что делать краткое содержание по главам и частям
«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.
«Что делать?»: краткое содержание
Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:
Начало истории
Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.
Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.
Завязка
После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.
Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.
После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.
Развитие сюжета
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.
Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.
К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.
Кульминация и развязка
Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.
Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.
Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.
«Что делать?»: анализ произведения
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:
«Что делать?»: история создания
К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.
Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.
Роман «Что делать?»: тема
Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.
Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом
С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.
Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.
Жанр «Что делать?»: роман-утопия
Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.
Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Что делать?
11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.
В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьёт молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна. » В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих».
Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский — управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.
К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.
Молодые снимают квартиру, и жизнь их идёт хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удаётся объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.
Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.
У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек — Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестаёт бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблён в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов — врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.
Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в своё время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».
Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.
О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передаёт Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у неё две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.
Вскоре ей снится четвёртый сон. Природа в этом сне «льёт аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поёт песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.
У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урождённая Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин её. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски — потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Что делать?», краткое содержание (Н. Г. Чернышевский)
Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием романа русского писателя 19 века Н. Г. Чернышевского «Что делать?», повествующем об обществе будущего.
Главные герои
Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, сны которой раскрывают идею автора.
Лопухов – студент-медик, муж Верочки, который знакомит ее с революционными идеями.
Кирсанов – друг Лопухова, влюбленный в Верочку.
Рахметов – новый человек, герой своего времени, воплощающий идеал автора.
Краткое содержание
11 июля 1856 года в одной из петербургских гостиниц прислуга встревожена тишиной в номере постояльца, попросившего разбудить его утром. Вызвали полицию. Двери выломали, номер оказался пуст. В записке, оставленной постояльцем, было сказано, что его услышат ночью на Литейном мосту, виновных не искать.
Полицейский рассказал, что ночью на Литейном раздался выстрел. Сбежались караульные, прохожие, на мосту никого не было. Попробовали искать с сетями, с баграми, никого не нашли. Может быть, никого и не было. Кто-то сказал, что это какой-то дурак выкинул шутку. Все с этим согласились.
В это же утро в домике на Каменном острове молодая дама, шила, напевая французскую песенку. Девушка принесла ей письмо. Вера Павловна, так звали даму, прочла, побледнела и зарыдала. В комнату вошел молодой человек. Дама указала ему на письмо. Когда он прочел, она попросила его зайти позже. Через час она приняла его и объявила, что они должны расстаться. Она виновна в смерти человека. Верочка попросила прощения у молодого человека и ушла в свою комнату.
В предисловии автор признается, что применил хитрость, чтобы заманить читателя трагической любовной историей. Далее он рассказывает о событиях, предшествовавших трагической развязке.
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Вера Павловна получила обычное воспитание. Она жила в доме Сторешникова на Гороховой. Ее отец был управляющим домом. Мать зарабатывала тем, что давала деньги под залог. Марья Алексеевна мечтает выдать дочь за богатого человека. Для этого она воспитывает ее как благородную. Верочке нанимают учителя музыки, ее наряжают, водят по театрам. Старания матери были не напрасны. На девушку обращает внимание хозяйский сын, офицер. Он пытается соблазнить Верочку, делает ей подарки. Верочка не хочет ссориться с матерью, но и выполнять ее требования ей тоже не очень приятно. Ситуация становится напряженной. Разрешилась она неожиданно.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
Для Верочкиного брата Феди был нанят учитель-студент. Дмитрий Сергеевич Лопухов учится на последнем курсе медицинского факультета. Молодые люди познакомились и стали разговаривать о книгах, музыке.
Марья Алексеевна стала присматривать за дочерью и учителем. Лопухов нравился ей тем, что не пил чай. Он казался ей человеком «солидным, основательным». Из подслушанного разговора она узнала, что у него есть богатая невеста., что также говорило в его пользу.
Лопухов рассказывает Верочке о том, как он понимает жизнь. Его «теория холодна, но учит человека добывать тепло». Он объясняет Вере Павловне «суть разумного эгоизма». Чтобы поступать правильно, нужно выбирать то, что полезнее. Не нужно обращать внимания на людское мнение. Умные люди не осудят.
Узнав о том, в каком положении оказалась Верочка, Лопухов предлагает ей помощь. Верочка делится с ним своей мечтой о сцене. Лопухов знал о том, сколько преград существует на пути к этой мечте. Он полагал, что твердый характер поможет пробиться. Поговорив со знающими людьми, он оставил эту мысль и посоветовал Верочке больше не думать об этом. Если выбирать между сценой и браком со Сторешниковым, то уж лучше второе.
Лопухов пытается найти ей место гувернантки. Он потратил на это две недели, но безуспешно. Один шанс все-таки появился. Он подарил Верочке надежду.
В это время Вере Павловне снится ее первый сон. Ей видится, что она находится в темном подвале. Дверь отворилась, и она оказалась в поле. Потом ей кажется, что ее разбил паралич. Она удивляется, но какой-то голос говорит ей, что она поправится. Болезнь проходит, и Верочка снова бежит в поле. Ей навстречу идет девушка, чье обличье и национальность постоянно меняются. Она представилась Верочке как невеста ее жениха, чем очень ее удивила. Девушка признается, что это она выпустила Верочку из подвала и вылечила ее. Вера Павловна обещает, что будет делать то же самое с другими девушками. Верочка спросила, как ее зовут. Девушка сказала, что ее можно звать любовью к людям.
Лопухов встретился с женщиной, которая обещала помочь Верочке с работой. Узнав, что девушка собирается убежать из семьи, та отказала. Лопухов с сожалением сообщает об этом. В этот день Лопухов и Верочка вместе пришли в ее дом. Марья Алексеевна была очень удивлена. Молодые люди усыпили ее бдительность и в спокойной обстановке решили свои дела.
Лопухов предлагает Верочке выйти за него замуж. Она согласилась, и они тайком от родителей обвенчались. Верочка уезжает из родительского дома как законная жена Лопухова. Через несколько дней Лопухов пришел к родителям жены с извинениями. Расстались они миролюбиво. Автор произносит похвальное слово Марье Алексеевне.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Жизнь молодых устроилась. Они нашли работу, сняли квартиру. Квартирную хозяйку супруги немало удивили тем, что спали в разных комнатах, перед тем, как войти, стучали. Верочка объяснила, что они боятся надоесть друг другу.
Вера Павловна задумала открыть швейную мастерскую. Лопухов дал объявление в газету. Сама она поехала к давней знакомой Жюли. Через несколько дней та заказала много нарядов для себя и дала адреса своих приятельниц. Вера Павловна нашла нескольких девушек, которые умеют шить. Они стали совладелицами мастерской. Доходы делили между собой по справедливости. Девушки не только трудились вместе, но и отдыхали, выезжали на пикники, вели разговоры.
Вере Павловне снова приснился сон. Она увидела поле с растущими на нем колосьями. На поле Верочка видит грязь фантастическую и реальную. Реальная грязь – это движение, труд, а значит и жизнь. Из нее вырастают колосья. Фантастическая грязь – отсутствие движения, застой, из нее ничего хорошего не растет. Появившаяся во сне мать рассказывает историю своей жизни. Она низкого происхождения, но детям желала лучшей судьбы и все делала для этого. Она делает вывод, что если бы она не была злой, Верочка не смогла бы вырасти такой доброй и хорошей.
Мастерская Веры Павловны разрасталась. Все были заинтересованы в успехе, потому что прибыль делилась поровну. Все девушки были вынуждены о ком-то заботиться, поэтому деньги им были нужны. Прибыль делили раз в месяц. Девушки жили в общей квартире. Вера Павловна приучила их к чтению. Позже она организовала преподавание по предметам.
Так прошло почти три года с того дня, как Вера Павловна открыла мастерскую. Она очень счастлива. Жизнь не бывает безоблачной, после одной из загородных прогулок Дмитрий Сергеевич заболел воспалением легких. На помощь другу приходит Кирсанов. Они с Верочкой по очереди дежурят у постели больного. Кирсанов, влюбленный в Верочку, долго пытался держаться подальше от нее. Ему казалось, что он справился со своей влюбленностью. Однако болезнь Лопухова сблизила их. К тому моменту, как Дмитрий Сергеевич выздоровел, отношения в любовном треугольнике изменились.
Вера Павловна зовет друзей посетить ее мастерскую. Там Кирсанов встречает свою давнюю знакомую Настеньку Крюкову. Девушка больна чахоткой. На следующий день она пришла к Верочке, чтобы рассказать историю их знакомства с Александром Матвеевичем. Оказывается, у них были отношения. Они даже жили вместе, потом Крюкова ушла от него. Кирсанов, встретив снова Настю, предложил ей переехать к нему. Заботы о Насте отвлекли Кирсанова от чувств к Верочке, но ненадолго. Он снова стал искать повод отдалиться от Лопуховых.
Вере Павловне снится третий сон. Она читает свой собственный дневник. Из него становится ясно, что к мужу она испытывает скорее благодарность, чем любовь. По-настоящему она любит Кирсанова.
Проснувшись, героиня понимает, что сон показал реальное положение вещей. Вскоре это начинает замечать и Лопухов. Он поговорил с другом, Кирсанов не мог поступить бесчестно. Он не делает попыток сблизиться с Верочкой, но однажды она сама признается Лопухову, что любит Кирсанова. Она говорит, что попросит Кирсанова перестать бывать у них. Лопухов ответил, что это ее выбор.
В один из дней Лопухов собирается проведать родственников в Рязани, он не зовет жену с собой. Она порывается поехать с ним, но ее вещи не собраны. Вера Павловна провожает его на поезд и возвращается домой. Это было в конце апреля. Вернувшись, он едет в Москву в командировку. Потом произошло это странное происшествие в гостинице.
К Вере Павловне приходит знакомый Лопухова и Кирсанова Рахметов. Его называют особенным человеком. Он дворянин по происхождению, вырос, не зная материальных трудностей. После знакомства с Кирсановым он прочитал нужные книги и изменил жизнь. Он продал имение, раздал деньги стипендиатам. Сам ведет аскетический образ жизни, не пьет вина, не знает женщин. За его необыкновенную физическую силу его прозвали Никитушкой Ломовым. Жизнь Рахметова окутана ореолом таинственности. У него много дел, по-видимому, связанных с какой-то тайной деятельностью. Рахметов – «экземпляр очень редкой породы», «соль соли земли».
Рахметов передает Вере Павловне записку от Лопухова. Она успокаивается, прочитав ее. Рахметов замечает, что они с Лопуховым очень разные, поэтому ее потянуло к Кирсанову. Через несколько недель Верочка выходит замуж за Александра Матвеевича.
Глава 4. Второе замужество
Вера Павловна получает из Берлина письмо от друга погибшего Лопухова. Он объясняет ей причины поступка Дмитрия Сергеевича и пишет адрес, на который она может писать ему письма.
Вера Павловна живет с Кирсановым, как прежде жила с Лопуховым. Кирсанов интересуется ее жизнью, предоставляя ей полную свободу. Героиня начинает изучать медицину, под руководством мужа.
Снится ей четвертый сон. Перед Верочкой проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина была рабыней мужчины. Потом мужчины начинают поклоняться женщинам, но они не равны им. Потом появляется образ прекрасной дамы, за которую сражается рыцарь. Когда он ее завоевывает, она снова превращается в рабыню. Девушка из первого сна объясняет смысл женского равноправия и показывает картины будущего. Люди утром работают, вечером веселятся. Следует работать в настоящем, чтобы построить будущее.
Вера Павловна расширяет производство. У нее появляется еще одна мастерская и магазин на Невском проспекте. Вместе с Натальей Мерцаловой они строят новые планы. Следующие несколько лет проходят без особых происшествий.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катя Полозова была дочерью отставного ротмистра, который прокутил родовое имение. Опомнившись, он взялся за ум, вышел в отставку и занялся «устройством себе нового состояния». Он занялся хлебной торговлей и сколотил «изрядный капитал». Было ему тогда сорок лет, он женился, родилась дочь. Пока жена была жива, они жили в провинции. После смерти Катиной матери они переехали в Петербург. Полозов стал миллионером. Однажды он поссорился не с тем человеком и потерял состояние. Но даже в этом положении они не бедствовали.
Екатерина Васильевна благодарна Кирсанову за то, что он помог ей успокоить нервы. Благодаря ему улучшились ее отношения с отцом, которые расстроились было из-за увлечения Кати ловеласом Соловцевым.
Василий Полозов решил продать завод Чарльзу Бьюмонту. Катя познакомилась с ним, он был приглашен на обед к Полозовым. Он-то и рассказал девушке о Вере Кирсановой. Вскоре Бьюмонт сделал предложение Кате. Она вышла за него замуж.
Однажды они пришли на вечер к Кирсановым вместе. Выясняется, что Бьюмонт не кто иной, как Лопухов. Инсценировав самоубийство, он уехал в Америку и стал предпринимателем. Все счастливы.
Глава 6. Перемена декораций
Дама, сидящая в коляске, собирается ехать в Пассаж. Она сняла траур и одела яркое розовое платье. Вместе с ней едут мужчины. Она говорит, что два года ждала этого дня. Автор ведет диалог с читателем, в котором говорит о том, что откладывает продолжение истории до других времен.