что делать если увидел русалку
Старинные поверья Руси: кто такая русалка, и как от нее защититься
«Берегись, встретишь русалку!», — говорили в старину. Но существовали верные способы спастись от потусторонних красавиц, которые могли принести простому смертному как погибель, так и удачу и богатство.
Мало кто из современников всерьез воспринимает старинные приметы о русалках. Но в старину на Руси русалок почитали, их остерегались, задабривали. Обрядам отводилась русалочья или клечальная неделя, которая начиналась перед Троицей и длилась до заговенья или Петрова дня. Первое воскресенье после Троицы называли русальным. Считалось, что в это время водная нечисть беспрепятственно разгуливает по суше в поиске новых жертв.
Наши предки знали, как не попасть во власть чар мифических созданий и обернуть их магическую силу себе во благо. Существую народные поверья, приметы, обычаи, которые связаны с русалками. Летние праздники имели четкую направленность в будущее. Люди стремились заручиться поддержкой загадочных сил для богатого урожая, личного счастья, здоровья домочадцев.
Какая она – русалка
В каждом регионе их называли по-разному: мавки и нявки, шутовки, лоскотуньи, купалки, водяницы, чертовки. Поверья о русалках берут начало в славянской мифологии, где им отводилась роль богинь или духов лесных озер, равнинных рек, глухих болот. Хоть они имели большое сходство с родом человеческим, называли их дьявольским наваждением, нечистым духом.
Всем известного водяного считали их атаманом или предводителем. Старинные легенды гласят, что русалки живут дружными сообществами. Они предпочитают уединенные водоемы, реки и даже болота, окруженные лесной чащей. Сегодня такое место довольно сложно найти, почти везде расселились люди, вытеснив русалок. Возможно, потому искатели приключений редко сталкиваются с этими мифическими духами.
В разных регионах русалок описывают по-разному. В южных и средних широтах она шаловливая, веселая и коварная. Она представала в облике молодой простоволосой девушки, иногда прикрывающей наготу тонкой белой рубашкой. Бледнолицая, с большими зелеными глазами, она любила веселиться и часто выходила на сушу, чтобы поводить хороводы с другими мавками, покачаться на ветвях ивы или вербы.
Великорусскую русалку чаше представляли чертовкой, щедрой на злоключения. Северные народы называли так ведьм, которые выбирали местом обитания лесную чащу. Так русалку считали уродливой злой бабой с копной зеленых водорослей вместо волос. Но по большей части щекотуньи имели очень соблазнительную внешность, с помощью которой заманивали в ловушку доверчивых одиноких путников.
Действительно ли у русалки есть рыбий хвост? По свидетельствам очевидцев, водная нечисть могла предстать перед человеком в разном облике: с хвостом и без него. Европейские источники приписывают водным соблазнительницам наличие хвоста. На Руси хвостатые русалки встречались крайне редко. Независимо от названия, будь то навка, чертовки, лоскотунья или водяница, все они имели перепонки между пальцами, боялись отходить от воды, чтобы не высохнуть.
Чем опасны русалки
Шалуньи крали полотно и нитки, которые ткачихи расстилали для отбеливания. Также могли под видом течения унести ткань во время полоскания. Мавка могла затопить совершенно сухое место в самое неподходящее время и погубить урожай. Злые русалки устраивали в сенокос бурю с градом, из-за чего портилось сено. От скуки водные обитательницы могли потешиться над стаей диких гусей, заночевавшей на воде. Шалуньи заворачивали им на спине крылья так, что те наутро не могли взлететь.
Но главная забава скучающих русалок – человек. Чтобы понять природу вредительства, нужно понимать природу мавок. Знающие люди предупреждали, что родительское проклятие может обречь дочь на безрадостное существование в обличии русалки. Еще ими становились некрещеные девочки и девушки, которые умерли неправильной смертью или покинули мир живых в русалочью неделю.
Несчастные при жизни не успели познать радость замужества и материнства. По этой причине их души не могли покинуть мир живых. Русалки всеми силами стремились соблазнить мужчину, будь то молодца или даже старца, чтобы успокоиться. Они очаровывали их красотой неприкрытой наготы.
Лоскотуньи себе на потеху щекотали жертву до смерти, либо сразу утаскивали на дно пруда. Девушкам и детям также грозила немалая опасность. Русалки увлекали их за собой, заманивая на глубину. Еще они могли подменить младенца под спящей матери.
Верные обереги от русалок
Чтобы не поддаваться чарам водных обитательниц, нужно носить с собой душистые травы: любисток, мяту, полынь, чеснок. Обычно из них делали специальные обереги. Специфический аромат не позволял русалке приблизиться и оберегал человека от нежелательной встречи. Щепотка трав, брошенных в речную воду, эффективно отгоняла прячущихся мавок.
На Руси праздновали русалочью неделю, чтобы обеспечить себе и семье благополучие на год вперед. Так, последний четверг перед Троицей называли Русальной Пасхой. Самое опасное было проявить невежество в этот день. Запрещалось работать в поле, шить, ткать, стирать и полоскать белье. Хозяйки даже полы не мели, чтобы не рассердить русалок.
Строго-настрого запрещалось иметь дело с водой: не купаться, не рыбачить, не париться в бане. Даже при наличии колодца воду для домашних дел заготавливали заранее, чтобы не пользоваться русалочьей водой. В этот день можно было, как разгневать, так и задобрить водных духов.
Как задобрить русалку
Всю русалочью неделю на фруктовых деревьях развешивали полотно – русалкам на сорочки. Так же практиковали оставлять во дворе разную одежду, краюшку хлеба. Большинство обрядов для задабривания русалок проводили на берегу водоема или ржаном поле.
По поверьям, в летние праздники неупокоенные души поднимались в воздух и просили о спасении. Если кому то из христиан доводилось услышать подобную просьбу, то тут же трижды читали молитву Ивану да Марье о крещении.
Получивший здоровье — никогда не болел, доживал до преклонных лет. Кто мечтал о деньгах – находил клад, получал выгодное предложение и никогда не нуждался. Кто же хотел известности – получал дар целителя, начинал понимать язык животных. Поэтому, знающие люди иногда объясняли внезапно открывшийся дар целителя, большое богатство, выгодное замужество словами «прикрыл русалку».
Проводы, похороны русалки
В этот день девушки, мечтающие поскорее выйти замуж, дарили русалкам венки. Сплетенные цветы вешали на ветвях лесных деревьев или пускали на воду. С обрядом преподношения связано много суеверий. Девицу ждало скорое замужество, если венок быстро уходил под воду. И наоборот, непринятый дар оставался плавать на поверхности, предвещая одиночество и статус старой девы.
Все участники празднования обязательно носили на голове венки с вплетенными душистыми травами, цветами. Украшение служило оберегом не только на один день, а на весь год до следующей русальной недели. Венок оберегал владельца и его дом от всевозможных напастей и поползновений потусторонних сил.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
колдовство
Как увидеть русалку?
Возможно ли увидеть русалку в наше время?
Вероятно, при упоминании русалки в памяти практически каждого обывателя всплывает романтичный и прекрасный образ длинноволосой юной девы, лишённой ног, но одарённой рыбьим хвостом. Русалки – удивительно красивые создания, населяющие глубины морей, океанов и рек. Соответствует ли это идеализированное представление реальности и возможно ли увидеть русалок в наше время? Лишь в некоторой мере.
В старину русалок, именуемых нашими предками мавками, чертовками, навками, купавками, считали порождением злых сил, нечистью, лишённой человеческой души. В зависимости от народных традиций русалки могли быть представлены в образе прекрасной босоногой девы или злобной старой ведьмы с когтистыми перепончатыми лапами. Объединяло их одно – в славянских поверьях русалки не имели хвоста.
В русалку могли быть обращены как дети, умершие в младенчестве, так и покинувшие этот мир девушки, достигшие периода зрелости, но не познавшие счастья замужества. Согласно народным поверьям, души этих людей были обречены на вечные веки скитаться меж живых в ожидании спасения. Русалки могли погубить, как погубить человека, так и одарить его несметными богатствами и магическими способностями. Все зависело от того, при каких условиях человеку пришлось увидеть русалку и от того, как этот человек повёл себя в этой ситуации. А теперь поговорим обо всём этом более подробно.
Порождением какого мира являются русалки?
Исстари принять обличье русалки могли умершие или заблудшие души. Наши предки верили, что в услужение водяному, которого было принято считать русалочьим королём, шли девушки, проклятые родными отцом или матерью, утонувшие, умершие в дни, когда нечисть водит хороводы на земле или девицы, вступившие в возраст замужества, но не надевшие свадебный наряд. На вечное хождение по земле были обречены и детки, умершие в младенческом возрасте, а также девушки и женщины, проклятые ведьмами или утянутые русалками на дно водоёма.
Если принять во внимание все нюансы, приведённые выше, вполне можно допустить, что русалки существуют и рядом с нами, в условиях нашего современного и прогрессивного мира. И каждый из нас может увидеть русалку, отправившись в дурное место в недобрый час.
Русалочьи недели.
Исстари наши предки посвящали русалкам несколько летних дней и ночей, на протяжении которых нечисть свободно разгуливала по свету, обращая в ужас простой люд. В это время не стоило гулять в одиночестве поле, брать воду из природных источников, покидать дом в ночное время. Нарушившему эти нехитрые заветы, грозила встреча с русалкой, которая могла утянуть в воду или защекотать человека до смерти.
Однако именно в эти летние дни можно было задобрить русалку и получить в подарок невиданный дар. Если простой человек, идя в лесу или поле, слышал мольбу русалки о спасении, ему следовало прочитать молитву, которая упокоит заблудшую душу. В язычестве же практиковались специальные заговоры, которые могли освободить русалку от озёрных чар и успокоить её душу. Того, кто сотворил обряд, русалка могла одарить богатством, удачей, счастьем.
На сколько русалки хороши в реальности?
В некоторой мере образ русалки, воспетый сказочниками и режиссёрами, соответствует действительности. Наши предки видели русалок в обличие простоволосых босоногих дев, смеющихся и забавляющихся. Дети-русалчата ничем не отличались от остальных, единственное, что могло указать на них – нагота. И, разумеется, тот факт, что встретить в голом поле, у водоёма или в лесу ребёнка, разгуливающего без родительского присмотра, крайне проблематично.
Но есть и другие, более зловещие легенды. Так, в некоторых уголках нашей необъятной страны русалками называли безобразных ведьм, лица которых скрывали спутанные космы зелёных или чёрных волос, а руки украшали перепонки, превращая их в подобие лягушачьих лап. В отличие от прекрасных сестёр, такие русалки никогда не скрывали своей наготы.
В большинстве же случаев встретить русалку можно было в виде отдельно скитающегося призрака в теле покойницы, который при помощи магии морока наводил образ прекрасной девы, при свете полной луны наваждение прекрасной девы слетало, и человек видел настоящее создание мрака. Снять подобное наваждение мог заговоренный серебряный крестик, который приматывался к запястью левой руки. Заговорённые травы чертополоха и полыни также прекрасно развеивали подобные чары.
Что могла дать русалка человеку?
А теперь – самое интересное. Наши предки верили, что грамотное обращение к потустороннему миру может помочь в решении многих проблем, например, обрести здоровье, богатство и удачу, избавиться от порчи, наказать обидчика. Важно лишь задобрить русалку и попросить ее выполнить желание.
А сделать это было просто. В дни русалочьей недели, которые начинаются в последних числах мая, простые люди одаривали русалок всевозможными дарами, к примеру, развешивали на плодоносных фруктовых деревьях отрезы тканей, окрашенных в яркие цвета. Эти ткани предназначались русалкам для рубах, которые и были основным одеянием водяных дев.
Были и другие варианты. Так, в вечерние часы хозяину или хозяйке дома следовало оставить на дворе краюху хлеба, молоко, другие съестные гостинцы, которые предназначались русалкам. Класть гостинцы следовало на новое полотенце или яркую ткань. Можно было положить и яркие ленты, безделушки, украшения, ведь щедрость могла быть вознаграждена во сто крат.
Оставляя гостинцы, следовало мысленно или вслух обратиться к русалкам с просьбой о помощи. Но вот здесь следовало быть осторожным, ведь жадность могла быть сурово наказана. Нельзя было просить русалок о несметном богатстве или прорве денег. Напротив, просить следовало лишь самое необходимое – еду для голодного, здоровье для больного, удачу для того, у кого она уплывает из рук. Если водяная дева желала того, она вполне могла одарить просящего богатством, если же он был недостоин дара, довольствоваться следовало тем, что было получено.
При обращении к русалкам стоит помнить, что создания эти хоть и могут быть благодарными, но всё же обладают хитростью, изворотливостью и вполне могут подшутить над просящим, если сочтут его просьбу чрезмерной. Например, вместо денег русалки могли оставить на дворе глиняные черепки или навоз, а вместо богатых украшений – берёзовые серёжки.
В наши дни русалочья неделя празднуется за неделю до праздника Троицы. В это время каждый может случайно увидеть русалку. Чтобы русалка не причинила вреда, в дни разгула нечисти следует носить в кармане или кошельке несколько веточек горькой полыни, которая отпугнёт водяную деву. Помимо полыни, обратить русалку в бегство могут и другие ароматные травы, например, чертополох или душица. Впрочем, эти растения используются не только для защиты от русалок, но также для отпугивания иной нечисти.
Как увидеть русалку в наше время?
Увидеть русалку в наше время, предприятие весьма трудное и опасное. Для такой авантюры нужны некоторые условия и небольшая подготовка, которая заключается:
За неделю до намеченной авантюры необходимо полностью отказаться от мяса, специй, табака и алкоголя, подобный пост позволяет очистить тело и разум от лишнего мусора.
Когда на небе появится полная луна необходимо прийти на сакральное место, где границы живых и мёртвых весьма тонки. Такими местами могут быть крутые повороты рек, мосты над реками, озёра с плавающими островами и тому подобными явными аномалиями, открытые водоёмы у кладбищ, места, где одна река впадает в другую. Места на реках, где имеются многовековые дубы и рощи, где есть деревья обожженные молнией, расколотые пополам огромные валуны и камни, также считаются точками соприкосновения мира живых и мёртвых. Подобными местами, где велика вероятность встретить русалку являются старые болота и трясины.
Для похода в такие места возьмите с собой гребешки из дерева, белый хлеб и молоко, гребешки кидаются в воду, а снедь оставляется у самой кромки воды.
Смотреть в воду запрещается, отойдите от кромки воды на некоторое расстояние и наблюдайте, читать какие-либо заговоры неподготовленному человеку запрещается, это может быть опасно для здоровья и психики.
Первыми проявлениями, при которых можно увидеть русалку будут участившиеся всплески у берега реки, появившиеся тени у кромки берега и воды, треск сучьев на деревьях, сильный и порывистый ветер над водой, женский смех, резкое падение температуры.
Вступать в беседу без определённой цели запрещается, если чувствуете, что страх вас сковывает, то немедленно уходите, увидеть русалку сможете в следующий раз¸ когда страх будет более осознанным.
Встречи с русалками
Мифических существ, у которых верхняя часть тела как у женщины, а нижняя с рыбьим хвостом, у славян называют русалками, а у других народов сиренами, ундинами и прочими именами.
По одной из версий, слово «русалка» у славян произошло от слова «русый», что означало «чистый», «светлый». А вот в староанглийском языке это слово имело вполне определенный смысл «морская девушка» (mermaid).
Южноамериканские индейцы называли своих русалок иарами. И мало того, что сами боялись их до смерти, но даже приплывших к ним европейцев смогли убедить в их существовании. Серьезные люди, веровавшие в христианскую Троицу, а не во всякую нечисть, посылали на историческую родину письма с устрашающими историями о том, как очередная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом заколдовала и погубила судно со всеми рыбаками.
Знали русалок и сербы, называвшие их вилами. Здесь чешуйчатые красавицы тоже предпочитали играть в любовь. При этом, чувствуя себя полноправными хозяйками всех водоемов — от лесных озер до деревенских колодцев, — вилы очень злились, когда кто-то из смертных решался попить из них воды.
Выйти на сушу в образе прелестной девушки, пойти под венец и даже родить ребенка — на это сербские русалки вполне могли согласиться. А вот стакан воды подать путнику — ни за что! Могли и слепоту наслать на несчастного, и дождем с градом наказать.
О водяных женщинах в Ирландии — мерроу — отзывались как о несравненных красавицах. Если, конечно, закрыть глаза на рыбий хвост вместо ног и перепонки между пальцами рук. Но при этом лучше держаться от них подальше: ведь появление мерроу на поверхности воды предвещает страшный шторм. А если влюбится ирландская русалка в земного мужчину, то начинает чудить совсем не по-русалочьи: выйдет на берег в обличии маленькой лошадки в красной шапочке с перьями и будет ждать от своего избранника взаимности.
Своими водными девами под названием ундины всегда восхищались балтийские народы (кроме литовцев), а также немцы: у местных прелестниц очи были синие, кудри золотые, а голос ангельский. Как не влюбиться в такую водяную невесту!
В результате немало влюбчивых латышских парней пропадали без вести после первого же свидания с ундиной. Что касается Литвы, то тамошние жители называли своих хвостатых дев наре. Но суть от этого не изменилась: точно так же, как наяды или ундины, наре в ясные теплые ночи выходили из воды, пели, устраивали хороводы, чтобы завлечь хоть какого-нибудь парня — пусть даже одного на всех.
Встречи с русалками
О встречах с русалками из века в век рассказывали матросы и путешественники. Так, в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений. » говорится о том, что в Голландии «в 1403 году после ужасной бури, разорвавшей плотину Вест-Фрисландскую, нашли русалку, запутавшуюся в водорослях. Привезли оную в Харлем, одели, научили вязать чулки и кланяться перед распятием».
Она прожила среди людей несколько лет, так и не научившись говорить, а когда умерла, была похоронена по христианскому обычаю.
А вот запись из корабельного журнала Генри Гудзона, ходившего у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Он стал звать остальных моряков. Русалка, между тем, подплыла к кораблю совсем близко и внимательно его разглядывала. Немного погодя волна ее опрокинула. Когда она нырнула, все увидели ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели. Дата: 15 июня 1608 года».
Заслуживает доверия и запись в книге мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное создание очень быстро подплыло ко мне. У него было лицо женщины, глаза, нос, рот, подбородок были пропорциональны и очень красивы».
Что касается последних столетий, то описаний и свидетельств о встречах с русалками поубавилось. Одна из возможных причин — загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий природы. Кроме того, многократно увеличилась скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени и возможностей рассмотреть водных обитателей. И все же вот истории, отмеченные уже в новые времена.
Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Монро прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс. Внезапно на камне, выступавшем из моря, он заметил существо, похожее на сидящую обнаженную женщину. Но не это показалось учителю странным. Нижняя часть тела была под водой, и Монро ясно видел обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Спустя несколько минут существо соскользнуло с камня в море и скрылось из вида. После долгих колебаний и сомнений Монро послал все же заметку в лондонскую «Таймс».
В письме он очень осторожно и кратко описал необычное создание: «Голова была покрыта волосами каштанового цвета, слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт, груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы».
Монро писал, что, хотя другие заслуживающие доверия люди утверждали, будто видели это существо, он им не верил, пока не увидел его своими глазами. И, увидев, убедился в том, что это русалка. Учитель выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь». Из этого вполне логичного письма следует, что в морских дев верили не только матросы, сходившие с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях.
Более современная история повествует о том, что 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот.
Женщин-амфибий не раз встречали на Каспии. Их появление в зоне обитания людей исследователи объясняют интенсивной нефтедобычей, геофизическими взрывами при поисках новых месторождений, то есть нарушением экосистемы привычных мест обитания. В марте 2007 года моряки рыболовного траулера «Бакы» также представили фотографию этого загадочного существа.
Отвечая на вопросы журналистов, капитан Гафар Гасанов рассказал, что «оно долго плыло неподалеку от нас, идя параллельным курсом. Вначале мы подумали, что это крупная рыба. Но потом заметили, что на голове чудища ясно видны волосы, а передние плавники вовсе не плавники, а. руки!»
Известна трогательная и печальная история, датированная VI веком, о русалке, ежедневно навещавшей монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы дать ей силы оставить водную стихию. Но все было напрасно, и в конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют слезами русалки.
Кое-где думали, что тюлени — это падшие ангелы, где-то считали их душами утонувших людей или жертвами наложенного заклятия. Более того, в Ирландии существовало поверье, что предками людей были тюлени.
Кадр из ирландского мультфильма «Песнь моря» (2014) о девочке-селки
В некоторых областях легенды о русалках имеют долгую историю. В 1895 году жители валлийского порта Милфордская Гавань еще верили, что русалки, или морские феи, регулярно наведываются на городскую еженедельную ярмарку. Они добираются до города по подводной дороге, быстро покупают все необходимое (черепаховые гребни для волос и тому подобное) и исчезают до следующего ярмарочного дня.
О русалках писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и «Абердинский альманах» обещал путешественникам, что они «обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий».
Поскольку слухи о русалках множились, стали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Обычно их изготовляли, соединяя верхнюю часть обезьяны с хвостом крупной рыбы. Одна из них, возможно, сделанная в XVII веке, была показана на выставке подделок, проведенной Британским музеем в Лондоне в 1961 году.
Наиболев популярные истории о русалках распространялись среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трех резвящихся в море русалок вдали от поборежья Гвианы.
Большинство из этих так называемых русалок были необычайно уродливы, однако вызывали неизменный интерес. В одном издании 1717 года есть изображение предположительно подлинной русалки. Подпись: «Похожее на сирену чудище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало. »
В свое время русалками интересовался Петр I. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но тем не менее описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со стаей дельфинов. Священник был совершенно убежден в правдивости этих рассказов.