что делать когда мама заставляет убираться
Уборка в доме и отношения с матерью
Здравствуйте, меня зовут Татьяна, мне 20 лет. Уже три года я учусь и живу в другом городе, а в дом к матери, в город, где я выросла, приезжаю иногда на выходных и провожу здесь полтора месяца летом. Но именно этим летом все обострилось.
Где-то лет с 14 и до самого моего отъезда я сильно ругалась с мамой. Она «случайно» читала мои любовные эсэмэски в телефоне, натыкалась на личные дневники и тоже читала (за что, я думаю, не прощу ее). Я оставляла их где попало, потому что думала, она не опустится до такой низости. Ведь мама сама мне говорила, как в юности пыталась вести дневник, но мама с сестрой находили, читали и обсуждали это. Мы с ней ругались из-за уборки, которую я не хотела делать. А не хотелось мне потому, что она все время кричала на меня. У нее была очень трудная жизнь тогда, а у меня проблемы в школе с одноклассниками. С ней делиться ничем не хотелось. И я мечтала, когда поступлю в университет и уеду. Ждала с нетерпением этого.
Когда я поступила и уехала, отношения наладились. Думаю, из-за того, что мы редко стали видеться. Но вот насчет уборки — это какой-то детский сад. Почему, сейчас расскажу. У себя в общежитии я делаю все, что надо — убираю, глажу, готовлю, протираю пыль, как полагается. Потому что я четко понимаю, что там — моя комната, и за меня никто убирать не будет.
Здесь же, дома, почему-то мое подсознание включает игнор, и я вообще не замечаю бардака. И делать особо ничего не делаю. Во-первых, потому что немного пыли, чуть-чуть разбросанные вещи и три-четыре немытых тарелки меня не напрягают. А мама с сестрой ходят все время, убирают что-то. Мне от этого стыдно, что они видят, что нужно сделать, а я нет. Я вообще считаю, что у них какой-то синдром чистоты. Чтобы все было идеально чисто. Мне идеальный порядок неважен вообще. Главное, чтобы все не местах и не было совсем уж хаоса.
Но делать-то что-то надо. Я понимаю, что убирать мне для мамы в общем-то, не хочется. Но также мне не 5 лет, и я понимаю, что есть «хочу» и «надо». Только почему в свои 20 я не могу себя заставить быть нормальной дочерью? Моя сестра всегда все делает как надо. Она более практична. А я рядом с ней как неумеха.
Пожалуйста, посоветуйте что-нибудь.
«Не трогай мой огрызок от яблока!» Как заставить подростка убраться в комнате
Мир под названием «комната Маши»
На днях рассуждали с клиенткой о том, что она чувствует, когда в квартире сделана уборка. Удовлетворение, наслаждение, вдохновение.
Заглянули в детство — кто же и когда научил клиентку так качественно наводить порядок в своем жилище? Увидели, что до тех пор, пока моя собеседница не уехала из отчего дома, руки ее уборки даже не касались. Но мама убиралась «от души». «Я видела, как чисто дома, как мама много значения придает этому, и теперь я такая же».
Честно говоря, меня этот разговор вдохновил. Потому что все мои попытки достичь с дочерью взаимопонимания о порядке в ее комнате пока не стали успешными. Да уже и не станут. Я успокоилась и больше не лезу в этот мир под названием «комната Маши».
Почему подростки категорически отказываются поддерживать порядок в своей комнате? Как с этим смириться? Можно ли вообще это принять?
Пять чашек с недопитым кофе и банка из-под лимонада
Давайте попробуем разобраться вместе. И начнем с нашего собственного детства, а точнее, с возраста, который называется волшебным словом «подростничество».
Была ли у вас своя комната? Был ли в ней только ваш шкаф? Письменный стол? Какое было правило уборки кровати после сна? Когда в вашу комнату заходили родители, они стучали? Кто делал уборку в вашей комнате? А окна кто мыл? Что с занавесками на окнах, они были в вашем распоряжении?
А если у вас не было своей комнаты, то с кем и как вы делили пространство?
Какие у вас были обязанности по дому? Как строго с вас спрашивали за их выполнение?
Пока писала эти несколько вопросов, которые лежат на поверхности, сама погрузилась в свое детство и многое вспомнила.
В этих воспоминаниях и кроется причина моего невроза относительно порядка в комнате дочери — я и представить себе не могла, что так было можно. Дочь совершенно свободна от всех моих невротических историй вроде «специальной мухи, которая сидит в нужном месте, потому папа всегда знает, насколько тщательно я вытирала пыль на его тумбочке».
Когда я в 18 лет выскочила замуж, первая свекровь продолжила мое воспитание. На пыли книжных полок она писала пальцем матерные слова.
Солнце падало на полки, и эту «настенную живопись» становилось очень хорошо видно. Понятное дело, что пыль я тут же вытирала. И потом каждый день тоже — лишь бы не видеть эти слова, которые в моей родительской семье не звучали вообще никогда.
Очевидно же, что к моменту рождения дочери (я стала ее мамой в 18 лет) арсенал воспитательных методов у меня был просто богатейший. И я выбрала… Не заставлять, не мучить, не растить профессиональную уборщицу. Дочка с удовольствием вместе со мной мыла посуду, вытирала пыль в своей комнате, расставляла игрушки. В доме у своей бабушки она и пылесосила, и полы протирала, и окна мыла тоже исключительно по доброй воле и от желания помочь «любимой бабуле».
Но вот пришел «тот самый возраст». На письменном столе в комнате можно найти штук пять-шесть чашек с недопитым кофе, тут же будет стоять грязная тарелка, банка из-под лимонада.
Почему нельзя есть-пить на кухне?
И так бесконечное количество лет. Я думала, что это не закончится никогда.
Но вот сейчас лето, я с мужем и младшим сыном живу за городом, раз-два в неделю мы заезжаем в квартиру. И что же? Идеальный порядок. По-моему, даже чище, чем у меня.
Правила, о которых договариваются
Для чего подростки поддерживают хаос в своей комнате или, если таковой нет, везде, к чему прикасаются?
Во-первых, как бы это странно ни звучало, но они «метят территорию». Все эти яблочные огрызки под кроватью, бесконечные фантики и разбросанные носки исключительно про «моя жизнь — мои правила». Огрызок — способ обозначить свои границы. Нашла огрызок и устроила выволочку? Нарушила мои границы. Не нашла, не устроила — уберу сам.
В самом деле, змеи ведь не заведутся от всего этого беспорядка, как бы я об этом своей дочери ни твердила. Однажды она мне ответила: «Кстати, мама, я давно мечтаю о змее дома. Это значит, что ты согласна?»
Во-вторых, это история про ответственность. Подросток учится самостоятельно принимать решения о том, что его окружает и как.
Ему надо споткнуться о разбросанные вещи и вылить суп на конспект, который надо завтра сдавать, чтобы научиться отвечать за последствия такой организации своего пространства.
Да, это ответственность за правила, которые он сам для себя установил.
Что произойдет, если этого не будет? Если тот, кого вы воспитываете, будет жить по вашим правилам? Страшного — ничего. Но и хорошего мало. Безынициативные, зависимые, неуверенные люди отсюда и берутся. Они, кстати, хорошо могут жить, продолжая оставаться в полной власти своих родителей.
В-третьих, эксперименты! Пространство, где подросток сам себе хозяин, — это прекрасное место для развития своих способностей в области обустройства пространства, где человек работает и отдыхает.
Несколько лет назад мы делали ремонт в квартире. Я все так замечательно придумала! Комната дочери получилась светлой, с невероятными фотообоями на стене. Настоящая комната девочки!
Но потом свободную стену дочь завесила плакатами. В комнате стали появляться дорожные знаки, фотографии, к стене крепились даже кусочки ткани. В итоге после сдачи зимней сессии дочь содрала все обои в комнате и самостоятельно покрасила стены.
Комната опять получилась светлой. Но дочь это сделала сама. У меня такой возможности не было. Может быть, поэтому в моей первой дозамужней квартире все стены были расписаны людьми, которые приходили ко мне в гости? Они оставляли на стенах надписи, картинки и даже свои фотографии. Как же свободно и счастливо я чувствовала себя тогда!
Да, как ни крути, но все равно мы опять упремся в свои собственные переживания и свой опыт, рассуждая о том, что и как надо делать с нашими подростками.
Мы хорошо знаем, как надо делать им, забывая о том, что они тоже люди и у них есть свой взгляд на мир.
Ну, хорошо. С комнатой разобрались. А как быть с «местами общего пользования»? С посудой, которая остается в раковине? С душевой кабиной, которая вся в подтеках от краски, которой твое чадо «уродует свою голову»? В конце концов, кто выносит мусор?
Правила, правила и еще раз правила. Они не могут быть директивой, о них надо договариваться. Да, в семье обычно как-то все устраивается в первые годы ее жизни и есть то, что кажется незыблемым. Но мы рожаем новых людей, которые приходят в этот мир, чтобы сделать его лучше. А это значит, что правила, которые мы сформулировали до момента взросления этих людей, могут быть изменены.
Завершу наш сегодняшний разговор цитатой Астрид Линдгрен: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами».
И пусть эти слова сказаны великой сказочницей о маленьких детях. Сколько бы ни было лет нашим детям, любим мы их так же, как тогда, когда они впервые обняли нас своими нежными, пухлыми ручками и сказали: «Мамочка, ты у меня самая лучшая на свете!»
ОБЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК УБИРАТЬСЯ ДОМА? ОТВЕЧАЕТ ЮРИСТ
– Согласно п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
В соответствии с п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Таким образом, уборка дома, как и другие домашние обязанности ребенка в семье, допустимы, если это не причиняет вред самому ребенку и не нарушает его прав.
Обсуждают (11): Обсуждение
Комментарии (38)
Вот от сюда и идет воспитание детей. Если ребенок отказывается убрать в своей комнате, то родители не имеют права его заставить, это грозит сроком. А мы удивляемся росту преступности. Кто из таких детей вырастет. Нахлебники и бездельники, потенциальные уголовники. В советское время это называлось трудовое воспитание ребенка, а сейчас эксплуатация детского труда.
Если ребенок отказывается убрать в своей комнате, то родители не имеют права его заставить, это грозит сроком.
Если ребенок с раннего детства видит, как родители делают уборку в доме, то его и заставлять не надо будет, участие в этом процессе он будет расценивать как показатель своей взрослости и участвовать будет с удовольствием. Такие дела)
Я с вами согласен. Откуда и сироты. Зачем нужен ребенок-дармоед. Пусть государство содержит таких детей-знающих своих права, но не обязанности.
Время такое или мы такие?
Однажды поздним вечером после ужина я переключал каналы телевизора в поисках хорошего фильма. Честно сказать — это нелегкий труд. На всех каналах прямо-таки вакханалия человеческих страстей. С голубого экрана смазливые молодые люди рекламируют товары, уговаривают купить их, если нет денег… — тут же… на тебе кредит. Даже ехать никуда не надо, домой привезут. И со всех каналов несется только один настырный речитатив: «Деньги…деньги…деньги.…Купи, приобрети, возьми взаймы».
Главное… — убеждают, что нет тебе в этом мире счастья без денег и этих товаров и услуг. Мы-то, старшее поколение, ладно, имеем иммунитет против этого вируса, а каково нашим детям?! Они-то и есть слабое звено перед бешеным напором телевизионной рекламы. Любовь к деньгам, культ материальных ценностей — бич нашего времени. Наше общество — это общество потребления: потребления материальных благ, удовольствий, развлечений. А всякое развлечение требует средств. Культ денег настолько вошел в повседневный быт, что случилось самое страшное. Родители устанавливают взаимоотношение с собственными детьми через деньги. В это трудно поверить, потому как считается, что подобное непотребство происходит где-то далеко, не в наших краях. Первые признаки уже есть, но мы с вами упорно не хотим этого замечать. И эта близорукость уже дает свои плоды.
На днях я был свидетелем, знаете ли, такого обыденного разговора молодой женщины с дочкой лет 12. Они стояли в очереди к кассе в универсаме. Девочка с надутыми губами выговаривала матери:
— Опять коньки не купила?
— Доча, мы вроде договорились. Ты заканчиваешь четверть на «отлично», а я тебе коньки на твой вкус. За ценой не постою. Был такой уговор?
— Был – нехотя призналась девочка.
— Вот и терпи, делай уроки.
Девочка помолчала, очередь еще немного продвинулась и упрямо взмахнула челкой:
— А ты не забыла, что мне сто рублей должна?
— Как какие? А за две пятерки по математике? За каждую пятерку ты мне даешь по пятьдесят рублей. Был такой уговор в начале учебного года?
Тут пришлось матери признаться:
— Да, есть такое дело.
— То-то же! – победоносно усмехнулась девочка, — гони сотку.
Тут очередь в кассу дошла до них. Мать расплатилась за покупки и протянула со сдачи сторублевую бумажку дочке. Та приняла с таким, скажу вам, надменным одолжением в лице, что я невольно усмехнулся. Да-а, девочка далеко пойдет с такими навыками.
Как сложно жить в этом мире! Сейчас идет такая борьба за души человеческие, что просто страшно становится. В сознание людей, особенно детей, крепко вбивается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком, что все можно приобрести только за деньги, а если их нет, то ты неудачник, будь хоть семи пядей во лбу. Когда речь идет о деньгах, тут, выходит, нет ни мамки, ни отца, дери с любого. Вся многовековая народная педагогика летит в тартарары, натолкнувшейся на «великого учителя жизни» в лице телевизора и Интернета.
Вот еще один случай. Стоял летний базарный день. Я беседовал со знакомыми, пока жены осматривали товары. Тема беседы свободная — кто про что. Разговор зашел на виды урожая картошки. Дружно попечалились насчет жука, зараза такая, управы на нее нет. Один посетовал, дескать, сорняк прет на огородах, будто кто ночами ее за верхушки на вырост тянет. Вроде только прополол, глядь, через неделю уже ботвы не видать, одна березка да лебеда колышатся. Руки, спина отваливаются огород полючи. Детей на помощь, не дозовешься. Табун в поле, они с улицы в дом, потом спят до полудня.
— Хе, дуралей. Ты, как я делай. У меня все дети с утра на огороде.
— Твоя, правда. Дети у тебя работящие.
— Да, мои работящие. Правда… стоят они мне дороговато.
— В смысле, дороговато?
— Надо было условиться по сто рублей за день прополки платить, а я обмишулился, по сто пятьдесят плачу им. А их ведь трое. Вот и прикинь. За день 450 рублей, как не бывало. Они, шельмецы… ха-ха-ха, что удумали? Работают еле-еле, чтоб день протянуть, да деньги получить. Прополоть за день можно, они на три растягивают. Все копейка в кармане. Ха-ха-ха, — веселился мужик.
— Да ты с ума сошел? – удивился собеседник, — Собственным детям за помощь платить? Ты чему их учишь? Довоспитаешься, помрешь, на земле валяться будешь, пока с гроба деньги не протянешь, чтоб похоронили. Крохоборов растишь.
— Ничего, ничего, пускай привыкают, — каждый труд должен оплачиваться.
— Ну, не знаю, не знаю, смотри сам. Как бы потом не пожалеть.
С тем и разошлись. Каждый при своем мнении.
Бабушка с тревогой следила за нахмуренными бровями своей дочери. И сказала каким-то очень просительным голосом:
— Ты уж, дочка, проведи меня по докторам, как в направлениях указано. А то сама видишь, куда мне с моими ногами по кабинетам шастать. Да, народу, погляди сколь много.
— Ага. Как по больницам, так я. Как уколы делать, да массаж, опять я. В доме у тебя полы мыть, Люда должна. А пенсию опять Аннушке своей ненаглядной отдала?
— Люда, не шуми, народ кругом, что подумают. Сестру пожалеть бы надо. Бьется одна с детьми, а у тебя дом полная чаша. Муж на Севере, и сама деньгу зашибаешь. Дети одеты, сыты, отучились. А Анечка, вон на двух работах бьется, неколи ей со мной по больницам болтаться.
— Ага, а я, стало быть, бездельница. Ну, спасибо, мама, удружила.
— Ой, Люда, прости ты меня дуру старую, — перепугалась старушка, и засуетилась, — Нам куда сейчас? В какой кабинет? — При этом заискивающе поглядывала на дочь выцветшими печальными глазами.
Какое-то оцепенение напало на присутствующих, наблюдавших эту драму. Люда раздраженно подхватила мать под руку, не дав ей надеть пальто, и чуть ли не волоком повела по коридору. Люди, молча, провожали их взглядами. Старушка тихим голоском так: — Потише доченька, ноги ведь заплетаются.
— А ты шевели ими, тогда поспевать будешь.
И они скрылись в коридорной толпе. Только они исчезли, народ стряхнулся и почему-то все разом заговорили, стараясь при этом не смотреть друг на друга, как будто стыдясь того непотребства, что разворачивалось перед нами. Ну, что мне было сказать? Осуждать бессердечную дочь? Не она одна такая.
Очень многие при разговоре о проблемах с детьми, вздыхают: Ничего не поделаешь. Время такое, — однако, я с этим не согласен. Не время делает людьми жадными, не время заставляет быть равнодушными и эгоистичными и быть адептами золотого тельца. А мы сами делаем такое время, ожесточая его своими пороками, безрассудными желаниями и самое главное забываем, что дети – наше зеркало. Если что-то хотим изменить, начинать надо с себя.
Роспотребнадзор разъяснил, когда можно заставлять детей убираться в классах
«Негигиенично и опасно для здоровья детей»
Начался новый учебный год, и родители уже начали сталкиваться с разного рода проблемами. Одна из них – детей заставляют убираться в школьном кабинете, в том числе, мыть полы. Мнения разделились примерно пополам, кто-то не видит ничего дурного в таком «приучении к труду», как это было в советских школах. Другие возмущаются: «Вспомнили советское время – вы еще вспомните крестьянских детей!». Мы выяснили, насколько законны действия школы в этом случае.
Жительница Набережных Челнов делится в одном из родительских пабликов: «В нашей школе дети самостоятельно моют кабинет. А в этом году мы вдобавок еще и учимся во вторую смену. Говорят приходить за 50 минут до начала уроков и мыть. Или нанимать самим уборщицу».
Другие родители тоже приходят такие примеры, но, правда, некоторые вовсе не возражают против того, что их детки немного «помашут шваброй». Москвичка Татьяна сообщает совершенно спокойно: «У себя в классе вместе с детьми убираемся, и никто из родителей против никогда не был за все 11 лет». «Мы всю жизнь сами мыли кабинеты, и ничего, выросли, не перетрудились». «Дети, убирающие свой класс, начинают относится к вещам и мебели этого класса бережно!», – говорят родители – сторонники приучения детей к труду сызмальства.
– Всю жизнь мы мыли классы, окна, дежурили по столовой, и в генеральных уборках участвовали. А сейчас мамаши поднимают крик по поводу того, что ребенка заставили фантик за собой убрать. Господи, кого ж вы воспитываете? – негодует Юлия из Красногорска.
Впрочем, другие родители не желают своим детям повторения их участи: «Я с отвращением вспоминаю то время, когда грязнущие полы моешь вонючий, старой тряпкой в железном ведре, после уроков. Думала тогда, почему я вообще должна мыть их?» Такие мамы и папы уверены, что «к физическому труду дома приучать надо, а школа должна детей приучать к самому сложному и дорогому труду – интеллектуальному».
Учительница из Ульяновска, 30 лет проработавшая в школе, категорически против уборки класса детьми:
– Когда-то я сама мыла пол в классе, и сейчас против этого. Во-первых, одежда пачкается, во-вторых, инвентарь еще потом и мыть надо, а дети без наблюдения этого не делают. Это не гигиенично, опасно для здоровья. У меня дети мыли всегда под моим контролем, я им воду грела кипятильником в трех ведрах, сама потом отмывала тряпку и ведро. Таких ненормальных учителей, как, я мало. В школе есть средства на техничку в классах, просто эти деньги ушли куда-то.
«МК» обратился за разъяснениями к Роспотребнадзору.
– В соответствии с требованиями санитарных правил не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санузлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, – пояснили нам в ведомстве.
Кроме того, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» для привлечения к уборке школьников младше 18 лет обязательно нужно согласие родителей: «Запрещается привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой».
В то же время, по словам представителей ведомства, «установление перечня работ и помещений, к уборке которых привлекаются обучающиеся, а также контроль за условиями ее проведения регулируется непосредственно образовательной организацией и не относится к компетенции Роспотребнадзора».
Ребенок не убирает в своей комнате — что делать?
© Коллаж Кристины Савельевой
Отвечают педагог, педиатр и другие специалисты
Уборка в комнате — это тема, конфликтов на которую, кажется, невозможно избежать. Даже родители с бесконечным дзеном иногда, наступив на очередную детальку Lego или вляпавшись в пластилин, воздевают руки к небу и яростно восклицают: «Ну когда ты уже уберешь в комнате?!».
Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы детская комната постоянно выглядела как страничка из каталога Икеи, но в реальности ожидать от ребенка идеальной чистоты и порядка каждый день странновато.
Эшли Джонс из издания Romper знакома с этими родительскими мучениями не понаслышке — с одной стороны, требовать от ребенка профессионального клининга не хочется, а с другой — ну сколько же можно терпеть? Эшли решила разобраться в том, какие требования к уборке комнаты можно предъявлять, и от чего они зависят. Вот, смотрите, что получилось.
В каком возрасте ребенок реально может убраться в комнате?
Экспертка в области родительства Морин Хили говорит, что дети обычно подходят к этому этапу развития в возрасте около четырех лет.
«Все дети разные, и это важно принимать во внимание, но я бы сказала, что дети дошкольного возраста уже могут застилать постель, поднимать раскиданные вещи и убирать в своих комнатах, — объясняет она. — Возможно, сперва им понадобится помощь, но в целом они уже могут с этим справиться».
Специалисты сходятся на том, что возраст ребенка должен стать ключевым принципом при формировании ваших требований к нему. «Возраст ребенка влияет на его способность поддерживать чистоту и порядок в комнате, — говорит нейропсихолог Санам Хафиз. — Например, нельзя ждать от годовалого ребенка, что он будет пылесосить в своей комнате и мыть в ней полы. Но вы можете поручать маленьким детям задания, с которыми они могут справиться — например, убирать игрушки с пола или застилать кровать».
Как уборка связана с характером ребенка?
Педиатр Скотт Кругман отмечает, что в этом вопросе важно принимать во внимание характер и темперамент ребенка, а также его неврологические особенности — например, наличие РАС или СДВГ.
«Детям, которые испытывают сложности с концентрацией внимания, может быть сложно справиться со сложным заданием — например, убрать в очень грязной комнате, — рассказывает он. — Им нужны подробные инструкции, которые помогают разбить одно задание на много мелких задач. Например, родители могут сказать: „Давай начнем с того, что уберем одежду“».
Педагог и экспертка в области родительства Лора Линн Найт говорит, что даже на примере собственных детей она видит, что к каждому из них требуется индивидуальный подход: один ребенок обычно быстро отвлекается, но не требует усиленного контроля, а другой может быстро потерять запал и чаще нуждается в помощи.
«Вы как родитель отлично знаете своего ребенка, и вы уже понимаете, сколько поддержки и внимания вашему ребенку требуется в процессе уборки, — объясняет Найт. — А еще вы можете позволить ребенку проявить себя при помощи украшений или организации хранения вещей в его комнате. Ваш ребенок может одновременно и следовать вашим договоренностям, и при этом иметь право выбора».
Зачем вообще нужно убирать?
Также Найт рассказала о том, что в ее семье у детей есть фиксированное время на уборку, которое встроено в распорядок дня. «У нас есть договоренность, что к моменту, когда мы будем читать книги перед сном, все вещи должны быть убраны с пола, а перед пятничным киновечером мы убираем все еще тщательнее, — говорит она. — Мы не привязываем карманные деньги, награды или наказания к уборке, но вместо этого мои дети знают, что у них будет меньше времени на чтение и фильмы, если они будут убирать слишком долго — это естественное последствие».
Если вы хотите, чтобы уборка стала личной ответственностью вашего ребенка, важно уделить внимание мотивации и поддержке. Неважно, сделаете ли вы табличку с наклейками или будете придерживаться метода естественных последствий, как Найт, рано или поздно ваш ребенок непременно включится в игру.
«Объясните свои ценности и ожидания — это особенно важно для подростков. Они хотят знать, почему вы требуете от них чистоты в комнате, и ответ „потому что я так сказала“ обычно звучит неубедительно», — говорит Кругман.
Он предлагает говорить с подростками о том, как структура, рутина и самоорганизация помогут им преуспеть в учебе и дальнейшей жизни, и какую роль в этом играет уборка комнаты. При этом важно демонстрировать детям пример своим собственным поведением.
«Конечно, некоторые дети от природы более организованные, чем другие, — рассказывает Хили. — Здесь важно выбирать то, что для вас важно, особенно в период между средней и старшей школой. Часто быть хорошим человеком оказывается намного важнее, чем убирать в комнате».
Как помочь ребенку?
Эксперты согласны, что предсказуемая рутина и один конкретный метод организации уборки комнаты поможет детям своевременно поддерживать порядок в комнате и не сильно из-за этого переживать. Вы можете ставить таймер, чтобы убирать понемногу каждый день, а можете устраивать большую уборку каждую субботу. Главное — будьте последовательны.
Хафиз отмечает, что ребенку важно знать, как тщательно он должен убирать свою комнату, и чего вы от него ждете. «Обойдите детскую вместе с ребенком и покажите ему, что делает комнату чистой, а еще расскажите ему, что вы считаете приемлемым, а что — нет, — предлагает она. — Спокойные, доброжелательные объяснения — это залог успеха. А еще если вы будете хвалить ребенка за то, что после уборки его комната стала чище и опрятнее, чем была до этого, он с большей вероятностью захочет повторить свои действия и снова убраться».
Вы можете позволить своим детям оставлять где-то беспорядок — но главное определите эти границы и введите правила уборки, которых будут придерживаться все члены семьи. Так вы сможете совместно работать над чистотой и порядком, и при этом вам не придется слишком часто напоминать всем о том, что они должны сделать.
«Соберите семейный совет и придумайте правила, которых должны придерживаться и мама с папой тоже. Например, никаких носков на полу. Или ежедневно застеленные кровати. И так далее, — говорит Хили. — Чем больше родители будут сотрудничать с детьми в этом вопросе, тем лучше. Это не всегда просто, но это очень полезно как в моменте, так и в долгосрочной перспективе».