что делать когда сын не слушает
Ребенок перестал слушаться взрослых. Что делать?
Как стать родителем послушного ребенка
У меня домашний детский сад. Каждый рабочий день, с утра до вечера, около десятка детей играют, общаются, узнают новое и растут вместе со мной. Очень часто, особенно после выходных, родители спрашивают меня: как вы с ними справляетесь? Как так получается, что вас они слушаются практически беспрекословно и с первого раза? И вот что я могу ответить, опираясь на свои профессиональные знания и почти десятилетний опыт.
Для того чтобы ваш ребенок всегда вас слушался, важно обратить внимание на «теоретические» аспекты и практические навыки.
Уважение ребенка к словам мамы и папы врожденное. Это состояние полного доверия и веры. Родители для маленького ребенка являются изначальным, максимальным и единственным авторитетом.
Уважение и послушание — две стороны одной медали. Если мы теряем уважение ребенка, то он перестает слушаться. Кроме этого, само понятие доверия, уважения, веры человеку разрушается. Ведь мама и папа — это самые-самые лучшие взрослые. А если уж они не оправдывают доверие, то что говорить о других людях. Такому ребенку становится трудно уважать взрослых, старших, доверять и прислушиваться к авторитетам.
Как пропадает уважение?
Очень часто родители превращают дом в мир двойных стандартов поведения для себя и ребенка. Но они не замечают этого. Например, нельзя есть сладкое до еды. Это вредно, не перебивай аппетит. Но — только ребенку, а мама или папа как раз так и делают. А дела всегда говорят громче слов.
Ребенок всё видит и задается вопросом: зачем они это делают, если это плохо? Или, может, тогда все-таки хорошо? Они или делают то, что плохо, или обманывают, и это не плохо. Во что верить? Но ведь мама и папа всегда правы и говорят правду. А теперь ребенок и в этом начинает сомневаться. Какое уж тут уважение и послушание.
Многие люди думают, что можно, пока ребенок маленький, заставить его слушаться, применив силу или угрозы наказания. Но тогда уважение к вам у ребенка пропадет очень быстро. Тогда заставлять придется все чаще и чаще, а потом и вообще — все время. Чем старше будет становиться ваш сын или дочь, тем сильнее будет эмоциональное отдаление. Ведь такие методы основаны, во-первых, на принуждении и силе, а во-вторых — на страхе. Можем ли мы искренне доверять тому, кого боимся?
Но мама и папа любят ребенка, поэтому они очень часто не выполняют своих угроз. Например: «Если ты сейчас же не уберешь все свои игрушки, то не пойдешь гулять!». А он собирать игрушки даже не начал, а потом стало его жалко. На улице такая прекрасная погода, и дома сидеть не хочется — ребенку надо двигаться. И вот ребенок на улице, игрушки — везде. А мама и папа проиграли всухую.
Ребенок узнал две вещи. Первая — он сильнее, он — победитель, а родители дали слабину. Вторая — то, что родители сказали, не так уж и важно, раз это можно просто проигнорировать — и безо всяких последствий.
Однако не только пустые угрозы, но и неисполнение обещаний сильно подрывает авторитет родителей. Васе было обещано мороженое, если получит 4 или 5 за контрольную. Он сидел, занимался и в результате получил свою пятерку. Дома по совершенно другому вопросу поругался с мамой, нагрубил ей. И остался без мороженного.
«И правильно!» — скажут многие родители. А вот и нет! Человек честно заработал свою «зарплату.» Так как обида мамы никак с оценкой за контрольную не связана, то ее нельзя связывать и с наградой-мороженым. Такое решение мамы говорит ребенку: не важно, о чем мы договаривались, чего ты достиг или заработал, я могу отказаться от своего слова, передумать. Будет ли ребенок в следующий раз стараться получить хорошую оценку? Вряд ли. Как будет относиться к обещаниям родителей? А к своим?
Но ведь и это не всё. Ребенка далеко не всегда просто даже заставить сделать то, что нам надо. Это противостояние вашей и его воли. И вот здесь многие родители срываются. Повышают голос и иногда дают ход рукам. Такой родитель еще страшнее, чем просто заставляющий и угрожающий. Тот, кто угрожает, хотя бы предупреждает о своих намерениях. Тот, кто психует, делает это неожиданно, становясь непредсказуемым агрессором.
Кроме того, для ребенка это яркий и достаточный признак отсутствия у родителя контроля над своими негативными эмоциями и, в конце концов, над собой. «Какое он имеет право контролировать других, если не может контролировать даже себя?» Именно так мне однажды на консультации сказала девочка-подросток о своем отчиме.
Это всё были факторы родительской стороны, а теперь давайте обратим внимание на ребенка.
Он может вас не слышать, не слушать, не воспринимать. Ему может быть страшно сделать что-то новое, он не уверен в своих силах, может думать, что не умеет, не знает, как оно делается. Может, слова родителей, с точки зрения ребенка, просто невыполнимы вот в это конкретное время.
Можно ли восстановить уважение ребенка?
Давайте начнем с простого и практичного — быть услышанными. Чтобы ребенок начал слушать, надо стать центром внимания. Для этого присядьте на корточки, поднимите ребенка, сделайте что угодно, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне. Смотрите ему в глаза, пока не установится зрительный контакт. Теперь начинайте говорить.
Для многих родителей самым сложным становится сознательный выбор слов и поведения вместо привычного-автоматического: «Я тебе сколько раз говорила! Ну не ребенок, а наказание! Все дети нормальные, а ты бегаешь!».
Если вы хотите остановить неприемлемое поведение ребенка, не ждите, что он сам остановится. Пока вы ждете, вы концентрируетесь на том, что вам не нравится, и ваши эмоции накаляются. Раздражение передается автоматически. Поэтому останавливайте ребенка сразу, немедленно. Так вы сохраните свои нервы и достоинство, повысите собственный авторитет в глазах ребенка.
Остановитесь и сами, дайте себе минутку на то, чтобы подумать: чего же я хочу на самом деле, по максимуму. Сформулируйте в позитивном утвердительном ключе и в спокойном еще состоянии благожелательно предложите эту альтернативу ребенку.
Например, Таня бежит к дороге. Негативный ключ (и программа минимум): «Не выбегай на дорогу!». В позитивном ключе папа зовет Таню сразу и говорит: «Ты бежала к дороге, и мне стало очень страшно. Давай пойдем рядом, или можешь бегать вокруг меня, если тебе скучно просто идти». Чего хотел папа? Чтобы дочь была рядом, в безопасности. Это его программа максимум.
Если вы «пророчите» наказание или награду сначала подумайте, а сдержу ли я свое слово. Не перегибайте палку ради устрашения или соблазнения. Сказанное выполняйте всегда! Если ребенку обещана награда за дело, которое он сделал, и он вдруг сделал что-то неприемлемое, то отреагировать надо обязательно. Просто последствия непозволительного поведения не должны отнимать зарплату.
Однако, чтобы ребенок слушался, лучше на него не давить, а дать выбор. Начать убирать игрушки прямо сейчас — или через пять минут. Обязательно в таких случаях ставьте таймер или показывайте, докуда дойдет стрелка на часах. Мелочей — нет!
Чтобы сложные ситуации возникали как можно реже, выработайте, установите с общего согласия (хотя бы между родителями, если ребенок маленький) и озвучьте правила семьи. Правила должны быть одни для всех. Не есть сладкое до еды. Ложиться спать вовремя. Детское время может отличаться от родительского, но каждый ложится вовремя. Ведь для ребенка совершенно естественно копировать поведение родителей.
Чем сложнее ваша ситуация с послушанием ребенка, тем больше времени займет ее исправление. Заново завоевать авторитет — дело не одного дня. Запаситесь терпением. Применяйте все методы сразу. Главное — не сходите с дистанции!
Почему ребёнок не слушается и что с этим делать?
Нежелательные формы поведения демонстрируют периодически все ребятишки. Но если одни ведут себя плохо изредка, то другие регулярно пытаются извести взрослых истериками, нежеланием выполнять просьбы. Прежде чем что-то делать, нужно понять, почему ребёнок не слушается.
Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или подросток практически отбивается от рук. Давайте разбираться.
Типичные проблемы
Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.
Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:
Причины непослушания
Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.
Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:
Как реагировать на непослушание?
О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.
Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.
Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, почему нельзя кричать на ребёнка и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.
Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, почему нельзя бить детей.
Ребёнок демонстрирует опасное поведение
Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.
3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.
Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:
Ребёнок протестует
Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.
Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.
Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.
Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.
Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.
Ребёнок мешает окружающим
В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.
Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.
Ребёнок игнорирует родителей
Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:
В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.
Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.
Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.
Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.
Ребёнок требует купить ему что-то
Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.
Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.
Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.
Полезные рекомендации
Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации, которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.
Как восстановить доверие ребёнка?
Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.
Способы установить доверительные отношения:
Сила личного примера
Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.
В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.
Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.
И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.
7 простых способов победить младенческую бессонницу
Странные привычки у маленьких детей: когда стоит беспокоиться, а когда – нет?
12 способов, как быстро уложить ребёнка спать без слёз и нервов: авторские методики и советы доктора Комаровского
Чем занять ребёнка в 1 — 2 года: игры для дома и улицы от детского психолога
4 эффективных способа отучить ребёнка от соски: рекомендации и советы родителям
Развивающие игры для малышей от рождения до года: подробное описание для каждого месяца
Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств
7 способов приучить ребёнка спать без пелёнки
Обзор 12 развивающих игрушек для детей 2 — 3 лет
Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка
9 правил воспитания гиперактивного ребенка
Как отучить ребёнка от рук: причины привычки и способы её преодоления
Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка
«Чтобы не сглазить», или можно ли покупать вещи до рождения ребёнка
Превращение девочки в девушку: половое развитие девочки — пишет врач-гинеколог
«Прощай, бутылочка», или как научить ребенка пить из кружки?
Всегда ли детская жадность является проблемой? Мнение психолога
4 группы причин, которые объяснят, почему ребёнок ходит на носочках
7 советов психотерапевта по коррекции истерики у детей и взрослых
Как приучить ребёнка к горшку за 3 — 7 дней: обзор лучших методик от детских психологов
Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост
Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке?
Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему?
Зимние виды спорта: полезны или травмоопасны? Советы родителям о том, как уберечь ребёнка от травм при занятиях спортом зимой
24 комментариев к статье « Почему ребёнок не слушается и что с этим делать? »
Моему сыну 4 года.Он как метеор,никогда не сидит на месте, все ему надо и везде надо залезть.Прекрасно понимает что можно, а что нельзя и все равно делает как ему надо.В это статье описаны все факторы и причины такого поведения. Эта статья помогает правильно общаться с ребенком и все были рады такому общению.
Непослушание ребенка это своего рода проявление характера. В любом случае я стараюсь посмотреть на ситуацию «его глазам» и конечно же выслушать его доводы. В большинстве случаев нам удается уладить вопрос. Бывает когда приходиться принимать и твердое решение, но не в коем случае не физическую силу.
Я с Вами, Юлия, согласен. Действительно, наплодили психологов, знающих со стороны как и что делать.
Ну вот у нас, к сожалению, именно мой рык и интонация босса срабатывает сразу, а недельные/месячные уговоры и разъяснения как об стенку.
Как только нервы не выдерживают и рявкну — дочь как шёлковая: и ранец соберёт, и тарелку после еды уберёт, и помоется с первого напоминания и спасибо скажет. Как только действую по «психологии» и зубы с 25-го напоминания чистим, и «это самое невкусное блюдо в моей жизни!» При этом то же самое блюдо потом бабулю приготовить просит.
Так что действительно нужно смотреть по ситуации и без повышения голоса к сожалению не обходится.
Подпишусь под каждым словом!
Согласна с Вами на все 100%.
Юлия, согласна на 100 процентов! Сыну почти 9, но чтобы «договориться » с ним, надо разорваться пополам. Любая моя просьба, любое элементарное действие встречает отрицание: сесть за стол, когда я уже накрыла и позвала кушать, собраться тогда, когда тебя об этом просят, вечером пойти почистить зубы, убрать вещи в шкаф, выполнить задание так, как об этом просит учитель, как задано в учебнике, прийти и снять верхнюю одежду, и т.д., и т.д.
Однажды мы его чуть не потеряли, когда он совал грязные руки в рот и подхватил ужасную кишечную инфекцию (дураки, весь день объясняли, что да как, и почему так нельзя делать, а он их принципиально совал; а все лишь надо было связать руки!). Належались в больницах с жуткими уколами и капельницами, а потом еще 3 месяца как в аду восстанавливались. Я сама при этом потерла столько здоровья… Перечитали тонны педагогических книг. Уже и к психологу ходили, полгода пытались хоть как-то «сдвинуть» его с места.
Сейчас я, «плохая мать», плюнула на все и иногда хватаюсь за длинную линейку и ремень. Вопрос решается за 5 минут.
Хорошо советовать, когда эта проблема лично тебя не касается!
Правильно!Применение физического наказания не дает развиться злу в ребенке.
Я тоже согласна… И ремня получали, а некоторых и шлангом лупили, и ничего, и все делали, и выросли нормальными людьми, а сейчас не тронь ребенка, сразу прям монстры стали мы, как так ребёнка ремнем и углом, это аморально… Вон одной моей подруге «помог» психолог с 20 летним стажем. Теперь её дочь посылает куда хочет и приходит домой когда ей угодно, а та ревет, зачем послушала психолога… Строгость и ремень быстрее до детей доходит…
Это точно! Я, конечно, не бью пока… Но ведь без психологов росли, а сейчас даже невролог говорит, что в 16 лет дети чай сами налить не могут, потому что кипяток? Вот этому всему психологи помогают!! Или знакомая психолог в Думе работает, с золотой молодежью, дак у неё дочь ноги об нее вытирает!
Именно из-за таких людей, как Юлия, мы живет в обществе тех людей, у которых нет своего мнения, но зато есть боязнь гнуть свою линию и защищать свои права.
Ничего не помогает, ребёнок специально демонстративно не слушается родителей, абсолютно всегда стремится всё делать против, даже если причиняет себе боль. Отдаю в детский дом, там психологи разберутся.
Не могу найти общий язык с дочерью.
Я с мужем работаем, муж дома в 5 я около 9 вечера. У нас двое детей: мальчик и девочка.
Девочке 10 лет, она слышит, понимает о чем ей говорят, и как говорит «старается» стараетсяя все делать но у нее не получается…
Утром поднимаю, кормлю и ухожу на работу. В течении дня стараюсь контролировать по телефону: чтоб поела, сделала уроки или позанималась чем то полезным, и вообще узнать как у нее дела.
Сейчас каникулы — переодически она дома сама.
На все вопросы о еде, порядке, книжках — все сделано, порядок, читала…А в итоге целый день перед телевизором или в телефоне. Одно враньё.
Муж приходит домой а там — как торнадо пронеслось, беспорядок, посуда грязная и ничего не учили не читали….
Разговаривали, просили, объясняли, наказывали — все бесполезно.
Помогите пожалуйста.
Я люблю свою дочь и хочу все найти с ней общий язык.
Добрый день. Вы описали нашу ситуацию. Ищу выход, иногда руки опускаются. Что-нибудь у вас изменилось, нашли решение? Подскажите, если не трудно.
Я тоже бабушка, тоже внук 5 лет, диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Все как у вас, пьём Пантогам, но толку никакого, если начинает с детьми бегать, то совсем нет тормозов, он никого не слышит в этот момент. На занятиях в саду не слушается, всем мешает, даже гулять с ним стыдно, вести себя нигде не умеет и не хочет. Психологов посещали, ничего не помогает, и я, и дочка с ним устали, воспитатели еле терпят.
Сыну 10 лет. У нас тоже с детство гиперактивность. Когда ходил в садик, то ещё более менее было. Но когда пошли в школу, это уже просто капец. Замечаний очень много! Он вроде не хочет обижать никого, как-то автоматически получается.
Мамы, всему кого диагноз гиперактивность, к неврологу, хорошему, чем раньше начать лечение, тем легче все вылечится! Там не Пантогам надо пить, а куда более серьезные препараты. Найдите хорошего, рекомендованного невролога. Моего сына с 4х лет лечили, в 7 диагноз сняли. А грозила нам спецшкола. Невролог кандидат наук, так что.
Здравствуйте, подскажите, кто-нибудь нашел ответы на свои вопросы? У меня ребенку 10 лет. Проблема такая же, как и у вас.
Юлия, я с вами тоже согласна. Мне сейчас уже 34. Когда я была ребёнком, я помню себя немного. Нас учили уважать старших, уступать дорогу и место в общественном транспорте. Что сейчас крайне редко. Мы всегда говорили со старшими на ВЫ.
Моя дочка, ей 3 года и 5 месяцев, вообще не слушается. Я уже не знаю, что делать и как с ней ладить. Я и по-хорошему пыталась, и по плохому. И к бабушке уже почти не вожу, потому что там балуют на полную катушку и не слушают меня, как я хочу воспитывать моего ребёнка.
В первую очередь — это мой ребёнок. А бабушка наша считает, что если первая внучка, то можно ей всё. Я злюсь, и уже начала с мамой ругаться. Если бы бабушка с внучкой виделись не так часто, то да, так немного и можно может быть. Но наша бабушка живёт от нас 200 метров, и видится с внучкой часто по 3-4 раза в неделю. И начует она у бабы часто. Я видела, как они общаются, и вот я вспылила, то что моя родная мама мне не помогает в воспитании ребёнка, а балует её. А я потом дома не могу добиться дисциплины и послушания. И уже очень пожалела, что не переехала подальше от мамы.
Может, это звучит жестоко, по отношению к маме. НО — а ведь в будущем может получиться, что и эта прелесть — которую баловали, всем на голову сядет или будет требовать ещё больше.
Вот и пытаемся мы тоже найти общий язык с нашим ребёнком. Не по книгам, а как мы это видим.
Да, ребёнок это личность, и чадо родителей, но какое бы любимое оно ни было, надо воспитывать человека с уважением к окружающим, а не эгоиста.
У моего сына был просто ужасный период, когда он вообще никого не слушался. Постоянно закатывал мне истерики, на все говорил нет. Нашла, как с этим бороться. Ну мы в процессе перевоспитания. И я уже вижу результат, что, конечно, радует и обнадеживает.