что делать после 27 лет с военкоматом если не служил
Что делать с военным билетом после 27 лет?
Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.
На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.
Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?
Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.
Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.
Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.
Что такое военная служба по призыву
Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.
Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.
За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.
Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.
Когда к уголовной ответственности не привлекают
В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.
Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.
Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.
Что делать в вашем случае
Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.
Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.
Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.
Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.
Военный билет вам все равно не выдадут
С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.
Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.
Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как получить военный билет после 27 лет?
Если вам 27 или более лет, то вы можете поменять приписное на военный билет. Это важно и нужно сделать по двум причинам. Во-первых, вы все еще являетесь военнообязанным и должны следовать правилам воинского учета. А во-вторых, без военника у вас могут возникнуть затруднения при поиске хорошей работы, оформлении загранпаспорта или паспорта РФ.
Руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам
Зачем нужен военный билет после 27 лет?
По закону каждый военнообязанный гражданин должен иметь документ воинского учета. В 16-17 лет таким документом является приписное свидетельство — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как только молодой человек уволится с военной службы, получит в военкомате непризывную категорию годности или достигнет 27-летнего возраста, он должен будет вместо приписного получить военный билет или справку уклониста.
С первыми двумя случаями все просто: и солдат, и освобожденный от армии призывник в обязательном порядке меняют голубые корочки на красные. Однако 27-летние мужчины не всегда спешат в военкомат, так как зачастую не понимают, зачем им нужен документ.
Так зачем же нужен военник:
Беспокоит справка уклониста?
Помогаем получать военные билеты вместо справки уклониста. Проконсультируйтесь с нами по телефону 8 (800) 333-53-63 или закажите обратный звонок.
Как получить военный билет после 27 лет, если не служил?
Если вы до 27 лет не избегали встреч с военкомом, не игнорировали повестки на призывные мероприятия и регулярно оформляли отсрочки, то получить военный билет достаточно просто. Для этого нужно приехать в районный комиссариат, написать заявление на выдачу военного билета и прикрепить к нему комплект документов.
Документы для военного билета после 27 лет
Документы передаются в канцелярию военкомата вместе с одним экземпляром заявления. На втором экземпляре сотрудники комиссариата должны поставить отметку о приеме документов. Эта копия остаётся у вас.
Далее военкомат направит вас на медицинское освидетельствование. Эта процедура идентична медкомиссии во время призывных мероприятий или первоначальной постановки на учет. Не бойтесь проходить врачей: даже если у вас крепкое здоровье и призывная вам поставит наивысшую категорию годности «А-1», то на службу вас не призовут.
На этом этапе же этапе нужно сдать анализы крови и мочи, сделать электрокардиограмму и флюорографию. На эти исследования вас направят либо перед медицинским освидетельствованием, либо перед призывной. Обратите внимание, у каждого анализа свой срок действия. Например, анализы крови действительны 14 дней, а флюорография — от 6 месяцев до года.
Срок получения военного билета после 27 лет
Согласно Приказу Министра обороны №400, военный билет выдается в течение двух рабочих недель после того, как призывная комиссия огласит решение о зачислении в запас. Однако иногда этот момент затягивается на неопределенное время. Промедление вполне законно: сотрудники комиссариата вправе откладывать выдачу, но не более чем на три месяца.
Если вы спешите получить документ, можете позвонить в канцелярию и узнать о причине промедления. Если причина покажется недостаточно убедительной или вам срочно нужен документ, можете подать жалобу с требованием разобраться в ситуации и выдать военный билет в установленные законом сроки.
Кому не дают военный билет после 27 лет?
При подаче заявления можно столкнуться с проблемой: документ выдают не всем. В России уже шестой год действует приказ Министерства обороны, который запрещает выдачу военного билета мужчинам, не прошедшим военную службу без законных оснований. Вместо стандартного документа такие граждане получают «справку уклониста».
Справка уклониста может оказаться неприятным сюрпризом. Она ограничивает права своих владельцев при трудоустройстве. С ней невозможно устроиться на работу на госслужбу или муниципальную службу. Мужчин, которые уже работают в государственных структурах, после получения справки должны уволить с работы.
Чтобы получить справку уклониста, необязательно умышленно избегать встречи с военкомом. Их вручают в том числе мужчинам, которые:
Помощь в получении военного билета после 27 лет в Санкт-Петербурге и Ленобласти
Если вы из Санкт-Петербурга или Ленобласти, мы готовы помочь вам в получении военного билета после 27 лет. Наши юристы проанализируют вашу ситуацию, дадут оценку взаимоотношениям с военкоматом и спрогнозируют решение призывной комиссии о выдаче справки или военного билета. Мы проконсультируем вас по вопросам взаимодействия с должностными лицами, сопроводим в военкомат на медицинское освидетельствование и поможем подготовить все необходимые для военкомата документы.
Если у вас есть риски получить справку уклониста вместо военного билета, но вы еще не проходили призывную комиссию— юрист будет добиваться выдачи военного билета в досудебном порядке. Если призывная комиссия уже вынесла решение о выдаче справки — мы обжалуем это решение в суде. Юрист подготовит и отправит исковое заявление, выступит от вашего лица на предварительном слушании и представит ваши интересы во время основного заседания. За всю историю компании мы не проиграли ни одного дела по обжалованию решения о выдачи справки уклониста.
Стоимость услуги фиксирована — 50 000 рублей — и не изменяется в процессе работы, даже если требуется обращение в суд. Возможна оплата по частям. Узнать подробности или записаться на встречу с юристом можно по телефону 8 (800) 333-53-63.
Получение военного билета после 27 лет: процедура и необходимые документы
Каждый военнообязанный мужчина должен иметь документ воинского учёта. В возрасте 14-17 лет призывникам выдают приписные свидетельства, а после прохождения медкомиссии – военные билеты. Документ обязаны иметь и прошедшие военную службу по призыву, и освобождённые от неё. Получить его нужно до 27 лет, несмотря на то что после достижения этого возраста в армию уже не призывают, но отношения с военкоматом не заканчиваются. Расскажем о том, каков порядок получения военного билета после 27 лет.
Основания для выдачи военного билета
Штатными основаниями для получения военного билета являются прохождение военной службы или освобождение от неё. Однако получить военный билет можно и после того, как исполнилось 27 лет. Военный билет по достижении 27 лет и позже выдаётся после зачисления военнообязанного в запас.
Как получить военный билет после 27 лет, если не служил
Порядок получения военного билета после 27 лет зависит от того, по каким причинам это не было сделано вовремя. Если у молодого человека были основания для получения отсрочки или освобождения от призыва, то сделать военный билет после 27 лет не представляет особых проблем, главное – не затягивать с оформлением. Для получения военника нужно подать заявление в уполномоченный орган, а в назначенные сроки представить необходимые документы, пройти медкомиссию и забрать готовый военный билет.
Если мужчина не служил в армии на законных основаниях, но затянул с оформлением военника, то это может быть квалифицировано, как административное правонарушение по ст. 21.5 КоАП РФ. За неисполнение обязанностей по воинскому учёту нарушителю могут вынести предупреждение или выписать штраф от 500 до 3000 рублей.
При возникновении вопросов о том, как можно получить военный билет после 27 лет, или сомнений в том, что удастся получить документ без проблем, обратитесь к нам за помощью. Квалифицированный юрист, имеющий большой опыт в разрешении подобных дел, подробно расскажет о том, как наилучшим образом решить все вопросы и получить документ, избежав возможных неприятностей.
Где получать военный билет
Получать военный билет после 27 лет следует в уполномоченном органе – военкомате. Обращаться в этот орган нужно по месту жительства.
Могут ли в 27 лет забрать в армию
Если кто-то не знает о том, могут ли в 27 лет забрать в армию, то он может расслабиться – не могут. Мужчины этой возрастной категории подлежат зачислению в запас. Если молодой человек не служил, перед получением военника ему придётся пройти медкомиссию в военкомате после 27 лет. Но этого не нужно бояться, ведь даже при признании молодого человека совершенно здоровым служить его не призовут, призыв в армию производится до 26 лет включительно.
Необходимые документы
Чтобы получить военник после 27 лет, нужно представить в военкомат следующие документы:
Зачем нужен военный билет
Если по каким-то причинам мужчина не получил военник по достижении 27 лет, у него могут возникнуть проблемы, например, при устройстве на работу, особенно в силовые структуры. Любая организация обязана вести воинский учёт работников, а последние в свою очередь должны предъявлять учётные документы, в том числе военные билеты, ответственным лицам. Кроме того, военник потребуется при оформлении загранпаспорта.
Кому не выдают военный билет после 27 лет
Выдача военного билета после 27 лет не производится так называемым уклонистам. Если молодой человек сумел избежать службы в армии без оснований, предусмотренных законом, то последствия для него могут быть весьма серьёзными. Уклонисту грозит уголовное преследование, максимальное наказание за это преступление – два года лишения свободы (ст. 328 УК РФ).
Правда, суд, если до него дойдёт дело, примет во внимание те обстоятельства, которые сопутствовали уклонению от воинской службы, и возможно, смягчит наказание или вовсе освободит от него. Впрочем, до суда может и не дойти, например, если «откосивший» по какой-то причине не был объявлен в розыск. После зачисления в запас уклонисту вручат военный билет или справку после 27 лет. Последнюю он получит в том случае, если не сумеет доказать, что не проходил военную службу на законных основаниях. Решение об этом принимается на заседании призывной комиссии военкомата. При этом уклонист имеет право присутствовать на заседании, а также представлять документы и ходатайствовать об их приобщении к протоколу заседания.
Следует иметь в виду, что справки выдают не только тем, кто уклонился от воинской службы сознательно. Есть и другие категории граждан, которым не выдадут военник после 27 лет. К ним относятся те, кого не пошёл служить не по собственной воле, например, находившиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.