что делать если ученик списывает
Как отучить ребёнка списывать?
Учителя часто жалуются на то, что ребёнок списывает? Замечали, что сын или дочь предпочитает подсмотреть информацию или воспользоваться сборником с готовыми домашними заданиями? Ученик не стремится выполнять задачи самостоятельно? Такой ситуацией нужно заняться всерьёз.
Чем опасно постоянное списывание?
Проблема постоянного списывания состоит не только в том, что вы теряете возможность реально оценить знания ребёнка. Эта ситуация чревата и другими последствиями:
Всё это приводит к ухудшению знаний, а экзамен для такого ученика может стать настоящим испытанием. Например, списать на ЕГЭ не только практически невозможно, но и очень опасно. Результат пойманного на этом выпускника аннулируется. Это грозит пересдачей тестирования в следующем году, а в более серьёзных случаях — лишением аттестата.
Да и в вузах такая схема решения заданий часто недейственна. Ведь преподаватели проверяют знания в устном формате и замечают «плавающих» в материале студентов. Что же предпринять для решения такой проблемы? Это непосредственно зависит от причины. Давайте разбираться.
Причина: Лень
Часто ученик списывает просто из-за того, что ленится, не хочет думать, делать что-то самостоятельно. Такому ребёнку не хватает мотивации в учёбе, а иногда в целом навыка индивидуальной работы.
Решение: Мотивировать с помощью интересных форм работы, привязки школьных дисциплин к реальной жизни, поощрений. А ещё можно ознакомиться с советами о том, как научить ребёнка самостоятельно трудиться здесь.
Причина: Пробелы в знаниях
Упущенные и потерянные знания по предмету любят нарастать как снежный ком. Ученик всё больше и больше не понимает материал, что вынуждает его списывать.
Решение: Восполнение имеющихся пробелов, дополнительные занятия.
Причина: Неуверенность в своих силах
В целом неглупый и самостоятельный ребёнок тоже может списывать, потому что не уверен в своих знаниях и боится что-то сделать не так. Причинами такой неуверенности бывают индивидуальные особенности личности, отсутствие поощрений и похвалы за успешное выполнение школьных заданий, отрицательная мотивация со стороны взрослых (когда звучат фразы «это для тебя слишком сложно», «ты не сможешь» и др.).
Решение: Поддержка со стороны родителей и учителей, похвала и поощрение за любые успехи, объективная отметка сильных сторон ребёнка, а также сторон, которые стоит подтянуть.
Причина: Нехватка времени
Такое случается у детей, загруженных помимо школы дополнительными занятиями. На выполнение домашнего задания просто не остаётся времени, что вынуждает ребёнка списывать.
Решение: Оптимизация уровня нагрузки, пересмотр распорядка дня, отказ от части дополнительных занятий, если они мешают основной учёбе.
Что точно не нужно делать родителям?
Что стоит делать родителям?
Если ребёнок списывает из-за пробелов в знаниях определённого предмета, то на помощь могут прийти тематические курсы Юниум. Здесь ученик сможет восполнить пропуски, получит навык решения различных задач, будет обучаться в комфортной обстановке с опытными и увлеченными преподавателями.
Индивидуальную модель обучения и уникальные образовательные возможности также предоставляет Частная Школа Юниум, где ребёнок сможет изучать углублённо те предметы, которые нужны именно ему, начнёт осваивать программу в своём темпе. Все сложности и белые пятна прорабатываются и перестают мешать дальнейшему усвоению. У ребёнка не остаётся оснований не любить учиться, он начинает получать удовольствие от учёбы и чувствовать себя уверенно. Сделайте первый шаг к успеху ваших детей!
Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.
Что делать, если поймали на списывании? Рекомендации подросткам
Однажды, когда подросток будет списывать, его жульничество может заметить учитель. Во время подобного провала тинейджеру необходимо правильно отреагировать на ситуацию. Сделать так, чтобы наказание получилось минимальным. И чтобы списывание не привело к серьезным последствиям.
Мы расскажем о том, как вести себя подростку, когда его поймали. И заметили, что он списывает.
Если преподаватель увидел, что подросток списывает, то ему нужно сознаться
Подростку нужно раскаяться перед преподавателем
Когда подростка окончательно заметили за списыванием, то вести себя ему нужно очень хитро. Так, чтобы учитель видел: он раскаивается. И ему жалко, что он решил списать на определенной проверочной работе.
Раскаиваться нужно в любом случае. Даже если тинейджер не чувствует вины за то, что смухлевал. Даже напускное чувство вины позволит ему выйти «сухим из воды».
Подростку в обязательном порядке необходимо попросить у учителя прощение за то, что он пытался его обмануть. Желательно проявить все имеющееся актерское мастерство. Если подросток хочет плакать, то пусть делает это. Лицо во время извинений нужно сделать максимально грустным и несчастным. Чем больше эмоций будет, тем проще тинейджеру будет избавиться от жестких негативных последствий.
Подростку нужно объяснить преподавателю, почему он принял решение смухлевать во время выполнения определенной работы
Например, подросток должен сказать, что учил предмет всю ночь. Но так до конца и не понял всю тему. Желательно, чтобы его слова подчеркивали доказательства: Черные синяки под глазами. Тогда учитель даже может испытать к подростку чувство жалости. И больше не будет его ругать. Или поругает, но не слишком сильно.
Как подростку использовать другую тактику: отрицание вины?
Если учитель не поймал тинейджера на горячем, то у него есть возможность принять другую тактику защиты. Отрицание того, что он виноват. Эта тактика тоже может помочь тинейджеру избавиться от негативных последствий списывания на проверочной работе.
Тинейджеру нужно подумать, какие есть доказательства того, что он виноват
Если преподаватель заявляет, что подросток выполнил контрольную работу не самостоятельно, то отрицать свою вину можно. На горячем он тинейджера не ловил. Соответственно, не может знать наверняка, что подросток списывал.
В этом случае нужно отрицать свою вину. А также любые аргументы, которые произносятся в адрес подростка. Со стороны его учителя.
Подростку нужно сказать учителю, что он ни у кого ничего не списывал
Если тинейджер на сто процентов уверен, что у него есть все шансы оправдаться, то он должен активно действовать. Когда учитель обвинит его в списывании, то подросток должен удивиться. И даже оскорбиться.
На каждый аргумент учителя подросток должен давать один из следующих ответов:
Вне зависимости от того, что говорит учитель, подросток должен придерживаться одной версии. О том, что он очень долго и много готовился. Как следствие, именно поэтому он заработал высокую оценку. И показал отличный результат на экзамене. Все обвинения в списывании рекомендуется отрицать. Поскольку доказать их будет очень сложно.
Подростку нужно досконально выучить ту тему, которую он списал
Если подросток заранее выяснил, что учитель узнал о его списывании, то должен предварительно подготовиться к разговору с ним. Досконально изучить ту тему, которую списал. Так, чтобы знать ее идеально. На ту оценку, которую получил на контрольной работе. В ходе списывания.
Очень важно, чтобы тема отскакивала у подростка от зубов. Тогда, если преподаватель обвинит подростка в списывании, он сможет сказать ему: «Если не верите, что я написал работу сам, опросите меня. Я отвечу на любые ваши вопросы по теме».
Скорее всего, учитель даже не будет опрашивать подростка. Поскольку поверит ему. А если опрос всё-таки начнется, то тинейджер сможет ответить на все вопросы правильно. Не испытает проблем на тесте. И сможет убедить преподавателя в том, что он действительно знает определенную тему. И что ничего по ней не списывал.
Во время отрицания списывания подросток должен придерживаться одной конкретной версии событий
Во время отрицания очень важно держать одну линию защиты. Подростку не рекомендуется пытаться обманывать преподавателя разными версиями случившегося. Пусть придумает одну тактику и движется в соответствии с ней. Повторяет одно и то же на протяжении всего диалога с преподавателем.
Если подросток во время оправданий будет говорить разные вещи, то это будет очень подозрительно. Соответственно, преподаватель его раскусит. И это приведет к довольно плохим последствиям.
О своем списывании подросток не должен рассказывать никому. В особенности одноклассникам. В противном случае, они могут рассказать учителю, что тинейджер действительно списывал. И, как следствие, его могут серьезно наказать.
Одной конкретной версии событий нужно придерживаться абсолютно всегда. При общении со всеми людьми. А не только лишь с преподавателем. В противном случае, можно забыться.
Что делать подростку, если его собираются наказать за списывание?
Вполне возможно, что никакие оправдания не помогут подростку избавиться от негативных последствий списывания. В том числе, ложь. И попытки выгородить себя.
Тогда наступят негативные последствия. Наказание. И его нужно будет достойно встретить.
Подростку нужно смириться с тем, что с ним сделают
Если подросток заметит, что оправдаться не получилось, то он должен смириться с негативными последствиями. Сказать преподавателю, что готов понести наказание за свои действия. Скорее всего, это положительно повлияет на учителя. Сделает так, что он смягчит наказание. И начнет более лояльно относиться к подростку.
Подростку нужно подготовить родителей к тому, что им позвонят из школы
Подросток должен быть готов к тому, что его родителям позвонят. И вы тоже должны быть готовы к этому. Во время беседы с учителем в обязательном порядке сделайте вид, что вам очень неприятно узнавать о списывании. Пообещайте наказать подростка самыми жесткими методами.
Попросите преподавателя, одновременно с этим, не наказывать подростка. Пусть предоставят эту возможность вам. А сам преподаватель пусть поставит ему нормальную оценку. Хотя бы четверку. Пообещайте, что больше подросток списывать не будет.
Сами можете подростка не наказывать. Просто посоветуйте ему в следующий раз быть искусней. И списывать так, чтобы окружающие это не заметили.
Не нужно ругать подростка за списывание. Ведь побеждает тот, кто умеет находить выходы из нестандартных ситуаций. А списывание таковым выходом и является.
Подростку нужно учиться списывать искуснее
Если подросток сможет добиться этого, то станет лучше учиться. И экзамены больше не будут представлять для него опасность.
Важно!
Ни в коем случае не рекомендуем списывать подростку на важных экзаменах. Например, на ЕГЭ в России и на ЗНО в Украине. В этих странах от результата подобных экзаменов зависит дальнейшая судьба подростка. Если его с них выгонят, то последствия будут ужасные. Подросток не сможет поступить в университет.
Как обнаружить списывание
Часто и молодые педагоги, недавно окончившие высшее учебное заведение, и учителя с немалым стажем сталкиваются с проблемой списывания. Арсенал хитростей, позволяющих обойти систему проверки знаний, безграничен. И если для многих учащихся списывание стало необходимым инструментом получения удовлетворительной оценки по неинтересному предмету, своеобразным «легким путем» в повышении успеваемости, то задача любого учителя или преподавателя не допустить подобного сценария и научится выявлять списывающих. Лучший помощник здесь – опыт, но не бывает практики без теории, поэтому мы собрали в этой статье некоторые рекомендации для педагогов.
Подходы к списыванию
Списывание списыванию рознь. Точнее по факту-то разницы нет, в любом случае это разновидность обмана с целью получения определенной выгоды. Но хороший учитель это не только человек, задача которого научить, это тонкий психолог и воспитатель. Поэтому педагогу нужно уметь не столько пресекать списывание, хотя это и очень важно, сколько привить ученику понимание того, что оно не приносит пользы. Сделать это довольно сложно с учетом того, что именно оценка является основным показателем успеваемости, а желание получить балл повыше выходит на первый план. И сколько бы ни критиковал Роберт Кийосаки систему образования за такой подход (его известная работа «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу»), но работать преподаватель должен в этих рамках, причем – работать успешно.
Предыдущий абзац мы начали со слов, что списывание бывает разное. Действительно, огромная пропасть лежит между списыванием в школе и вузе. Поступивший в университет или институт человек должен осознавать, что учебная программа здесь отличается от школьной и направлена на систематическое освоение большого количества материала самостоятельно. Чаще всего, когда студент приходит на экзамен неготовым и начинает списывать, это связано не с трудностью предмета, а с недостаточным вниманием, которое он уделил подготовке. Преподаватель в таком случае должен относиться к данному явлению со всей строгостью. Немного перефразируя известный анекдот, поставим риторический вопрос: кому хочется лечиться у врача или ездить по мосту, построенному инженером, если все свои экзамены они списали?
Работа в школе требует немного другого подхода. Учитель со своими учениками работает дольше, знает их лучше. Соответственно ему предстоит решать, стоит ли наказывать, например, снижением оценки за то, что ребенок во время диктанта отвлекся, а в следующую секунду заглянул к соседу по парте в тетрадку. Школьный педагог в таком случае имеет возможность судить о произошедшем, опираясь на ряд факторов: частоту происходящего, общую успеваемость, психотип и многое другое. Реакция должна быть взвешенной, профессиональной. Помните, что деспотичный, авторитарный стиль поведения может спровоцировать списывание в большей мере, чем незнание предмета, поскольку заставит аудиторию сомневаться в своих силах.
Другое дело – школьные экзамены, итоговые контрольные, олимпиады. Здесь отношение к списыванию должно быть негативным. Контроль за успеваемостью введен как раз для того, чтоб проверить насколько хорошо учащийся справляется с программой обучения. Это, по сути, характеризирует работу учителя, действенность его методов. Если ученик спишет, то реальную картину оценить не удастся, а это может навредить профессиональному развитию педагога.
Превентивные меры
Часты случаи, когда намного проще предупредить нарушение, чем бороться с ним по факту.
Интересные методы не допустить списывание
Как и в случае с выдумкой учащихся в направлении хитросплетений списывания, учителя также бывают довольно изобретательными в противодействии этим стремлениям. Вот лишь некоторые интересные методы:
— В Индии на одном из экзаменов присутствовали специально обученные обнаружению шпаргалок… собаки. Неизвестно нашли они их или нет, но студенты недюжинно перепугались;
— В Китае некоторые экзамены проводят в открытом поле или на улице, при этом парты стоят на приличном удалении друг от друга;
— Во многих университетах США существуют братства, в кодексе чести которых значится запрет на списывание. Провинившихся с позором исключают;
— Во Франции за уличение в списывании на выпускном экзамене могут лишить права повторной сдачи на 5 лет, в Китае – навсегда, без чего поступить в вуз невозможно;
— Во многих странах уже давно во время экзаменов используются маленькие парты, где можно положить только листок. Также широко применяется видеонаблюдение, а для предотвращения списывания с мобильных устройств ставятся специальные глушители сотовой связи.
Практические советы
1. Будьте бдительны. Заметить списывание легко, для этого просто нужно наблюдать.
2. Попросите убрать все лишнее с парты – тетради, учебники, пеналы.
3. Следите за поведением. Неестественность позы, нервозность, возбужденность, неусидчивость, постоянное отвлечение от работы – верные признаки того, что человек списывает.
4. Не позволяйте покидать аудиторию до завершения работы. Метод жесткий, подходит для учащихся старшего возраста. Широко практикуется в США.
5. Следите за использованием технических устройств. Многие электронные органайзеры можно использовать в качестве шпаргалок, а с виду они не отличаются от обычных калькуляторов.
6. Проверяйте учебные материалы. В словаре, в географическом атласе легко можно спрятать или написать шпаргалку. Излишнее внимание к этим предметам может сигнализировать об использовании запрещенных инструментов.
7. Если у вас возникли сомнения по поводу честности написания работы промежуточного контроля, на следующее же занятие можно дать мини-тест или один из вопросов, которые были на самостоятельной. Сравнение ответов позволит сверить результат.
8. Специфическая область – списывание или плагиат в домашних заданиях, в первую очередь при написании эссе, сочинений, рефератов. Для обнаружения списывания в этой области учителю пригодятся онлайн-ресурсы проверки на плагиат, поскольку почти все готовые тексты имеются в Интернете. Например, списывание можно проверить с помощью бесплатной программы Advego Plagiatus.
Удачи Вам в борьбе со списыванием!
Отзывы и комментарии
Высказать свое мнение, а также поделиться собственными методами обнаружения шпаргалок и списывания в целом, вы можете, написав комментарий в форме ниже.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Как быть со списыванием…?
Это проблема, с которой сталкивается каждый преподаватель. Как с ней бороться, стоит ли вообще что-то предпринимать, чтобы ученики не пользовались этим «воровским» методом.
Казалось бы, вопрос простой, но на самом деле это просто верхушка айсберга. После небольшого обсуждения с другими педагогами, хочу поделиться некоторыми мыслями, ну и соответственно было бы интересно ваше мнение.
Задуматься по-серьезному об этой проблеме меня побудили недавние события. Случилось так, что ученикам как домашнее задание надо было сделать презентации в PowerPoint, в которых им надо было показать, какой должна быть идеальная школа в их понимании. На уроке я успел выслушать 4 человек из 8, трех не успел. Один ученик сказал, что он флешку забыл дома. В конце урока я взял и скопировав себе презентации тех 3 человек, которых не успел выслушать. Сказал им, что на следующем уроке они смогут выступить.
Когда готовился к следующему уроку, то тщательно просмотрел те 3 презентации, которые скопировал, нашел там ошибки, которые были красной нитью во всех презентациях. Подготовил правила, на которые хотел обратить внимание в начале урока, ну и побудил учеников теперь правильно говорить в своих презентациях, исправляя ошибки, которые у них там есть. В начале урока я вызвал парня, который в прошлый раз забыл флешку. И как только он включил свою презентацию… Я сразу понял, что эту презентацию я видел. (Я ведь дома их тщательно просматривал). Я сразу спросил, его ли это презентация. Он мне уверено несколько раз повторил, что его. Сразу после его выступления я вызвал девушку, которой на самом деле принадлежала та презентация. Она сказала, что у нее такая же. Оба опустили голову… Я спросил, почему минуту назад они утверждали совсем обратное…? Никто ничего не ответил, стоя с опущенной головой.
Когда пришла учительница, которая меня курирует, то сразу сказала, чтобы я им обоим ставил по двойке. На следующий день я им об этом сообщил, также сказал, что если хотят исправить, то на следующий урок им обоим надо подготовить новую презентацию. Вот такая печальная история…
Когда рассказал о случае с парнем, который мне нагло лгал насчет презентации, я сказал: «В тот момент, когда он мне лгал, он что, не понимал, что в любом случае станет все ясно? Разве он не думал о последствиях…?». На что американка улыбнулась и сказала: «А что, у вас тут есть какие-то последствия…?». Действительно, это так сильно вошло в культуру и быт учеников, что списывание является чем-то нормальным. Тот, кто этого не делает – белая ворона. И абсолютно никаких последствий.
Также американка сказала интересную мысль насчет того, что есть дети, которые стараются, но в силу своих интеллектуальных способностей просто не могут сделать что-то лучше. Ну и как им ставить плохую оценку, если они так много сил прилагают для выполнения заданного…?
Ситуация не из легких… Что скажете?
Рубрики: | Общество |
Метки: списывание проблемы современной школы проблемы школы
Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям
«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения
Рассказываем, почему школьники списывают и можно ли с этим бороться.
Готовые домашние задания – тематическая литература, в которой содержатся ответы на упражнения из школьных учебников. Согласно данным поисковой системы «Яндекс», практически каждый день с начала учебного года одним самых популярных запросов становятся ГДЗ [готовые домашние задания]. Кроме того, по статистике онлайн-сервиса SimilarWeb, в списке 50 самых популярных образовательных сайтов мира расположились два российских – znanija.com и megaresheba.ru. На обоих ресурсах размещены ГДЗ для школьников разных возрастов.
Свойкировский пообщался с учителями, школьниками, их родителями и экспертами, чтобы выяснить, меняется ли система образования под влиянием решебников.
Почему школьники используют ГДЗ?
На некоторые темы в школьной программе отводится мало времени, так как в учебном плане количество часов распределяется между всеми дисциплинами. В такой ситуации домашние задания играют важную роль. Они нужны для закрепления знаний и в качестве проверки того, как усвоен материал. Но чем старше школьник, тем больше домашнего задания ему приходится выполнять. Например, в 10 и 11 непрофильных классах литературе уделяется три часа в неделю и 102 часа в год. Сами преподаватели признаются, что этого времени недостаточно для изучения некоторых произведений. Их тексты настолько велики, что приходится разрешать школьникам пользоваться кратким содержанием.
Система образования в Англии и в США применяет подход, когда в средних классах ученики могут составить себе индивидуальное расписание с предметами, выбранными в зависимости от планов на будущее. В то время как российским школьникам нужно изучать всё, что есть в программе. При этом старшеклассники постепенно «забивают» на те предметы, которые не пригодятся им в дальнейшем. Например, для поступления в вуз. Поэтому в одних случаях ГДЗ – возможность проверить свои знания, а в других – способ выкроить время на личные дела.
– Я пользуюсь ГДЗ с 6 класса, в основном решебником по алгебре, так как по этому предмету нужно проверять много разных моментов. После того как посмотрю вариант решения, стараюсь разобраться в нём, чтобы лучше понимать тему. ГДЗ отлично помогает в этом, если не просто списывать, – рассказывает семиклассник Миша.
Некоторым обучение в школе даётся относительно легко, для других учёба становится испытанием буквально с первого дня. Трудности не всегда связаны с переходом от одного звена к другому, иногда их провоцируют конфликты в классе, проблемы в семье, несоответствие психотипа ребёнка с профилем обучения.
На стремление школьника хорошо учиться влияют два фактора. Во-первых, в старшей школе ученики понимают, что при поступлении в вуз во время решения спорных вопросов приёмная комиссия обращает внимание не только на результаты ЕГЭ, но и на аттестат. Поэтому подростки говорят, что самое главное для них – оценки, а простейшим способом не получить двойку становится использование ГДЗ.
– Темы проходим быстро, надо успеть за планом, поэтому домашки огромное количество, её учителя стараются проверять каждый урок. Мне, например, понимание нужно только по тем предметам, которые сдаю, поэтому я списываю 70% домашки, а остальное решаю с репетиторами. Сейчас заканчиваю с заданиями за полночь, мне кажется, если бы делала всю домашку сама, не спала бы вообще. Родители не знают, что мне приходится сидеть допоздна, пытаюсь не палиться, потому что они ругаются. Просто не понимают, чего мне стоят более-менее хорошие оценки, а они для них очень важны, – делится одиннадцатиклассница Саша.
Во-вторых, дети не хотят идти на конфликт с родителями и преподавателями. Психологи отмечают, что часто школьники учатся не для себя, а для взрослых. Ведь родители, как правило, возлагают на своего ребёнка большие надежды: «Учись, чтобы жить нормально», «Сейчас без образования никуда». Получается, что дети получают знания механически. И если ученик не так успешен, как хотели бы его родители, ругаться бесполезно, нужно разбираться в причинах, считают специалисты.
Как с ГДЗ борются учителя и родители
Многие родители, понимая важность оценок, пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание. Но школьная программа, учебники и задания постоянно меняются и усложняются, взрослые часто не могут справится даже с самыми простыми задачками. Тогда на помощь приходят ГДЗ.
Впрочем, сами учителя замечают, что в нынешних учебниках могут встретиться, мягко говоря, некорректные задания:
Ученик списывает, что плохо сказывается на его обучении. Ведь знания не откладываются в голове, не формируется навык решения. Именно поэтому многие родители и учителя запрещают детям пользоваться ГДЗ.
– Я хочу развить мышление в своём ребёнке, а не практиковать слепое списывание. Прошу у него решение, если оно неправильное, мы вместе с ним разбираем, где у него пробел в образовании. Однажды мы подловили его на списывании из ГДЗ. Оказалось, даже в нём бывают ошибки. У него было неправильное решение, объяснить, откуда оно взялось, он не мог. Состоялся серьёзный разговор. Теперь все списывают у него, – рассказывает Михаил, отец шестиклассника.
В попытках избежать бездумного списывания на плечи учителей ложится ещё одна задача: переделывать или расширять упражнения из учебника, а также придумывать творческие задания.
– Я думаю, что пользоваться ГДЗ ученикам можно в том случае, если они хотят проверить полученный ответ. Но необходимо помнить, что и ГДЗ пишут люди, которые не застрахованы от ошибок. Использование решебников значительно повлияло только на выполнение самостоятельных заданий. Ведь в классе у ученика всё же меньше шансов найти эти ответы «нелегальным» путём. Я не часто замечаю, что мои ученики списывают домашнее задание из решебников, так как многие из них творческие. Мне кажется, с помощью своей фантазии учителя могут бороться с бездумным списыванием, – рассказывает Екатерина Белова, учитель школы № 10.
Так влияет ли ГДЗ на систему образования?
–Дети используют ГДЗ как готовое клише, не отрабатывая необходимых действий. И я затрудняюсь ответить, как можно исправить эту ситуацию. Сейчас решебники стали общедоступными, нельзя же ученикам перекрыть доступ в интернет. Единственное учителя могут пытаться доносить до школьников, что использование ГДЗ может негативно сказаться во время сдачи государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классе. Потому как определённых навыков сформировано не будет, – говорит Надежда Носова, заведующая кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области.