что делать после дебюта в шахматах
Урок 70 Что делать после дебюта
Что делать после дебюта? Это довольно интересный вопрос, который волнует начинающих шахматистов и многих, кто уже имеет разряд по шахматам. В этом уроке попробуем дать ответ на него. Начнем с того, что при разыгрывании шахматного дебюта каждый шахматист руководствуется своими знаниями, убеждениями, правилами, разработками и т.д. вследствие чего при переходе в миттельшпиль мы получаем некую позицию, которая имеет свои сильные и слабые стороны.
Отсюда вытекает идея найти эти самые плюсы и минусы, для этого надо воспользоваться оценкой позиции. После оценки мы получаем общую информацию о возникшей ситуации на доске. Далее, нужно подумать, как наши минусы может использовать соперник и как будем использовать недостатки в позиции противника мы. Говоря проще, получив общую оценку позиции начинаем делить ее на отдельные фрагменты и составлять по ним план.
Такими фрагментами как правила являются: пешечная структура (положение пешек в центре, пешечные слабости и т.д.), развитие фигур, положение коля и его защищенность, слабые и сильные поля, наличие открытых линий и их владение и т.д. Все выше перечисленное очень сильно влияет на составление общего плана игры и отдельных мини — планов на короткое время (на несколько ходов).
Главной проблемой для многих является пренебрежение оценкой позиции, причин на это несколько: неумение оценивать возникшее положение на доске, вторая причина нежелание это делать, опираясь только на ответ соперника. Понятно что, не оценив позиции мы не сможем использовать ее сильные и слабые стороны, вследствие чего наша игра будет хаотичной, а победа будет только в том случае если соперник сделает грубую ошибку или «зевок».
Решение, конечно есть, необходимо изучить общие правила и сам план оценки позиции, можно для начала воспользоваться «цифровой оценкой» позиции, что достаточно наглядно может показать сильные и слабые стороны позиции. Вторая причина, нежелание делать оценку позиции, опираясь только на ответ соперника является чисто психологической. Необходимо понять, что если мы будем только реагировать на ответ соперника, при этом не проводя каких-то своих планов, то противник всегда будет на шаг впереди. А значит шансы на победу будут минимальны, а если шахматист довольно опытный, то шанс на победу будет равен нулю.
Подведя итог вышесказанного на вопрос, что делать после дебюта? Ответ практически однозначен необходимо оценить позицию, а уже потом приступить к составлению конкретных планов, но это уже будет миттельшпиль. О том, что нужно делать в миттельшпиле мы будем рассматривать в других шахматных уроках, поэтому рекомендую подписаться на нашу бесплатную рассылку, чтобы не пропустить интересного материала.
Если возникли вопросы по данной теме задавайте их в комментариях на все обязательно буду отвечать.
«Как изучать дебюты» — Михаил Юдович
Пожалуй, нет такого любителя шахмат, который не хотел бы научиться играть лучше, не стремился бы изжить недостатки в своей игре. Многим при этом кажется, что главным препятствием, которое мешает им совершенствоваться, является плохое знание теории дебютов. И все же иной любитель, раздобыв после долгих поисков желанное дебютное руководство, полистает его, вздохнет и… поставит надолго на книжную полку. В самом деле, если думать, что необходимо изучить все варианты, приведенные в таком учебнике, можно испугаться. Попробуй, запомни их все, где взять для этого время?
Увы, до сих пор бытует наивное мнение, что мастер потому и играет мастерски, что от корки до корки изучил все толстые шахматные руководства. А ведь есть немало шахматистов второго, третьего разрядов, которые знают дебютную теорию не хуже иных мастеров. А вот сядет играть турнирную партию такой шахматный «ученый» второго разряда, и сделает его противник неожиданный ход, о котором в книге ничего не было написано… и все пропало, поражения не миновать.
И в шахматах нельзя жить чужим умом. Чтобы хорошо играть, надо прежде всего ясно представлять себе смысл того, что происходит на доске. «Штудирование шахматных учебников лишь прокладывает те пути, по которым надо научиться мыслить самостоятельно»,— справедливо указывал экс-чемпион мира М. Эйве.
Чтобы лучше разобраться в проблеме изучения теории начал, прежде всего нужно решить, что такое дебютные варианты, являются ли они обязательными и строго единственными?
Почему нелегок путь дебютного руководства к сердцу читателя? Варианты, варианты, варианты расползаются по всем страницам такой книги. Обилие их может показаться скучным, необычайно трудным… Но это не так. Надо только со всей ясностью представлять, что варианты эти — фрагменты из партий сильнейших шахматистов мира, которые были сыграны в турнирах и матчах. В них отражены смелые творческие поиски, богатство замыслов, радость открытий и горечь неудач. Значит ли это, что нет в позиции других вполне возможных продолжений? Конечно, не значит!
Шахматная борьба многообразна, она таит в себе бесчисленное количество различных возможностей. Еще много лет назад М. Чигорин говорил, что в каждом дебюте «можно избежать шаблонных книжных вариантов, достигая при этом не худших, если не лучших, результатов». И действительно. Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем, лишь это даст вам возможность находить правильные пути в безбрежном океане возникающих в начале партии вариантов.
Настоятельно рекомендуем запомнить фразу «Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем…». Зная основные идеи того или иного дебюта, проще находить правильные ходы в нештатных ситуациях. Под «нештатными», мы понимаем ходы противника, сделанные не по правилам того или иного дебюта. Как было сказано выше, многие шахматисты-любители не знают, как реагировать на «не книжные» ходы.
Характерна история «героя нашего времени» волжского гамбита. Когда анализ этого гамбита, подготовленный куйбышевскими шахматистами во главе с кандидатом в мастера Б. Аргуновым, был опубликован в журнале «Шахматы в СССР» (№ 2, 1946), специалисты встретили его с нескрываемым скептицизмом. «Что получают черные за пожертвованную пешку? Ничего или очень мало»,— утверждали критики. Не сразу выявилась и оправдала себя чисто позиционная идея гамбита: создать давление на ферзевом фланге и по диагонали f1-a6, вызвать ослабления в лагере белых, постепенно организовать атаку. Испытания показали, что идея эта весьма жизненна. Отношение к волжскому гамбиту резко изменилось. Появился новый раздел дебютной теории, ныне отважный гамбит частый гость крупных соревнований.
Какой практический вывод можно сделать из всего сказанного?
Прежде всего, нельзя слепо и безоговорочно принимать на веру то, что написано в тех или иных шахматных учебниках или в комментариях гроссмейстеров и мастеров. Скажем, автор примечаний утверждает, что преимущество у белых. Но если вы начнете разбираться в позиции, может быть, вы с этим мнением и не согласитесь. Разбираться надо серьезно, не торопясь, избегая скороспелых выводов. И в шахматном анализе надо «семь раз примерить, прежде чем один раз отрезать».
В каждом дебютном варианте, который вы применяете, необходимо иметь ясное представление о том, что хорошо и плохо, о том, как должна складываться и развиваться борьба. Это обеспечит вам практический успех.
Очень важно правильно решить проблему выбора того или иного дебюта для своей турнирной практики. Некоторые любители решают эту проблему просто, играют те дебюты, которые встречаются в партиях прославленных гроссмейстеров, сильнейших шахматистов мира. Логика очень простая. Раз дебют применяет Карпов или Каспаров — значит, этот дебют хороший. На первый взгляд рассуждение справедливое, но только на первый взгляд. Надо помнить, что большинство дебютных построений вполне приемлемо, а на их выборе большими шахматистами сказываются личные вкусы и симпатии. Известно, например, что Ботвинник в ответ на 1. е2-е4 очень часто играл 1…е7-e6, а Смыслов не любил применять французскую защиту черными. Каспаров, сказавший как-то «осложнения — моя территория», естественно, стремится избирать дебютные схемы, которые ему по душе…
Справедливо старинное изречение «стиль — это человек». Именно поэтому выбор дебюта должен решаться в зависимости от того, какие позиции вам нравятся, каким положениям вы отдаете предпочтение. Вряд ли можно считать оправданным, что подавляющее большинство шахматистов среднего уровня в ответ на 1. е2-е4 избирают ответ с7-с5. Сицилианская защита — дебют очень трудный и сложный. В нем много форсированных острых вариантов. Применять «сицилианку» можно, имея определенную подготовку, иначе легко и просто попасть в беду. Но ведь применяют эту дебютную систему часто непродуманно, лишь потому, что так играют все…
И еще один практический совет. Старайтесь включать в свой дебютный репертуар варианты мало освещенные в справочниках. Таких вариантов огромное количество. Понравилось вам какое-либо продолжение, нашли вы в нем определенный смысл — играйте так без колебаний и ненужных опасений. Написал эти строки и представляю себе такое возражение: а у меня вообще нет дебютного руководства, никак не могу достать. На что мне ориентироваться?
Здесь следует сказать о том, что большинство любителей шахмат не умеют еще разбирать как следует публикуемые в газетах, журналах и турнирных сборниках партии гроссмейстеров и мастеров. А ведь каждая такая партия при внимательном анализе может быть отличным учебником стратегии и тактики, методов игры в дебютах. «Шахматные книги и партии надо изучать,— говорил экс-чемпион мира Т. Петросян,— именно изучать, а не проглядывать со скоростью столько-то страниц, столько-то партий за один присест. Тогда вы обязательно уловите в вариантах, рекомендованных планах или оценках какие-то шероховатости или даже ошибки».
Неоценимым и доступным для всех материалом являются сейчас партии матча на первенство мира А. Карпов — Г. Каспаров. Постарайтесь разобраться в том, почему в дебюте эти выдающиеся гроссмейстеры избирали тот или иной ход. Подумайте, с чем связан этот ход, каковы его цели. Мысленно поставьте себя на место одного из играющих. Как бы сыграли вы и почему?
Конечно, подобный анализ за полчаса не проведешь. Он требует серьезной работы. Но стоит так досконально разобрать несколько партий, и это, безусловно, скажется на повышении вашего класса игры. Особое внимание надо уделить тому, как дебютное построение связано с дальнейшим развитием событий. Напомню вам слова экс-чемпиона мира М. Ботвинника: «Конечно суть шахмат заключается не в начале партии. Главное содержание шахмат состоит в том, что в сложной оригинальной позиции, когда, казалось бы, ниоткуда помощи ждать не приходится, шахматист должен найти правильное решение (ход). Кто умеет это делать, тот и чувствует себя уверенно за шахматным столиком».
Итак, дебют ни при чем? Такой вывод был бы поспешным. Дебют, как правило, при чем, если он является прологом пьесы, название которой «середина игры». Он мало способствует успеху борьбы, если план игры в середине партии слабо связан с дебютом».
Случается, что шахматист-любитель прекрасно разыгрывает дебют (центр занят пешками и легкими фигурами, обеспечена безопасность короля), но он понятия не имеет, что делать дальше. Это классический пример того, что отсутствует связь между дебютом и миттельшпилем, чего категорически нельзя допускать.
А что, если сыграть 5. Кс3? Было время, когда именно естественный ход конем считался лучшим. Весьма сомнительно, что это соответствует действительности, но и при нем также возникают сложные позиции, в которых черным легко споткнуться. Возможно, например, 5… b5 6. Сb3 Се7 (к очень большим осложнениям приводит 6… Сс5 7. К:е5) 7. d3 d6 8. Kd5 (интересно и 8. а4 b4 9. Kd5) 8… Ка5 9. К:е7 Ф:е7 10. Kd2 (стоит подумать и о ходе 10. h3) 10… Cg4 11. f3 Се6 12. С:е6 fe 13. 0-0 0-0 с интересной борьбой. Так развивалась партия Симагин — Спасский (23-й чемпионат СССР, Ленинград, 1956). Характерно, что В. Симагин, шахматист яркого оригинального стиля, всегда стремился в дебютах уйти в сторону от наезженных дорог.
Теоретические руководства единодушно дают здесь оценку ±, что означает большой перевес у белых, и ссылаются, в частности, на партию Балашов — Кнежевич (международный турнир в Ленинграде, 1977). И все же я «рискнул» применить этот вариант в одной из партий международного турнира по переписке, связав оборону черных с новой идеей: 17… Cf8 18. ФсЗ Л:е1!? (решение, которое не лежит на поверхности; черные отдают противнику в безраздельное владение линию «е») 19. Л:е1 Ф:g5. Свои расчеты черные связывают с этим активным выпадом, на 20. Ф:с6 они намерены играть 20… Сh3 21. g3 Лс8. В партии было: 20. h3 Cf5 21. ЛеЗ Лс8 22. Кс5 h5 23. b4 h4 24. аЗ Cd6.
Было бы, конечно, преждевременно объявлять размен на e1 панацеей от всех бед. Но, во всяком случае, борьба в партии ушла в сторону от шаблонных оценок и предначертаний. Играть так интересно, не правда ли?
И еще один пример. Познакомьтесь с партией А. Алехин — Д. Брейер, игранной на международном турнире в Схевенингене (1913). Там было: 1 d4 d5 2. с4 е6 3. Kf3 Kf6 4. Кс3 Kbd7 5. Cg5 Се7 6. еЗ 0—0 7. Лс1 с6 8. Cd3 dc 9. С:с4 Kd5 10. С:е7 Ф:е7 11. 0—0 К:с3 12. Л:сЗ е5.
Во всяком случае, Брейер после 13… ed 14. Ф:d4 b5? 15. СbЗ с5 16. Фd5 Лb8 17. Лd1 потерпел поражение.
Положение после 14. Ф:d4 привлекло внимание участников. Вот что писал А. Алехин, в журнале «Шахматный вестник» (№ 17, 1913): «По окончании этой партии Яновский предложил мне сыграть с ним новую партию на ставку, давая при этом ничью вперед! Предложение было принято, и партия продолжалась следующим образом:
Позиция после 14.Ф:d4
А. Алехин — Д. Яновский: 14… Кb6 15. е5 К:с4 16. Ф:с4 Лd8 17. Фf4 Се6 18. Kg5 Лd5 19. Лg3 Лad8 20. h3 Лd4 21. Ke4 Kph8 22. ФеЗ Л8d5? 23. Kf6! Лd8 24. Л:g7! Kp:g7 25. Фg5 Kph8 26. Фb5 Ф:f6 27. ef Лg8 28. Лdl Cg4 29. hg Л:d1 30. Kph2 Лd7 31. f4 b6 32. g5 c5 33. f5 b5 34. g6! fg 35. fg Л:g6 36. Фе5. Черные сдались».
Любопытно резюме Алехина: «Разумеется, эта партия не доказывает, что в положении, приведенном на диаграмме, у белых есть какое-либо серьезное преимущество, из нее видно только, что черным нужно играть очень осторожно ввиду опасности, угрожающей их королевской позиции».
Признаюсь, я «подсмотрел» эти две партии Алехина и, памятуя, что зачастую новым является хорошо забытое старое, применил ход 13. е4 в нескольких турнирных партиях. Сработал эффект неожиданности, результат был хорошим.
…и в заключении сошлюсь на мнение экс-чемпиона мира Эм. Ласкера: «Необходимо исследовать не только то, что рекомендуется, но и прямо противоположное, чтобы быть в состоянии сделать самостоятельные выводы. Таким путем шахматист приобретает наиболее ценное — способность самостоятельного суждения и самостоятельного творчества — и, пройдя период ученичества в шахматах, может стать полноценным художником».
Журнал «Шахматы в СССР», №11, 1984 год
Задания
Составьте примечания к четырем коротким партиям. Во всех партиях черные сдались. Ваша задача — найти неточности в дебюте и определить критические позиции.
7 Наиболее важных Дебютных Принципов
Дата публикации: 2019-11-27
1. Быстро развивайте фигуры
Естественно, когда их «дешевые» трюки терпят неудачу, а это, как правило, происходит в 99% случаях, они оказываются в большой беде. Пример такого отставания – король находится в центре под атакой ладей и ферзя.
Согласитесь, ничего приятного здесь нет. Поэтому в дебюте следует сосредоточиться на развитии, чтобы не попасть в список «счастливчиков», которые проигрывают за 15 ходов.
На иллюстрации ниже у Черных две лишние пешки, но они очень сильно отстают в развитии. Партию они фактически уже проиграли.
2. Не ходите одной фигурой дважды
Это следует помнить всегда. Обычно в дебюте мы развиваем фигуры, и каждая фигура ходит один раз. Данное правило можно нарушить только в исключительных случаях, когда есть большие шансы выиграть материал, поставить мат и т.п.
Дайте возможность развиться другим фигурам, а только потом ходите уже развитыми.
Белые могут легко защититься, сыграв Qf2, одновременно открыв диагональ для чернопольного слона. Черные просто потеряли темп. Лучшим же решением было сыграть 0-0.
3. Не делайте ненужных ходов пешками
Не тратьте драгоценное время в дебюте на ненужное движение пешек.
Если говорить другими словами, то пешками следует играть лишь когда необходимо развить фигуры. Например, движение центральных пешек или фианкетто. Следует избегать профилактических движений пешками, т.к. ничего полезного в дебюте они не дают.
Белые только что сыграли пешкой h3. Это не очень хороший ход, ведь они просто потеряли время. Лучше Qe2+ или Nxd5.
Совет: Чтобы улучшить свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с нашим курсом, где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:
4. Развивайте коней перед слонами
Есть очень много причин, зачем сначала следует развивать коней, а потом уже слонов. Во-первых, конь наиболее эффективен на близких дистанциях, поэтому, когда он остается на начальной позиции, его ценность стремится к нулю.
В то же время слон считается дальнобойной фигурой и может контролировать достаточно много полей, даже находясь на стартовой позиции.
Кроме того, когда Вы развиваете сначала слона, то коневая пешка остается без защиты.
5. Не разменивайте развитые фигуры
Используйте свои темпы, чтобы развить как можно больше фигур!
На примере будет ошибкой ход Bxb1, потому что Черные просто потеряют темп.
6. Рокируйте как можно раньше
Прятать Короля в безопасное место – один из главных приоритетов в дебюте. Помните, что рокировавшегося короля всегда сложнее атаковать.
В то же время рокировка помогает соединить ладьи. Защищая друг друга, они работают эффективнее. Всегда в игре старайтесь как можно раньше рокировать!
Следуя этому простому правилу, Вы сохраните много игр.
7. Контролируйте как можно больше пространства
Пространство позволяет эффективнее координировать фигуры в атаке и обороне, и в то же время мешает сопернику делать то же самое.
В нашем шахматном курсе мы подобрали превосходные примеры с подробными комментариями, которые глубже объясняют, как можно эффективнее использовать и преобразовывать данное преимущество в победу.
Обратите внимание на то, как Белые с помощью своих пешек захватили дополнительное пространство:
Как бороться с рискованными дебютами?
Я уверен, что все шахматисты оказывались в ситуации, когда противник делал дебютный ход, нарушающий все известные правила шахмат.
Какая вторая мысль приходила вам в голову, когда это случалось? (Мне кажется, что первая мысль у всех одна: «Да вы надо мной издеваетесь!»)
Можете ли вы сохранять хладнокровие и играть как ни в чем не бывало?
Ход 3. Фe7 уже нарушает дебютные принципы, но черные еще и собираются продолжать 4. Кd8!
Когда я был ребенком, в ведущем советском журнале «Шахматы в СССР» была опубликована статья об этой системе. Она стремилась убедить читателей, что эта дебютная система вовсе не плоха. Авторы статьи, ленинградские мастера Виноградов и Копылов, были известны как дебютные новаторы (ими изобретена ленинградская система голландской защиты), поэтому я обратил внимание на эту идею.
К моему удивлению, на бумаге все было очень гладко, а партии, приведенные авторами, убеждали читателей, что систему можно применять.
Посмотрим следующую партию из статьи:
Мне было 12 лет, но я уже кое-что знал о шахматах и скорее поверил бы в Санта-Клауса, чем в этот дебют. Говоря современным языком, я решил, что авторы просто троллили своих читателей.
Никто так и не применил против меня этот мусорный вариант, и я вскоре забыл о статье. Я бы так о ней и не вспомнил, если бы в моем родном городе мой сокомандник и сильный шахматист не сыграл такую партию:
Я с детства знал МГ Сайдали Юлдашева. Он всегда предпочитал классические дебюты, например, испанскую партию или ортодоксальную защиту ферзевого гамбита. Как я упоминал в своей предыдущей статье, большинство шахматистов Узбекистана предпочитают классические шахматы, поэтому такое шахматное святотатство меня по-настоящему шокировало.
Кроме того, заглянув в базу партий, я увидел, что этой ерундой балуются опытные гроссмейстеры, которым часто даже удается уцелеть:
Это просто какое-то безумие. Они что, хотят превратить шахматы в цирк? Я нашел старую статью и перечитал ее. Где-то в конце статьи авторы анализировали вариант 4.Кc3 Кd8 5. Кd5, упоминая, что «возможно, вторжение коня на поле d5 может опровергнуть план черных».
Действительно, в вариантах, где белые успевают сыграть Кd5 до хода c7-c6, дела черных складываются мрачно:
Разумеется, МГ Брикар играл эту партию очень плохо. Он даже не сделал обязательный ход c7-c6! Теперь вы понимаете, что белым, наверное, нужно делать ход Кd5 как можно быстрее, не тратя времени на рокировку:
Оказывается, вывод авторов статьи был абсолютно верным: если черные успевают завершить свой медлительный дебютный план, включающий ключевой ход c7-c6, они получают приемлемую позицию, но если белые продолжают энергично — 4. Кc3! и далее 4. Кd5!—черные оказываются на краю пропасти.
Вы спросите, зачем я анализирую дебютный вариант, встречающийся раз в сто лет? Скорее всего, как и я, вы никогда не столкнетесь с ним за доской. Тем не менее, мне кажется, что вы можете извлечь из статьи очень важный урок: если ваш противник делает сомнительный ход в дебюте, постарайтесь действовать как можно энергичнее.
Во многих случаях естественные развивающие ходы позволят вашему противнику закончить свой план и избежать наказания. Как видите, в такой ситуации даже рокировка может оказаться потерей времени!
Лучшие дебютные ходы в шахматах для новичков
Дата публикации: 2021-07-27
Так как же лучше всего шахматисту-неофиту начинать свои партии? Прежде чем говорить о наиболее подходящих сценариях для старта, давайте вспомним некоторые важные концепции:
1. Центр
К нему относят поля, размещенные в самой середине доски, плюс ещё четыре слева и справа от них:
Совет: Чтобы улучшить свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с нашим курсом, где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:
2. Развитие
А вот, например, перемещение слишком большого количества пешек – распространённая ошибка новичка. Ведь пешки не могут выиграть партию сами по себе, они должны поддерживаться остальными фигурами.
3. Безопасность Короля
Итак, резюмируем, что вы должны сделать в дебюте: постарайтесь взять центр под свой контроль, быстрое развейте фигуры и обеспечьте безопасность своему королю. И только после этого вы можете уверенно переходить к следующей фазе игры – атаке на вражеского короля.
Теперь, когда вы знаете «рецепт» хорошего дебюта, давайте посмотрим, как именно его реализовать в жизнь.
Во-первых, они начинаются с продвижения центральной пешки, которая в последующем контролирует два других центральных поля. Во-вторых, оба хода открывают дорогу двум другим боевым фигурам – ферзю и слону, пусть и по-разному.
Смотрим:
Как видите, ход 1.e4 открывает диагональ d1-h5 для ферзя, а также диагональ f1-a6 для белопольного слона. Ход 1.e4 обычно приводит к открытым позициям с большим количеством «контактов» между фигурами — это может означать большое количество разменов в некоторых вариантах.
Если вы начнёте с ферзевой пешки (1. d4), вы откроете диагональ c1-h6 для чернопольного слона и дадите ферзю ещё два поля на вертикали d (d2 и d3). Этот ход приводит к закрытым позициям с меньшим контактом между фигурами. Это может означать больше манёвров в некоторых ситуациях, но также увеличивает вероятность атак после завершения развития.
Если у вас чёрные фигуры, вы можете сделать то же самое. Если белые начинают ходом 1.e4, вы можете ответить 1… e5, а на 1. d4 можно играть 1… d5. Эти ходы приводят к классическим дебютам.
Со временем вы можете добавить новые дебюты в свой репертуар или, в конечном итоге, полностью изменить его, в зависимости от вашего стиля игры и типа позиций, которые вы ищете.
Толкнув центральную пешку, далее следует сосредоточиться на фигурах.
В идеале лучше развивать сначала коней, а затем слонов, но и наоборот не считается большой ошибкой. Причина, по которой мы сначала развиваем коней, заключается в том, что они обычно занимают одни и те же поля – f3 и c3.
Однако у слонов есть варианты, и мы сможем позже решить куда их ставить. Как только лёгкие фигуры (слоны и кони) расставлены, вы можете, наконец, сделать рокировку и увести короля в безопасное место.
Вот пример хорошего развития:
Конечно, это не единственный способ развития ваших фигур. Но в разных дебютных вариантах всегда применяются одни и те же базовые принципы: контроль центра, безопасность короля и подвижность фигур.
Да, позиции будут выглядеть иначе, если вы начнете с 1. d4. Однако, если вы будете руководствоваться упомянутыми выше концепциями, с вами, скорее всего, не случится ничего плохого. По крайней мере, не с самого начала. 😊