регрессным требованием. Так бывает, если виновник аварии намеренно нарушил закон: сел за руль пьяным, без прав или техосмотра, уехал с места ДТП, намеренно врезался в другую машину. Все случаи указаны в ст. 14 закона об ОСАГО.
Обращаться за возмещением вреда в свою страховую компанию
Как это работает. В ДТП чаще всего несколько участников, и у них могут быть разные страховые компании по ОСАГО. Кажется логичным, что вред за виновника ДТП возмещает его страховая компания. Но это может быть неудобно пострадавшему. Например, страховая компания может вообще не работать в его регионе. Чтобы получать возмещение по ОСАГО было проще, закон разрешает обращаться напрямую в свою страховую компанию — ту, что продала полис. А дальше страховые разберутся между собой, кто, что и кому должен.
Вот при каких одновременных условиях можно обратиться за прямым возмещением по ОСАГО в свою страховую:
То есть в самой распространенной ситуации, когда на дороге столкнулись две машины, обращаться за выплатами можно в свою страховую компанию, которая выдала полис ОСАГО.
Если есть раненые или погибшие, действует общее правило: обращаться за возмещением нужно в страховую, которая выдала полис виновнику ДТП.
Получить от страховой компенсацию вреда здоровью и утраченного заработка
По ОСАГО можно не только получить компенсацию расходов на лечение, но и возместить утраченный заработок или иной доход. Для этого должна быть какая-то официальная занятость, чтобы подтвердить размер дохода.
Для оформления компенсации нужны:
Деньги на лечение нужны сразу, но вред здоровью и объем расходов порой можно правильно оценить только по окончании лечения. Поэтому выплаты делят на две части:
Во вторую выплату также можно включить расходы на лечение сверх полиса ОМС, лекарства и компенсацию потерянного заработка. В правилах ОСАГО особо отмечено, что эти выплаты не зависят от выплат по больничному листу.
Компенсация морального вреда по ОСАГО не предусмотрена. Но ее можно взыскать напрямую с виновника ДТП. Также обращаться к виновнику следует в том случае, если выплаты от страховой не покрыли всю стоимость лечения. Он должен будет оплатить разницу.
Отремонтировать машину за счет страховой
Как это работает. Ремонт — это основной вид возмещения ущерба по ОСАГО. Если вы попали в ДТП не по своей вине, страховая компания оплатит ремонт. Мастерскую тоже выберет страховая — вы получите от нее направление на ремонт.
Вот основные условия возмещения в виде ремонта:
Если эти требования выполнить нельзя, страховая выплатит деньги. Но если требования соблюдаются, отказаться не получится. Даже если автосервис не вызывает доверия.
Можно попробовать договориться со страховой. По письменному соглашению она может одобрить ремонт на выбранной вами СТО и перевести деньги ей. Есть еще один вариант, как заранее обеспечить ремонт в проверенной мастерской: выбрать ее при заключении договора ОСАГО.
Страховая может сама предложить деньги вместо направления на ремонт после осмотра машины. Не торопитесь соглашаться: получить выплату вместо направления — это ваше право, а не обязанность. Проверьте, соответствует ли предложенная сумма будущим затратам на восстановление автомобиля. Если она значительно меньше, настаивайте на выдаче направления на ремонт.
Получить деньги на ремонт машины
Как это работает. Есть несколько случаев, когда вместо ремонта по ОСАГО можно получить деньги — по договоренности со страховой или по закону.
Вот когда ремонт машины оплачивают деньгами:
В этих случаях вы можете забрать у страховой деньги и ремонтировать машину там, где посчитаете нужным. Размер выплат рассчитывается по методике Центробанка. Учитывают износ деталей и берут среднюю стоимость запчастей. На практике стоимость ремонта по оценке страховой может отличаться от того, что реально придется потратить. Разницу потом можно взыскать с виновника ДТП.
Взыскать с виновника ДТП доплату до реальной стоимости ремонта
Как это работает. Если ремонт машины обошелся дороже, чем насчитала страховая по методике Банка России, можно получить разницу между возмещением и фактическими расходами. Взыскивать доплату придется через суд — с виновника ДТП.
Логика здесь такая: водитель причинил ущерб другой машине, значит, он должен его возместить. Вместо виновника это делает страховая, в которой он купил полис ОСАГО. Но у страховой есть установленные законом лимиты и правила расчета страхового возмещения. Больше этих лимитов она выплатить не может. Поэтому разницу должен заплатить тот самый виновный человек. Полис покрывает его ответственность только частично, остальное пусть отдает за свой счет.
Не учитывать износ при расчете выплат, если не было направления на ремонт
Как это работает. Иногда страховые компании ведут себя недобросовестно. Не дождавшись направления на ремонт или хоть какой-то выплаты, владельцам машин приходится ремонтировать машину самостоятельно. В этом случае затраты на ремонт можно взыскать со страховой, причем без учета износа машины.
В одном из дел, которое дошло до Верховного суда, разница между оценками расходов на ремонт БМВ Х5 — с учетом износа и без — составила 90 тысяч рублей. Так как страховая вовремя не отремонтировала машину, владелец потребовал компенсировать ему расходы на ремонт без учета износа. И Верховный суд с этим согласился. Потому что убытки, причиненные неисполнением обязательств, нужно возмещать.
Потребовать от страховщика провести техническую экспертизу за его счет
Как это работает. Чтобы оценить размер повреждений и стоимость ремонта, страховая компания осматривает пострадавшую машину. Иногда этого достаточно для того, чтобы определить размер возмещения вреда. Страховая после осмотра может сообщить владельцу машины, какое возмещение она готова предоставить. Если он согласен, то получит направление на ремонт или деньги.
Соглашаться на предложение страховой необязательно. Если кажется, что вам предлагают заниженную сумму, можно требовать от страховой компании организовать независимую экспертизу. Ее стоимость покрывается страховкой. Направить машину на экспертизу — обязанность страховой компании, если владелец машины об этом попросил. При отказе можно провести экспертизу самому, а ее стоимость требовать со страховщика.
Страховая может назначить экспертизу сразу, по собственной инициативе. Например, чтобы оценить, чем вызваны повреждения машины: ДТП или какой-то старой аварией.
В любом случае представить машину на экспертизу — обязанность водителя. Если этого не сделать, страховая ничего выплачивать не будет. Неважно, кто был инициатором: страховая компания или вы сами.
Провести экспертизу самостоятельно
Как это работает. На осмотр и экспертизу машины у страховщика есть 5 рабочих дней после того, как он получит заявление о страховом возмещении. Если страховщик не уложится в этот срок, владелец машины может организовать экспертизу самостоятельно. Результаты такой оценки страховщик обязан принять.
Если воспользовались таким вариантом, предупредите страховую как минимум за 3 дня. Желательно — в письменном виде. Это необходимо, чтобы она могла прислать своего представителя. Потом расходы на экспертизу компенсирует страховая компания.
Порядок проведения экспертизы регламентирован законом об ОСАГО, чтобы результат оценки не зависел от того, кто ее проводит. Однако на практике оценки разных экспертов могут различаться. Поэтому иногда есть смысл провести повторную экспертизу, чтобы через суд взыскать разницу со страховой компании. В этом случае оплачивать экспертизу придется самостоятельно, но в случае выигрыша в споре расходы компенсирует страховая.
Если решите обжаловать решение страховой компании в суде, заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства. При вынесении решения суд будет ориентироваться именно на нее.
Расходы на экспертизу можно взыскать, даже если лимит страхового возмещения исчерпан. Это подтверждает практика Верховного суда по защите прав потребителей.
Получить выплаты или направление на ремонт в течение 20 дней
Как это работает. Выдать направление на ремонт или перечислить выплаты в счет ремонта страховая компания должна в течение 20 дней. Имеются в виду календарные дни. Но праздничные нерабочие дни не учитываются. То есть новогодние каникулы и другие официальные праздники продлят срок для ответа, если попадут в 20-дневный период.
Срок для принятия решения о страховом возмещении может быть дольше в двух случаях:
Отсчитывать срок начинают от даты, когда потерпевший подал в страховую компанию заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с документами, которые необходимы для принятия решения. Перечень этих документов установлен в правилах ОСАГО.
Если страховая компания не успевает ответить в срок, владелец машины может организовать ремонт там, где ему нравится, а потом взыскать со страховой компенсацию. Суд назначит экспертизу для оценки расходов на ремонт — и сумму, указанную в заключении, взыщет со страховщика. А еще страховщик заплатит неустойку — 1% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.
Получить страховое возмещение, даже если виновник был без ОСАГО
Как это работает. Водить машину можно только при наличии полиса ОСАГО. Но он есть не у всех. Кто-то забывает продлить полис, кто-то принципиально его не оформляет, а кого-то обстоятельства заставляют сесть за руль без страховки. Если в ДТП оказывается виноват человек, у которого в принципе нет полиса ОСАГО или который в него не вписан, страховая компания не возместит ущерб. Виновник должен сделать это сам.
Но это не значит, что нужно ждать суда с виновником ДТП. Есть случаи, когда выплаты можно получить быстрее и без суда. Ущерб в ДТП за автовладельцев, у которых нет ОСАГО, компенсирует РСА — Российский союз автостраховщиков. Потом он сам разберется с виновником аварии.
РСА выплатит компенсацию, если выполняются два условия:
Если пострадали только машины, придется обращаться в суд. Тут уже страховые компании не помогут.
Больше информации о компенсационных выплатах — на сайте РСА.
Получить компенсацию по каско, даже если сами виноваты в ДТП
Как это работает. По ОСАГО страхуют ответственность, то есть риск навредить кому-то на дороге и потом платить за это. Это никак не поможет получить деньги на ремонт, если ваша машина пострадала, но виновным признали вас. Да и когда у другого водителя нет полиса, от ОСАГО тоже мало пользы. Тут помогает традиционное имущественное страхование — каско.
Оформить каско может любой автовладелец. Обычно его требуют банки, когда выдают автокредит. Поэтому многие воспринимают каско как неприятную финансовую обязанность. Но в целом это надежный способ сохранить деньги и нервы, если с автомобилем что-то случится.
Каско позволяет получить страховое возмещение, когда ОСАГО не действует. Например:
Бесплатно утилизировать машину, если ее нельзя восстановить
Как это работает. В серьезной аварии машина может превратиться в металлолом. Если ее нельзя восстановить и некому продать в таком состоянии, остается снять с учета и утилизировать.
Утилизировать машину можно бесплатно. Расходы покрывает утилизационный сбор. Чаще всего его платят производители машин, поэтому владельцы о нем даже не задумываются — хотя в конечном счете эти расходы просто включают в цену. Если машину ввозят из-за рубежа, утилизационный сбор нужно уплатить на таможне. Если сбор уплачен, никакой платы за утилизацию с владельца машины брать нельзя.
До 1 сентября 2012 года утилизационного сбора не было. Поэтому за машины, зарегистрированные в России раньше, его никто не платил. За утилизацию таких автомобилей могут взять деньги по тарифу утилизирующей компании. На практике утилизировать бесплатно можно практически любую машину. Проверить, уплачен сбор или нет, можно по ПТС — в него ставят штамп-отметку.
Перед утилизацией нужно снять машину с учета в ГИБДД. Заявление можно подать через госуслуги. Это бесплатно. Если не снять машину с учета, придется дальше платить за нее транспортный налог или отдельно сообщать в ИФНС о гибели автомобиля.
Не знаю как сейчас, лет 7 назад это был не самый приятный опыт. Прождали несколько часов ГАИ, потом провели пол ночи в отделении. Затем ездил еще дополнительно на разбор.
Обратился в страховую свою, отправили в страховую виновника, поскольку он повредил еще 2 машины. Поехал, потратил половину дня в очередях. Оттуда меня отправили в ГАИ за какой-то дополнительной справкой.
Дополнительную справку ГАИ сказали, что не могут дать, потому что дело ушло в суд (виновник был пьян). В суде сказали, что поскольку я к этому делу не имею отношения мне ксерокопию какой-то там бумажки не выдадут. Поехал снова в страховую виновника. Оттуда меня направили на экспертизу. Через пару дней пришлось ехать еще в какой-то другой офис страховой, уже не помню зачем.
От первичного обращения в свою страховую до получения денег на расчётный счет прошло порядка месяца.
С учетом того, что машина была ВАЗ-2104 раз 5 пожалел о том, что не отремонтировал за свой счет, хоть и была повреждена вся левая часть авто. 🙂
Виновник в ДТП, не явился на разбор в течение двух месяцев. ГИБДД не выдают справку о ДТП, (хотя виновник признал свою вину) соответственно не могу обратиться с страховую (без справки не принимают). Взывать к виновнику, похоже бесполезно, (очень занят, постоянные командировки) хотя у него есть полис ОСАГО. Дальнейшее обращение в суд, его абсолютно не пугает. Делать автомобиль, даже за свой счет пока тоже не могу, возможно назначение судом экспертиз. Европротокола на покрытие не достаточно, наверное проще доплатить за ремонт и сэкономить время и нервы
В законе прописано, что страховая компания может выдать направление на ремонт на СТОА, которая не соответствует критерию 50 км дальности от места жительства потерпевшего или места ДТП, при условии оплаты эвакуации автомобиля. В данном случае, страховая будет права и требовать денежную выплату не получится. Страховые иногда этим злоупотребляют и по нашим клиентам выдают направление на ремонт на СТОА, которая находится вообще в другом регионе, с указанием готовности оплатить эвакуацию автомобиля.
> Если пострадали только машины, есть варианты. Разъехаться без полиции можно, если участники ДТП подписывают европротокол. Иначе надо сообщать в полицию. А вот варианта перевести деньги за разбитую фару и сразу поехать по своим делам в законе нет вообще.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72020406/
Вот тут постановление ВС на эту тему.
Если коротко, то можно на месте договориться и это не будет нарушением закона.
Но по сути первого вопроса: если нет пострадавших и повреждения только у участников ДТП и им не нужны документы о ДТП, то они имеют право решить вопрос промеж себя.
А вообще, у нас сейчас относительно просто с такими мелкими ДТП. ГИБДД не любит выезжать на мелочи и зовет к себе. В итоге при ДТП достаточно позвонить в ГИБДД и сообщить о ДТП, звонок будет зафиксирован и со звонящего автоматически снимаются обвинения в оставлении места ДТП. А дальше хочешь решай на месте, хочешь оформляй европротокол (что, опять же, в наших условиях особого смысла не имеет, а риск немаленький), а хочешь едь в ГИБДД оформляться там. Времени потратишь чуть больше, но оформишься традиционно, но зато машина попадет в базу ДТП, чего многие не хотят.