что делать если учитель завышает оценки
Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников
Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?
Кого могут взять на работу в школу?
В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.
Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.
Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.
Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.
Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.
Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).
Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).
Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?
Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).
Как выбрать частную школу и не ошибиться
Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?
Критерии выставления оценок определяет школа. По закону, только в двух случаях есть «внешние» требования и критерии, по которым оцениваются знания учеников:
Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.
Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:
Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников
Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?
Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.
Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.
Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!
Четыре способа обезопасить себя от выпрашивания оценок
Альберт Зеличёнок
28 января 2020 • 15:30
Каждый раз, когда приближается конец какого-то периода (четверти, отчётной недели, года), учителей принимаются атаковать с разной степенью агрессивности, в зависимости от уровня воспитанности и личной (не)скромности школьники, пытаясь выпросить или выдавить из преподавателя оценку повыше. Эффективно действуют горькие девичьи слёзы и суровые мужские истерики, а также подключение родителей, классных руководителей и представителей школьной и муниципальной администрации. В некоторых случаях помогает элементарный шантаж.
Фото с сайта pixabay
Вообще-то ничего неестественного в этих действиях нет. Можно сколько угодно говорить о том, что для ученика должны быть важны не отметки, а знания, но ведь это же неправда: учебные баллы тоже имеют значение — и немаленькое. Ибо позволяют оценить результаты взаимодействия в системе «учитель — ученик» тем, кто не является членом этой пары: родителям, администрации школы, будущему потомству оного школяра и т. д. Между прочим, нам самим недостаточно морального удовлетворения от честно и качественно выполненной работы (по севу разумного, доброго, вечного в данном случае). Мы и жалованья хотим, и от премии не откажемся.
Значит, в самом факте финальных плясок нанайских мальчиков вокруг ментора нет крамолы — необходимо лишь, чтобы процесс не «выходил из берегов» и не содержал, так сказать, антипедагогических составляющих.
Первое
Школьник, исправляющий оценку, должен чувствовать, что он её именно заработал (а не выклянчил, выдавил или получил в подарок). Это очень важно в воспитательном плане, и потому крайне желательно, чтобы учитель подобных («данайских» по сути) «презентов» не делал. Но если уж вы продемонстрировали слабость — обставьте всё так, чтобы учащийся был уверен, что честно заслужил отметку. Проявите актёрские способности, в конце концов! А лучше бы не кривить душой — пусть человек получит именно то, чего достоин.
Ведь, завышая оценки, преподаватель, если уж начистоту, проявляет чрезмерную доброту не только (и не столько) по отношению к ученикам, но и к себе любимому. Потому что зачастую отнюдь не является нейтральной стороной, ибо заинтересован — и материально, и, так сказать, морально — в пресловутом повышении успеваемости. И далеко не все из нас способны выдержать искус. А дети — они могут не осознавать, но уж точно почувствуют эту нечестность, потаённую корысть наставника. Подобно кошкам, которые пусть и не понимают слов человека, но обычно ощущают его настроение.
Второе
Необходимо назначить день Х, после которого никакие пересдачи уже не принимаются, — установить его жёстко и безоговорочно. И соответствующая дата не должна совпадать с последним днём четверти (что было бы равносильно тому, чтобы вовсе её не назначить).
Этот подход дисциплинирует и школьников (поскольку понуждает их правильно распределять время и учитывать заданные «правила игры»), и самих педагогов, избавляя их от стресса последних часов четверти, когда объективно возникает масса дополнительных «отвлекающих моментов» — вроде тех же отчётов, которые срочно требуют завучи; в результате наиболее настойчивые тинэйджеры просто берут уставшего и замотанного сэнсэя голыми руками.
Исключения, в принципе, могут быть сделаны для тех, кто долго болел; для активно пытающихся спастись от итогового «неуда»; для потенциальных отличников, которых лишь самая малость отделяет от пятёрки за четверть. Однако я всё же не советую менять правила ради представителей второй и третьей групп — слишком уж это отдаёт протекционизмом, вдобавок дискредитируя окончательный балл, поскольку обессмысливает методичную работу в течение всего «отчётного периода», являя одноклассникам дурной пример.
Третье
Чем агрессивнее школьник, тем менее стоит идти ему навстречу. Скверное поведение не должно поощряться. Педагогу необходимо уметь проявлять твёрдость в общении с юными невежами, дабы хоть как-то поспособствовать уменьшению числа взрослых хамов на планете.
Четвёртое
Принимать сдачи и пересдачи следует лишь так и тогда, как и когда это удобно самому преподавателю (в частности, на уроках или на занятиях кружков, если он может без ущерба для дела посвятить этому часть своего внимания) — и ни в коем случае не за счёт его свободного времени.
И вот на этом моменте я хочу остановиться подробнее.
Издавна в России господствует убеждение (крайне выгодное власть имущим), что для учителя дело чести — пожертвовать личной жизнью, отдыхом и здоровьем ради работы. Разнообразное начальство при каждом удобном случае использует безвозмездный труд педагогов, да и многие родители свято убеждены в том, что неоплачиваемые дополнительные занятия с отстающими — наше излюбленное хобби и неотъемлемая составляющая деятельности.
Увы, сами учителя повинны в таком к себе отношении. Поскольку, в частности, готовы ради пресловутого повышения успеваемости чуть ли не ночевать в школе. Лично я считаю это неправильным — более того, непрофессиональным.
Ведь профессионал — это тот, кто делает свою работу хорошо, но при этом за деньги. Соглашаясь на безвозмездный труд, мы развращаем родителей наших учеников, приучая их к тому, что педагоги — люди второго сорта, которых всегда можно вынудить поработать дополнительно.
Мы оказываемся фактическими пособниками местной администрации, которая уже готова использовать учителей не только в непопулярных мероприятиях (например, в очистке территорий от мусора), не только для выполнения задач, каковые входят в функционал совершенно иных государственных служб (мне известны случаи, когда дети с классными руководителями разносили ветеранам поздравления и подарки от военкомата), но и просто для обеспечения массовости на разного рода мероприятиях — спортивных соревнованиях, например. Я уж не говорю о попытках (со стороны госорганов) возложить на педагогов неспецифические функции пропагандистов (подобным историям — со скандальным оттенком — несть числа), партийных организаторов (известно какой партии. тут и организация встреч с кандидатами и депутатами, и добровольно-принудительное участие в праймериз), членов избирательных комиссий (одновременно ловко «подставляя» в качестве жупела для общественного негодования) и т.п.
Коллеги, в школе и так достаточно дел, которыми мы занимаемся, не думая о гонораре. Классные руководители организуют вечера и турпоездки, собирают средства на благотворительность и т.д. Предметники помогают детям готовиться к олимпиадам (я имею в виду в данном случае тех коллег, которые не ведут соответствующих кружков), участвуют в разного рода культмассовой и просветительской деятельности да и просто много общаются со школьниками вне своих уроков, отвечая на вопросы и обсуждая самые различные проблемы и материи, нередко чрезвычайно далекие от их научной области, но зато интересные детям и важные в плане их воспитания и формирования их личности. А как же иначе-то?!
Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Безусловно, именно энтузиасты создают ту особую атмосферу, при отсутствии которой Школа превращается в пресловутое «среднее учебное заведение». Как «не стоит село без праведника», так и огонь творчества горит лишь там, где есть кому его зажигать. Однако этот в хорошем смысле слова фанатизм лучших представителей нашего цеха может быть вреден и даже опасен, если карьеристы и демагоги, используя имена энтузиастов ради прикрытия, требуют от других альтруизма, но имеют в виду собственные (меркантильные) цели. Обратите внимание: с высоких трибун громче всех прославляют учителей именно те, кто в грош нас не ставит, используя в качестве пешек в различных грязных играх. Педагоги не должны быть марионетками в руках ловких манипуляторов. Покорно соглашаясь на любую и всякую деятельность, не входящую в наши служебные обязанности (в том числе, на неоплачиваемые часы, в течение которых натужно «подтягивают» отстающих), мы, в конечном счёте, подрываем престиж профессии (ибо, повторюсь, истинный специалист работает честно, «с душой», но не безвозмездно).
И даже добровольность такого выбора (если он, конечно, доброволен) не спасает ситуацию, ибо все высказанные выше соображения остаются в силе. Мы — в большинстве своём — качественно выполняем работу, так давайте и вести себя соответственно. Отстаивая личное и профессиональное достоинство.
Что делать если учитель завышает оценки
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.
Оценки с точки зрения закона
Юридически не регламентируется то, как надо выставлять оценки в школах. По закону «Об образовании в РФ» каждая школа вправе принимать свои нормативные акты, в которых освещаются нормы образовательных отношений.
Всё зависит от локальных актов учебного заведения. Учитель может поставить оценку по своему усмотрению, но предполагается, что сумеет аргументировать решение.
Давайте разберёмся, можно ли как-то повлиять на педагога, который оценивает ребёнка необъективно.
Что делать, если ребёнку занижают оценки
Если вы считаете оценку незаслуженной, можно и нужно попробовать разобраться. Вот алгоритм действий, который рекомендует юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Егор Советский.
Шаг 1. Прочитайте методическое письмо Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Этот документ не является нормативно-правовым актом, а только содержит рекомендации, но на него можно ссылаться при беседе с педагогом или директором.
Шаг 2. Изучите локальные нормативные акты школы. Тот документ, который вам нужен, регулирует порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний учеников. В нём должны быть прописаны общие критерии выставления оценок.
Изучите образовательную программу вашей школы. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения» должен содержать правила оценивания знаний по каждому учебному предмету.
По Закону об образовании эти документы должны быть в открытом доступе на официальном сайте школы. Но если найти их самостоятельно не получается — обратитесь напрямую к администрации.
Шаг 3. Поговорите с педагогом, ссылаясь на методическое письмо, локальные акты и образовательную программу. Лучше не брать ребёнка с собой — диалога двух взрослых будет достаточно. Чтобы не переводить беседу в конфликт, постарайтесь проявить вежливость и понимание. Начните диалог с реплики: «У нас возникли вопросы по поводу оценок /имя школьника/, и хотелось бы больше узнать про то, почему здесь получилось так».
Вероятно, окажется, что учитель не занижает оценки, а строго следует предписаниям. Нужно допускать, что ребёнок может чего-то недоговаривать — но в любом случае вставайте на его сторону, а не учителя. Школьник должен чувствовать себя под защитой.
Если вы знаете, что сомнения в объективности оценок есть и у других родителей, можно объединиться и прийти на беседу с учителем группой. Так беспокойство родителей будет иметь больший вес — поскольку проблема коллективная, просто замять её не получится.
Шаг 4. Обычно учитель может объяснить и прокомментировать оценки. Но если аргументы педагога кажутся несправедливыми или неубедительными, а выставленная оценка прямо расходится с критериями в локальных актах и образовательной программе — стоит пойти на устную беседу к директору.
Шаг 5. Если устная беседа не принесла результатов, составьте письменное требование в свободной форме на имя директора школы — попросите проверить действия учителя на соответствие локальным актам и нормам.
Объясните ребёнку, что педагог неправ. Похвалите школьника: отметьте, что в работе всё объективно сделано хорошо. Ребёнок должен понимать, что оценки не так важны, как сами знания, а вы любите его вне зависимости от отметок.
Помните, что в каждой общеобразовательной школе должна быть Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Законом об образовании предусмотрено право родителя обращаться в Комиссию для защиты прав своего ребёнка, в том числе когда оценки ученика необъективны.
Выяснение отношений с учителями и администрацией — это всегда неприятно. Если ситуация с несправедливой оценкой — единичный случай, бывает легче закрыть глаза и списать это на усталость или промах педагога. Но если ребёнку систематически занижают оценки в школе, лучше разобраться и отстоять свои права.
Альтернативное решение
Как правило, ни учитель, ни директор не хотят скандала. Скорее всего, ситуацию получится урегулировать уже в одной беседе с учителем.
Но если разговоры ни к чему не приводят, и вы считаете, что оценки всё равно занижают, рассмотрите переход в другую школу. Возможно, ребёнку подойдёт безоценочная система. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вместо оценок ставятся «очки опыта», или XP — как в компьютерных играх. Такая геймификация обычно нравится детям.
«У меня всегда начинается лёгкий азарт: вот доберусь сейчас до восьмого уровня, а что там будет?»
Даша Калугина, ученица «Фоксфорда»
Отсутствие привычной пятибалльной системы расслабляет, а очки опыта, как в игре,мотивируют продолжать. Учитель не снизит ребёнку оценки, ведь их попросту нет.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Что делать если учитель завышает оценки
Кому и зачем нужны школьные оценки? Могут ли они быть объективными? Как быть, если от учителя требуют «завышенных» оценок? Мы публикуем два мнения на этот счет. Авторы заметок предлагают нам разные ответы на эти вопросы, но согласны в одном: отношение к оцениванию в современной российской школе не выдерживает никакой критики. Сложившаяся ситуация не помогает учителю учить, а ученику — учиться.
О праве учителя на правдивое оценивание
В 2020 году зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс предложил отменить пятибалльную систему оценивания в школах и заменить её четырёхбалльной: «Правильно было бы убрать единицу. так как двойка — это уже плохо. Единицу действительно в последние годы практически не используют. Когда я учился, преподаватели ставили единицу, когда разозлятся на ученика, когда он мало того, что не знает, так ещё и пакостит». (Из интервью «Газете.ru»)
Согласна, единица была часто используема учителями в воспитательных целях. Я и сама ставила пару-тройку раз единицы ученикам за вопиюще злостное и циничное невыполнение моих заданий. Непривычные к единицам дети были неприятно удивлены и подстёгнуты-таки к необходимому рвению в учёбе. Одной единицы обычно хватало, и больше мне их ставить в этом классе не приходилось (поскольку и одноклассники «пострадавших» находились под впечатлением).
В бумажном журнале учитель мог поставить единицу нерадивому ученику, а при сдаче необходимой работы кол легко исправлялся на четвёрку. В электронном журнале возможности исправить уже нет. Более того, во многих электронных журналах (в Москве в том числе), вовсе нет возможности (функции) поставить единицу. Отметки начинаются с цифры «2». Видимо, наши руководители образованием берегут тонкую детскую психику от сильных потрясений.
Хотя ещё в 1837 году Министерство народного просвещения официально установило пятибалльную систему, где «единица» обозначала слабые успехи, «двойка» – посредственные, «тройка» – достаточные, «четвёрка» – хорошие, «пятёрка» – отличные. Была даже и оценка «ноль», но недолго. Видимо, тогдашние дети имели стальную нервную систему и единицу воспринимали спокойнее.
Менялись времена, события и шкалы оценивания учеников в школах и гимназиях. Тем не менее в сентябре 1935 года Совет народных комиссаров пятибалльную систему восстановил.
В августе же 2018 года Рособрнадзор снова обсуждал тему отказа от пятибалльной системы оценивания в школах. «Многие годы идём к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания», — говорил тогдашний замглавы ведомства Анзор Музаев.
В 2016 году в Санкт-Петербурге разгорелся скандал. Преподаватель информатики 415-й гимназии (получивший в 2007 г. звание «Лучший учитель России») Дмитрий Гущин заявил, что директор этой гимназии Галина Никитина занималась подделкой отметок учеников (исправляла на более высокие), и его пыталась заставить делать то же самое. Но он не захотел, за что и был уволен. Ситуация получила огласку, факты подтвердились, и директор потеряла должность. («812onlain»)
В апреле 2018 года в Ростове-на-Дону, за месяц до выпускных, учителю русского языка и литературы Наталье Сапегиной пришлось уволиться после двоек, которые получила половина учеников 9 «В» гимназии 76. Принципиальный преподаватель отказалась завышать оценки ради хороших показателей. Она написала жалобу на действия руководства гимназии в Министерство образования Ростовской области и городское управление образования. При этом педагог открыто заявила, что речь идёт не о частном конфликте, а о глобальных проблемах в системе современного образования, где на первое место вышли не получаемые знания, а «красивая» отчётность учебного заведения по успеваемости. («АиФ Ростов»)
Практически невозможно поставить двойку ученику-лентяю в четверти и году. Сколько крику со всех сторон сразу! Сколько оправдательных бумаг и отчётов нужно написать учителю, сколько неоплачиваемых часов отработать дополнительно с тем, кто учиться не хочет!
Стало невозможным оставить ученика на второй год для повторного изучения неусвоенного материала. От этого страдают дети с трудностями в обучении, дети с ОВЗ и те, кто пропускает учёбу по частым болезням. Липовые отметки не прибавляют знаний, за которыми дети, собственно, и приходят в школу.
Учитель, по указанию свыше ставящий «4» вместо «3», «3» вместо «2», вводит в заблуждение ученика и его родителей, надевая на них розовые очки благополучия, лишь бы избежать психологической «травмы». Администрация школы вводит в заблуждение главу департамента, департамент шлёт красивые отчёты в министерство. Все врут.
Но ведь на вранье невозможно ничего построить. Школа и дети страдают больше от липовых троек, четвёрок и пятёрок. Это хорошо показал последний ОГЭ по математике в 9 классе.
Нельзя так «учить» и «учиться». Выдвигаю следующие лозунги: «Верните учителю безусловное право ставить правдивые отметки в полном диапазоне шкалы оценивания! Долой липовое школьное образование! Хватит врать!»
Анна Литягина, учитель начальных классов, член первички профсоюза «Учитель» в школе № 199 Москвы
Может ли школьная оценка быть объективной?
Значит, если кто-либо (родитель, директор, чиновник) упрекает учителя в необъективности, он либо не понимает, что такое оценка, либо сознательно запутывает дело, чтобы обвинить учителя хоть в чем-нибудь.
Так что, действуя строго по закону, учителя могут защитить себя от официальных требований директора или вышестоящих инстанций. Конечно, для этого придется поработать: написать и утвердить на педсовете школьное Положение об оценках, объяснить его детям и родителям. Зато они поймут, что их учителя серьезно относятся к делу и готовы отстаивать свои принципы, закрепленные в локальном акте.
Кому и зачем нужна нынешняя система оценок?
До введения ГИА оценки были нужны: с плохим аттестатом никуда не устроишься. Но сейчас на аттестат никто не смотрит, всех интересуют результаты ГИА и победы в олимпиадах.
Честно говоря, я не стал бы «принципиально» настаивать на двойке или тройке в аттестате, если бы знал, что это реально скажется на судьбе выпускника. В конце концов школой жизнь не ограничивается, люди меняются, так зачем ставить на молодом человеке клеймо «двоечника».
Я не хочу здесь рассматривать ситуацию, когда учитель использует оценку «в воспитательных целях», тем более что это запрещено.
Нужно ли нам относиться к чиновническим играм серьезно и верить, что качество нашей работы определяется количеством полученных детьми пятерок? По-моему, нет.
Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, член Совета профсоюза «Учитель»