что делать мусульманину в отчаянии

Что делать мусульманину в отчаянии

что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть фото что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть картинку что делать мусульманину в отчаянии. Картинка про что делать мусульманину в отчаянии. Фото что делать мусульманину в отчаянии

Как начать доверять свои дела Всевышнему? (Источник фото: shutterstock.com)

В гости к пророку Ибрахиму (а.с.) пришли ангелы, которые обрадовали его вестью о скором рождении сына. Пророк и особенно его жена Сара были удивлены этим, ведь пророк был уже в преклонном возрасте, а Сара была бесплодна. Однако Аллах вершит, что пожелает, поэтому ангелы так наставляли пророка Ибрахима (а.с.) и его жену: «Мы сообщаем тебе истинную весть, и не будь в числе тех, кто отчаивается». Ибрахим ответил: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (аль-Хиджр, 55-56).

Ангелы сказали Пророку (а.с.): «Мы принесли тебе истинную весть от Господа о скором рождении Исхака. Не будь в числе отчаявшихся в милости Аллаха, Который способен даровать тебе ребенка, несмотря на твой преклонный возраст и бесплодие твоей жены. Возрадуйся же милости Аллаха!»

Этими словами ангелы дали понять пророку и всем нам, что Аллах способен на всякую вещь. Никогда не следует терять надежды на прощение Аллаха, Его довольства и милость. Истинный мусульманин живет с позитивным настроем, осознавая, что Господь любит его и желает ему только блага.

На наставление ангелов Ибрахим (а.с.) сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» Отсюда мы понимаем, что истинно верующий человек никогда не будет отчаиваться и опускать руки из-за приключившихся с ними несчастий. Аллах – истинный Покровитель мусульман, Который помогает Своему рабу тогда, когда от него отворачиваются все остальные.

В одном кудси (священном) хадисе Аллах говорит: «Я буду таким, как думает обо Мне Мой раб» (аль-Бухари, Муслим).

Если человек будет думать об Аллахе плохо, думать, что Он не простит его, не введет в Свою милость и не дарует ему благ обоих миров, то Аллах может именно так и отнестись к этому человеку. Если же человек, несмотря на свои грехи и упущения, будет верить в милость Всевышнего, создавая для прощения все причины, то Аллах непременно простит его и введет в Свое довольство.

Большинство людей отчаиваются

Несчастья и беды постигают человека по причине его грехов или же в качестве испытания от Всевышнего Аллаха. Большинство людей в благополучные дни радуются своему положению, но забывают благодарить Аллаха. Когда же их постигают беды, они теряют терпение, начинают жаловаться и причитать, упрекают Господа в том, что Он дал им трудности, которых они не заслужили. Люди по своей сущности неблагодарны и несправедливы.

Верующий же человек всегда осознает, почему его постигают те или иные беды и благодарит Аллаха за каждую милость.

Пути исцеления от отчаяния

Отчаяние является серьезным духовным недугом, от которого люди должны стараться избавиться. Ученые ислама предлагают различные способы врачевания этой опасной болезни. О некоторых из них мы поговорим ниже.

1. Изучение имен Аллаха.

Изучение имен и атрибутов Всевышнего Аллах помогает человеку строить правильные отношения со своим Господом. В особенности в борьбе против отчаяния помогает осведомленность о таких именах Аллаха, которые связаны с Его милостью, щедростью, прощением и так далее.

2. Правильные мысли об Аллахе.

Имам ас-Сафарини (р.а.) говорил: «Отношения предшественников с Аллахом строились на надежде без упущений в поклонении и в грехах, на страхе без отчаяния и на хусн аз-занн (благих мыслях об Аллахе)».

3. Правильное упование.

Посланник Аллаха (с.а.с.) в достоверном хадисе изрек: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» (Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Верующий человек уповает на Всевышнего Аллаха, вверяя Ему все свои дела. Он верит в то, что Аллах предопределяет ему только благое, а все зло, что случается с ним, происходит только по причине его грехов и упущений. Человек, во всем полагающийся на Аллаха, никогда не отчается в Его милости и не перестанет ожидать во всем лишь благого исхода.

4. Вера в предопределение.

Спокойно сердце того человека, который осознает, что все предопределено Всевышним Аллахом. Верующий в судьбу не расстраивается из-за упущенных возможностей и не разочаровывается, когда что-либо происходит не так, как он этого хотел.

Всевышний Аллах говорит:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (аль-Хадид, 22).

Источник

Есть ли спасение от отчаяния?

что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть фото что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть картинку что делать мусульманину в отчаянии. Картинка про что делать мусульманину в отчаянии. Фото что делать мусульманину в отчаянии

Как часто мы с вами задумываемся о том, что всё происходящее, будь то хорошее или плохое – от Всевышнего Аллаха? Порой мы не в состоянии адекватно реагировать на то, что предопределено судьбой.

Мы часто сетуем на невыносимость произошедшего, ищем помощи у знакомых, у родственников, но забываем о Том, кто ниспослал нам эту трудность или беду. Мы забываем, что в каждом случае заключается свой особенный урок, из которого мы обязаны извлечь для себя полезное.

Осознание и понимание того, что в любой жизненной ситуации нам поможет Всевышний, является великим благом для нас. Вы только представьте, какая милость для каждого мусульманина заключена в уповании на Милостивого Аллаха.

Во-первых, какая бы жизненная неурядица ни произошла с нами, мы учимся принимать её как предопределение, которого нельзя было избежать. Во-вторых, принятие происходящего как испытания от Аллаха (а Аллах испытывает своих любимых рабов) является наилучшим принятием воли Творца.

Конечно, порой судьба подкидывает нам ситуации, при которых самый психически устойчивый человек может сломаться, не выдержать и впасть в отчаяние. Отчаяние, наверное, самое страшное, что может случиться с человеком.

В момент, когда опускаются руки и человек уходит в себя, как спастись от впадения в отчаяние? Многочисленные посещения психологов не всегда дают ожидаемых результатов.

Да, есть родные, близкие, друзья, знакомые, которые попытаются помочь, вытащить из сложившейся ситуации, и повезёт, если человек к ним прислушается. Но в большинстве случаев в моменты душевной пустоты ничто и никто не помогает, потому что человек должен сам прожить и прийти к тому, что это его судьба, а принятие этого происходит лишь в случае глубокой веры в предопределение.

что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть фото что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть картинку что делать мусульманину в отчаянии. Картинка про что делать мусульманину в отчаянии. Фото что делать мусульманину в отчаянии

Что делать, когда нам не хватает стойкости и выносливости, твёрдости в принятии решения и мужества следовать принципам? Ведь мы ломаемся именно в том месте, в котором когда-то считали себя непоколебимыми и выносливыми. Именно за это Аллах и испытывает нас – за то, что мы когда-то были уверены в себе, но не в том, что наша стойкость и сила от Него одного.

Нас могут испытать верой, богатством и нищетой, испытать детьми и родителями, на жизненном пути могут встретиться люди, которые будут подрывать вашу веру в себя и в Бога; остаться верным своей религии и себе поможет лишь Всемогущий Аллах и искренняя вера.

Второе, что может нам помочь – это терпение. «Терпение – ключ от рая», – следуя этому хадису, мы понимаем, что ничто не вечно в этом мире. Всему приходит конец: богатству и нищете, грусти и печали, беде и горю.

Проявив терпение, какое бы бедствие нас ни коснулось, мы ничего не теряем, но приобретаем то, к чему человечество стремится всю свою жизнь – Рай.

В Коране Всевышний Аллах сказал:

وَعَسَى أَن تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

(смысл): «И может быть, вам не нравится что-нибудь, а в нём для вас огромная польза и благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а в нём для вас большой вред и зло». (сура Аль-Бакара: 216)

В действительности нам может быть неприятно то, что является благом для вас, и, соответственно, мы можем любить то, что является злом для нас.

Надеемся, искренние мольбы о прощении грехов, об облегчении трудностей будут приняты Всевышним.

Гуля Джамалова

что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть фото что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть картинку что делать мусульманину в отчаянии. Картинка про что делать мусульманину в отчаянии. Фото что делать мусульманину в отчаянии

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации, как вылечить депрессию?

что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть фото что делать мусульманину в отчаянии. Смотреть картинку что делать мусульманину в отчаянии. Картинка про что делать мусульманину в отчаянии. Фото что делать мусульманину в отчаянии

Вопрос:

Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации по поводу того, как можно вылечить депрессию?

Ответ:

На сегодняшний день депрессия считается одной из самых распространенных болезней современности. Печали, проблемы, сниженное настроение, утрата способности радоваться и улыбаться, нарушение мышления, негативные суждения, стресс, мышечная заторможенность, пессимистический взгляд на происходящее, очень заниженная самооценка, абсолютное равнодушие к тому, что раньше приносило радость, являются главными причинами не только депрессии, но и многих других заболеваний, в том числе тяжелых.

Для мусульманина, который убеждён, что все хорошее и плохое, которое с ним случается, происходит только по Воле Всевышнего Аллаха, в деле избавления от печалей и тревог повседневной жизни, которые и являются причиной депрессии, очень важными являются дуа и упование на Аллаха (таваккуль).

Искренне верующий человек, который постоянно обращается к Аллаху с мольбами, осознает – все, что происходит с ним, является испытанием от Всевышнего Аллаха и, соответственно, искуплением его грехов. Праведный мусульманин может быстрее справиться с трудностями и проблемами и за всю свою жизнь не узнать о том, что существует такое понятие, как депрессия…

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ما يصيب المسلم من نصب ولا وصب ولا هم ولا حزن ولا أذى ولا غم حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

«То, что постигает мусульманина, будь это усталость, болезнь, озабоченность, печаль, вред или горечь, даже укол колючки, является искуплением его грехов перед Аллахом» (Бухари, Муслим).

Не постигнет мусульманин сути имана, пока не будет видеть во всем предопределение Всевышнего Аллаха. Что постигло нас, то не должно было миновать, а что миновало, то не должно было постигнуть. Поистине, Всевышний Аллах воздаст нам наилучшим, если мы проявим терпение.

От Сухайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عجبا لأمر المؤمن. إن أمره كله خير. وليس ذاك لأحد إلا للمؤمن. إن أصابته سراء شكر. فكان خيرا له. وإن أصابته ضراء صبر. فكان خيرا له

«Удивительно положение верующего! Ведь всё происходящее с ним — это благо. Такого не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит Всевышнего Аллаха, и это становится благом для него. И даже если его постигнет несчастье, он проявляет терпение, и это также становится благом для него». (Муслим — 2999)

Здесь можно привести рассказ о жизни якобы успешного бизнесмена и простого праведного мусульманина, который я прочитал однажды:

«У одного вполне успешного европейского бизнесмена постоянно бывали проблемы дома, на работе, с партнёрами по бизнесу и т.д., вследствие чего у него часто ухудшалось здоровье и настроение. Каждый раз он возвращался с работы хмурым, не испытывая особой радости. Одним словом, его жизнь была полна печали и неприятностей, несмотря на то, что он имел большой дом, дорогой автомобиль, успешный бизнес, который приносил стабильный доход, и многое другое.

А рядом с ним по соседству жил скромный работяга-мусульманин, который не имел стабильного дохода, разными путями выходил из сложных ситуаций и с трудом обеспечивал свой семью. Однако, как заметил бизнесмен, его сосед всегда ходил с улыбкой на лице, с работы возвращался радостный, жена и дети встречали его, как супергероя… Судя по таким наблюдениям, стоило считать успешным человеком мусульманина, а не его, бизнесмена, владельца компании, которая приносит стабильный доход.

Удивленный поведением своего небогатого соседа, бизнесмен решил узнать у него секрет такого счастья. Мусульманин не был удивлен вопросу соседа и спокойно ответил ему:

«Всё, что происходит с мусульманином – это благо для него. Если Всевышний Аллах одаривает меня, то я воздаю хвалу Ему, получаю за это вознаграждение, и Он увеличивает мне благодать. Если же Всевышний Аллах испытывает меня трудностями, я проявляю терпение, соответственно, за это я тоже получаю большое вознаграждение от Аллаха. Все просто – в Исламе нет места для сожаления и печали, если только мусульманин сам не совершил плохой поступок«».

Каждому мусульманину известно, что этот мир бренен и жизнь утекает, словно песок, сквозь пальцы, и поэтому не стоит тратить ни одну секунду впустую. Поистине, Всевышний Аллах не пошлёт нам трудности и испытания, которые мы не сумеем преодолеть, всё, что ни делается – к лучшему. И к испытаниям в нашей жизни тоже стоит относиться, как к благодати, потому что тем самым Всевышний очищает нас от грехов. В любой жизненной ситуации, какой бы она плачевной ни была, следует помнить, что Всевышний Аллах любит своих рабов больше, чем мать любит своё дитя!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Отчаяние и Ислам

Отчаяние – состояние крайней безнадежности, безвыходности. Это одно из тех состояний души, которые мешают человеку жить и созидать, тормозят процесс роста и всестороннего развития.

Коран об отчаянии

«Он [Господь миров] низводит обильный дождь (ливень) [неожиданно и в изобилии одаривает Своей благодатью в самых разных формах успеха, благополучия, душевной умиротворенности, телесного оздоровления или материального достатка] после того, как люди уже потеряли надежду (отчаялись). [Они вложились всем и вся в осуществление своих намерений, планов, надежд, но продолжительность ожидания результата начала было лишать их уверенности в благополучном исходе и подвела к отчаянию, безнадежности]. [Подведя их к критической черте ощущений пред Ним, когда слабый в вере своей сетует: «О Господи, за что?», а живой в вере своей тихо молвит: «Милость Твоя безгранична, я же сделал все, что мог и знал», низводит Он обильный дождь, ливень и щедростью, которая может быть присуща лишь Творцу] распространяет милость Свою. Он — Покровитель [всего и вся], бесконечно восхваляем» (Св. Коран, 42:28).

Когда человек, сделав все от него зависящее, ожидает результата, но затруднениям, проблемам, проволочкам конца-края не видно, преодолевая и их, он еще хранит надежду, но на каком-то этапе общее утомление заставляет его притормозить, замедлить ход, хотя он чувствует, что результат на расстоянии вытянутой руки… здесь очень важно суметь подняться выше нетерпеливого «ну когда же?!», стать независимым от сделанного, пусть даже очень трудоемкого, высокого и благого, но все же мирского, совершив это во имя Всевышнего, пред Которым даже пылинка заметна. Все вложенные усилия и затраты перенести на свой духовный счет в вечности, мысленно (душой) дистанцироваться, но телом, делами сделать еще несколько импульсивных рывков с учетом мирских закономерностей и правил, и вот он — результат, обильный дождь жизненного счастья, ливень успеха, победы, после того как многие все-таки потеряли надежду, отчаялись.

Безусловно, суть аята отнюдь не в том, что Бог низводит милость, сначала доведя человека до отчаяния, а в том, что в критических, пограничных ситуациях, находясь на пределе духовных и физических сил, человеку предоставляется возможность поглядеть со стороны на «себя любимого», увидеть себя реальным и в чем-то поработать над собою. Но способны ли мы в минуты перипетий на такой взгляд со стороны или, точнее, изнутри. Полезно помнить, что когда человек очертя голову бежит за мирским благом, оно убегает от него. Когда же он независим от него в душе и настроен на успех, оно устремляется за ним.

«Скажи [обращается через Своего посланника Господь миров]: «О рабы Мои [о люди; о близкие ко Мне своими устремлениями и делами], бывшие расточительными по отношению к себе [ко времени, возможностям, в том числе возможности уверовать, и иным Божественным благам, которые в огромном количестве даровались и даруются вам]! Не теряйте надежды на милость Аллаха (Бога, Господа) (не отчаивайтесь в Его милости). [Если вы искренне возвращаетесь к Нему своими благими помыслами и поступками, раскаиваетесь, Он не отвергнет вас!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) может простить все грехи. Он, воистину, — Всепрощающ и Всемилостив». Вернитесь к Господу вашему (молите Его о помощи) [покаянием, легкой и возвышающей искренностью, благодеяниями; переосмысливая прошлое, раскаиваясь в прежних промахах, не теряя надежды и настраиваясь на земной, а также вечный успех], станьте покорны Ему [прислушайтесь к Его повелениям и запретам], прежде чем постигнет вас [заслуженное] наказание. После вам уже никто и ничто не поможет» (Св. Коран, 39:53, 54).

«Когда Мы [говорит Господь миров] даем людям почувствовать вкус милости (попробовать ее) [окружая их различными формами благ и достатка, укрепляя здоровье и наделяя ощущением земного счастья, великолепия], они рады этому [надменно ликуют, полагая, что это само собой разумеющееся и навсегда]. Когда же их постигает зло, пришедшее к ним как результат того, что сделали ранее их же руки [заслуженное беспечностью к вечным ценностям, необязательностью в необходимом, преднамеренно совершенными проступками и грехами], они впадают в отчаяние [в состояние безысходности, будто бы на этом жизнь и закончилась, начиная вспоминать о прежних успехах и без умолку говоря о теперешних проблемах и тяготах]. Разве они не видят [и не понимают], что Аллах (Бог, Господь) дает [нежданно-негаданно, не говоря уже о том, что человек получает в результате целенаправленных усилий и стараний] обильный удел тем, кому пожелает [в том числе экзаменуя этим], а кого-то — ограничивает [может лишить благоприятных условий, возможностей; поменять обстоятельства вокруг; умертвить опекуна, покровителя, попечителя, например и т. д. Здесь также проверка на прочность, испытание]. Поистине, в этом — [многочисленные] знамения [и назидания] для тех, кто верует [другим же сложно проницательно смотреть сквозь внешние проявления жизни и события в ней, увидеть в затруднениях и проблемах новые появляющиеся возможности и открывающиеся горизонты]. [Что делать, когда человек лишается того или иного дорогого, очень для него ценного? Его, слабого духом и не имеющего духовного стержня, охватывает серое и тяжелое душевное отчаяние, безысходность. Все вокруг становится безвкусным и неинтересным…] Удели должное внимание родным (помоги тем из них, кто нуждается в твоей помощи), а также нищему [не паразиту-попрошайке, а именно нищему] и путнику [оказавшемуся в затруднительном положении, к примеру, передав им часть закятных средств[1]]. Это — лучшее для тех, кто стремится к Богу [довольству Творца ими. Упомянутые добрые поступки помогут преобразить унылое душевное состояние, повысят самооценку, придадут надежды на лучшее в завтрашнем дне]. Эти люди [именно не падающие духом и воодушевленно преодолевающие жизненные затруднения] достигнут успеха [в мирском и вечном. Им не страшны ни взлеты, ни падения в материальном мире, ведь у них есть еще и богатый духовный мир, орошаемый их благими делами и поступками]» (Св. Коран, 30:36–38).

Для человека, устремленного и усердного в благом, многого не нужно[2]: пусть это будет незначительный благонравный поступок в адрес близкого или незнакомца, а также стремление быть всегда на безопасном расстоянии от явного греха. Творец в хадисе-кудси говорит: «Кто совершит благое хоть на единицу, тому воздастся десятикратно, а возможно, и большим! Кто совершит греховное на единицу, тому это же и вернется или [если человек раскаялся и исправился] прощу его. Чем ближе будет человек ко Мне, тем в большей степени Я буду близок к нему. [Знайте же!] Если уверовавший в Единого и Вечного и поклонявшийся лишь Ему одному и из жизни уйдет в таком состоянии веры, тогда, даже если его грехами и промахами можно будет заполнить всю эту землю, Я прощу его [по милости Своей и по итогу того, что исходило от него в мирской обители из благих устремлений, намерений, дел и поступков, а главное — покаяния, раскаяния]»[3].

Бесплодие, старость, отчаяние и. вера

Когда ангелы известили пророка Авраама о том, что его жена наконец родит ребенка, а Авраам был в то время уже преклонных лет старцем, он так этому удивился, что сказал:

«Вы решили обрадовать меня этой вестью, тогда как я достиг уже преклонного возраста?! [В мои годы отцами не становятся.] Чем же вы хотите меня порадовать?» — «То, о чем мы говорим тебе, — правда. Не будь из числа отчаявшихся (потерявших надежду)!» — уверили они. «Если кто и отчаивается в милости Господа, то лишь заблудшие [только они могут погрязнуть в болоте безнадежности и безысходности, не понимая совершенства мощи Творца и бесконечности Его милости, а я, с Его благословения, таковым (заблудшим) не являюсь]», — ответил он (Авраам)» (Св. Коран, 15:53–56).

«Если кто и отчаивается в милости Господа, то лишь заблудшие». Человек в закоулках и лабиринтах своей жизни не застрахован от потери верного пути, в том числе и на уровне состояния души. Он может долго блуждать, но важно помнить, что дорогу в подобных случаях помогает найти и благой поступок, и доброе слово в адрес того, кто нуждается в данную минуту в нем.

Заблудиться может каждый, весь вопрос в том, как быстро он поймет это и насколько скоро сможет изменить обстоятельства, переломить ситуацию (в том числе и мысленно), главное — не терять надежды, делая все от тебя зависящее.

Нужно не только испрашивать, но и суметь воспитать себя

«Не надоедает человеку просить [Бога] о хорошем [для себя или других. Не устает он от этого и не перестает просить о земном достатке, благополучии, здоровье и т. п.]. Но когда постигает его зло [в самых разных формах и проявлениях], он сразу теряет все надежды и впадает в ступор отчаяния (глубокую депрессию). Когда же Мы [продолжает Господь миров] даем ему возможность попробовать [ту или иную форму проявления] милости Нашей [например, победу на соревнованиях, признание, заключение выгодной сделки, чувство радости от семейного благополучия и успехов детей, повышение зарплаты, карьерный рост, исцеление от тяжелого заболевания, осуществление долгожданной мечты и т. п.] после того, как его постигла беда [был у него период трудностей, неудач, лишений; он постоянно падал, не успевал встать и выпрямиться — опять падал, старался изо всех сил встать и идти дальше несмотря ни на что… И в итоге проявилась Божья милость в неожиданной форме], и он сразу [оправившись и «отряхнувшись»] уверенно заявляет: «Это мое (моя собственность) [мой личный успех, мое достижение как результат бессонных ночей и работы в поте лица]!» [Благополучие и успешное преодоление тяжелого периода придают ему излишней уверенности, и он начинает рассуждать:] «Не думаю, что наступит Конец Света [а за ним и Судный День, я до конца не уверен в этом]. Даже если и вернусь я к Господу [предположим], то уверен, что меня, воистину, ожидает лишь хороший итог…» (см. Св. Коран, 41:49, 50).

Духовное состояние верующего не должно зависеть от взлетов или падений в материальном мире. Высокие качества души нематериальны, они имеют особое развитие в сути человека и требуют соответствующего внимания, позитивного настроя. Их наличие и развитость помогают ему комфортно и счастливо преодолевать временные успехи и крушения, ведь человек верующий (для которого вера это не только земные поклоны пред Творцом и арабская лексика вперемешку с родной, но и состояния души) — делами в мирском с головой, а душой — выше всего этого.

Работа над собой, познание жизни и воспитание в себе этического подхода к обстоятельствам, а также правильный анализ событий — сложный и трудоемкий процесс. Но он крайне важен. Ведь он раскрывает глаза на бытие и дает возможность жить на этой земле в гармонии со всем тем, что нас окружает, а в первую очередь — с самим собой.

Отчаяние и гложущая печаль[4] — мрачные чувства, но ведь у верующего человека рядом всегда есть луч света — надежда, которая никогда его не оставляет, а если и умирает, то только с ним самим, покидающим сей бренный мир с верой в милость Творца и благоговением, обращенным к Господу Богу, Повелителю сердец, жизни и смерти, счастья и невзгод…

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее о закяте см., например: Св. Коран, 9:60.

[2] То есть нет необходимости заявлять, что «когда у меня будет это, я стану таким!»

[3] Смысл достоверного хадиса-кудси, сообщенного пророком Мухаммадом и переданного Абу Зарром. Приведен в своде хадисов имама Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1079, хадис № 22–(2687); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 12, хадис № 22–(2687).

[4] Не стоит путать с такими чувствами, как «светлая грусть», «высокая печаль».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *