что делать на острове русском
«Владивосток — самый интересный город»: герой сериала Т—Ж не хочет возвращаться в Москву
Этот выпуск сериала о путешествии читателя Т—Ж на авто почти через всю Россию посвящен главной цели поездки — Владивостоку.
Наш автор Денис Митрофанов 43 дня ехал от Москвы до побережья Тихого океана, тщательно изучая по пути самые красивые места России. На протяжении восьми серий он рассказывал, что ждет тех, кто тоже решит пересечь страну с запада на восток. В этом эпизоде Денис находится в кульминационной точке путешествия — Владивостоке, осматривает самые интересные точки в городе, знакомится с местными жителями и планирует путь обратно в Москву.
💸 Расходы за восемь дней: 42 631 Р
До Владивостока я ехал почти полтора месяца, на 3—4 дня дольше, чем планировал. Вспоминаю волнение перед выездом из Москвы и радуюсь, что добрался до ключевой точки маршрута. Стало ясно, что любой большой путь можно пройти, главное — его начать. С другой стороны, теперь время путешествия побежит как бы в обратную сторону — к финалу. Это немного печалит.
Во Владивостоке много интересных для посещения мест, поэтому продлеваю отель сразу на четыре дня. Хочу первое время просто походить по городу, проникнуться им и никуда не спешить. Но день начинаю с визита в сервис для техобслуживания авто и диагностики. Мы с машиной прошли примерно 13 тысяч километров — проверю, как она пережила этот путь, и подготовлюсь к обратной дороге. Выбрать сервис в царстве рисовозок — иными словами, японских машин — непросто. Многие не хотят браться за Опель, так как он здесь редкий гость и сотрудники не очень хорошо его знают. Пришлось обратиться в федеральную сеть сервисов, хотя отзывы про них так себе. Но есть хотя бы шанс, что там разберутся с европейским авто.
Диагностика ходовой части не выявляет проблем, что очень радует, ведь на подвеску приходились серьезные испытания: путь к Телецкому озеру на Алтае, очень плохая дорога-терка на Ольхоне, ремонты и разбитые трассы на отрезке Улан-Удэ — Чита. На одном из колес резина стала стираться неравномерно — сход-развал выявляет ошибку регулировки. В остальном авто показало себя с лучшей стороны, никаких серьезных проблем не было.
Путешественники и подписчики посоветовали много разных мест во Владивостоке: целый список сопок и набережных, природные бухты на острове Русский, маяки, океанариум. Так что у меня разбегаются глаза.
Город очень рельефный. Здесь как нигде пригождается упражнение из экзамена в ГИБДД — старт на подъеме. Одна из сопок как раз рядом с автосервисом, на ней расположена действующая воинская часть и метеостанция, заброшенные пушки, оттуда отличный вид на город. Сопка называется Холодильник и вполне оправдывает нейминг: облака проплывают тут так низко, что я периодически оказываюсь в них.
Отправляюсь на следующую рекомендованную сопку — Тигровую. Но она больше разочаровывает. Батарея полностью развалена, в ней живут бездомные и валяется мусор. Рядом есть жилой комплекс, оттуда открывается даже более интересный вид на город.
Владивосток оказывается столь же хаотичен, сколь и прекрасен. Машины тут в приоритете перед пешеходами, поэтому гулять по городу не очень комфортно. Водить не сложнее, чем в Москве или Нью-Йорке. Но было бы здорово навести порядок с парковками.
После подъемов и спусков хочется взять паузу — отдыхаю на лавочке в сквере с видом на море. Последняя культурная достопримечательность на сегодня ждет меня на вокзале — это километровый столб. От Москвы, с которой я простился 44 дня назад, до Владивостока по Транссибу — 9288 километров.
Расходы за день — 9670 Р
Отель Zodicac Capsule, 4 ночи | 4437 Р |
Автосервис | 3343 Р |
Кафе и еда | 890 Р |
Открытки | 500 Р |
Стирка | 300 Р |
Парковка | 200 Р |
Курс о больших делах
В городе +26 °С и переменная облачность, вода в море +24 °С — хорошее время, чтобы искупаться. Отправляюсь на остров Русский, попутно проезжая по двум знаменитым мостам: Золотому и Русскому. Мосты вызывают восхищение трудом, проектом и затраченными на строительство силами. Еще одно яркое впечатление от техногенных объектов наряду с Саяно-Шушенской ГЭС и Хабаровским мостом длиной 3 километра.
Выбираю пляж на мысе Ахлестышева. Его рекомендовали девушки-путешественницы, которые почти одновременно со мной сейчас едут в обратном направлении — из Владивостока в Москву, а потом в Карелию. О нашей встрече под Улан-Удэ я рассказывал две серии назад.
По приезде на пляж вижу, что по всему мысу ходят люди и собирают мусор. Немного помогаю им с уборкой. Девушка-организатор рассказывает, что это проект местных волонтеров «Примсубботник». Проекту два года, а началось все случайно: компания друзей отправилась на отдых, обнаружила на стоянке мусор и убрала его. Потом они создали в соцсетях общественное движение и теперь регулярно делают край чище.
После уборки купаюсь, но долго на пляже не залеживаюсь: на нем весьма большие камни. Поэтому отправляюсь в местный форт-музей «Ворошиловская батарея».
Вообще весь остров Русский — сплошная военная база, состоящая из фортов, капониров, батарей, в большинстве своем не действующих и заброшенных. Они находятся посреди скал, лесов, сопок и бухт, так что осматривать остров вдвойне интересно.
Во Владивостоке огромное количество Тойот Приусов. Используют их тут весьма нещадно. Проехать по грунтовке с камнями, рвущими резину? Легко, зато у берега можно встать, кальян разложить. Я сначала думал измерять проходимость дорог в Приусах: если видишь, что он выезжает с дороги, в которой ты сомневаешься, то опасаться нечего. Но я весьма ошибся. Приус тут сродни жигулям в Центральной России: проедет, и не жалко.
Вечером иду смотреть закат на пляже возле яхт-клуба «7 футов» и на яхты, которые возвращаются к берегу.
Еще одно событие, приятное для меня: я придумал лого для поездки, и во Владивостоке напечатали наклейки и футболки с ним. Так что я забираю их из полиграфии и отправляюсь спать в отель.
Расходы за день — 3590 Р
Печать футболок и наклеек с лого | 1990 Р |
Еда | 1400 Р |
Билет на Ворошиловскую батарею | 200 Р |
Первым делом еду на «Зеленку», или «Зеленый угол», — авторынок во Владивостоке, откуда праворульные японские автомобили направляются к своим новым хозяевам в Бурятию и Центральную Россию. Выглядит это как огромная автовыставка, где каждый из экспонатов продается. Ассортимент непривычно широк в отличие от Москвы — там нет такого разнообразия японских моделей, мало гибридов. Например, Хонду Фит гибрид в Москве днем с огнем не сыскать, а во Владивостоке их полно. Да и Приус у нас редкость, а тут их огромное количество.
Экспонаты здесь — не только автомобили, но и суровые продавцы-менеджеры, по внешнему виду и манере разговора явно закаленные девяностыми: они, кажется, готовы продать тебе автомобиль по понятиям. Жители города предпочитают заказывать себе автомобили из Японии, не прибегая к услугам «Зеленки», так как считают, что большинство авто там — с нехорошей историей в виде ДТП, ремонтов, скрученных пробегов.
На улице выставлено вооружение времен Первой и Второй мировых войн. Мне больше всего запомнились маленький танк, подбитая пушка и торпедоносец. В этом музее стоит брать экскурсию, чтобы проникнуться и разобраться в экспозиции.
Часть подводной лодки переделали под помещения со стандартной галереей портретов и стендов. К счастью, самые интересные отсеки с командным пунктом и торпедами сохранили. В них можно оценить условия, в которых несли службу на протяжении многих месяцев, пофантазировать на тему боевых действий и получить полноценный спектр эмоций.
Дальше отправляюсь еще к одному символу Владивостока — единственному городскому фуникулеру, построенному в 1962 году. Он везет на вершину сопки Орлиное Гнездо. Поездка совсем короткая, буквально пару минут, стоит 20 Р в одну сторону, но вызывает очень теплые чувства. Милые вагоны с кондукторами старательно везут пассажиров навстречу друг другу, а те дружно фоткают все подряд. Из окон открывается вид на город и Золотой мост, но фуникулер едет недолго, и особо рассмотреть ничего не успеваешь.
От верхней станции фуникулера можно пройти немного по улице и посмотреть на город с сопки Орлиное Гнездо — оттуда открывается хороший вид. К сожалению, смотровая выше закрыта, на ней что-то строят. Но можно под мат рабочих пролезть по узкой тропке у забора и увидеть пейзаж еще лучше.
Вечером я встречаюсь с подписчиком — путешественником Антоном, который живет во Владивостоке и в прошлом году катался по похожему на мой маршруту, только добавил еще большой круг вокруг Москвы с заездом в Волгоград, Белгород, Санкт-Петербург. Антон провожает меня на Токаревский маяк и много рассказывает про город и окрестности. Он советует, что надо сделать, впервые находясь во Владивостоке: например, съесть пянсе и гребешок, пройти по улице Фокина с историческими зданиями и набережным Спортивной и Цесаревича, посмотреть город с сопок Крестовой и Бурачека.
Токаревский маяк весьма фотогеничен, к нему ведет насыпная дорожка, на ней много людей. Дорожка исчезает во время прилива, ее слегка заливает водой, но пройти все равно можно. Это популярное место с интересными артефактами. Антон рассказывал, что на тропе однажды установили кровать для фото, а в этот раз там выгуливали енота. Мы попали на маяк аккурат к закату.
За беседами прогуливаемся до сопки Крестовой, откуда открывается вид на бухты Владивостока и оба моста: Золотой и Русский. В темноте портовые краны подсвечены, и это добавляет городу колорита.
Остров Русский (Владивосток): достопримечательности
Ранее это место носило другое название – остров Казакевича. Располагается он в заливе Петра Великого Японского моря, а расстояние от него до Владивостока составляет один километр к югу от города. Остров Русский является частью Владивостокского городского округа и входит в архипелаг Императрицы Евгении. Остров от города отделяется проливом Босфором Восточным. Протяженность Русского составляет 18 километров в длину и 13 километров в ширину, а площадь – 97,6 кв. километров.
Берега острова изрезаны бухтами, а его поверхность представляет собой гористый рельеф, образующий десятки сопок, высота которых не превышает 300 метров.
Частью России остров Казакевича стал в XIX веке и вначале выполнял оборонительные задачи. В современных реалиях военное предназначение объекта сменилось туристическим и рекреационным, а богатое историческое прошлое сделало это место особенно интересным для путешественников.
Дата присоединения острова к России | Вторая половина XIX века |
Население города: | 4703 чел. (2010 г.) |
Площадь города: | 97,6 км² |
История острова Русский
Начало освоения новой территории совпало со временем строительства самого Владивостока. Будучи на первых порах скорее военным объектом, нежели гражданским, Русский довольно быстро превратился в прибежище для простого населения, кочевавшего по стране в поисках лучшего места для жизни.
Остров Русский в 1910 году
Свежеиспеченные жители острова быстро оценили качество местной почвы и удобное местоположение — совсем недалеко от Владивостока. Перспектива ведения сельского хозяйства на свежей плодородной земле с последующей выгодной продажей сырья на территории главного Тихоокеанского форпоста моментально привлекла людей. Именно поэтому к 1895 году численность населения острова Русский превысила 3000 человек.
К 1898 году объект превратился в огромное городское укрепление, а в 1899 году была заложена основа будущей Владивостокской крепости. Масштабы и скорость Строительство развернулось в полную силу, и уже в самые короткие сроки здесь «родились» шерсть морских фортов, 27 батарей и просто невообразимое число складских помещений для боеприпасов.
Важнейшим событием, которое оказало значимое влияние на судьбу Русского, стало сооружение канала, соединившего бухту Новик с проливом Босфор Восточный. Это стало причиной отделения острова Елены от основной части суши.
Современность
На рубеже XIX и XX веков военное наследие острова стало частью музейной коллекции, и сейчас некогда закрытый объект может посетить любой турист, чтобы узреть вживую красоту местной природы, поближе познакомиться с достопримечательностями и лично изучить другие интересные вещи и места. Конечно, на территории Русского еще остались секретные районы, однако по ним можно вполне свободно передвигаться. Единственный запрет, с которым приходится мириться, — фотографирование себя на фоне таких мест.
Современный остров выглядит впечатляюще
Между островом и Владивостоком до 2012 года не было никакого связующего звена, помимо водного пространства, преодолеваемого на пароме. Такое путешествие занимало несколько долгих часов.
После открытия моста и по сегодняшний день транспортное сообщение осуществляется именно через Русский мост. Конструкция оказалась настолько масштабной и завораживающей, что благодаря ей остров не только стал еще доступнее, но и гораздо популярнее. Поэтому в летнее время пляжи Русского оккупируют отдыхающие туристы, а зимой ледяные бухты притягивают любителей зимней рыбалки.
Дополнительную известность остров получил после состоявшегося в 2012 году саммита АТЭС (первый и единственный, который проходил в России). Специально к этому грандиозному событию были возведены новые здания, облагорожена ландшафтно-парковая зона, обустроена симпатичная набережная. По прошествии саммита новые корпуса и преобразившаяся территория перешли в пользование Дальневосточного федерального университета, а точнее его кампуса.
Основные туристические достопримечательности располагаются вокруг кольцевой дороги, которая огибает остров и называется Университетский проспект.
Интересные факты об острове Русский
Существует немало любопытных сведений, слухов и легенд об этом удивительном месте, которые только прибавляют ему таинственности и притягательности. Вот несколько интересных фактов об острове Русский:
Лучшее время для путешествия
На острове Русский царит суровая продолжительная зима и влажное теплое лето. Такая погода характерна для всех территорий, входящих в зону муссонного климата.
Период, в который можно лучше всего отдохнуть на острове, начинается в мае и заканчивается в сентябре. Интересно, что август является самым жарким и насыщенным в плане туризма месяцем. Именно в это время вода в заливе Петра Великого нагревается до 22-25 градусов.
Осенью – в сентябре и октябре – волна туристов и приморских отпускников спадает, и на остров обычно заглядывают истинные ценители местных пейзажей, пестрящих яркими осенними красками. Солнечные дни в это время упорно не уступают место дождливой погоде и радуют путешественников до середины октября. Именно тогда наступает переломный момент, и погода начинает портиться.
Лучшее время для поездки на остров — конечно же, лето
Во второй половине октября наступают сильные холода, и уже в ноябре сопки накрывают снежные одеяния. В январе средняя температура днем держится в районе 10 градусов ниже нуля. Но, несмотря на холод, погода стоит ясная, солнечная. Бухты в середине зимы покрываются толстым слоем льда.
Вместе с поздней осенью самым неудачным временем для поездки на остров является первая половина весны. Причины понятные: туриста, дерзнувшего посетить Русский в такое время, ждут здесь только холод и слякоть. Даже при большом желании пробиться к интересующим достопримечательностям вряд ли получится, ведь грунтовые дороги здесь размывает тающим снегом и дождями: жуткое месиво из грязи и воды превращается в настоящую, почти непреодолимую преграду для незадачливого путника.
Как добраться до Русского
Чтобы доехать до острова на автобусе, можно воспользоваться одним из следующих вариантов:
Доехать до Русского можно на собственном автомобиле:
Чтобы добраться до Русского на автомобили или на такси, понадобится около получаса езды, если считать от центра города при отсутствии пробок. Стоимость такси в этом случае составляет примерно 500-600 рублей. При заказе машину можно назвать любой интересующий объект, расположенный на острове, например, Приморский океанариум.
Те, кто выбрал поездку на собственном или арендованном авто, должны быть готовы к дорожным сюрпризам, ведь нехватка асфальтового покрытия, которое присутствует лишь в восточной части острова, уже не один год досаждает водителям.
Поклонники экотранспорта могут взять напрокат «двухколесного друга». Для этого стоит заглянуть в пункт проката великов, который находится на территории кампуса ДВФУ и принадлежит компании «Сам себе велосипед». Организация работает с 12:00 до 20:00.
Чтобы арендовать стального коня, достаточно предоставить сотрудникам конторы документ, подтверждающий личность (паспорт или водительские права), либо оставить залог на сумму 10-15 тысяч рублей. Кататься можно как в пределах студенческого городка, так и по дорогам острова Русский.
Перед посещением Русского важно понять, как выглядят основные ориентиры, которые встретятся путешественнику во время поездки на остров.
Ориентиры для путешественников
Оказавшись на месте, путник увидит следующее:
Главные достопримечательности острова Русский
Безусловно, самой яркой достопримечательностью не только острова, но и всего Владивостока, по праву считается Русский мост – главное связующее звено двух «миров». На втором месте в списке главных достояний острова находятся объекты армейского наследия, ныне отравленные в отставку. К примеру, знаменитая Ворошиловская батарея «ушла на пенсию» в 1997 году, став частью выставки Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.
Исследователей подземных убежищ определенно заинтересует батарея №367. Пещеры здесь являются продуктом деятельности военных конструкторов, целью которых было создание еще одного комплекса. Однако работу пришлось прервать из-за революционных событий, которые как раз пришлись на ту пору.
Нескончаемые запутанные лабиринты привлекают не только своей загадочной обстановкой, но и реальной опасностью. Искателям приключений подобные ощущения явно придутся по душе. Угроза сочится чуть ли не со всех сторон: своды пещер могут обрушиться в любой момент, а среди лабиринтов встречаются глубокие котлованы, которые заметить без фонарика практически невозможно, а значит, упасть туда ничего не стоит.
В числе объектов армейского наследия, которые представляют немалый интерес для путешественника, — останки военных фортов, некогда принадлежавших Владивостокской крепости и буквально раскиданных по всему острову. Лучше всего сохранились форты «Князя Владимира Святого», «Князя Рюрика», «Князя Святослава Игоревича». С каждым из них связано немало таинственных легенд Русского.
Самая главная достопримечательность острова — это его красивейшая природа
На этом, пожалуй, можно закончить краткий обзор военных достопримечательностей и перейти к более мирным объектам, достойным внимания туриста. К ним стоит отнести такие места и сооружения, например:
Экскурсии на остров Русский
Один из самых популярных маршрутов, рекомендуемый для туристов, представлен в рамках индивидуальной экскурсии «Один день на острове Русский». Программа дает путешественнику возможность побывать в самых интересных и знаковых местах. Также проводится экскурсия «Морские деликатесы острова Русский», которая включает посещение живописных бухт Владивостока и поедание вкуснейших морепродуктов: устриц, мидий, гребешков, крабов. Прогулка завершается на морской ферме в бухте «Воевода», которая специализируется на выращивании морских гребешков.
Еще один прекрасный вариант с интересом провести время на острове – изучить его окрестности. Это особенно актуально, если турист долго пробыл на Русском и успел изучить все его основные достопримечательности. Смена локации – лучший способ разнообразить свое путешествие. Путешественник может побывать на острове Скрыплёва, который находится всего лишь в полутора километрах от Русского. Именно здесь установлен самый старый приморский маяк, век которого отсчитывается с 1865 года. Доплыть до островка можно только на арендованной моторной лодке.
отличная возможность весело и с пользой провести время на острове — принять участие в групповом туре
Другой кусочек суши, также заслуживающий внимания туриста, — остров Шкота, до которого легко добраться по галечному «мосту». В полукилометре от Русского расположился еще один островок, названный в честь адмирала А.А. Попова. Оказавшись здесь, стоит обязательно посетить Музей дальневосточного морского заповедника, а также ботанический сад, приютившийся на маленьком кусочке суши — полуострове Ликандера.
Для туристов, которые предпочитают путешествовать «дикарем», идеально подойдет малонаселенный остров Рейнеке, который славится самым чистым морем и пляжами. Это, пожалуй, лучшее место для уединенного отдыха на природе.
Река Русская
Переходя к подробному описанию достопримечательностей острова Русский, в первую очередь стоит уделить внимание самой большой из имеющихся в Приморском крае основных рек. Русская протекает по острову, охватывая 5-километровое расстояние, начиная от истоков в горах на острове и заканчивая впадением в бухту Воевода Амурского залива.
Река Русская во всей красе
Русло реки почти не меняется на всей своей протяженности. Максимальная ширина его составляет восемь метров, а средняя не превышает двух. Берега поднимаются над рекой на высоту до одного метра, а неповторимый живописный вид им придают покрывающие их лиственные леса.
Из-за обильных осадков в летнее время Русская превращается в могучую стихию, которую не могут сдерживать тесные рамки ее русла, и река выходит из берегов.
Русский мост
Для начала стоит упомянуть, что Русский мост относится к типу вантовых. Это разновидность висячего моста, который состоит из пилонов, соединенных с дорожным полотном с помощью стальных тросов – вант. Для сравнения: дорожное полотно висячего моста поддерживается вертикальными тросами на, которые прикрепляются к основным несущим тросам, протянутым по всей длине моста. Тогда как тросы у вантовых мостов крепятся к пилонам.
Русский мост пересекает пролив Босфор-Восточный, соединяя остров и материк друг с другом
Благодаря особому устройству вантовых мостов достигается их лучшая устойчивость, что позволяет использовать их в качестве железнодорожных переправ.
Согласно известной пословице, к хорошему люди быстро привыкают. Так и в случае с Русским мостом, которого до 2012 года вовсе не существовало, и добраться материка до острова и обратно можно было исключительно на пароме. Путешествие занимало от 40 минут до полутора часов, а сейчас время пути уменьшилось до 5-10 минут.
Сейчас и представить невозможно, каково это – без Русского моста. Реализация такого масштабного и уникального проекта открыло много возможностей для туристов и значительно упростило жизнь местного населения.
Сооружение стало одним из самых крупных вантовых мостов на планете:
Общая длина моста — 1885,53 м. Общая протяженность с эстакадами – 3100 м.
Проектировкой конструкции занимались лучшие инженеры России и зарубежья. Французская компания «Фрейссине» разработала систему вант, внешним видом напоминающую струны гигантской арфы, на которой «играют» океанские ветра.
Русский мост — одно из самых грандиозных сооружений современности не только в России, но и во всем мире
Чтобы защитить мост от резких температурных перепадов, влаги и шквалистых ветров, сооружение создавалось из специальной стали, способной выдерживать такие суровые испытания. Кроме того, аэродинамическое сечение пролетного строения делает конструкцию максимально устойчивой даже в условиях самого неблагоприятного климата, которым славится Владивосток.
Батареи
Богатое армейское прошлое острова подтверждается сохранившимися по сей день масштабными боевыми конструкциями, некоторые из которых до сих пор находятся в рабочем состоянии, хотя и отправлены на заслуженный отдых. Батареи и форты Русского — это важнейшая часть истории не только острова, но и всей нашей страны. Присмотримся к ним повнимательнее.
Ворошиловская батарея
Береговая башенная батарея №981 была установлена в 1934 году. Свое название она получила в честь наркома обороны Клима Ворошилова. Необходимость строительства объяснялось угрозой японского вторжения. В мае 1931 года было принято решение укрепить Владивосток, установив боевые единицы, которые препятствовали бы нападению врага с моря.
Артиллерийскую конструкцию вооружили двумя башнями, в каждой из которых находилось по три орудия. Сами башни были защищены толстым бронированным покрытием. Калибр одного орудия – 305 мм.
Для создания батареи потребовались два года подземных работ, в течение которых взрывались горные породы и прорывались туннели. Под двумя трехэтажными башнями, которые соединялись туннелем, располагались жилые, складские и технические помещения.
Стоит обратить внимание на особенности расположения батареи и нюансы работы ее боевых механизмов: