что делать нам с бессмертными стихами
Гумилёв Николай Шестое чувство
Автор: Гумилёв Николай
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Николай Гумилев — Шестое чувство: Стих
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева
Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.
Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.
В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.
Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.
Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.
Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.
Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.
Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.
Григорий БЛЕХМАН. ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ С БЕССМЕРТНЫМИ СТИХАМИ. О сборнике стихотворений Геннадия Иванова «Свидетель»
Григорий БЛЕХМАН
ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ С БЕССМЕРТНЫМИ СТИХАМИ.
О сборнике стихотворений Геннадия Иванова «Свидетель». Коломна, Изд. Дом «Серебро слов», 2015 г. – 88 стр.
Строчка, которая стала заглавием заметки, взята из стихотворения Геннадия Иванова, вошедшего в этот сборник серии «Серебряная аллея»:
Всё детективными завалено томами.
Поэзии в продаже не видать.
– Что делать нам с бессмертными стихами? –
Спросил поэт. Отвечу: – Издавать!
Без них кругом великая пропажа,
Без них на нас не сходит благодать.
Да, издавать бессмертные, и даже
Бессмертные не очень – издавать!
Эта строчка отражает очень важную мысль, которую когда-то сформулировала Марина Цветаева. В одном из разговоров с Валерием Брюсовым она сказала, что поэзия это – высшая степень стихотворчества, – и в любые времена даётся лишь единицам. А потому и в любые времена слово поэта становится, в конечном счёте, самым значимым.
Из такого слова выстраивается «поэтическое дерево». Свидетелем роста одной из его ветвей стал Геннадий Иванов:
Я видел поэтическое дерево –
Я видел Соколова, Передреева,
И Кузнецова, Тряпкина и Сухова…
Я видел их и слышал, и любил.
Казанцева, Жигулина, Горбовского
И Решетова, но березниковского…
Рубцова я не видел, но поистине
Он рядом, ближе многих ближних был.
Да, это было дерево так дерево.
Душа при нём жила, любила, верила.
Застал я время дивное в поэзии,
Чему я рад и по чему грущу.
И альманахи были интересные,
И вечера поэзии чудесные.
И много значили тогда для многих строки
В Москве и в Питере, и во Владивостоке…
Мы с Геннадием Ивановым сверстники, и могу под каждой из приведённых строчек подписаться, поскольку сам об этом постоянно рассказываю молодым. Только не так лаконично и образно, как получилось здесь у поэта.
А получилось потому, что он сам давно уже стал частью этого «поэтического дерева». Не мог ею не стать. Когда ветвь этого «дерева» развивалась, такие уважаемые в поэзии, люди как Владимир Соколов, Василий Казанцев, Владимир Цыбин, заметили, отметили и благословили молодого поэта. Время показало, что они не ошиблись.
Среди имён приведённого стихотворения уже давно и органично можно ставить имя Геннадия Иванова. Качество его поэзии, где так сильно редкое сочетание лирики гражданской, философской, нежнейшей личной…, позволяет смело об этом говорить.
На какой странице ни откроешь сборник, это сочетание, как и в самой жизни, чувствуешь сразу:
Бог поможет России!
Не может он ей не помочь,
Огнём и мечом и забвеньем.
Вот уже посвежело, светает
Веет правдою и возрожденьем.
Вот уже просветлело,
Уже проступают черты,
Вот уже прояснилось,
И птичье послышалось пенье…
Бог поможет России,
Но если поможешь и ты –
Тоже правдою и возрожденьем.
Две последние строчки – важнейшие в его гражданской лирике. Это – позиция поэта, от которой он не отступает, и потому имеет право призывать читателя тоже следовать знаменитому: «Кто, если не я, и когда, если не сейчас?».
А причина такой позиции Геннадия Иванова – любовь к своим корням и благодарность судьбе, что она у него такая:
В избе горячей глиной пахнет печка.
Я у окна сижу. Дымится чай.
В окне берёза – голая, как свечка;
Летят снежинки как бы невзначай…
Пойду к реке. Летят снежинки в воду
И тают в тёмной, будто ночь, воде…
На кочки падают, на мост и на колоду…
В осоке снег, как в рыжей бороде.
Летят снежинки, словно наши годы.
Но без печали, в радости одной…
Сегодня веет таинством свободы,
Свободы истинной, свободы не земной.
Это не простое созерцание, а слияние души с мирозданием, ощущение себя в нём, чувство ответственности перед ним. И перед Словом, которое даётся поэту мирозданием. А потому и читаем:
Если бы в слове не было тайны,
Если бы в слове не было Бога –
Любая строчка была бы случайной,
И мы бы зависели от подлога.
Но кто бы и как ни крутил мозгами,
А выведет слово на чистую воду
Того, кто в бедламе нашем и гаме
Пишет своей суете в угоду…
Как тут ни вспомнить строчки Николая Гумилёва из его знакового стихотворения «Слово»:
…Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог…
А для того чтобы мы не ставили слову «пределом скудные пределы естества», поэзия и существует. Поэтому в человеке живёт надежда на своё высокое предназначение, о чём у Геннадия Иванова тоже сказано в этой книге:
Нет. Во мне надежда не померкла,
Я в неё и нынче погружён.
Небо в звёздах светится, как зеркало,
В нём и я со всеми отражён.
В нём весь род мой, все на свете жившие,
Люди, звери – все отражены.
Только видно это всё Всевышнему,
Мы таких видений лишены.
Нет, не всё так плоско, как мы думаем
В час унынья и в безмолвья час.
Где-то есть за солнцами и лунами
Дом, где ждут, где вечно помнят нас.
Потому и так логично финальное стихотворение сборника:
Для чего и тоскуем?
Чтобы выйти однажды
Громадами волн атакуем,
А зачем – и не знать.
Так должно быть – и точка.
Что путь наш нелеп.
И всё это, благодаря Искусству, важнейшим компонентом которого является Слово. Когда Геннадий Иванов пишет:
Поэзия как бы умолкла.
Свои потеряла права,
Ягнёнок она перед волком,
Она перед бурей трава.
Поэзии как бы и нету,
Нелепо – и петь, и парить…
Но муза приходит к поэту,
И есть им о чём говорить.
Пишет он о нашем времени. Времени, в котором духовные ценности, казалось, уходят в тень материальных устремлений. А история знает, к чему обычно приводит такое движение. Оттого поэт и сопротивляется ему, как может, «ни единой долькой не отступаясь от лица».
И за это мы – многочисленные читатели поэзии Геннадия Иванова – ему благодарны.
О сборнике «Свидетель» можно говорить ещё долго, поскольку темы его многообразны. Пишет Геннадий Иванов о том, чему стал свидетелем и чему – непосредственным участником. Но все его стихотворения объединяет высокий нравственный и поэтический уровень, а также свет души автора, который чувствуешь даже в очень драматичной мелодике некоторых его строк.
Комментарии
🔀 Шестое чувство
В стихотворении Николая Гумилёва «Шестое чувство» поэт пытается поделиться с нами философскими взглядами, задаёт вопросы, но не отвечает на них. Строки написаны автором за год до расстрела в 1920 году и увидели свеет через год, когда вошли в сборник «Огненный с толп». Почему этот момент символичен станет понятно из анализа стихотворения. В стихе Гумилёв пытается дать оценку прекрасному, задавая читателю вопрос, почему одно достижимо для нас, второе никогда не приближается на расстояние вытянутой руки.
Чем можно насладиться в жизни с пониманием
Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.
Далее Гумилёв приводит пример того, что:
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.
Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:
Какое наслаждение нам не дано понять
Мы в этом состоянии похожи на маленького мальчика, которому интересно подсматривать за девичьим купанием, но смысла любви он ещё не знает. Желание растёт внутри него, но он ещё не может его осознать, потому что не дорос до этого. Так и человек не дорос до понимания вечности, в нём горит таинственное желание её понять, но мал Homo sapiens разумом и часто скуден душой для этого.
В предпоследнем четверостишье Гумилёв сравнивает человека с первыми млекопитающими, которые только выбрались из воды, они стремятся к полёту, хотят быстрее побежать-полететь, уже чуют набухающие за спиной крылья, но малы для этого. Пройдут тысячи лет прежде чем вышедшая из воды тварь станет птицей, пройдёт ещё ни одна тысяча лет, прежде чем человек начнёт физически понимать вечные тайны мира.
Гумилёв в концовке стихотворения обращается к Господу с извечным вопросом – скоро ли человек вырастет из пелёнок детства и в нём родится шестое чувство для полного понимания окружающего мира. Скоро ли мы сможем видеть то, что есть, а не то, что нам сейчас дано видеть, скоро ли разорвём границы таинства, скоро ли появятся крылья?
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Также рекомендуем обратить внимание на стихи неизвестных поэтов, ведь среди их строк можно найти много доброго, вечного и мудрого. Хороший выбор малоизвестных стихов на сайте https://upoems.ru, блог Stihirus24.ru рекомендует этот сайт от всей души. Кстати, рна этом сайте вы можете разместить и свои стихи.. став из неизвестных известным поэтом.
Ничего за 100 лет не изменилось
Автор строк понимает нынешние ограниченные возможности человека и спрашивает у высших сил, когда границы будут открыты и разум станет единым с душой. С момента написания строк прошло почти 100 лет, но человек ни на йоту не приблизился к пониманию вечных таинств. Да, в физическом мире много изменилось – технологии правят бал, но понимание таинства розовой зари, понимание вечности не стало ближе, возможно, оно даже отдалилось от человечества.
Каждый получает то, что он искренне желает и просит, Гумилёв получил ответы на свои вопросы уже через год после написания стихотворения «Шестое чувство» в питерских застенках ГубЧК
Текст
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Читает Валерий Гаркалин
Неплохо прочитал стихотворение, как говорят с душой, Валерий Гаркалин.
Урок литературы «Что делать нам с бессмертными стихами»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
с бессмертными стихами?»
Урок литературы в 9 классе
Урок разработала: Якимова А.И.,
учитель русского языка и литературы
г.Семикаракорск, 2015 год
Пояснительная записка к уроку литературы в 9 классе по теме:
«Что делать нам с бессмертными стихами?»
(Жизнь и творчество Н.Гумилева)
Данная разработка в полной мере способствует реализации требований ФГОС-2, является универсальной и может быть успешно использовано для изучения данной темы в любом УМК.
Урок построен в форме игры «Урок-концерт» с использованием песен на стихи Н.Гумилева, что обеспечивает положительную мотивацию у учащихся к изучению темы, способствует снятию тревожности у детей.
Выбор данных средств и формы занятия целесообразен и актуален, поскольку позволяет более эффективно, доступно и занимательно организовать работу по изучению темы с учётом требований современных ФГОС, обеспечения благоприятных условий для формирования УУД.
К разработке прилагается интерактивный тест, который позволит учащемуся оценить уровень усвоения темы в удобном для себя темпе, поскольку данный вид работы предполагает использование мобильного компьютерного класса, чтобы каждый ученик имел возможность пройти тест, а учителю – быстро осуществить контроль усвоения темы.
Достоинство интерактивного теста – возможность исправить ошибки и пройти тест заново, что позволяет обеспечить установку на успех даже у слабого ученика.
Презентация содержит литературоведческий материал, что способствует воспитанию любви к творчеству Н.Гумилева.
Уровень образования школьников:
Знакомы с базовыми понятиями раздела «Литература «серебряного века»,
Различают виды тропов, стилистических фигур, рифмы. Владеют навыками анализа поэтического текста, умениями пользования поисковой системой и интернет – ресурсами, навыками пользования ПК;
Форма учебной работы – урок-концерт с элементами игры
Применяемые педагогические технологии:
Технология критического мышления
Проблемно – диалогическая технология;
Технология коллективного взаимодействия;
Методы активного обучения:
Методы проблемного обучения (постановка детьми проблемы, выдвижение гипотезы, построение доказательств, выбор источника информации, планирование деятельности)
Программированное обучение (проверка знаний в форме компьютерного теста);
Дифференцированное обучение (на основе принципа мини-макса)
1.Направляющая (создание проблемных ситуаций и координация работы групп, направленной на их решение, помощь руководителям и, при необходимости, отдельным учащимся).
2.Обеспечение и коррекция рефлексивных действий учащихся (помощь в отслеживании результатов деятельности, формулирование выводов и их обобщение).
Оборудование для учащихся: памятка для анализа текста, ручка, лист самооценки, ноутбуки, рабочие листы;
Оборудование для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки;
Методическая разработка урока литературы в 9 «В» классе
Тема урока: Урок-концерт «Что делать нам с бессмертными стихами?» (Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилёва)
Создать условия для самореализации учащихся путем:
совершенствования духовно-нравственные качества личности, уважительного отношения к русской литературе, в частности, к творчеству Николая Гумилева;
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования умения понимать проблему стихотворения,
формирования умения выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
формирования умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её;
формирования умения использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования умения анализировать лирическое произведение; понимать тему и идею автора;
формирования умения владеть литературоведческой терминологией;
формирования умения вести диалог, написание сочинения;
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Учитель читает стихотворение Н.Гумилёва:
Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевною теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: «Я не люблю вас»,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.
Учитель: Это простое и мудрое стихотворение принадлежит поэту «серебряного века» Николаю Гумилёву.
Слайд 1. Портрет Николая Степановича Гумилёва (1886 – 1921гг)
Учитель: Как бы вы назвали это стихотворение? Выберите из данных на слайде:
Уроки для читателя
Учитель: А может, у Вас есть своя версия?
Учитель: А каким Вы представляете лирического героя?
Умудренным опытом человеком
Несущим ответственность за весь мир
Учитель: Определите тему нашего урока.(Учащиеся определяют тему урока)
«Что делать нам с бессмертными стихами?» (Творчество поэта «серебряного века» Николая Гумилева)
Учитель: Сформулируйте цели урока. Какие задачи мы поставим перед собой? (Учащиеся формулируют цели, определяя границы знания и незнания)
1.Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Николая Гумилева.(Приложение 1)
2.Тест по жизни и творчеству Николая Гумилева.(Приложение 2)
3.Песня на слова Н.Гумилёва в исполнении девочек 9 «В» класса.
«Жираф» (Из альбома Е. Ваенги)
4.Выразительное чтение наизусть любимых стихов поэта учащимися
5.Песня на слова Н.Гумилева: «Любовь» (Из альбома Майи Котовской)
6.Выразительное чтение стихотворений наизусть:
Обучающиеся в группах анализируют стихотворение Николая Гумилева «Слово». (Приложение 3)
Учитель: Итак, каким предстал перед вами человек, который всю свою короткую жизнь «лепил себя», заселил образами экзотических животных «веселые сказки таинственных стран», «расстрельный поэт». (Яркой личностью, способной украшать страшную действительность)
Учитель: «Так что же делать нам с бессмертными стихами» Н.Гумилева? (Знать, любить)
Сочинение – миниатюра «Мой Гумилев».
Сообщение обучающегося о жизни и творчестве Николая Гумилева
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Ранее детство будущий поэт провел в Царском Селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Там он учился в царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф. Анненский. В эту пору завязывается дружба Николая сначала с Андреем Горенко, а затем с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи.
Гумилев начинает писать стихи с двенадцати лет и помещает в гимназическом рукописном журнале свой первый рассказ. Когда его семья в 1900 году переезжает на Кавказ, он увлеченно пишет стихи о Грузии и о ранней любви. Первое стихотворение Гумилева, напечатанное в тифлисской газете (1902), носит романтический характер и рисует устремившегося из «городов в пустыню» лирического героя, которого влекут к себе неуспокоенные «люди с пламенной душой» и с «жаждою добра» («Я в лес бежал из городов…»).
Гумилев начал свой путь в литературе в момент расцвета символистской поэзии. Не удивительно, что в его ранней лирике весьма ощутима зависимость от символизма..
В 1905 году в Петербурге Гумилев опубликовал первый сборник стихов «Путь конквистадоров 1 ». Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску — конквистадора, смелого покорителя дальних земель («Сонет»).
В 1906 году Гумилев оканчивает гимназию и затем проводит около трех лет в Париже, где издает журнал «Сириус», пишет ряд новелл («Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса») и публикует сборник стихов «Романтические цветы» (1908). В сборнике было еще много поэтической пестроты, немало красивостей, искусственных цветов («сады души», «тайны мгновений»), но и было то, что заявлено в первом слове названия, — романтика. Вдохновительница поэта — Муза Дальних Странствий.
По возвращении в Россию (1908) Гумилев поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетно–журнальной периодике, основал «Академию стиха» для молодых поэтов. В 1909–1913 годах совершил три путешествия в Африку. В 1910 году он женился на А.А. Горенко (разрыв с ней произошел в 1913 г., официальный развод — в 1918 г.).
Свое поэтическое развитие Гумилев продолжил в следующем сборнике — «Жемчужина» (1910), — посвященном В. Брюсову. Это тоже книга романтических стихов. Автор подчеркнул преемственность с предыдущим сборником, введя в структуру новой книги стихи из предыдущего сборника. Вновь появляются излюбленные герои поэта. Это конквистадор, скитающийся без пищи в горах, ныне постаревший, ищущий прибежища в уютном жилище, но по–прежнему дерзкий и спокойный («Старый конквистадор»), другой покоритель пространств, бредущий по скалам («Рыцарь с цепью»), экзотические животные («Кенгуру», «Попугаи»).
В начале 1910–х гг. Гумилев стал основателем нового литературного течения — акмеизма. Принципы акмеизма во многом были результатом теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева — не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты.
На 1911–1912 гг. пришелся период организационного сплочения и творческого расцвета акмеизма. Гумилев издал в это время свой самый «акмеистический» сборник стихов — «Чужое небо» (1912). Здесь чувствуется умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы. В книгу вошли стихи поэта, публиковавшиеся в 1910–1911 годах в «Аполлоне».
В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, ослабленность музыкального и эмоционального начал, подчеркнута бесстрастность, выразительность описаний, множественность ликов лирического героя, ясный взгляд на мир, адамистическое мироощущение, классическая строгость стиля, равновесие объемов, точность детали. Чтобы поддержать и усилить акмеистическую тенденцию своего сборника, Н. Гумилев включил в него переводы пяти стихотворений Теофиля Готье.
В сборнике чувствуется очевидный уход автора от российской темы. Впрочем, один из разделов книги Гумилев посвятил своей соотечественнице Анне Ахматовой, которая в 1910 году стала женой поэта.
Сборник «Чужое небо» вызвал множество положительных откликов, сделав имя его автора широко известным и принеся ему репутацию мастера.
Одной из главных характеристик творчества Гумилева можно назвать культ мужественного риска, который нашел свое воплощение в его произведениях многих жанров. Это очерки о путешествии в Африку (1913–1914), «Африканский дневник» (1913), рассказы «Африканская охота» (1916) и «лесной дьявол» (1917).
С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. О своем участии в боях поэт рассказал в «Записках кавалериста» (1915–1916).
В сборнике «Костер» (1918), куда вошли стихи, созданные в 1916–1917 годах, поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры.
Революционные события в России застали Н. Гумилева во Франции. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по–новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.
Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Он открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране.
Три последних года жизни поэта (1918–1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилев много переводит, выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма, издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора), создает «Поэму Начала» (1919–1921), в которой обращается к философско–космогонической теме.
Среди лучших стихотворений новой книги — «Заблудившийся трамвай», самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.
Поразительно предсказание Гумилева «своей» необычной смерти: «И умру я не на постели, / При нотариусе и враче, / А в какой–нибудь дикой щели, / Утонувшей в густом плюще…» подтвердилось.
3 августа 1921 года он был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Однако документального подтверждения этого участия в сохранившихся материалах следствия не обнаружено.
Не будет преувеличением сказать, что Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев.
Тест по теме «Жизнь и творчество Николая Гумилева»
1.Николай Гумилев – поэт
А) «Серебряного века» русской литературы;
Б) «Золотого века» русской литературы;
В) «Бронзового века» русской литературы.
2. Николай Гумилев – это
3. В юности Николай Гумилев поставил цель:
А) Стать завоевателем;
Б) Стать сильным и решительным;
В) Стать революционером.
4.Женой Николая Гумилева была любимая им
А) Анна Андреевна Ахматова;
Б) Мария Ивановна Цветаева;
5. Николай Гумилев с детства увлекался географией, потому что хотел
А) Путешествовать по миру;
В) Стать учителем географии.
6. В армии Николай Гумилев служил прилежно, отличался храбростью, за что был награжден
Б) Двумя Георгиевскими крестами;
В) Медалью «За отвагу».
7.3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован
А) По подозрению за участие в заговоре против Советской власти;
Анализ стихотворения «Слово»
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Стихотворение «Слово» создано в 1921 году